Кто занимается оперативно розыскной деятельностью. Общие положения. Что такое ОРД

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

  • 1. Законодательное определение понятия ОРД является базовым для уяснения сущности и содержания как указанной деятельности в целом, так и ее отдельных элементов. Употребление этого понятия в ведомственных нормативных правовых актах, разъяснение его содержания с учетом специфики деятельности оперативных подразделений уполномоченных государственных органов - субъектов ее осуществления не должно выходить за рамки, обозначенные законодателем (толковаться расширительно), а может лишь детализировать обозначенные в ФЗ элементы понятия ОРД.
  • 2. Законодательное определение понятия ОРД позволяет выделить признаки, выражающие сущность этой деятельности:

ОРД является разновидностью официальной государственной деятельности;

субъектами ОРД являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на ее осуществление ФЗ об ОРД;

деятельность субъектов ОРД ограничена их полномочиями;

ОРД осуществляется как гласно, так и негласно;

ОРД имеет законодательно определенное целевое назначение: защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

3. ОРД имеет исключительно государственный характер и является разновидностью правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов (оперативных подразделений государственных органов), выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.

ОРД как правоохранительная деятельность по своему составу представляет собой сложную совокупность действий компетентных должностных лиц уполномоченных государственных органов, связанных с решением задач и осуществлением функций по охране правопорядка, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности РФ.

Сущностной особенностью этих мер является их юридический (властный) характер. Субъекты ОРД в рамках определенной для них компетенции вправе в одностороннем порядке осуществлять соответствующие действия и принимать соответствующие решения.

4. Отличительной особенностью ОРД является ее разведывательно-поисковый характер. По своей сути ОРД направлена на добывание информации, необходимой для решения таких задач, как выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц и т. д. (ст. 2 ФЗ об ОРД). На разведывательно-поисковый характер ОРД указывают такие ее принципы, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3); возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (ст. 6).

Разведывательный характер анализируемой деятельности подтверждают и режим работы субъектов ОРД, защита сведений о них, наделение их правом установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие.

  • 5. Сущность ОРД составляет проведение ОРМ, перечень которых ограничен комментируемым ФЗ об ОРД. Организационные, тактические и обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, предшествуют им либо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают. К таким мерам относятся проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, действий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в ОРД физических и юридических лиц, применение специальных технических средств и химических веществ, которые в конечном итоге способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности, и др.
  • 6. ОРД осуществляется как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, прежде всего от лиц, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Негласность обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ. Только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи. Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 (см. приложение 2), без таких негласных мероприятий сама ОРД утратила бы смысл.

В то же время некоторые ОРМ могут проводиться гласно.

Под гласными ОРМ следует понимать такие, содержание, цели и участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов, в отношении которых они проводятся.

В определении Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 327-0 (см. приложение 2) рассмотрена ситуация, когда в отношении заявителя были проведены гласным путем такие ОРМ, как опрос и сбор образцов для сравнительного исследования. В названном определении Конституционного Суда РФ отмечено, что указанные мероприятия в отношении заявителя «проводились гласно и с его согласия, их проведением конституционные права заявителя не нарушаются, равно как ими не подменяются соответствующие уголовно-процессуальные действия в случае, если собранные сведения о наличии признаков преступления получили подтверждение».

7. ОРД осуществляется специальными субъектами - оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД (ст. 13).

К оперативным подразделениям относятся структурные единицы органов внутренних дел (ОВД) РФ, органов Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки (СВР) РФ, Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ, органа внешней разведки Минобороны России, в обязанности которых входит проведение ОРМ.

Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе осуществлять ОРД.

Как правило, перечни оперативных подразделений утверждаются закрытыми ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ОРД. Однако новейшая практика ведомственного нормативного регулирования все в большей степени носит открытый характер. Это прежде всего вызвано потребностями использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве. Так, приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять ОРД, приказом ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 715 - Перечень оперативных подразделений таможенных органов РФ, правомочных осуществлять ОРД, и их полномочия по осуществлению ОРД.

8. Полномочия субъектов ОРД в рассматриваемой сфере неодинаковы. Оперативные подразделения одних органов осуществляют ОРД в полном объеме, других - в усеченном.

В частности, оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России вправе проводить ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных субъектов ОРД (ст. 13 ФЗ об ОРД).

