День государственного флага классный час. Классный час Российский флаг. I. Символы государства

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2»

Классный час

Р

оссийский флаг

Учитель: Мурсалимова Надежда Ивановна.

2007 – 2008 учебный год

Классный час (2 класс)

Российский флаг

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

— Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

— Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

— Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Учитель. Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, (слайд 2) а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики. Мама, друг, школа, родина…

Учитель. Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. Прочитайте пословицы и скажите что общего в этих пословицах. (слайд 3)

    Человек без Родины – что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне .

Ученики . В этих пословицах говорится о Родине.

Учитель . Правильно! Молодцы

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Показ слайдов 4,5,6)

Звучит отрывок из песни.

Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница.

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

(Слайд 7)

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель . Подберите синонимы к слову Родина. (Слайд 8)

Ученики. Отечество, отчизна.

Учитель . Молодцы! Наше Отечество, наша родина- матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ученик читает стихотворение Н. Полякова .

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Учитель . А наша Родина – Россия (Слайд 9)

Страна, в которой мы родились, живём, учимся. А какой самый главный город нашей страны?

Ученики. Москва.

Учитель. Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом столицы нашего государства?

На доске слова М оск ва, Р оссия, бе рёза, школ а, учитель . Из выделенных букв составьте слово. (Слайд 10)

Ученик. Кремль.

Учитель. Молодцы! Правильно! А над кремлём развивается государственный флаг. Флаг – это символ государства.

Сейчас мы послушаем сообщение инициативной группы.

Выступают заранее подготовленные дети.

Выступления учащихся. (Слайд 11)

1-ый ученик . Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

2-ой ученик. (Слайд 12) Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. 22 августа День Государственного флага Российской Федерации - один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации.

3-ий ученик. (Слайд 13) По русским обиходным понятиям 17 – 19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, невинность.

4-ый ученик. (Слайд 14) Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях- резиденциях Президента РФ.

Учитель. Сейчас все вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.

Ученики выполняют модель флага. Размеры флага – 18*9см. Полосы – 18*3 см – ученики вырезают из бумаги и в нужной последовательности наклеивают на картонную основу, соединяют с деревянной палочкой.

Учитель. Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.

Викторина.

    От какого слова произошло слово «флаг».

    Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

    Что обозначает красный цвет флага?

    Что обозначает синий цвет?

    Что обозначает белый цвет?

    Где можно увидеть государственный флаг?

Учитель . И в заключении хочу прочитать вам стихотворение В. Крючкова

(Слайд 16)

Россия

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок — состоит из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно ли по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки –

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,

Как берег или река.

Неразделимы ливни.

И ветер, и облака.

Вот так и Россия одна.

У радуги — нет половинок,

И если волна – то волна,

И нету полуросинок,

Учитель . Молодцы! Все активно отвечали. Спасибо за занятие!

