Статья за нарушение авторских прав

Термин «пиратство»

Использование термина «пиратство » (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон , где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection » (в русском переводе - «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается , однако он употребляется в локальных нормативных актах , документах судов и специальной юридической литературе .

Некоторые источники [уточнить ] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана , термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством , включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства , взятие заложников , потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии », одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте .

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом , такого как программное обеспечение , музыкальные композиции , фильмы , книги , компьютерные игры . Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России , на Украине , в Китае , Казахстане , Бразилии , Мексике и Индонезии .

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами , могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата - обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить ] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него - в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений типов несанкционированных [уточнить ] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P -технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит . Для этого существует специальный класс программного обеспечения - так называемые «кряки » (от англ. to crack - взламывать), специальные патчи , готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов , которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома - отладчики , дизассемблеры , редакторы -заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс , а в 2007 году Джеф Райкс (англ. ) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы - ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров -производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения , применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное , с приобретением лицензий на него). По данным BSA и IDC , уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС - 35 %, в РФ - 68 % (в 2004 году - 87 %), в ряде стран бывшего СССР - 90-95 % .

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику - обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю ( или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной - это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет .

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат ». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек , бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России, политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki -сайта anticopyright.ru .

Пиратские партии

Демонстрация в защиту пиратства

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права . Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете . Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США - дело времени.

См. также

Примечания

  1. Контрафакция , Большой юридический словарь
  2. Гришаев С. П. Глава 2, § 9. Защита авторских прав // Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М ., 2004.
  3. T. Dekker. Wonderfull Yeare 1603
  4. См.: Darrell Panethiere. The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO
  5. Даррелл Пейнетьер. Живучесть пиратства и его последствия для творчества, культуры и устойчивого развития = The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO. Межправительственный комитет по авторскому праву. Тринадцатая сессия Всемирной конвенции, пересмотренной в 1971 году. Документ IGC(1971)/XIII/6). - Париж: UNESCO, 2005.
  6. По результатам полнотекстового поиска в базе «Консультант Плюс».
  7. См., например: Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 № 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35.
  8. См.: Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
  9. См., например, статьи: Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция. 1996. № 10.
  10. Richard Stallman. Free Software in Ethics and Practice речь в МГУ , 3 марта 2008
  11. Шведская Партия пиратов пробилась в Европарламент
  12. Обозначения типов нелегальных релизов видео и типичных дефектов (только в первом сообщении; следующие описывают форматы файлов мультимедиа)
  13. Gates, Buffett a bit bearish (англ.) . CNet (2 июля 1998). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 25 сентября 2008.
  14. Microsoft рекомендует красть Windows (рус.) . Лента.ру (14 марта 2007). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 12 января 2012.
  15. Sixth Annual BSA and IDC Global Software Piracy Study (англ.) . Исследования BSA . BSA (май 2009). - Шестое глобальное исследование BSA и IDC использования контрафактного ПО. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 27 февраля 2010.
  16. Richard Stallman. Copyright and globalization in the age of computer networks
  17. Anticopyright
  18. US Pirate Party Endorses Barack Obama (англ.) . ??? (03.01.2008). Архивировано
  19. About the Pirate Party (англ.) . US Pirate Party. - Homepage. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено???.

Оформление авторского права (АП) позволяет защитить интеллектуальную собственность, то есть такие объекты: произведения литературного жанра, искусства, научную литературу. Не имеет значения ни способ выражения, ни предназначение, ни достоинства.

К основным объектам АП относят различные произведения, а также их производные и составные части. Еще это могут быть сборники и энциклопедии.

А кроме того, в статье 1259 ГК РФ обозначен перечень таких объектов:

  • хореографические произведения;
  • пантомимы;
  • песни;
  • произведения сценографического искусства;
  • произведения декоративно-прикладного искусства и другие.

Обычно такие труды депонируют, то есть передают на хранение в соответствующую организацию. В России авторы чаще всего сотрудничают с РАО, передавая этому обществу свои труды на хранение. Таким способом можно подтвердить в суде, что на момент регистрации работа существовала в указанном виде.

