Статья 5 35 коап. Теория всего

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

  • в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
  • при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

  • не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
  • не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
  • не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
  • установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 .

Комментарий к ст. 22 Закона о Полиции

1. В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи упоминается о лицах с явными признаками инвалидности. В этой связи необходимо дать определение понятию "инвалид". Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

2. В ч. 3 комментируемой статьи под территориальным органом подразумевается территориальный орган внутренних дел.

3. О понятии "общественный порядок" см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.

4. О понятиях "собрание", "митинг", "демонстрация", "шествие" см. комментарий к п. 6 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

5. О понятии "транспортное средство" см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

6. О понятии "средство связи" см. комментарий к .

7. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12 - 13, 22, 23 настоящего Федерального закона.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Государство считает заботу о детях долгом любого родителя. Довольно часто эта заповедь нарушается. Дети подвергаются домашнему насилию, оставляются без должного присмотра, вовлекаются в употребление спиртного. Но ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по отношению к детям влечет за собой правовую ответственность. Она установлена действующим законодательством и содержит санкции, предусмотренные различными отраслями права: семейно-правовой, административной, гражданской, уголовной.

Статья 63 Конституции РФ считает воспитание своих детей одновременно как право и обязанность родителей. Как бы не складывалась жизнь матери и отца, где бы они не находились, они одинаково ответственны за обучение, физическое развитие и создание подрастающему поколению необходимых для этого условий.

Отец и мать относятся к законным представителям своих детей, без особых разрешений могут защищать их права и интересы во взаимоотношениях с любыми людьми и организациями, в том числе и при рассмотрении дел в судах. Обеспечивать нужды подрастающего поколения в пище, одежде, игрушках, в отдыхе, лечении должны оба родителя. При этом отсутствие у них нужных для этого средств не может браться во внимание. Не освобождают от обязанностей развод супругов и их отдельное проживание.

Родители сами выбирают средства и методы воспитания своих детей. ограничивает реализацию подобных мер тем, что они не должны использоваться во вред здоровью и нравственному содержанию ребенка. В противном случае может наступить установленная в законном порядке ответственность.

Ответственность, установленная федеральным законодательством

Уголовно-правовая ответственность

Статья 156 УК РФ имеет прямую связь с выполнением требований, содержащихся в тексте Семейного кодекса. Ответственность по данному составу может наступить лишь в случаях жестокого обращения с ребенком со стороны родителей, педагогов, опекунов и попечителей, других работников организаций, занимающихся социальными услугами или учреждений, реализующих надзор за несовершеннолетними. Подобные действия должны совмещаться с невыполнением или недостаточно четким осуществлением такой функции, как воспитание детей. Вместе с тем, понятие жестокости здесь является определяющим, когда оно выражается в таких деяниях виновного лица, как:


Другими недопустимыми способами воспитания являются лишение еды, одежды, сна и отдыха, неоказание медицинской и другой помощи. Методы обращения с детьми не должны унижать их человеческое достоинство. За данное преступление предусмотрены различные виды наказаний. Это:

  1. Штраф до 100 т. рублей;
  2. Обязательные работы до 400 часов;
  3. Лишение свободы сроком до 3-х лет с без права занимать в дальнейшем определенные должности или работать в соответствующих сферах деятельности.

Cтатья 157 УК РФ предусматривает санкцию за неуплату алиментов на содержание малолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18 лет в тех случаях, когда это было совершенно неоднократно. Наказание – исправительные или принудительные работы до 1года, а также лишение свободы на такой же срок.

Гражданско-правовая ответственность возникает лишь при наличии вины. В данном случае законодатель усматривает прямую связь между содержанием ребенка в семье и его поведением. Родители не привлекаются к ответу лишь в ситуациях, когда они могут доказать, что правильное воспитание исключало причинение ущерба посторонним, и поэтому они не предвидели и не могли его предотвратить.

Ответственность, установленная Семейным кодексом РФ

Ребенок, как гласит ст. 54 СК РФ, вправе жить и воспитываться в семье. Она является основной ячейкой общества и способствует нормальному физическому, интеллектуальному, нравственному, а главное, социальному развитию детей. Именно в ней ребенок превращается в полноценного гражданина. Воспитания в семье возлагает на родителей особые имущественные и иные возможности, как субъектов семейных правоотношений. Закон не приводит перечня специальных для этого методов, но требует не злоупотреблять правами во вред ребенку. При нарушении прав государство вмешивается в домашние дела через органы опеки и попечительства.