Различия в компетенции отмечаются и между различными оперативными подразделениями одного ведомства (субъекта ОРД).

9. Полномочия (компетенция) субъектов ОРД определяются нормами комментируемого ФЗ об ОРД, соответствующими федеральными законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

Например, правом проведения ОРМ, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, ФЗ об ОРД наделяет только подразделения органов ФСБ и ОВД. Оперативные подразделения, наделенные правом проведения указанных ОРМ, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а порядок использования оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД - межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ст. 6 ФЗ об ОРД).

Компетенция субъектов в сфере ОРД ограничивается их задачами и функциями, определенными в законодательных актах, регламентирующих деятельность этих органов, в частности в федеральных законах от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» и др.

10. ОРД имеет законодательно определенное целевое назначение - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Цели этой деятельности в комментируемом ФЗ об ОРД сформулированы в обобщенном виде. Законодателем указаны лишь приоритетные объекты защиты - личность, собственность, общество и государство и обеспечение их безопасности от преступных посягательств. В качестве инструмента, средства достижения этой цели законодатель обозначил и определенные формы - защиту и обеспечение. Они дифференцированы в зависимости от объекта. Защита относится к человеку и гражданину, т. е. речь идет о защищаемых интересах отдельной личности или групп лиц, а обеспечение - к обществу и государству, т. е. к сфере более емкой, одинаково важной для всех членов общества, граждан государства. Это предопределяет в известной мере и характер ОРД, ее содержание, направленность.

Обеспечение безопасности достигается с применением системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. ОРД в этой системе носит обеспечивающий характер.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют в ней совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Содержание деятельности по обеспечению безопасности определено в ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

11. Для определения деятельности как оперативно-розыскной необходимо наличие совокупности всех предусмотренных ФЗ об ОРД признаков. Отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об ином виде деятельности, не запрещенном законом, либо о запрещенных законом действиях, которые не имеют ничего общего с ОРД.

Гласное проведение подразделениями, не включенными в число оперативных, отдельных мероприятий, схожих с оперативно-розыскными, не образует ОРД, а может рассматриваться как элемент административной или другой деятельности.

  • 12. Не является ОРД частная детективная (сыскная) деятельность, поскольку она содержит ряд коренных отличий, а именно: проводится физическими и юридическими лицами и предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, т. е. не являющимися субъектами ОРД; осуществляется в целях защиты законных прав и интересов отдельных клиентов, т. е. преследует иные цели, чем ОРД; при занятии частной детективной деятельностью запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия , отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение. Однако эти мероприятия проводятся в ином порядке и при ограничениях, не содержащихся в ФЗ об ОРД.
  • 13. Как уже было отмечено, по сути ОРД носит разведывательнопоисковый характер, т. е. напрямую связана с проникновением в среду лиц, совершающих преступления, с целью получения необходимой информации о совершенных и готовящихся преступлениях.

Одновременно ОРД содержит и элементы контрразведывательной деятельности , так как с помощью ОРМ обеспечиваются защита государственной тайны и собственная безопасность субъектов ОРД (ОРМ являются основаниями для проведения контрразведывательной деятельности согласно ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

