Конспект урока по окружающему миру "пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог". Какой цвет используется для покраски предметов пожаротушения? Сообщение темы и целей урока

Как известно, большинство пожаров в лесу и дома происходит по вине человека. Как не допустить возникновения и распространения огня в лесу? Что такое торфяные пожары, чем они опасны? Что надо делать, когда в доме начался пожар? Все эти вопросы будут рассмотрены на данном уроке.

Тема: Здоровье и безопасность

Лес горит очень быстро, а вот на восстановление его уходят годы и даже десятилетия.

Человек может помочь лесу, выполняя лесные правила. Детям нельзя разжигать костры без взрослых. Костер желательно разводить на старом кострище. Нужно убедиться, что это место находится вдали от деревьев и их ветки не нависают над костром. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни, оставлять костер без присмотра, а уходя, обязательно нужно залить его водой или засыпать землей. Надо смотреть за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду - это может стать причиной пожара. Ветки для костра должны быть без листьев, так как листья могут разлетаться на большие расстояния.

Что делать, если вы видите пожар в лесу? Если пожар небольшой, необходимо попытаться его затушить, предпочтительно водой, но если рядом нет водоема, то огонь можно также сбивать материей. Горящую траву тушат веником из веток. Никогда нельзя переоценивать свои силы и бояться звать на помощь. Если есть телефон, нужно звонить 01.

Кроме лесных, бывают и торфяные пожары, когда горит торф под землей. Огня в таком случае не видно, только едкий дым. Если человек оказался в эпицентре такого пожара, ему нужно идти в ту сторону, в которую дует ветер. Уходя от такого пожара, лучше прощупывать путь перед собой большим шестом, потому что при сгорании торфа под землей образуются пустоты, в которые можно провалиться. Потушить такой пожар очень тяжело, потому что торф может тлеть под землей несколько месяцев. Иногда потушить такие пожары может только весеннее половодье.

Иногда пожары возникают в жилых домах. Причин этого может быть много: неисправная проводка, сушение белья над плитой. Иногда в пожаре виноваты дети: они могут играть со спичками или зажигалкой.

Рис. 3. Спички детям не игрушка! ()

Что же делать, если произошел пожар? Если огонь небольшой и не связан с электроприборами, можно попробовать затушить его, используя воду, одеяло или пальто. Для горения нужен кислород, поэтому, если накрыть огонь одеялом, можно перекрыть приток кислорода. Если пожар не удалось потушить, надо немедленно покинуть помещение.

Рис. 4. Основное правило тушения огня ()

Если в помещении появился дым, надо прикрыть рот и нос мокрой тканью и, дыша через нее, двигаться к выходу. Так надо делать, потому что при пожаре дым опаснее огня, и большинство людей погибает, задохнувшись в дыму. Дыма всегда меньше внизу, у пола, поэтому, если человек чувствует, что задыхается, надо опуститься на корточки и продвигаться к выходу ползком. Оказавшись в безопасности, необходимо обязательно позвонить 01, сообщив адрес, код подъезда и причину пожара. Если дым в квартиру проникает с лестничной площадки, нужно понять, где находится пожар - выше или ниже этажом. Если огонь выше, срочно надо спуститься по лестнице вниз. Ни в коем случае нельзя использовать лифт. При пожаре лифт может отключиться и стать ловушкой.

Если пожар ниже, спускаться ни в коем случае нельзя. Нужно немедленно позвонить в службу 01. Если рядом взрослые, они должны плотно закрыть двери, окна в квартире, чтобы дым в нее не попадал. Потом надо уйти в дальнюю комнату и встать возле окна, всячески привлекая внимание людей на улице, или выйти на балкон и дожидаться пожарных там. Дверь на балкон надо тоже закрыть. При открытых дверях приток воздуха сильнее, и огонь быстрее распространяется. Ни в коем случае нельзя прятаться в квартире, во-первых, потому что можно задохнуться, во-вторых, пожарным сложно будет найти человека. Если начался пожар, не нужно паниковать, ведь от этого зависит жизнь человека.

1. Внимательно прочитай памятку, которую пожарный раздал ребятам. Самостоятельно или с помощью учебника заполни пропуски в тексте.

Чтобы не было пожара

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками .
2. Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь .
3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник .
4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5. В лесу не разжигайте костер без взрослых.

Запомни эти правила и всегда их выполняй!

2. Вспомни и обведи красным карандашом номер телефона, по которому вызывают пожарных.

Узнай у взрослых, как вызвать пожарных по мобильному телефону. Запиши.

Телефон для вызова пожарных по мобильному телефону - 101 или 112

3. Прочитайте в книге «Великан на поляне» рассказ «Горит костёр» и устно ответьте на вопросы.

1) Чем опасен костёр для природы?
Под огнём портится почва, сгорает много живых существ

2) Если костёр необходим, как подготовить для него место?
Сначала надо снять верхний слои почвы (дерн).

3) В какую погоду костёр может легко привести к пожару?
В ветреную или в очень сухую погоду

4) В каких местах особенно опасно разводить костёр?
На торфяниках, близко от деревьев, пней, между корнями

5) Почему, отправляясь в путь, нужно полностью погасить костёр?
Даже из маленькой искры может разгореться новое пламя.

Обсудите, что о лесном костре вы уже знали, а какая информация стала для вас новой. Какие выводы для себя вы сделали из этого рассказа?

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя.
Придумай и нарисуй условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара».

В классе сравни свои знаки с теми, которые предложили другие ребята. Выберите наиболее удачные.

5. Здесь вы можете записать план своего сообщения о работе пожарных или важные сведения о ней.

1) Роль пожарных в современном мире.
2) Распорядок дня пожарных.
3) Тушение пожара.
4) Опасность работы пожарным.
5) Пожарные-герои.

Пожарные - героическая профессия, очень нужная людям

Нужны ли пожарные в XXI веке? Ведь уже изобретены разнообразные негорючие строительные материалы, а построенные здания повсеместно оснащаются пожарными сигнализациями и автоматическими системами пожаротушения? Конечно нужны! К сожалению все эти новшества не позволяют людям совсем избавиться от пожаров. То тут, то там происходят возгорания жилых зданий, заводов, складов или торговых комплексов. Кроме того, каждый год во многих регионах России горят леса.

Пожар - это страшная трагедия. Огонь буквально расплавляет все вокруг. Из-за высокой температуры плавится или вспыхивает мебель, корёжит металл и блокируются двери. Огонь выжигает кислород и людям и животным становится нечем дышать. Поэтому если срочно не оказать помощь людям и животным, оказавшимся в зоне пожара, то они могут умереть.

Пожарные - специально подготовленные профессионалы, которые умеют не только быстро тушить пожар, но и правильно оказывать помощь пострадавшим. Это храбрые, выносливые и мужественные люди, которые несмотря на огромную опасность ради спасения жизни готовы войти в самое пекло. Они настоящие герои.

Служба пожарных включает в себя множество обязанностей. Каждое дежурство длиться целые сутки - с 8 утра одного дня до 8 утра другого дня. Сначала они принимают эстафету от предыдущей смены пожарных, узнают о происшествиях и поставленных на дежурство задачах. Потом тщательно проверяют своё снаряжение, ведь от его готовности к работе может зависеть и жизнь самого пожарного, но и жизнь многих других людей.

Кроме того, пожарные регулярно тренируются и повышают свои знания. Они развивают физическую выносливость, силу и быстроту реакции, изучают новые способы тушения, тренируются работать в команде, учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и искать потерявших сознание людей в задымлённом помещении.

Все это делается для того, чтобы пожарный в любой момент был готов к выполнению своей главной задаче - к выезду на пожар. Как только в диспетчерскую поступает тревожный сигнал дежурная бригада сразу же выдвигается к месту пожара. Сначала проводится эвакуация людей из зоны возгорания. Пожарные оповещают людей при помощи сирен и громкоговорителей, а также отправляются на разведку в горящий дом - выяснить, не остался ли кто в центре стихии.

Командир подразделения изучает обстановку и разрабатывает стратегию работы на данном объекте. Каждый пожар - особенный. Так, для тушения высотной многоэтажки нужно одно оборудование, для тушения небольшого деревянного дома другое, а для тушения пожара в лесу третье. Пожарные должны быстро разобраться в ситуации и применить самое эффективное средство тушения.

Работа пожарных очень опасная. Борясь с огнем спасатель может получить травму, отравиться вредными газами, обгореть и даже погибнуть. Любая неосторожность или неслаженность работы команды влечет за собой самые печальные последствия. Огонь шутить не любит, он готов спалить все на своём пути, в том числе и людей, которые стараются его потушить.

