Значение эмансипации. Проблемы и последствия эмансипации женщин. Православие об эмансипации женщин

Что такое эпансипация? Этот термин известен каждому, но не все понимают его значение. В общем смысле слово указывает на процесс освобождения человека от каких-либо ограничений, предоставление ему равных прав и обязанностей.

В целом можно сказать, что при упоминании эмансипации речь идет о фундаментальных свободах человека, независимо от того, к какой группе или категории общества он относится.

Как и многие другие социологические термины, понятие «эмансипация» попало в русскую речь из латыни. По определению жителей Древнего Рима, слово emancipatio означает «освобождение» .

В своем первоначальном смысле под ним подразумевалось освобождение детей от опеки родителей, однако примерно два столетия назад в Европе термину стали придавать политическую окраску. Его начали связывать с различными группами общества (например, с женщинами или рабочим классом), рассматривая понятие в контексте равноправия и свободы в экономической, политической и социальной сфере.

В гражданском праве эмансипацией называют освобождение человека от зависимости, его уравнение в обязанностях и правах наряду с другими членами общества. Обычно термин связывают с женщинами или несовершеннолетними, но в последнее время он может использоваться по отношению к любым слоям социума – например, к чернокожим или гомосексуалистам, предполагая их равноправие в общественной жизни.


Иногда термин употребляется для определения способности личности давать собственную оценку любым явлениям, независимо от мнения окружающих.

Чаще всего слово «эмансипация» употребляется в гендерном отношении, то есть подразумевает равноправие женщин в различных сферах жизни – семейной, трудовой, общественной. В давние времена представительницы прекрасного пола считались своего рода обслуживающим приложением к мужчине.

Женщины не могли самостоятельно распоряжаться деньгами, выбирать мужа, получать достойное образование или занимать руководящие посты. Их уделом было ведение домашнего хозяйства и рождение детей.

С модернизацией культуры и совершенствованием общества перед женщинами открылись неограниченные возможности. Они получили практически полную свободу в своих действиях и право самостоятельно руководить своей жизнью. Иными словами, женщины стали эмансипированными.

К сожалению, в современном мире до сих пор сохраняются некоторые пережитки прошлого и стереотипы, в силу которых деловые дамы не всегда могут реализовать себя в трудовой деятельности.


На обретении финансовой или творческой независимости продолжает сказываться сложившееся мнение о «истинном предназначении» женщины и ее роли в качестве «хранительницы домашнего очага».

Эмансипация несовершеннолетних сохранила свое изначальное значение, то есть под этим термином понимают избавление от родительской опеки и признание ребенка дееспособным представителем общества. Права детей закреплены на законодательном уровне.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, может быть признан дееспособным, если он вступил в брак, работает по трудовому кодексу или получил на то согласие родителей (опекунов).

Эмансипация позволяет ребенку распоряжаться своим имуществом либо деньгами, заниматься предпринимательством и другими делами, доступными взрослым. Ее неоспоримым достоинством для несовершеннолетнего выступает возможность самоутвердиться, ощутить себя полноправным членом социума, который в состоянии самостоятельно отвечать за свои поступки.

Часто эмансипация позволяет ребенку отказаться от асоциального образа жизни, если таковое происходит в силу ненадлежащего воспитания или ранней потери родителей.

Наряду с женской эмансипацией, в социологии существует понятие «феминизм», под которым подразумевают идеологические или социальные движения за равноправие женщин. В чем-то эти термины схожи, но есть между ними и некоторые различия.


Эмансипация означает освобождение от любой зависимости в обществе – трудовой, политической, экономической, а обычно употребляется в связи с требованием представительниц прекрасного пола предоставить им равные права с мужчинами.

Другими словами можно сказать, что феминизм – это движение женщин к эмансипации, то есть он является составляющей освобождения и одним из этапов на пути к равноправию и свободе.

: Электровозбудительная сила - Эрготинъ . Источник: т. XLa (1904): Электровозбудительная сила - Эрготин, с. 704-708 ()


Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Э. является, таким образом, актом освобождения, восстановлением естественного состояния и торжеством права над узурпацией. О судьбах женщины до XIX в. см. XI, 873 и сл. Э. женщин - явление новое, начатки которого относятся к великой французской революции. Вслед за декларацией прав человека Олимпией де Гуж (см. IX, 869) формулирована была «декларация прав женщины». Главные требования её заключались в активном и пассивном избирательных правах и в допущении ко всем должностям. Во времена конвента женщины принимали участие в клубах, вмешивались в прения, основывали особые женские клубы («Amies de la constitution », «Femmes républicaines» и др.) и защищали свои права в особых печатных органах. Когда вожди женского движения стали предлагать представительницам своего пола одеть мужские костюмы, чтобы уничтожить внешние различия полов, конвент постановил лишить женщин права иметь свои собрания и закрыть женские клубы (30 октября 1793 г.). Э. женщин вновь выступила на сцену в эпоху июльской революции 1830 г.; к этому времени относится и появление самого термина («émancipation de la femme »). Возрождение женского вопроса находилось в тесной связи с французским социализмом и достигло кульминационной точки в сенсимонизме, с его учением о «паре» (couple, см. XXIX, 570). Более реальные цели стали преследоваться сторонниками Э. со времени февральской революции 1848 г., когда за это движение стал Консидеран (XVI, 43) , предложивший в парламенте даровать избирательные права женщинам. Несколько позже то же предложение и столь же неуспешно внесено было Пьером Леру. С половины XIX в. феминистическое движение во Франции все развивалось, но больших политических приобретений им не сделано. В 1892 г. женщинам-рабочим было предоставлено право голоса в добровольных третейских разбирательствах с работодателями. - В Англии Мэри Вольстонкрафт в книге: «Vindication of the rights of woman» (Лондон, 1792), написанной под влиянием Кондорсе, старалась доказать, что недостатки и слабости женского пола - исключительно последствия неправильного воспитания и ложного общественного положения женщин. Она указывала на необходимость экономической независимости женщин и признания за ними тех же общественных и политических прав, какими пользуются мужчины. Во имя нравственной чистоты она предлагала воспитывать мальчиков и девочек совместно в общественных школах. В половине XIX в. Э. женщин в Англии много обязана литературной деятельности Бентама, Герберта Спенсера, в особенности, Дж. Стюарта Милля (см. XIX, 306) . О росте гражданских прав женщины в Англии во второй половине XIX в. см. Женщина в праве (XI, 882) . По почину социологического общества, в Англии появился первый союз для поощрения женского промышленного труда, за которым последовали другие общества подобного же характера. С 1865 г. началась агитация за избирательные права женщин при парламентских выборах. Право активного участия в муниципальных выборах было предоставлено в 1869 г. самостоятельным (незамужним), платящим налоги женщинам. Акт о местном управлении 1894 г. дал женщинам в Англии активное и пассивное право при выборах в общинный и окружной советы; они могут даже председательствовать в этих советах, но не имеют права быть мировыми судьями. Стремление к дарованию женщинам права участия в парламентских выборах до сих пор оставалось безуспешным, но предложение, сделанное по этому предмету в 1897 г., получило большинство в палате общин; только несогласие палаты лордов не дало законопроекту войти в силу. Из британских колоний дальше всего на пути Э. женщин пошла Новая Зеландия, где с 1893 г. все местные жительницы, не моложе 21 года, имеют избирательные права. Такие же права женщинам в 1894 г. даны и Южной Австралией. Во всей Австралии в отношении общинных выборов не признается различия прав обоих полов. В Канаде женщинам принадлежит активное право участия в общинных выборах. - В Германии еще в 1792 г. Т. фон-Гиппель издал книгу: «Ueber die bürgerliche Verbesserung der Weiber», в которой во имя государственного блага требовал освобождения женщины. Он стоял за совместное воспитание мальчиков и девочек и за допущение женщин ко всем профессиям. Для облегчения физического воспитания он предлагал одинаковую одежду до 12-летнего возраста. Предложения Гиппеля не встретили поддержки в германской литературе, и до последнего времени в Германии практически не существовало политического женского движения. Избирательные права принадлежат женщинам только на местных общинных выборах, но и то не везде и большей частью только незамужним. С 1860-х годов стали появляться многочисленные общества и союзы, чаще всего устроенные одними женщинами; стали возникать учебные заведения, сильно подвинувшие вперед женское образование (см. XXI, 869) - В Северной Америке с самого начала положение женщины было более выгодное, чем в Европе. То обстоятельство, что женское население в большинстве местностей в Штатах долго было в меньшинстве, привело к тому, что как замужние, так и незамужние женщины искони пользовались здесь большей свободой и самостоятельностью, чем у народов более древней культуры. Эбигайль Смит Адамс, жена президента Адамса, еще в 1776 г. требовала допущения женщин к общественным школам и политической их равноправности. Первое из этих требований было удовлетворено, но требование политической равноправности для всей совокупности Соединенных Штатов осталось невыполненным: только Нью-Джерси и Виргиния на первых порах предоставили женщинам избирательное право. В настоящее время число должностей и занятий, открытых для женщин в Штатах, весьма значительно, и во многих либеральных