Федеральный закон от 12.07.1995года " Об оперативно-розыскной деятельности"с измен. ОРД - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. ЗАДАЧИ ОРД: 1) Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от наказания, а также розыск без вести пропавших лиц. 3) Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. Органы, имеющие право осуществлять ОРД: 1.органы внутренних дел; 2.органы Федеральной службы безопасности; 3.таможенные органы; 4Служба внешней разведки; 5.Федеральная служба охраны; 6.Федеральная служба исполнения наказаний; 7.Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Эти органы в пределах своей компетенции могут производить оперативно-розыскные мероприятия: "1- опрос граждан, которым могут быть известны факты об исследуемом событии или о причастных к нему лицам. 2- наведение справок, получение необходимых данных от различных организаций, органов власти, граждан. сбор образцов для сравнительного исследования, например, образцов почерка. 3. проверочная закупка может проводиться сотрудниками этих органов или по их заданию другими лицами в целях проверки соблюдения правил торговли, выявления фактов сбыта предметов и веществ, оборот, которых ограничен или запрещен. 4. Исследование предметов и документов, сохранивших на себе следы преступления или являвшихся орудиями, совершения преступления, либо результатом преступной деятельности. 6-Наблюдение, например, за лицами, подозреваемыми в совершении преступления 7-Отождествление личности. 8-Обследование помещений, зданий, транспортных средств в целях обнаружения орудий и средств совершения преступлений, предметов, добытых преступным путем, предметов, оборот, которых запрещён или ограничен. 9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных сообщений 10.Прослушивание телефонных переговоров 11.Снятие информации с технических каналов связи (только по суд. решению) 12.Оперативное внедрение в преступные формирования 13.Контролируемая поставка, например, предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещён, в целях пресечения противоправных действий и выявления лиц, причастных к совершению преступления. 14.Оперативный эксперимент, например, воспроизведение действий, обстановки совершения преступлений и т.д. Результаты ОРД могут использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для возбуждения уголовных дел и т.д. * Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений, могут проводиться только по судебному решению.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)
  • 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 5 ПРИНЦИПЫ УВАЖЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • 6 ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 7 ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ГЛАСНЫХ И НЕГЛАСНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 9 РОЗЫСК ЛИЦ, СКРЫВАЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
  • 10 ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 11 СВЕДЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПОДГОТАВЛИВАЕМОГО, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ И О ЛИЦАХ, ЕГО ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ
  • 12 СВЕДЕНИЯ О СОБЫТИЯХ ИЛИ ДЕЙСТВИЯХ, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ВОЕННОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
  • 13 ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЕМ ИЛИ СУДЬЕЙ О РОЗЫСКЕ ОБВИНЯЕМОГО
  • 14 ОБНАРУЖЕНИЕ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 15 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 16 ЗАПРОСЫ ДРУГИХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  • 17 ЗАПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ
  • 18 ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

* * *

компанией ЛитРес .

1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.

Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.

ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-

мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.

Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка (А. С. Зорин) предоставлен нашим книжным партнёром -

  • Вопрос 7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.
  • Вопрос 8. Принцип состязательности.
  • Вопрос 9. Принцип презумпции невиновности.
  • 10. Принцип национального языка судопроизводства.
  • 11. Понятие и общая характеристика судебной системы рф.
  • 12. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев судебной системы рф.
  • 13. Понятие судебной инстанции. Понятие первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 14. Понятие апелляционной инстанции. Суды, рассматривающие дела в апелляционной инстанции.
  • 15. Понятие кассационной инстанции. Суды, рассматривающие дела в кассационной инстанции.
  • 16. Понятие надзорной инстанции. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции.
  • 17. Место мировых судей в судебной системе рф. Компетенция мирового судьи.
  • 19. Место районных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 21. Организация работы районного суда. Аппарат районного суда.
  • 22. Место судов общей юрисдикции среднего звена в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 24.Структура суда общей юрисдикции среднего звена. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений
  • 25.Место Верховного Суда рф в судебной системе рф. Его компетенция
  • 27. Структура Верховного Суда рф. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений.
  • 28.Место военных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 29. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда. Порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и судей военного суда. Срок их полномочий.
  • 30. Структура окружного военного суда. Полномочия структурных подразделений.
  • 31. Место арбитражных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 33. Арбитражные апелляционные суды: порядок их образования, полномочия и состав. Полномочия, порядок формирования структурных подразделений арбитражных апелляционных судов.
  • 36. Место Конституционного Суда рф в судебной системе рф. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 38. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда рф. Отставка судьи Конституционного Суда рф.
  • 39. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда рф.
  • 40. Понятие и общая характеристика статуса судей в рф.
  • 41. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Отставка судьи
  • 42. Статус присяжных заседателей.
  • 43. Статус арбитражных заседателей.
  • 44. Организационное обеспечение деятельности судов: понятие, содержание и органы.
  • 45. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.
  • 47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.
  • 48. Квалификационные коллегии и аттестация судей.
  • 49. Понятие прокуратуры. Система органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 50. Отрасли прокурорского надзора. Иные функции прокуратуры
  • 51. Порядок назначения на должность и порядок прекращения полномочий Генерального прокурора рф. Срок полномочий Генерального прокурора рф.
  • 3. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются:
  • 53. Место Генеральной прокуратуры в системе органов прокуратуры.
  • 54. Структура Генеральной прокуратуры. Полномочия структурных подразделений Генеральной прокуратуры.
  • 55. Предварительное расследование в правоохранительной деятельности государства (понятие, общая характеристика и органы, осуществляющие предварительное расследование).
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.
  • 57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.
  • 58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.
  • 59. Структура Следственного комитета Российской Федерации.
  • 60. Структура следственных органов внутренних дел.
  • 61. Правовое положение следователя
  • 62. Юридическая помощь и её организация
  • 63. Понятие и основные принципы адвокатской деятельности в рф.
  • 64. Права и обязанности адвоката
  • 65. Статус адвоката. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Гарантии независимости адвоката.
  • 66. Формы адвокатских образований: общая характеристика.
  • 67. Адвокатская палата субъекта рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 68. Федеральная палата адвокатов рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 69. Понятие и система органов нотариата (принципы).Правовой статус нотариуса.
  • 70. Основные правила совершения нотариальных действий.
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.

