Экскурсия в пожарную часть с дошкольниками. Основными целями посещения пожарной части являются. Обращение к Инспектору округа

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Планеты солнечной системы»

Программные задачи :
Образовательная область «Познание»
Закреплять знания дертей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса.
Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.
Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;
Образовательная область «Коммуникация»
Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.
Образовательная область «Социализация»
Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Образовательная область «Здоровье»
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД
Предварительная работа: занятие «Освоение космоса», беседа «Голубая планета Земля, рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
Оборудование:
Солнечная система с планетами на каждого ребенка.
Презентация «планеты солнечной системы».
Конверты с заданиями.
Конверты с предметами, необходимыми в космосе, 1 конверт на двоих детей.
Звезды – медальки.Вводная часть
С глубокой древности люди мечтали летать как птицы, на чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах и даже на летучих мышах.
- На чем совершали полеты герои ваших любимых сказок?
Правильно. Это и ковер самолет, и ступа с Бабой Ягой и, даже гуси – лебеди.
Прошли века, и людям удалось покорить воздушное пространство земли, но им всегда хотелось подняться выше, завоевать космическое пространство, полететь к звездам. (слайд 1) Но отправиться к звездам люди смогли всего 50 лет назад.
- Давайте, вспомним, как это было.
- Какое животное первым полетело в космос? (собаки Белка и стрелка)
(слайд 2)
- Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 3)
- Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток») (Слайд 3)
- Как звали первую женщину, отправившуюся в космос? (В Терешкова) (слайд 4)
- Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие?
Основная часть.
Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
- На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)(слайд 5)
- Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)
А вы знаете, что космонавты в космосе не отдыхают, а выполняют работу, проводят исследования. И для нашего путешествия нам поступили задания в конвертах из центра управления полетом. Первое задание мы должны выполнить при подготовке к полету. Вы готовы?
Итак, я открываю первый конверт. Вот задание:
«отберите предметы, которые нам необходимы, или могут понадобиться в космосе»
Возьмите конверты и приступайте к выполнению задания, задание вы выполняете вдвоем, вместе.
(педагог проверяет правильность выполнения задания.)
Итак, все необходимое мы собрали, (Слайд 5,)
проверьте пожалуйста, и теперь мы можем отправляться в космическое путешествие.

Оденьте скафандры (дети имитируют движения), пристегните ремни. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет. (слайд 6)
5- 4-3-2-1-Поехали!
- Вот мы и в космосе! Как здесь красиво! (слайд 7)
Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите в космосе? (слайд 8)
Но мы не просто путешествуем. Нам пора открыть второе задание из центра управления полетом.
Итак, я открываю второй конверт. Вот наше задание.
«Посетите все планеты и составьте карту солнечной системы»
- Посмотрите, у вас на столах лежат карты.
- Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
- Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
- А что такое солнце? (огромная раскаленная звезда)
Все планеты солнечной системы вращается строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него.
Итак, мы приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карты.

Внимание! Мы приближаемся к первой планете.
- Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)
(Слайд 9)

Прочитайте про нее стихотворение.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»

Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца 4 раза. Древние греки говорили, что «Те кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у
Меркурия»
Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.
– Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы. (слайд 10)
- Как она называется? (Это – Венера)
В честь богини красоты, названа Венера, ты!
В темных небесах сияешь, красотой нас озаряешь!

Что вы знаете об этой планете?
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)
- На какой орбите находится Венера? (на второй)
Приготовились….Наше путешествие продолжается.
- А эту планету вы узнали? (слайд 11) (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?
Прочитайте стихотворение про нашу планету.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Не забудьте выполнить задание, разместите нашу планету на карте. На какой орбите вращается наша планета?
Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете планете. (Слайд 12)
Какая необычная планета! Вы ее узнали?
Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета Назвали планету в честь бога войны
Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
- Поместите марс на наши карты.
- На какой по счету орбите расположен марс?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (слайд 13)
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)
Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)
Как она называется?(Юпитер)
Что вы знаете об этой планете?
Юпитер больше всех планет.
Но суши на планете нет,
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Внимание, мы приближаемся к следующей планете, какая интересная планета? (Слайд 15)
– Как она называется?
Чем она отличается от других планет?
Из чего состоят кольца Сатурна? (ледяные глыбы и камни)
Сатурн – красивая планета,
Желто – оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Найдите Сатурн.
- На какую орбиту вы его поместите?
Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете! (слайд 16)
Вам знакома та планета?
Эта планета называется Уран.
Что вы о нем знаете?
Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.
Уран – лежебока, и встать ему лень, Подняться планете невмочь, Сороколетие длится там день, И сороколетие – ночь.
Найдите уран и поместите его на карту.
Не забудьте, на какой орбите – его место? (на седьмой)
Внимание космонавтам! Продолжаем путешествие.
Мы прибыли на восьмую планету солнечной системы.(слайд 17)она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
А что вы знаете про эту планету?
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Поместите планету Нептун на восьмую орбиту.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете. (слайд 18)
Как она называется.? (Плутон)
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.
Посмотрите, мы выполнили задание центра управления полетом. Сравните свои карты с солнечной системой. (слайд 19)
Заключительная часть
Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Готовы?
Центр управления полетом хочет проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на наши вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какая планета самая холодная?
Какую планету называют красной?
Какую планету окружают кольца?
Какие планеты являются ближайшими соседями земли?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания, составили замечательные карты, по которым смогут путешествовать другие космонавты
Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля!
Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни.
Наше космическое путешествие подошло к концу. всем космонавтам, побывавшим в космосе я хочу подарить звезду, в память о нашем необычном путешествии