профессиях женщины главенствуют: например, в учительском персонале женщины составляюсь в Штатах ⅔. Существование гражданской равноправности вызывает в Штатах усиленное движение к политической равноправности, так как до сих пор в федеральных выборах женщины в Америке не принимают участия, несмотря на предоставленное им в нескольких штатах право голоса. Главным аргументом американских женщин в пользу дарования им избирательных прав являются избирательные права негров: они находят несправедливым отказ образованным женщинам в праве, данном представителям низшей расы. - В Норвегии 23 мая 1901 г. женщинам, достигшим 25 лет и лично или сообща с мужем платящим 300-400 крон подоходного налога, предоставлено право голоса в коммунальных общинных выборах. Тогда же в Христиании Рагною Нильсен основан был «Союз женщин-избирательниц», поставивший себе целью вести самостоятельную политику. Количество избранных коммунальными представительницами женщин оказалось весьма незначительным, менее 1% числа мужчин, причем меньше всего женщин было избрано в деревнях. Между тем, женщины-избирательницы представляли собой ⅓ всех голосов в стране. Те немногие женщины, которые были избраны, оказались, однако, весьма энергичными и, во всяком случае, не принесли вреда своей деятельностью. - В настоящее время почти во всех государствах Европы и Америки насчитываются союзы женщин, преследующих цели Э., или феминистические союзы . Феминистки (то есть сторонницы женской Э.) имеют свои периодические органы и создали уже целую литературу по своему предмету. Для международного общения феминисток устраиваются международные съезды или конгрессы. Союзы для развития женской Э. на первых порах исключительно преследовали цели образования и приискания заработка. Первое общество подобного рода - лондонское общество для поощрения женских работ, - основано было лордом Шэфтсбюри и National Association for social science. По его примеру в 1865-66 гг. появился германский Lette-Verein, прототип позднейших германских женских экономических и образовательных союзов, которые в 1869 г. соединились в один «Verband der deutschen Frauenbildungs und Erwerbvereine». Больше внимания на развитие женских прав обращена было в лейпцигском женском союзе, основанном Луизой Отто-Петерс и Августой Шмидт. Созванная в 1865 г. первая женская конференция привела к основанию «всеобщего германского женского союза», органом которого служил журнал «Neue Bahnen» (Лпц., 1875 и след.). По примеру Германии, и в Австрии многочисленные женские союзы составили «всеобщий австрийский женский союз». В конце 1880-х годов в Германии стало развиваться более радикальное течение, приведшее к основанию обществ под общим названием «Frauenwohl». Здесь уже прямо ставится вопрос о равноправности, а также о защите женщин-работниц. В 1899 г. сформировался союз прогрессивных женских обществ, избравший для своих занятий пять областей: 1) вопрос о работницах, понимая под этим и заботу о детях рабочих и т. п., 2) призрение сирот и бедных, 3) заботу об арестованных женщинах, 4) вопрос о совместном обучении обоих полов и 5) вопрос о надзоре за нравственностью. На конгрессе 1901 г. был еще прибавлен вопрос о женской прислуге. Для целей исключительно образовательных учреждено общество «Frauenbildung-Frauenstudium», распространенное по всей Германии. Женские профессиональные союзы появились с 1890-х годов почти повсеместно в Германии. В 1891 г. в Америке создался национальный союз женщин (National council of women), по образцу которого в 1894 г. в Берлине устроен союз германских женских обществ (Bund deutscher Frauenvereine). Подобные союзы появились и в других государствах. Среди работниц на фабриках стали появляться особые общества с 1870-х годов. Многие из них возникли в австралийской колонии Виктории в 1880-х годах. После того как союзы мужчин-рабочих высказались в 1889 г. за организацию представительниц женского труда, подобные общества стали в большом числе появляться в Англии. Решение мужчин-рабочих вызвано было тем соображением, что улучшение платы за женскую работу сделает женскую конкуренцию менее опасной мужчинам. Особенно трудилась над устройством женских рабочих союзов леди Дильк, а еще раньше неё - г-жа Мод Станлей явилась горячей поборницей устройства клубов для лондонских работниц. В Соединенных Штатах конгрессы женщин стали собираться с 1848 г. В 1850 г. состоялся первый женский конгресс, исключительно касавшийся вопросов избирательного права (National Woman Suffrage Convention). В 1869 г. создались два больших общества: ежегодно собирающееся в Вашингтоне National Woman Suffrage Association, с газетой «The Revolution», и передвижное общество American Suffrage Association, с журналом «Woman’s Journal». В 1890 г. они слились в «National American Woman Sufrage Association». По типу этих обществ основано в Англии в 1867 г. National Society of Women, первым президентом которого был Дж. Ст. Милль. Первым международным учреждением в области Э. женщин явилась основанная в Женеве в 1868 г. Ligue internationale des femmes. В 1888 г. в Чикаго был основан «международный совет женщин» (International council of women), к которому примкнули 11 обществ, в том числе германский Bund deutscher Frauenvereine. Ростом движения в пользу Э. следует объяснить и появление большого количества женских благотворительных обществ, имеющих целью то взаимную поддержку, то заботу о бедных, больных, рожающих, безработных. Своеобразным явлением в области феминизма является американское женское общество трезвости - Woman’s Christian Temperance Union, основанное в 1873 г. в Бостоне, насчитывающее теперь более 200000 членов и обладающее капиталом в 150000 фн. стерл.