За нарушение АП предусмотрена ответственность как организации, так и конкретных лиц, нарушивших закон.

Гражданско-правовая ответственность

Если правонарушитель неумышленно нарушил ваши авторские права, все равно он должен нести за это ответственность. Более того, он обязан прекратить, пресечь данное нарушение. Защитить же свои исключительные права вам поможет опытный юрист, который, согласно ст. 1252 ГК РФ, грамотно составит требования.

1. Суд должен:

  • подтвердить ваши авторские права;
  • не признать, что иной субъект является правообладателем;
  • признать, что конкретное лицо (организация) нарушило АП.

2. Потребуется пресечь любые действия, связанные с нарушением АП. Это же касается и угрозы нарушения чужого авторского права.

3. Нужно добиваться, чтобы суд обязал возместить убытки. Для этого правообладателю потребуется представить расчеты, подтверждающие нанесение убытков. Юрист поможет составить подтверждающие документы.

4. Должно быть назначено изъятие всех материальных носителей, используемых для копирования произведения:

  • расходных материалов;
  • оборудования.

5. С помощью надежного юридического сопровождения вы своевременно получите копию судебного решения.

6. Аналогичную ответственность также будут нести лица, что заключили с правообладателем договор, но при этом вышли за рамки обозначенных в договоре полномочий.

7. Правообладатель может требовать:

  • выплату компенсации – до 5 миллионов рублей;
  • стоимость экземпляров произведения в двойном размере и дополнительно двукратную стоимость за право использования произведения.

8. Неоднократное нарушение исключительного права может привести к ликвидации ЮЛ.

Административная ответственность

1. Какое-то лицо может заняться незаконным использованием вашего произведения с целью получения дохода:

  • ввозить;
  • продавать;
  • использовать иными способами.

2. Правонарушитель может использовать контрафактные экземпляры.

3. Нарушитель ваших прав иногда указывает на произведении неверную информацию о правообладателе. Изготовитель вашего произведения, с которым вы заключили договор, также должен указываться правильно.

4. Сумма наложенного штрафа зависит от субъекта права, нарушившего закон. Это могут быть:

  • обычный гражданин – штраф 2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – штраф 20 тыс. руб.;
  • компания (ЮЛ) – штраф 40 тыс. руб.

Также будут изъяты:

  • контрафактные экземпляры;
  • средства их производства.

Уголовная ответственность

1. За действия, называемые плагиатом, суд может назначить более серьезное наказание. Плагиат – это присвоение авторства. Обычно плагиаторство имеет сходство с воровством и наносит правообладателю крупный ущерб.

2. С плагиатора могут быть взысканы:

  • сумма 200 тыс. руб.;
  • суммарный доход за 18 мес.

3. Этому лицу могут быть назначены:

  • обязательные работы – 180-240 часов;
  • арест – 3-6 мес.

4. Наступление уголовной ответственности отмечается, если нарушен закон:

  • при приобретении объекта АП;
  • при его хранении;
  • при транспортировке экземпляров с целью их сбыта;
  • при любом ином противоправном использовании чужого объекта АП.

Две стороны одного дела

Доказать, что ваши права нарушены, несложно. Главное, это добиться в суде назначения компенсации материальных убытков по максимуму. Также можно доказать, что автору был нанесен глубокий моральный ущерб противоправными действиями плагиатора. Ведь у него фактически украли имя!

С другой стороны, юристам часто приходится отстаивать позицию клиентов, нарушивших чьи-то авторские права. В этом случае выбирается максимально удобная стратегия защиты. Можно пытаться оспорить авторское прав, если речь идет о научном труде. Возможно, "идея летала в воздухе", и автор не может являться первооткрывателем или неоспоримым, единственным ее создателем.

Также речь могла идти об устной договоренности между обладателем АП и его реализатором. В рамках гражданско-правового разбирательства можно будет решить этот вопрос мирным путем к взаимной выгоде обоих сторон.

