Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права. Семейный кодекс РФ
С 2017 года администрировать страховые взносы будут налоговые органы. Уже внесены соответствующие изменения в НК РФ и законодательство о страховых взносах.
Поскольку подходит к концу 2016 год, все чаще возникают вопросы о переходных положениях. Куда представлять отчетность по страховым взносам за 2016 год? Куда уплачивать страховые взносы после 1 января 2017 года, если они начислены за 2016 год? По каким формам и куда представлять уточненные отчеты? Как вернуть переплату по страховым взносам за 2016 год? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с переходным периодом по передаче администрирования страховыми взносами налоговикам, — в предложенном материале.
Федеральный закон № 212‑ФЗ перестает действовать 31 декабря 2016 года, и администрировать страховые взносы будут налоговые органы. С 1 января 2017 года вступают в силу федеральные законы № 243‑ФЗ и 250‑ФЗ , которые вносят соответствующие поправки в законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании, а также вводят новую гл. 34 «Страховые взносы» в НК РФ.
В данном случае под словами «администрирование налоговыми органами» понимается в том числе следующее:
- порядок исчисления и уплаты страховых взносов будет регулироваться нормами НК РФ;
- функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов передаются налоговому органу;
- порядок проведения проверок — камеральных и выездных — будет также регулироваться нормами НК РФ;
- утверждать формы (порядок их заполнения, форматы) отчетных и других документов по страховым взносам будет ФНС;
- давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов будут ФНС и Минфин. Отметим, что в 2016 году и ранее разъяснения по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов давали представители Минтруда, зачастую их мнение расходилось с позицией, представленной в письмах Минфина.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
В настоящее время завершается подготовительная работа по передаче администрирования страховых взносов налоговикам: необходимые данные передаются из ПФР и ФСС налоговым органам, разработаны и утверждены новые отчетные формы. До 1 февраля 2017 года Пенсионный фонд обязан передать налоговикам данные об обособленных подразделениях организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 1 января 2017 года.
Начисление страховых взносов
Поскольку пограничной датой в рассматриваемом случае выступает 1 января 2017 года, при начислении страховых взносов действует простое правило: за 2016 год, включая декабрь 2016 года, начисление страховых взносов происходит по правилам, установленным Федеральным законом № 212‑ФЗ. Это означает, что за декабрь 2016 года начисляются заработная плата и другие выплаты в пользу работников по тем же правилам, которые действовали весь 2016 года.Начиная с начисления заработной платы и других выплат в пользу работников за январь 2017 года нужно руководствоваться нормами, установленными гл. 34 НК РФ.
Уплата страховых взносов
Уплата страховых взносов по 31 декабря 2016 года включительно производится в ПФР и ФСС на действующие в 2016 году коды КБК. Это означает, что все платежи по страховым взносам, включая платежи за декабрь 2016 года, фактически произведенные в 2016 году, нужно делать на действующие весь 2016 год коды КБК.С 1 января 2017 года уплата страховых взносов производится отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования в ФНС на новые коды КБК, открытые налоговому органу, которые будут доведены Минфином. То есть с 1 января 2017 года все страховые взносы, включая страховые взносы за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году, уплачиваются только в налоговый орган по новым кодам КБК.
Что касается сроков уплаты страховых взносов, с 1 января 2017 года они не изменятся: сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15‑го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).
Отметим, что страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются в 2017 году в ФСС по тем же правилам, которые действовали в 2016 году: не позднее 15‑го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы.
Отчетность по страховым взносам
Отчетность по страховым взносам в переходный период представляется по тем же правилам, по которым происходит начисление страховых взносов:- за 2016 год отчетность подается в ПФР и ФСС в те же сроки, по тем же правилам и формам, которые действовали в 2016 году;
- начиная с отчета за 1 квартал 2017 года отчетность представляется в ФНС по правилам, установленным гл. 34 НК РФ.
Виды страховых взносов | Отчетность за 2016 год | Отчетность начиная с I квартала 2017 года | |
В ПФР | В ФСС | В ФНС | |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование | Форма РСВ-1 , утвержденная Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п | - | Расчет по страховым взносам, утвержденный Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование | - | ||
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | - | Форма 4-ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59 |
Отдельно скажем об отчетности по страховым взносам от НС и ПЗ. Поскольку они остаются в ведении ФСС, Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 утверждена новая форма 4-ФСС, в которой нужно будет приводить данные только по суммам страховых взносов по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваниях. По этой форме нужно будет отчитываться начиная
с I квартала 2017 года.
