582 гражданского кодекса российской федерации

Ст. 322.2 УК РФ с комментариями позволит понять, как регулируются правоотношения в сфере незаконной регистрации граждан. Законодатель рассмотрел аспекты применения статьи и виды наказания за регламентируемые неправомерные действия.

Указанная статья располагается в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в десятом разделе главы 32, которая рассказывает о преступлениях против управления.

Незаконная регистрация в квартире – статья УК РФ представлена в новой редакции и содержит одну часть и примечания.

Норма права гласит, что фиктивная, нелегальная, регистрация представителей других государств или жителей России, в жилом помещении, которое расположено на территории страны, карается штрафом, лишением свободы и/или отнятием права занимать установленные судом должности.

Последний вид санкции применяется как самостоятельный вид или как дополнительное наказание.

Законодатель предусматривает перечисленные санкции в следующем виде:

  • Штраф. Его размер варьируется от 150 до 500 тысяч рублей. Сумма напрямую зависит от степени тяжести деяния.
  • Лишение свободы. Максимальный срок – три года.
  • Работы принудительного характера. Объём работ в этом случае измеряется не часами, а годами. Наибольший срок три года.
  • Отнятие права занимать определённые должности. Это карательное мероприятие применяется вкупе с работами или штрафом. Срок предусмотрен, как и для других видов санкций, три года.

Указанные виды карательных мероприятий назначаются судом и определяются в зависимости от того, насколько общественно опасным является совершённое правонарушение.

Нужно учитывать, что если лицо, владеющее жильём, регистрирует у человека, не имеющего гражданства, то такое деяние влечёт за собой подсудность.

Статья полно и ясно выражает волю законодателя в вопросах незаконной прописки граждан в жилом помещении. Понятна и часть статьи, посвящённая видам наказания, вменяемых за содеянное.

Но уголовной ответственности можно избежать при условии, что нарушивший указанную норму права человек оказывал активное содействие при раскрытии правонарушения и помог избежать серьёзных последствий. Об этом рассказывает примечание к статье. Гражданин оправдывается, если в его действиях нет злого умысла. В противном случае его действия подлежат квалификации по другой норме УК.

Для начала нужно разобраться, что такое фиктивная регистрация. УК РФ не раскрывает указанного понятия, но из нормы понятно, что это незаконная регистрация жильцов в своей квартире человеком, владеющим жилым помещением. УК РФ разъясняет, что предусмотрено законом за нарушение описанных правил.

Человек, будь он мигрант или представитель Российской Федерации, или не имеющий гражданства, не вправе быть зарегистрированным в квартире или ином жилом помещении по ряду причин:

  1. Несанкционированное проживание в другом городе или населённом пункте представляет собой опасность для жителей этого пункта. Так как под личностью этого человека может скрываться опасный преступник.
  2. Подложные бумаги, подтверждающие факт изменения места жительства, образуют своего рода «мёртвую душу». Зачастую граждане, которые фиктивно зарегистрированы, не планируют проживать там, где получили регистрацию.

Список не является исчерпывающим.

Субъектом преступления выступает гражданин, достигший возраста полной правовой ответственности – 18 лет.

Подобные правонарушения совершаются лицами, обладающими определённой властью – сотрудники органов ФМС, полиции, органов муниципальной власти и других подобных структур. Но обычный гражданин тоже может выступать в качестве субъекта преступления, в случае, если он добровольно предоставил своё жильё, и незаконная регистрация иностранных граждан осуществлена в его квартире.

Цели указанной нормы и применяемых санкций – устранить незаконную миграцию представителей других стран и обеспечить безопасность граждан страны.

В суде в роли потерпевшего выступает государство, так как против него и установленных им норм совершено противоправное деяние. Представлять в суде его может прокурор, он вправе подать иск.


Осуществление регистрации по новому месту проживания – процесс быстрый. Единственное неудобство – очереди в органах ФМС, но тут государство предлагает альтернативу – офисы МФЦ.

При подаче документов главное правильно заполнить и вовремя подать. В противном случае несвоевременная подача документов сулит подследственность и судебный приговор как итог.

Если гражданин просто не успел подать документы вовремя, и этому есть реальное подтверждение, то состав преступления как таковой исключается.

