Как передать акции другому лицу. Договор дарения акций между физическими лицами. Нужно ли регистрировать договор дарения акций

Основные экономические школы

Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов: "политикос" - государственный, общественный; "ойкос" - домашнее хозяйство, дом; "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 в. это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).

Таблица 1

Основные экономические школы

Важнейшие школы Период развития Крупнейшие представители Основные труды
Меркантилизм 16 - 18 вв. Томас Ман (1571-1641) "Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы 18 в. Франсуа Кенэ (1694-1774) "Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика к. 18 - нач. 19вв. Адам Смит (1723-1790) "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм 2-я пол. 19 - 20вв. Карл Маркс (1818-1883) Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория Кон. 19 - 20вв. Альфред Маршалл (1842-1924) "Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство 20 – нач. 21вв. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм 20 – нач. 21вв. Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) "Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм 20 – нач. 21вв. Милтон Фридмен (р. 1912) "Капитализм и свобода" (1962)

Первой школой экономической теории (политической экономии) был меркантилизм. Слово "меркантилизм" произошло от итальянского "мерканте" - торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.

Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства" (издана в 1664 г.).

Главным объектом наблюдений меркантилистов была внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.

В середине 18 века во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа - школа физиократов. "Физиократия" буквально означает "природовластие" (от греческого "физис" - природа и "кратос" - сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа "Экономическая таблица" (1758).

Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего - на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. "Чистый доход", возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.

В своей работе "Экономичекая таблица" Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами. По существу, это была первая макроэкономическая модель.

Промышленный переворот в конце 18 - начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.

Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговяля). В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате, ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем, развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Всё это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков. Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине 19 века и получившей широкое распространение во второй половине 19 и в 20 веке, был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.

В своём экономическом учении К.Маркс опирался на труды классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории. В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.
К.Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Во второй половине 19 века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своих работах А.Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты - маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение). Неоклассическая экономическая теория также, как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Современная экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Кейнсианство как направление экономической теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, - мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.

По существу, Дж.М.Кейнс был основателем современной макроэкономики. Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того, кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.

Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением, как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Наряду с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление, институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.
Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.

Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961). В современной рыночной экономике, "новом индустриальном обществе", по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а "техноструктура". Техноструктура - этот слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы. Техноструктура планирует работу корпорации на годы вперёд. А планирование в свою очередь требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. Институционализм во многом близок кейнсианству.

Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского "монета" - денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является "Капитализм и свобода" (1962).

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: "Деньги имеют значение" ("Money matters"). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?
3. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?

5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?

6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.

7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, и кейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

А - к экономике: Б - к хрематистике:

1. крупная торговля - Б

2. спекуляции - Б

3. земледелие - А

4. мелкая торговля - А

5. ростовщичество - Б

6. ремесло - А

2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. появление трудовой теории стоимости - 3

2. появление количественной теории денег - 2

3. появление предельного анализа - 4

4. возникновение неоклассической теории - 5

5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

6. выделение двух сторон товара - 1

3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

2. схоластический метод - +

3. нормативный метод - +

4. институциональный метод

5. статистические методы

4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неоклассическая школа - 4

2. физиократия - 1

3. марксизм - 2

4. неоклассический синтез - 6

5. кейнсианство - 5

6. маржинализм - 3

5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

1. политика активного торгового баланса - Б

3. политика активного денежного баланса - А

4. законы об истрачивании - А

5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

1. исследование вопроса об экономических кризисах

2. макроэкономический подход - +

3. использование метода логической абстракции

4. преимущественное исследование сферы производства

5. исследование сферы обращения - +

6. микроэкономический подход

7. эмпирический метод исследования - +

7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

1. в основном исследуется сфера обращения - А

2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

3. активное вмешательство государства в экономику - А

4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

5. фритредерство - Б

6. каузальный метод исследования - Б

7. протекционизм - А

8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

1. изучение несовершенной конкуренции

2. универсальность экономических законов - +

3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

4. равенство договаривающихся сторон - +

5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

7. концепция общественно-экономических формаций

8. полная информированность всех участников рынка - +

9. поиски оптимального экономического поведения

10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

5. формирование экономической теории как науки - 3

6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неолиберализм - 5

2. историческая школа - 3

3. меркантилизм - 1

4. классическая школа - 2

5. неокейнсианство - 6

6. монетаризм - 7

7. институционализм - 4

12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

1. поиски оптимального экономического поведения - +

2. изучение средних величин

3. использование предельного анализа - +

4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

5. микроэкономический подход - +

6. активное использование математических методов - +

7. исследование статики - +

13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

3. изучение предельных величин - Б

4. экономический либерализм - Б

5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

6. затратный принцип определения стоимости - Б

7. активное использование методов точных наук - Б

8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

2. критика экономического либерализма - +

3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

6. критика теории рационального человека

7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

8. необходимость государственного регулирования экономики

15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

2. изучение микроэкономических показателей - А

3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

4. автоматическая саморегуляция рынка - А

5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

6. изучение макроэкономических показателей - Б

7. изучается статика - А

8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

9. признается существование вынужденной безработицы - Б

10. особое отношение к земле как фактору производства - А

11. абсолютная гибкость цен - А

16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

1. активное регулирование экономики государством - А

2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

9. увеличение налогов - А

10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

1. защита мелкого бизнеса - Б

2. сильная антимонопольная политика - Б

3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

5. политика стабильной денежной единицы - Б

6. политика “дешевых денег” - А

18. Установите соответствие:

1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

19. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

1. концепция «измерения без теории» - 7

1. Ф.Хайек

2. теория праздного класса - 3

2. Э.Хансен

3. теория современного монетаризма - 4

3. Т.Веблен

4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

4. М.Фридмен

5. теория спонтанного порядка - 1

5. В.Ойкен

6. инвестиционная теория цикла - 2

6. Дж.М.Кейнс

7. У.Митчелл

8. Л.Эрхард

21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

1. институционализм - 2

1. необходимость государственного регулирования экономики

2. неоклассика - 4,6

2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

3. кейнсианство - 3,1,5

3. неспособность рынка к саморегуляции

4. автоматическая саморегуляция рынка

5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

6. экономический либерализм

22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

1. институционализм - 9

1. органическое строение капитала

2. классическая школа - 5

2. мультипликатор инвестиций

3. меркантилизм - 4,8

3. теория предельной производительности

4. маржинализм - 3,6

4. протекционизм

5. кейнсианство - 2

5. «экономический человек»

6. марксизм - 1,7

6. теория предельной полезности

7. трудовая теория стоимости

8. политика активного торгового баланса

9. престижное (показное) потребление

23. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

1. теория трех факторов производства - 9

1. Т.Мальтус

2. теория национальной экономии - 7

2. Дж.Робинсон

3. теория народонаселения - 1

3. Й.Шумпетер

4. . теория несовершенной конкуренции - 2

4. Дж.Б.Кларк

5. теория эффективной конкуренции - 3

5. Э.Чемберлин

6. теория «невидимой руки» - 6

7. теория предельной производительности - 4

8. модель равновесной цены - 8

8. А.Маршалл

9. теория монополистической конкуренции - 5

25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

5. фритредерство

6. экономический либерализм

7. основной психологический закон

8. законы Госсена

26. Установите соответствие:

1. теория прибавочной стоимости - 8

1. Н.Д.Кондратьев

2. теория экономики предложения - 5

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.