Кроме этого, в 2017 году, как и в 2016 году, нужно будет ежемесячно представлять в ПФР отчет по форме СЗВ-М. Также с 2017 года вводится новая форма отчета в ПФР, которая подается один раз в год, — сведения о страховом стаже. Данная форма еще не утверждена, первый раз ее нужно будет представить не позднее 1 марта 2018 года за 2017 год.
В первом чтении принят проект федерального закона № 1072874‑6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает ежемесячное представление сведений персонифицированного учета.
В помощь плательщикам страховых взносов приведем сроки представления отчетности в 2017 году :
- форма РСВ-1 представляется за 2016 год в ПФР не позднее 15 февраля 2017 года — на бумажном носителе, не позднее 20 февраля 2017 года — в форме электронного документа;
- форма 4-ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ № 59, представляется за 2016 год в ФСС не позднее 20 января 2017 года — на бумажном носителе, не позднее 25 января 2017 года — в форме электронного документа;
- расчет по страховым взносам представляется ежеквартально в ФНС начиная с отчетности за I квартал 2017 года не позднее 30‑го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (ст. 431 НК РФ), — не позднее 2 мая 2017 года (30 апреля — воскресенье), не позднее 31 июля 2017 года (30 июля — воскресенье), не позднее 30 октября 2017 года и не позднее 30 января 2018 года;
- форма 4-ФСС, утвержденная Приказом ФСС РФ № 381, представляется в ФСС начиная с отчетности за I квартал 2017 года ежеквартально, не позднее 20‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом, — на бумажном носителе, не позднее 25‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом, — в форме электронного документа (ст. 24 Федерального закона № 125‑ФЗ);
- форма СЗВ-М, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п, представляется в ПФР ежемесячно не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ).
Для организаций, которые работают в регионах, участвующих в пилотном проекте ФСС, а сегодня это 20 субъектов РФ, отметим, что они заполняют эту же отчетность, но указывают признак выплат
:
— «1»
— прямые выплаты страхового обеспечения по обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС застрахованному лицу;
— «2»
— зачетная система выплат.
Изначально планировалось, что пилотный проект завершится в 2016 году и с 2017 года все регионы перейдут на прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. На официальном сайте www.regulation.gov.ru опубликован проект документа, который вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, регулирующее порядок проведения пилотного проекта ФСС. Предлагается продлить пилотный проект до 31 декабря 2019 года и уже с 2020 года перейти на прямые выплаты страхового возмещения. При этом в 2017, 2018 и 2019 года будет увеличиваться количество регионов, участвующих в данном проекте. Например, с 1 июля 2017 года к нему должно присоединиться сразу 13 субъектов РФ.
Контролирование правильности исчисления и уплаты страховых взносов
Кто и как будет контролировать правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года и с 2017 года? Попробуем разобраться.Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем в 2016 году. Таким образом, ПФР и ФСС проводят камеральные и выездные проверки расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам (формам РСВ-1 и 4-ФСС) за 2016 год и ранее, направляют страхователю решения по результатам этих проверок и рассматривают жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц.
Начиная с отчетных периодов 2017 года контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляет ФНС, то есть камеральные и выездные проверки будут проходить по правилам, установленным НК РФ.
При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ). Проверки этих расходов, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125‑ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС (Информация ФСС РФ от 24.08.2016).
Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1 /11@/02‑11‑10/ 06-3098П.
С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, в том числе право проводить:
- камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
- камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;
- выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Отдельно скажем о страховых взносах от НС и ПЗ. С 1 января 2017 года ФСС является администратором доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и осуществляет функции администрирования. Следовательно, контроль за правильностью и своевременностью уплаты данного вида страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию от НС и ПЗ будут осуществляться ФСС в установленном законодательством порядке.
Взыскание недоимки
Понятно, что недоимки по страховым взносам за периоды, которые начнутся с 1 января 2017 года, будет взыскивать ФНС по правилам, установленным НК РФ.Что касается недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в ПФР и ФСС, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), она будет также взыскиваться налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ. Будет применяться мера, следующая за мерой, примененной ПФР и ФСС.
Если переданные ПФР и ФСС недоимки за прошлые периоды взыскать уже будет нельзя, то они будут признаны безнадежными к взысканию и будут списаны налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Соответственно, все данные о недоимках будут переданы ПФР и ФСС налоговым органам. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, будут представляться ПФР и ФСС по запросам налоговых органов.
Поскольку передача налоговым органам администрирования страховых взносов вряд ли пройдет безболезненно для плательщиков страховых взносов, представляется целесообразным сделать сверку расчетов с ПФР и ФСС, по итогам которой подписывается акт. Это поможет избежать проблем с уплаченными суммами страховых взносов в дальнейшем.
