Что такое права человека. Общая характеристика

Тема 1

1 «Права человека» - это не юридическая и не философ­ская дисциплина, а интегрированная социально-гумани­тарная. Она изучает совокупность свойственных личности от рождения возможностей проявлять лучшие природные качества, действовать по своему усмотрению, добиваться во взаимоотношениях с государством и окружающими людьми признания своего достоинства во имя торжества идеалов свободы, равенства, гуманизма.

Предмет дисциплины «права человека» - морально- правовые отношения, возникающие между личностью и социальным окружением, прежде всего между человеком и органами власти.

Объект этой учебной дисциплины - индивид, группы людей и этико-правовой результат их взаимоотношений с государством, обществом и другими людьми.

Ее задачи - исследовать особенности, формы и методы гуманизации процессов, происходящих в сфере прав чело­века.

Данная учебная дисциплина имеет немало общих подхо­дов к осмыслению роли и места человека в мировой цивили­зации с такими науками, как история, политология, обще­ствоведение, этика, правоведение, философия и другие. Ее основа - материалы морально-этической направленности и юридические документы, имеющие как рекомендательный характер, так и обязательный, т.е. предписывающий необ­ходимость точного соблюдения, исполнения тех или иных обозначенных в законе норм. В этом двуедином подходе - особенность, специфика прав человека.

Источники данной учебной дисциплины, формирующие научный аппарат - тесно связанную воедино и легко узнава­емую специфичную терминологию, можно представить преж­де всего в виде трех блоков документов и материалов.

Первый блок - это, прежде всего, международные документы, которые делятся на две части, - имеющие прямую юридическую силу:

Договоры;

Конвенции;

Постановления;

Декларации;

Резолюции (могут носить и обязательный харак­тер);

Заявления;

Воззвания;

Программы;

Доклады и др.

Второй блок источников состоит из национальных документов (Конституции, законов, декретов, указов, по­становлений и др.).

Третьим блоком источников нашей дисциплины можно признать не столько документы юридического свойства, имеющие разную юридическую силу или же носящие ориентирующий характер, сколько самые разнообразные материалы морально-этического плана:

Летописи;

Легенды;

Крылатые выражения;

Аудио-, кино-, видеоматериалы;

Материалы съездов, конференций, симпозиумов и др.

2 Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:

1.Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических, культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.

2.Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимы рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.

3.Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.

Понятия «права» и « свободы» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.

Всеобщий и универсальный характер прав человека.

Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дис­криминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гаран­тируют равенство прав и свобод человека и гражданина неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, языковой или религиозной принад­лежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, право на свободу убеждений и т.д.- это общие права и свободы всех людей вне зависимости от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамо­управляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суве­ренитете.

В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое выражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), которые однозначно определили, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы».

4. права человека и права гражданина. Прежде всего следует указать два источника возникновения прав человека и прав гражданина.

1.Требование равенства свобод и прав всех людей вытекает из политической концепции эпохи Просвещения. В ней отразились гуманистические идеи и, прежде всего, стремление создать достой­ное человеческое бытие. Гуманисты развивали идеи о естествен­ном равенстве всех людей и, основываясь на этом, построили систему прав, которые предоставлены каждому человеку приро­дой, божьей волей и на основании разума.

2.Борьба против позднефеодального абсолютического режима, воплощенного в монархе, который заявлял: «Государство - это я». Iтли первый источник способствовал развитию, прежде всего, прав человека, то второй - прежде всего прав гражданина.

Первые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 г. (Велико­британия). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парла­мента -- это право гражданина. А религия, которую человек выби­рает только в соответствии со своей совестью,- это право человека. Четко закрепила два вида прав (права человека и права гражда­нина) французская Декларация 1789 г.

Французская Декларация прав человека и гражданина исходи­ла из школы естественного права, а потому разъясняла права чело­века с позиций этой школы. Согласно принципам Декларации, че­ловек рассматривался в двух аспектах: с одной стороны, как отдельная человеческая особь, как «человек сам по себе», а с дру­гой - как гражданин, т.е. член общества, принадлежащий к той или иной политико-общественной группе. В соответствии с этим принципом французская Декларация провозгласила два вида прав: права человека и права гражданина. К правам человека были отне­сены те права, которыми человек якобы обладал еще до вступле­ния в человеческую общность; права гражданина возникли и были обретены человеком позже, в политическом обществе в результате заключения общественного договора, где он выступал уже как член политической общности.

Итак, со времени французской Декларации в историческом плане стало возможным различать:

1. Права граждан как, например, выборы парламента и право на участие в новом парламенте.

2. Права человека как, например, право на свободу вероиспо­ведания или защиту от насилия. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических или иных убеждений, национального и социального происхождения, наличия имущества и других обстоятельств, как отмечается во второй статье Всеобщей декларации прав человека.

В процессе дальнейшего развития разделение прав человека и прав гражданина, вначале игравшее значительную роль, стало вто­ростепенным.

Тема 2

1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Понятие «международная защита прав человека» подразумевает международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по содействию «всеобщему уважению и соблюдению нрав человека и основных свобод для всех бел различия расы, пола, языка и религии» (гл. IX Устава ООП). Существует и другая точка зрения, поддерживаемая частью юристов и представителей ряда государств. В соответствии с ней международная защита прав человека проявляется в международном сотрудничестве государств, усилиях и мерах ООН по защите прав человека и основных свобод. Многогранная деятельность ООН в этой области показывает, что международная защита прав человека состоит и следующем:

б) разработке международных соглашений о правах человека (договоров, пактов, конвенций и т.п.), которые обязывают государства признавать, предоставлять и обеспечивать эффективную защиту по их национальному законодательству всех Прав и свобод личности, перечисленных в международных соглашениях, и формировании специального международного механизма по проверке выполнения государствами международных обязательств по правам человека.

Гуманная идея международного содействия всеобщему уважению прав и основных свобод личности зародилась в процессе создания Организации Объединенных Наций. В документах государств антигитлеровской коалиции неоднократно подчеркивались, что после окончательного уничтожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который «обеспечит уверенность, что все во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды».

Таким образом, требования народов восстановить попранные фашизмом права и свободы человека явились важнейшей причиной включения положения о правах и свободах в Устав ООН.

Официальное провозглашение Организации Объединенных Наций состоялось 24 октября 1945 г. В тот же день США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, а также большинство других стран-основателей ратифицировали Устав ООН.

Первым в истории международных отношении документом, провозгласившим перечень прав и свобод, мнилась Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Она была провозглашена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». В связи с этим во многих странах 10 декабря празднуется как День прав человека.

Принятие Всеобщей декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства - члены ООН достигли договоренности в отношении общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться при решении вопросов соблюдения прав человека, а также определения основных прав и свобод, подлежащих всеобщему уважению.

Во второй половине 1940-х и в 1950-1960-е годы были признаны права человека и усилились гарантии прав гражданина в послевоенных конституциях и законодательствах многих стран.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе - сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией МГП. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств.

Следует отметить, что представления о правах человека изменяются во времени и пространстве. Постепенно возникают новые права, в частности - права солидарности, происходит уточнение содержания существовавших ранее прав в свете новых реалий. В результате осознания новых проблем, возникших перед человечеством в условиях глобализации, таких как резкое ухудшение состояния окружающей среды, ограниченность природных ресурсов, создание новых видов оружия, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися государствам и др. была сформулирована теория устойчивого развития, охватывающая, в том числе, и измерение прав человека.

Современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется еще и тем, что все большее число стран осознают важность такого сотрудничества и становятся участниками международных договоров по правам человека, что позволяет говорить о постепенном формировании универсальной системы международного сотрудничества в области прав человека.

2. Комиссия по правам человека - комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, 15 марта 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН. Комиссию составляли не эксперты, а представители государств, избираемых ЭКОСОС. Работе Комиссии по правам человека содействовало Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

История. Комиссия по правам человека была учреждена 10 декабря 1946 года на первом заседании ЭКОСОС и была одной из двух первых «Функциональных комиссий», учрежденных в рамках начальной структуры ООН (второй была Комиссия ООН по положению женщин). Этот орган был создан согласно условиям Устава ООН (в частности, согласно положениям Статьи 68), который подписали все государства-члены ООН.

В истории существования Комиссии можно выделить два периода. С 1947 года по 1967 год орган придерживался политики абсентеизма, которая подразумевала, что Комиссия по правам человека сосредоточиться на поддержке прав человека и помощи государствам в разработке соглашений, но не будет расследовать случаи нарушения прав и выказывать свое порицание в отношении нарушителей. Для данного периода было характерно строгое соблюдение принципа суверенитета.

В 1967 году Комиссия по правам человека избрала политику вмешательства в дела суверенных государств. Данное десятилетие ознаменовалось деколонизацией Африки и Азии, и многие страны Европы настаивали на более активной политике ООН в сфере прав человека, особенно в свете массовых нарушений при апартеиде в Южной Африке. Новая политика подразумевала, что Комиссия также будет расследовать нарушения и обнародовать о них отчеты.

Для более эффективной реализации этой политики были введены прочие изменения. В 1970-х годах появилась идея создания рабочих групп отдельно для каждой географической зоны. Данные группы должны были сосредоточить усилия на расследовании фактов нарушения прав человека в данном регионе или даже в целой стране, как, например, в Чили. С наступлением 1980-х годов началось формирование специализированных групп, которые занимались конкретными типами правонарушений.Тем не менее, никакие из указанных мер не помогли Комиссии по правам человека достичь желаемой эффективности, главным образом, из-за присутствия в составе органа нарушителей прав человека, а также по причине его политизации. В течение следующих лет, до момента упразднения, Комиссия по правам человека все больше теряла доверие среди борцов за права человека.Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 года, а затем в том же году она была заменена Советом по правам человека ООН.

Обязанности. В обязанности Комиссии входила разработка предложений и рекомендаций, представление Экономическому и Социальному Совету докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.

Правительства и неправительственные организации представляли Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступали в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация была достаточно серьёзной, Комиссия могла принять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975-1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др.

Структура. На момент ликвидации Комиссия состояла из представителей от 53 государств-членов ООН, избранных членами ЭКОСОС. Постоянных членов в составе Комиссии не было; каждый год (обычно в мае) приблизительно треть членов Комиссии собиралась для проведения выборов представителей на трехлетний срок. В целом представители назначались по регионам. В 2005 году регионы были представлены следующим образом:

15 представителей от африканских государств: Буркина-Фасо, Конго (Браззавиль), Египет, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гвинея, Кения, Мавритания, Нигерия, Южная Африка, Судан, Свазиленд,Того, Зимбабве

12 представителей от азиатских государств: Бутан, Китайская Народная Республика, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Непал, Пакистан, Катар, Республика Корея, Саудовская Аравия, Шри-Ланка

5 представителей от государств Восточной Европы: Армения, Венгрия, Румыния, Российская Федерация, Украина

11 представителей от латиноамериканских и карибских стран: Аргентина, Бразилия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Парагвай, Перу

10 представителей от западноевропейских и прочих стран: Австралия, Канада, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки

Комиссия проводила заседания каждый год в ходе очередной сессии, которая длилась шесть недель с марта по апрель в Женеве, Швейцария. В январе 2004 года на 60-й сессии Австралия была избрана председательствующей страной. В январе 2005 года Индонезия была избрана председателем 61-й сессии. Перу было избрано председателем 62-й сессии в январе 2006 года. Последнее заседание Комиссии состоялось 27 марта 2006 года.


Похожая информация.


Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия, являются права человека - неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах; возможности использования человеком наиболее существенных благ, зашиты его жизненных интересов; пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию.

Правам человека присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

1. Права человека имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью. Их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества.

2. Они опосредствуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом.

3. Права человека выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания.

4. Они складываются объективно и не зависят от государственного признания.

5. Права человека зафиксированы не только в нормах внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и в нормах международного публичного права.

6. Механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

7. Структура правомочий, составляющих содержание прав человека, совпадает со структурой обычного субъективного права, однако указанные правомочия прав человека имеют определенные особенности .

Итак, права человека и гражданина могут классифицироваться по следующим критериям.

Одним из оснований классификации может быть время признания прав человека. Существуют различные классификации прав и свобод человека в зависимости от признака, положенного в основу рассмотрения. В политической литературе существует классификация прав и свобод человека, в соответствии с которой их разделяют на позитивные и негативные. Негативные права определяют обязанность государства воздерживаться от тех или иных действий, ограничивающих свободы индивида. Они считаются основополагающими и абсолютными. Их осуществление зависит от уровня социально-экономического развития государства .

    В зависимости от соподчиненности выделяют:

Основные права;

Производные права;

Основные права – это наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признаются и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в Конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право частной собственности, участие в управлении обществом и государством и др. права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь; право каждого на уважение личной и семейной жизни, право на жилище и личную корреспонденцию, право свободно выражать свое мнение и др. права, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Производные или дополнительные права - это все права и свободы в то или иной сфере производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции государства. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепленных иными отраслями права. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закреплено в Трудовом кодексе РБ .

    В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству выделяют права:

Белорусских граждан;

Иностранных граждан;

Лиц без гражданства (апатриды);

    В зависимости от степени распространения выделяют:

Общие права (присущие всем гражданам);

Специальные права (зависящие от социального и служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

    В зависимости от характера субъектов выделяют:

Индивидуальные права (это, например, право на жизнь, труд и т.п.);

Коллективные права (это права народа, нации, общности, ассоциации) .

Индивидуальные основные права довольно часто могут осуществляться коллективно, но отличие их от коллективных состоит в том, что они вполне могут осуществляться и защищаться индивидуально, тогда, как коллективные права индивидуально осуществлять и защищать невозможно. Такая классификация представляется не совсем точной. Представляется, право и свобода всегда индивидуальны. Во всех статьях главы 2 Конституции РБ, в которых закреплены конкретные права и свободы, они указаны в единственном числе: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; свобода мысли и слова и т.д .

    В зависимости от роли государства в их осуществлении выделяют:

Негативные права (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

Позитивные права (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия по их реализации. Это право на социальную защиту, образование, охрану здоровья, достойный жизненный уровень и т.п. Для реализации этих прав нужны соответствующие материальные ресурсы и организационные структуры, свидетельствующие о демократичности политической системы общества.

Права в сфере личной безопасности и частной жизни;

Права в области государственной и общественно-политической жизни;

Права в области экономической, социальной и культурной деятельности .

Самая распространенная классификация прав человека – разделение по сферам жизни: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским правам относятся: право человека на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на уважение достоинства, присущего человеческой личности; на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; на справедливое и публичное разбирательство, предполагающее защиту обвиняемого; на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания .

Политические права – это право народов на самоопределение, на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; принимать участие в управлении непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права – это право на труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, на частную собственность, на предпринимательство, на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и защищенности. Это право на социальное обеспечение, жилище, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и другое.

Культурные права включают: право на образование; на свободное участие в культурной жизни общества; на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов .

Таким образом в данном параграфе были рассмотрены общая характеристика прав человека.

«Права и свободы граждан» - Государство проводит гуманную демографическую политику. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. План урока: Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Признается политическое многообразие, многопартийность.

«Права и свободы» - Международные стандарты. Задачи правозащитной экспертизы. 4.5.Оценка допустимости, предусмотренных проектом ограничений прав человека. Правозащитная экспертиза. Цели правозащитной экспертизы. 4.2. Оценка соответствия проекта Стандарту КР по защите затрагиваемых проектом прав человека. 2.1.б. Анализ норм, содержащихся в различных актах международного мягкого права.

«Гражданин Российской Федерации» - 3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ НАРОДА РФ ___________ ___________________ подпись) (расшифровка подписи) М.П. 1. Конституция Российской Федерации Глава 1. Основы конституционного строя. Статус гражданина с 12 декабря 1993г.

«Обязанности гражданина» - Права и обязанности гражданина РФ. Основания приобретения гражданства. Налогоплательщики имеют право: Гражданин Российской Федерации. Воинская обязанность гражданина РФ включает: Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. Права и обязанности налогоплательщика.

«Декларация прав человека» - Презумпция невиновности. Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека. 1) Обязанность 2) Свобода человека 3) Право человека. Политические права. Владимир Лукин – омбудсмен РФ. Значение Всеобщей декларации прав человека. Что подразумевал Т. Джефферсон под «естественным» и «позитивным» правами? 2.

Лекция 21. Права человека и гражданина в России

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, осуществляется с помощью определенных принци­пов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека.

Права человека - это охраняемая законом мера возможного пове­дения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права че­ловека - универсальная категория, представляющая собой вытекаю­щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар­ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод­ного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражаю­щее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Под влиянием заключенных в последнее время международных до­говоров по правам человека кардинально изменилось российское за­конодательство. Новые законы разрабатываются и рассматриваются с точки зрения их соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Основой этих актов является то, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми правами, берущими начало от свойственных природе личности стремлений к свободе, справедливости и достойной жизни. По сути, в российском законодательстве сложился межотраслевой институт - институт прав человека.

Правам человека присущи следующие признаки:

они возникают и развиваются на основе природной и социаль­ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

складываются объективно и не зависят от государственного при­знания;

принадлежат индивиду от рождения;

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

являются непосредственно действующими;

признаются высшей социальной ценностью;

выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го­сударства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до­стойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.



Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Права человека и права гражданина можно объединить понятием «субъективные права». Как отмечает Н.И. Матузов, «естественные права человека реали­зуются через всю совокупность конкретных субъективных прав во всех отраслях объективного права», и к тому же в наше время «права чело­века давно признаны всеми развитыми демократическими государст­вами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, нахо­дятся под юрисдикцией ее законов и международного права».

Истоки прав человека можно отыскать на самых ранних этапах го­сударственной организации человечества, так как определенный набор субъективных прав в той или иной мере был характерен для всех типов права. Уже в социально-политической мысли древности уделялось зна­чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Однако и в рабовладельческом, и в феодальном обществах права человека так и не вышли «из подполья», не стали реальной социальной ценностью, ибо не было еще благодатной социально-экономической и политико-правовой почвы для них. И только в эпоху буржуазных революций данная идея заявила о себе. Со временем она закрепилась в следующих документах: Декларации независимости США (1776); Декларации прав человека и гражданина Франции (1789); Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966) и т.д.

Права человека и гражданина сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих кри­териев:

1. Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод - на три поколения:

Первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независи­мость личности в определенных действиях от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы­ражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, сво­боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци­ально-экономического положения, за повышение культурного стату­са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реа­лизации прав первого поколения, требует известных целенаправлен­ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель­ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

Третье поколение охватывает права коллективные или солидар­ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружаю­щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи­ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес­ки обязательных норм.

2. В зависимости от содержания:

Гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

Политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине­ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

Экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

Социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок­ружающую среду и др.);

Культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес­са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3. В зависимости от соподчиненности:

Основные (участие в управлении обществом и государством);

Дополнительные (избирательное право).

4. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ­ству:

Права российских граждан;

Права иностранных граждан;

Права лиц с двойным гражданством;

Права лиц без гражданства.

5. В зависимости от степени распространения:

Общие (присущие всем гражданам);

Специальные (зависящие от социального и служебного положе­ний, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионе­ров, ветеранов, беженцев и пр.).

6. В зависимости от характера субъектов:

Индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.);

Коллективные (право на забастовку, митинги и пр.).

7. В зависимости от роли государства в их осуществлении:

Негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду);

Позитивные (государство должно предоставить лицу определен­ные блага, содействовать в реализации им своих прав).

8. В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в раз­личных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности:

Права в сфере личной безопасности и частной жизни;

Права в области государственной и общественно-политической жизни;

Права в области экономической, социальной и культурной дея­тельности.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.