Также можно значительно снизить меру ответственности за нарушение АП, если издателя умышленно ввели в заблуждение иные лица, подделавшие документы. Тогда придется рассчитаться с законным правообладателем АП, но иной ответственности не наступит.

Кстати, некоторые авторы идут на такую хитрость: их подставные лица предлагают редакторам опубликовать не очень актуальное произведение задаром или за символическую сумму. Они же выдают предлагаемую работу за свою. А после автор требует через суд астрономических компенсаций, так как он, якобы, мог продать право на публикацию произведения за большие деньги.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Тема 9.2 Патентное право

    ✪ Мои видео воруют - наглое нарушение моих авторских прав и как с этим бороться

    Субтитры

Термин «пиратство»

Использование термина «пиратство » (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон , где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection » (в русском переводе - «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается , однако он употребляется в локальных нормативных актах , документах судов и специальной юридической литературе .

Некоторые источники [ ] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана , термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством , включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства , взятие заложников , потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие, как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии », одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте .

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом , такого, как программное обеспечение , музыкальные композиции , фильмы , книги , компьютерные игры . Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России , на Украине , в Китае , Казахстане , Бразилии , Мексике и Индонезии .

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами , могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата - обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Основная статья: Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [ ] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него - в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений типов несанкционированных [ ] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P -технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит . Для этого существует специальный класс программного обеспечения - так называемые «кряки » (от англ. to crack - взламывать), специальные патчи , готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов , которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома - отладчики , дизассемблеры , редакторы -заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ. ) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы - ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров -производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения , применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное , с приобретением лицензий на него). По данным BSA и IDC , уровень «пиратства» в США в 2008 году был самым низким в мире и составлял 20 % от всего используемого программного обеспечения, в странах ЕС - 35 %, в РФ - 68 % (в 2004 году - 87 %), на Украине - 84 % (15 место), в ряде стран бывшего СССР - 90-95 % .

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику - обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю ( или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например, видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной - это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет .

Литературные произведения

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат ». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы [какие? ] .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек , бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков. [ ]

Способы защиты авторских прав

Говоря о способах защиты авторских прав, необходимо выделить два независимых аспекта этой проблемы: способы защиты авторских прав в целях пресечения незаконного использования объекта авторских прав или в целях защиты от непризнания или оспаривания авторства .

Защита от непризнания или оспаривания авторства

В соответствии со ст.1257 ГК РФ «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.» Законодательства других стран, подписавших Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений , имеют аналогичные нормы. Таким образом вводится понятие презумпции авторства и устанавливается заявительный характер авторского права.

Отсюда проистекают два основных вопроса, требующих доказательства в деле об установлении авторства: чьим творческим трудом создавалось произведение и вопрос о времени его создания или времени доведения до всеобщего сведения в объективной форме. Если произведение имеет материальную форму (например, произведение живописи), то в большинстве случаев установить автора и подтвердить его творческое участие в создании произведения не сложно. В других случаях основным фактором, влияющим на признание или непризнание авторства, будет доказанный приоритет права.

Фактом, подтверждающим авторские права, приоритет авторства и существование произведения в объективной форме, может являться любой документ, надежно удостоверяющий факт существования произведения на определенную дату. Таким образом существуют следующие основные способы формирования таких доказательств:

  • Отправка произведения самому себе по почте с сохранением нераспечатанного конверта с почтовым штемпелем до судебного разбирательства;
  • Публикация произведения в открытых, общеизвестных источниках (например, публикация стихотворения в газете);
  • Депонирование в авторском обществе или юридической компании (использование депозитариев);
  • Нотариальное удостоверение даты и времени произведения (если произведение может быть представлено в печатной и понятной нотариусу форме);
  • Использование Интернет-сервисов по защите авторских прав (для произведений в электронной форме, при условии, что сервис представлен юридическим лицом, выдающим соответствующие документы).

Пресечение незаконного использования объектов авторских прав

  • Отправление писем и претензий собственнику сайта или хостинг-провайдеру
  • Судебный спор
  • Взаимодействие с поисковыми сервисами для удаления страниц из результатов поиска

В странах СНГ уже сформировалась обширная практика по защите авторских прав в интернете, при этом наиболее сложными моментами все еще остаются:

  1. Определение виновного в нарушении лица;
  2. Определения размера ущерба, который нанесен правообладателю, а также его обоснование.