Родители по закону считаются представителями собственных детей. Они обладают преимущественным перед иными лицами правом их воспитывать. Но если между интересами ребенка и его отцом или матерью существуют противоречия, то родители уже не должны выступать в защиту прав своих детей где-либо. Для этой цели органы опеки назначают представителя (часть 2 статьи 64 СК). К одной из основных обязанностей родителя является обеспечение детей получением общего образования в школе или в любом приравненном к ней заведении.

Семейному праву характерны своеобразные санкции, к примеру, такие, как лишение или . Не исключено также и отобрание ребенка. Семейные взаимоотношения часто защищаются гражданско-правовыми методами. К ним можно отнести:

  1. Признание права (определение отцовства).
  2. Восстановление ситуации, имеющейся до нарушения права (объявление брака недействительным).
  3. Признание недействительной оспоримой сделки (определение таковым брачного договора).

В определенных случаях в семейном праве используются санкции в виде взыскания убытков, неустойки, компенсации морального вреда. Так, например, если у лица, платившего алименты, образуется задолженность, то оно обязывается платить по решению суда пеню в размере 0,5 % от суммы неоплаченных средств за каждый день просрочки.

Лишение считается крайней мерой ответственности и применяется в особенных случаях к виновным родителям. СК РФ довольно подробно регулирует эту процедуру. Основания для этой меры приведены исчерпывающе. Ими являются:


Лишить родительских прав можно только по решению суда, которое принимается в процессе судебного заседания с присутствием прокурора и представителей органа опеки и попечительства. В итоге родитель лишается всех прав, в основе которых лежит связь с ребенком. Но с него не снимается обязанность по содержанию несовершеннолетних. У детей остаются имущественные права, вытекающие из факта родства со своими отцом и матерью. При подобном лишении отсутствуют какие-либо сроки. Возобновление полномочий происходит лишь тогда, когда родители меняют свой уклад жизни и отношение к детям.

Ограничение родительских прав может быть реализовано в ситуациях, когда имеются объективные обстоятельства, к примеру, хронический недуг, психическое расстройство или неприемлемое для ребенка поведение родителя, которое не является достаточно опасным. Контакты с детьми разрешаются. Ограничение прав считается временным. Если причины такой меры отпали, то права родителей полностью восстанавливаются. Когда же на протяжении 6 месяцев они не меняют своего поведения, к ним может быть применено лишение прав по иску органа опеки и попечительства.

Если жизни и здоровью малолетнего угрожает опасность, ставящая его на грань гибели, то применяется исключительная мера – отобрание ребенка. Используется такая процедура опекунами и попечителями по получению акта органа местного самоуправления. Малышу обеспечивается временное пристанище и затем в течение недели обращаются в суд с иском о лишении родительских прав или их ограничении. Вышеуказанные санкции употребляются лишь в случаях, когда существует риск нахождения детей с родителями, угроза их здоровью или жизни.

Ответственность по семейному праву устанавливается в случаях, когда не исполняются алиментные обязательства. Достаточно часто родители отказывают в помощи детям. В зависимости от способа и длительности неисполнения этой обязанности, происходит лишение их прав либо возбуждается уголовное дело. Лица, не уплачивающие алименты на своего ребенка, лишаются возможности получения средств от своих детей по достижении ими совершеннолетия. В целях упорядочения вопросов, связанных с ответственностью недобросовестных родителей, опекунов, усыновителей, Министерство образование предложило заносить их в специальный реестр. Лица из этого списка уже не будут иметь возможность общаться с детьми, а тем более, заниматься их воспитанием.

Административно-правовая ответственность

Ст. 5.35 КоАп РФ под названием «Неисполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» включает состав правонарушения, который выражается в бездействии родителей либо других лиц. В данном случае они намеренно не выполняют своих функций по развитию детей, не заинтересованы в создании обстановки для получения среднего образования, успешного обучения. Такие действия должны обладать систематичностью, то есть существовать в течение длительного времени.

Под неисполнение обязанностей, содержащихся в ч. 1 статьи, подпадают многие жизненные ситуации. Так, если малыш не посещает школу, то родители не занимаются процессом его обучения. Ребенок нецензурно ругается и хулиганит – значит, плохо его воспитывают.

