Лон фуллер мораль права краткое содержание. Мораль, делающая возможным право. Понятие права и его материальные цели

Психология: учебное пособие в схемах, таблицах, комментариях. Заставенко В.А.

СПб.: СПбГИКиТ; 2015. - 177 с.

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров. В пособии рассматриваются вопросы, составляющие теоретические основы психологии. В схемах, таблицах и рисунках, а также комментариях к ним представлены основные феномены психологии в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Структура и содержание учебного материала соотносится с организацией и содержанием учебной информации, предложенной в рабочей программе для бакалавров по дисциплине «Психология».

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 51.03.02 – Народная художественная культура; 38.03.01 – Экономика; 11.03.04 – Электроника и наноэлектроника; 11.03.01 – Радиотехника; 43.03.02 – Туризм; 42.03.02 – Журналистика; 38.03.04 – ГМУ; 54.05.03 – Графика.

Формат: pdf

Размер: 12,2 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
Глава I. Введение в психологию. История развития психологических знаний 7
1.1. Основные этапы развития психологических знаний 7
1.2. Развитие психологических знаний в Античности 8
1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье 9
1.4. Философский этап в развитии психологии 10
1.5. Научные предпосылки возникновения психологии как науки 11
1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии 12
1.7. Современный этап в развитии психологии 13
1.8. Периодизация развития отечественной психологии 14
1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку 15
Комментарии 18
Вопросы для самоконтроля 22
Глава IL Методологические основы психологии 23
2.1. Понятиен функции методологии науки 23
2.2. Уровни и структура методологии 24
2.3. Методологические принципы психологии 25
2.4. Принцип развития в психологии 26
2.5. Принцип отражения в психологии 27
2.6. Системный подход в психологии 28
2.7. Конкретно-научный уровень методологического анализанауки 29
2.8. Предмет и объект психологии как науки 30
2.9. Психология в системе наук 31
2.10 Методы психологии 32
Комментарии 33
Вопросы для самоконтроля 36
Глава Ш. Психика человека. Сознание 37
3.1. Представления о сущности и происхождении психики 37
3.2. Сущность психики 38
3.3. Предпосылки и условия развития психики человека 39
3.4. Строение нервной клетки 40
3.5. Нервная система человека 41
3.6. Головной мозг человека 42
3.7. Условный рефлекс как физиологическая основа поведения 43
3.8. Рефлекторная дуга как анатомо-физиологический механизм реф¬лекса 44
3.9. Сознание как высшая форма отражения действительности 45
3.10. Сознательное и бессознательное 46
Комментарии 47
Вопросы для самоконтроля 50
Глава IV. Психические познавательные процессы 51
4.1. Структура психики человека 51
4.2. Психические процессы 52
4.3. Понятие и сущность ощущений 53
4.4. Классификация и особенности ощущений 54
4.5. Восприятие, сущность и классификация 55
4.6. Воображение, понятие и виды 56
4.7. Внимание: сущность, природа и характеристика 57
4.8. Память: структура и классификация 58
4.9. Речь, функция и виды 59
4.10. Мышление, понятие и характеристика 60
4.11. Представления об интеллекте 61
Комментарии 62
Вопросы для самоконтроля 65
Глава V. Психология личности 66
5.1. Теории личности в психологии 66
5.2. Представление о личности в психоанализе 67
5.3. Поведенческие теории личности 68
5.4. Гуманистическая психология о личности 69
5.5. Представления о личности в отечественной психологии 70
5.6. Понятие личности и ее описание в различных категориях 73
5.7. Структура личности и факторы ее формирования 74
5.8. Темперамент человека 75
5.9. Характер: понятие, природа и структура 76
5.10. Характерологические особенности личности 77
Комментарии 80
Вопросы для самоконтроля 83
Глава VL Психические регуляторы поведения и деятельности личности 84
6.1. Проблема потребностей в психологической науке 84
6.2. Сущность и классификация потребностей 85
6.3. Представления о сущности и функциях мотива 86
6.4. Мотив: структура и классификация 87
6.5 Мотивационная сфера личности 88
6.6. Принципиальная схема процесса мотивационной регуляции поведения личности 89
6.7. Эмоции личности: сущность и функции 90
6.8. Классификация эмоций 91
6.9. Воля как регулятор поведения и деятельности личности 92
6.10. Структура воли 93

