Трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан: правила, нормы и документы. Где нельзя работать

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира : 1) познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность, получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется. 2) эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) 3) чувства эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) 4) мировоззрение 5) направленность личности.

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения : 1) Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей.

2) Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

3)Научное теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость. Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения - проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки- К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Как выяснили психологи и социологи, ключевую роль в нашей жизни играет именно мировоззрение, его виды и формы. От этих факторов зависит наше отношение к окружающей среде, к людям, с которыми приходится общаться, к своему собственному «я». Мировоззрение определяет наши принципы, мысли, корректирует систему чувств и впечатлений, влияет на ассоциации и симпатии.

мировоззрение. Его виды и формы

Как гласит мудрая поговорка, судьба не дается человеку, он строит ее сам. Сделать это можно, имея определенный багаж знаний, опыт, содержательный Все это формирует наши вкусы, наши мысли и побуждения, чем, собственно, и является мировоззрение. Его виды и формы напрямую зависят от государства, в котором проживает человек, от исповедуемой ним религии, а также от воспитания и которые привили ему с детства опекуны или родители. Каждая личность в нашем мире начинает формироваться именно с детских лет. Следовательно, то, что привито в ранние годы, служит основной для всех суждений и действий в дальнейшем, по крайней мере до тех пор, пока не произойдет переломный момент.

Теоретический аспект

Суть мировоззрения заключается в том, что оно определяет человека, делает его кем-то в обществе, одним словом - играет самую важную роль в его жизни. Поэтому важно, чтобы жизненные взгляды одного индивида совпадали с теми нормами морали, которые являются приемлемыми в его обществе как в широком понимании слова, так и в узком. В первом случае речь идет о государстве как об одном целом. В каждой стране есть определенная религия, конституция, традиции, которые проявляются в поведении людей по отношению друг к другу. «Семейное» мировоззрение, его виды и формы зависят уже от конкретной группы людей. Кто-то тяготеет к познанию науки, кто-то хочет постричься в монахи.

Примеры мировоззрения

Взгляд на мир конкретного человека также очень сильно зависит от типа его темперамента. Более «взрывные» люди, легкие на подъем и непостоянные, как правило, имеют более богатый жизненный опыт. В юные годы они отличаются вспыльчивостью, «набивают себе шишки», нередко стремятся познать все и вся. С годами это превращается в огромный опыт, взбалмошность уходит, а ее сменяет величие и гордость.

Если же человек изначально спокоен, он, скорее всего, примет все то, что его окружает. Если семья, в которой он вырос, верующая, Бог будет близок и ему. Прежде чем совершить нечто глобальное, что в корне сможет поменять жизненный ход, этот индивид тщательно все взвесит. Нередко такие люди занимаются и наукой, имеют дело с точными данными и статистикой.

Мировоззрение также может иметь философский или мифологический характер. В первом случае человек различными способами пытается обосновывать все явления в жизни. Он во многом ищет свою мораль, логическую (или не совсем такую) подоплеку. Нередко таким людям свойственен СПГС, поэтому часто им рекомендуют не погружаться слишком глубоко в свои рассуждения. Люди с мифическим мировоззрением отличаются мечтательностью, оторванностью от мира сего. Для них многие события видятся сказкой, люди ассоциируются с различными вымышленными героями.

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Мы уже не раз поднимали тему мировоззрения, ведь именно от него зависит, под каким именно углом мы смотрим на все происходящее вокруг, какие цели перед собой ставим и как их добиваемся. Сегодня предлагаю вновь поговорить про мировоззрение его виды и формы, так как это поможет вам скорректировать собственную линию взглядов и убеждений, выбрав максимально продуктивный путь.

В самом начале давайте вспомним, что собой представляет мировоззрение. Не вдаваясь в глубокомысленные философские рассуждения о природе человека, термин можно описать просто как систему взглядов на мир и себя в нем. Именно от «воззрения на мир» зависит то, как мы понимаем добро и зло, какие принципы закладываем во взаимоотношения с другими людьми, какие цели и ценности выносим в жизни на передний план.

Мировоззрение, с одной стороны, формируется с учетом тех традиций, которые уже существуют в обществе. А с другой стороны, оно зависит и от нашей собственной оценки происходящего. То есть мы можем говорить о двух уровнях системы взглядов на мир - практическом и теоретическом. В первом случае речь идет о мировоззрении, которое стихийно формируется в процессе накопления житейского опыта. Во втором - уже о знаниях, которые приобретаются в ходе обучения и вдумчивого анализа мира.

О структуре мировоззрения, я уже рассказывал в одной из статей блога.

Заглянув в неё вы сможете понять, каким образом рождается наша готовность действовать тем или иным способом.

В этой же статье я хочу сделать акцент на другом моменте - разновидностях мировоззрения. Готовы? Тогда вперед!

Классификация «воззрений на мир»

Сразу скажу, что видов мировоззрений можно выделить огромное количество. Но такой детальный анализ нам совершенно ни к чему, ведь наша цель - понять, каким образом у нас формируются те или иные предпочтения, жизненные ориентиры, ценности и пр. Поэтому поговорим лишь о семи наиболее значимых формах.

