Геннадий сапронов биография. — Как вы полагаете, литература должна воспитывать? Цитаты и Статусы со смыслом

Любую матрицу можно привести к ступенчатой матрице, выполнив конечное число элементарных преобразований.

Теорема доказывается конструктивно путем перебора конечного числа возможных матриц с нулевыми элементами.

Пример. Приведем к ступенчатому виду следующую матрицу: .

На первом шаге выполним следующие элементарные преобразования над матрицей : к элементам второй строки прибавим элементы первой строки и результат запишем во вторую строку; из элементов третьей строки вычтем элементы первой строки, а результат запишем в третью строку. В итоге матрица преобразуется к виду . На последнем шаге из третьей строки полученной матрицы вычтем вторую строку, умноженную на 3, и запишем в третью строку, в результате чего получим ступенчатую матрицу:

.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Линейное пространство
Множество элементов любой природы называется линейным или векторным пространством, а его элементы

Множество числовых функций
Рассмотрим множество числовых функций, определенных на некотором промежутке. Любым двум функциям и

Множество всех полиномов степени не выше
Элементами множества являются полиномы вида

Теорема (о существовании и единственности разности элементов)
Для любых двух векторов линейного пространства, существует такой единственный вектор

Теорема (об условиях равенства нулю произведения числа на вектор)
Произведение числа на вектор равно нулевому вектору тогда и только тогда, когда число равно нулю или вектор равен нулевому вектору. Доказательство.Пусть число

Определители матриц и их свойства
Определители вводятся только для квадратных матриц как некоторое правило, формирующее значение определителя по элементам матрицы. Если элементы матрицы числа, то определитель будет

Теорема (о разложении определителя по любой строке или столбцу)
Определитель порядка равен сумме произведений элементов любой его строки или столбца на соответствующие алгебраи

Доказательство
Напишем формулу разложения определителя по первой строке. Вид этой формулы не за

Теорема (об определителе произведения двух матриц)
Определитель произведения двух матриц равен произведению определителей матриц сомножителей. Теоре

Системы линейных уравнений
Общая система из линейных алгебраических уравнений с

Теорема (о существовании и единственности обратной матрицы)
Любая квадратная матрица имеет единственную обратную матрицу, вычисляемую по формуле, тогда и только тогда, ког

Доказательство
Докажем, что условие, является достаточным условием для существования обратной матрицы. На главно

Теорема Крамера
Если в квадратной системе уравнений определитель матрицы коэффициентов не равен нулю, то система имеет единственное решение, которое находится либо матричным способомпо формуле

Доказательство
В соответствии с теоремой о существовании и единственности обратной матрицы, для невырожденной матрицы коэффициентов нашей системы существует единственная обратная матрица

Базис множества векторов и всего линейного пространства
Система векторов называется ба

Теорема (о единственности разложения по данному базису)
Разложение любого вектора по базису

Теорема (о линейных свойствах координат векторов)
При сложении любых двух векторов их координаты в данном базисе складываются, а при умножении любого вектора на любое число координаты умножаются на это число. Доказательство

Доказательство
По определению базиса это означает, что любая строка или столбец матрицы могут быть представлены в виде линейной комбинации базисных строк или базисных столбцов, причем единственным образом. Все ра

Доказательство
Покажем достаточность условия второго следствия. Если строки матрицы линейно зависимы, то по свойству системы зависимых векторов одна из строк является линейной комбинацией остальн

Теорема (о ранге ступенчатой матрицы)
Ранг ступенчатой матрицы равен числу ее ненулевых строк. Доказательство.Ненулевые, ступенчатые строки линейно независимы, что можно показать, составив линейную комб

Теорема (о равносильных переходах)
Любое конечное число элементарных преобразований системы переводят ее в систему, равносильную исходной системе. Доказательство теоремы следует непосредственно из оп

Доказательство
Ранг матрицы коэффициентов системы по определению всегда меньше или равен числа уравнений или числа неизвестных исх

Исследование и решение однородных систем уравнений
Однородная система всегда совместна, так как имеет нулевое (тривиальное) решение

Доказательство
Необходимость.Пусть есть конечномерное пространство размерности

Теорема (о виде общего решения неоднородной системы уравнений)
Решение неоднородной системы уравнений всегда может быть представлено как сумма общего решения соответствующей

Векторная алгебра
Под векторной алгеброй обычно понимают раздел линейной алгебры, изучающий геометрические векторы на плоскости и реальном пространстве. В математике и ее приложениях встречаются разл

Евклидовы пространства
Определение.Скалярным произведением двух любых векторов линейного пространства называется правило, по которому каждой упорядоченной паре векторов

Теорема (неравенство Коши – Буняковского)
Для любых двух векторов и е

Доказательство
Пусть есть ортогональная система ненулевых векторов евклидова пространства. Предположим, что выполняется ра

Теорема Грама-Шмидта (о существовании ортонормированного базиса)
Во всяком -мерном евкли

Теорема (основные свойства ортонормированного базиса)
1. Координаты произвольного вектора в ортонормированном базисе равны скалярным произведениям этого вектора на соответствующие векторы этого базиса. 2. Скалярное произведение двух

Определение
Каноническим базисом в пространстве трехмерных геометрических векторов называют векторы

Векторное и смешанное векторно-скалярное произведения
Определение.Векторным произведением двух геометрических векторов и

Теорема (условие равенства векторного произведения нулевому вектору)
Векторное произведение двух геометрических векторов и

Теорема (о модуле векторного произведения)
Модуль векторного произведения двух векторов и

Таким образом, смешанное произведение трех компланарных (лежащих в одной плоскости) векторов равно нулю
Рассмотрим далее скалярное произведение вектора на вектор

Линейные геометрические объекты
Определение.Пусть есть некоторый ненулевой вектор, а

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.Г.САПРОНОВ, А.Б.СЫСА, В.В.ШАХБАЗЯН

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования

УДК 614.8.084ББК 68.9

/О.Г. Сапронов - разд. 1.4-1.6; 2.1; 2.2; 2.7; 2.8; 7.6; 8.3; 8.5; гл. 4; 5;А.Б.Сыса - предисловие; разд. 1.8; 1.9; 2.3 - 2.6; 7.3; 7.5; 8 4;

В. В. Шахбазян - разд. 1.1 - 1.3; 8.7; гл. 3; 6;

Ю. Г. Сапронов и В. В. Шахбазян -разд. 7.1; 7.2; 8.6;

Ю. Г. Сапронов и А. Б. Сыса- разд. 1.7; 7.4

Рецензенты:

чл.-корр. Международной Академии наук экологии и безопасности жизни при ЮНЕСКО, канд. техн. наук, доц. кафедры СПСШ ШИ ЮРГТУ (НПИ)Ю.К.Тябин;

директор ГОУСПО «Новочеркасский автотранспортный колледж» А. В. Силкин

Сапронов Ю.Г.