Пожарных не зря часто называют спасателями. Они действительно спасают жизни людей. Это профессия, в которую люди идут по призванию, по зову сердца. Это герои, которые чуть ли не ежедневно совершают подвиги. Например, пожарный Александр Мордвов из Самары спас из горящего дома двенадцать человек, трое из которых были дети. Петр Станкевич из Москвы спас жизни шести человек, двое из которых были дети, но сам, к сожалению погиб из-за полученных ожогов. И таких примеров очень много, ведь пожарные каждый день находятся на передовой в войне с разгулявшейся стихией.

Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его и видеть последствия разбушевавшейся стихии. Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

1 ученик читает стихотворение Е.Ильина:

А без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт!

4 слайд: отгадайте загадку (читают дети).

Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом. А может быть врагом.

5 слайд: Огонь - друг!

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах, в сельском хозяйстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Мы зажигаем на торте свечи в день рождения, чтобы загадать желание, а потом их задуваем, чтобы желание исполнилось. Поднимаются космические корабли, благодаря умелому применению могучей силы огня.

6 слайд: Огонь - символ! (это, то что служит условным знаком)

Например - вечный огонь, к нему приходят люди, возлагают цветы в память о погибших героях, сражавшихся за нашу Родину.

Какой ещё символ вы знаете?

Сюда можно отнести и олимпийский огонь. Это тоже символ.

7 слайд: Огонь – враг!

Почему так говорят? (ответы детей)

Да. Иногда из верного друга огонь превращается в недруга. Сила огня очень большая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли большие города. И маленькие деревни. Сегодня на нашей планете происходит около пяти миллионов пожаров. Горят больницы, поезда и самолёты, леса и дома. А самое главное – тысячи человеческих жертв, среди них есть и дети.

1. Внимательно прочитай памятку, которую пожарный раздал ребятам. Самостоятельно или с помощью учебника заполни пропуски в тексте.

Чтобы не было пожара

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками .
2. Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь .
3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник .
4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5. В лесу не разжигайте костер без взрослых.

Запомни эти правила и всегда их выполняй!

2. Вспомни и обведи красным карандашом номер телефона, по которому вызывают пожарных.

Узнай у взрослых, как вызвать пожарных по мобильному телефону. Запиши.

Телефон для вызова пожарных по мобильному телефону - 101 или 112

3. Прочитайте в книге «Великан на поляне» рассказ «Горит костёр» и устно ответьте на вопросы.

1) Чем опасен костёр для природы?
Под огнём портится почва, сгорает много живых существ

2) Если костёр необходим, как подготовить для него место?
Сначала надо снять верхний слои почвы (дерн).

3) В какую погоду костёр может легко привести к пожару?
В ветреную или в очень сухую погоду

4) В каких местах особенно опасно разводить костёр?
На торфяниках, близко от деревьев, пней, между корнями

5) Почему, отправляясь в путь, нужно полностью погасить костёр?
Даже из маленькой искры может разгореться новое пламя.

Обсудите, что о лесном костре вы уже знали, а какая информация стала для вас новой. Какие выводы для себя вы сделали из этого рассказа?

4. Дома повтори правила безопасности, изученные на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя.
Придумай и нарисуй условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара».

В классе сравни свои знаки с теми, которые предложили другие ребята. Выберите наиболее удачные.

5. Здесь вы можете записать план своего сообщения о работе пожарных или важные сведения о ней.

1) Роль пожарных в современном мире.
2) Распорядок дня пожарных.
3) Тушение пожара.
4) Опасность работы пожарным.
5) Пожарные-герои.

Пожарные - героическая профессия, очень нужная людям

Нужны ли пожарные в XXI веке? Ведь уже изобретены разнообразные негорючие строительные материалы, а построенные здания повсеместно оснащаются пожарными сигнализациями и автоматическими системами пожаротушения? Конечно нужны! К сожалению все эти новшества не позволяют людям совсем избавиться от пожаров. То тут, то там происходят возгорания жилых зданий, заводов, складов или торговых комплексов. Кроме того, каждый год во многих регионах России горят леса.