Родительские обязанности могут нарушаться в 4-х направлениях: в содержании, воспитании, обучении и защите прав несовершеннолетних. В первой ситуации права ребенка ограничиваются в виде не предоставления ему места проживания, отсутствия достаточного количества еды, одежды. Воспитание не будет надлежащим, если малолетнего не обучают простым навыкам хорошего поведения, существующим правилам этикета, вежливости, уважению к старшим.

Обучение детей не может осуществляться без школьных принадлежностей, учебников и тетрадей. Родители могут не пускать ребенка в школу, не давать ему возможности учиться. Круг обязательств в охране прав и интересов детей заключается в непринятии мер, которыми малолетние ограждаются от внешнего негативного воздействия, например, отказ опекуна от защиты прав ребенка в суде.

Комментарий к ст. 5.35 содержит разъяснение о том, что если невыполнение или неполное осуществление обязанностей по воспитанию ребенка соединено с жестоким обращением, то подобное деяние можно квалифицировать как уголовное преступление, состав которого содержит ст. 156 УК РФ.
Часть 2 статьи содержит более конкретные деяния, которые в основном связаны с неисполнениями решений суда:

  • об устройстве места жительства детей;
  • о порядке исполнения гражданских прав;

Кроме того, наказываются лишение возможности общения с родителями и близкими родственниками, а также воспрепятствование воспитанию и образованию детей.

Кроме отца и матери к административной ответственности привлекаются опекуны, попечители, лица, которые усыновили детей в судебном порядке. Не могут быть признаны виновными граждане, лишенные родительских прав, а также иные лица, если их полномочия прекратились до совершения проступка. Другими словами, не привлекаются к ответственности индивиды, которые, хотя и были легитимными представителями ребенка, однако ко времени наступления события, ставшего причиной правонарушения, перестали быть таковыми.

Правонарушение, которое описано в ч. 1 ст. 5.35 наказывается штрафом от 100 до 500 рублей. Часть 2 этой же статьи содержит санкцию в виде более серьезной неустойки – от 2 до 3 тысяч. ФЗ от 23 июля 2013 года в текст внесен абзац, предусматривающий наложение административного взыскания за повторное совершение действий, перечисленных в ч. 2. Сумма штрафа – от 4 до 5 тысяч рублей или арест на срок до 5 суток.

Дело о проступке, подпадающем под ч. 3 ст. 5.35, подлежит рассмотрению судьей. Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), исследовав материалы, выносит постановление о прекращении дела или о привлечении к ответственности, при этом указывается вид и размер наказания. Суд или КДН рассматривают уже подготовленный материал, частью которого является протокол о содеянном проступке.

КоАП РФ определяет лиц, наделенных полномочием составлять протокол. Такими правами обладают полицейские, члены комиссии и судебные исполнители. Последние могут оформлять документы о совершении проступков, охватываемых частями 2 и 3 ст. 5.35 КоАП. В связи с этим Федеральная служба приставов выпустила Методические рекомендации, которые содержат разъяснения относительно действий должностных лиц в случае совершения правонарушений. На практике КДН анализирует дела, полученные из органов полиции.

Правонарушения, совершаемые в отношении детей, могут быть обнаружены в процессе жалоб, поступающих от самых разных лиц и сигнализирующих о ненадлежащем обращении с детьми и их воспитанием. С таким заявлением в уполномоченные органы могут явиться:

  • мать ребенка в отношении своего бывшего супруга;
  • соседи, имеющие возможность наблюдать за семьей;
  • сотрудники школ и медицинских учреждений;
  • близкие родственники;
  • сотрудники прокуратуры, получившие информацию о правонарушении.

В заявлении следует указать повод, по которому данное лицо обращается в соответствующий орган, кратко осветить, какие именно проступки и кем были совершены. Ниже приводится перечень оснований, которые могут стать поводом для выяснения условий проживания ребенка.