Мифологическое

На заре своего становления человек, еще не обладающий достаточным уровнем знаний, задается вопросами о различных аспектах существования мира, Вселенной. Он пока еще не в силах дать объективные, научные ответы на них, поэтому ему ничего другого не остается, как подключить собственные чувства, ощущения и верования.

Человек напрямую зависит от природы, и это выражается в том, как он ее видит, понимает. Так, будучи значительно более слабым, практически незащищенным, он воспринимает природу как некое живое существо. В итоге, появляются яркие мифологические образы, соответствующие тем или иным процессам, происходящим в окружающей среде.

Важно заметить, что мифологическое мировоззрение свойственно не только первобытному, но и современному человеку. Кто-то из нас благополучно преодолевает данный этап, переходя к более грамотному, точному, научному анализу действительности. А кто-то так задерживается на стадии простейших объяснительных механизмов на значительно более долгий период.

Религиозное

Религию можно считать закономерным продолжением мифологической стадии. Здесь к своим ощущениям и верованиям человек добавляет философскую подоплеку, познание, логику и даже идеологию, формирующую представление о том, как можно/нужно себя вести. Появляется свод правил и этических норм, обязательных для соблюдения приверженцами той или иной религиозной системы.

Обыденное

Это мировоззрение создается как раз на основе опыта и нашего чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности. Это фактически наши с вами «здравый смысл» и, так сказать, повседневная логика, которым мы следуем, принимая обычные каждодневные решения.

Колоссальное значение в выстраивании данной системы взглядов имеет влияние сторонних факторов. В первую очередь, традиций, стереотипов и даже суеверий, свойственных конкретной культуре, обществу.

Во-вторых, средств массовой информации во всем их разнообразии - интернет, ТВ, радио, печатная продукция. Последние обладают мощнейшим «даром» убеждения, а потому настоятельно рекомендую научиться фильтровать этот неиссякаемый поток информации.

Философское

На границе между обыденным и научным мировоззрением разместилась философская система взглядов, базирующаяся на знании. Чувственный фактор здесь уходит далеко на задний план, освобождая место для систематичности и логичности.

Беря в качестве теоретической основы фактические данные о мире, Вселенной, человеке, философия анализирует и переосмысливает их, выстраивая интереснейшие причинно-следственные связи и формируя свои собственные выводы.

В своем развитии философское мировоззрение также прошло определенные стадии, характерные для того или иного времени.

Кроме этого, в принципах оценки происходящего выделяются два противоречивых подхода - материалистический (вещь, предмет является основой всего) и идеалистический (в центре мироздания - дух, мысль).

Научное

Как бы не было важно и ценно все духовное и эмоционально-психологическое, а без объективных научных фактов никак не обойтись. Поэтому на смену догадкам, вере, стереотипам постепенно приходит необходимость и желание смотреть на мир через призму цифр, формул, гипотез, теорий.

Научное мировоззрение призвано разложить по полочкам те официально подтвержденные сведения, которые оно имеет о мире. При этом личностное отношение к этим сведениям во внимание не принимается. Наука лишь констатирует те факты, которые ей удалось обнаружить исходя из текущих познавательных возможностей человечества. Все остальное значение не имеет.

Художественное

Этот тип мировоззрения упоминается не всегда, но я все-таки считаю, что его стоит выделять в обособленный вид. Ведь в отличие от всех перечисленных выше систем взглядов только художественное мировоззрение на первый план выносит представления о красоте и гармонии, чувственное творческое начало, а также эмпатию как умение сопереживать тому, что видишь, что творишь.

Историческое

С течением времени восприятие и понимание мира у людей меняются. В итоге, мы можем говорить об исторических эпохах, социально-культурные особенности которых накладывали отпечаток решительно на все аспекты человеческой жизнедеятельности.

Например, во времена Античности люди стремились познать и приблизить эстетический идеал. Красота, гармония, природное начало, философия имели первостепенное значение. Заложенные в те времена принципы, оценочные методики (например, в архитектуре) используются и по сей день.

Пришедшие на смену мрачные и тяжелые Средние века выводят на первый план религию, весомость которой приобретает в некоторых регионах по-настоящему устрашающие формы.

Но, слава Богу, время не стоит на месте, и наступает очередь прекрасной и богатой во всех смыслах слова эпохи под названием «Возрождение».

Ценности, каноны античности начинают постепенно возвращаться. Вновь во главу угла ставится человек, его потребности, особенности. За этим, как логичное продолжение, приходит Новое время, в котором ключевое значение приобретает его величество наука.

При этом современный мир можно охарактеризовать как «многомировоззренческий», и в этом, пожалуй, и состоит один из его главных плюсов. Человек наконец-то получил свободу выбора. Словно жонглер в цирке, он может перебирать имеющиеся системы взглядов, комбинировать их и трансформировать по своему желанию. Что сказать - красота!