Возврат и зачет сумм страховых взносов
Возврат и зачет сумм страховых взносов, которые будут уплачены в налоговые органы после 1 января 2017 года, будет производить ФНС. Соответствующее заявление нужно будет подавать в налоговый орган.Что касается возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, решение об этом принимается соответствующими органами ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. В данном случае соответствующее заявление надо будет подавать в ПФР или ФСС.
Обязательным условием является отсутствие задолженности по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР или ФСС направляют его в соответствующий налоговый орган. Это означает, что возврат или зачет страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, также будет делать налоговый орган, но по решению органов контроля — ПФР или ФСС.
С 1 января 2017 года администрировать страховые взносы будут налоговые органы. Уже разработаны новые формы отчетности, а также ведется работа по передаче данных из ПФР и ФСС в ФНС.
Плательщикам страховых взносов нужно максимально безболезненно пережить данный переходный период, придерживаясь в том числе следующих правил:
- с 1 января 2017 года уплата страховых взносов производится отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования в ФНС на новые коды КБК, которые будут доведены Минфином;
- за 2016 год отчетность представляется в ПФР и ФСС в те же сроки, по тем же правилам и формам, которые действовали в 2016 году;
- начиная с отчета за 1 квартал 2017 года отчетность подается в ФНС по правилам, установленным гл. 34 НК РФ.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Федеральный закон от 03.07.2016 № 250‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Специальная (особенная) часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:
брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.
Источники семейного права. И сточники семейного права - это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.
В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы.
Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.
В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства) 1 , или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.
При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.
Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).
Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:
· брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
· права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
· права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
· алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
· формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
· применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).
Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ
Семейное законодательство - это система НПА, регулируемых семейные отношения, круг которых определен СК. Основными НПА в области СП являются: Конституция РФ – закрепляет основополагающие принципы; - провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; - устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязательством родителей; - закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботится о нетрудоспособных родителях; - относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и Субъектов РФ. СК РФ от 29.12.95: определяет круг общественных отношений, регулируемых СП; регулирует базовые семейно-правовые отношения. ГК РФ (ч.1, 2, 3): регулирует личные неимущественные отношения; наследственные отношения; иные общественные отношения. Другие ФЗ и подзаконные акты РФ; законы Субъектов РФ и подзаконные акты Субъектов РФ. Особое место среди источников СП занимают международно-правовые акты, такие как: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.; Международный пакт о гражданстве и политических правах от 16.12.1966 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.и др.
Основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям установлены ст. 4 СК. Из содержания этой статьи следует, что в регулировании возможности применения гражданского законодательства к семейным отношениям произошли значительные изменения. В ранее действовавшем законодательстве регулирование семейных отношений нормами гражданского законодательства допускалось только в случаях, прямо предусмотренных в законе (например, ст. 46 КоБС для определения правового режима совместно приобретенного имущества лицами, брак которых признан недействительным, отсылала к ст. 116-125 Гражданского кодекса РСФСР). В ст. 2 ГК РСФСР 1964 г. содержалось указание на то, что семейные отношения регулируются семейным законодательством. Субсидиарное (то есть дополнительное) применение гражданского законодательства к семейным отношениям в законе не упоминалось, а практически имело место, так как семейное законодательство не содержало в ряде случаев необходимых понятий и институтов (правоспособность и дееспособность граждан, обязательства, валюта денежных обязательств, надлежащее исполнение обязательства, срок исполнения, зачет встречных требований и т. д.). Возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к семейным отношениям впервые на законодательном уровне была отражена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и получивших силу на территории Российской Федерации с 3 мая 1992 г. в части, не противоречащей законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г., то есть с момента провозглашения суверенитета РФ. В п. 3 ст. 1 Основ гражданского законодательства отмечалось, что к семейным отношениям гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не урегулированы семейным законодательством. Новый Гражданский кодекс РФ семейные отношения в качестве предмета регулирования не называет. А вопрос о применении гражданского законодательства к семейным отношениям был решен в Семейном кодексе.
В ст. 4 СК закреплено важное положение о том, что к перечисленным в ст. 2 СКимущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи (то есть между супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами), не урегулированным семейным законодательством (ст. 3 СК), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Таким образом, гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой. Закрепление в ст. 4 СК основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям связано с усилением договорных начал в семейном праве. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конкретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:
а) ст. 198-200 и 202-205 ГК - при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);
б) ст. 257-258 ГК - при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);
в) ст. 451-453 ГК - при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);
г) ст. 26 и 28 ГК - при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);
д) ст. 37 ГК - при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК);
е) п. 1 ст. 165 ГК - при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);
ж) п. 2 ст. 36 ГК - при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);
з) ст. 36-38 ГК - при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);
и) ст. 181 ГК при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).