Избыток во всех культурных государствах женского населения над мужским привел, помимо всяких законодательных распоряжений, к частичному занятию женщинами под давлением нужды некоторых профессий, ранее находившихся в сфере исключительно мужского труда. По данным конца XIX в. % женского рабочего населения сравнительно с общим количеством женщин был: в Австрии - 47%; в Германии - 20%; в Италии - 40,8%; во Франции - 21,6%; в Англии - 17,3%. В Германии наибольшее количество женщин занято сельскохозяйственными работами, приготовлением одежды, ткачеством и продажей в магазинах. Участие женщин в кустарной промышленности значительнее, чем участие в ней мужчин. На местах руководителей предприятий и на самостоятельных работах женщины встречаются реже мужчин. В либеральных и высших профессиях количество их все усиливается, особенно в учебном и врачебном деле. Учительницы составляют следующий % преподавательского персонала: в Австрии - 20%, во Франции, в Италии, в Англии - 50-60%, в Германии - 17%.

Весьма значительно число женщин на службе путей сообщения, почт и телеграфов. Низшие должности среди чиновничества часто занимаются женщинами в Америке (около 8% всех должностей). Весьма невелико число женщин-адвокатов и женщин-пасторов (в Америке последних - около 165). Немало женщин-художниц, архитекторов, бухгалтеров и писательниц. В области труда женская Э. от мужского покровительства достигнута еще далеко не вполне. Женский труд оплачивается ниже (на ½ - ⅔) мужского, что объясняется, с одной стороны, сравнительной новизной этого труда, с другой, - меньшей требовательностью и большей беззащитностью женщин. Ср. Лили Браун, «Женский вопрос. Его историческое развитие и экономическое значение» (2 изд. на русск. яз.); Магу Wollstonecraft, «Vindication of the rights of woman» (Лонд., 1792); Th. v. Hippel, «Ueber die bürgerliche Verbesserung d. Weiber» (B., 1762); Laboulaye, «Recherches sur la condition civile et politique des femmes depuis les Romains » (П., 1843); J. St. Mill, «On the subjection of woman» (Л., 1869; 5 изд., 1883); Th. Stanton, «The woman question in Europe» (Л., 1884); Behel, «Die Frau und der Socialismus» (Штуттгарт, 1900, 31 изд.); Helene Lange und Gertrud Bäumer, «Handbuch der Frauenbewegung» (I-II, Б., 1901). нем. журнал «Die Frau» (издат. Helene Lange, В., с 1893 г.); Станлей Мод, «Клубы для работниц в Англии» (1902).

Если в Западной Европе женское движение направлялось по двум, правда, переплетающимся руслам, из коих одно конечным своим пунктом имеет уравнение женщин с мужчинами в гражданских и политических правах, а другое, - обеспечение экономической самостоятельности женщин, главным образом, путем расширения их образования,- то в России для женского движения первое русло было и остается совершенно закрытым. Действительно, в сфере гражданских прав (за исключением области наследования) русское законодательство издавна признавало за женщинами то, чего на Западе им приходилось добиваться путем настойчивой борьбы (см. Женщина в гражданском праве, XI, 879-885). Крупным шагом вперед является состоявшийся недавно сенатский указ, открывший женщинам крестьянского сословия возможность получать, при наличности известных условий, вид на жительство и без согласия мужа. В области публичного права женское движение не может найти у нас почву уже в силу общих условий нашего правового строя. Тем не менее и здесь кое-что может быть отмечено. Женщинам предоставляется участвовать, по имущественному цензу, в выборах дворянских, земских и городских, но не иначе как через уполномоченных ими на то лиц мужского пола, причем круг лиц, коим может быть дано такое полномочие, ограничен по закону ближайшими родственниками и мужем. В последнее время многие земства высказались за расширение избирательных прав женщин в области земского самоуправления, в смысле отмены ограничений по выдаче полномочий на участие в выборах (Тихвинское, Гжатское), или в смысле предоставления женщинам права непосредственного участия в выборах (Звенигородское, Тамбовское, Бирское, Казанское, Елецкое), или даже в смысле предоставления женщинам права быть избираемыми в земские гласные. В Казани дворянское собрание высказалось за то, чтобы лица женского пола, приглашаемые уездными предводителями дворянства в помощь по наблюдению за начальной школой, могли быть избираемы в члены училищных советов. В 1898 г. состоялся закон о даровании прав государственной службы женщинам-врачам. Движение в пользу бытового уравнения женщин и мужчин проявилось у нас первоначально на почве теории о «свободе чувства», проникшей в русское общество под влиянием идей Жорж Санд. Освобождение крестьян, поставившее значительную часть дворянства в необходимость изыскивать средства к существованию трудом, присоединило к этому экономический фактор, а общее движение 1860-х годов, производившее переоценку всех устоев русской жизни, придало стремлениям женщин отчасти и угловатые формы, дававшие обильный материал для беллетристов всех направлений (ср. образ Кукшиной в «Отцах и детях» Тургенева). Скоро, однако, крайности стерлись, и в результате получилось здоровое движение в пользу распространения и расширения женского образования (XI, 866-872) , приводящего к расширению сфер применения женского труда и служащего, следовательно, главнейшим залогом экономической самостоятельности женщины. В этой области замечается за последнее 10-летие значительное оживление. К восстановленным в 1889 г. высшим женским курсам в Петербурге присоединились: женский медицинский институт, положение о коем Высочайше утверждено 1 июня 1895 г.; женский педагогический институт, преобразованный в 1903 г. из педагогических курсов, существовавших при петербургской Александровской гимназии с 1863 г., в высшее учебное заведение с двумя отделениями (математическое и словесное) и четырехгодичным курсом; высшие женские курсы, восстановленные в 1900 г. в Москве и в 1903 г. в Одессе. Число слушательниц, которые могут найти место в этих высших учебных заведениях, далеко, однако, недостаточно, что вызывает к жизни частные учреждения подобного рода, напр., в С.-Петербурге «курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования», руководимые П. Ф. Лесгафтом, «естественнонаучные курсы», руководимые В. М. Шимкевичем, «общеобразовательные вечерние курсы при гимназии М. Н. Стоюниной» и др., а равно отдельные курсы лекций, открываемые преимущественно в университетских городах, но не имеющие постоянной организации. Постепенно расширяются и права воспитанниц высших женских учебных заведений. В 1901 г. министру народного просвещения предоставлено разрешать назначение окончивших высшие женские курсы преподавательницами всех классов женских гимназий; такое же право предоставлено в 1903 г. главноуправляющему канцелярией по учреждениям Императрицы Марии по отношению ко всем институтам. Высочайшим повелением 6 мая 1903 г. начальству вновь образованного женского педагогического института, с открытием 4-го курса института, дано право ходатайствовать о предоставлении окончившим институт прав преподавания по предметам их специальности во всех классах женских гимназий, институтов и равных с ними заведений. Женщины допускаются преподавательницами музыки и иностранных языков в младших классах мужских средних учебных заведений. Жизнь выяснила, что даже чисто теоретическое образование женщин может получить прикладное значение и помимо сфер преподавания и литературного труда. Так, широкая постановка преподавания химии на с.-петерб. высших женских курсах привела к тому, что слушательницы этих курсов, специально изучавшие химию, получали места в лабораториях как правительственных, так и при частных заводах и фабриках. Иногда бывшие слушательницы курсов не только служат лаборантками, но и занимают вполне самостоятельное и ответственное положение. В пору «промышленного оживления» 1890-х годов спрос на специалисток по химии превышал даже число желавших занять такие места. К женщинам-врачам, женщинам-дантисткам и женщинам-фельдшерицам присоединились за последнее время женщины-фармацевты. Изучающие фармацию женщины, окончившие полный курс женской гимназии и выдержавшие экзамены по латинскому языку в объеме первых четырех классов мужских гимназий, могут после двухлетней практики, держать экзамен на звание помощника провизора, а после трехлетней помощнической практики женщины-фармацевты будут допускаться к слушанию лекций на особых курсах при военно-медицинской академии, по окончании которых будут получать звание провизора. Широкое развитие получило применение женского труда и в правительственных учреждениях (особенно в почтово-телеграфном ведомстве) после того, как они разновременными распоряжениями стали допускаться к занятиям в этих учреждениях по вольному найму, причем, однако, женщины получают оклады значительно меньшие, нежели мужчины, при одинаковой количественной и качественной работе. В государственном банке существует отдел (по резке купонов при отделении вкладов на хранение), в котором к занятиям допускаются только женщины и начальником которого состоит также женщина. Широкое применение получил женский труд на железных дорогах. По отчету пенсионной кассы служащих на железных дорогах (в которой участвуют не все служащие) число служащих женщин простиралось к 1 января 1900 г. до 24601 (9½% всего числа служащих) из коих значительная часть (15176) - замужние, имеющие детей. Стремясь к поднятию образовательного уровня агентов службы движения, министерство путей сообщения признало желательным, чтобы на всех железных дорогах были предприняты опыты замещения женщинами, окончившими средние учебные заведения, должностей начальников станций, их помощников и кассиров. Первый такой опыт был сделан и оказался вполне удачным на Рязанско-уральской железной дороге. В открытые в 1903 г. в С.-Петербург при Импер. русском технич. обществе «железнодорожные курсы» принимаются и женщины. Многообещающим началом является разрешение, данное в 1903 г. инженер-генерал-майору Труханову открыть в Москве технические женские курсы по специальностям строительной, механической и электротехнической. В периоде зарождения находится у нас сельскохозяйственное образование женщин, хотя начало ему было положено еще в 1883 г. г-жею Мариуца-Гриневой, открывшей первую женскую сельскохозяйственную школу в Киевской губ., в Бердичевском у. В настоящее время сельскохозяйственных женских школ, преимущественно средних, насчитывается свыше 15. С 1899 г. существует в С.-Петербурге «Общество для содействия сел.-хозяйственному образованию женщин», председателем которого состоит И. А. Стебут, горячий поборник этого дела. Обществом представлен министерству земледелия проект учреждения высшего женского сельскохозяйственного института, который мог бы служить как для образования сведущих хозяек, так и для подготовки учительниц в средних и низших сельскохозяйственных училищах. Наконец, экономической самостоятельности женщин служат курсы коммерческие, счетоводные, бухгалтерские, стенографические, частью специально женские, частью допускающие к занятиям женщин наряду с мужчинами, в С.-Петербурге, Москве, Саратове и некоторых других городах.

Наиболее характерными для женского движения в России учреждениями, помимо обществ содействия отдельным отраслям женского образования, являются: «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Общество охранения здоровья женщин», «Российское общество защиты женщин», а также «Общество попечения о молодых девицах» - все четыре в С.-Петербурге. При «Русском женском взаимно-благотворительном обществе», являющемся в то же время клубом, куда допускаются исключительно женщины, и насчитывающем 835 членов, существуют: общежитие для членов общества; временное общежитие для нуждающихся женщин до приискания ими занятий; очаг для детей интеллигентных тружениц; библиотека имени Н. В. Стасовой; литературно-музыкальный кружок; бюро для приискания занятий; касса взаимопомощи; кружок «на помощь детям». «Общество, охранения здоровья женщин», существующее с 1899 г. и насчитывающее около 350 членов, имеет целью развитие среди русских женщин любви в физическим упражнениям, реформу современного женского костюма, популяризацию гигиены во всех слоях общества, выработку условий более нормального женского воспитания и т. п. «Российское общество защиты женщин» поставило себе между прочим целью борьбу с торговлей «живым товаром»; «юридический отдел» общества оказывает юридическую помощь женщинам. Отделы общества устраивают для женщин ремесленниц и фабричных работниц воскресные чтения и развлечения. При обществе действует попечительство о еврейских девушках-ремесленницах, устраивающее такого же рода чтения и развлечения по субботам. Отделения общества существуют в Нижнем Новгороде, Баку, Томске. «Общество попечения о молодых девицах», состоящее из нескольких отделов, в разных частях города устраивает для молодых девушек (преим. женская прислуга и фабричные работницы) воскресные чтения и развлечения.

emancipatio ) - отказ от различного рода зависимостей, в том числе и родителей, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.

Само это слово происходит от латинского глагола emancipare - освобождать ребёнка от отцовской власти, в более широком смысле - отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, причём формально эти полномочия и права не уничтожались, а передавались другому лицу, и эмансипированный таким образом обретал не свободу, а нового властителя. Подобное действие - отказ от своих полномочий и передача их другому лицу - было юридическим актом, зафиксированным ещё в Законах двенадцати таблиц , и называлось emancipatio .

Позднее об эмансипации стали говорить не только применительно к римскому праву , называя так аналогичные действия в других правовых системах, например в германском праве . В конце XIX - начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного (наравне со взрослыми) труда.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Структурная социология (10): Социология гендера

    ✪ Российские женщины и эмансипация: культурная традиция или разрыв с традицией?

    ✪ Александр Дугин: индивид - это случайный набор комбинаторных нарративов

    Субтитры

Полная дееспособность несовершеннолетних

Эмансипация несовершеннолетнего - объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.

В российском гражданском праве несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, или занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным имеет место также при вступлении несовершеннолетнего в брак, при этом при расторжении брака полная дееспособность сохраняется. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Вступление в брак не является основанием для того, чтобы считать лицо эмансипированным.

Эмансипация женщин

Эмансипация женщин представляет собой предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Равноправие предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную зарплату. См. также Суфражистки , Женское избирательное право .

В литературе: Эмансипированные женщины . предполагает процесс декриминализации и депатологизации гомо- и бисексуальности, а также предоставления им семейных прав и защиты от дискриминации в обществе.

В статье рассмотрен институт эмансипации. Показана роль полной дееспособности несовершеннолетних граждан и условия ее объявления. Аргументы приведены на основании Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов РФ.

Основания для эмансипации несовершеннолетних

Несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным при достижении шестнадцатилетнего возраста. Этот процесс по законодательству называется юридической дефиницией — эмансипация. Содержание статья 27 ГК гласит, что объявление эмансипации проводится в случаях:

  • работы с заключением официального трудового договора или же основании контракта;
  • осуществления лицом предпринимательской деятельности по согласованию с законными представителями малолетнего, в лице родителей, усыновителей или поручителей;
  • вступление в законный брак (ст. 21, п. 2 Гражданского кодекса).

Признать полной дееспособность гражданина по законодательству имеет право суд или орган опеки и попечительства. Процедура получения данного статуса детально описана в ГПК (глава 32). Признание дееспособности в полном объеме по законодательству может быть утрачено малолетним до совершеннолетия — объявление незаконности заключенного брака.

Каким органом производится эмансипация несовершеннолетнего?

Признание полной дееспособности позволяет эмансипированному заключать сделки без получения согласия от своих представителей, пользоваться расширенным спектром своих гражданских прав. Объявлению предшествует получение решения органа опеки и опекунства или вынесение вердикта в судебном порядке. Только этим двум органам по законодательству подвластно признание лица эмансипированным.

Процедура эмансипации несовершеннолетних

Порядок объявления полной дееспособности по законодательству предусматривает 2 варианта: по решению органа опеки и опекунства или суда. Первый вариант — законные представители дают согласие на признание эмансипированным несовершеннолетнее лицо. Альтернатива — необходимо решение суда, процедура признания (ст. 32 ГПК) в котором предусматривает прохождение трех шагов:

  • Шаг первый: подача заявления (возможна с 16 лет) в судебном порядке. К нему прикрепляются требуемые по законодательству документы и уплата госпошлины;
  • Шаг второй: рассмотрение уполномоченным органом с участием не только заявителя и его представителей, но и прокурора, работника органа опеки и попечительства;
  • Шаг третий: решение суда, удовлетворяющее или отклоняющее просьбу гражданина.

Отметим, что даже признанная дееспособность в полном объеме может быть утрачена. Например, в случае признания брака эмансипированного гражданина недействительным, не путать с расторжением брака (ст. 21 ГК).

Условия эмансипации несовершеннолетних

Эмансипированное лицо по законодательству получает возможность пользоваться определенными правами и нести правовую ответственность за совершаемые поступки. Порядок получения статуса полностью дееспособного лица описан в ГК. Основаниями являются заключение официального брака (ст. 21, п. 2 ГК), разрешение работать по трудовому договору (контракту) и возможность самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Ответственность за нового эмансипированного гражданина родители, усыновители или попечитель по ГК не несут (п. 2 ст. 27).

Досрочная эмансипация несовершеннолетнего

Эмансипация несовершеннолетнего гражданина возможна с возраста шестнадцати лет. Порядок досрочного объявления полной дееспособности описан в главе 32 ГПК (ст. 287-289).

Основанием для объявления эмансипации признана работа гражданина с заключением трудового договора или контракта (ст. 27 ГК). В статье также говориться об осуществлении, по согласию законных представителей, лицом предпринимательской деятельности. Вступление в брак, до достижения совершеннолетия, гарантирует получение гражданином статуса «эмансипированного» (ст. 21, п. 2 ГК).

Досрочное становление полностью дееспособным означает несение гражданином ответственности за действия и повлекшие последствия. С момента ее объявления представители, в лице родителей, усыновителя или опекуна, не отвечают по обязательствам эмансипированного лица. В частности это касается последствий причинения им вреда (п. 2 ст. 27 ГК).

Проблемы эмансипации несовершеннолетних

Проблемы полной дееспособности по законодательству связаны с правовыми последствиями. Во-первых, гражданин впервые имеет возможность пользоваться новыми правами (например, заключать сделки) без согласия родителей и других представителей малолетних, также он несет полную ответственность за совершаемые поступки. Во-вторых, лицо сохраняет статус несовершеннолетнего. Значит, не имеет право быть опекуном или попечителем согласно ст. 35 ГК (возрастной ценз).

Эмансипация несовершеннолетних при вступлении в брак

Объявление полной дееспособности граждан возможно в случаях, когда один из брачующихся не достиг восемнадцатилетнего возраста. При заключении официального брака такой гражданин приобретет дееспособность в полном объеме. Сохраняется статус эмансипированного до достижения совершеннолетия, даже при разводе. Но будет ликвидирована, если суд признает заключенный брак недействительным. Этому прецеденту посвящена статья 21 ГК (пункт 2).

В сложившемся современном обществе понятие эмансипация известно давно и употребляется в основном в связке с женским феминизмом, тогда как диапазон широты применения социального феномена эмансипации затрагивает многие сферы жизни в социуме.

Эмансипация - что это?

Исконное значение слова в переводе с лат. mancipatio – в римском праве освобождение детей (сыновей) от отцовской власти или опеки и передача их другому властителю. В современном определении эмансипация это – освобождение от различного рода зависимостей, предрассудков, угнетения другими, и предоставление равных прав в обществе независимо от пола и национальности. Термин эмансипация, заимствовали разные области науки – психология, социология, история, философия, гражданско-правовые структуры. В любой сфере применения эмансипация характеризуется понятиями:

  • признание;
  • предоставление;
  • претензия на власть;
  • освобождение;
  • разрешение.

Признаки эмансипации

Во все времена люди стремились к улучшению качества жизни, самореализации и признанию в обществе. Эмансипация личности подразумевает, что у человека есть ущемление в чем-либо и его цель получить свободу или права. Признаки, условно указывающие на эмансипацию в обществе:

  • это всегда коллективное явление;
  • представители эмансипационного движения группируются по одному качественному признаку (женское движение, однополые браки, права евреев и т.д.);
  • наличие цели эмансипации: отстаивание свободы, внесение законопроекта на рассмотрение, выход из подчинения кому-либо, борьба против уничижительных расслоений в обществе.

Эмансипация - для чего она нужна?

Любое событие, меняющее облик общества в целом, накладывает определенные последствия, которые проявляются не сразу, а по истечении определенного временного периода. Что дает эмансипация как явление, закрепившееся в социуме уже длительное время? Эмансипация нужна для преобразования в социальной сфере, и для обретения властных полномочий. Группа людей, отстаивая свою независимость и права, добившись своих целей начинают навязывать свое мнение и волю обществу в целом, занимая при этом позицию превосходства.

Эмансипация - «за» и «против»

Понятие «эмансипации» заключает в себе ряд противоречий. Положительный аспект заключается в самом факте признания обществом и государством того, о чем радеют или против чего борются участники процесса. Отрицательный аспект заключен в том, какие последствия эмансипации проявляются в последующем. Золотой середины здесь нет. Ученые историки и социологи приводят ряд примеров, где эмансипация показывает себя сразу с двух сторон:

  1. Гендерная эмансипация началась с борьбы за права сексуальных меньшинств. На сегодняшний день, оформилась новая единая квир - человек, не разделяющий объекты своих увлечений по половым признакам, которые для него не существуют и сам он ни мужчина, ни женщина.
  2. Феминистические движения: равноправие наравне с мужчинами во всех сферах привело женщин к «мужественности».
  3. Нация, которая раньше угнеталась, утвердившись в своих правах, начинает потреблять блага и достижения другой нации, как равноправная. В результате, происходит потеря своей идентичности и культуры, а также навязывание своего превосходства.

Эмансипация и феминизм - в чем разница?

Роль женщины в обществе, начиная с древних времен, была недооценена и ограничивалась рамками семьи: жена, мать или рабыня, прислуга. Женское право голоса - если перенестись на несколько веков назад и спросить мужчин, у них это вызовет недоумение. Сегодня, во многих странах прекрасные представительницы свободны выбирать: профессию, замужество, религию. Эмансипация и феминизм тесно связанные понятия, разница между ними в том, что феминизм - социальное течение возглавляемое женщинами, а эмансипация - сам процесс, предполагающий борьбу за равноправие с мужчинами.

Эмансипация несовершеннолетних

Мир среднестатистического подростка изменился за последние десятилетия. Социальная среда предлагает все больше благ и ценностей и каждый день это что то новое. Психология подростка (чаще это юноши) устроена так, что ему необходимо заработать авторитет среди сверстников, для этого необходимо начать зарабатывать и приобретать то, что является модным и важным. Что такое эмансипация несовершеннолетних? В правовой сфере это понятие знаменует собой полную дееспособность гражданина общества достигшего 16-летнего возраста и осуществляется с согласия родителей:

  • при заключении трудового договора/контракта подростка и работодателя;
  • организация предпринимательской деятельности;
  • вступление несовершеннолетнего в законный брак.

Женская эмансипация

В современном обществе женщины достигли высоких позиций, благодаря тому, что несколько веков назад решили объединить свои усилия в отстаивании права осуществлять свою жизнь на основе личного выбора. Женская эмансипация это – процесс, сформировавшийся на фоне нескольких исторических волн феминизма, в результате которого, женщины получили наравне с мужчинами права:

  • выбирать образование;
  • быть избранной в органы политической, общественной власти;
  • выходить замуж или вести «холостяцкий» как мужчина;
  • делать аборты без согласия семьи;
  • получать равную заработную плату;
  • осуществлять трудовую деятельность в профессиях, считавшихся раньше мужской привилегией.

Православие об эмансипации женщин

Проблема женской эмансипации важный вопрос веры, считает иеросхимонах Валентин Гуревич. Духовное состояние женщины есть мерило нравственности народа. Эмансипацию православная церковь считает врагом такого же масштаба, как змей-искуситель, соблазнявший Еву плодом «познания» - вкусив который, человек станет подобным Богу. Современная женщина подобна сильному полу. Самая главная проблема эмансипации – это угроза исчезновения традиционного института семьи. Религиозная доктрина видит в этом развращение и нравственное падение общества.

Эмансипация - интересные факты

Человек всегда стремился к лучшим условиям, защищенности, признанию. Люди, объединяясь в группы по , понятиям и отстаивающие свои права влияют на общество, страну и планету в целом. К чему приводит эмансипация, в каждом конкретном случае необходим анализ по истечении какого-то периода времени, когда можно оценить «полезные» и «побочные» явления. Интересные факты, связанные с эмансипацией:

  1. До подростковой существовала детская эмансипация, получившая начало в XIX в. и преследовала цель освобождение детей от непосильного труда наравне со взрослыми.
  2. Против женской эмансипации на основании нескольких социологических исследований среди мужчин, статистика показывает цифры от 42% – 45%. Сильный пол считает, что равноправие приносит только вред для традиционной семьи.
  3. Социологи считают, что эмансипация слабого пола привела к снятию с себя ответственности «добытчика» у мужчин и стремления заботиться о женщине.
  4. Термин «эмансипация» применяется и в музыкальной сфере: диссонанс (неблагозвучное звучание) освобождается от необходимости завершиться консонансом (гармоничным звучанием).