Основание Описание
Ненадлежащее выполнение родительского долга К таким лицам в первую очередь относятся неплательщики алиментов. К примеру, если это отец ребенка, то заявление в опеку может написать его супруга. У лиц, уклоняющихся от своих обязанностей, обычно отсутствуют простейшие бытовые условия, в домах грязно, не прибрано.
Оставление малыша в роддоме, больнице При отказе забирать новорожденного, сотрудники учреждения должны сообщить об этом опекунам или родителям. При их нежелании принять ребенка уведомляются работники органов опеки. Они приютят малолетнего и подадут иск о лишении прав.
Злоупотребление правами К ним относятся родители, которые запрещают ребенку общаться со сверстниками, приучают его к пагубным привычкам, создают условия, препятствующие развитию и обучению детей.
Жестокое обращение В этих случаях в отношении детей применяются физические наказания, побои, запугивания, нанесение травм и повреждений.
Вредные привычки Родители или один из них систематически находятся под действием спиртного или наркотиков, поэтому в таких ситуациях срочно вызываются работники органов опеки.
Психические заболевания Нарушение психики у матери (отца) становится причиной, когда должен решаться вопрос о его недееспособности и передаче малыша органу опеки или второму родителю.

Соответствующие органы рассматривают жалобу в течение 30 дней со времени ее поступления. Заявитель непременно должен получить ответ. Если факты побоев, запугивания, сексуального насилия будут подтверждены, следует обязательно забрать ребенка из семьи, поскольку его жизни и здоровью угрожает прямая опасность. Малыша помещают временно в специальное учреждение. О проделанных действиях ставят в известность прокуратуру.

Судебная практика

По вопросам невыполнения гражданами обязательств по воспитанию детей имеется богатая судебная практика. Так, к примеру, в Первомайский райсуд г. Саратова поступил иск от М. о лишении З. родительских прав в отношении малолетнего ребенка. Истица в доказательство своего требования рассказала, что брачные связи между ней и ответчиком уже давно окончательно прерваны, супруг не выполняет своих обязанностей в содержании несовершеннолетнего, не занимается его воспитанием. Ответчик на глазах у ребенка употребляет спиртные напитки, провоцирует конфликты, проявляет агрессию к истице. В связи с этим она просит лишить З. родительских прав.

Ответчик З. в заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что не желал уклоняться от воспитания ребенка, хочет сохранить свои права и в будущем заботиться о малыше. Истица и ответчик пребывают в обостренных отношениях, поэтому он не отрицает, что иногда выпивал в конфликтных ситуациях для того, чтобы успокоиться. В настоящее время он нашел новую работу, собрался вести трезвый образ жизни, примириться с истицей.

Суд, заслушав истца, пришел к такому выводу: статья 69 СК включает в себя положение о том, что один или оба супруга могут лишиться родительских прав, если они: не выполняют своих обязанностей, избегают уплаты алиментов, являются хроническими алкоголиками.

Давая оценку доказательствам, собранным по делу, суд полагает, что со стороны З. могли быть допущены случаи неисполнения своих обязанностей, но к моменту рассмотрения дела они не носили регулярного характера, имели место на протяжении незначительного отрезка времени. По убеждению суда, достаточных причин для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. В интересах ребенка суд считает, что лишение ответчика родительских прав представляется необоснованным и преждевременным. На основании вышеизложенного, суд решил в удовлетворении искового заявления М. к З. отказать.

Следовательно, на родителей возлагается большая ответственность за воспитание и обеспечение своих детей. карается законом, что предусмотрено статьями Семейного, Административного, Гражданского и Уголовного кодекса.

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 98-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.


3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

(Часть дополнительно включена с 17 мая 2011 года Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 98-ФЗ)

Комментарий к статье 5.35 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья является первой из трех (ст. ст. 5.35 - 5.37 КоАП РФ), предусматривающих административную ответственность за нарушение прав и законных интересов детей. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные законом обязанности родителей, иных законных представителей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

Согласно Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Родители обязаны обеспечивать содержание (ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ), воспитание и образование (ст. 63 СК РФ) и защиту прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования и создание условий для получения среднего (полного) образования, а также защищать права и интересы своих детей (ст. ст. 63 и 64 СК РФ).

Статья 63 (п. 1) СК РФ напоминает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Но СК РФ не указывает, о какой именно ответственности идет речь. Представляется, что может быть ответственность как нравственного порядка, так и юридическая, предусмотренная различными отраслями законодательства: административная, гражданско-правовая, семейно-правовая и др. Административная ответственность родителей (и лиц, их заменяющих) как раз установлена комментируемой статьей.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в бездействии родителей (или иных законных представителей несовершеннолетних), которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои (т.н. родительские обязанности) обязанности по отношению к детям.

