Управлением пропущенное в статьи 8 федерального закона

Очередная наша статья, раскрывающая тематику авторского права, будет посвящена теме соавторства. Кем в аспекте юридических норм является автор, соавтор и правообладатель, а также что такое соавторство, и каких видов оно бывает. Все эти вопросы обсудим максимально подробно.

Авторство, соавторство, правообладание

Существует ряд заблуждений, избежать которых поможет знание следующих моментов:

  • правообладатель, автор и соавтор – три разных понятия;
  • автор по определению является правообладателем, если авторские права не переданы другому лицу;
  • все три определения может сочетать в себе один и тот же человек (к примеру, автор некоего материала может являться одновременно и соавтором, если его разработкой он занимался не самостоятельно).

Для лучшего понимания каждое из понятий следует рассмотреть в отдельности.

Согласно ст. 257 ГК РФ, автором произведения любого формата является лицо, которым это произведение было создано. При этом совершенно не обязательно указывать авторство, как на оригинале произведения, так и на отдельных его экземплярах. В то же время для идентификации того или иного материала могут использоваться другие способы, определяющие чье-либо авторство, что широко применяется в отношении информации, распространяющейся через Интернет.

Соавтором, согласно ст. 258 ГК РФ, является лицо, имеющее отношение к конкретной работе, вне зависимости от того, цельное это произведение или разделенное на несколько отдельных частей. Совместная деятельность, осуществляемая двумя или более авторами, предполагает наличие соответствующего соглашения. Понятие «соавтор» имеет лингвистические корни – приставка «со» указывает на факт некоей совместности, чего-то принципиально общего.

Понятие «правообладатель» классифицируется статьей 1229 ГК РФ. Правообладателем может являться физическое или юридическое лицо, создавшее конкретное произведение или получившее на него законные права, а также имеющее возможность распоряжаться им по своему усмотрению, если это не противоречит действующим законодательным нормам.

Разобравшись с основными определениями, остановимся подробно на соавторстве.

Соавторство и его виды

Сказав о необходимости в наличии соглашения (желательно письменного) между авторами, работающими над каким-либо произведением, следует добавить, что такое произведение может выпускаться частями, в разное время, а сами авторы могут находиться в различных частях света.

При отсутствии соглашения невозможно говорить о и факте соавторства, даже если конкретные материалы, написанные разными лицами, помещены в единый сборник (книгу, каталог, фильм и т. п.). Соавторством не считается также произведение, созданное на базе уже существующего труда. В качестве примера можно привести музыку, написанную к известным стихотворениям.

Различают «делимое» и «неделимое» соавторство. Первое понятие предполагает возможность использования различных частей произведения независимо друг от друга, при условии, что это не повлияет на основную концепцию конкретного интеллектуального труда и не исказит его смысл. В качестве примера «неделимого» соавторства можно привести две или несколько серий сказки, взаимосвязанных друг с другом и формирующих единый сюжет.

Как выглядит соглашение о соавторстве

Иванов работает над созданием конкретного проекта, выполняя организационную функцию, инвестируя в него средства и решая ряд других ключевых вопросов. Соавтор Петров, занимающийся непосредственно написанием произведения, не претендует на вознаграждение, так как его первичной целью является, например, «раскрутка» своего имени, бренда и т. п.

Когда проект начнет приносить прибыль, на правах соавторства Петров имеет все основания запросить свою половину, в чем закон будет на его стороне. На стороне же Иванова останется только осознание вопиющей несправедливости, но в рамках правового поля с этим сделать ничего будет нельзя. Исключить негативную производную человеческого фактора можно путем создания соответствующего соглашения о соавторстве. В нем должны быть детально расписаны зоны ответственности каждого из участников, их планируемое вознаграждение и прочие вопросы, которые каждой из сторон могут показаться важными.

  • если вы инвестируете в проект больше средств, чем партнер (соавтор);
  • если создаваемое произведение является для вас значимым;
  • если работа может принести впоследствии большую прибыль.

