Материальная и дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих

Современная жизнь рядовых граждан построена на различного рода взаимодействии с государственными учреждениями и их служащими. За долгие годы уже сформировалась целая система таких взаимоотношений, и значительную роль здесь играет то, насколько добросовестно госслужащие выполняют свои обязанности. Как известно, везде должны быть свои рычаги влияния, и этот случай не является исключением. Так что пришло время поговорить о таком понятии, как ответственность государственных гражданских служащих.

Так в чем же заключается ответственность госслужащих, и какие существуют ее виды? Подразумевается принятие соответствующих мер и назначение различного рода наказаний.


Вся эта система основывается на законе «О государственной гражданской службе РФ», принятом в далеком 2004 году. Все сферы законодательства обычно тесно переплетены, так что нет ничего удивительного, что в данном законопроекте неоднократно ссылаются на КоАП, Гражданский кодекс, а также на Уголовный и Трудовой кодексы.

К подобным методам воздействия прибегают тогда, когда госслужащий пошел на серьезное нарушение, действовал вразрез с инструкциями и причинил вред своими действиями. Также существует и такое понятие, как преступное бездействие – за это тоже предусмотрены определенные меры.

Существующие виды


В наши дни сложно встретить четкое толкование понятия ответственности государственного служащего. Очень часто можно наткнуться на довольно-таки вольные трактовки данных терминов, которые могут ввести вас в заблуждение. Но в вышеупомянутом законопроекте есть четкое разграничение видов ответственности:
  • Дисциплинарная;
  • Гражданско-правовая;
  • Административная;
  • Уголовная.

Особенности дисциплинарной ответственности

Но обычно людям приходится сталкиваться с таким видом воздействия, как дисциплинарная ответственность. Именно ее всегда подразумевают в таких случаях. Когда у человека неприятности на работе, он всегда опасается именно дисциплинарного наказания, так как именно с этого обычно все и начинается. Виды дисциплинарной ответственности гражданского служащего тоже есть разные, и каждый из этих видов будет рассмотрен.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это способы влияния за соответствующее нарушение, основанные на системе подчинения по долгу службы.

Подразумевается действия и бездействия, которые не решаются на уголовном уровне, потому все и решается непосредственно на рабочем месте. Но как бы там ни было, речь идет о юридической ответственности государственных служащих, которая существенно влияет на дальнейшую судьбу людей. Так что все это контролируется соответствующими правовыми актами.

Взыскания

Обычно в подобных случаях люди сталкиваются с таким термином, как взыскание. Существуют различные виды взысканий, и все они прописаны в действующем законодательстве:
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Должностное несоответствие;
  • Освобождение от определенной должности;
  • Увольнение.

Очень часто возникает путаница с последними двумя пунктами. Когда человека освобождают от его должности, это еще не значит, что он уволен. Госслужащий по-прежнему будет числиться в учреждении и в порядке конкурса сможет претендовать на другой чин. А вот увольнение – это уже билет в один конец.




В Трудовом кодексе есть свои правила и стандарты, согласно которым нарушитель подвергается наказанию. Рядовой работодатель должен строго следовать всем этим пунктам, но вот дисциплинарная ответственность государственных служащих, именно гражданских госслужащих, лежит в немного другой правовой плоскости. Здесь Трудовой кодекс бесполезен, так как необходимо следовать только вышеупомянутым видам взысканий, зафиксированным в соответствующем Федеральном законе. Также стоит отметить, что за одно дисциплинарное нарушение может быть назначено только одно наказание.

Особо тяжкие нарушения

Но какие дисциплинарные нарушения считаются наиболее серьезными? Согласно действующему законодательству, это:

  • Невыполнение положений законодательства и указов Президента РФ;
  • Нарушение или халатность по отношению к законодательству и указам Президента РФ.

Неудивительно, что действия или бездействие подобного рода очень серьезно наказываются, и одними лишь замечаниями здесь не отделаешься. Очень часто дело доходит до освобождения от занимаемой должности и даже заявления по собственному желанию. Таким образом правительство защищает права и свободы граждан, а именно – реализацию их прав. И если госслужащий не выполняет свои прямые обязанности, ему гарантированно придется отвечать за это.

Административная ответственность для госслужащих

Еще один распространенный вид — административная ответственность государственных служащих. Данный тип балансирует между уголовщиной и дисциплинарными наказаниями. Обычно граждане РФ привыкли иметь дело с «административкой» при нарушениях правил дорожного движения, неправильной парковке, курении в неположенных местах и прочих подобных проступках. Но в случае с госслужащими все немного серьезнее.


Административная ответственность государственных служащих назначается уже не работодателями, а судьями и другими уполномоченными лицами. И подчинение по долгу службы здесь уже не имеет значения – перед КоАП РФ все равны, и госслужащие несут ответственность так же, как и представители других профессий. Другими словами, за административное нарушение полагается административная ответственность согласно установленным нормам. Причем привлечь к ответу могут не только физические лица, но и юридические.

Различают три метода воздействия:

  1. Административно-предупредительные;
  2. Меры пресечения;
  3. Непосредственно взыскания.

Простыми словами, в случае нарушения вас ждет:

  • Предупреждение;
  • Денежный штраф;
  • Дисквалификация.

Что стоит знать

Штраф может достигать 25 МРОТ, но это касается только физлиц. А вот должностным лицам в случае нарушения придется заплатить до 50 МРОТ. Также существует и минимальная сумма взыскания – символические 0,1 МРОТ.

Как можно избежать наказания? Наиболее эффективный способ – ничего не нарушать. Ваши поступки не должны нарушать административные законы, ваши указы и решения не должны идти в разрез с правилами, и все ваши прямые обязанности должны быть выполнены.

Многих людей сбивает с толку формулировка «должностное лицо». Согласно действующему законодательству, это человек, представляющий власть в соответствующих учреждениях. Этот человек наделен соответствующими полномочиями, и по долгу службы занимается организационными вопросами и выдает распоряжения.

В чем заключается материальная ответственность?


В случае с гражданско-правовой ответственностью, государственный служащий должен будет возместить причиненные им убытки. Но здесь есть важная поправка – речь идет о потерях, которые понесло само госучреждение, в котором он работает. И даже если нарушитель уволится, по закону он обязан нести ответственность.

Это не значит, что в случае причинения ущерба гражданину РФ (обычно это тот, кто обратился в государственное учреждение и пострадал от распоряжений госслужащего), данный ущерб не будет возмещен. Возмещение предусмотрено, но уже из государственной казны.

Как вы уже поняли, речь идет о материальной ответственности. Подобные неприятности могут грозить вам в следующих случаях:

  • Недостаток имущества;
  • Повреждение имущества и неудовлетворительное состояние;
  • Излишние траты, которые были необходимы для восстановления данного имущества.

Государственного служащего могут привлечь к материальной ответственности в полной или частичной мере – зависит от ситуации.

Уголовные дела

Уголовная ответственность – это крайние меры. Госслужащие могут проходить по уголовному делу как наравне с другими гражданами РФ, так и с учетом особенностей своей должности. То есть, если человек занимает определенную должность, его ждет гораздо более серьезное наказание за определенные поступки, нежели рядового гражданина.


Обычно уголовная ответственность грозит за такие проступки:

  • Превышение полномочий и злоупотребление ими;
  • Непредставление сведений высшим инстанциям;
  • Присвоение полномочий;
  • Незаконное ведение бизнеса;
  • Взяточничество;
  • Подлог;
  • Халатное отношение.

Как вы могли убедиться, для государственных служащих предусмотрено немало рычагов воздействия. Главное – знать их, чтобы избежать наказания или наоборот, чтобы использовать данную информацию в своих целях.

К государственным служащим применяются все известные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. За материальные последствия иногда отвечает государственный орган, где состоит служащий. Случай, когда описано применение принципа внепартийности ответственности ""номенклатурных работников", приведен М. Восленским: председателя колхоза, растратчика, предают суду, только с предварительным исключением его из коммунистической партии".

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном государственном аппарате Российской Федерации в силу ее непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения совершенно компетентным в ситуации лицом - вышестоящим начальником государственного служащего.

В Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ "О выборах президента РФ" в ст. 16 "Статус члена избирательной комиссии" давалось определение непосредственного подчинения: "Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий имеет право отдавать ему приказы, распоряжения, давать указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания". Пункт 8 статьи 23 в заменившем его Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" этого определения уже не содержит, а оно важно в плане выяснения иерархии органов и должностных лиц. для правильной организации разрешения споров.