Приложение

1. Конверты с заданиями.
2. Д/И «СОБИРАЕМСЯ В КОСМОС»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Оборудование: карточки с изображениями различных предметов, разложенные по конвертам
Игровое правило: правильно отобрать карточки с изображениями предметов, которые можно или нельзя брать в космос.
Игровое действие: отобрать и разложить карточки с изображением предметов, которые можно или нельзя брать в космос.
Ход игры:
Вариант 1. Конверты с карточками у каждого ребенка. Педагог предлагает выбрать предметы, которые можно взять в космос и разложить их на столе, а остальные карточки убрать в конверт.
Вариант 2. Конверт с карточками у двоих или троих детей, дети вместе отбирают карточки с предметами, которые можно взять в космос.
Вариант 3. Конверты с карточками у каждого ребенка. Дети отбирают предметы, которые нельзя брать в космос. Каждый ребенок показывает выбранную карточку и объясняет свой выбор.

3. Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Оборудование: 20 карт солнечной системы – звездное небо с орбитами, конверты с солнцем и планетами на каждого ребенка.
Игровое правило: правильно разместить все небесные тела на свои места на кате солнечной системы.
Игровое действие: дети выкладывают небесные тела на карты солнечной системы.
Ход игры:
Вариант 1. Педагог называет небесное тело (солнце или планета и его характерные особенности: огромная раскаленная звезда, красная планета и т.д.)дети находят это тело в своих конвертах, педагог объясняет (или спрашивает детей) где именно находится это небесное тело.
Вариант 2 . Дети самостоятельно раскладывают небесные тела на карту солнечной системы, педагог проверяет правильность составленной карты.

Самсонова Наталья Викторовна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Ефремов, Тульская область
Дата поступления работы на конкурс: 14.02.2017г.

КОНСПЕКТ

непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» подготовительная к школе группа

Тема: «Большая звезда и ее планеты».

Цель: Уточнить и систематизировать у детей полученные знания, элементарные представления о Солнце, Солнечной системе.

Задачи:

- Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца.

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

- Развивать общую, мелкую моторику.

- Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система»: планета, Солнце, Солнечная система, орбита, название планет.

- Развивать связную речь.

- Развивать логическое мышление и воображение детей.

- Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Воспитывать интерес к Солнцу, Солнечной системе.

- Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материалы: плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца, макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы, мягкое солнце со шнурками-лучиками. ТСО-аудиозаписи: Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за солнцем, чтение рассказа «Где ночует Солнце?», энциклопедии «Почемучка», работа с глобусом и картой мира, заучивание считалки-запоминалки «Планеты Солнечной системы».

I . Дети встают полукругом к гостям лицом .

Воспитатель: Ребята, поприветствуйте наших гостей (дети здороваются). Подарите им свое хорошее настроение, улыбнитесь.

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце!)

Чтение стихотворения про солнце.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку).

Воспитатель: Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем? (Что эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные.)

Воспитатель: Назовите природные источники света (солнце, луна, костер).

Воспитатель: Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

Дети: 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

2) Красная девушка по небу ходит.

3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

4) Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек, и зверь возрадуется.

5) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит.

6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

7) Без меня не будет света,

Без меня не будет лета.

По утрам стучусь в оконце:

Просыпайтесь, вышло Солнце!

8) Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце).

Пословицы: При солнышке тепло, при матери добро.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встанет, так и утро настанет.

II . Беседа о Солнце.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?

Дети: Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

Воспитатель: Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

Воспитатель: А на самом деле Солнце какое? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)

Воспитатель: А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)

Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.

В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

Вопрос: Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы). Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – восемь.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

Какие планеты вы знаете?

III . Игра «Солнечная система».

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе.

А сейчас Лиза расскажет стихотворение:

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце-звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз… Меркурий (отвечает ребенок).

Два (воспитатель)… Венера (отвечает ребенок).

Три …Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идет по счету.

Воспитатель: Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца.) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год». Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

Дети: Чем ближе к Солнцу находится планета, тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога ее будет длиннее.

Воспитатель: На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12). В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

Как вы думаете, Солнце движется? (предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.

IV . Опыт «День-ночь».

Воспитатель: Мы должны узнать, чему равен один оборот Земли вокруг соей оси. На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будут изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси. Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь). А часов? (24).

V . Игра «Заплести косички».