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «ОрелГАУ»

Кафедра русского языка

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

на основе модульной технологии обучения

для самостоятельной работы

студентов очной формы обучения

негуманитарных специальностей

Учебно-методическое пособие разработано и составлено доцентом кафедры русского языка, кандидатом филологических наук Коробковой Н.В.

Рецензенты: Гулякина Вера Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и акмеологии ФГОУ ВПО «ОГУ»

Бурко Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка ФГОУ ВПО «ОрелГАУ»

Учебно-методическое пособие рассмотрено, одобрено и рекомендовано к изданию на заседании методической комиссии факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (протокол № от)

Учебно-методическое пособие представляет собой компактное изложение основных, базовых понятий психологии и педагогики, что будет способствовать созданию у студентов негуманитарных специальностей более или менее устойчивой основы для освоения психологии и педагогики.

Пособие рассчитано на студентов очной формы обучения негуманитарных специальностей и соответствует программе курса «Психология и педагогика» в рамках Федерального образовательного стандарта.

© Коробкова Н.В., 2010

© Издательство ОрелГАУ, 2010

Предисловие………………………………………………………………….. 4

Цели и задачи дисциплины;

требования к уровню усвоения дисциплины………………………………. 4

Введение в психологию и педагогику……………………………………….6

Модуль №1 «Общая психология» …………………………………………12

Основы общей психологии………………………………………………….. 12

Психология познавательных процессов……………………………………..19

Психология личности…………………………………………………………31

Психология человеческих взаимоотношений……………………………….54

Модуль №2 «Общая педагогика» .................................................................60

Педагогика как теория обучения……………………………………………..60

Педагогика как теория воспитания…………………………………………..63

Современное образование: проблемы и перспективы…………………… 72

Список литературы……………………………………………………………81

Предисловие

Курс «Психология и педагогика» относится к гуманитарному блоку дисциплин, связанных с изучением психологической и педагогической теории.

Цель настоящего пособия – освещение психологических и педагогических вопросов будущим специалистам негуманитарных специальностей, которые в большей или меньшей степени, но работают с людьми. Современному компетентному специалисту любого профиля необходимы знания, позволяющие понять и объяснить многие психические явления, с которыми сталкивается каждый человек, а для этого необходимо владение научными понятиями из области психологии. Не менее значимы в современной жизни знания по педагогике, особенно таких педагогических проблем, как обучение и воспитание. Поэтому в пособии раскрываются основные вопросы психологии и педагогики.

Курс предназначен для студентов ОрелГАУ очной формы обучения. Содержание пособия выстроено так, что его можно рассматривать как некий конспект, пользуясь которым, можно восстановить в памяти материал, почерпнутый на лекциях, из учебников и оригинальных источников.

Одна из задач пособия – приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего специалиста и человека вообще.

Цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины

Основная цель курса : раскрыть научно-теоретические основы психологии и педагогики, познакомить с содержанием основных ее разделов, познакомить с методами психологического и педагогического исследования человеческой природы, сформировать у студентов умение использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

В задачи изучения дисциплины входит:

Освоение теоретических основ психики человека;

Понимание структуры личности и составляющих ее компонентов;

Освоение закономерностей межличностных отношений в быту и коллективе;

Раскрытие значения воспитания, обучения, образования и развития;

Ознакомление с принципами, методами, средствами и формами обучения и воспитания;

Приобретение навыков анализа и обобщения передового опыта.

В результате изучения учебного материала студент должен:

Знать понятийный аппарат психологии и педагогики;

Знать теоретические основы и закономерности развития психики человека;

Иметь представление о структуре личности, ее основных компонентах;

Иметь представление о методах, формах и средствах воспитания, самовоспитания и обучения;

Воспринимать и оценивать себя как субъекта и объекта психолого-педагогических отношений и общения;

Владеть технологией межличностных отношений в быту и коллективе;

Владеть элементарными навыками анализа конкретных ситуаций для решения профессиональных задач и задач, связанных с саморазвитием.

Введение в психологию и педагогику

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

Рис. 1. Этапы развития психологии

Предмет психологии – психика человека.

Психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Л. Фуллер: внутренняя мораль права

Одним из современных сторонников теории естественного права является Лон Фуллер (1902-1978), важнейшей работой которого является «Моральность права» (1964). Фуллер предпринял попытку показать, что к идее естественного права (то есть необходимой связи между правом и моралью) ведут два важных вывода Г. Харта: теория права должна, прежде всего, рассматривать правовые системы, а не отдельные законы; правовые системы могут рассматриваться как системы правил.

Фуллер пишет, что критики теории естественного права справедливо указывают на то, что отдельные правила, даже если они глубоко аморальны, все равно могут являться законами. Но могут ли они оставаться законами, будучи частью правовой системы, которая вся целиком глубоко аморальна? Фуллер отвечает, что нет. Аморальная правовая система перестанет быть правовой системой, потому что она перестанет быть системой правил.

Что означает контролировать поведение людей с помощью правил? Это означает заранее оповещать людей о том, что за некоторые поступки придется расплачиваться таким-то и таким-то образом, и затем обращаться с людьми в соответствии с этими предупреждениями. Но что если правила будут устанавливаться произвольно (например, одинаковые проступки будут караться по-разному)? Если правила не будут оглашаться? Если они будут вводиться задним числом или меняться, от случая к случаю, или будут туманными и малопонятными, или будут предоставлять властям полную свободу действий? В этих случаях вообще нет смысла называть это контролем с помощью правил.

Лон Фуллер приводит следующий пример. Предположим, существует некий абсолютный монарх. Единственные законы в его государстве - это приказы, отдаваемые этим монархом своим подданным. При этом данный монарх жуткий эгоист и думает исключительно о собственной выгоде. Время от времени монарх отдает команды, обещая награды за подчинение и угрожая расправой за неповиновение. Король, однако, неорганизован и забывчив, плохо следит за тем, как выполняются его указания, и часто наказывает верных и награждает саботажников. Спрашивается, достигнет ли он хотя бы собственных эгоистических целей, пока не добьется хоть какого-то минимального самоконтроля и не покажет подданным, что есть связь между его словом и делом?

Предположим, что наш монарх скрепя сердце начинает следить за тем, чтобы то, что он сказал вчера, соответствовало тому, что он делает сегодня. Это, однако, требует от него столько усилий, что он теперь с трудом формулирует свои приказы. Они становятся настолько невнятными и расплывчатыми, что подданные плохо понимают, чего он хочет от них. Поэтому король, для своей же собственной выгоды, если он хочет, чтобы в его стране было что-то вроде законного порядка, должен подходить и к своей законодательной деятельности более ответственно.

О чем говорит этот пример? О том, что создание и применение юридических норм неизбежно ограничено некими принципами. В числе их - публичность, ясность и понятность, последовательность, выполнимость. Эти принципы (их можно назвать принципами процедурной корректности) - необходимая предпосылка для существования правовой системы. Если их нет, то нет и права.

В качестве примера государства, где не соблюдались принципы процедурной корректности Фуллер называет нацистскую Германию. В ней власти постоянно принимали законы, имеющие обратную силу. Людей бросали в тюрьмы и концлагеря на основании секретных, никогда не публиковавшихся постановлений, задним числом им продляли сроки заключения, то есть власти и суды постоянно нарушали собственные законы. То же самое творилось и в сталинском (да и в послесталинском) Советском Союзе. Недаром правозащитники в СССР в 1960-1980-х годах выступали с таким требованием к властям: «Соблюдайте хотя бы ваши собственные законы».

Правовая система может допускать в своем составе некоторую процедурную некорректность, но когда вся система основана на секретности и произволе, как это было в нацистской Германии и сталинском Советском Союзе, то это фактически означает, что права в точном смысле слова не существует.

Какое отношение это имеет к естественному праву? Принципы процедурной корректности, по Фуллеру, есть «необходимое условие организации отношений людей друг с другом». Фуллер объясняет, что если мы задумается над такими правилами, как «подходи к одинаковым случаям одинаково», «не меняй правила задним числом», «не держи правила в тайне» и т. д., то увидим, что все это - правила, требующие соблюдения моральных ценностей («справедливости или честности).

Пожалуй, самым ярким примером несправедливости являются случаи, когда наделенное властью лицо, например судья, благосклонно подходит к одной из сторон, в отсутствие каких-либо юридически значимых различий между ними (например, потому что ему просто больше нравится внешность одной из сторон), то есть нарушает принцип «подходи к одинаковым случаям одинаково».

Итак, для того, чтобы правовая система была именно правовой системой (то есть системой правил), большинство ее правил должны удовлетворять моральным стандартам справедливости и честности - таким, как беспристрастность, своевременное уведомление о правилах и т. д. Эти критерии Фуллер называет «внутренней моралью права», или «моралью, которая делает право возможным». Любое право по необходимости морально.

Необходимо учитывать, что «внутренняя мораль права» является только формальной или процедурной, то есть она не накладывает никаких ограничений на содержание юридических правил. Например, ее требования не делают невозможным принятие правила, делающего всех негров рабами (лишь бы об этом было объявлено заранее, рабами сделали бы именно негров, а не белых). Поэтому, как отмечал Харт в своих комментариях к работе Фуллера, моральные критерии Фуллера все равно совместимы с большим количеством несправедливости.

Фуллер, однако, говорит о наличии не только «внутренней», но и «внешней моральности права». Нравственные принципы, принимаемые обществом, лежат в основе правовых институтов, обеспечивают их функционирование. Внешняя и внутренняя моральность взаимосвязаны. Невозможно быть искренне приверженным аморальной правовой системе. Поэтому в долгосрочном плане аморальная правовая система невозможна-она будет противоречить общественной нравственности, не будет иметь поддержки общества и долго не продержится.

Из книги Вне насилия автора Джидду Кришнамурти

ВНУТРЕННЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ «Но изменение в обществе имеет второстепенное значение; оно произойдёт неизбежно и естественно, когда вы, как человеческое существо, связанное с другими, осуществите это изменение в себе самом». Мы рассматривали чрезвычайную сложность

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

Внутренняя пустота Она несла на своей голове большую корзину, поддерживая ее одной рукой. Должно быть, она была весьма тяжелой, но вес не изменил ритмичное покачивание ее поступи. Походка была грациозной, легкой и плавной. На руке были большие металлические браслеты,

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

41. Внутренняя ценность Ценность вещей или явлений, не зависящая от чего бы то ни было еще. Согласно утверждениям гедонистов, подобной внутренней ценностью обладает удовольствие, так как мы стремимся к нему ради него самого, а отнюдь не ради того, что мы можем получить

Из книги Феномен человека автора де Шарден Пьер Тейяр

2. ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА Под "внутренней стороной Земли" я подразумеваю, как это должно быть ясно читателю, не материальные глубины, скрывающие в нескольких километрах под нашими ногами одну из самых манящих тайн науки - химическую природу и физические условия внутренних

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Внутренняя пустота Она несла большую корзину на своей голове, поддерживая ее одной рукой. Должно быть, она была весьма тяжелой, но ритмичное покачивание ее поступи не изменилось из-за груза. Она красиво держала равновесие, ее походка была легкой и плавной. На ее руке были

Из книги Философия права автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Понятие философии права, воли, свободы и права § 1{23}Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание. Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

Внутренняя деятельность Я не могу действовать, не воздействуя на себя самого. Я не только набрасываю возможности деятельности в мире во внутренних пробах и планах, но, наблюдая за ними, замечаю свои побуждения, отношусь к ним, утверждая и усиливая или отвергая и тормозя.

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

1. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Внутренняя победа Голос сознания Конечно, философ нуждается в одобрении со стороны собственной совести. Но осторожно, не стоит называть голосом совести свои желания, свои неразрешенные сомнения и колебания, свои слабости и произвол ума. Чтобы совесть могла говорить с

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

4.3. Внутренняя борьба Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:– Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?Все закричали: «Хотим, хотим!»– Чудесно, – сказал Насреддин. – Я тоже

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

2.6. Преемственность права как аспект генезиса права Проблема преемственности права чрезвычайно актуальна как для историко-правовой науки, так и для политики права, которые очевидным образом взаимообусловливают друг друга. Особую актуальность этот вопрос приобретает

Из книги Філософія права: підруч. для студ. юрид. вищ. навч. закл. автора Колектив авторів

4.2. Субъект права как первичный элемент (аспект) системы права Проблема субъекта права - одна из актуальнейших в современной юридической науке. Ее особая актуальность, как представляется, связана, прежде всего, с изменением представления о человеке в современном

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя Аналіз правової реальності дає змогу виділити в ній такі форми буття права, що у сукупності виражають динаміку правової реальності:а) світ ідей: ідея права;б) світ знакових форм: правові норми і закони;в) світ взаємодій

Из книги автора

Тема 12 Інституціинии вимір права. Філософські проблеми права і влади у посттоталітарному суспільстві Однією з найважливіших функцій права є регулятивна, яка здійснюється внаслідок формалізації поведінки індивідів, тобто поміщення цієї поведінки у певні форми чи рамки,

Из книги автора

Глава шестая Ключевая проблема: мораль системы и мораль

В американском праве он известен своим творчеством в области договорного права . Его дискуссия с Г.Л.А. Хартом в Harvard Law Review (Т. 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правом . Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина , который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета .

Лон Льюис Фуллер
Дата рождения 15 июня (1902-06-15 )
Место рождения
  • Техас , США
Дата смерти 8 апреля (1978-04-08 ) (75 лет)
Место смерти
  • Мюнхен , ФРГ
Страна
Место работы
  • Гарвардский университет

Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем

  1. Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду.
  2. Необнародование норм права.
  3. Неясность, непонятность законодательства.
  4. Обратное действие норм права.
  5. Противоречивость правовых норм.
  6. Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя.
  7. Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы).
  8. Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.

Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права» на примере истории о воображаемом короле по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке покорить поведение людей правилам». Каждый из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов нарушен, система регулирования не является правовой. Чем ближе система приближается к указанным принципам, тем ближе она становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом к формированию справедливого права - подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» - требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала - в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллером, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д.

Лон Льюис Фуллер (1902 - 8 апреля 1978) - выдающийся философ права, автор «Морали права» (1964). Фуллер в течение длительного времени был профессором права Гарвардского университета, в американском праве он известен своим творчеством в области договорного права. Его дискуссия с Г.Л.А. Хартом в Harvard Law Review (Т. 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правовым. Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина, который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета.

Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем

  1. Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду.
  2. Необнародование норм права.
  3. Неясность, непонятность законодательства.
  4. Обратное действие норм права.
  5. Противоречивость правовых норм.
  6. Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя.
  7. Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы).
  8. Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.

Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права» на примере истории о воображаемом короле по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке покорить поведение людей правилам». Каждая из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов возбуждено, система регулирования не является правовым. Чем ближе система приближается к ним, то ближе он становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом справедливого права - подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» - требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала - в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллером, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д.