При этом практически не используется крайне популярный в США инструмент: удаление сайта-нарушителя из поисковых результатов, с помощью инструментов, определенных Законом США «Об авторском праве в цифровую эпоху » .

Политические движения

После попытки в 2006 году организовать пиратскую партию в России политическое движение по этому вопросу зарождается заново в виде wiki -сайта anticopyright.ru .

Пиратские партии

Типичная программа пиратской партии содержит такие положения и требования:

  • Снижение сроков авторского права . Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете . Пока её ещё нет, однако, по заверениям Пиратской партии США, её появление в США - дело времени.

Состав преступного деяния, предусмотренного статьей 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), является актуальным в современном обществе, равно как и . Это связано с тем, что создатели объектов интеллектуальной собственности (далее — ИС) часто сталкиваются с таким понятием как плагиат. Конституционной нормой предусмотрено и гарантировано право граждан на выражение творческих способностей, а их результаты находятся под охраной со стороны государства.

Законодательством предусмотрено несколько видов ответственности за нарушение прав авторов. За наиболее серьезные покушения на права создателей объектов ИС предусмотрена наибольшая мера ответственности, в частности уголовное наказание.

Особенности злодеяния

Начнем рассмотрение вопроса с понятия и состава преступления нарушения авторских и смежных прав. Понятие авторского права и связанных с ним других прав раскрываются в соответствующем ФЗ, в котором также закреплен перечень объектов, которые относятся к результатам ИС. Данный список не является исчерпывающим. Право авторства распространяется на следующие созданные человеком объекты:

  • литературные произведения;
  • научные открытия;
  • результаты различных направлений искусства (живопись, кинематография, дизайн, музыкальные произведения) и другие.

Все указанные результаты ИС нераздельно связаны с автором, с его интеллектуальным трудом. По поводу этих объектов автор вступает в отношения по их созданию, распространению и использованию. Отношения, в которые вступает создатель, урегулированы нормами гражданского законодательства. За нарушение данных прав законодатель установил несколько видов ответственности. Уголовное преследование возможно только лишь в тех случаях, которые предусмотрены ст. 146 УК. Об особенностях злодеяния речь пойдет ниже.

Состав преступления

Состав преступного деяния включает 4 основные элемента:

  • Объект – определен как отношения по поводу возникновения авторства и других смежных прав, которые являются неотъемлемыми правами человека, гарантированными основным законом государства. Потерпевшей стороной от злодеяния является создатель объекта ИС или другой правообладатель (гражданин или организация, который владеет авторством на законных основаниях – по договору, в порядке получения наследства).
    • Для квалификации состава злодеяния не имеет значения факт обнародования того или иного объекта ИС, право авторства будет распространяться на любые творения, которые представляют собой результат творчества.
    • Для квалификации также не имеет значения форма существования объекта (в письменном виде, устном, видео- или звукозапись, в виде изображения или в объемно-пространственной форме).
    • Также к объектам ИС не предъявляется требование о регистрации и соблюдении иных формальных процедур для осуществления защиты авторства. Однако права, связанные с авторством, не распространяются на задумки, принципы, представления, тезисы, факты и т.п.
  • Объективная сторона – это активные противоправные поступки виновного лица, которые выражаются в следующих действиях:
    • Плагиат, т.е. процесс по присвоению (заимствованию) чужого авторства над объектом ИС. Виновное лицо выдает любое произведение, созданное в процессе творческой деятельности, от своего имени. Присвоением чужого авторства также признается выпуск всего произведения в целом, а также его части. Помимо этого действия будут квалифицироваться как заимствование, если при выпуске произведения автор не укажет имя своего соавтора. Только если между соавторами нет другой договоренности. При этом соавторство – это совместное создание объекта ИС, независимо от формы произведения и его составных частей. Ответственность за плагиат наступает по ч. 1 только при наступлении последствий в виде крупного вреда. Размер ущерба зафиксирован в примечании нормы, который составляет более 100 тысяч рублей. Расчет ущерба происходит путем подсчета стоимости реализации предметов ИС, либо стоимости прав на их использование.
    • Неправомерное использование (ч. 2), под которым понимается распространение либо создание копий без санкции создателя или другого правообладателя. Под незаконными действиями понимается использование объектов с нарушением норм законодательных актов, регулирующих отношения по поводу образования и использования объектов ИС. К данным действиям также приравниваются:
    • Нелегальное приобретение, т.е. завладение лицом контрафактными предметами различных объектов ИС или фонограмм путем совершения различных операций (заключение сделок по отчуждению и принятию во владение или получение в качестве оплаты за работу или услугу). Контрафактная продукция – изготовленная или распространенная нелегальным способом, влекущим нарушение прав создателя и сопутствующих прав (ввоз без разрешения правообладателя из страны, где объекты не находятся под охраной).
    • Нелегальное хранение, т.е. фактическое владение контрафактными предметами, для которого могут использоваться различные места – складское, жилое, торговое помещение или специальный тайник.
    • Нелегальная перевозка, т.е. перемещение предметов с использованием любого транспорта (даже в пределах одного населенного пункта).
    • Нелегальный сбыт, т.е. совершение действий по передаче предметов на платной или бесплатной основе другим лицам, независимо от способов сбыта (купля-продажа, аренда, распространение в целях ознакомления, публикация на Интернет-сайтах). Цель реализации может также выражаться в нахождении предметов в местах осуществления торговли, проката и в складских помещениях.

Ответственность по ч. 2 за нелегальное использование и совершение указанных действий наступает в случае, если стоимость предметов авторского права выше 100 тысяч рублей, т.е. в законе обозначен как крупный размер. Таким образом, все составы являются материальными, т.е. ответственность наступает с возникновения опасных последствий, которые выражаются в виде крупного ущерба или крупного размера.

  • Субъективная сторона комментируемой статьи выражается в прямом намерении причинить ущерб, совершая нелегальные действия с предметами ИС. Цель злодеяния выражается в получении выгоды путем сбыта предметов.
  • Субъект () – гражданин, .

Квалифицирующие виды

В соответствии с ч. 3 наступает более серьезная ответственность за нелегальное использование объектов авторского права. Для квалификации необходимо наличие следующих признаков:

  1. Группа лиц, которая предварительно сговорилась о совершении злодеяния, либо организованная группа.
  2. Особо крупный размер, который зафиксирован в примечании к норме, и составляет 1 млн. рублей.
  3. Специальный субъект – лицо, которое использовало свой должностной статус для совершения преступного деяния.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – совокупность норм права, которые устанавливают отношения в области ИС, защищают авторские и смежные права, а также предусматривают ответственность за их нарушение. Кроме норм УК, существует также гражданско-правовая ответственность за несоблюдение и противоправное воздействие на права авторства (ст. 1252 ГК). Защита может осуществляться указанными в статье способами, когда правообладатель или автор предъявляет соответствующие требования (претензии) к нарушителю его прав в соответствующем порядке:

  • Признать право авторства – претензия к лицу, отрицающая или не признающая авторства.
  • Пресечь действия, которые нарушают или создают опасность нарушения прав авторства.
  • Возместить причиненные убытки – претензии к лицу, которое нелегально использовало продукт ИС на бездоговорной основе или другим способом, нарушившим право и повлекшим причинение убытков.
  • Изыскать материальный носитель и вернуть к законному правообладателю – претензия к любому недобросовестному лицу, осуществляющему действия по хранению, изготовлению, перевозке, реализации и распространению.
  • Опубликовать судебное постановление о допущенном нарушении, в котором должен быть указан истинный правообладатель – претензия к лицу, которое нарушило права авторства.

Способом защиты выступает гражданско-правовой иск, в котором создатель или иной обладатель прав требует компенсировать нарушенное право. Также за нарушение прав авторства и сопутствующих прав установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 7.12 КоАП) за совершение следующих действий:

  • импорт;
  • реализация;
  • сдача в аренду;
  • любые нелегальные действия по использованию предметов ИС.

