1 статья 19.4 коап рф наказание. Теория всего

Текущая редакция ст. 263 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 263 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - отношения по обеспечению транспортной безопасности в части охраны безопасности движения и эксплуатации (функционирования) железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде нарушения правил движения или эксплуатации соответствующего транспорта (действие или бездействие) либо отказа лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать данные правила, от исполнения обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (бездействие), общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью человека и/или ущерба на сумму свыше 1 млн рублей, и причинную связь между ними;
3) субъект: специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать рассматриваемые правила. Это лица, обеспечивающие безопасное функционирование транспорта (диспетчер, лоцман и др.) либо управляющие им или эксплуатирующие его (пилот, машинист, капитан и др.) при условии, если они приняты на работу в соответствующую систему транспорта и находятся при исполнении своих трудовых обязанностей;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Следует обратить внимание, что военные воздушные и водные суда не образуют предмет преступления комментируемой статьи, и нарушение правил их движения или эксплуатации квалифицируется по специальным нормам о воинских преступлениях (ст. 351, 352 УК). Не относится к составу данного преступления транспорт, выполняющий исключительно технологические функции в рамках какого-либо производственного процесса (внутришахтные или внутрицеховые вагонетки, подъездные пути, не связанные с общей сетью железных дорог и предназначенные исключительно для обслуживания данного предприятия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку или крупного ущерба (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти человеку (ч.2), к особо квалифицирующим - смерти двум или более лицам (ч.3).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О транспортной безопасности" (ст. 1 и др.);
2) ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ст. 2 и др.);
3) ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (ст. 2, 6, 26 и др.);
4) КВВТ РФ (ст. 3; глава 6 и др.);
5) КТМ РФ (ст. 2, 7 и др.);
6) ВК РФ (ст. 32, 52, 83 и др.);
7) ТК РФ (ст. 413) ;
8) КоАП РФ (ст. 20.26);
9) подзаконные акты:
- постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека";
- ГОСТ Р 52220-2004 "Электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы. Общие требования безопасности" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 04.02.2004 N 52-ст);
________________

ГОСТ 30487-97 "Электропоезда пригородного сообщения. Общие требования безопасности" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 17.09.97 N 309) и др.

________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

3. Судебная практика. Приговором Химкинского городского суда Московской области от 24.08.2012 гр.М. осужден по ч.1 ст. 263 УК РФ за то, что, являясь помощником машиниста электропоезда и находясь на работе, допустил нарушения должностной инструкции и установленных обязанностей по контролю за высадкой и посадкой в вагоны электропоезда пассажиров, в результате чего при автоматическом закрывании дверей вагона, правая нога гр.Т. оказалась зажатой дверьми, а после начала движения электропоезда, гр.Т. была протащена по платформе и получила тяжкий вред здоровью.

________________
URL:http://oblsud.mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc& number=2084677&delo_id=4&text_number=1.

Консультации и комментарии юристов по ст 263 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 263 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Новая редакция Ст. 263 ТК РФ

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Комментарий к Статье 263 ТК РФ

Право на такой отпуск предоставляется в случае, если это установлено коллективным договором. Если коллективным договором такой отпуск не предусмотрен, работникам, указанным в статье 263 ТК, отпуск без сохранения заработной платы полагается на общих основаниях, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК по соглашению между работником и работодателем. Причем в случаях, когда в данной организации работают оба родителя, каждый из них вправе обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему в удобное для него время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.

Статьей 263 определен круг работников, которым, в соответствии с коллективным договором, может устанавливаться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. К ним отнесены работники, имеющие двух или более детей в возрасте до 14 лет либо имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет, отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет без матери. В коллективном договоре могут быть предусмотрены отпуска без сохранения заработной платы и для других групп лиц, в силу того содержание статьи 263 ТК является своеобразной рекомендацией при заключении коллективного договора. Отпуск может быть использован в любое удобное для работника время. Однако работник обязан известить работодателя заблаговременно о своем намерении использовать отпуск. Целесообразно известить работодателя при составлении графика отпусков на текущий год.

Отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску либо использован отдельно - как полностью, так и по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не рекомендуется, так как он предоставляется для создания благоприятных условий для воспитания детей и обеспечения детям условий для отдыха.

Минимальная продолжительность каждой части отпуска не установлена.

Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется с года рождения ребенка по год исполнения ему 14 или 18 лет включительно. При наличии в семье двух и более детей в возрасте до 14 лет дополнительный отпуск предоставляется начиная с года рождения второго ребенка и по год исполнения старшему (из двух детей) ребенку 14 лет включительно.

Другой комментарий к Ст. 263 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Ранее ч. 2 ст. 76 КЗоТ предоставляла работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида до достижения им возраста 18 лет, одиноким матерям или одиноким отцам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для них время. Теперь же ст. 263 ТК РФ предусматривает, что право на такой отпуск предоставляется только в том случае, если это установлено коллективным договором. Следовательно, если коллективным договором указанный отпуск не предусмотрен, перечисленным в ст. 263 ТК РФ работникам отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен только на общих основаниях, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем.

2. Статья 263 ТК РФ определяет круг работников, которым коллективным договором может устанавливаться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Это работники (матери, отцы, усыновители, опекуны), имеющие двух или более детей в возрасте до 14 лет; работники (матери, отцы, усыновители, опекуны, попечители), имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет; отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет без матери. Установление такого перечня в ст. 263 ТК РФ не означает, что коллективным договором не могут быть предусмотрены отпуска без сохранения заработной платы и для других лиц (например, для работников, имеющих ребенка школьного возраста; для женщин, воспитывающих детей, отцы которых находятся в длительной командировке, и пр.). Содержание ст. 263 ТК РФ следует рассматривать как своеобразную рекомендацию при заключении коллективного договора, в соответствии с которой целесообразно предусмотреть данную гарантию лицам, воспитывающим детей.

3. При закреплении дополнительных отпусков без сохранения заработной платы в коллективном договоре следует учитывать, что правила использования этих отпусков, даже если это и не будет предусмотрено в коллективном договоре, имеют ряд особенностей.

Так, эти отпуска предоставляются обоим родителям независимо от того, использован или нет такой дополнительный отпуск вторым родителем.

Поскольку этот отпуск может быть использован в любое удобное для работника время, работник обязан лишь известить работодателя заблаговременно о своем намерении использовать отпуск. Целесообразно известить работодателя при составлении графика отпусков на текущий год, что даст возможность учесть это обстоятельство при определении времени предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков другим работникам.

Отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску либо использован отдельно как полностью, так и по частям. Минимальная продолжительность каждой части отпуска не установлена, поэтому он может быть использован и по одному дню.

Новая редакция Ст. 263 УК РФ

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Статье 263 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Дополнительные объекты - здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект - чужая собственность.

1.1. Железнодорожный транспорт - это рельсовый вид транспорта общего пользования, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также метрополитен, подъездные пути производственных предприятий, узкоколейные рельсовые пути специального назначения. Отсутствие связи с общей системой железных дорог РФ не позволяет отнести к железнодорожному транспорту рельсовый транспорт, необходимый для обеспечения внутренних технологических процессов на производственных предприятиях (узкоколейки в шахтах, на заводах, рельсовые краны и т.п.).

1.2. Воздушный транспорт составляют средства воздухоплавания независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. К ним относятся не только воздушные суда (летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды), но и планеры, дельтапланы, воздушные шары, механизм воздухоплавания которых основан на воздушных потоках. В коммент. статье идет речь только о гражданских средствах воздухоплавания. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов при условии причинения деянием по неосторожности смерти человека либо иных тяжких последствий влечет УО по ст. 351.

1.3. Морской или речной транспорт - это морские, речные и озерные суда различной (государственной, муниципальной, личной и иной) принадлежности, в том числе и маломерные. В соответствии с Положением о государственной инспекции по маломерным судам РФ к маломерным судам относят: самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистрационных тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, а также несамоходные суда (гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки - 150 и более килограммов и надувные суда - 225 и более килограммов). В коммент. статье имеются в виду только самоходные суда, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Несамоходные суда (баржи, плашкоуты, гребные лодки и катамараны) сюда не относятся, как не относятся и военные корабли (см. коммент. к ст. 352).

2. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия или бездействия и характеризуется: а) нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта; б) наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишения жизни (ч. 2, 3) человека; в) причинной связью между нарушениями правил и указанными последствиями.

3. Диспозиция статьи является бланкетной, т.е. отсылает к иным (как правило, ведомственным) нормативным актам. Среди всей совокупности такого нормативно-правового материала выделяют четыре их разновидности: а) регламентирующие безопасность движения названных видов транспорта; б) регламентирующие безопасность их эксплуатации; в) регламентирующие безопасность движения и эксплуатации; г) регламентирующие допуск соответствующих лиц к работе.

4. Нарушение правил безопасности движения в большей степени характеризует деяние лица, управляющего железнодорожным, воздушным, морским или речным транспортным средством (превышение скорости, выход за пределы воздушного коридора, фарватера и т.п.).

5. Нарушения безопасности эксплуатации транспорта - более емкое понятие. Они могут быть связаны с движением железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (нарушение правил эксплуатации оборудования со стороны лиц, обеспечивающих движение транспорта, - помощников машиниста, штурманов, лоцманов, радистов - во время движения), а могут характеризовать выполнение работ по его подготовке к движению (размещение грузов, обслуживание узлов и агрегатов, заправку и т.п.).

6. Нарушение правил эксплуатации транспорта, если оно не связано с безопасностью его движения или эксплуатации (безаварийной работой), не образует коммент. состав преступления, а может быть квалифицировано как преступление против собственности (например, ст. 166 - 168).

7. Последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью определяются в ч. 1 ст. 111. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека не охватывается коммент. статьей.

8. Между виновным нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и наступлением последствий необходимо установить причинную связь. Наступление указанных в законе последствий в большинстве случаев является следствием не одного, а нескольких нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. В этой связи необходимо выяснять, какой именно факт нарушения (нарушений) явился основной причиной причинения тяжкого вреда здоровью или лишения жизни человека. Если нарушений несколько и они допущены различными лицами, нужно решать вопрос об УО относительно каждого из них индивидуально.

9. Субъект преступного посягательства специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Характер объективной стороны коммент. составов преступления позволяет вести речь о субъектах двоякого рода: а) лицах, обязанных обеспечивать безопасность самого движения транспорта, и б) лицах, обязанных обеспечивать безопасность его эксплуатации, в том числе во время движения. К первым следует относить машиниста, его помощника, пилота летательного аппарата, штурмана, радиста, капитана корабля, лоцмана, механика и т.п., ко вторым - диспетчеров службы движения, руководителя полетов, капитана порта и т.п.

Субъектом посягательства может быть лицо, на которое в данный момент возложены функции по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта (зачисленные в штат системы железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Неисполнение функционально-служебных обязанностей в нерабочее время не влечет УО (например, несообщение о поломке железнодорожного пути лицом, работающим обходчиком, во время его отпуска).

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Здесь возможны как преступное легкомыслие, так и небрежность.

11. Квалифицированный состав преступления образуют последствия в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный - в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

12. В ч. 1 коммент. статьи описано преступление, относящееся к категории небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают указанные в статье виды транспорта - как сами транспортные средства, так и транспортная инфраструктура. При этом не являются предметом преступления внутришахтные и внутрицеховые вагонетки, выполняющие сугубо технологические функции; маломерные суда (катера, моторные лодки и проч.), регистрируемые государственными инспекциями по маломерным судам. Все предметы должны иметь гражданское назначение, поскольку ненадлежащее использование и управление военными объектами (например, фронтовым истребителем) преследуются по специальным нормам о воинских преступлениях.

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) деяние, представляющее собой нарушение правил движения или эксплуатации указанных видов транспорта либо отказ от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"); б) общественно опасные последствия в виде крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью по (ч. 2 - смерти одного, а по ч. 3 - двух и более лиц); в) причинная связь между нарушением и указанными тяжкими последствиями.

3. Конкретное проявление нарушения правил движения или эксплуатации зависит от специфики нарушенных виновным предписаний тех правовых актов, в которых соответствующие правила содержатся. Нарушение правил может выражаться, например, в самовольном занятии перегона, нарушении скоростного режима, несоблюдении техники пилотирования, позднем принятии мер к уклонению от столкновения, неправильной подготовке самолета к полету.

4. Если нарушение правил не повлекло указанных в законе последствий, оно считается административным нарушением, преследуемым по нормам гл. 11 КоАП РФ.

5. Причинная связь во всех транспортных преступлениях носит сложный характер, и наступление последствий обычно бывает обусловлено виновными и невиновными действиями разных лиц (например, нескольких судоводителей).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Осознанное нарушение самих правил движения или эксплуатации не превращает рассматриваемое преступление в деяние с двумя формами вины.

7. Субъект преступления специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать соответствующие правила; эти же субъекты подлежат уголовной ответственности в случае отказа от исполнения трудовых обязанностей, запрещенного законом. Такими лицами являются работники транспорта (пилот, штурман, помощник капитана, машинист, диспетчер и проч.). Частные владельцы различных судов, допустившие нарушение соответствующих правил, отвечают за неосторожные преступления против личности.

8. Специальной нормой по отношению к данной статье выступает ст. 271.1 УК РФ.

  • Глава 27 УК РФ. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
  • Вверх

1. Ношение, хранение, приобретение, изготовление, ремонт, передача или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения -

наказываются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно сдало органам власти оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства.

1. Неконтролируемое распространение и обращения с оружием создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

2. Предметами преступления, предусмотренного ст. 263 УК признаются: а) огнестрельное оружие б) холодное оружие в) боевые припасы г) взрывчатые вещества и д) взрывные устройства.

3. К огнестрельному оружию относятся все устройства, в которых для выстрела и поражения живой цели используется сила пороховых газов.

К предметам преступления, предусмотренного ст. 263 УК, не относятся охотничьи ружья, пневматические и газовые ружья и пистолеты, стартовые, сигнальные и строительные пистолеты, ракетницы и др.., Которые не предназначены для поражения людей (указанные объекты, переделанные для поражения людей, например, обрез, являются предметами этого преступления).

4. К холодному оружию относятся режущие, рубящие, колющие орудия, предназначенные для поражения людей, - ножи, кинжалы, сабли, кортики, кастеты, нунчаки, стилеты и др..

5. Боевыми припасами называются припасы к оружию - патроны, мины, снаряды, а также другие орудия, снаряженные взрывчатыми веществами и предназначены для стрельбы.

6. Состав преступления образуют: ношение, хранение, ремонт, приобретение, изготовление или сбыт огнестрельного оружия без надлежащего разрешения. Относительно холодного оружия уголовное наказуемым является лишь ношение, изготовление, ремонт или сбыт без надлежащего разрешения.

7. Деяние, предусмотренное ст. 263 УК, совершается умышленно.

8. Ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт оружия наступает с шестнадцати лет.

9. Согласно ч. ст. 263 УК, лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы или взрывчатые вещества, или устройства, освобождается от уголовной ответственности.