Преимущества наличия соглашения:

  • задокументированное распределение функциональных обязанностей соавторов;
  • возможность избежать последующих разногласий без обращения в суд;
  • выше вероятность положительного для вас исхода при решении вопроса в судебном порядке;
  • больше шансов получить ту прибыль, на которую вы изначально рассчитывали.

Таким образом, необходимость в заключении соглашения о соавторстве определяется размерами интеллектуального и материального вклада каждого из участников, а также характером поставленных перед проектом целей.

Если вы занимаетесь деятельностью, регламентированной законодательными нормами об авторском праве, вполне целесообразным шагом становится разобраться с основными понятиями этой сферы, что при необходимости станет гарантом вашей экономической и интеллектуальной безопасности. В общих чертах это можно сделать самостоятельно, а с изучением деталей всегда помогут специалисты.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 10. Соавторство. 1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Комментарий к статье 10
1. Соавторство - это факт создания произведения двумя или большим числом лиц.
Соавторство всегда устанавливается по полученному результату, а не по процессу работы: лицо, которое принимало участие в работе, не становится соавтором, если творческий результат его труда не нашел отражения в произведении.
2. Лицо, которое принимало творческое участие лишь в создании изложенных в произведении идей, методов, процессов, систем, способов, конструкций, принципов, открытий, фактов, не становится соавтором (или автором произведения) в силу нормы п. 4 ст. 6.
3. Создание произведения "совместным творческим трудом двух или более лиц", необходимое для признания этих лиц соавторами, не следует понимать ограничительно.
Обычно соавторы работают одновременно и в одном месте. Но они могут работать в разное время и в разных местах. Тем не менее их труд и в этом случае считается "совместным".
Труд соавторов может быть однородным или разнородным.
4. Часто между совместно работающими лицами заключается соглашение (устное или письменное) о создании совместного произведения. Это предварительное соглашение не имеет правового значения при определении права авторства на то произведение, которое может быть создано в дальнейшем: право авторства (и соавторства) определяет не это соглашение, а факт творческого участия в создании произведения.
Тем не менее после создания произведения предварительное соглашение обычно сохраняет свою силу, превращаясь в соглашение между соавторами (см. далее п. п. 7, 9, 10).
5. Соавторство, как следует из ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи, бывает двух видов: в одном случае оно относится к произведению, образующему одно неразрывное целое; в другом случае соавторство относится к произведению, которое состоит из созданных разными соавторами по отдельности частей, которые имеют самостоятельное значение, то есть могут использоваться независимо друг от друга.
Первый случай соавторства называют неделимым, второй - делимым (раздельным) соавторством.
6. Неделимое и делимое соавторство - два различных явления. Это подтверждается как практикой, так и самим текстом Закона.
Так ч. 3 п. 1 данной статьи относится лишь к делимому соавторству, а ч. 3 п. 2 - только к неделимому.
7. Делимое соавторство существует лишь постольку, поскольку соавторы своим соглашением решили объединить части произведения и использовать их вместе. Это - соавторство по соглашению.
Например, объединение слов и музыки, принадлежащих разным авторам, приводит к появлению песни - нового произведения, основанного на делимом соавторстве. Объединение литературного текста и иллюстраций дает книгу с иллюстрациями и т.п.
Такое соглашение предусматривает, что соавторы объединяют созданные ими части произведения, взаимно ограничивают свои авторские права и будут использовать свои произведения совместно.
При таком объединении может появляться новое авторское право на произведение в целом. Если такое авторское право на произведение в целом возникает, оно может либо представлять собой совокупность авторских прав отдельных соавторов, либо, кроме того, включать в себя определенное новое авторское право.
В любом случае авторское право на произведение, созданное путем объединения частей, созданных разными авторами, является не удвоением авторских прав соавторов: авторское право на произведение в целом возникает в связи с добровольным ограничением авторских прав на отдельные части произведения.