В противном же случае действия гражданина считаются умышленными и требуют наказания.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и вовремя прописаться, нужно делать следующее:

  • вовремя подать документы для регистрации по новому месту жительства;
  • обратиться за юридической помощью в заполнении документов;
  • зарегистрировать своё пребывание в другом городе в течение 3-4 дней в ближайшем отделении ФМС. Процедура проводится в случае длительного пребывания в другом населённом пункте.

Соблюдая указанные меры, избежать наказания не составит труда.

Важно правильно осуществлять регистрацию граждан в квартире, обратившись для этого в специальные организации – отделения ФМС. Регистрация проводится в присутствии собственника, который даёт согласие и разрешение прописываться, и в заполняемых бумагах указывает свои данные и заверяет их подписью.

Зачастую владельцы жилых помещений самовольно предоставляют собственность для нелегальной регистрации мигрантов или предоставляют им жильё, не заключая договора аренды. Подобные действия освобождают собственника от уплаты налогов, так как сдача жилья – это предпринимательская деятельность.

В описанном случае зона ответственности собственника расширяется: государство вправе наказать его за предоставление возможности фиктивно прописаться и за неуплату налогов при занятии нелегальной сдачей жилья.


На практике невозможно отследить движение граждан по стране и их регистрацию в разных местах. Это требует больших человеческих и финансовых затрат. Не смотря на совершенствование программного обеспечения и модернизацию систем отслеживания, казусы случаются. К тому же полное совпадение по фамилии, имени, отчеству и дате рождения нескольких граждан вводит в заблуждение и порождает конфликтные ситуации. Возникают они по вине невнимательных работников государственных органов.

Судебная практика

Ввиду сложности отслеживания миграции и регистрации граждан в стране, дела по ст. 322.2 УК РФ рассматриваются не часто. Однако судебная практика имеется. Так, в 2015 году Зюзинский районный суд г. Москвы рассмотрел дело относительно незаконной регистрации жителей Таджикистана.

Жительница города приговорена к оплате штрафа в 20 тысяч рублей за следующие действия:

  • позволила прописать у себя нелегалов;
  • предоставила им квартиру;
  • создала условия для пребывания мигрантов.

Учитывая совершённое противоправное деяние, суд пришёл к мнению ограничиться штрафом ввиду инвалидности подсудимой и отсутствия отягчающих обстоятельств. Если бы не состояние здоровья правонарушителя, карательные мероприятия были бы жёстче.

Если человеку стало известно о подобном правонарушении, то стоит обратиться в правоохранительные органы, чтобы они провели расследование и разобрались в ситуации. В противном случае несообщение расценивается как сокрытие преступления, что влечёт уголовную ответственность.

За указанные деяния виновному грозит наказание:

  1. До 200 тыс. р. штрафа (или в размере зарплаты/прочего дохода за полтора года).
  2. Принудительные работы.
  3. Тюремное заключение.

Продолжительность последних двух наказаний по ст. 322 УК РФ – до 2 лет.

Квалифицирующие составы

За пересечение госграницы России при въезде на территорию страны иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданства, если он заведомо для них не разрешен по установленным в законодательстве основаниям, предусмотрены следующие виды наказания:

  1. До 300 тыс. р. штрафа.
  2. Лишение свободы.
  3. Принудительные работы.

Длительность последних двух санкций по ст. 322 УК РФ – до 4 лет. Преступления, предусмотренные в частях первой и второй, которые совершены организованной группой или по предварительному сговору, а также с использованием насилия либо под угрозой применить его, наказываются шестью годами тюрьмы.

Ст. 322 ч. 2 УК РФ: комментарии

Действие рассматриваемой статьи не охватывает случаи прибытия иностранных граждан и физлиц, не имеющих подданства/гражданства, с нарушением правил, установленных для правомерного пересечения госграницы страны, если:

  1. Указанные субъекты используют свое право на получение политического убежища. Такая юридическая возможность предусматривается в Конституции РФ.
  2. В действиях этих лиц отсутствует иной состав преступления.

Порядок, в соответствии с которым предоставляется политическое убежище для иностранцев и людей, не имеющих гражданства/подданства иной страны, регламентируется соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Объективная часть

В качестве непосредственного объекта посягательства выступает порядок пересечения госграницы, установленный в нормативных актах страны. Объективную сторону преступления по ст. 322 УК РФ формируют действия, состоящие в непосредственном переходе рубежа:


Ст. 322: примечание

В качестве обязательного признака объективной части посягательства выступает место его совершения. Им является госграница РФ. В качестве Государственной границы выступает линия и вертикальная поверхность, проходящая по ней, определяющая пределы территории страны (воздушного пространства, недр, вод, суши). Другими словами, это пространственный предел, до которого действует (или с которого начинает действовать) суверенитет государства. Пересечение госграницы лицами и транспортом на суше производится на путях международного автомобильного, железнодорожного сообщения или в других местах, установленных в соответствии с соглашениями России с другими странами или решениями правительства. Состав преступления по ст. 322 УК РФ считается формальным. Деяние считается завершенным с момента, когда виновный пересек госграницу (вне зависимости от направления).

Особенности пропуска

В качестве основания, разрешающего перемещение через госграницу грузов, лиц, транспортных средств, животных и товаров, выступают соответствующие действительные документы. Въезд на пропускные пункты, а также выезд, ввоз/вывоз объектов производится в специальных местах по пропускам. Они выдаются администрацией аэродромов, аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, станций, прочих транспортных предприятий после согласования с пограничными войсками и органами. Въезд/выезд российских граждан осуществляется по документам, подтверждающим их личность за пределами страны. Порядок, в соответствии с которым они выдаются и изымаются, установлен в ФЗ № 114. Иностранные лица и не имеющие гражданства должны при въезде и выезде предъявлять действительные документы, которые удостоверяют их личность, а также визу, если другое не предусматривается в международном соглашении.

Документы

При разбирательстве преступлений, попадающих по ст. 322 УК РФ, судебная практика ориентируется на ряд положений. В частности, документами, которым осуществляется въезд/выезд, являются:


Исключения

В законодательстве предусмотрен ряд обстоятельств, которые не охватываются рассматриваемой статьей. В частности, не будет считаться нарушением госграницы действия, совершенные при:

  • Несчастном случае.
  • Стихийном бедствии или аварии, угрожающих безопасности зарубежному судну (воздушному в том числе), военному иностранному кораблю, иному государственному объекту, используемому в некоммерческих целях.
  • Сильном шторме, ледовых условиях или ледоходе.
  • Буксировке поврежденного иностранного судна, военного в том числе, используемого в некоммерческих целях.
  • Доставке спасенных людей.
  • Оказании медпомощи пассажирам или членам экипажа.
  • Иных чрезвычайных обстоятельствах.

Субъективная часть

В качестве виновного может выступать физлицо (вменяемое), достигшее 16 лет. Субъективную часть преступления образует вина в виде прямого умысла. В диспозиции части второй присутствует указание на заведомость. Она означает, что виновный знал заранее, что его действия незаконны. Это объясняет характеристику субъективной стороны. Виновным может быть как российский гражданин, так и иностранец или физлицо, не имеющее гражданства.

Отягчающие обстоятельства

Они формулируются в части третьей рассматриваемой статьи. В частности, ответственность ужесточается за деяния, предусмотренные в ч. 1 и ч. 2, если они совершены:

  1. Организованной группой или субъектами, состоящими в предварительном сговоре.
  2. С использованием действий насильственного характера либо с угрозой их применения.

Определение понятия группы лиц, состоящих в предварительном сговоре, а также организованного преступного сообщества, раскрывается в ст. 35 Кодекса. Насильственными действиями при пересечении госграницы следует считать такой способ, который предполагает максимальное среднетяжелое нанесение ущерба здоровью. При причинении в ходе совершения преступления умышленного вреда физическому состоянию потерпевшего, деяние дополнительно квалифицируется по ст. 111 Кодекса. Угрозы могут выражаться в разных формах. Их характер всегда связан с физическим насилием. В данную категорию, в числе прочего, относят угрозы убийства. В таком составе в качестве дополнительного объекта выступает здоровье физлица (обычно служащих, контролирующих порядок пересечения госграницы России).

Дополнительно

За непосредственное пересечение госграницы ответственность установлена в ст. 322 УК РФ. Незаконная организация миграции выведена в отдельную норму. Лица, совершающие такое преступление, не рассматриваются как пособники или соучастники. Их ответственность квалифицируется по ст. 322.1 УК РФ. Отграничение предступления позволяет предотвратить деятельность преступных сообществ, обеспечивающих неправомерное перемещение субъектов через госграницу на коммерческой основе. Вероятность наступления уголовной ответственности ужесточает контроль деятельности пограничной службы. Установленная дифференциация стала особенно актуальна в условиях обострившегося миграционного кризиса.

Фиктивная постановка на регистрационный учет иностранца или лица без гражданства

Данное деяние образует отдельный от указанных выше состав и охватывается ст. 322.3. Фиктивная регистрация иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства, по месту их пребывания в жилых помещениях на территории России наказывается:

  1. 3 годами принудительных работ.
  2. Тюремным заключением до 3 л.
  3. Штрафом в 100-500 тыс. р. или равном зарплате/доходу виновного за 3 г.

Дополнительно к двум первым наказаниям суд вправе запретить субъекту заниматься какой-либо определенной деятельностью или пребывать на конкретном посту в течение 3 лет. Комментарий ст. 322.3 УК РФ в качестве фиктивной регистрации называет постановку на учет при предоставлении заведомо ложных (недостоверных) документов либо сведений, а также при отсутствии намерения регистрируемых проживать (пребывать) в жилых помещениях или предоставить их принимающей стороной. Субъект может быть освобожден от ответственности по данной статье, если он способствовал раскрытию данного преступления, а в его действиях не выявлены признаки иного состава.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

2. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

3. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

4. Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя по решению суда.

5. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

6. К пожертвованиям не применяются статьи 578 и настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 582 Гражданского Кодекса РФ

1. Это новый институт, который не регулировался ГК 1964. Закон относит пожертвование к видам дарения, считая его отличительным признаком назначение дара, каковым является общеполезная цель. Общая польза предполагает неопределенное число лиц, которые могут пользоваться даром. В то же время круг субъектов, в пользу которых по закону осуществляется пожертвование, более узкий, чем круг одаряемых в договоре дарения.

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи необходимым признаком пожертвования, как и всякого договора дарения, является безвозмездность передачи имущества. Если этот институт используется в корыстных целях, к нему нужно применять положения о мнимой сделке или о сделке, которую стороны действительно имели в виду (ст. 170 ГК). В качестве примера можно привести "Систему взаимных добровольных пожертвований", которая была создана В. Мавроди, "МММ-96". Гражданам предлагалось делать пожертвования "на обустройство России и повышение благосостояния ее граждан" с условием встречного полного возвращения участникам средств и получения прибыли, что свидетельствует о заключении возмездного договора. Такие взносы нельзя считать пожертвованием, тем более что их цель сформулирована весьма неопределенно. Договор являлся противоправной притворной сделкой и должен в соответствии со ст. 170 ГК определяться как банковская операция, которая действительна только при наличии лицензии ЦБР.

3. Выделение средств из государственного или местного бюджета, в т.ч. для общеполезных целей, не является пожертвованием, т.к. в этом случае нет дарения: средства используются по прямому назначению.

4. Предметом пожертвования может быть всякое имущество, которым лицо вправе распорядиться. Чаще всего это денежные средства, хотя могут быть и вещи (например, для лиц, потерпевших от стихийного бедствия). Предметом пожертвования может быть и обещание передачи вещи.

5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия. По-видимому, законодатель имеет в виду согласие не лиц, в пользу которых совершается пожертвование, а отсутствие необходимости получить согласие или разрешение органов государственного управления. Однако на этом основании пожертвование неверно определять как одностороннюю сделку. Ведь передача имущества является ответом на предложение делать пожертвования, и договор возникает при передаче имущества. Согласие сторон выражается и в факте принятия пожертвования, т.к. возможен отказ в принятии дара.

6. Имущество должно использоваться по объявленному назначению, а если оно не указано - в каких-либо общеполезных целях. В противном случае пожертвование может быть отменено. Следовательно, права одаряемого ограничены. Пользование и распоряжение имуществом должны строго соответствовать цели пожертвования. Если ввиду изменившихся обстоятельств это становится невозможным, требуется согласие жертвователей или решение суда на использование имущества в другой общеполезной цели. Последнее правило не соблюдается, если предложение обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.

7. К пожертвованию не применяются многие положения договора дарения. Кроме указанного в ст. 578 и ст. 581 ГК, предметом пожертвования не может быть освобождение от обязанности (ст. 572 ГК). Недопустим отказ от передачи пожертвования (ст. 577 ГК). К этим отношениям не применяется правопреемство (ст. 581 ГК).