Пожар - это страшная трагедия. Огонь буквально расплавляет все вокруг. Из-за высокой температуры плавится или вспыхивает мебель, корёжит металл и блокируются двери. Огонь выжигает кислород и людям и животным становится нечем дышать. Поэтому если срочно не оказать помощь людям и животным, оказавшимся в зоне пожара, то они могут умереть.

Пожарные - специально подготовленные профессионалы, которые умеют не только быстро тушить пожар, но и правильно оказывать помощь пострадавшим. Это храбрые, выносливые и мужественные люди, которые несмотря на огромную опасность ради спасения жизни готовы войти в самое пекло. Они настоящие герои.

Служба пожарных включает в себя множество обязанностей. Каждое дежурство длиться целые сутки - с 8 утра одного дня до 8 утра другого дня. Сначала они принимают эстафету от предыдущей смены пожарных, узнают о происшествиях и поставленных на дежурство задачах. Потом тщательно проверяют своё снаряжение, ведь от его готовности к работе может зависеть и жизнь самого пожарного, но и жизнь многих других людей.

Кроме того, пожарные регулярно тренируются и повышают свои знания. Они развивают физическую выносливость, силу и быстроту реакции, изучают новые способы тушения, тренируются работать в команде, учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и искать потерявших сознание людей в задымлённом помещении.

Все это делается для того, чтобы пожарный в любой момент был готов к выполнению своей главной задаче - к выезду на пожар. Как только в диспетчерскую поступает тревожный сигнал дежурная бригада сразу же выдвигается к месту пожара. Сначала проводится эвакуация людей из зоны возгорания. Пожарные оповещают людей при помощи сирен и громкоговорителей, а также отправляются на разведку в горящий дом - выяснить, не остался ли кто в центре стихии.

Командир подразделения изучает обстановку и разрабатывает стратегию работы на данном объекте. Каждый пожар - особенный. Так, для тушения высотной многоэтажки нужно одно оборудование, для тушения небольшого деревянного дома другое, а для тушения пожара в лесу третье. Пожарные должны быстро разобраться в ситуации и применить самое эффективное средство тушения.

Работа пожарных очень опасная. Борясь с огнем спасатель может получить травму, отравиться вредными газами, обгореть и даже погибнуть. Любая неосторожность или неслаженность работы команды влечет за собой самые печальные последствия. Огонь шутить не любит, он готов спалить все на своём пути, в том числе и людей, которые стараются его потушить.

Пожарных не зря часто называют спасателями. Они действительно спасают жизни людей. Это профессия, в которую люди идут по призванию, по зову сердца. Это герои, которые чуть ли не ежедневно совершают подвиги. Например, пожарный Александр Мордвов из Самары спас из горящего дома двенадцать человек, трое из которых были дети. Петр Станкевич из Москвы спас жизни шести человек, двое из которых были дети, но сам, к сожалению погиб из-за полученных ожогов. И таких примеров очень много, ведь пожарные каждый день находятся на передовой в войне с разгулявшейся стихией.

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.

Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся

Характеризовать пожароопасные предметы;

Запомнить правила предупреждения пожара;

Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

Рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

Находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

Основные понятия

Телефон-01,огнетушитель, пожарный, песок, лопата, одеяло, вода.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, отчего может возникнуть по-жар. 2. Какие меры предосторожности на-до соблюдать, чтобы не было пожара?

ОБЖ Пожар

Изучение нового материала

Правила пожарной безопасности для детей | Урок ОБЖ | МЧС

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАГОРЕЛСЯ ТВОЙ ДОМ?

Детская шалость с огнём

Памятка «Чтобы не было пожара»

1.Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

2.Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.

3.Не оставляйте без присмотра включён ный утюг или чайник.

4.Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5.В лесу не разжигайте костёр без взрослых.

Осмысление и понимание полученных знаний

Чем опасен костёр для природы?

Если костёр необходим, как подготовить для него место?

В какую погоду костёр может легко привести к пожару?

В каких местах особенно опасно разводить костёр?

Почему, отправляясь в путь, нужно полностью погасить костёр?

Детские шалости

Самостоятельное применение знаний

1.Чем опасен пожар?

2. Какие правила противопожарной безопасности вы узнали на уроке?

3. Что нужно делать в случае возникновения пожара?

Вывод: Огромную опасность представляет по-жар. Чтобы он не возник, нужно со-блюдать определённые правила. В слу-чае пожара необходимо звонить по телефону 01.

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 2класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир