Когда был прекращен союзный договор 1922 г. Договор об образовании ссср

Бюллетень № 21 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей. IV сессия Верховного Совета РСФСР. 12 декабря 1991 года.

Кто и как упразднил СССР

Подписанные 8 декабря 1991 года Беловежские соглашения, как неоднократно подчеркивали их авторы Ельцин, Кравчук и Шушкевич, не упраздняли СССР, а лишь констатировали, что Советский Союз «прекращает свое существование». Юридически Советский Союз просуществовал еще 18 дней (хотя в юридическом смысле он существует до сих пор).

Он исчез не 25 декабря в 19 часов вечера, когда Михаил Сергеевич в телевизионной трансляции подписал указ (№ УП-3162) о сложении полномочий Президента СССР и Верховного Главнокомандующего, а только 26-го.

26 декабря в Кремле в последний раз заседала одна из палат Верховного Совета СССР — Совет Республик. На этом заседании депутаты из 5 азиатских республик, остававшихся в Союзе до самого конца, приняли 4 документа: Декларацию, констатировавшую прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права (№ 142-Н); Постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н); постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко, который категорически отказался отдавать ключи эмиссарам Центробанка России, пока его не снимет с должности Верховный Совет СССР (№ 144-Н); и, на всякий случай, его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н).

Но к России все эти решения, принятые на ее территории, имели только косвенное отношение. Потому что двумя неделями раньше, 12 декабря 1991 года в 13 часов 28 минут, Россия вышла из состава СССР, денонсировав решением своего парламента (Верховного Совета РСФСР) Союзный договор 1922 года.

ИЗ СТЕНОГРАММЫ

(Бюллетень №21 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей, IV сессия Верховного Совета РСФСР, 12 декабря 1994 года):

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СОЮЗА

Б. Н. Ельцин (Президент РСФСР в составе СССР):

«Украина отказалась подписывать Союзный договор. Последствия этого очевидны: серьезное нарушение геополитического равновесия в мире, эскалация конфликтов внутри бывшего Союза, проблемы государственных границ, национальных валют, собственных армий и другие. А ведь на Украине имеется ядерное оружие. В этих условиях заключать Договор о союзе из 7 республик без Украины и при этом оставаться спокойными, ждать очередных соглашений, ничего не предпринимать — было бы просто преступно." «В Соглашении констатируется тот факт, что СССР прекращает свое существование. Но я отвергаю обвинение в адрес подписавших в том, что они якобы самовольно ликвидировали СССР.»

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

И. В. Константинов (в то время — член полураспавшейся депутатской группы «Российский союз»):

«… предлагаемое соглашение… требует внесения соответствующих изменений в Конституцию РСФСР. И в этой связи у меня вопрос. Правомочен ли Верховный Совет РСФСР ратифицировать данное соглашение и не следует ли по этому вопросу обратиться в Конституционный Суд РСФСР?»

«… несоответствие нормы национального права заключаемому договору не является препятствием для заключения договора… Если государство подписывает договор, оно берет на себя обязательства затем привести нормы национального права, в том числе конституционные, в соответствие с заключенным договором…»

ОБСУЖДЕНИЕ

В. А. Шуйков («Смена»):

«…российская администрация еще раз доказала свою, в принципе, непредсказуемость… Но я привык подчиняться реальности, которая складывается… А реальности таковы, что Украина и Беларусь денонсировали Договор 1922 года и фактически уже не являются членами Союза ССР. Значит выбор Российской Федерации должен быть сделан, и именно сегодня».

В. Л. Шейнис (Объединенная фракция Социал-демократической и Республиканской партий Российской Федерации):

«от имени фракции я прошу поддержать принятое решение и ратифицировать соглашение, подписанное в Беловежской пуще».

В. И. Новиков (фракция «Беспартийные депутаты»):

«разрешите мне сразу от имени фракции беспартийных депутатов сообщить, что наша фракция единодушно призывает ратифицировать это Соглашение. К нашему решению присоединились и просили передать такую же подержку члены фракции «Свободная Россия».

В. И. Севастьянов (космонавт, «Отчизна»):

«Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемый Председатель! Уважаемые народные депутаты! Тяжелая обстановка в нашей Российской Федерации и во всей нашей стране, в бывшем, теперь уже все громко это говорят, Советском Союзе. … И вот в этой критической ситуации нам предлагают путь, по которому мы должны пойти, ну если не с сегодняшнего, то с завтрашнего дня. Куда ведет нас этот путь? … Слабый документ, несомненно. И тем не менее мы должны его, наверное, сегодня принимать (Смех в зале.) Для того чтобы сохранить сегодня движение хотя бы на полшага вперед, ну я не вижу другого в этой тупиковой ситуации. … Вопрос главный — ликвидация Союза. Мы должны потребовать созыва Съезда народных депутатов РСФСР для рассмотрения этого вопроса. На этом я хотел бы рассмотрение этого вопроса и закончить, но есть позитивный момент. Слава Богу, эпоха Горбачева на этом закончилась. Спасибо за внимание.»

В. И. Морокин:

«я считаю, что это только первый шаг этого Содружества. Я думаю, что со временем по многим своим компонентам оно превзойдет то, что делается в Европе, учитывая, что у нас достаточно высокая интеграция».

П. Б. Волков (Демократическая Россия):

«Мы, члены фракции «Демократическая Россия», одобряя решительность и последовательность действий Президента РСФСР, направленных на сохранение и развитие тесных экономических связей между государствами, бывшими членами Союза ССР, поддерживаем формулу создания Содружества, заключенную в Соглашении. … данное обращение поддержали фракции «Беспартийных депутатов», «Левый центр», «Свободная Россия», «Радикальные демократы» и «Рабочий союз России».

С. Н. Бабурин (фракция «Россия»):

«Сегодняшний день, несомненно, войдет в историю не только нашей страны. И смысл решения, которое нам предстоит принять, сводится, если отбросить все оговорки, околичности, к одному: чтобы избавиться от недееспособного центра во главе с Горбачевым — предлагается ликвидировать наше государство. … Договор 1922 года перестал существовать уже давно. Есть Конституция СССР 1977 года. Нравится нам это, не нравится, но то, что мы сегодня делаем, — это, действительно, антиконституционные действия на уровне Советского Союза

П. С. Филиппов (Радикальные демократы):

«Каков же вывод из экономических аспектов достигнутого соглашения? Россия, вне всякого сомнения, получает дополнительные преимущества в проведении радикальной экономической реформы. Именно поэтому фракция „Радикальные демократы“, а также „Демократическая Россия“ призывают вас сегодня со всей ответственостью подойти к вопросу о ратификации и ратифицировать данное Соглашение.»

Д. А. Волкогонов (Левый центр):

«Это является историческим компромиссом судьбоносного значения… Я призываю ратифицировать документ и думаю, что если мы ратифицируем его, то откроем новую главу нашей истории, вселяющую большие надежды.»

С. Ф. Засухин:

«Уважаемые коллеги! Мне кажется, что мы с вами сегодня обсуждаем колесо — круглое оно или нет. … парламент должен перейти к ратификации и дальше работать по повестке дня.»

Н. И. Травкин (народный депутат РСФСР, но НЕ член Верховного Совета; лидер ДПР):

«ни Демократическая партия России, ни Травкин как депутат не выступали и не выступают против ратификации и подписания этого Соглашения. Но мы считаем, и я как народный депутат России и Союза считаю, что не должно быть замены: минское Соглашение может быть принято в дополнение к тому Союзному договору, который обсуждался Президентами республик и был внесен на рассмотрение сессий Верховных Советов. … Я убежден, что и Украина дозреет, люди дозреют. Сама экономическая ситуация заставит это понять, и они придут в Союз.»

Р. Г. Абдулатипов (тогда — нефракционный депутат, несколько позже — фракция «Суверенитет и равенство»):

«Уважаемый Президент Российской Федерации, уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Центр, который многие из нас поддерживали, видя в нем знак Отечества, знак Согласия, предал нас всех вместе с Отечеством. … сверять свой шаг с Президентом СССР было бы губительно для всех нас. … от имени многих членов Совета Национальностей хотел бы с этой трибуны обратиться к народам республик, автономий, краев и областей поддержать Соглашение и быть в этот тяжелый исторический момент вместе с Президентом, вместе с парламентом.»

М. Л. Захаров:

«Руслан Имранович, у меня убедительная просьба прекратить прения. Все давно определились. Все давно понимают, что Президент сделал лучший шаг в своей жизни и большинство считает, что они сделают такой же хороший шаг. (Аплодисменты).»

В. В. Аксючиц (лидер группы «Российский союз», не член Верховного Совета):

«Предлагаю не спешить, так как никакие — ни мозговые, ни кавалерийские атаки не создадут новой государственности… изменения в конституционный строй может вносить только Съезд депутатов Российской Федерации, поэтому, я прошу обязательно, поставить на голосование вопрос о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов России для ратификации этого Соглашения.»

ГОЛОСОВАНИЕ

«Председательствующий (Р. И. Хасбулатов):

«Уважаемые депутаты! Ставлю на голосование. Проект постановления у вас имеется уточненный. Я прошу соблюдать порядок. (Шум в зале, выкрики) Уважаемые депутаты, ставлю на поименное голосование. (Шум в зале, выкрики) Нет, это будет бесконечно. Все. Прошу всех присесть. Ставлю на голосование. Прошу голосовать проект постановления. (Шум в зале, выкрики) Уважаемые депутаты, вы свою точку зрения уже высказали. (Шум в зале) Так. Пожалуйста, Комиссия по Регламенту. (Шум в зале) Как нет? Так. Ставлю на голосование. Поименное голосование. Пожалуйста. Прошу голосовать. (Шум в зале, выкрики) В целом, конечно, в целом. (Шум в зале, выкрики) Так. Постановление за основу сперва? (Шум в зале) Хорошо, давайте постановление за основу, прошу голосовать. (Шум в зале) Уважаемые депутаты, прошу голосовать. Поименное голосование. Кто за то, чтобы предложенный проект постановления принять за основу? (Шум в зале) Прошу успокоиться. Вот второй вариант. Здесь несколько ошибок было в первом варианте.»