Воспитатель: Ребята, Солнышко мне по секрету сказало, что ему хочется сделать прическу. Давайте ему заплетем косички. У Солнышка будет новая прическа, которая все равно напомнит лучики.

VI . Итог.

Что вы нового узнали? Что же такое Солнце? Сколько планет?

Литература.

1.Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2012.

2.Энциклопедия «Почемучка».

Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Планеты солнечной системы - парочки» Задачи: Дидактические. Уточнить названия.

Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты Солнечной системы» Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты солнечной системы». Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное.

Маленьких жителей планеты Земля и воспитанников старшей группы детского сада "Радость" из города Саратова очень интересует тема космоса.

Ольга Осокина
Конспект НОД в старшей группе «Солнечная система»

Образовательная область : «Познание»

Цель : создание условий для формирования представлений детей о солнечной системе .

Задачи :

1. Расширять представления детей о небесных телах, составляющих солнечную систему .

2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы .

3. Способствовать развитию мыслительных операций (умозаключение, сравнение) .

4. Упражнять в умении вести диалог, совершенствуя виды речевого общения.

5. Воспитывать уважение к товарищам при взаимодействии друг с другом.

Стук в дверь, вносится посылка.

Ребята посмотрите здесь клубочки, они все круглой формы и разные по величине, и их всего 9. Прямо, какая- то загадка, спиц нет? Что они нам могут напомнить? С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей)

Я знаю, что вы все любите путешествовать, где вы уже бывали?

А я вам сегодня предлагаю отправиться путешествовать в космос. Согласны?

О чём бы вы хотели узнать в путешествии?

Наверное, мне надо достать моё нарядное бальное платье как у золушки? А как надо собраться для путешествия в космос? (ответы детей)

Внимание! Одеть скафандры! Пройдём в космическую ракету, пристегнуть ремни. К полёту, готовы? Начинаем отсчёт : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск)

Внимание! Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер! Наш корабль находиться в солнечной системе . Ознакомьтесь с её достопримечательностью. В центре Солнечной системы находиться Солнце .) Солнце -это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.

У звезды Солнце есть своя семья , только это не сыночки и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы ? (9) Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца . В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Как называется путь, по которому движется планета? (орбита)

Продолжаем наше путешествие : В солнечной системе есть две самые маленькие планеты : Как называется планета, которая находиться ближе всех с Солнцу ? (Меркурий) , так как она находиться ближе всех к Солнцу , температура там выше, чем огонь в печи. А самая маленькая и холодная планета как называется? (Плутон) ) Как вы думаете почему она холодная? (Находиться дальше всех от Солнца , солнечные лучи до него не доходят) Сможет ли на этой планете кто-то жить? Почему?

Внимание мы приближаемся ко второй планете от солнца , к Венере) на эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете на этой планете жить можно? Почему?

Мы приближаемся к самой большой планете солнечной системы . Это Юпитер) На этой планете нет твёрдых поверхностей, она состоит из газа, который образует вещество похоже на желе. На нашем пути появилась ещё планета гигант) Как называется эта планета? (Сатурн)

Эта планета состоит из жидкости и газа, планета известна своими великолепными кольцами, каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней, и песка.

Как вы думаете, на этих планетах может, что-нибудь расти или жить? Почему?

Смотрите, ещё 2 далёкие планеты встретились на нашем пути. Уран) Нептун) - эти планеты находятся от Солнца далеко , поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная, можно превратиться в ледышку.

Смотрите мы приближаемся к ещё одной интересной планете -Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера (воздух) состоит из газа.

Осталась ещё одна планета. Как она называется? (Земля) ) Что вы мне можете рассказать об этой планете? Да дорогие земляне вы обладаете информацией о планете. Земля - это третья планета от Солнца , где есть жизнь.

Давайте немного поиграем «Утро настало, солнышко встало » . Утром солнышко встаёт , поднимается из-за горизонта. Просыпается всё живое на земле, все тянуться к солнцу . Радуются насекомые, порхают, кружатся в воздухе. На лесной опушке прыгают зайчишки.

Улыбаются друг другу мальчишки и девчонки. Всех обогрело солнышко , а вечером снова ушло спать.

А теперь нам пора возвращаться на землю из нашего путешествия. Внимание, пристегните ремни!)

Теперь я поняла, почему клубочки нам напомнили планеты. Их 9 и 9 планет. Давайте представим что клубочки это планеты солнечной системы , их надо поместить туда, где они должны быть расположены вокруг солнца на нашем звёздном небосклоне, (раскладывают клубочки)

А сейчас я вам предлагаю изобразить в нашей мастерской, те планеты, которые вам больше всех понравились, но сначала мы разомнём наши пальчики. (Запоминайка) )

Цель : Познакомить с названиями планет Солнечной системы

Задачи :

Обогатить словарь (орбита, названия планет);

Развивать логическое мышление, фантазию;

Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Материал :

1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.

Ход занятия:

Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).

Разминка . По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

(Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)

Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.