Вызывает научную дискуссию характер ответственности, если она применяется судом: трудовая, служебная или административная. Дисциплинарная ответственность - это ответственность по подчиненности. По существу, под дисциплиной понимают повиновение установленным порядкам. Сознательное выполнение своих обязанностей иногда предполагает неповиновение, например, при неправомерном приказе.

Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. Так. Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривался казус, когда территориальная Госналогинспекция № 2 города Костромы обратилась в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Скрынник С. А. о взыскании 10 тысяч рублей заниженного дохода, штрафа в размере заниженного дохода и недоимки по подоходному налогу. Местный арбитражный суд быстро все требования инспекции удовлетворил, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил, что уже вступил в действие новый Налоговый кодекс, которым ответственность смягчена и применима к данному казусу, и что штраф признается не равным заниженной налогооблагаемой базе, а только 20% от ее величины, и другие обстоятельства не вполне судом изучены1. То есть государственным служащим тоже свойственно совершать ошибки, может быть, и не всегда по умыслу. Обычно такие последствия действий должностного лица не являются основанием для применения дисциплинарной ответственности.

Кроме дисциплинарного проступка, особым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей является требование представительного органа работников. Оно регулируется ст. 195 Трудового кодекса РФ. Там предусмотрено: "Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения". Это либо широкая уступка профсоюзному движению, либо фикция, так как диспозиция статьи имеет совершенно безразмерные формулировки, легко подпадающие под субъективное толкование.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ. отличаются большой лаконичностью: "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям".

Эта же статья ограничивает возможность установления иных взысканий: "Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине".

Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется н. 1 ст. 57 ""Дисциплинарные взыскания" Федерального закона № 79-ФЗ. который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям. Причем за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В сравнении с видами взысканий, установленными в предыдущем Федеральном законе № 115-ФЗ 1995 г.. в числе наказаний отсутствует "строгий выговор", зато добавилось наказание в виде освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Это совершенствование палитры наказаний представляется правильным. Одновременно необходимо отметить, что список взысканий за правонарушения, вытекающие из отношений государственной службы, не совпадает со списком дисциплинарных взысканий, закрепленных в ст. 192 ТК РФ. Это также говорит о разграничении отношений государственной службы и отношений трудового найма по Трудовому кодексу.

Особенности административной процедуры применения и снятия дисциплинарного взыскания (статья 58 Федерального закона № 79-ФЗ) дополнительно говорят о самостоятельности служебного нрава в сравнении с трудовыми правоотношениями.

Закон предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Особенностью процедуры применения дисциплинарного взыскания к государственному служащему является проведение служебной проверки, которая регулируется статьей 59 Федерального закона № 79-ФЗ. Именно в силу ее специфичности она представляет специальный интерес.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах, не может участвовать в проведении служебной проверки. Более того, гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Она заканчивается письменным заключением, в котором должны содержаться факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Оно приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Положительным качеством дисциплинарной ответственности являются оперативный характер ее применения. Быстро, непосредственно, поучительно для работника. Сильно ее моральное влияние на сотрудника из-за огласки в коллективе. Недостатками является ее ведомственный характер, при котором, хотя служащий и приучается повиноваться своему начальнику и быть ему приятным, народ, ради которого и существует государственный аппарат, не осведомлен о справедливости дисциплинарных наказаний и даже о самом факте их существования, публичной регистрации дисциплинарной ответственности нет, она отсутствует. И даже хорошие предложения Ю. Н. Старилова о принятии Дисциплинарного кодекса всей государственной службы1, а не только дисциплинарных уставов в отдельных отраслях народного хозяйства, не изменяет таких ее качеств, если специально не заложить в проект кодекса обязанность публиковать сведения о дисциплинарных наказаниях государственных служащих. Надеяться же на такое развитие событий нет оснований, так как в открытой публикации нет сведений даже и о предприятиях на "свободном" рынке в России, нет фиксации движения капитала и возможности народу убедиться в непреступном его характере. При таких условиях надеяться на иное развитие событий в отношении дисциплинарной ответственности государственных служащих нет смысла.

Дисциплинарная ответственность нехороша еще и тем. что часто правонарушение служащего остается незамеченным его руководителем, а иногда им и разделяемым. А ничто так не разлагает народ и служащих, как отсутствие последствий, наказания после правонарушения. Внешний по отношению к государственному служащему государственный орган административной юстиции в этом отношении более беспристрастен, проводит унифицированную правоприменительную практику и не может оставить без внимания или логического завершения поступившее дело.

Некоторые замечания о дисциплинарной ответственности в зарубежных странах.

В Японии предусмотрены только четыре вида дисциплинарных взысканий: увольнение, приостановка пребывания в должности, сокращение заработной платы, предупреждение (ст. 82). Дисциплинарные взыскания применяются тем же лицом, которое имело и право найма (ст. 84-1). Важной гарантией нрав служащего является требование Закона об обязательном представлении принимающим дисциплинарные меры лицом письменного объяснения лицу, подвергающемуся дисциплинарному наказанию, о причинах принятия серьезных дисциплинарных мер к нему вопреки его воле (ст. 89, п. 1). К серьезным мерам относятся, в частности, сокращение заработной платы, понижение, временное отстранение от должности, увольнение и подобные меры. Закон определяет также и некоторые реквизиты такого объяснения, такие как срок и место обжалования взыскания.

Французский закон 1984 г. содержит широкий набор мер взыскания, позволяющий варьировать наказания без излишней жестокости, но с возможностью мягкой легализации их применения (ст. 66). отсрочки исполнения наказания. По французскому закону государственный служащий пенсии может быть лишен и после ухода на пенсию (ст. 72). Срок рецидива увеличен до 3 или 5 лет. Взыскания могут применяться как основные, так и дополнительное, каковым является исключение из списка повышения в должности. Среди взысканий варьируются меры экономического наказания (прекращение выплат всякого вознаграждения). Само назначение наказания обусловлено предварительным заключением дисциплинарного совета (ст. 67), что очевидно снижает субъективный характер применения наказания соответствующего органа, уполномоченного применять наказания.

В Римской курии ответственность служащих, применение дисциплинарной ответственности производится Дисциплинарной комиссией Римской курии (ст. 45, параграф 4). Среди взысканий (ст. 65 Устава Римской курии) преобладают наказания, связанные с ограничениями в работе, как основном смысле служебной деятельности служащего. За нарушение без уважительной причины рабочего графика следует денежное взыскание в размере, не превышающем половины заработка за один день (ст. 67 Устава). Особо оговариваются нарушения, такие как "нарушения правил и порядков в частной жизни, которые наносят ущерб репутации ведомства" (ст. 69, и. 6), "уголовное преследование, что делает служащего не заслуживающим доверия" (ст. 69, п. 7). "Споры между двумя или более ведомствами, связанные с разграничением полномочий, рассматриваются Верховным трибуналом апостольской сигнатуры". - гласит ст. 113 Устава Римской курии. Трудовые споры "рассматриваются Службой труда Апостольского Престола" (параграф 5 ст. 120 Устава Римской курии).

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КАП РФ 2002 г.). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю. Н. Старилов, "основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности"1. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ 2002 г.).

Административная ответственность государственных служащих имеет выгодные черты по сравнению с дисциплинарной в том. что она внешняя но отношению к органу, где работает служащий. Кроме того, она сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того, хотя и келейно, ведомственно, но административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную. Это возможно, если правильно налажен учет совершенных административных правонарушений.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми нравами человека и гражданина.

Наиболее распространенное преступление - "злоупотребление должностными полномочиями" предусмотрено ст. 285 УК РФ.

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия. - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Предусмотрено уголовное наказание за служебный подлог, который статьей 292 УК РФ определяется следующим образом.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. При существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства служебный подлог наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Не менее жестокие наказания установлены в Уголовном кодексе за получение взятки. Статья 290 УК РФ предусматривает, что получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям

(бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство но службе - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Указанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, если они совершены группой лиц но предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки или в крупном размере - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. При этом крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Государственные служащие иногда игнорируют решения судов и арбитражей, не выплачивают присужденные суммы, не выполняют требуемые действия в натуре. Уголовный кодекс РФ содержит специальную статью 315 "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта", которая гласит:

"Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лег.

Таким образом, законодательство содержит достаточно диспозиций, чтобы гарантировать правомерное поведение государственного служащего, однако коррумпированность государственного аппарата в период правления В. В. Путина достигла ужасающих размеров, когда даже должности в государственном аппарате для их занятия оценены на суммы взяток. Профессор В. В. Лунеев. констатируя, что все необходимые нормы для борьбы с коррупцией давно четко прописаны в трех конвенциях Совета Европы и ООН. сокрушается: "Мы их подписали, но, как видим, их никто не собирается выполнять". "Коррупция стала нашей конституцией, а безответственность за нее - повседневной практикой", - вполне объективно оценивает он ситуацию в Российской Федерации.

Соглашаясь с оценочной констатацией В. В. Лунеевым фактов коррупции, не хочется воспринять захватившие его безнадежные пессимизм и уныние, выраженные в его словах: "все правильные слова о коррупции уже сказаны, необходимые документы многократно разработаны и переработаны, опыт других стран, где с успехом борются с коррупцией, изучен, и поэтому ничего нового сказать или предложить уже невозможно. Интеллектуальные возможности исчерпаны"4. Наука, действительно, не может подменить собой примитивного деятеля с государственной должностью, но выработать программу действий, чтобы "не тратить речи по-пустому, где нужно власть употребить", - мы можем.

Законодательство зарубежных стран также регулирует некоторые правоотношения, связанные с привлечением государственного служащего к уголовной ответственности. Так. ст. 80 Устава Римской курии предусматривает, что порядок дисциплинарных взысканий не применяется при увольнении в связи с вынесением компетентными органами власти государства-города Ватикан или других государств обвинительного приговора за совершение умышленного преступления. То есть применяется один вид ответственности, или дисциплинарная, или уголовная. В Японии привлечение к уголовной ответственности (ст. 109-111) не препятствует применению и дисциплинарной ответственности, так следует из ст. 85 Закона Японии.

Материальная ответственность государственного служащего - значительно менее ощутимый для него вид государственного воздействия. Никакой государственный служащий законно не может иметь такой уровень материального благосостояния, которое давало бы ему возможность в случае причинения ущерба государству рассчитаться с государством из своих собственных материальных запасов. Поэтому государственно организованный народ всегда очень рискует, давая согласие на занятие тем или иным лицом государственной должности, так как на должности от имени всего народа. СССР, недобросовестный М. С. Горбачев наделает столько долгов от внешних займов - никакой народ не рассчитается.

В Великобритании этого и не пытаются достичь. "За соблюдение обязательств по договору, в который он вступил от имени Короны, личной ответственности гражданский служащий обычно не несет". - пишет Д. Гарнер. "Ему нельзя предъявить иск и о нарушении договорных гарантий, данных им от ее имени. Если он совершит правонарушение, находясь при исполнении должностных обязанностей, то в большинстве случаев отвечать за него будет его наниматель, т. е. Корона. Но. как правило, он не может избежать ответственности, сославшись в свое оправдание на приказ вышестоящего должностного лица или на государственную необходимость, если правонарушение совершено им не на службе ее величества и если истец не является британским подданным".

В буржуазных странах среди мер ответственности государственных служащих распространены материальные взыскания: сокращение жалованья, отстранение от службы без сохранения жалованья и другие. В Российской Федерации такие наказания не распространены.

Статья 25 швейцарского закона обязывает должностное лицо добросовестно и разумно выполнять служебные приказы своих начальников, ответственность за которые несет начальник. А вот в суд он может идти только по разрешению компетентного органа (ст. 28). Статья 29 Закона Швейцарии предусматривает, что Конфедерация отвечает перед третьими лицами за содержание специальных постановлений федерального права, но в этом случае она подает жалобу в суд против виновного должностного лица. Это право иска Конфедерация сохраняет и после прекращения служебных обязанностей должностного лица. С этим связаны и последствия ответственности государственных служащих. В Законе Швейцарии прямо закреплено, что ответственности государственный служащий может подвергаться дважды или трижды за одно и то же деяние. В 1958 г. именно эта статья была отменена. Статья 30 Закона гласит, что "дисциплинарная мера недействительна в отношении ответственности за причиненный ущерб и в отношении уголовной ответственности должностного лица". То есть за одно деяние могут быть применены три наказания. Третий абзац ст. 31 гласит: "в исключительных случаях могут одновременно налагаться несколько дисциплинарных взысканий". Но срок рецидива увеличен (ст. 32. ч. 4). нужно пять лет, чтобы считалось, что служащий не привлекался к дисциплинарной ответственности.

Отметим симптоматическое для государственной службы правонарушение, наказываемое по Закону о реорганизации в Иране (ст. 26. п. 10). в соответствии с которым наказывается "активное участие в заключении при прежнем режиме грабительских или наносящих стране убытки договоров, как внутренних, так и внешних, военных и невоенных в форме внесения предложений, утверждения несправедливых цен, разработки и утверждения нереальных обоснований, вмешательства, руководство и участие в их парафировании, подписании и т. д.". Правда, наказанием там предусмотрено только увольнение со службы в государственных учреждениях без права приема на государственную службу в будущем. Вместе с тем содержание этой статьи имеет прямую проекцию и на российские реформы.

В истории России применялись и другие способы ответственности государственных служащих. Так. Петр Шафиров. член Сената при Петре I. ослушался регламента, по которому полагалось выйти в определенный момент из Сената. Но когда возникла перепалка в Сенате и прокурор потребовал от Шафирова выйти, тот не вышел. За такое нарушение регламента Петр I предал Шафирова суду. Суд приговорил его к смертной казни. Казнь совершили в Москве. Палач поднял топор и в момент отрубания головы опустил топор рядом с головой. В этот момент Шафирову объявили, что он помилован. Так Петр I ценил, уважал параграф и шведский порядок государственной службы, сообщал 30 января 2002 г. на канале "Культура" центрального телевидения РФ Феликс Разумовский в программе "Кто мы?".

  • 6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
  • 7. Субъекты ап: понятие, виды, общая характеристика.
  • 8. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 9. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в рф.
  • 10. Гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления.
  • 11. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
  • 12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 13. Органы исполнительной власти как s ап: понятие, характерные черты и принципы их деятельности.
  • 14. Система органов исполнительной власти рф.
  • 15. Правовой статус Правительства рф: его состав, порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 16. Федеральные министерства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 17. Федеральные службы: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 18. Федеральные агентства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 19. Система органов исполнительной власти субъектов рф; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.
  • 20. Взаимоотношения Президента рф с органами исполнительной власти.
  • 21. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
  • 22. Общественные и религиозные объединения как субъекты ап.
  • 23. Государственная служба рф: понятие, система, принципы.
  • 24. Государственные должности и должности государственной службы. Классификация должностей государственной службы.
  • 25. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.
  • 26. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.
  • 27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.
  • 28. Административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти.
  • 29. Условия и порядок вступления в силу правовых актов управления.
  • 30. Действие правовых актов управления.
  • 31. Административные договоры: понятие, особенности, виды.
  • 32. Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти.
  • 33. Административный процесс: понятие и виды.
  • 34. Административные процедуры: понятие и виды.
  • 35. Административное принуждение: понятие, виды.
  • 36. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, правовое регулирование.
  • 37. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав.
  • 38. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.
  • 39. Виды административных наказаний и порядок их назначения.
  • 40. Субъекты административной юрисдикции, распределение компетенции между ними.
  • Глава 23 КоАп рф содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:
  • 41. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении; порядок и сроки составления протокола об админправонарушении, требования к его содержанию.
  • 43. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делам об админправонарушениях.
  • 44. Пересмотр постановлений или решений по делам об административных правонарушениях.
  • 45. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
  • 46. Понятие и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, общие принципы их применения.
  • 47. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
  • 48. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 49. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 50. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 51. Президентский и парламентский контроль за деятельностью органов исполнительно власти.
  • 52. Контроль органов исполнительной власти и административный надзор как способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 53. Формы и методы надзора прокуратуры за законностью в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 54. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
  • 55. Административно-правовое регулирование в сфере экономики.
  • 56. Управление государственной собственностью.
  • 57. Административно-правовое регулирование в сфере образования и науки.
  • 58. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  • 59. Административно-правовое регулирование в сфере культуры, связи и массовой коммуникации.
  • 60. Государственное управление в сфере внутренних дел.
  • 61. Государственное управление в сфере обороны.
  • 62. Государственное управление в сфере юстиции.
  • 27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

    Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т. е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

    Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

    Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ*, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

    Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

    Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступки Президентом 6 июня 1996 г. был издан Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Указ, в частности, предусматривает, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению правительственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

    В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 - обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

    Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

    Видами дисциплинарных взысканий являются : замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

    Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

    Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

    Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции - Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

    К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

    К государственным служащим применяются все известные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная. За материальные последствия иногда отвечает государственный орган, где состоит служащий. Случай, когда описано применение принципа внепартийности ответственности ""номенклатурных работников", приведен М. Восленским: председателя колхоза, растратчика, предают суду, только с предварительным исключением его из коммунистической партии".

    Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном государственном аппарате Российской Федерации в силу ее непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения совершенно компетентным в ситуации лицом - вышестоящим начальником государственного служащего.

    Вызывает научную дискуссию характер ответственности, если она применяется судом: трудовая, служебная или административная. Дисциплинарная ответственность - это ответственность по подчиненности. По существу, под дисциплиной понимают повиновение установленным порядкам. Сознательное выполнение своих обязанностей иногда предполагает неповиновение, например, при неправомерном приказе.

    Основанием ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок. Можно считать должностным упущением и некачественные акты управления, издаваемые должностными лицами. В дальнейшем они могут порождать иски граждан. То есть государственным служащим тоже свойственно совершать ошибки, может быть, и не всегда по умыслу. Обычно такие последствия действий должностного лица не являются основанием для применения дисциплинарной ответственности.

    Кроме дисциплинарного проступка, особым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей является требование представительного органа работников . Оно регулируется ст. 195 Трудового кодекса РФ. Там предусмотрено: "Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения". Это либо широкая уступка профсоюзному движению, либо фикция, так как диспозиция статьи имеет совершенно безразмерные формулировки, легко подпадающие под субъективное толкование.

    Дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ. отличаются большой лаконичностью : "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение по соответствующим основаниям".

    Эта же статья ограничивает возможность установления иных взысканий: "Федеральными законами, уставами и пол0ожениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине".

    Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется н. 1 ст. 57 ""Дисциплинарные взыскания" Федерального закона № 79-ФЗ . который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

    4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

    5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям. Причем за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    В сравнении с видами взысканий, установленными в предыдущем Федеральном законе № 115-ФЗ 1995 г.. в числе наказаний отсутствует "строгий выговор", зато добавилось наказание в виде освобождения от замещаемой должности гражданской службы . Это совершенствование палитры наказаний представляется правильным. Одновременно необходимо отметить, что список взысканий за правонарушения, вытекающие из отношений государственной службы, не совпадает со списком дисциплинарных взысканий, закрепленных в ст. 192 ТК РФ. Это также говорит о разграничении отношений государственной службы и отношений трудового найма по Трудовому кодексу.

    Особенности административной процедуры применения и снятия дисциплинарного взыскания (статья 58 Федерального закона № 79-ФЗ) дополнительно говорят о самостоятельности служебного нрава в сравнении с трудовыми правоотношениями.

    Закон предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен з атребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения . В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

    Особенностью процедуры применения дисциплинарного взыскания к государственному служащему является проведение служебной проверки, которая регулируется статьей 59 Федерального закона № 79-ФЗ. Именно в силу ее специфичности она представляет специальный интерес.

    Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

    1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

    2) вина гражданского служащего;

    3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

    4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

    5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

    Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах, не может участвовать в проведении служебной проверки. Более того, гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Она заканчивается письменным заключением, в котором должны содержаться факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Оно приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

    Дисциплинарная ответственность нехороша еще и тем. что часто правонарушение служащего остается незамеченным его руководителем, а иногда им и разделяемым. А ничто так не разлагает народ и служащих, как отсутствие последствий, наказания после правонарушения. Внешний по отношению к государственному служащему государственный орган административной юстиции в этом отношении более беспристрастен, проводит унифицированную правоприменительную практику и не может оставить без внимания или логического завершения поступившее дело.

    Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КАП РФ 2002 г.). Причем этот вид ответственности определяется той особенностью, что, как пишет Ю. Н. Старилов, "основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности"1. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу (например, заражение природы радиоактивными отходами), которые он не в состоянии когда-либо компенсировать. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушений, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.


    Похожая информация.