Результаты голосования

за — 185 (74,9%)

против — 5 (2,0%)

воздержалось — 6 (2,4%)

За основу. (Аплодисменты) Так. Пожалуйста, теперь какие-то поправки, предложения к проекту постановления? Так, пожалуйста, первый микрофон.

В. П. Миронов («Радикальные демократы»):

«Уважаемый Руслан Имранович! Уважаемые депутаты! По-моему вся мировая практика свидетельствует об одном: либо мы ратифицируем договор, либо мы его не ратифицируем. Раз мы его ратифицировали, какие, извините, еще могут быть поправки? (Шум в зале) Вы знаете, за рубежом японцы, американцы, англичане, они работают, а потом обсуждают. А мы обсуждаем, создаем комиссии, согласовываем. Пора работать. Председательствующий: Надо так понимать, что Верховный Совет готов одобрить в целом постановление? Ставлю на голосование одобренный проект постановления в целом.»

Из зала. Я подавал письменную поправку, Руслан Имранович, что это такое?

Председательствующий: прошу голосовать… Поименное голосование… Ну вы же видели, как вы хотели, я проголосовал за основу… Уважаемые депутаты, я вас прошу и призываю голосовать. Из зала. Это нарушение Регламента, Руслан Имранович! Мы должны проголосовать… Председательствующий: Уважаемые депутаты, я прошу вас не выкрикивать так… Я прошу вас участвовать в голосовании. Поименное голосование…

Результаты голосования

за — 188 (76,1%)

против — 6 (2,4%)

воздержалось — 7 (2,8%)

(Бурные продолжительные аплодисменты. Все встают).

Слово предоставляется Президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину.

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОДРУЖЕСТВО! СОЮЗ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ!»

«Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и в соответствии с пунктом 15 статьи 109 Конституции, Верховный Совет постановляет денонсировать договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденный первым Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года в городе Москве.»

Принятие постановления о выходе России из Союза прошло без обсуждения и даже без «шума в зале». 12 декабря 1991 года в 13 часов 28 минут 31 секунду Россия законным порядком вышла из состава СССР, оставив в нем 5 республик Средней Азии.

за — 161 (65,2%)

против — 3 (1,2%)

воздержалось — 9 (3,6%)

Через 8 минут было принято постановление об отзыве российских депутатов из Верховного Совета СССР.

17 декабря Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР Константин Лубенченко открыл заседание палаты словами: «Можно было бы сказать, что кворум у нас есть, но этого сказать не могу». Заседание, переименовавшись в Совещание депутатов, обратилось к Верховному Совету России с просьбой вернуть союзным депутатам полномочия (хотя бы ненадолго), чтобы они смогли сложить их с себя сами. Обращение осталось без ответа. Вторая палата ВС СССР — Совет Республик, в которой республики были представлены равным числом депутатов, сохранила кворум (о ее последнем заседании см. выше).

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЙ ПО ФРАКЦИЯМ

Верховный Совет России насчитывал к тому моменту 247 депутатов и для принятия решения требовалось 124 голоса.

Коммуно-патриотическая оппозиция (коммунисты, аграрии, бабуринцы) и центристская оппозиция («Смена», «Промышленный союз») в сумме имели 138 голосов, демократы различных оттенков — 108. 247-й депутат уже неделю как сложил с себя полномочия, но продолжал числиться в списках голосования.

НЕПРИМИРИМАЯ ОППОЗИЦИЯ (фракции Коммунисты России, Аграрный союз, Отчизна, Россия, а также фактически уже распавшаяся фракция «Российский союз» в лице И.Константинова) 80 человек

Фракция «Коммунисты России» имела в ВС 22 места. За ратификацию соглашений проголосовали все 15 участвовавших в голосовании коммунистов. За денонсацию Союзного договора — 13 (С.Решульский и депутат В.Санаев воздержались). Отсутствовали (во всяком случае, не участвовали ни в одном голосовании) 7 депутатов-коммунистов, в том числе глава Карелии Виктор Степанов, Майя Эттырынтына, В. Боков.

Фракция «Отчизна», состоявшая на тот момент в основном из коммунистов с сугубо патриотическим оттенком, имела 10 мест в Верховном Совете. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали 6 депутатов, в том числе один из последних секретарей ЦК КПСС Юрий Манаенков и космонавт Виталий Севастьянов, воздержался один. Четверо (включая двух поименованных) голосовали и за денонсацию Союзного договора. Остальные не голосовали или отсутствовали.

Из 19 депутатов фракции «Аграрный союз» за ратификацию голосовали 14, за денонсацию Союзного договора — 11, в том числе будущий депутат Думы первого созыва В. А. Агафонов и А. А. Пономарев.

Лидеры фракции «Россия» Сергей Бабурин и Николай Павлов, проголосовав против ратификации, не смогли убедить своих сторонников сделать то же. Из 24 членов фракции за ратификацию соглашений проголосовали 17, в том числе будущий соратник Бабурина (в первой Думе) Владимир А.Тихонов. За денонсацию Союзного договора проголосовали 10 депутатов группы, против — только Бабурин, воздержались двое, в том числе Н.Павлов. Вячеслав Любимов в голосованиях по ратификации и денонсации не участвовал, проголосовав только за отзыв российских депутатов из союзного парламента.

Из пяти нефракционных оппозиционеров за ратификацию Беловежских соглашений проголосовали трое, против — двое. За денонсацию Союзного договора — двое, против — один. Оба нефракционных — принципиальных противника независимости России от СССР — это бывшие лидеры демократических движений Ленинграда и Свердловска (Ленинградского Народного фронта и Движения «Демократический выбор» соотвественно), а в 1993- 94 гг. — сопредседатели Фронта национального спасения — И.Константинов и В.Исаков.

ЦЕНТРИСТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ (фракции Смена, Промышленный союз, Суверенитет и равенство) 58 человек

Смена: Из 22 депутатов за ратификацию соглашений проголосовало 11. Против — трое: В.Балала, Павел Лысов и Сергей Полозков. За денонсацию Союзного договора — 10. Против — П.Лысов, воздержался В.Шуйков. Семеро, в том числе взглядовец Александр Любимов, отсутствовали.

Промышленный союз: Все трое членов Верховного Совета, в том числе будущий депутат первой Думы Г. Калистратов, проголосовали за по обоим вопросам.

Суверенитет и равенство: 25 из 30 депутатов проголосовали за ратификацию (воздержались двое). 21 проголосовал за денонсацию Союзного договора. Из трех депутатов от автономий, в то время не входивших во фракцию «Суверенитет и равенство», за ратификацию проголосовали двое: Р. Абдулатипов и М. Назметдинова. Космонавт Муса Манаров отсутствовал. За денонсацию союзного договора голосовала только М.Назметдинова (Р.Абдулатипов в этом голосовании не участвовал).

УМЕРЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ

(Умеренными демократами в то время считались фракции Рабочий союз России, Беспартийные депутаты и руцкистская «Свободная Россия» — в течение 1992 года эти фракции в целом эволюционировали «в центр», поближе к «Смене» и «Промышленному союзу». Менее умеренными демократами, но в общем-то тоже умеренными, считались фракция «Левый центр» и Объединенная фракция РПРФ-СДПР — в результате серии слияний и почкований 1992-93 годов превратившиеся в три умеренно-демократических фракции: «Левый центр — Сотрудничество», «Родина» и «Согласие ради прогресса») 81 человек

Во фракции «Рабочий союз России», объединявшей по профессиональному признаку политически довольно разных депутатов — от демократического шахтера Александра Бира до будущего соратника Сажи Умалатовой Ивана Шашвиашвили, за ратификацию проголосовали все 12. За денонсацию Союзного договора — только 7 (воздержались И.Шашвиашвили и А.Луговой, не голосовали С.Андропов, Г. Сорокин и В.Яковлев).

Из 15 «Беспартийных депутатов» за ратификацию проголосовали 14, за денонсацию — 12.

Из 15 руцкистов («Свободная Россия») за ратификацию проголосовали 15, за денонсацию 12 (воздержался В. Грачев, не голосовали Б. Кондрашов и В. Иконников). Ни в одном голосовании не участвовал впоследствии примкнувший к руцкистам независимый депутат Иона Андронов.

«Левый центр» (22 депутата Верховного Совета, в том числе С. Шахрай, Д. Волкогонов, С.Степашин, Е. Лахова) по обоим вопросам проголосовала единогласно (20 за, двое отсутствовали).

Из 4 нефракционных депутатов, чуть позже вступивших в «Левый центр», за ратификацию проголосовали трое, за денонсацию — 1, один отсутствовал.

Из 10 нефракционных депутатов, примыкавших либо к демократам (В.Морокин, В.Шорин, Евгений Строев), либо к новой «партии власти» (В.Степанков — тогдашний генеральный прокурор, а теперь зам Кириенки и <едоросс>; следователь А.Гуров; Г. Фадеев и др.) и за ратификацию, и за денонсацию проголосовали все.

Объединенная фракция РПРФ-СДПР в лице обоих своих депутатов В.Шейниса и О.Румянцева проголосовала за ратификацию беловежских соглашений, но не участвовала в голосовании по денонсации союзного договора.

ДЕМРОССИЯ И РАДИКАЛЬНЫЕ ДЕМОКРАТЫ 27 человек

Демократическая Россия: Из 17 депутатов за ратификацию проголосовали 14 — в том числе Л.Пономарев, Г. Якунин, С. Ковалев, В. Лукин, не голосовал С. Шаталов. За денонсацию Союзного договора — тоже 14, не голосовал В.Клювгант. Отсутствовали двое (в том числе будущий депутат Совета Федерации первого созыва и нынешний вице-губернатор Новгородской области В. Подопригора).

Радикальные демократы (10 человек, в том числе Михаил Молоствов, Сергей Носовец, Александр Политковский, Владимир Шумейко) проголосовали единогласно «за».

НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ ДЕПУТАТ

1 (один) Депутат от Северной Осетии В. А. Кузнецов числился в списках поименного голосования по ошибке, т. к. еще 5 декабря его депутатские полномочия по его просьбе были прекращены. ____________ Итого — 247

ИТАК: КТО ПРОТИВ?

Против постановления о ратификации Беловежских соглашений проголосовали сначала 5 (за основу), потом — 6 (в целом) депутатов. В данном случае 5+6=7: С. Н. Бабурин, Н. А. Павлов (оба — фракция Россия), В. Б. Исаков (независимый депутат, позже примкнувший к аграриям), И. В. Константинов (фракция Российский союз), С. А. Полозков, В. А. Балала, П. А. Лысов (все трое — фракция Смена).

Против выхода России из СССР проголосовали трое: один из них — В.Исаков — возглавлял впоследствии Комитет Государственной Думы (первого созыва) по законодательству и судебно-правовой реформе, другой — С.Бабурин — самую оппозиционную депутатскую группу в первой Думе «Российский путь», третий — П.Лысов.

Воздержались по вопросу о денонсации Союзного договора 9 человек: В. А. Грачев, Н. А. Павлов, С. Н. Решульский, З. Н. Ойкина, К. К. Руппель, В. А. Шуйков, В. И. Санаев, И. И. Шашвиашвили, А. Н. Луговой.

В Верховном Совете Украины против Беловежских соглашений проголосовало несколько депутатов, но из разных соображений — некоторые не хотели никакого союза с «москалями», даже в форме СНГ. Один из депутатов, голосовавших против соглашений — Альберт Корнеев, который 24 августа 1991 был единственным депутатом, голосовавшим в ВС против провозглашения независимости Украины (впоследствии был секретарем Конституционной комиссии Украины).

В Верховном Совете Белоруссии против ратификации Беловежских соглашений голосовал единственный депутат ВС — Валерий Тихиня **, кроме того, некоторые ушли в туалет и не голосовали — в том числе будущий президент Белоруссии Александр Лукашенко (который однако не возражает, когда при нем говорят, что он голосовал против).

21 декабря 1994 первоначальный (и сокращенный) вариант этого текста опубликовала «Новая ежедневная газета» N242 (316), снабдив его заголовком: Кто и как упразднил СССР? и подзаголовком: «12 декабря — не только день новой Конституции, но и день выхода России из СССР. Воистину всенародный праздник», .(в частности, в той публикации был изъят из текста абзац с ответом С. М. Шахрая на вопрос И. В. Константинова).

В ноябре 1996 года тогдашний Председатель Конституционного Суда Белоруссии В.Тихиня подтвердил, что это он, Тихиня, а не Лукашенко, был единственным депутатом Верховного Совета Белоруссии, голосовавшим в декабре 1991 против Беловежских соглашений.

Материал подготовил Анатолий Бабушкин

Показать комментарии

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик» - на следующих основаниях.

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

А) представительство Союза в международных сношениях;

Б) изменение внешних границ Союза;

В) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;

Г) объявление войны и заключение мира;

Д) заключение внешних государственных займов;

Е) ратификация международных договоров;

Ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

З) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

И) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

К) установление основ организации вооружённых сил Союза

Советских Социалистических Республик,

Л) утверждение единого государственного бюджета Союза

Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

М) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

Н) общее союзное законодательство о переселениях;

О) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

П) установление основных законов о труде;

Р) установление общих начал народного просвещения;

С) установление общих мер в области охраны народного здоровья;

Т) установление системы мер и весов;

У) организация общесоюзной статистики;

Ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

Х) право общей амнистии;

Ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.

4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19 членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

Заместителей председателя,

Народного комиссара по иностранным делам,

Народного комиссара по военным и морским делам,

Народного комиссара внешней торговли,

Народного комиссара путей сообщения,

Народного комиссара почт и телеграфов,

Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,

Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народного комиссара труда,

Народного комиссара продовольствия,

Народного комиссара финансов.

12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза - объединённый орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

17. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:

Председатель Совета Народных Комиссаров,

Заместители председателя,

Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народный комиссар земледелия,

Народный комиссар продовольствия,

Народный комиссар финансов,

Народный комиссар труда,

Народный комиссар внутренних дел,

Народный комиссар юстиции,

Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,

Народный комиссар по просвещению,

Народный комиссар здравоохранения,

Народный комиссар социального обеспечения,

Народный комиссар по национальным делам,

19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

Став её основным разделом.

Договор об образовании СССР

Декларация об образовании СССР
Тип договора Союзный договор
Дата подписания 29 декабря 1922 года
место Москва , РСФСР
Вступление в силу 30 декабря 1922 года
условия делегирование сторонами части суверенных властных полномочий центру;
право свободного выхода из союза
Стороны РСФСР
Украинская ССР Украинская ССР
Белорусская ССР Белорусская ССР
ЗСФСР ЗСФСР

Заключение договора

Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.

Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

Пункты 2 - 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР , делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР .

Пункты 13 - 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.

Пункты 21 - 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва .

Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.

Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.

Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР .

Договор в составе Конституции СССР

Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР . Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:

Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.

Глава II (пункты 3-7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 - право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

Глава III (пункты 8-12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.

Глава IV (пункты 13-28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.

Глава V (пункты 29-36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.

Глава VI (пункты 37-42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.

Глава VII (пункты 43-48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.

Глава VIII (пункты 49-60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.

Глава IX (пункты 61-63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).

Глава X (пункты 64-69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.

Глава XI (пункты 70-72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.

С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции , в которой о нём не упоминалось.

Изменения договора

20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК .

Расторжение договора

В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР») . Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:

Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси - 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие - «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.

Реакция на расторжение договора

Позиция Р. И. Хасбулатова

Позиция Госдумы России

В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“» от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как

«Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года , включая и Договор об образовании СССР 1922 года» .

При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств-участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств .

Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г

В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.

П. П. Кремнев считает, что договор имел международно-правовой характер и действовал с момента его принятия и до распада СССР, следовательно, денонсацией Договора об образовании СССР правомерно был ликвидирован СССР .

Диаметрально противоположную позицию занимает Д. А. Лукашевич, считающий Договор об образовании СССР 1922 г. учредительным актом, имеющим внутригосударственную правовую природу. Д. А. Лукашевич пишет: «… договор об образовании СССР 1922 г. являлся не международно‑правовым, а учредительным актом, имеющим внутригосударственную природу . Функция этого договора лишь учредить государство, а не легитимировать его существование. Так же как невозможно ликвидировать юридическое лицо путём прекращения договора о его учреждении или „прекратить“ жизнь человека, отправив его обратно в утробу матери, также невозможно ликвидировать целое государство, просто денонсировав договор о его учреждении. Вместе с тем договор не являлся, в собственном смысле, договором о создании государства, а был лишь частью будущей Конституции, и, наконец, Договор об образовании СССР 1922 г. изначально задумывался как часть этой разрабатываемой Конституции, а следовательно, „денонсировать“ или иным способом прекратить его действие в декабре 1991 г. было просто невозможно. Основным законом государства является Конституция, и никаких „самых основных законов“ в виде договоров об образовании государства или чего‑то ещё не существует» .

В названиях

См. также

Примечания

  1. Постановление 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. «О внесении изменений в Конституцию Союза ССР в связи с вхождением в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Союзных Социалистических Советских Республик» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
  2. Постановление ЦИК СССР от 5 декабря 1929 г. «О непосредственном вхождении в состав Союза ССР Таджикской союзной республики» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
  3. Постановление VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г. «По докладу о конституционных вопросах» (рус.) . constitution.garant.ru . Проверено 14 января 2019.
  4. Политико-правовые основания независимости Южной Осетии // Осетинское Радио и Телевидение (рус.) . osradio.ru . Проверено 14 января 2019.
  5. Конституционный Акт Азербайджанской Республики (рус.) . nurlu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
  6. Постановление ВС РБ от 10 декабря 1991 года № 1297-ХП «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик (неопр.) . www.busel.org . Проверено 14 января 2019. » // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. - № 1
  7. Владимир Исаков . Расчленёнка. Кто и как развалил Советский Союз: Хроника. Документы. М., Закон и право. 1998
  8. (Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993) (рус.) . leftinmsu.narod.ru . Проверено 14 января 2019.
  9. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - ст. 1799

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на моментпроведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о способе вхождения республик в единое союзное государство. Сторонники плана автономизации, разработанного И. В. Сталиным , выступали за высокую степень централизации власти при условии сохранения национально-культурной автономии республик. План В. И. Ленина , поддержанный большинством участников объединительного процесса, напротив, предполагал создание федеративного государства с сохранением суверенных прав республик. Именно он и был принят за основу.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.

Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.

В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

Первым председателем ЦИК был избран М. И. Калинин, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Также было сформировано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров - во главе с В. И. Лениным.

В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР , в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливалось единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе Конституции 1922 г. были приняты конституции союзных республик.

Состав Советского Союза постоянно менялся в результате вступления в его состав других советских республик и изменения административно-территориального деления страны.

Несмотря на провозглашённый при образовании СССР федеративный принцип устройства государства, уже в 30-е годы наблюдалось усиление централизации власти. Со временем всё больше функций передавалось из ведения республик в ведение центра, интересы местного населения зачастую игнорировались. Ситуация осложнялась увеличением числа межнациональных браков и усилением миграционных процессов.Всё это привело к осознанию необходимости заключения нового союзного договора, учитывавшего изменившиеся реалии. Однако подписать его так и не успели из-за «парада суверенитетов» и развала государства.

СССР официально прекратил своё существование 8 декабря 1991 г. после подписания «Беловежских соглашений» .

Лит.: Гросул В. Я. Образование СССР (1917-1924). М., 2007; Декларация об образовании СССР// Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. М., 1999; Ка p а-Му p за С. Г. Исто p ия советского госуда p ства и п p ава. М., 1999. Гл. 4. Советская власть и национально-государственное строительство; Кульчитский С. СССР. историческая неотвратимость распада // День. 2001. 22 дек.; Образование СССР // История Отечества: курс лекций. М., 2003.

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР - международно-правовой либо государственно-правовой акт учредительного характера, принимаемый в целях объединения двух и более государств в союзное государство. В современной истории России С.Д. был подготовлен дважды: 1) в 1922 г заключен Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик»; 2) в 1990-1991 гг. по решениям съездов н.д.СССР и н.д.РСФСР подготовлен и согласован проект нового С.Д., заключение которого, однако, дважды было сорвано.

Союзный Договор 1922 г. В 1922 г. в советских социалистических республиках были собраны съезды их Советов, единодушно уполномочивших своих делегатов на принятие решения об образовании СССР. На основании данных им полномочий делегаты республик на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. приняли Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик и постановили подписать Договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик». Провозгласив незыблемость основ Советской власти, Декларация подчеркнула, что «союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику». С.Д. 1922 года об объединении в одно союзное государство - «СССР» - был заключен между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения). Ведению Союза ССР , в лице его верховных органов, по С.Д. 1922 г подлежали: а) представительство Союза в международных сношениях; б) изменение внешних границ Союза; в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; д) заключение внешних государственных займов; е) ратификация международных договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) установление основ организации вооруженных сил СССР; л) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза; н) общее союзное законодательство о переселениях; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство; п) установление основных законов о труде; р) установление общих начал народного просвещения; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; у) организация общесоюзной статистики; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; х) право общей амнистии; ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик. В 1924 г. с принятием Конституции СССР С.Д. 1922 г. фактически вошел в ее текст.

Проект Союзного Договора 1990-1991 гг. Демократизация отношений между союзными республиками и центром, преобразование СССР в реальную федерацию явилось одним из главных направлений политической реформы во второй половине 1980-х годов. Первоначально предполагалось решить эту задачу внесением поправок в Конституцию (Основной Закон) СССР, однако в итоге дискуссий, развернувшихся на первых съездах н.д.СССР, было признано необходимым начать работу над проектом нового С.Д.

12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. "За" проголосовало 907, против - 13 н.д.РСФСР. В литературе стало обычным искажать суть этого документа, хотя Декларация, прежде всего, закрепила принципы, которые должны были «состaвить основу при рaзрaботке новой Конституции РСФСР и Союзного Договора». Провозглашенная полнота влaсти РСФСР касалась лишь ограниченного круга вопросов госудaрственной и общественной жизни - зa исключением тех (вопросов), «которые добровольно передaются РСФСР в ведение Союзa ССР” (п. 5). Декларация содержала 14 упоминaний Союзa: союзных Конституции, зaконодaтельствa, грaждaнствa и других aтрибутов союзной госудaрственности, устанавливая принцип добровольности объединения России с другими республикaми Союзa ССР нa основе Союзного Договорa. Зa грaждaнaми РСФСР сохрaнялось грaждaнство СССР. Рaзноглaсия же между Республикой и Союзом предлaгaлось рaзрешaть в порядке, устaнaвливaемом Союзным договором.

Проект С.Д., созданный совместно полномочными представителями центральных органов государственной власти СССР, всех союзных и автономных республик, подвергся многократному обсуждению и уточнению на заседаниях учрежденного IV съездом н.д.СССР Подготовительного Комитета. Подготовка проекта проходила в условиях развернувшейся политической борьбы, поставившей под вопрос саму цель перезаключения С.Д. Это побудило Президента СССР М.С.Горбачева выступить с инициативой о проведении референдума СССР по вопросу о сохранении обновленного Союза, который состоялся 17.03.1991; 76% граждан высказались «за».

Съезд н.д.РСФСР создал Комиссию Съезда по Союзному договору, которая включилась в работу над проектом С.Д., получившую новый импульс после союзного референдума. В рамках т.н. «Ново-Огаревского процесса» шло окончательное согласование проекта С.Д. руководителями союзных республик, после чего проект С.Д. был направлен Президентом СССР М.С.Горбачевым в Верховные Советы союзных республик 18 июня 1991 г. С.Д. состоял из 4 разделов («Основные принципы», «Устройство Союза», «Органы Союза», «Заключительные положения»), 25 статей и определял ССГ как «суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».

По проекту «Договора о Союзе Суверенных Государств» от 18.06.1991 его участники наделяли ССГ следующими полномочиями: 1) Защита суверенитета и территориальной целостности Союза; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация и руководство разработкой и производством вооружений и военной техники; 2) Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана Государственной границы, морского и воздушного пространства Союза; координация деятельности органов безопасности республик; 3) Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза; 4) Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических Соглашений Союза. 5) Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации; управление атомной энергетикой; 6) Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками; высший конституционный контроль; 7) Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координация деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

Правовую систему ССГ предлагалось построить на следующих принципах. Законы Союза, конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям С.Д.. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочий. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает С.Д., противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Конституционный Суд Союза.

Несмотря на то, что ряд положений проекта С.Д. вызывал неприятие в определенных политических кругах РСФСР (так, согласно предложенной концепции С.Д. подписывали бы независимо друг от друга союзные республики и республики в их составе; последние приобретали даже право выхода из Союза; споры велись и вокруг положений о принципах союзной бюджетной системы, союзных налогов, полномочий союзных министерств и ведомств) проект С.Д. был подготовлен к подписанию , которое было назначено на 20 августа 1991 г.

Процесс заключения С.Д. был сорван попыткой введения чрезвычайного положения, создания группой руководящих деятелей Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 г. После этих событий работа над С.Д. была продолжена в существенно изменившихся политических условиях. Руководство РСФСР, поддержанное Украиной и некоторыми другими республиками, добивалось изменения статус обновленного Союза)вместо федерации - конфедерация) и сведения к минимуму полномочий союзных органов. По решению внеочередного (и последнего) Съезда н.д.СССР работа над завершением С.Д. поручалась Государственному Совету в составе Президента СССР и высших должностных лиц республик, который приступил к разработке новой редакции проекта С.Д.. На заседаниях Госсовета 16.09.1991, 14 и 25.11.1991. руководители республик высказались за создание нового политического союза - Союза Суверенных Государств (ССГ). Постановлением Госсовета от 25 ноября 1991 г. Президент СССР и руководители 8 республик направили согласованный проект С.Д. в Верховные Советы республик, реорганизованный Верховный Совет СССР для одобрения. Предполагалось сформировать полномочные делегации государств для окончательной доработки текста и его подписания в декабре 1991 г. По решению Госсовета проект С.Д. был опубликован в печати.

Однако, и на сей раз заключение С.Д. было сорвано. После референдума о независимости, прошедшего на Украине 1.12.1991, в руководящих кругах РФ возобладала спорная концепция «Союз без Центра», оформленная 8.12.1991 в виде т.н. Беловежского соглашения - «Соглашения между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании С.Н.Г.” (подробнее - см.СНГ).

Оставшись нереализованным, проект Договора о Союзе Суверенных Государств от 25.11.1991 представляет интерес не только для истории, но и как политико-юридический документ, в котором предпринята попытка органично сочетать интересы, права и обязанности государств, образующих Союз. Это последний - перед прекращением существования Союза ССР - легитимный проект, который наряду с союзной Декларацией прав и свобод человека, должен был стать новой конституционной основой Союза.

Приведем ключевые положения С.Д. от 25.11.1991.

Союз создавался бы на новых началах как конфедеративное демократическое государство , осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники. Из проекта С.Д. от 25.11.91 по сравнению с проектом С.Д. от июня-августа того же года были изъяты некоторые ключевые полномочия Союза. Не предусматривалось, в частности, принятие Конституции Союза, создание Конституционного Суда Союза, руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов; вопросы союзного бюджета, денежной эмиссии и др. были вынесены в Договор об Экономическом сообществе (подписанный руководителями союзных республик и Президентом СССР18 октября 1991 г).

Государства, образующие Союз, сохраняли за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Государства самостоятельно определяли свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признавали общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремясь к созданию правового государства.

ССГ выступал бы в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного правопреемника Союза ССР. При этом государства, образующие Союз, также являлись бы субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не нарушая международные обязательства Союза.

Членство государств в Союзе является добровольным с сохранением права свободного выхода из него в порядке, установленном участниками С.Д.. Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Территория Союза состоит из территорий всех государств-участников. Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются С.Д., а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Союз имел бы единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Государства-участники вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются соглашением.

Государства-участники образовывали бы единое политическое и экономическое пространство, устанавливая сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом сообществе; о совместной обороне и коллективной безопасности; о координации внешней политики; о координации общих научно-технических программ; о защите прав человека и национальных меньшинств; о координации общих экологических программ; в области энергетики, транспорта, связи и космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью.

Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегировали союзным органам необходимые полномочия. Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств-участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством государств. Особым соглашением устанавливался бы порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью.

Предусматривалось, что Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств-участников договора. Государство-участник договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства-участника договора, если он нарушает настоящий договор. Споры решаются посредством согласительный процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

Законодательную власть осуществлял бы Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик (из депутатов от каждого государства) и Совета Союза (избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей).

Президент Союза - избираемый гражданами Союза глава конфедеративного государства, который выступал бы гарантом соблюдения С.Д. и законов Союза, являлся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представлял Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществлял контроль за выполнением международных обязательств Союза.

Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств-участников договора; он состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти.

Правительство Союза, возглавляемое премьер-министром, является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. В состав правительства входят главы правительство государств-участников договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами-участниками договора.

Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов Союза и законов государств-участников договора - настоящему договору и Декларации прав и свобод человека; рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных актов Союза. Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между государствами-участниками договора, а также споры между предприятиями, находящимися под юрисдикцией различных государств-участников договора.

Столица Союза - город Москва. Государственная символика Союза: Союз имеет государственные герб, флаг и гимн.

С течением времени практика деятельности институтов СНГ (см.) , а также более тесного межгосударственного интеграционного объединения - Союза Беларуси и России (см..) заставляет все чаще возвращаться к идее заключения С.Д. как документа конституционного значения, обеспечивающего воссоздание единой союзной государственности на новых государственно-правовых началах.

К.ю.н. О.Г.Румянцев