С197 Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов, А. Б. Сыса, В. В. Шахбазян. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

ISBN 5-7695-1105-2

Изложены основные сведения о взаимодействии человека и среды обитания, человека и технических систем, об охране труда и экологии. Дано представление о чрезвычайных ситуациях, мероприятиях и средствах защиты населения от опасных воздействий. Рассмотрены правовые, организационные и экономические вопросы безопасности жизнедеятельности, а также вопросы ее обеспечения при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений; может быть полезно студентам вузов, обучающимся по специальностям гуманитарного и экономического профиля, а также по образовательным программам бакалавриата.

УДК 614.8.084 ББК 68.9

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина для всех специальностей среднего профессионального образования, в которой рассматриваются проблемы безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственной, городской, бытовой, природной)

и защиты от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Изучение дисциплины позволяет сформировать у учащихся представление о неразрывной связи профессиональной деятельности

и отдыха человека с требованиями безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к эффективным действиям в экстремальных условиях.

Основная цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников средних специальных учебных заведений теоретическими и практическими навыками, необходимыми:

для идентификации опасностей техногенного происхождения в повседневных (штатных) и чрезвычайных ситуациях;

создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в штатных условиях;

разработки и реализации мер защиты среды обитания от негативных воздействий;

проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;

обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях;

участия в работах по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой и природоохранной подготовки выпускников средних специальных учебных заведений. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В учебном пособии рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы техносферы;

принципы обеспечения комфортности и безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

анатомо-физиологические последствия для человека от воздействия травмирующих и вредных факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

основы применения экобиозащитной техники; устойчивость функционирования объектов экономики и тех-

нических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по защите работающих и населения в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

требования к операторам технических систем.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфорт- (

ном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки -

защита человека, находящегося в техносфере, от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, имеющих место в окружающей среде, а также достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Существует основная аксиома о потенциальной опасности окружающей человека среды, в том числе техносферы: «Все технические объекты и технологии кроме позитивных факторов неизбежно порождают негативные факторы».

Другие аксиомы сформулированы на основе анализа реальных ситуаций, событий и факторов.

Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Акоиома 2. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей.

Аксиома 3. Техногенные опасности действуют во времени и про-

странстве.

Аксиома 4. Техногенные опасности одновременно воздействуют на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 5. Техногенные опасности приводят к ухудшению здоровья и окружающей среды, материальным потерям, травмам и деградации окружающей среды.

Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности, увеличением расстояния между источниками опасности, увеличением расстояния между источни-

ком опасности и объектом защиты, использованием защитных мер.

Аксиома 7. Необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в области существующих опасностей и способах защиты от них.

Комфортные условия жизнедеятельности достигаются путем введения критериев комфортности среды, окружающей человека, и последующего поддержания этих критериев на установленном уровне путем осмысленных целенаправленных воздействий на окружающую среду в целом и на объекты техносферы в частности.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки вещества, энергии, информации в среде обитания человека.

К перспективным научно-техническим задачам в области БЖД относятся:

описание жизненного пространства в критериях безопасности путем составления карт опасностей (карты концентраций токсичных веществ, полей энергетического воздействия, полей риска); совершенствование и разработка методов и способов переработки и локализации отходов всех видов (выбросы, сбросы, энер-

гетические поля и излучения), поступающих в атмосферу; совершенствование и разработка новых средств экологической

и биологической защиты от опасностей.

К организационно-техническим задачам в области БЖД относятся:

совершенствование экспертизы проектов по критериям безопасности и экологичности;

совершенствование контроля показателей экологичности технических систем и безопасности среды обитания;

оптимизация системы управления безопасностью жизнедеятельности на региональном и государственном уровнях.

Наука о безопасности жизнедеятельности находится в состоянии формирования. Она опирается на достижения и разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии и основывается на законах и подзаконных актах.

Глава 1 ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

1.1. Характеристика среды обитания человека

В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, образуя систему «человек - среда обитания». Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и атмосфере; создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных .

Среда обитания человека характеризуется совокупностью физических, химических, биологических и социальных факторов, которые при определенных условиях способны оказывать прямое или косвенное (немедленное или отдаленное) воздействие на деятельность и здоровье человека.

Среда обитания тесно связана с понятием «биосфера Земли». Основоположником современных представлений о сфере жизни (биосфере) является выдающийся русский ученый академик В.И.Вернадский (1863-1945). В старое, «узкое», понятие «биосфера» он вложил новое, более емкое содержание.

Биосфера - наружная оболочка (сфера) Земли, область распространения и существования жизни, включая все живые организмы и элементы неживой природы, составляющие среду их обитания.

Каждый уровень биосферы характеризуется присущими ему свойствами, а также свойствами входящих в него элементов - экосистем (рис. 1.1). Экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания, являются одним из основных предметов изучения экологии.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой, а также с окружающей средой.

Экосистема включает в себя два основных компонента: биоценоз (животные, растения, микроорганизмы) и экотоп (факторы неживой природы).

Биосферу можно представить как огромную, сложную экосистему, работающую в стационарном режиме на основе тонкой регуляции всех составляющих ее частей и процессов. Стабильность биосферы основывается на высоком разнообразии живых орга-

низмов, которые выполняют различные функции в поддержании общего потока веществ и распределения энергии, взаимосвязи биогенных и абиогенных процессов.

По мере освобождения от забот о пропитании человек все больше времени стал уделять обустройству своей среды обитания. При этом он постепенно утрачивал связь с природной средой, уходил от ее законов, обусловленных способностью экосистем существовать и развиваться при минимальном расходовании энергии. Такое усиление антропогенного и техногенного воздействия на окружающую среду обусловило создание нового типа среды обитания - техносферы.

Появление техносферы привело к тому, что во многих регионах нашей планеты она стала активно замещать биосферу. На планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах Европы, Северной Америки и в Японии. Здесь естественные экосистемы сохранились в основном на небольших площадях и пред-

Рис. 1.1. Строение биосферы

ставляют собой небольшие «пятна» биосферы, которые подвержены сильному техносферному давлению.

Техносфера - участок биосферы, преобразованный в результате антропогенного или техногенного воздействия на среду обитания в соответствии с материальными и социально-экономиче- скими потребностями человека.

Техносфера как среда жизнедеятельности человека включает в себя несколько характерных сфер: промышленную, сельскохозяйственную, транспортную, селитебную (жилую), социально-куль- турную и др. Совокупность отдельных элементов этих сфер, сосредоточенных на единой ограниченной территории, создает городскую среду.

Промышленная техносфера состоит из промышленных предприятий, сельскохозяйственная - из сельскохозяйственных предприятий. На предприятиях человек осуществляет хозяйственную деятельность в производственной среде.