Кроме того, в отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях: применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30 СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п. 3 ст. 145 СК).
Для семейного права имеют также теоретическое и практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.). В связи с этим ряд авторов рассматривает ГК как самостоятельный источник семейного права. Однако здесь необходимо обратить внимание на то, что ст. 4 СКустановлена возможность применения к семейным отношениям гражданского законодательства только в тех случаях, когда это не противоречит их существу и отсутствуют необходимые нормы семейного законодательства. Указанное положение имеет принципиальное значение, поскольку позволяет избежать любых искажений сути отношений, входящих в предмет семейного права, в результате применения к ним тех или иных норм гражданского законодательства.
Исследованию проблемы соотношения гражданского и семейного законодательства при регулировании семейных отношений уделяется значительное внимание в юридической литературе последнего времени. При этом высказываются две различные точки зрения, что в немалой степени обусловлено принципиально противоположным подходом к месту семейного права в системе права (семейное право - самостоятельная отрасль права; семейное право - подотрасль гражданского права). Большинство авторов, стоящих на позиции существования семейного права как самостоятельной отрасли права, обоснованно полагают, что исходя из смысла ст. 4 СК применение норм гражданского права к семейным отношениям имеет субсидиарный характер. Это означает, что семейные отношения регулируются прежде всего нормами семейного законодательства, а гражданское законодательство применяется лишь к тем семейным отношениям, которые не урегулированы нормами семейного права, и лишь постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. С другой стороны, сторонники признания семейного права подотраслью гражданского права предлагают рассматривать соотношение гражданского и семейного законодательства как соотношение общих и специальных норм. На этой основе делается вывод о регулировании семейным законодательством лишь специальных черт семейных правоотношений, в той же части, в какой семейные правоотношения не обладают спецификой, они должны регулироваться гражданским законодательством.
На наш взгляд, определяющим началом в решении вопроса о соотношении гражданского и семейного законодательства является отношение к семейному праву как к самостоятельной отрасли права. Как уже отмечалось, в теории семейного права преобладает именно такой подход к семейному праву. Поэтому более предпочтительной является позиция, согласно которой гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, то есть в порядке субсидиарного применения. В этом же смысле высказывается и Брагинский М. И.: "...гражданские нормы применяются к семейным отношениям субсидиарно".
Аналогия закона и аналогия права при регулировании семейных отношений. Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права - решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.
Теоретически не исключается возникновение ситуации, когда какие-либо отношения между членами семьи окажутся не урегулированными не только нормами семейного, но и гражданского права, а соглашение сторон по существу возникшего между ними спора не будет достигнуто. При таких обстоятельствах в результате пробела в законодательстве будет весьма сложно разрешить подобный конфликт в пользу одного из членов семьи с учетом соблюдения прав всех заинтересованных лиц. Ранее семейным законодательством РСФСР порядок разрешения спора в таких случаях не предусматривался вследствие жесткой государственной регламентации разнообразных сторон семейных отношений, хотя ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (Далее - ГПК) допускала применение судами при рассмотрении гражданских дел, как аналогии закона, так и аналогии права к спорному правоотношению. Поэтому ст. 5 СК является новеллой в семейном праве. В ней предусмотрена принципиальная возможность применения при регулировании отношений между членами семьи аналогии (аналогии закона или аналогии права).
Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (то есть близкие по характеру) отношения. В противном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. От аналогии закона следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативно-правовом акте, регламентирующем определенное отношение, содержится указание о том, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений (так, не будет аналогией закона применение ст. 168-179 ГК, устанавливающих основания недействительности сделок, для признания брачного договора недействительным, в связи с тем, что п. 1 ст. 44 СК прямо отсылает к этим нормам ГК).
Если же отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, то есть из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных ст. 1 СК и ст. 1 ГК. Аналогия права применяется в крайнем случае при невозможности прибегнуть к аналогии закона. При использовании аналогии права необходимо обязательно учитывать принципы гуманности, то есть человеколюбия (от лат. - humanus), разумности (основанности на здравом смысле) и справедливости (беспристрастности, правильности, соответствия истине). Данное положение прямо вытекает из требований ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что только права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов. Кроме того, оно отвечает смыслу Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международного пакта о гражданских и политических правах.
Применение аналогии закона или аналогии права входит в компетенцию суда, а не отдельных членов семьи по их желанию. При этом принятое по аналогии закона или аналогии права решение суда не должно находиться в противоречии с действующим законодательством РФ и основополагающими принципами российского права.
Закрепленная ст. 5 СК норма об аналогии закона или права при регулировании семейных отношений не имеет широкого применения на практике. Однако ее введение имеет принципиальное значение как для защиты прав и интересов членов семьи (суд не вправе отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретного закона), так и для совершенствования семейного законодательства в целом.
4. Задачи и принципы семейного права.
Пр-пы СП- это закрепл-е действ-м сем.зак-вом основополаг-ие начала и руковод-ие идеи, в соотв-и с кот-ми нормами СП регулир-ся личные и имущ-ые сем.отнош-я. Осн.пр-пы: 1. Призн-ие брака, заключ-го только в орг-х ЗАГС. Религ-ый обряд брака (венчание) и фактич-ие брачные отнош-я не им-т пр.знач-я и не порождают супруж-х П и О. 2. Добров-ть брач.союза предпол-т свобод.волеизъявл-е, кот.буд-ие супруги выраж-т при подаче заявл-я в загс и во вр.регистр-и брака, кот. произв-ся в присут-вии обоих вступ-х в брак лиц. 3. Рав-во супругов в семье. Основ-ся на лично-доверит-м хар-ре сем.отнош-й и вытекает из конст.полож-я о рав-ве П и С муж-ны и жен-ны. 4. Разреш-е внутрисем-х вопр-в по взаим-му согл-ю. Выраж-ся в предоставл-и членам семьи возмож-ти выбора модели постр-я внутрисем-х отнош-й. 5. Приор-т сем.воспит-я детей, забота об их благосост-и и разв-и, обеспеч-е приорит-й защиты их П и И. 6. Обеспеч-е приорит-й защиты П и И нетрудосп-х членов семьи. Гос-во и общ-во берут под свой контроль инт-сы членов семьи, кот.сами не м.обесп-ть удовлетв-е своих насущных потреб-тей (несоверш-ние, нетрудосп-ые). 7. Пр-п единобрачия озн-т невозм-ть юр.оформл-я брака м/у лицами, из кот.хотя бы одно уже состоит в др.зарегистр-м браке. 8. Свобода расторж-я брака под контролем гос-ва.
5. Структура и источники семейного права.
Семейное законодательство - это система нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения, круг которых определен Семейным кодексом. Основными нормативно-правовыми актами в области семейного права являются: КРФ - закрепляет основополагающие права и свободы человека; - провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; - устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязанностью родителей; - закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях; - относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и СРФ. Семейный кодекс РФ от 29.12.95 № 223-ФЗ: определяет круг общественных отношений, регулируемых семейным правом; регулирует базовые семейно-правовые отношения. Гражданский кодекс РФ (части 1, 2, 3): регулирует личные неимущественные отношения; наследственные отношения; иные общественные отношения. Другие ФЗ и подзаконные акты РФ; законы СРФ и подзаконные акты СРФ. Особое место среди источников семейного права занимают международно-правовые акты, такие как: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; другие международно-правовые акты. Проблема соотношения гражданского и семейного права всегда имела большое значение. "От признания или непризнания существования семейного права в качестве отдельной отрасли зависит вопрос о возможности применения к семейным отношениям гражданско-правовых норм". В ряде стран семейное право является разделом гражданского права. Ранее действовавшее законодательство допускало регулирование семейных отношений нормами гражданского права только в случае прямого указания закона. В ст. 2 ГК 1964 г. было указано, что семейные отношения регулируются только семейным законодательством. Дополнительное применение гражданского законодательства к семейным отношениям хотя и не было предусмотрено законом, но в определенных случаях допускалось, так как в семейном законодательстве отсутствовали многие понятия и институты, которые необходимо было заимствовать из гражданского законодательства (например, исковая давность, договорное право, опека и попечительство). СК 1995 г. допускает практически неограниченное применение гражданского законодательства в семейном праве (ст. 54). Основанием для такого применения являются: отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношения между членами семьи и наличие гражданского законодательства, регулирующего данные отношения; семейные отношения являются разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом, обладающих рядом специфических особенностей, т. е. нормы гражданского законодательства соотносятся с нормами семейного как общие и специальные. Существует следующий порядок применения гражданско-правовых норм к семейным отношениям: - при наличии специальных норм семейного законодательства семейные отношения регулируются ими; - если же их нет, то применяются общие гражданско-правовые нормы. Ограничением является необходимость, чтобы применение норм гражданского законодательства не противоречило существу семейных отношений.