В завершении это раздела хочется подчеркнуть, что, несмотря на прослеживаемый хронометраж, дать четкие временные рамки каждой форме мировоззрений нельзя. Да это и не требуется, ведь, как уже было отмечено, наша цель - понимание того, что может дать нам такое явление как мировоззрение в контексте тайм-менеджмента.

Сводная таблица

Обобщим вышесказанное в компактной форме.

Типы мировоззрения На чем основывается Что порождает
Мифологическое Вера, догадки, страх, чувственное восприятие мира Суеверия.
Религиозное Вера, логика, страх, уважение, системность, познание Догматы, каноны.
Обыденное Опыт, традиции Стереотипы, общепринятые схемы поведения.
Философское Познание, анализ Систему знаний о развитии мира и общества, мышлении и самом познании как таковом.
Научное Объективность, логика, знание, доказательство, истина, факт Научные дисциплины; гипотезы, теоремы.
Художественное Красота, гармония, идеал, чувственность Творчество; произведения искусства.
Историческое Время, перемены. Различие исторических эпох в культурном, этическом, социальном и пр. планах.

Для того чтобы добиться личностной гармонии, стать человеком, жизнь которого полна целей и свершений, а также чтобы достичь успеха в тайм-менеджменте, мы должны понимать, каким мировоззрением руководствуемся, из каких составляющих оно складывается. Иначе можно бросаться из одной крайности в другую, каждый раз отклоняясь от желанного пути.

Еще больше информации на тему статьи вы найдете в и статье. Ну, а практическая помощь, как и всегда, вас ждет на моем авторском . Сейчас самое время записаться в число участников программы!

Чтоб не пропустить новые материалы подписывайтесь на рассылку новостей блога, делитесь информацией с друзьями, пишите комментарии.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности .

До новых встреч. Ваш Юрий Окунев.

Несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в силу своего возраста относятся к категории работников, нуждающихся в особой защите

Несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в силу своего возраста относятся к категории работников, нуждающихся в особой защите. Трудовым законодательством Российской Федерации в отношении несовершеннолетних установлен целый комплекс ограничений по приему на работу, условиям труда, расторжению трудового договора и т.д. Указанные ограничения нельзя считать дискриминационными, поскольку они вызваны особой заботой об этих лицах (ст. 3 ТК РФ).

По общему правилу лица, достигшие возраста 16 лет, могут вступать в трудовые отношения в качестве работников. Вместе с тем допускается заключение трудового договора и с работниками более юного возраста. Согласно пункту 2 статьи 63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен с работником по достижении им возраста 15 лет, если соискатель: получил основное общее образование; продолжает осваивать программы основного общего образования по иной форме обучения, чем очная; оставил обучение в общеобразовательном учреждении. Кроме того, законом предусмотрено, что с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. Согласие родителей (попечителей) может быть оформлено в качестве письма или заявления. С несовершеннолетним работником может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (например, на время каникул). Целесообразнее заключать срочный трудовой договор, поскольку расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицом, не достигшим возраста 18 лет, допускается только с согласия Государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК РФ).

Следует обратить внимание на набор документов, которые необходимы для заключения трудового договора с несовершеннолетним: аспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовая книжка (при наличии); страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы воинского учета; документ об образовании, о квалификации —при поступлении на работу, требующую специальных знаний; документ, подтверждающий согласие родителей (если работнику 14 лет). В том случае, когда несовершеннолетний устраивается на работу впервые, оформление трудовой книжки и пенсионного свидетельства ложится на плечи работодателя. Согласно ст. 266 ТК РФ, лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра, следовательно, необходима так же справка о прохождении медицинского осмотра. После заключения трудового договора работодатель должен оформить приказ о приеме на работу, ознакомить с ним несовершеннолетнего под роспись, провести инструктаж по охране труда, ознакомить подростка с правилами внутреннего трудового распорядка. При приеме на работу несовершеннолетних работников испытательный срок не устанавливается (ст. 70 ТК РФ). После принятия подростка на работу работодатель обязан уплачивать с его заработной платы налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Учитывая особенности данной категории работников, трудовое законодательство устанавливает повышенные требования к условиям труда несовершеннолетних. Согласно п. 1 статьи 265 ТК РФ запрещается: привлечение несовершеннолетних к работам с вредными и опасными условиями труда; подземным работам; работам, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, торговля табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Кроме того, запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (п. 2 ст. 265 ТК РФ). Помимо перечисленных ограничений, для несовершеннолетних работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Таковы общие правила оформления трудовых отношений с работником, не достигшим совершеннолетия. Их соблюдение является обязательным для всех работодателей, а неисполнение соответствующих требований, установленных трудовым законодательством, может повлечь привлечение к административной ответственности.

Ю.П. Бондаренко, инспектор ГУ ЦЗН

21:28 Николай Цуканов о Челябинске: «Я увидел серьезные позитивные изменения»

Полномочный представитель президента России в УрФО Николай Цуканов по итогам сегодняшнего рабочего визита в столицу Южного Урала заявил, что не увидел ничего, что бы могло помешать проведению в 2020 году саммитов ШОС и БРИКС