Производственная среда - совокупность вещественных элементов и факторов технического и природного характера и социальных элементов, сформировавшихся под воздействием производительных сил и производственных отношений. Деятельность человека в производственной среде осуществляется на рабочих местах в определенных условиях, которые называются условиями труда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами положительно сказалось на продолжительности жизни людей.

Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала многие надежды. Появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Стремясь получить максимальные результаты от своей хозяйственной деятельности, современное человечество с его мощной техникой стало использовать не только огромные энергетические ресурсы биосферы, но и небиосферные источники энергии (ядерные, термоядерные), ускоряя тем самым геохимическое преобразование природной среды. Многие процессы, вызванные техногенной деятельностью человека, оказались противоположно направленными естественному ходу в биосфере (рассеивание металлов, освобождение углерода, нарушение процессов в атмосфере и т.д.).

На качественное изменение среды обитания в большой степени повлияли:

высокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) и урбанизация;

рост промышленного производства, значительное увеличение потребления топливно-энергетических и минеральныхресурсов, увеличение числа транспортных средств;

химизация сельского хозяйства и быта человека; неэкологичность многих технологических процессов, обуслов-

ленная большим количеством отходов; техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия и др.

Проблемы народонаселения и продовольствия до сих пор являются поводом для беспокойства о будущем планеты. В настоящее время стало очевидным, что рост населения неизбежно влечет за собой увеличение потребления всех видов ресурсов, рост объемов производства и количества отходов, усиление воздействия на среду обитания.

Сегодня остро стоит проблема земельных ресурсов, которые быстро уменьшаются. Так, площадь земель, подвергшихся антропогенному опустыниванию, достигла 1 млрд га, а с разрушенным почвенным покровом - свыше 2 млрд га.

Сильное воздействие на среду обитания оказывает урбанизация - резкое увеличение численности городского населения. Если в 1800 г. в городах проживало 2,4% всего населения, то сейчас во многих развитых странах - свыше 90 % (рис. 1.2).

В некоторых странах (например, Англия, Нидерланды) площадь городов превышает 15 % общей площади страны. Крупный город изменяет почти все составляющие природной среды: расти-

Рис. 1.2. Мегаполис Токайдо (Япония) - населенные пункты с числом

тельность, естественный рельеф, состав атмосферы, почвы, подземных и грунтовых вод. В городах изменены гравитационное, электромагнитное и другие поля Земли, наблюдается повышенный уровень загрязнения окружающей среды.

В настоящее время серьезными являются проблемы энергетики, сырьевых ресурсов и транспорта. По-прежнему актуальна проблема сохранения ресурсов минерального сырья во всем мире, обусловленная невиданным ростом добычи полезных ископаемых. За последние 40 лет из недр земли добыто около 100 % газа, 70 % нефти и 37% угля от добытого за всю историю человечества.

Важной задачей человечества сегодня является защита среды обитания от химических веществ. Развитие химической промышленности, а именно интенсивное использование химических веществ в сельском хозяйстве, привело к увеличению их неконтролируемого поступления в окружающую среду. В настоящее время существует около 60 тыс. различных веществ, которые не деструктурируются в экосистемах. Многие химические вещества, в том - числе пестициды (гербициды и др.), попавшие в почву, усваиваются растениями, попадают в организм животных или смываются водами и загрязняют реки, озера и другие водоемы, а следовательно, накапливаются в рыбе.

Одной из основных причин ухудшения среды обитания явилось внедрение в производство неэкологичных технологий, которое привело к резкому увеличению количества загрязнителей, приходящихся на единицу продукции и содержащихся в промышленных отходах.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в том случае, если потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или среду.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены как элементами техносферы (машинами, сооружениями и т.п.), так и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной можно получить ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек- среда обитания»:

комфортное (оптимальное), при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: т.е. создают оптимальные условия деятельности и отдыха; создают предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостность компонентов среды обитания;

допустимое, при котором потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье,

но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

вредное, при котором потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

опасное, при котором потоки высоких уровней за короткий период времени могут травмировать человека, привести к летальному исходу, вызвать разрушения в окружающей среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь комфортное и допустимое соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вредное и опасное являются негативными или недопустимыми для жизнедеятельности человека, сохранения и развития окружающей (в том числе и природной) среды.

Разумным решением проблем техносферы является в настоящий период переход мирового сообщества к устойчивому развитию. Устойчивое развитие обеспечивают условия среды обитания, при которых основные запасы планетарной техносферы (население, земля, невозобновимые ресурсы, уровень загрязнения, капитал) будут находится в состоянии динамического равновесия и оставаться постоянными. Понятие «устойчивое развитие» можно представить в виде нескольких аспектов.

Экологический аспект заключается в обеспечении гармонического развития человека и биосферы, создании ноосферы - сферы разума.

Научно-технический аспект включает в себя: теоретическую и практическую реализацию методов наиболее эффективного использования природных ресурсов; развитие малоотходных производств и биотехнологий; развитие альтернативных, экологически безопасных источников энергии.

Информационный аспект состоит в подаче обществу наиболее полной информации по безопасности жизнедеятельности.

Экономический аспект состоит в полном и эффективном использовании экономических механизмов в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

Политико-правовой аспект включает в себя совершенствование правовых, экономических и административных методов защиты среды обитания.

1.2. Формы деятельности человека в производственной среде

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с различными видами деятельности: трудом в производственной среде и в быту, активным или пассивным отдыхом, туризмом и др. .

Деятельность человека в производственной среде подразделяется на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет и ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью и длительным отдыхом (до 50 % рабочего времени).

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают следующие виды физического труда: требующий значительной мышечной активности; механизированный; связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповой (работа на конвейере); связанный с дистанционным управлением. >

Труд, требующий значительной мышечной активности, имеет место при отсутствии механизации. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека при обслуживании станка ограничивается выполнением простых операций: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты такого труда - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерный труд состоит из операций, заданных ритмом, строгой последовательностью их выполнения, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Труд, связанный с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, включает человека в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится в основном в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

В санитарно-гигиенических нормативах и нормативных актах по охране труда уровень физической нагрузки на организм работающего и затраты мышечной энергии на выполнение работы определяются как категория тяжести труда (работ).

К легким физическим работам категории 1а относятся работы, выполняемые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением с энергозатратами до 139 Вт (ряд профессий на предприятиях точного приборо- и машиностроения, в сфере управления и др.).

К легким физическим работам категории 16 относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся физическим напряжением, требующим энергозатрат не более 174 Вт (ряд профессий на предприятиях связи, в полиграфической промышленности и др.).

К работам средней тяжести категории 2а относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (энергозатраты при выполнении работ не превышают 232 Вт). Работы категории 2а характерны для ряда профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве и т. п.

К работам средней тяжести категории 26 относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением с затратами энергии до 290 Вт (ряд профессий в механизированных литейных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий).

К тяжелым физическим работам категории 3 относятся работы с затратами энергии более 290 Вт, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (кузнецы ручной ковки, землекопы, дорожные рабочие, связанные с немеханизированной укладкой асфальтового покрытия и др.).

Умственный {интеллектуальный) труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящая к повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосуди- стой патологии. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность - ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Уровень психофизиологической нагрузки работника определяет напряженность труда.

Интеллектуальный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, пре-

подавателей, учащихся, студентов. Эти виды интеллектуального труда различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой за короткое время большого объема информации и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложный вид трудовой деятельности, требующий значительного объема памяти, напряжения, внимания. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение потребляемого кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения вегетативных функций.

1.3. Системы организма человека, предназначенные для восприятия факторов внешней среды

Человеку постоянно требуются сведения о состоянии и изменении внешней среды. Переработка и анализ получаемой информации дает основание для принятия поведенческих решений в любом виде деятельности человека. Возможность получать такую информацию, способность ориентироваться в пространстве и оценивать состояние и свойства среды обитания обеспечиваются анализаторами (сенсорными системами) человека .

Датчиками сенсорных систем являются специфические структурные нервные образования, называемые рецепторами. Они представляют собой окончания чувствительных (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться под действием раздражителя. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде (экстероцепторы), а часть - во внутренней среде организма (интероцепторы).

Выделяют группу рецепторов, расположенных в скелетных мышцах, сухожилиях и сигнализирующих о тонусе мышц (проприоцепторы).

ш по характеру ощущений различают зрительные, слуховые, обоня- 14 Согласно психофизиологической классификации рецепторов,

тельные, осязательные рецепторы, рецепторы боли, рецепторы положения тела в пространстве (проприоцепторы и вестибулорецепторы).

Полученная рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, передается в центральные отделы соответствующих анализаторов и используется для контроля со стороны нервной системы, координирующей работу исполнительных органов.

Иногда поступающая информация непосредственно переключается на исполнительные органы. Такой принцип переработки информации заложен в основу многих безусловных рефлексов (врожденных, наследственно передающихся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых электрическим током, теплотой или химическими веществами, вызывает реакцию удаления конечности от раздражителя.

Человек обладает рядом специализированных периферических образований - органов чувств, обеспечивающих восприятие действующих на организм внешних раздражителей (из окружающей среды), к которым относятся органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Не следует смешивать понятия «орган чувств» и «рецептор» (например, глаз - это орган чувств, а сетчатка - фоторецептор, один из компонентов органа зрения). Помимо сетчатки в состав органа зрения входят преломляющие среды глаза, различные его оболочки, мышечный аппарат. Понятие «орган чувств» в значительной мере условно, так как сам по себе он не может обеспечивать ощущение. Для возникновения субъективного ощущения необходимо, чтобы возбуждение, возникшее в рецепторах, поступило в центральную нервную систему - специальные отделы коры больших полушарий, так как именно с деятельностью высших отделов головного мозга связано возникновение субъективных ощущений.

Зрение - это способность организма воспринимать форму, величину, цвет предмета, направление и расстояние, на котором он находится. Чтобы видеть форму предмета, надо четко различать его границы, очертания. Эта способность глаза характеризуется остротой зрения.

Острота зрения измеряется минимальным углом (от 0,5 до 10°), при котором две точки на расстоянии 5 м еще воспринимаются отдельно. Согласованное движение глаз совершается с помощью трех пар мышц, вращающих глазное яблоко, вследствие чего зрительные оси обоих глаз всегда направлены в одну точку фиксации. Глаз чувствителен к видимому диапазону спектра электромагнитных колебаний (380 - 770 нм).

Слух - это способность организма воспринимать и различать звуковые колебания, которая воплощается слуховым анализатором. Человеческому уху доступна область звука механических

колебаний с частотой 16...20000 Гц. Орган слуха - ухо - представляет собой воспринимающую часть звукового анализатора. Оно имеет три отдела: наружное, среднее, внутреннее. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, затянутого упругой барабанной перепонкой, отделяющей среднее ухо. В полости среднего уха расположены так называемые слуховые косточки: «молоточек», «наковальня» и «стремечко», связанные как бы в одну цепь. Они служат для передачи звуковых колебаний от барабанной перепонки во внутреннее ухо, где расположен орган, воспринимающий звук, называемый кортиевым. Механизм защиты слухового анализатора от повреждения при воздействии интенсивных звуков предусмотрен анатомическим строением среднего уха, системой слуховых косточек и мышечных волокон, которые являются механическим передаточным звеном, ответственным за появление акустического рефлекса блокировки звука в ответ на интенсивный звуковой раздражитель. Таким образом, орган слуха выполняет две функции: снабжает организм информацией и обеспечивает самосохранение - противостоит повреждающему действию акустического сигнала.

Обоняние - это способность организма воспринимать запахи, осуществляемая посредством обонятельного анализатора, рецептором которого являются нервные клетки, расположенные в слизистой оболочке верхнего и отчасти среднего носового ходов. Человек обладает различной чувствительностью к пахучим веществам. Снижение обоняния часто возникает при воспалительных и атрофизических процессах в слизистой оболочке носа. В некоторых случаях нарушение обоняния является одним из существенных симптомов поражения центральной нервной системы.

Вкус - это ощущение, возникающее при воздействии раздражителей на специфические рецепторы, расположенные на различных участках языка. Вкусовое ощущение складывается из восприятия кислого, соленого, сладкого и горького; вариации вкуса являются результатом комбинации основных перечисленных ощущений. Разные участки языка имеют неодинаковую чувствительность к вкусовым веществам: кончик языка более чувствителен к сладкому, край языка - к кислому, кончик и край языка - к соленому, а корень языка наиболее чувствителен к горькому.

Осязание - это сложное ощущение, возникающее при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек и мышечно-сустав- ного аппарата. Основная роль в формировании осязания принадлежит кожному анализатору, который осуществляет восприятие внешних механических, температурных, химических и других раздражителей. Осязание складывается из тактильных, температурных, болевых и двигательных ощущений. Основная роль в ощущении принадлежит тактильной рецепции - прикосновению и

Кожа - это внешний покров тела, представляющий собой орган с весьма сложным строением и выполняющий ряд важных жизненных функций. Различают три слоя кожи: наружный (эпителиальный - эпидермис), соединительнотканный (собственно кожа - дерма) и подкожная жировая клетчатка. В коже имеется большое число кровеносных и лимфатических сосудов. Нервный аппарат кожи состоит из многочисленных пронизывающих дерму нервных волокон и нервных окончаний.