    В соот. С ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности , Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

      выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

      осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

      добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

      установление имущества, подлежащего конфискации.

    На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

    1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

    2. Органов федеральной службы безопасности.

    4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

    6. Таможенных органов Российской Федерации.

    7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

    8. Федеральной службы исполнения наказаний.

    9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

    Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

    57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.

    В соотв. с УПК РФ, Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

    Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

    По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

    Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

    Задачами органов дознания являются:

    Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий :

      – дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

      – производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

    руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

    дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

    Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура .

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено оперативно-розыскной деятельностью. Прежде чем перейти к исследованию мероприятия, следует установить, что такое оперативно-розыскная деятельность, из чего она состоит, чем регламентирована и для чего предназначена.

    Оперативно-розыскная деятельность главным образом регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Законом об ОРД), который является своеобразной отправной точкой настоящего исследования.

    В соответствии с этим законом, оперативно-розыскная деятельность проводится в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья 1 Закона об ОРД). Однако подпункт 4 пункта 2 части 1 статьи 7 того же закона допускает проведение оперативно-розыскной деятельности для розыска без вести пропавших и установления неопознанных трупов. Пункт 5 части 1 той же статьи разрешает осуществление названной деятельности для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Помимо того, согласно части 2 статьи 7 органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

    Из сказанного можно сделать вывод, что статья 1 Закона об ОРД не полно отражает цели деятельности. Хотя мы признаем, что именно защита от преступных посягательств, борьба с преступностью является главным предназначением оперативно-розыскной деятельности.

    Оперативно-розыскная деятельность является государственной деятельностью. Ее осуществляют оперативные подразделения исключительно государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД. В соответствии со статьей 13 Закона к таким государственным органам относятся оперативные подразделения:

    – органов внутренних дел Российской Федерации;

    – органов федеральной службы безопасности;

    – федеральных органов государственной охраны;

    – таможенных органов Российской Федерации;

    – Службы внешней разведки Российской Федерации;

    – Министерства юстиции Российской Федерации;

    – органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    – оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, указанных выше).

    Таким образом, одним из участников оперативно-розыскной деятельности всегда является какой-либо из указанных государственных органов. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

    Для эффективной борьбы с преступностью указанным органам предоставлены возможности привлечения к конфиденциальному содействию лиц, в том числе на контрактной основе (статья 17 Закона об ОРД); создания предприятий, учреждений, организаций и подразделений (статья 15 Закона об ОРД); ведение специфической финансовой деятельности, заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (статья 18 Закона об ОРД). Помимо того, закон разрешает информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности (статья 10 Закона об ОРД), проведение мероприятий по защите сведений о названной деятельности (статья 12 Закона об ОРД). Наконец, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия (статья 6 Закона об ОРД).

    Таким образом, в соответствии с Законом об ОРД, оперативно-розыскная деятельность включает:

    Здесь следует вновь обратить внимание на нелогичность и непоследовательность законодателя, указавшего в статье 1 Закона об ОРД, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий». При этом в указанных выше других статьях закона, например 12, 15, 17 и т. д., прямо предусмотрено осуществление оперативно-розыскной деятельности не только посредством мероприятий.

    Будем рассуждать от противного.

    Слово «посредством» в русском языке означает «при помощи чего-нибудь», «используя что-нибудь» . Предположим, что опера тивно-розыскная деятельность, как указано в статье 1 Закона об ОРД, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, то есть при помощи названных мероприятий, используя названные мероприятия.

    Из такого тезиса можно сделать несколько выводов.

    1. Оперативно-розыскная деятельность проводится только посредством оперативно-розыскных мероприятий. Все остальное, вся другая работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к такой деятельности отношения не имеет.

    2. Оперативно-розыскные мероприятия являются тем, без чего невозможно достичь результатов оперативно-розыскной деятельности.

    3. Каждое из оперативно-розыскных мероприятий является частью оперативно-розыскной деятельности. Совокупность оперативно-розыскных мероприятий образует оперативно-розыскную деятельность. Или: оперативно-розыскная деятельность является совокупностью предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий.

    4. Оперативно-розыскных мероприятий всего четырнадцать, их перечень является исчерпывающим, дополнить его можно только федеральным законом (статья 6 Закона об ОРД), поэтому вся оперативно-розыскная деятельность сводится лишь к проведению четырнадцати предусмотренных Законом оперативно-розыскных мероприятий.

    Полагаем, что неточность полученных из формулировки Закона об ОРД выводов сомнений не вызывает. Такое понимание оперативно-розыскной деятельности не соответствует ее истинному, фактическому состоянию. Более того, такое понимание не соответствует и Закону об ОРД, поскольку он предполагает значительно более широкое значение деятельности. Представляется, что формулировка статьи 1 Закона об ОРД требует корректировки и приведения в соответствие с другими статьями закона.

    Таким образом, Закон об ОРД, включает в оперативно-розыскную деятельность не только проведение оперативно-розыскных мероприятий, но и другие действия: привлечение к конфиденциальному содействию лиц, создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений, ведение специфической финансовой деятельности и т. д. То есть названные действия являются частями оперативно-розыскной деятельности.

    Эти части относительно самостоятельны. Они имеют собственное правовое регулирование, включающее не только оперативно-розыскные, но и иные правовые нормы. Например, создание, предприятия, учреждения, организации базируется на нормах гражданского права. Самостоятельность проявляется в том, что каждая из частей оперативно-розыскной деятельности направлена на достижение предусмотренных законом целей деятельности. Так, лицо, оказывающее содействие на конфиденциальной основе, может самостоятельно получить информацию о преступлении и предоставить ее соответствующему органу.

    Вместе с тем эти части взаимосвязаны между собой, поскольку результаты одной части деятельности могут достигаться за счет других (например, участие лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, – в проведении оперативно-розыскных мероприятий). Таким образом, при их относительной самостоятельности части взаимообуславливают друг друга.

    Относительная самостоятельность и взаимосвязанность частей оперативно-розыскной деятельности позволяет говорить, что они составляют систему и входят в структуру оперативно-розыскной деятельности.

    Таким образом, оперативно-розыскная деятельность структурно состоит из частей, к которым относятся:

    – привлечение к конфиденциальному содействию лиц;

    – создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений;

    – ведение специфической финансовой деятельности;

    – информационное обеспечение и документирование;

    – проведение мероприятий по защите сведений;

    – проведение оперативно-розыскных мероприятий.

    Здесь следует сказать, что практическая деятельность выработала свои, не противоречащие закону действия по борьбе с преступностью, к которым относятся: покупка информации о преступлении или лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим; различные оперативные комбинации; засада и многие другие . Более того, закон допускает в рамках оперативно-розыскной деятельности розыск без вести пропавших и скрывающихся от суда лиц, проверочные мероприятия по допуску к государственной тайне, международное сотрудничество. В связи с этим, мы считаем, что в оперативно-розыскной деятельности могут быть выделены и иные части. Однако это требует самостоятельного рассмотрения и в предмет настоящей работы не входит. Нам важно, что оперативно-розыскные мероприятия являются частью оперативно-розыскной деятельности и что эта часть не единственная.

    Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в двух формах: гласно и негласно. При этом значительная часть деятельности составляет государственную тайну. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», сведения о планах, источниках, силах, средствах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, составляют государственную тайну. Государственную тайну составляют также сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о методах и средствах защиты секретной информации, а также иные сведения.