День Российского флага Ежегодно 22 августа Россия отмечает праздник День государственного флага. ФЛАГ- одноцветное или нескольких цветов полотнище определенного размера, одной стороной прикрепленное к дереву или шнуру. Обычно с эмблемой страны или государства. Употребляется как символ государства. Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы, которые являются отличительным знаком государства. Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. В России герб и флаг созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. Цвету флага придается особый смысл. Белый, синий, красный. Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам. Мы говорим белый свет, синее море, весна красна, красная девица (красивая). Видимо не случайно эти цвета стали цветами государственного флага России. Герб сочетает эти же цвета. Белый – Георгий Победоносец. Синий – Развивающийся плащ всадника. Красный – фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а на верху само солнце; два крыла его сестры - Заря Утренняя, Заря Вечерняя. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Золотой орел на красном фоне напоминает солнце, сияющее своими лучами - перьями. Вот он, флаг и герб Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Россия…Родина…Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия…Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… - Россия …Как из песни слово, Березок Юная листва Кругом леса, поля и реки Раздолье – русская душа. - Люблю тебя, моя Россия За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. - Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть Люблю все то, что называю Одним широким словом – Русь. Одна у человека родина мать. Крепко любит свою родину народ. Много сложил о ней пословиц и поговорок: Родина любимая – что мать родимая. Если дружба велика, будет родина крепка. Жить – Родине служить. Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей. Родина мать, умей за нее постоять. Человек без родины, что соловей без песни. Россия святая! Для славных походов Веками растишь ты своих сыновей; Во благо России, для счастья народа Под флагом державным встречаешь гостей. Густые леса и поля золотые, Мирное небо целует заря. С детства любимы места дорогие – Это родная Отчизна моя! Отчизна родная! Твой символ державный На труд и на подвиг зовет свой народ! Дозор твой стоит в боевом авангарде – Могучая сила, надежный оплот! В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою! В мирные будни во славу России Реет победный твой стяг над страной Вместе со мною ты грозна сила, А сердцем всегда я навеки с тобой. Под знаменем святым за мир и свободу, За счастье народное в бой мы пойдем. В священной борьбе не страшны нам невзгоды Под флагом мы счастье и мир обретем . ГБОУ СОШ№ 851 Презентацию подготовили: воспитатели группы №2 ШАМИНА Е.А. КАЗАНЧЕВА Ф.Б.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

Задачи:

Образовательные

  • актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;
  • способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
  • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе В. А. Сухомлинский; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации;
  • заранее дать подготовить доклад воспитанницам;
  • оформление кабинета.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация “Государственные символы РФ”.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие

II. Основная часть

Вступительное слово классного руководителя

Цитата на доске: “Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума”. (Э.Фром)

Воспитанница:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Классный руководитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символ- ключевое слово нашего классного часа.

Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Какие вы знаете символы, олицетворяющие вас, вашу семью, народ, Россию в целом?

Классный руководитель: Вы - воспитанницы ПВ МО РФ, учреждения, которое носит высокий статус и его атрибутика по праву может считаться отличительным символом Министерства Обороны.

Есть и другое понятие: Государственные символы.

  • Что к ним относится? (Ответы учеников)
  • Зачем они нужны?

Классный руководитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Классный руководитель: Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Классный руководитель: Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

Символы РФ: герб

Классный руководитель: Прежде чем продолжить нашу тему я хочу вас спросить:

что обозначает слово “герб”? (ответы учеников)

Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Где можно увидеть его изображение? (ответы учеников)

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Доклад воспитанницы. (5 мин)

Гербы берут свое начало в те далекие времена, когда существовали различные племена. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей. змеи, у лесных племен. медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет!” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Появились родовые гербы, они переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль гордой надписью: “Его качает, а он не тонет”.

Классный руководитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – “властная сила”; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Классный руководитель: Мы познакомились со значениями некоторых символов, теперь обратимся к истории создания герба России и попробуем расшифровать его значение. Какие символы изображены на гербе?

Доклад воспитанницы. История государственного герба России. Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская 1380 года и битва при Угре 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

Классный руководитель: Обратите внимание на наш герб. Можно выделить 2 основных момента: Георгий - победоносец и орел.

Доклад воспитанницы: Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Таким образом современный двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла. наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей. В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

Классный руководитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Классный руководитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Символы РФ: флаг

Классный руководитель: Вторая часть нашего путешествия – это происхождение флага и переносимся в 17 век. Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Это полотнище а деревке или шурке.

Какой смысл заключает в себе слово “флаг”?

Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Классный руководитель: Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.

Классный руководитель: Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Воспитанница:

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Воспитанница: В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

4-й историк:

1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне. Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в “Слове о полку Игореве”.

В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

Воспитанница: В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”.

5-й историк: На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

Воспитанница:

Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой –
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет, -
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет, -
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

6-й историк. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Воспитанница:

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

Викторина (через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Что такое флаг?

  • полотнище на древке или шнуре
  • древка или шнур, определённой раскраски
  • полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

3. Чей это герб?

  • Алексея Михайловича
  • Петра 1

4. В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

  • 1700 г
  • 1703 г
  • 1705 г
  • 1707 г

5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

6. Какой флаг был символом монархии?(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

7. Что означают цвета Российского флага? (Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).\

Символы РФ: гимн

Классный руководитель: третья и последняя часть путешестивия – гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

7-й историк. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. (прослушивание)

8-й историк. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.(прослушивание)

7-й историк. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.(прослушивание)

В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

После распада СССР в 1991 г. первый гимн современной России на музыку М. Глинки был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. (прослушивание)

8-й историк. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков. Перед вами 2 текста гимнов, прочтите и сравните их. Можно ли понять, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Викторина.

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

М.И. Глинки;

на слова В.А. Жуковского; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана; П.Дегейтер; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

III. Подведение итогов

Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

Воспитанница:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учащиеся исполняют песню “Россия вперед”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24. – С.2.
  2. Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.

Электронные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia;
  2. http://www.hymn.ru/ Музей русских гимнов;
  3. http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
  4. http://flag.kremlin.ru/

Классный час
«День Государственного герба и
Государственного флага Республики Крым»
Цель: обобщить знания учащихся о современной символики Республики Крым; раскрыть значение государственных символов; проследить сходства символики Республики Крым с российской символикой; воспитывать у воспитанников уважительное и бережное отношение к государственным символам Крыма, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны; воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.Ход мероприятия.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Всё проходит. Остаётся Родина –
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (на откидной доске – рисунки). С какой страной они у вас ассоциируются?

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.
Н. Заболоцкий.
А какие символы ассоциируют нашу родину Крым, когда мы говорим о бескрайних просторах степей, шуме наших лесов, горных хребтах, синеве моря?
Мозговой штурм. Ассоциации с Крымом. Крым – это …
Скажите, пожалуйста, что относится к государственной символике страны? Я уверенна, что все вы безошибочно их назовёте. (Воспитанники называют).
Герб, Гимн, Флаг государства – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа. Сегодня на нашем классном часу мы поговорим с вами о символах и символике Республики Крым.
Где прописано, что Республика Крым имеет свою символику: Герб, Флаг, Гимн. (Конституция РК).
Ребята, каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.
Начиная с 2016 года, 24 сентября отмечается в Крыму как День Государственного герба и Государственного флага Республики. Надо сказать, что ещё в 2015 году 19 января на полуострове отмечался праздник День Государственного флага Республики Крым. Но решением республиканских властей, принятым в марте 2015 года, праздник был переименован в «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым», сама дата внесена в перечень официальных праздников Республики, а его празднование перенесено с 19 января на 24 сентября. Новый праздник встал в один ряд с такими официальными датами, как День Республики Крым, День воссоединения Крыма с Россией и День Конституции Республики.
Положения Конституции Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым определяют герб, флаг и гимн как государственные символы. Глава Республики своими указами определил порядок использования этих государственных символов для данного субъекта РФ. Флаг и герб являются государственными символами Крыма, начиная с 24 сентября 1992 года.
(Ученик 1) В День государственного флага
К нему ты в мыслях обратись:
В нём благородство, честность и отвага,
Как и в твоей душе, переплелись.
Вперёд идём мы твёрдо шаг за шагом,
Пока все вместе, под единым флагом.
Споём же под торжественные звуки
хвалу Отечеству - и флаг нам в руки!
Флаг – это святыня. (Ученик 2). По флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. Флаг имеет свою особенную историю. Флагом называют полотнище прямоугольной формы, которое имеет определенную раскраску. Как правило, это полосы разного цвета и направления (реже – узоры или рисунки). Существует даже целая наука, которая занимается их изучением – вексиллология.
19685142240Государственный флаг Крыма представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных разновеликих полос: верхней – синего, средней – белого и нижней – красного цветов. Отношение средней полосы к общей площади составляет 2:3. Верхней и нижней, соответственно – по 16 площади. Символика цветов трактуется следующим образом: красный цвет – трагические страницы истории полуострова, синий – надежда на светлое будущее, а основной белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история. Отношение ширины флага к его длине составляет 1: 2. Самая широкая полоса в центре – это настоящее Крыма. Авторы не случайно сделали эту полосу самой широкой, намекая на то, что все события, которые происходят в жизни полуострова, весьма значимы для его дальнейшей судьбы. А сам Крым ждет великое будущее.
Авторы флага: А. В. Мальгин и В. А. Трусов.
Ребята, на флаг какого государства похож флаг Крыма? Что у них общего и в чём различие? (Ответы учеников)
(Ученик 3)
ГЕРБ КРЫМА
Земля моя!
Ты красотой неповторима!
Твой образ вижу я
В Гербе родного Крыма.
Здесь на щите крылатый лев-грифон,
У Зевса стражем золота был он.
Грифон великолепен и могуч,
Ему подвластны пики горных круч!
Он раковину к солнцу поднимает,
Жемчужина в ней дивная сверкает.
А вот из мрамора изящные колонны,
Тысячелетия к ним были благосклонны,
Чтоб рассказали нам об эллинской Тавриде,
О Херсонесе и Керкинитиде.
На ленте, что с колонн спадает вниз,
Крымчане начертали свой девиз:
Чтоб процветанье Крыму подарить,
Единство, дружбу нужно нам крепить.
Инна Козеева.
196851200785Герб – это самый древний символ государственной власти. (Ученик 4) Слово "герб" (herb) имеет немецкое происхождение и дословно означает "наследство". Дело в том, что первоначально герб служил отличием для конкретного рода, и этот символ передавался из поколения в поколение, по наследству. Позже его стали использовать и в качестве символов городов или стран. Наука, комплексно изучающая гербы, носит название геральдика.
Государственный герб Республики Крым представляет собой червлёный варяжский щит, на котором изображён серебряный грифон, обращённый влево. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне «Процветание в единстве». Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелёгкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути «Из варяг в греки», грифон – символ Крыма с давних времён (а также располагавшихся здесь греческих городов-колоний), издревле считавшийся мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.
Авторы герба: Г. Б. Ефетов, А. В. Мальгин, В. А. Трусов, В. А. Ягупов.
Исторические гербы Крыма.
Как правило, символы стран и городов часто изменяются с течением времени. И герб Крыма здесь – не исключение. Интересно проследить за тем, как он изменялся на протяжении истории полуострова. Ведь в разное время на его территории существовали различные государственные образования. И герб, соответственно, тоже менялся.
Герб во времена Крымского ханства.
9588542545 Это мощное государственное образование существовало более трех веков: с 1441 до 1783 года. При этом оно занимало не только полуостров Крым, но и Кубань, а также почти весь юго-восток современной Украины. Столицами этого государства в разное время были Старый Крым и Бахчисарай. Лишь в 1783 году территория Крымского ханства вошла в состав Российской Империи. Гербом Крымского ханства можно считать родовую эмблему династии Гиреев – т знак тарак-тамга. К слову, он и сегодня является национальным символом всех крымских татар и изображен на их флагах. Известно, что именно этот знак во времена Крымского ханства чеканился на монетах, а также наносился на некоторые общественные строения. Любопытно, что на сегодняшний день нет единой интерпретации данного знака. Согласно одной из них, тарак-тамга символизирует уравновешенные весы.
-56515222250Герб Таврической губернии. (Ученик 5)
После присоединения Крыма с Россией в 1783 году на его территории была образована административная единица Российской Империи – Таврическая губерния, которая официально существовала в период с 1802 по 1921 год. Её центром (столицей) стал город Симферополь, который сразу же начал стремительно развиваться. Кстати, топоним "таврида, таврика" принесли на полуостров древние эллины, еще во времена колонизации крымского побережья.
Как же выглядел герб Крыма в те времена, в XIX – в начале XX столетия? На золотом щите в центре был изображен двуглавый орел черного цвета. На груди у орла находился еще один, маленького размера щит с изображением креста (именно того, который греческие императоры прислали в Древнюю Русь). Сверху щит герба венчает императорская корона - символ царской власти. Окаймляют же его желтые дубовые ветви, в которые вплетена синяя лента. Как известно, этот герб был официально утвержден еще 8 марта 1784 года, когда самой губернии, по сути, еще не существовало.
Герб Крымской АССР.
152401003301833880119380Следующий этап в истории полуострова связан с приходом советской власти. В 1921 году на его территории была создана Крымская АССР, которая просуществовала до 1992 года. Столицей республики остался город Симферополь. До 1954 года Крым находился в составе РСФСР, а после был передан Украинской ССР. Как же выглядел герб Крыма в то время? Стоит отметить, что он имел две редакции: первая – от 1921 года, а вторая – от 1938 года. Единственное отличие между ними – в надписях. Так, первоначально на крымском гербе присутствовали надписи на крымско-татарском языке, а в 1938 году их дополнили русскими. Выглядел герб Крымской АССР следующим образом: в центре - красный щит, на котором был изображен серп и молот – центральный символ советской системы. При этом он озарялся лучами восходящего снизу солнца. Внизу, под щитом герба, был начертан главный девиз страны: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" С обеих сторон щит этого герба окаймляли золотые колосья пшеницы: по семь справа и слева. Просто и лаконично выглядел и флаг Крымской АССР. В верхнем левом углу сплошного красного полотнища размещались всего две надписи: "РСФСР" и "КрАССР" (под первой надписью).
(Ученик 6)
Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна - знак особый.
И нам не стоит забывать -
При звуке Гимна
Надо встать. (А. Александров)
Что такое гимн? (Ученик 7). Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин РК, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Звучит гимн.
Нивы и горы твои волшебны, Родина.
Солнце и море твои целебны, Родина.
Эту землю мы сохраним
И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,
Цветущий, как сад, Крым!
Зори свободы твои сияют, Родина.
Братья-народы твои шагают, Родина.
Эту дружбу мы сохраним
И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,
Прославим в веках Крым! Славься, Крым!
Впервые на официальном уровне гимн прозвучал 20.10.2000 г. по случаю второй годовщины Конституции АРК в исполнении народного артиста СССР Юрия Богатикова. Автором музыки Гимна является крымский композитор А. Караманов, а автором слов - О. Голубева.
Викторина.
А теперь мы проверим ваши знания по символам РК.
Что представляет собой государственный флаг РК?
Цвет флага является своего рода носителем информации. Какой?
Почему на государственном флаге РК белая полоса самая широкая?
Кто является автором государственного флага РК?
Что представляет собой государственный герб РК?
Что означает образ серебряный грифон на государственном гербе РК?
Что означает серебряная раковина с голубой жемчужиной на государственном гербе РК?
Что символизирует восходящее солнце на государственном гербе РК?
О чём напоминает красное поле щит, форма щита на государственном гербе РК?
Какая надпись-девиз на Гербе РК?
Назовите авторов государственного герба РК.
Когда впервые была написана музыка Гимна Крыма?
Назовите авторов государственного гимна РК.
Когда впервые был исполнен новый гимн РК?
Почему при исполнении гимна принято вставать?
Заключение.
Рефлексия.
Сегодня я узнал …
Мне было интересно, потому что...
Мне было неинтересно, потому что …
Я бы хотел …
Таким образом, флаг и герб Крыма – это важнейшие символы республики. В них отражена вся суть непростой, но весьма яркой истории крымского народа. Знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. Символы Крыма воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
(Ученик 5) Крым
Назло неистовым тревогам
ты, дикий и душистый край, как роза, данная мне Богом,
во храме памяти сверкай. <...>
О тиховейные долины,
полдневный трепет над травой
и холм - залёт перепелиный…
О странный отблеск меловой
расщелин древних, где у края
цветут пионы, обагряя
чертополоха чешую,

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.