Кроме защиты организма от вредных воздействий кожа выполняет рецепторную, секреторную и обменную функции, играет значительную роль в терморегуляции и т.п. Растяжение, давление, ушибы обезвреживаются упругим жировым слоем и эластичностью кожи.

Важной функцией кожи является ее участие в терморегуляции (поддержание нормальной температуры тела) - 80 % всей теплоотдачи организма осуществляется кожей. При высокой температуре внешней среды кожные сосуды расширяются и теплоотдача конвекцией усиливается. При низкой температуре сосуды сужаются, кожа бледнеет, теплоотдача уменьшается.

С помощью анализаторов человек получает обширную информацию об окружающем мире. Количество информации принято измерять в двоичных знаках - битах. Например, поток информации через зрительный рецептор человека составляет 108 - 109 бит/с, нервные пути пропускания 2-106 бит/с, в памяти прочно задерживается только 1 бит/с, следовательно, в коре головного мозга анализируется и оценивается не вся поступающая информация, а наиболее важная. Информация, получаемая из внешней и внутренней среды, определяет работу функциональных систем организма и поведения человека.

Между всеми системами организма существуют взаимосвязи, поэтому организм человека в функциональном отношении представляет собой единое целое.

Одна из важнейших функциональных систем организма - нервная система - связывает между собой различные системы и части организма.

Нервная система человека подразделяется на центральную нервную систему (ЦНС), включающую головной и спинной мозг, и периферическую нервную систему (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС. Периферическая нервная система осуществляет связь ЦНС с кожей, мышцами и внутренними органами.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлексом называют любую ответную реакцию организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющуюся с участием ЦНС. В случаях экстремального воздействия на организм нервная система формирует защитно-приспособительные ре-

акции, определяет соотношение воздействующего и защитного эффектов.

Человек постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды благодаря гомеостазу - универсальному свойству сохранять и поддерживать стабильность работы различных систем организма в ответ на воздействия, нарушающие эту стабильность.

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство состава, свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

В организме человека функционирует ряд систем обеспечения безопасности, к которым относятся глаза, уши, нос, костномышечная система, кожа, система иммунной защиты. Например, глаза имеют веки - две кожно-мышечные складки, закрывающие глазное яблоко при смыкании. Веки несут функцию защиты глазного яблока: предохраняя орган зрения от чрезмерного светового потока и механического повреждения, способствуют увлажнению его поверхности и удалению со слезой инородных тел.

Чихание относится к группе защитных реакций и представляет собой форсированный выдох через нос (при кашле - форсированный выдох через рот). Благодаря высокой скорости воздушная струя уносит из полости носа попавшие туда инородные тела и раздражающие вещества.

Слезотечение возникает при попадании раздражающих веществ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей: носа, носоглотки, трахеи и бронхов. Слеза не только выделяется наружу, но и попадает через слезоносный канал в полость носа, смывая тем самым раздражающее вещество.

Еще один пример естественной защиты - движение. Активное движение нередко приглушает душевную и физическую боль. Этот механизм стоит на страже нервного благополучия, готовый при необходимости предохранить мозг от слишком большого горя или радости.

В организме человека функционирует система иммунной защиты. Иммунитет - это свойство организма, обеспечивающее его устойчивость к действию чужеродных белков, болезнетворных (патогенных) микробов и их ядовитых продуктов. Различают естественный и приобретенный иммунитет.

Естественный, иливрожденный, иммунитет-этовидовойпри- знак, передающийся по наследству (например, люди не заражаются чумой от крупного рогатого скота). Если микробы все-таки проникли в организм, их распространение задерживается благодаря развивающейся реакции воспаления. Печень, селезенка, лимфатические узлы также способны задерживать и частично обезвреживать продукты деятельности микробов.

Приобретенный иммунитет появляется в результате борьбы организма с чужеродными белками в крови. Значительная роль в иммунитете принадлежит специфическим защитным факторам сыворотки крови - антителам, которые накапливаются в ней после перенесенного заболевания, а также после искусственной иммунизации (прививок).

В процессе активной иммунизации изменяется чувствительность организма к повторному введению соответствующего антигена, т.е. изменяется иммунореактивность организма в форме повышения или понижения чувствительности отдельных органов и тканей к микробам, ядам или другим антигенам. Изменение иммунореактивности не всегда полезно для организма: при повышении чувствительности к какому-нибудь антигену могут развиться аллергические заболевания. Иммунологическая реактивность существенно зависит от возраста: у новорожденных она резко снижена, у пожилых развита слабее, чем у лиц среднего возраста.

1.4. Источники опасностей и негативные факторы

в системе «человек - среда обитания»

В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с элементами среды обитания. Это взаимодействие может быть позитивным или негативным. Свойство живой и неживой материи оказывать негативное воздействие на саму материю (людей, животный и растительный мир, материальные ценности) с причинением ей ущерба называется опасностью. Источниками опасностей на Земле является все живое и неживое. Опасности постоянно присутствуют в пространстве и времени и реализуются

в виде потоков вещества, энергии и информации.

Термин «опасность» означает угрозу чему-либо: жизни, здоровью, целостности конструкции и т.п. Употребляя его, мы даем качественную оценку имеющейся угрозы. Уровень опасности может быть оценен словами «большая», «высокая», «незначительная» и др. Например, большую опасность для мореплавания в высоких широтах представляют дрейфующие айсберги. Для сравнительной характеристики нескольких негативных воздействий употребляют термины «наибольшая опасность», «более опасно» и др. Например, переправа через горную реку представляет наибольшую опасность на этом пути. Количественная характеристика опасности определяется уровнем поражающего фактора. Например, переменный ток величиной 300 мА опасен для жизни.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности зарождаются в природном мире; их источниками являются стихийные явления, климатические условия, геологические образования и др. Человек в процессе своей

Геннадий Константинович Сапронов (1952, г. Иркутской области – 14 июля 2009) - журналист, издатель.

Г.К. Сапронов: биографическая справка

После окончания средней школы в 1969 приехал в Иркутск поступать на отделение журналистики Иркутского госуниверситета . Трижды испытывал судьбу и в 1971 стал студентом. Два года до этого работал на заводе им. Куйбышева токарем, а затем плотником. После окончания университета работал секретарем Кировского райкома комсомола.

С 1979 по 1985 работал заместителем, а потом редактором газеты «Советская молодежь ».

С 1985 по 1991 был собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» по Восточной Сибири, а следующий год был собкором «Комсомолки» в Монголии.

Кроме многочисленных газетных публикаций написал две книги, изданные в Восточно-Сибирском книжном издательстве: «Степень вины» о трагической судьбе семьи Овечкиных и «Диалоги о Сибири» - цикл острых полемических бесед о проблемах Сибири с известными и авторитетными земляками, среди которых В. Распутин, В. Астафьев. Публиковался во многих центральных печатных изданиях, публицистических сборниках.

В 1991 организовал издательскую фирму «Офсет», с 1999 выпускал продукцию под маркой «Издатель Сапронов».

Был членом Ассоциации книгоиздателей России.

В библиотеках города очень много книг, изданных Геннадием Константиновичем. Исключительное качество художественного и полиграфического исполнения - характерная черта книжной продукции. «Издатель Сапронов» работает в тесном творческом содружестве с лучшими мастерами книжной графики. Это позволяет выпускать подарочные издания, каждое из которых вызывает восхищение поклонников литературы. Достижения в искусстве оформления книг «Издателя Сапронова» неоднократно отмечались дипломами Российской ассоциации книгоиздателей, престижных национальных конкурсов.

За годы существования издательства вышли в свет более 100 наименований замечательных литературных произведений. Среди них нет однодневок, выпущенных на злобу дня. «Издатель Сапронов» был верен высокой нравственной традиции современной российской прозы и публицистики. Всероссийская слава к Геннадию Сапронову пришла в последние годы, когда он занялся издательской деятельностью: выпустил практически все произведения и письма Виктора Астафьева, полное собрание сочинений Валентина Распутина, критика Валентина Курбатова, произведения Евгения Носова, Василя Быкова, Леонида Бородина, Евгения , Льва Аннинского - имена этих выдающихся мастеров слова составляют основу творческих достижений издательства.

В.Г. Распутин предельно кратко и ёмко сказал о Г.К. Сапронове: «У Геннадия Сапронова был талант печатать книги…». И это действительно так. Геннадий Константинович Сапронов был из той категории людей, кто свою жизнь создаёт собственным трудом и талантом.

Г. Сапронов лауреат Всероссийских конкурсов «Искусство книги», «Лучшие книги года» (На Санкт-Петербургском международном книжном салоне в 2008 были подведены итоги 17-го конкурса ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». Событием 2007 признано собрание сочинений писателя Валентина Распутина в четырех томах. Победу в этой номинации издатель Геннадий Сапронов поделил с коллегой из Тобольска Аркадием Елфимовым, выпустившим «Чертежную книгу Сибири, составленную тобольским сыном Семеном Ремезовым в 1701 году». Через год, по итогам конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги 2008 года», в номинации «Лучшее издание классической художественной литературы» лауреатом конкурса стал издатель Геннадий Сапронов за выпуск книг в серии «Литературные вечера «Этим летом в »), «Артиада народов России» и других.

Геннадий Сапронов: я издаю то, что с удовольствием читаю сам

В мире бизнеса, где всем правят прибыль и рентабельность, книгоиздательство не самая привлекательная сфера. И не мудрено: новые имена возникают на литературном горизонте весьма редко, а все успешные авторы давно подписали пожизненные контракты со «своими издателями». Может показаться, что серьёзные книгопечатные фирмы есть лишь в Москве и Питере. Но это заблуждение. Геннадий Сапронов много лет занимается книгоизданием, живя при этом в провинции и утверждая, что задыхается в столице от ненужной суеты.

Фолианты, выпущенные им, с поразительной регулярностью признаются ассоциацией книгоиздателей России лучшими книгами года. Сапронов не только успешный менеджер, собравший потрясающую команду профессиональных редакторов, художников, дизайнеров и полиграфистов. Он сам активно участвует в литературном процессе: занимается составлением сборников, пишет вступления к книгам.

- Кем вы мечтали стать в дет.стве?

Мечты были простые, а чёткого осознания пути, стези, дороги, видения себя в чём-то не было. К старшим классам стало понятно, что у меня гуманитарный склад. Я начал больше читать, наверное, потому что влюбился. Появились попытки слова, звучащие обычно, превратить в рифму, в образы. Появилась сентиментальность, хотя, пожалуй, она не возникает просто так - это либо есть в характере человека, либо нет. Тогда понял, что писать тексты - это моё. И после школы приехал из Черемхова в Иркутск поступать на отделение журналистики. Мне было невдомёк, что нужно иметь свои публикации, которых у меня, конечно, ещё не было. Но отступаться от намеченного не в моём характере, и я решил, раз не получается на журналистику, пойду просто на филфак. И провалился на первом же экзамене - на сочинении. Как у всех пацанов в школе, русский язык у меня был не выше, чем на тройку. Так вместо учёбы в университете пошёл работать на завод им. Куйбышева токарем, затем плотником. На следующий год была ещё одна попытка поступить на филфак, на этот раз я засыпался на английском. Стать студентом удалось с третьего раза. В это же время появляются мои первые робкие публикации в газете «Совет.ская молодежь». Помню, меня отправили написать очерк о школьниках из деревни Большая Речка, которые помогали убирать урожай. Сейчас даже смешно об этом вспоминать, а тогда это было волнительно.

- То есть вы себя видели журналистом и никем другим…

Да. Как мудро говорят: профессия - наиболее короткий путь к познанию мира. Я выбрал журналистику. Не скажу, что это короткий путь, но именно он позволил мне лучше узнать себя и даже удовлетворить свои духовные и нравственные потребности. Не жалею, что закончил именно это отделение и много лет проработал в журналистике.

Был собкором, писал про Восточную Сибирь, Читу, Якутию. Благодаря журналистской работе, я познакомился с удивительными и талантливейшими людьми, а с некоторыми, как с Виктором Петровичем Астафьевым, даже посчастливилось подружиться. Когда же пришло рыночное время, я понял, что журналистика в том виде, в котором она нужна новому времени, мне неинтересна. Это не то, чему меня учили. И я ушёл из профессии.

- Тогда вы стали книжным издателем, а почему не создали свою газету или журнал?

Дело не в том, пишешь ты или занимаешься организацией бизнеса. Если ты человек творческий, то это всегда найдёт отражение в твоей работе. Конечно, жить в физическом смысле, кормить семью приходится другими делами. Одним издательским хлебом жив не будешь. У меня тоже есть бизнес, приносящий доход, а не моральное удовлетворение. Но именно благодаря этому занятию создаётся определённый плацдарм для творческой работы. А на просторы медиа-бизнеса, как теперь говорят, я возвращался. Издавал газету «Зелёная лампа». В течение трёх лет свет увидели 36 номеров, за каждый из которых мне не стыдно. Издание финансировал бюджет, когда такая возможность была исчерпана, всё прекратилось. Мы хорошо начали и достойно ушли.

- Книгоиздательство для вас - бизнес?

В некотором смысле, конечно и бизнес, и производство - со складами, типографиями, бумагой. Одновременно - и рынок с вложенными средствами и желанием их вернуть с прибылью. Хотя первые мои издательские шаги были провальными. На заре 90-х я наивно полагал, издав книгу Виктора Астафьева, что за ней тут же выстроится очередь. А в реальности первый тираж попросту украли.

Кого издавать для меня вопроса не было, конечно Астафьева.

- Для вас важно быть лично знакомым с издаваемым автором?

Нет. Например, с Игорем Петровичем Золотусским мы познакомились лишь на днях, но это не мешало мне ранее издавать его вещи. Конечно, колоссальный импульс на старте дал мне Астафьев, я его считаю своим духовным отцом. И очень горжусь тем, что при жизни Виктор Петрович назвал меня своим издателем. Это самая высокая оценка моей работы. Кроме того, Астафьев познакомил меня со многими современными писателями и критиками, составляющими золотой фонд нынешней российской культуры. Это Валентин Яковлевич Курбатов, Михаил Николаевич Кураев, Лев Александрович Аннинский, Алексей Варламов и многие другие.

- Что является для вас определяющим при выборе произведения для издания?

Прежде всего, я ориентируюсь на качество текста, который должен быть написан хорошим русским языком. И обязательное условие - чтобы автор был близок мне по духу, вызывал уважение. Писатели вольны кому угодно передавать на публикацию свои тексты. Но я рад, что многими из них выбор делается в мою пользу.

Мой принцип в книгоиздательстве прост: я издаю то, что сам хочу купить, прочитать и поставить на полку в домашней библиотеке.

- Сколько книг вышло под маркой издательства «Сапронов»?

За все годы существования - около ста. Я не гонюсь за количеством. В год выходит с десяток названий. Это скорее штучное издательство.

- А как в вашем издательском деле главным художником стал Сергей Элоян?

Сергей не просто художник. Он практически половина меня самого. Не будь его, я бы точно не стал издателем. Может быть, это некий закон парности. Мы познакомились на первой моей серьёзной издательской работе в 2000 году, когда делали сборник «Вернитесь живыми». Сергей до этого не занимался книжной графикой. Но я предложил ему попробовать. Многие меня от этого отговаривали, утверждая, что Элоян такой фантасмагоричный, а военная проза, мол, требует крайней степени реализма. Тем не менее, я попросил Серёжу сделать мне обложку для этой книги. Он выполнил и что называется, не попал. Причём создал не просто набросок, а готовое произведение - красочное и очень детальное. Я попросил переделать. Через неделю он принёс новый вариант, столь же скрупулёзно исполненный. И снова это было не то. Мне стало неудобно перед ним и страшно, что придётся отказаться от сотрудничества. Он сделал третий вариант. Я с внутренним холодом ждал результата. И вот как раз этот рисунок стал сто.процентным попаданием. Тогда я сказал Серёже, что теперь он может делать так, как ему кажется правильным, поскольку основную идею он ухватил точно. С тех пор самые значимые издания мы делаем только совместно. Элоян - единственный художник, из тех что я знаю, прочитывающий произведение от начала до конца и лишь затем приступающий к иллюстрированию.

Мы очень волновались, делая астафьевскую «Царь-рыбу», это последняя книга, на издание которой я получил благословение Виктора Петровича. Сейчас эта книга пережила второе издание, причём заказ поступил от красноярцев. Они привыкли одаривать ей высоких гостей, поэтому второе издание стало поистине художественным, оформительским и полиграфическим шедевром.

- Что даёт вам участие в книжных ярмарках?

Осенью планирую показаться на Московской книжной ярмарке, представить там книги, изданные в подарочном формате. Не думаю, что почерпну там что-то полезное, поскольку данное мероприятие более всего напоминает базар на нескольких гектарах отведённой площади. А вот на «Non/fiction» - ежегодной ярмарке интеллектуальной литературы, проходящей также в столице, - собирается в хорошем смысле полиграфический бомонд. Там можно перекинуться словом с представителями видных издательств, посетить интересные презентации. Это сгусток издательского мира России. Именно на этой ярмарке расширяется кругозор, приобретаются столь важные в издательском деле контакты. На ней нет места зависти, напротив - есть возможность поучиться друг у друга.

- Изменилось ли книгоиздательство с тех пор, как это ремесло получило развитие?

Оно идет по пути совершенствования. Всё больше становится возможностей для проявления творчества. Теперь прекрасные тексты требуют не менее достойного полиграфического оформления, чтобы появилось произведение искусства в виде книги.

- Вы согласны с утверждением, что читатель умер, остался потребитель книжной продукции?

Нет, и никогда не соглашусь. Человек же не ест книги, а именно читает. Тогда какой же он потребитель? Он именно читатель.

- Вы можете сказать, кто ваш читатель?

Может, это не скромно, но мой читатель - это те люди, которые приходят на литературные вечера «Этим летом в Иркутске». То есть все те, кто читает хорошую качественную прозу.

- У кого возникла идея проведения таких вечеров?

Она коллективная. Её авторы - директор драмтеатра Анатолий Стрельцов, писатели и Валентин Курбатов, а также я. Очень важно, что данная идея была поддер.жана департаментом по культуре. В 2007 году эти вечера были приурочены к юбилеям Валентина Распутина и Александра . В Иркутск по этому случаю приехали писатель и сценарист Михаил Кураев, директор музея-заповедника «Ясная Поляна» Владимир Толстой.

- Вы верили в успех вашей затеи?

Нет. В прошлом году мы шли вслепую и даже не рассчитывали получить такой отклик. Формат литературных встреч необычен сам по себе. И вначале нам казалось, что сложнее всего будет собрать зал. Мы не представляли, что драмтеатр будет заполняться до отказа, что люди столь проникновенно станут слушать и задавать очень верные и важные вопросы.

- Что изменилось в литературных вечерах в этом году?

Во-первых, мы чувствуем большую ответственность за то, что делаем. Во-вторых, увеличился список участников. Он пополнился поэтом Владимиром Костровым, прозаиком Игорем Золотусским, достаточно молодым, но уже очень известным писателем Алексеем Варламовым.

- Как вы полагаете, литература должна воспитывать?

Наверное, нужно просто брать книгу и читать. Если она повысит вашу образованность или заставит задуматься о какой-то проблеме - чудесно. Если развлечёт, расслабит - тоже хорошо. В любом случае приобщение к литературе полезно - так сохраняется язык, а он, в свою очередь, является основой нации.

Алёна Сабирова. Аи Ф в Восточной Сибири

«Издатель Сапронов» - одно из самых успешных и известных частных издательств России . Достижения издательства неоднократно отмечались наградами престижных книжных выставок.

Продукция под маркой «Издатель Сапронов» начала выпускаться с 1999 года. За годы существования издательства им было выпущено более 100 наименований литературных произведений таких авторов, как Виктор Астафьев , Валентин Распутин , Лев Аннинский , Леонид Бородин , Василь Быков , Евгений Носов , Валентин Курбатов , Дмитрий Сергеев . Характерная черта книжной продукции издательства - высокое качество художественного и полиграфического исполнения, что позволяло выпускать качественные подарочные издания. Оформление книг иркутским художником Сергеем Элояном неоднократно отмечалось дипломами Российской ассоциации книгоиздателей , престижных национальных конкурсов . Среди подарочных изданий были: «Царь-рыба» Виктора Астафьева, четырёхтомник Валентина Распутина и его «Прощание с Матёрой », «Земля у Байкала», «Сибирь, Сибирь… » , а также письма дирижёра Евгения Колобова - «Маэстро Евгений Колобов» . Издательство выпустило также альбомы Юрия Селивёрстова и Сергея Элояна. С диском классической музыки была издана книга «Созвучие».

Редактором издательства была Агнесса Фёдоровна Гремицкая; основателем и владельцем Геннадий Константинович Сапронов (1952-2009) . В интервью одной из иркутских газет Г. Сапронов сказал:

Стремлюсь создать книгу, которую сам хочу купить и поставить на полку, даже если бы не я был её издателем. Я работаю в своё удовольствие, издаю тех авторов, которые мне интересны не потому что я такой привередливый, просто хочу делать то, что нравится, то, что возбуждает творческий азарт. Моё издательство – это мои книжки, мой круг авторов: В.Астафьев, В.Распутин, В. Курбатов, Л.Аннинский, Е.Носов и другие. Моя команда, мой взгляд на вещи, мой вкус. Здесь всё штучно и, поверьте, не так уж легко и просто

Издательство регулярно принимало участие в выставках «Нон-фикшн» .

Вклад, который внёс основатель издательства Г. К. Сапронов в развитие книжного дела России получил должную оценку в 2014 году на районном уровне:

«…10 октября в истории отечественной культуры произошло уникальное событие. Впервые в России библиотеке было присвоено имя издателя: в Иркутске появилась библиотека № 4 им. Геннадия Сапронова.»

Напишите отзыв о статье "Издатель Сапронов"

Комментарии

Источники

Ссылки

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Издатель Сапронов

– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.

Учебник может быть использован при изучении дисциплины БЖД в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей.
Изложены сведения о чрезвычайных ситуациях. Описаны мероприятия по защите населения и персонала предприятий от поражающих факторов, рассмотрены нормативно-правовая база, организация системы гражданской защиты, а также вопросы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций. Дано представление о необходимом минимуме медицинских знаний для оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в результате возникновения несчастного случая на производстве или в других условиях. Уделено внимание порядку и правилам оказания первой помощи пострадавшим. Приведены основные сведения об обороне государства, Вооруженных Силах Российской Федерации, воинской обязанности и военной службе как особом виде федеральной государственной службы. Освещены вопросы организации и содержания допризывной подготовки учащейся молодежи к военной службе.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Радиоактивное загрязнение территорий.
Беспорядочное распределение радиоактивных веществ (РВ) на ограниченной площади вследствие выброса их в атмосферу и последующего оседания на поверхность земли или иных причин носит название радиоактивное загрязнение территорий. Происходит оно в результате ядерного взрыва, аварии на ядерной энергетической установке или из-за безответственного хранения и халатного обращения с РВ в медицинских и научных учреждениях и промышленности.

При первичном загрязнении наиболее крупные частицы РВ оседают на землю в ближайшем окружении источника загрязнения; мелкие частицы в виде пыли разносятся потоками воздуха и осаждаются на поверхностях объектов; самые мелкие частицы в виде аэрозолей переносятся радиоактивными облаками на далекие расстояния и затем попадают на землю и в органы дыхания человека и животных.

Содержание
Предисловие
Раздел I ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Глава 1. Чрезвычайные ситуации и их характеристика
1.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
1.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1.2.1. Чрезвычайные ситуации, вызванные возникновением пожаров и взрывами
1.2.2. Радиоактивное загрязнение территорий
1.2.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически опасными веществами
1.3. Чрезвычайные ситуации природного характера
1.4. Чрезвычайные ситуации военного характера
1.5. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом
Глава 2. Защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
2.1. Виды защитных мероприятий
2.2. Защита населения, персонала предприятий и материальных ценностей от пожаров
2.3. Ликвидация радиоактивного загрязнения территории и защита людей в зоне чрезвычайной техногенной ситуации
2.4. Ликвидация химического заражения территории
2.5. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях
2.6. Меры противодействия терроризму и обеспечения защищенности населения от терактов
Глава 3. Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
3.1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
3.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
3.2.1. Организация и функционирование РСЧС
3.2.2. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС
Глава 4. Первая медицинская помощь пострадавшим в несчастных случаях на производстве и в чрезвычайных ситуациях
4.1. Общая характеристика поражений организма человека от воздействия опасных факторов
4.2. Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи
4.3. Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма
4.4. Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях
Раздел II ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 5. Основы военной безопасности Российской Федерации
5.1. Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российской Федерации, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы граждан
5.2. Организация обороны Российской Федерации
Глава 6. Вооруженные Силы Российской Федерации
6.1. Русская военная сила - от княжеских дружин до ракетно-космических войск
6.2. Назначение и задачи Вооруженных Сил
6.3. Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами
6.4. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008 - 2020 гг
Глава 7. Воинская обязанность в Российской Федерации
7.1. Понятие и сущность воинской обязанности
7.2. Воинский учет граждан
7.3. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
7.4. Призыв граждан на военную службу
Глава 8. Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации
8.1. Военная служба - особый вид государственной службы
8.2. Воинские должности и звания военнослужащих
8.3. Правовой статус военнослужащих
8.4. Права и обязанности военнослужащих
8.5. Юридическая ответственность военнослужащих
8.6. Социальное обеспечение военнослужащих
8.7. Начало, срок и окончание военной службы
8.8. Увольнение с военной службы
Глава 9. Исполнение обязанностей военной службы и альтернативной гражданской службы в Российской Федерации
9.1. Прохождение военной службы по призыву
9.2. Военная служба по контракту
9.3. Альтернативная гражданская служба
Раздел III ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 10. Государственные и воинские символы, традиции и ритуалы Вооруженных Сил
10.1. Государственные и воинские символы России
10.2. Дни воинской славы, памятные даты и воинские праздники России
10.3. Воинские традиции - память поколений
10.4. Воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
Глава 11. Основные направления подготовки учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации
11.1. Организация, задачи и направления совершенствования подготовки граждан Российской Федерации к военной службе
11.2. Военно-профессиональная ориентация молодежи
11.3. Военно-патриотическое воспитание будущих воинов
11.4. Физическая подготовка и здоровый образ жизни - залог успешной военной службы
Глава 12. Психологическая подготовка молодежи к межличностным взаимоотношениям в воинском коллективе
12.1. Общая характеристика межличностных взаимоотношений между военнослужащими
12.2. Сущность, виды и характеристика конфликтов в воинских коллективах
12.3. Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов. Правила неконфликтного поведения военнослужащих
Нормативно-правовые акты
Список литературы.