Прекращение действия соглашения при делимом соавторстве приводит к прекращению существования авторского права на произведение в целом и автоматически восстанавливает в полном объеме авторские права авторов на свои части произведения.
8. Делимое соавторство очень трудно отделить от случаев совместного использования произведений различных авторов, не заключивших между собой соглашений о соавторстве.
Так, например, использование различных статей в сборнике не основывается на соглашении между авторами отдельных статей. Обычно считается, что при этом соавторства не возникает. Однако любой автор статьи может обусловить свое согласие на использование своего произведения в сборнике невключением в этот сборник произведений определенного автора; он может также претендовать на то, чтобы его произведение заняло в сборнике первое место, и т.п. Таким образом, и этот случай совместного использования произведений напоминает делимое соавторство.
Очень трудно отделить делимое соавторство от случаев использования произведения в переводе или в переработке:
отношения между автором оригинала (автором произведения в первоначальной форме) и переводчиком (отработчиком) схожи с отношениями соавторов делимого произведения.
Наконец, все лица, вложившие свой творческий труд в создание аудиовизуального произведения, могут считаться соавторами.
Итак, рамки делимого соавторства оказываются размытыми: делимое соавторство неотличимо от сходных случаев и явлений.
На практике это не вызывает негативных последствий. Поэтому следует признать, что понятие делимого соавторства не имеет большого правового значения. Во многих зарубежных законодательствах это понятие вообще отсутствует.
9. Часть 3 п. 1 статьи 10 содержит презумпцию того, что соглашение, которое заключают между собой соавторы при делимом соавторстве, не ограничивает право любого соавтора самостоятельно использовать созданную им часть произведения. Так, например, автор музыки песни вправе без согласия автора слов этой песни разрешить использование этой музыки без слов или с другими словами. Вместе с тем соглашение между соавторами может содержать ограничения такого использования отдельных частей произведения.
10. Неделимое соавторство основывается на факте создания неделимого произведения.
Соавторы такого произведения используют его по своему соглашению. Такое соглашение может быть письменным или устным; иногда оно просто подразумевается.
Однако если соглашения нет, авторское право на такое произведение "парализуется", оно не может осуществляться, ибо по общему правилу такое произведение может использоваться только при согласии всех соавторов.
При неделимом соавторстве никакого авторского права на отдельные части произведения не возникает.
11. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними, основанным на принципе единогласия, а не на принципе большинства голосов.
12. Величина вклада любого соавтора при делимом соавторстве определяется с учетом объема и характера той части произведения, которая создана этим соавтором, а при неделимом соавторстве - соглашением сторон. При отсутствии особого соглашения вклады соавторов при неделимом соавторстве предполагаются равными (по аналогии с п. 1 ст. 245 ГК).
13. Последняя часть п. 2 данной статьи относится к тем ситуациям, когда соавторы неделимого произведения разошлись во мнениях об использовании произведения.
В этом случае спор между соавторами может быть перенесен ими в суд. При рассмотрении спора между соавторами суд может разрешить использование произведения, даже вопреки воле одного или нескольких соавторов, если они запрещают использование произведения "без достаточных к тому оснований". Закон не определяет, какими критериями при этом должен руководствоваться суд.
Вместе с тем Закон не разрешает пользователям произведений игнорировать мнения отдельных соавторов и использовать произведение без судебного решения.
14. Соглашение между соавторами может предусматривать порядок проставления имен авторов при использовании произведения; в противном случае имена соавторов указываются в алфавитном порядке.
15. Соглашение между соавторами не является авторским договором. По своей сути оно сходно с соглашениями, которые заключают между собой сособственники (ст. 244 - 248, 252, 254 ГК).

Как правило, автором того или иного произведения выступает одно лицо, которое создало его творческим трудом. Но в работе над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены и усилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношения которых регулируются ст. 476 и ст. 477 ГК.

Из этих правовых норм вытекает, что авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение.

а) совместный труд нескольких лиц;

б) создание коллективного произведения

Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.

Совместный труд соавторов может протекать по-разному. Одни объединяют творческий процесс и работают вместе. Другие вырабатывают план, структуру произведения, определяют каждому участнику творческого коллектива ту часть, которую он должен создать. Затем объединяют, изменяют и редактируют написанное. Соавтор может приступить к работе на любом этапе. Момент вступления в работу не является определяющим для соавторства. Важнее индивидуальные особенности авторов, их манера работы.

Другой признак, характеризующий соавторство, - создание коллективного произведения. В работе над коллективным произведением соавторы используют разные формы выражения замыслов: слово, звук, изображение и т.д. При использовании одной формы выражения (например, слово) труд соавторов носит однородный характер, поскольку они выполняют одинаковую работу: пишут роман, повесть, статью и т.п. Целостность такого коллективного произведения определяется единством его содержания.

Коллективное произведение может состоять из частей, имеющих разные формы выражения, например кинофильм, опера. Единство таких произведений обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

Третий признак соавторства - принадлежность авторского права лицам, участвующим в создании произведения. В действующем законодательстве авторское право закреплено за соавторами независимо от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая их которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов сохраняет авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение. Самостоятельной признается работа, которая может быть использована независимо от других частей произведения.

Признаки соавторства, закрепленные законом, позволяют выделить два вида соавторства: нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя или более авторами, представляет собой единое целое, в котором невозможно выделить самостоятельные части. В этих случаях соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом. Вопрос об ответственности соавторов нормативно не урегулирован. В юридической литературе высказываются разные точки зрения, одна из которых заключается в том, что при нарушении обязательств по созданию такого произведения одним из соавторов ответственность наступает для всех без исключения.

Совместным трудом соавторов создаются произведения, состоящие из отдельных самостоятельных частей. К такого рода произведениям относятся песня (музыка и поэтический текст), опера (музыка и либретто), книга (текст и иллюстрации). В данном случае соавторство раздельное, поскольку каждая часть произведения имеет самостоятельное литературное, научное или художественное значение. Автор такой части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать отдельно от других частей.

Положения ст. 476 ГК в части раздельного соавторства оцениваются в юридической литературе неоднозначно. Высказываются сомнения по поводу соавторства автора литературного произведения и автора иллюстраций к нему, композитора и автора текста песни. Предлагается раздельное соавторство именовать случаями совместного использования различных произведений.

Соединение результатов творчества различных авторов (музыки и стихов) приводит к появлению нового объекта авторского права - песни.

Отношения в коллективе соавторов регулируются соглашением. В нем отражены различные вопросы: последовательность указания имен, способ обозначения, распределение вознаграждения и др. Соглашение может быть составлено в письменной форме и подписано всеми соавторами. Оно может быть достигнуто в любой стадии работы над коллективным произведением. При отсутствии письменного соглашения отношения соавторов регулирует закон.

Субъектом авторского права выступает составитель сборника. Его труд выражается в том, что он организует, обрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель наряду с отбором материала для включения в сборник проводит определенную исследовательскую работу.

Составители используют произведения, составляющие предмет чьего-либо авторского права или таковым не являющиеся. При формировании сборника из произведений, имеющих авторов, составитель должен получить их согласие. Он пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов, чьи произведения обработал или систематизировал (ст. 487 ГК).

Сборники могут состоять из произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права: законы, судебные решения, иные официальные документы, произведения народного творчества, авторы которых неизвестны, произведения, не охраняемые авторским правом, и др. Подготовившему сборник из названных произведений принадлежит авторское право, если он самостоятельно их обработал или систематизировал.

Согласно ст. 485 ГК, перевод - самостоятельный объект авторского права, а лицо, его осуществившее, признается субъектом авторскою права. Переводчик обладает рядом правомочий на выполненный перевод: на обозначение своего имени, опубликование, воспроизведение и распространение перевода, на авторское вознаграждение и т. д.

Для перевода требуется согласие автора оригинального произведения. Автор и переводчик пользуются авторским правом на отдельные объекты (оригинальное произведение и выполненный перевод). Использование перевода допускается с согласия переводчика.

Право автора разрешать перевод своего произведения на другой язык в целях дальнейшего использования дает ему право получать вознаграждение за использование произведения на другом языке. Размер, условия и порядок выплаты вознаграждения предусматриваются в постановлениях правительств республик.

Развитие творческой деятельности, технических форм воспроизведения ее результатов давно поставили на повестку дня вопрос о расширении круга участников авторских правоотношений за счет включения в их число, например, артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, использующих современные средства приема и передачи звука и изображения (в частности, спутники, кабельное телевидение и т.п.).

Творческая деятельность названных лиц и организаций делает доступными для широкой публики музыкальные, драматические и иные виды охраняемых авторским правом произведений, тогда как сами они оставались без правовой охраны.

Поскольку все они творчески используют созданные другими лицами (авторами) произведения, их более ограниченные правомочия, "примыкающие" к авторским и закрепленные законодательством ряда стран, а затем и некоторыми специальными международными конвенциями, получили название "смежных" прав.

В ст. 141 Основ гражданского законодательства впервые для нашей страны закрепляется охрана прав исполнителей (артистов), режиссеров (постановщиков, дирижеров), создателей звуко- и видеозаписей и организаций эфирного вещания, ставших в силу этого субъектами авторского права (см. ст. ст. 142. 143 Основ).

Разумеется, они не рассматриваются в качестве авторов исполняемых или записываемых и воспроизводимых произведений. Объектом их авторских прав служит само исполнение либо звуко- и видеозапись (обычно полученная по договору с автором). Поэтому особый, в известной мере ограниченный характер носят и их авторские права, сводящиеся к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.

С.А. Чернышева рассматривала следующие признаки, характеризующие соавторство: совместный труд нескольких лиц, создание коллективного произведения, принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.

А.П. Сергеев отмечает, что для возникновения соавторства необходимо наличие следующих условий:

  • результат совместных усилий нескольких лиц заключается в создании единого коллективного произведения (когда изменение или изъятие какой-либо его части влечет изменение других частей или невозможность использования его как единого целого);
  • создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц (важен не процесс, а результат );
  • вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер ;
  • наличие соглашения о возникновении соавторства.

Как указывает профессор Д. Липцик, произведение считается созданным в соавторстве, когда в работе по его созданию принимают участие "несколько авторов, работающих в одном или разных жанрах, вместе или порознь, внося творческий вклад в него с тем, чтобы совокупность их вкладов составляла цельное произведение и обеспечивала его совместное использование".

Таким образом, в литературе при характеристике соавторства обращали внимание на творческий характер совместной деятельности участников, в результате которого образуется единое произведение.

В связи с этим Д. Липцик выделяет совместные произведения (музыкальные композиции, кинематографические произведения и в более широком смысле - аудиовизуальные произведения) и коллективные произведения (как, например, словари, энциклопедии, журналы, обозрения, сборники, собрания судебных решений).

В теории авторского права существуют две основные концепции в отношении того, что может рассматриваться в качестве совместного произведения. Согласно ограничительной концепции произведение является совместным только в том случае, если соавторы работали над ним вместе, объединяя свои усилия таким образом, что после завершения этого произведения невозможно выделить ту его часть, которую можно было бы определить как принадлежащую одному из них.

Согласно расширительной концепции в качестве совместных рассматриваются также и произведения, соавторы которых (даже если возможно определить вклад каждого из них) "объединили свои усилия таким образом, что каждый из них внес свою лепту в общее произведение, части которого объединены общим замыслом".

Следовательно, ограничительная концепция признает лишь нераздельное соавторство, когда созданное произведение представляет собой единое целое, а расширительная - как нераздельное, так и раздельное, когда возможно определить и выделить часть каждого соавтора, не изменяя при этом природы самого произведения.

Российское авторское право следует расширительной концепции понимания соавторства. В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Условием создания произведения в соавторстве является наличие соглашения между авторами о создании произведения. Данное соглашение может быть заключено в любой форме и на любой стадии создания произведения.

Законодательство Великобритании, в отличие от российского, признает лишь нераздельное (неделимое) соавторство. Таким образом, в британском авторском праве различаются соавторы и два и более самостоятельных автора, создавших соответствующие произведения. Статья 10 Закона Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах 1988 г. содержит норму, в соответствии с которой "произведением совместного авторства" является произведение, которое создано в результате сотрудничества двух и более авторов и в котором вклад каждого автора не может быть четко разграничен с вкладом другого автора или других авторов. Следовательно, для признания соавторства, во-первых, необходимо, чтобы каждый из авторов внес вклад в создание произведения, во-вторых, творческие вклады в создание произведения должны быть неотделимы друг от друга, при этом права на результаты интеллектуальной деятельности между авторами не разделяются. Так, например, в деле Tate v. Tomas истец заявлял свои претензии на авторство, основываясь на том, что он предложил название произведения и некие идеи, которые ответчик использовал в работе. Суд посчитал, что в данном случае вклад истца был незначительным для признания его соавтором произведения. В решении по делу Beckingham v. Hodgens суд указал, что, для того чтобы считаться соавтором произведения, необходимо, чтобы творческий вклад выражал мастерство, труд и суждения автора. Последний признак соавторства в Великобритании заключается в том, что произведение должно создаваться в процессе сотрудничества авторов. В связи с этим у соавторов должна быть некая идея создания произведения, общая задумка.

Применительно к сложным объектам , например в Италии, законодатель указывает на режим раздельного соавторства между авторами фильма. Они могут использовать созданные ими элементы любыми способами, не ограничивая при этом права продюсера, которые предусматриваются в договоре (ст. ст. 44, 49 Закона об авторском праве и смежных правах Италии).

Однако В.А. Дозорцев применительно к российскому законодательству писал, что отношения между участниками создания сложного объекта не могут рассматриваться с точки зрения традиционного авторского права как соавторство. Ученый отмечал невозможность такой квалификации, исходя из того, что лица, участвующие в создании сложного объекта (например, фильма), не осуществляют однородную деятельность. По его мнению, между ними возникает не соавторство, а "соучастие", или сотрудничество .

В литературе различаются понятия соавторства и сотрудничества . Так, С.Г. Займовский отмечал, что соавторство (когда произведение составлено совокупно несколькими лицами и образует одно неразрывное целое) следует отличать от сотрудничества, поскольку "при соавторстве лица, совместно составившие произведение, сохраняют за собой на него самостоятельное авторское право, при сотрудничестве же право на целое произведение принадлежит не сотрудникам, а издателю, т.е. лицу, по поручению коего сотрудники работали". Сотрудники, по мнению ученого, являются авторами отдельных произведений, входящих в единое целое.

В.И. Серебровский под сотрудничеством понимал "участие нескольких авторов в составлении коллективного труда, объединяющего ряд самостоятельных произведений, каждый из авторов сохраняет авторское право только на написанную им часть такого коллективного труда, не приобретая авторского права на весь труд" (например, журналы, энциклопедии).

В.А. Дозорцев указывал на сборное авторство тех лиц, которые внесли существенный вклад в создание фильма. Вместе с тем ученый выделял несколько подходов для "искусственного" построения авторства. Так, в одном случае автором признается организация (где осуществлялось производство фильма) путем "подстановки" ее на место физического лица и распространения на нее полностью и последовательно правового статуса, установленного для физического лица - автора. Во втором случае ученый предлагал выделить из числа авторов тех лиц, вклад которых в создание сложного объекта наиболее существен, и признать их авторами фильма в целом, устанавливая так называемое сборное авторство.

На наш взгляд, отношения между авторами сложных объектов следует рассматривать как сборное авторство, а не квалифицировать как соавторство (раздельное или нераздельное). На наш взгляд, конструкция раздельного соавторства в данном случае была бы применима к составным произведениям, но не к сложному объекту. Так, В.И. Серебровский отмечал, что в данном случае каждый из соавторов, если соглашением между ними не предусмотрено иное, является субъектом авторского права как в отношении произведения в целом, так и в отношении созданной им части произведения.

Вместе с тем между авторами отдельных элементов, вошедших в состав сложного объекта, могут складываться отношения традиционного соавторства (раздельного или нераздельного), в зависимости от того, какими из признаков они обладают.

Отношения по созданию сложного объекта нельзя квалифицировать как традиционное соавторство еще и потому, что процессом организации соответствующей деятельности занимается специальный субъект - продюсер . Следует признать, что организатор играет основную роль в создании сложных объектов и во введении в коммерческий оборот прав на такие объекты (например, продюсер в аудиовизуальном произведении (п. 4 ст. 1263 ГК РФ)).