    Синтезировав изложенное, полагаем целесообразным изменить формулировку статьи 1 Закона об ОРД, раскрывающей понятие оперативно-розыскной деятельности, приведя в соответствие с этим же Законом. По нашему мнению, статья 1 Закона должна быть сформулирована так: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом целях ». Исключение фразы «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» обусловлено тем, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только посредством названных мероприятий.

    Как уже отмечалось, проведение оперативно-розыскных мероприятий является частью оперативно-розыскной деятельности, т. е. оперативно-розыскная деятельность и оперативно-розыскные мероприятия соотносятся друг с другом как целое и часть. Оперативно-розыскные мероприятия входят в структуру оперативно-розыскной деятельности, проводятся в соответствии с ее целями и задачами; регламентируются законодательством оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим на оперативно-розыскные мероприятия полностью распространяются принципы, задачи, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

    Вместе с тем, оперативно-розыскные мероприятия являются самостоятельной частью оперативно-розыскной деятельности. Самостоятельность выражается в совокупности признаков, позволяющих отличить эту часть деятельности от других.

    Многие другие части оперативно-розыскной деятельности нашли своих исследователей. Например, информационное обеспечение деятельности профессионально и подробно рассмотривает В. Ю. Голубовский , содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, тщательно исследуют А. В. Федоров и А. В. Шахматов . Оперативно-розыскные мероприятия также нуждаются в научном осмыслении, теоретическом обосновании концепции правового регулирования. Разрешить такую задачу мы хотим в дальнейших научных изысканиях.

    Прежде всего остановимся на правописании основных терминов. В 1998 году специалисты Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук подготовили для Главного государственно-правового управления Администрации Президента Российской Федерации заключение о правописании словосочетания «оперативно-розыскная деятельность». По мнению ученых, приставка раз-/роз-/ рас-/рос- пишется с буквой «о» только под ударением, без ударения в ней пишется буква «а». В качестве примера приводится написание слов: россыпь , но рассыпать и рассыпной; розданный , но раздать . В заключении отмечается: «К этой приставке не применимо общее правило, требующее писать на месте безударного гласного ту букву, которая обозначает звук, слышащийся под ударением. Поэтому в данном случае не действует ссылка на слово розыск юридический термин, обозначающий определенные действия следственных и оперативных органов и сами эти органы (ср. уголовный розыск ), как бы оно ни было близко связано со словом разыскной в таких его употреблениях, как например, разыскная или оперативно-разыскная деятельность. Кстати, лингвистический анализ показывает, что разыскной образовано не от слова розыск, а от глагола разыскать-разыскивать …. Да и по своему значению слово разыскной связано не только с юридическим понятием расследования, оно употребляется шире: так, специальные разыскные (или служебно-разыскные ) собаки предназначены, в частности, разыскивать людей под завалами в чрезвычайных ситуациях» .

    На основании этого специалисты пришли к выводу, что принятое ранее написание розыскной (через букву «о») противоречит современным орфографическим нормам и указали на необходимость перехода к написанию с буквой «а» слова разыскной и производных от него слов: оперативно-разыскной, следственно-разыскной, разыскник . Правда, в заключении отмечено, что с конца XVIII века и до 30-х годов XX века слово разыскной вышло из активного употребления, а в дальнейшем употреблялось через букву «о».

    У нас не вызывает сомнения обоснованность и правильность заключения ученых по правописанию слова «розыскной », однако пока изменения его правописания не произошло, поэтому необходимо сказать следующее.

    С 30-х годов XX века и по настоящее время сложилась практика написания слова «розыскной » через букву «о». К такому его написанию привыкли теоретики и практики. Более того, с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативных актов написание данного слова через букву «о» фактически закреп лено законодательно. Изменение правописания данного слова может быть расценено юристами как появление нового термина, что лишь добавит противоречий в наши законы. В связи с этим, а также учитывая, что в изменении правописания этого слова нет острой необходимости, считается целесообразным правописание слова «розыскной » не менять (возможно, в виде исключения из правила). Соответственно, писать: «оперативно-розыскная деятельность » и «оперативно-розыскные мероприятия ».

    В заключение можно сказать, что оперативно-розыскная деятельность – вид государственной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных, предусмотренных законом целях. Структура оперативно-розыскной деятельности состоит из нескольких частей, предусмотренных Законом об ОРД.

    Одной из составляющих оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия.