Требования к судьям рф. Минимальный возраст судьи в российской федерации составляет

Закон о статусе судей в РФ (ст.3) устанавливает общие требования, предъявляемые к судье:

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.

Судья при исполнении своих служебных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия.

Перечисленные требования вытекают из ст.119 Конституции РФ, которая установила четыре основных требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей - это гражданство Российской Федерации, возрастной ценз не ниже 25 лет, наличие Высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Прямо указанные в Конституции требования не могут быть проигнорированы. Только соблюдение обязательных четырех условий дает возможность дальнейшего рассмотрения кандидатур. Конституция дает возможность Федеральному закону в дополнение к первичным условиям ввести дополнительные требования к судьям.

Конституционное требование достижения 25 летнего возраста имеет отношение к мировым судьям и федеральным судьям, выдвигаемым на должность судьи районного (городского) суда. Далее требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть лицо, достигшее 30 летнего возраста. Судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть лицо, достигшее 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладающий высокой квалификацией в области права.

Устанавливая 25-летний возрастной ценз как минимальный для претендующих на должность кандидатов в судьи, законодатель учел возможные случаи для выпускников вузов иметь к этому возрасту и диплом о высшем юридическом образовании и пятилетний стаж юридической работы к окончанию вуза с тем, чтобы сразу после вуза стать кандидатом в судьи. На практике кандидаты в судьи оказываются старше 25 лет.

Высшее юридическое образование - обязательное требование для всех судей. В сочетании с возрастом - это соединение дает возможность кандидатам в судьи выполнить третье условие: получить практический опыт. Пятилетний стаж - минимальный для поступления на должность судьи и он, в основном, востребуется при утверждении в должности мирового судьи или судьи районного суда.

Первое же конституционное требование к судьям России - ими могут быть граждане Российской Федерации.

Требования, указанные в статье 3 Закона о статусе судей, относятся к дополнительным, установленным Федеральным законом в связи с их конституционным допуском.

Они обязывают судью в своей деятельности наряду с соблюдением Конституции РФ и других законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдать общепринятые нормы нравственности и правила поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Обязанностям по осуществлению правосудия судья должен придавать приоритетное значение перед другими его занятиями.

Судья должен вести себя таким образом, чтобы не допускать и избегать ситуаций, которые могут умалить авторитет судебной власти. Он должен поступаться своими личными интересами и интересами других лиц, но не допустить причинения ущерба престижу профессии судьи.

Например, председатель Энского районного суда Гриценко сфальсифицировал справку о своей заработной плате с целью получения субсидий от местного органа. Полномочия его были прекращены по основаниям совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ).

Другой пример, судья областного суда Самсонова, уволившись с должности, выехала на Украину, получила там украинское гражданство. Через год она вновь подала заявление в областной суд. Зная, Самсонову как хорошего профессионала и получив необходимые документы, ее представили вновь на должность судьи областного суда. После назначения на должность выяснилось, что она приступила к работе судьей в России, будучи гражданской Украины. Ее полномочия были прекращены в связи с утратой гражданства Российской Федерации (п.п.6 п.1 ст.9).

Судья всегда должен сохранять самообладание, личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что может причинить ущерб репутации, поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Примером отсутствия заботы о чести и достоинстве может служить появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, игра в казино, поддержание неформальных отношений с имеющими славу «преступного авторитета». Афиширование личных связей с руководящими работниками представительных и исполнительных структур может поставить под сомнение независимость судьи.

Все приведенные примеры показывают, чем судья может опозорить в глазах окружающих себя как носителя судебной власти.

Несовместимы обязанности судьи и народного депутата, так как здесь происходит совмещение в одном лице правомочий от двух разных ветвей государственной власти судебной и представительной. Если гражданин, являясь депутатом, избран судьей, то он должен сложить с себя обязанности депутата. Если судья избран депутатом, то он не может осуществлять полномочия, определенные статусом судьи. Как желающий остаться судьей он подаст заявление о сложении с себя обязанностей депутата в орган государственной власти, в которой состоит депутатом. В случае сохранения статуса депутата, судья подает заявление об отставке с должности судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей, которая примет решение по п.1 ст.14 Закона о статусе судей о прекращении его судейских полномочий.

В практике был случай, когда председателя одного из районных судов города Москвы избирали депутатом Госдумы и, поскольку, Госдума первого созыва нуждалась в квалифицированных юристах, предпочтение было отдано статусу депутата.

Действующая Конституция РФ однозначно определила невозможность одному лицу быть сразу и депутатом и судьей, или работать в исполнительной структуре по совместительству и быть судьей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

Закон запрещает судье принадлежать к политическим партиям и движениям. Такая позиция закона проистекает из того, что всякая политическая активность мешает судье быть объективным и беспристрастным, так как состоя в партиях или принадлежа к движениям он станет перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией РФ и законами, но и уставом партии или установками движения, к которым он принадлежит. При этом имеются ввиду партии или движения, преследующие политические цели и действующие для достижения решения политических задач. Надо полагать, что в общественном движении «Гринпис», борющемся за сохранение природы и ее чистоты, судья может принять участие без урона своего авторитета, когда, скажем, выскажется за принятие мер к сохранению редкого вида птиц - розового фламинго или черного лебедя. Может судья состоять в обществе нумизматов или филателистов - это расширяет его кругозор и не ущемляет его полномочий.

Возможность совмещать работу судьи с предпринимательской деятельностью, с другими видами оплачиваемой работы закон также ограничил неслучайно, т.к. эти ограничения будут препятствовать возникновению сложных ситуаций, при которых денежные расчеты могут быть использованы, обыграны, как мздоимство.

Судья, находящийся в отставке, вправе заниматься научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, а также работать в сфере правосудия.

В сфере правосудия помимо судейских должностей имеются другие, где судьи, пребывающие в отставке, могут быть полезны: консультанты, помощники председателя суда, заведующие отделом кадров, заведующие кодификационными кабинетами и т.д. Судье, пребывающему в отставке и работающему одновременно, выплачивается оклад по месту работы и за ним сохраняется пожизненное содержание.

В настоящее врем перечень работ для отставного судьи расширен и он может работать в государственных органах, исключая милицию и прокуратуру, а также в общественных организациях некоммерческого типа.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к судье, сохраняет гражданство РФ и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Все правила поведения судей, предусмотренные Конституцией РФ, Законом «О статусе судей в РФ», другими федеральными законами, в том числе процессуальными можно по признакам отнести к нормативным. К ненормативным следует отнести Кодекс чести судьи РФ, общепринятые нормы нравственности и правила поведения, а также правила конкретного суда или определенного судейского сообщества.

Кодекс чести судьи Российской Федерации в основе был принят II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 года и доработан Советом судей РФ.

Кодекс чести судьи в России появился впервые, так как судебный корпус России осознавал, что общих требований, записанных в Законе о статусе судей в РФ недостаточно для оценки поведения судьи как поступка, позорящего честь и достоинство судьи, и толковать их зачастую трудно.

Кодекс чести судьи принят всеми органами судейского сообщества России и поэтому, несмотря на то, что ему до настоящего времени не придан нормативный характер он играет роль регулятора поведения судей и применяется квалификационными коллегиями судей, Верховным Судом РФ при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей.

Иногда говорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи. Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятый государственной властью, концентрированное выражение государственной воли. Кодекс чести судьи РФ - концентрированное выражение воли судейского сообщества России, принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чем нормативный акт.

Возможно, придание Кодексу формы закона способствовало бы повышению уровня требований к лицам, стремящимся стать судьями, предотвращению явлений чванства, коррупции и злоупотреблений в сфере правосудия. В современных условиях привлечение пристального внимания законодателей к статусу судьи может повлечь не приобретение, а потери для судебной власти, т.к. кадровых проблем в судейском корпусе еще много. Хотя есть надежда, что закон, устанавливающий правила поведения судей, будет рассмотрен законодателями с большим рвением и оперативнее, чем какой-либо иной закон, поскольку они понимают, что скорейшее завершение становления судебной власти способствует стабилизации общества.

Кодекс чести судьи и в сегодняшнем его виде четко обозначает высокую планку, которой должен соответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведения судьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы, имеющиеся в Законе о статусе судей в РФ. Вместе с тем, Кодекс чести судьи нуждается в комментарии его основных положений, что поможет судьям успешнее формировать свое поведение в соответствии с Кодексом. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 80-81.

Внешний вид судьи имеет большое значение. На Руси давно живет пословица «по одежке - встречают, по уму - провожают». Она имеет прямое и непосредственное отношение к судье. За его внешним видом: как одет, во что одет, где мог взять костюм или платье - всегда следят не только в зале судебного заседания, но и соседи и жители микрорайона, где проживает судья. Особенно важно судье иметь пристойный вид на работе, в судебном заседании. В настоящее время судьям предписано заседать в судейских мантиях, но это не всегда соблюдается. К тому же из-за климатических условий или по состоянию здоровья (мантия весьма закрытое одеяние) судьи сознательно пребывает на службе без мантии, особенно в день, когда нет судебных заседаний. Судья, одетый по-домашнему в полувер, пестрый растянутый свитер, возлежащий в судейском кресле со скучающим видом человека, вынужденного слушать разную «болтовню», небритый или дама, одетая в платье с очень «откровенным» декольте, разглядывающая только что сделанный маникюр и украшения на руке, за судейским столом не вызывают уважения. Не будет способствовать взаимопониманию и успешному продвижению судебного заседания неаккуратно причесанная, неряшливо одетая, как бы «неубранная» судья. Если она себе дать ума не может, - подумают участники процесса или присутствующие в зале, - как же она разберется с нашим делом?

Закон безусловно требует: «При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантию …» Непривычно это, иногда по обстоятельствам сложно, но закон надо выполнять. Судейская мантия - символ правосудия. Она дисциплинирует всех присутствующих в зале, в том числе и самого судью, вызывает почтение. Поскольку олицетворяет судебную власть, усиливает официальность атмосферы в ходе судебного заседания, снимает вольные реплики, неуместные шутки.

Как бы себя не чувствовал судья, с каким бы настроением не пришел на работу, если он на работе, ведет заседание - его состояние не должно отразиться ни в интонации, ни в форме обращения к участникам процесса, ни на тщательности исследования тех или иных вопросов. Судья должен избрать ровный, спокойный тон, быть уравновешенным - это внешне смотрится как проявление беспристрастности, собранности, объективности, готовности работать профессионально.

Судейская дисциплина и ответственность носителя судебной власти предусмотрены законом.

Правила поведения и ответственность судей закреплены в законе о статусе судей и в Кодексе чести судьи. Правила поведения рассмотрены вместе с предъявляемыми требованиями к судьям, поскольку они имеют отношение к одному и тому же правовому положению - ответственности судей.

За совершение должностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. На судью не налагаются взыскания в виде строгого выговора, замечания. Наиболее распространенным видом юридической ответственности судьи, а именно дисциплинарной ответственности, является прекращение полномочий судьи.

По данным Высшей квалификационной коллегии судей РФ это дисциплинарное взыскание широко применяется в практике работы региональных квалификационных коллегий судей. Только за последние 3 года с 1996 года по 1998 год по этому основанию отрешены от должности 277 судей, в том числе в 1998 году - 107. Из числа судей, чьи полномочия прекращены в прошлом году, 37% - фальсифицировали судебные документы и (или) изготавливали их вне пределов совещательной комнаты, 30% - систематически и грубо нарушали сроки рассмотрения судебных дел, что повлекло волокиту и нарушения прав граждан, 19%- допустили прогулы, в том числе появление на работе в состоянии опьянения. Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М. 2000. с.с. 86.

Статья 4 Кодекса чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности за нарушение требований данного кодекса и дает понятие проступка, позорящего честь и достоинство судьи. Проступком, позорящим честь и достоинство судьи признается такое действие или бездействие судьи, которое не являясь преступным, по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.

Прекращение полномочий - это такая же строгая мера как увольнение с работы по инициативе администрации по трудовому законодательству. Это основание предусмотрено п.п.9 п.1 ст.14 Закона о статусе судей в РФ.

Конкретные основания к прекращению полномочий судьи, перечисленные в статье 14 Закона о статусе судей, есть смысл привести полностью без комментариев ввиду ее абсолютной выразительности.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

(в ред. Федерального закона от 21.06.95г. №91-ФЗ)

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

письменное заявление судьи об отставке;

ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако, она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства Российской Федерации;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

вступление в силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Завершая тему судьи - носителя судебной власти необходимо акцентировать внимание на присяге, приносимой судьей. Присягу приносят один раз лишь лица, впервые избранные на должности судей общих, военных и арбитражных судов. Судьи Конституционного Суда РФ также приносят присягу, клянясь честно и добросовестно исполнять обязанности Судьи Конституционного суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.

Законодательство не связывает с принятием присяги судьи каких-либо юридических последствий. Присяга налагает на судью моральное обязательство честно и добросовестно исполнять долг носителя судебной власти, быть беспристрастным и справедливым.

Присяга судьи изложена в п.1 ст.8 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

По смыслу Закона о статусе судей присяга может быть принесена в любом собрании судей соответствующего суда, проводимом в торжественной обстановке.

Согласно закону «О статусе судей в Российской Федерации» занять должность судьи может любой гражданин России, отвечающий одновременно нескольким критериям:

– возраст не менее 25 лет;
– наличие высшего юридического образования;
– стаж работы по юридической специальности более 5 лет;
– отсутствие судимости;
– отсутствие гражданства иного государства;
полная дееспособность;
– отсутствие нарко- или алкозависимости;
– отсутствие заболеваний, препятствующих получению статуса судьи.

Желающий стать судьей суда субъекта Российской Федерации должен быть не моложе 30 лет и проработать по специальности юриста не менее 7 лет. Претендент на должность судьи Верховного Суда должен быть не моложе 35 лет и потрудиться по юридической специальности более 10 лет.

Наиболее строгие требования предъявляются к тем, кто желает получить статус судьи Конституционного Суда: помимо всех вышеперечисленных качеств, соискатель обязан обладать безукоризненной репутацией, быть не моложе 40 лет, иметь стаж работы юристом не менее 15 лет.

Вроде бы указанные качества звучат обнадеживающе – возраст, стаж, репутация… Однако лично мне кажется, что цензы стоит скорректировать в сторону ужесточения. И в первую очередь, увеличив возраст, с которого можно занять кресло судьи. Представляется, что такая часть реформы суда позволит существенно поднять уровень судопроизводства в государстве. Это является на сегодняшний день одной из первостепенных задач, поскольку реальный уровень доверия к судебной власти со стороны населения, особенно в уголовном судопроизводстве, крайне невысок.

Минимально возможный возраст для занятия столь ответственного поста, как судья, было бы неплохо поднять. Неплохо требовать от кандидата в судьи и адвокатского опыта.

Однозначно, 25 лет – не юность, но отнюдь и не зрелость! Человек приобретает необходимый для любой правоприменительной деятельности, особенно судейской профессии, опыт точно не к этому возрасту. Житейская мудрость и бытовая прозорливость могут появиться и закрепиться в сознании прожившего четверть века, но ведь вуз заканчивают, как правило, в 22–23 года. Даже, если выпускник и трудился по юридической специальности с первого курса, достаточных практических навыков для того, чтобы вершить судьбы, у него в 25 лет нет. Именно поэтому минимальный возрастной порог для претендентов в судьи всех уровней необходимо повысить еще на 5 лет.

Критике можно подвергнуть и род стажа претендента, указывающий лишь на наличие опыта в сфере юриспруденции как такового. Между тем, проработав в современном российском следствии, надзоре или самом суде на технической должности секретаря либо помощника, любой молодой специалист, волей-неволей получает перекос профессиональной деформации в сторону обвинения. Это – объективный факт и спорить с ним сложно. К сожалению…

Однако, если ввести в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» одну небольшую ремарку, ситуация однозначно будет исправлена. Вполне обоснованно требовать от кандидата в судьи обязательного стажа не менее 2–3 лет в адвокатуре – той форме юридической деятельности, которая реально пожинает сегодня плоды упомянутого обвинительного уклона. Прочувствовав на собственном опыте весь негатив данного явления, будущий судья, скорее всего, будет более справедливым и беспристрастным.

Конечно, не только такие изменения способны полноценно реформировать судебную власть, лишив ее зависимости от власти исполнительной, но начинать нужно с подобных, малых и гарантировано эффективных мер, могущих дать результат в кратчайшие сроки.

В разделе на вопрос какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судьёй? заданный автором Ѝмилия Дмитриева лучший ответ это Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.
Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.
Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399 .
Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем) . Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет) . В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ) . Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях» Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980 г. //ВВСС, 1980, № 27, ст. 546
Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.

Общие положения

Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:

  • Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
  • Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
  • Медицинское освидетельствование претендентов;
  • Отбор кандидатов;
  • Порядок наделения полномочиями;
  • Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
  • Обязанности судей и их исполнение;
  • Принятие присяги;
  • Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
  • Гарантии независимости;
  • Недопустимость вмешательства;
  • Срок действия полномочий;
  • Несменяемость судьи;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • Неприкосновенность судьи;
  • Материальное обеспечение;
  • Меры соцзащиты судей и их семей;
  • Дополнительное профессиональное образование;
  • Квалификационная аттестация;
  • Символы судебной власти;
  • Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.

Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

Приложения 5-7 включают следующие положения:

  • О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
  • О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ :);
  • О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.

Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:

  • Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
  • Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
  • Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.

О судебной системе в РФ читайте подробнее

В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).

Права судей согласно закону 3132

Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:

  • Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
  • Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
  • Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:

Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).

Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).

Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте

Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.

Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел» ).

Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.

Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:

  • Письменное заявление об отставке (ст. 15);
  • Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
  • Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
  • Достижение предельного возраста для данной должности;
  • Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
  • Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
  • Деятельность, не совместимая с должностью;
  • Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
  • Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
  • Признание недееспособным, смерть;
  • Отказ от перевода при реорганизации суда;
  • Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.

Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.

Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).

При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.

Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.

Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.

Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.

Основания для прекращения отставки:

  • Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
  • Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
  • Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
  • Деятельность, несовместимая с данным статусом;
  • Вступивший в силу обвинительный приговор;
  • Смерть.

Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).

В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.

Скачать действующую редакцию закона о статусе судей

Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.

Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа. Важнейшим аспектом является конституционное разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В данном законе соответствующее предписание имеется уже в первой статье.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Он определяет независимость данной должности и отсутствие подотчетности. Судебная власть подчиняется лишь Конституции страны и ее законодательству. Ее предписания и решения являются обязательными к исполнению.

ФЗ 3132-1 структурно не разделяется на главы. Состоит он из 27 статей и 7 приложений. Статьи закона регулируют следующие аспекты:

  • основные понятия и принципы судебной власти, определение статуса судьи и его единства;
  • требования к должности и к ее кандидатам;
  • медицинское освидетельствование и процедура отбора кандидатов;
  • порядок наделения полномочиями, аналогичная процедура регламентируется и по статусу председателя суда и его заместителя;
  • присяга и исполнение обязанностей;
  • регулирование предоставления сведений о доходах и имуществе;
  • гарантии независимости судьи и недопустимость вмешательства в его деятельность, неприкосновенность;
  • срок полномочий по статусу и несменяемость должностного лица, дисциплинарная ответственность;
  • приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • материальное обеспечение и меры социальной защиты, как для должностного лица, так и для членов его семьи;
  • аттестация и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с ключевыми статьями, регулирующими аспектами являются и приложения к Закону о судебной системе и о статусе судей в РФ. Приложения регламентируют следующие вопросы:

  • порядок предоставления сведений о доходах кандидата и его имуществе, принадлежащем по праву собственности, а также информации об имущественных обязательствах;
  • аналогичные сведения о супруге кандидата и несовершеннолетних детях;
  • предоставление подобной информации судьями, их супругами и детьми;
  • порядок предоставления сведений о доходах и имуществе общероссийским средствам массовой информации;
  • регулирование размеров должностного оклада.

Приложения 1-4, регулирующие предоставление сведений о доходах и имуществе, утратили силу с 1 января 2015 года . Вместо них форма, по которой оформляется соответствующая информация, утверждается Президентом РФ.

Действующее приложение 5 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует лишь порядок предоставления сведений в средства массовой информации. Приложения 6 и 7 предписывают процентное соотношение должностных окладов между различными категориями.

Закон о статусе судей 3132-1 постоянно дорабатывается в соответствии с актуализацией правовой базы. Последние изменения в редакцию документа были внесены в декабре 2016. Так есть закон о мировых судьях, ознакомиться с которым можно

Права судей

Закон о правовом статусе судей наделяет их следующими полномочиями :

  • право на самостоятельность и независимость в принятии решений;
  • возможность требовать исполнения постановлений и судебных предписаний;
  • право на получение документов и их копий , необходимых для осуществления правосудия;
  • право на неприкосновенность , в том числе частичную после снятия с себя полномочий;
  • право на материальное обеспечение и социальную защиту членов семьи;
  • возможность получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

Скачать 3132-1 ФЗ

Скачать Федеральный закон 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» можно . Текст представлен в последней редакции, с актуальными изменениями на 2017 год. Документ будет одинаково полезен как для лиц, вступающих в судебную должность, так и для юристов, изучающих правовую основу судебной ветви власти.

Изменения в Законе о статусе судей

Последние поправки в Закон о статусе судей РФ были внесены 28 декабря 2016 . Согласно изменениям был скорректирован подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 ФЗ 3132-1 , регулирующий требования к занимаемой должности. Согласно поправкам слова «финансовыми инструментами; » были заменены на развернутое определение с уточнением об иностранных источниках дохода и ссылкой на соответствующий закон.

В некоторые статьи поправки вносились в более ранний период. Статья 14 ФЗ 3132-1 «О статусе судей в РФ» регулирует прекращение полномочий. Последние изменения были внесены в 2013 году и коснулись следующих моментов:

  • введен подпункт 6.1 о нарушении должностным лицом, его супругом или несовершеннолетним ребенком запрета об открытии счета или хранении ценностей в иностранном банковском учреждении;
  • добавлен подпункт 13 о совершении дисциплинарного проступка, за которое налагается взыскание в виде досрочного лишения статуса и полномочий;
  • согласно нововведениям скорректирована редакция пункта 2 .

Статья 15 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует отставку судебного должностного лица. Последние поправки были внесены в июле 2013 и изменили редакцию пунктов 6, 7 и 8 об отмене отставки, соответствующем решении и прекращением на основании повторного избрания.

Ст 16 Закона о статусе судей регулирует их неприкосновенность. Изменения в статью последний раз вносились в марте 2014. По ним были исключены слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, », формулировка «федерального арбитражного » была заменена на «арбитражного ».