Цель – получение прибыли. Для квалификации действий по КоАП (нарушение авторских и смежных прав) причиненный ущерб создателю или иному обладателю прав не должен превышать крупного размера.

Возмещение ущерба

При нарушении прав создателя и иных обладателей помимо возмещения убытков указанные лица вправе претендовать на компенсацию за нарушение авторского права от нарушителя. Взыскатель вправе на получение выплат только в случае установления факта нарушения, т.е. его доказанности. Сумма компенсационных выплат устанавливается судом в тех границах, которые предусмотрены ГК, с учетом особенностей нарушения и других положений дела.

Правообладатель имеет право требования компенсационного возмещения:

Меры наказания

Административные санкции

Административные санкции за нарушение прав авторства в соответствии с КоАП:

  • Применение штрафных санкций к гражданам с изъятием контрафактных объектов ИС и материальных носителей, если:
    • предметы являются поддельными;
    • на предметах указаны подложные сведения о компании-изготовителе, месте производства, а также об авторе.

Размер штрафных санкций установлен в переделах от 1,5 до 2 тыс. рублей.

  • Штрафные взыскания с должностных лиц – от 10 до 20 тыс. рублей с изъятием контрафакта, а также орудий совершения правонарушения.
  • Штраф с ЮЛ – от 30 до 40 тыс. рублей также с изъятием.

Уголовная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав

Назначение санкций в соответствии с УК:

  1. : до 200 тыс. рублей либо в сумме заработка виновного за период до полутора лет.
  2. Применение : до 480 часов.
  3. : до 1 года.
  4. : до полугода.
  5. до 2 лет.

За квалифицирующие составы установлены более строгие альтернативные меры:

  1. : до 5 лет.
  2. Лишение свободы: до 6 лет с взысканием штрафных санкций в размере до 500 тыс. рублей либо в сумме заработка за трехлетний период.

Разграничение по применению ответственности к нарушителю происходит в зависимости от наличия цели сбыта.

  • Если таковая цель отсутствовала, то к виновному лицу применяется административное наказание.
  • Если таковая цель присутствовала, то далее разграничение идет в зависимости от суммы причиненного ущерба.

Еще больше полезной информации по вопросу ответственности за нарушение авторского и смежных прав содержится в видеосюжете ниже:

Составление иска

Для защиты нарушенного авторского права перед обращением в суд можно попробовать урегулировать конфликт мирным способом путем направления претензионного письма об устранении нарушении. Однако наиболее эффективным остается способ судебной защиты с помощью предъявления иска.

  • в общую судебную инстанцию;
  • в арбитражную судебную инстанцию.

В заявлении необходимо указать:

  • обстоятельства нарушений (виновное лицо, способ нарушения права);
  • требования (финансового и неимущественного характера);
  • ссылки на законодательные акты.

В зависимости от предъявляемых требований могут подаваться различные иски:

  • признать авторство или соавторство;
  • восстановление нарушенного права;
  • взыскание морального ущерба;
  • о взыскании гонорара;
  • о возмещении убытков или компенсационных выплат;
  • об опровержении неосновательного обогащения (требования предъявляются к соавтору, который без оснований получил вознаграждение за другого автора) и т.д.

Скачать образец документа можно .

Некоторые случаи из судебной практики нарушение авторских и смежных прав рассмотрены далее, но число таких исков сегодня колоссальное.

Судебная практика

В отношении гражданина Деревянко возбуждено уголовное дело по факту нелегального использования объектов авторского права. В ходе проведения следственных мероприятий были выявлены следующие обстоятельства. В начале 2016 года обвиняемый приобрел контрафактную продукцию у неопределенного субъекта, а именно 40 носителей, на которых было записано ПО «Консультант Плюс». Обладателем прав данного программного продукта является одноименная компания.

Обвиняемому было заранее известно о поддельности указанного товара, законных прав на использования от компании и другого лица не получал. Гражданин Д. с целью реализации контрафакта перевез диски в торговый павильон, где и организовал место хранения. После чего распродал 20 дисков с программой, получив за каждый экземпляр по 1000 рублей.

В процессе проведения оперативной работы были конфискованы остальные экземпляры поддельной продукции. Представитель правообладателя оценил причиненный ущерб в общей сумме 2 млн. рублей. В ходе разбирательства суд квалифицировал действия обвиняемого по ч. 3 п. «в» ст. 146 УК (нелегальное хранение с целью реализации поддельной продукции в особо крупном размере). С учетом материалов по расследованию преступных действий гражданина Д., а также степени опасности суд пришел к выводу об избрании меры наказания в виде лишения свобода сроком на два года условно без применения штрафных санкций.

К сожалению, вроде описанных в этой статье нарушения авторских прав, а также, например, или , караются сурово, ведь относятся к злодеяниям против конституционных прав человека. именно потому не стоит молчать, заметив преступление.

Каждый гражданин имеет право собственности на произведения, научные разработки, картины и другие плоды своего творчества. РФ оберегает эти права. Неправомерная эксплуатация чужих работ карается органами правосудия.

Когда наступает ответственность за нарушение авторства

Действия, обращенные на заимствование умственного труда автора без его одобрения, влекут привлечение к ответственности, ведь они причиняют владельцу душевные переживания, финансовый убыток, портят имидж.

  • касающиеся самого автора (присвоение чужих работ);
  • связанные с исключительным владение интеллектуальным имуществом (перезапись, рассылка, торговля и др. неправомерные действия).

В практике встречаются различные вариации нарушений авторства:

  • обнародование лицензионных игр, программ для ПК;
  • "слив" в сеть или продажа аудио, видеозаписей. Бывали случаи кражи свежего фильма у съемочной группы до выхода в прокат и демонстрации его в открытом доступе;
  • Помещение в сеть электронных версий произведений писателей, песен без ведома представителя и др.

Ответственность за нарушение авторских прав

Способ защиты зависит от характера и содержания проступка. Часто автор просит остановить незаконные действия, требует взыскание компенсации. Уровень наказания и ответственность может быть:

  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Гражданско-правовая ответственность за плагиат

Она направлена на возобновление интересов, имени, прав. Регламентируется ч. 4 ГК РФ. Автор может подать иск о нарушении авторских прав, в случае:

  • эксплуатирование плодов творчества без заключения соглашения;
  • косвенное применение произведения в своих целях, его видоизменение;
  • отсутствие указания создателя;
  • присвоение чужой разработки;
  • публикация без согласия правообладателя и др.

У ответчика изымается контрафакт, устройства, оборудование с помощью которых осуществлялся плагиат. Впоследствии нарушения авторского права, суд может ликвидировать организацию-нарушителя, закрыть ИП. Вердикт суда публикуется в СМИ.

Административное наказание за нарушение авторства

Государство охраняет права людей на разработки, творческую деятельность, правила описаны в КоАП РФ. Административная кара накладывается на граждан в случае торговли работами, перевозки, размножения экземпляров, слив в сеть и др. Отсутствие логотипа на буклетах компакт-дисков, неуказание авторства.

Наказание за пиратство: штраф, лишение оборудования для записи и распространения носителей.

Уголовная ответственность по авторскому праву

Кодекс предусматривает кару за присвоение чужого труда, за любые действия с контрафактом (покупку, транспортировку, хранение, сбыт), если правообладателю причинен убыток в крупном размере. Мера пресечения зависит от состава преступления. На лицо, нарушавшее авторское право, накладывается штраф, изымается контрафактная продукция, устройства для ее изготовления. В отдельных случаях предписываются общественные работы, или тюремное заключение в срок до 6 лет.

Когда не предусмотрена ответственность за нарушение авторских прав

Существуют тонкости, из-за которых сложно будет добиться наказания за плагиаторство.

Пример: если некто сыграл в песне сочиненный вами мотив — вы сможете доказать это. Если он уподобился вашему творению, сыграв собственную мелодию стуком пальцев по столу - жалобами справедливости не добиться. Или если взял идею из вашей книги и переписал ее, сделав текст уникальным.