Нарушение родительских обязанностей может быть четырех видов: по содержанию, по воспитанию, по обучению и по защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Нарушение обязанностей по содержанию детей может проявляться, например, в непредоставлении ребенку (детям) места проживания, неприобретении ему необходимых для нормального развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п. Нарушение обязанностей по воспитанию детей может выражаться в том, что ребенку не прививаются элементарные навыки нормального поведения, его не учат доброте, правилам общежития, вежливости, этикету, не прививается любовь к труду, уважение к старшим и т.п. Нарушение обязанностей по обучению детей выражается в том, что родители (или лица, их заменяющие) не приобретают для них учебники, тетради, иные школьные принадлежности, не дают им возможности учиться, не создают условий для посещения школы (не пускают в школу) и т.п. Нарушение обязанностей по защите прав и интересов (в т.ч. личных и имущественных) детей может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии элементарного ухода и надзора (контроля) над ними; в нежелании (отказе) опекуна или попечителя представлять интересы ребенка в суде и т.п.

Оконченным данное правонарушение считается с момента допущения бездействия, т.е. истечения срока, установленного законом для выполнения той или иной родительской или опекунской обязанности. Поскольку данное правонарушение относится к длящимся, то нужно учитывать правила ст. 4.5 (п. 2) КоАП РФ о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по длящимся правонарушениям исчисляется со дня их обнаружения (см. также п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей может способствовать совершению подростком правонарушений и даже преступлений. Административная же ответственность родителей (или лиц, их заменяющих) по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение правонарушений детьми. В ряде случаев оно может быть лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по данной статье в отношении родителей (или лиц, их заменяющих).

Диспозиция ч. 2 комментируемой статьи содержит своеобразный перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Чаще всего это связано с расторжением брака (разводом) и недостижением согласия родителей по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в судебном порядке.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в том, что потенциальный виновник - один из родителей или законных представителей, пытается препятствовать ребенку в общении с другим родителем (или близкими родственниками) либо, напротив, лишает возможности другого родителя (или близких родственников) на общение с ребенком, намеренно скрывает место нахождения ребенка (детей) помимо его воли, не исполняет судебное решение об определении места жительства детей, не исполняет судебное решение о порядке осуществления родительских прав либо иным образом препятствует осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Окончание диспозиции данной статьи в виде формулировки: "нарушение, выразившееся в. ином воспрепятствовании осуществлению. прав" представляется предельно широким и неконкретным, что может вызывать затруднения на практике при квалификации правонарушающих действий.

В ч. 3 комментируемой статьи состав правонарушения образуют те же действия, которые указаны в ч. 2 данной статьи, но совершаемые одним и тем же лицом повторно (см. комментарий к ст. 5.27 КоАП РФ).

3. Субъекты данного правонарушения названы в самой статье. Ими могут быть:

Родители несовершеннолетнего (т.е. родная мать или отец либо усыновители ребенка);

Иные законные представители ребенка, которых закон приравнивает к родителям в части выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетним (например, опекун, попечитель. Об их правовом статусе см. ст. 35 ГК РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Юридические лица (например, медицинские или детские учреждения и др.), на попечении которых могут находиться несовершеннолетние дети, субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, быть не могут.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье могут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также члены районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, выражающихся в неисполнении решения суда (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи) могут составлять должностные лица Федеральной службы судебных приставов (см. п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных всеми частями комментируемой статьи, рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних в коллегиальном составе (см. ст. 23.2 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 5.35 КоАП РФ

Объектом данного правонарушения являются семейные отношения. Эти отношения регулируются семейным законодательством и прежде всего Семейным кодексом РФ. Статья 63 СК РФ закрепляет право и обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Нормы, направленные на защиту прав ребенка в сфере воспитания и образования, закреплены также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 21.12.2004).

Объективную сторону данного правонарушения образует неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка. Семейный кодекс содержит лишь общую, рамочную норму об обязанностях по воспитанию ребенка. Поэтому понятие надлежащего либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.

Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, образует объективную сторону уголовного преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

Субъектом данного правонарушения являются законные представители несовершеннолетнего. Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители, приемные родители. Обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних возлагаются также на руководителей воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.