Название стенда по пожарной безопасности. Оформление пожарного стенда. Правила пожарной безопасности в школе при проведении массовых мероприятий и праздников

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Значит задача школы, учителя организовать такую деятельность, которая поможет вооружить ученика методами познания, сформирует у него познавательную самостоятельность, умения реализовывать свои способности и личностные качества. Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность школьников.

Именно исследовательская деятельность способствует раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду.

В своей работе классного руководителя я вижу возможность осуществления взаимосвязи между учебным и воспитательным процессом, посредствам организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Так как классно-урочная система в значительной степени ограничивает возможность индивидуальной и групповой исследовательской работы учащихся, ее организация возможна в рамках внеклассной деятельности.

Предварительный просмотр:

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение

исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление

представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах,

осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По

сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности

заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в

переориентации процесса образования на постановку и решение самими

школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и

осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей

данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности

школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное

выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование,

эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается

обогащение исследовательского опыта школьников на основе

индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской

деятельности необходимо активно использовать и возможности

внеурочных форм организации исследования . Это могут быть различные

внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования

школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они

выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы

результаты работы детей были обязательно представлены и

прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При

этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как

проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к

выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым

обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности

ребенка

Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизненный успех в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. На мой взгляд, именно исследовательская деятельность школьников помогает закладывать основы развития мыслящей, самостоятельной и креативной личности.

Предварительный просмотр:

Приложение1

Задания и упражнения на формирование исследовательских умений

Умение видеть проблему

Умение видеть гипотезу

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Продолжи неоконченный рассказ»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

Методика шести думательных шляп (Эд. Де Боно)

«Сколько значений у предмета»

«Тема одна – сюжетов много» (В.Н. Волков, В.С. Кузин)

«Увидеть в другом свете»

«Давайте вместе подумаем»

«Найди возможную причину события»

«Что произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле» (Дж. Фримен)

«Логично- нелогично»

Задания: обсуждение наиболее известных гипотез, ответы на проблемные вопросы и другие

Умение задавать вопросы

Развитие умений давать определения понятиям

«Узнай новое о предмете на столе»

«Вопрос – ответ»

«Найди загаданное слово»

«Угадай о чем спросили»

«Определи причину с помощью вопросов»

«Задай как можно больше вопросов филину (ворбью, зайцу и т.д.)

«Вопросы машине времени»

«Вопросы незнакомца»

«Просвети инопланетянина»

«Сравни описания»

«Дай характеристику герою мультфильма»

«Операция – обобщение»

«Загадки – описания»

«Кроссворды наоборот»

Игра «Трудные слова»

«Выявление причин и следствий»

Развитие умений классифицировать

Развитие умения наблюдать

«Подбери противоположное понятие»

«Продолжи ряд»

«Объединение»

«Найди ошибки»

«Четвертый лишний»

«Золотая середина»

«Парные картинки»

«Посмотри – воспроизведи»

«Найди ошибки художника»

«Что на что похоже»

«Учимся наблюдать»

«Рабочие руки»

«Посмотри и назови»

Развитие умений делать умозаключения

Развитие умений оценивать идеи

«Проверь правильность утверждений»

«Пять карточек»

«Назови больше предметов по критериям»

«Мозговой штурм»

Работа с матрицей для оценки идей

Приложение 2

Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

Таблица №1

Критерии

Уровни

Практическая готовность в реализации учебного исследования

Мотивированность исследовательской деятельности

Проявление креативности в исследовательской деятельности

Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы

Исходный уровень

Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности

Низкая мотивация

Действия по аналогии

Только под руководством учителя

Начальный

уровень

Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования

Преобладают внешние мотивы

Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске

Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе

Продуктивный

уровень

Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования.

Внешние и внутренние мотивы к исследованию

Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы

Некоторые

этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога

Креативный уровень

Умения самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач

Устойчивые внутренние мотивы к исследованию

умение оригинально представить результат деятельности

высокая степень самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования

Предварительный просмотр:

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике. Задание «Посмотрите на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняли следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

  • давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.



Важным принципом развивающего образования в учебных заведениях является демонстрация учащимися конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской деятельности учащихся.

- понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Под исследовательской деятельностью - понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Значимой особенностью исследовательской деятельности , является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основная задача исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. Таким образом, в современное образование необходимо включение такого его элемента, как исследовательская деятельность учащихся.
Структура исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову)

Исследовательская деятельность предполагает наличие следующих видов деятельности:

Знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными традициями, областью исследования;

Изучение теории, посвященной данной проблематике;

Подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими;

Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

Собственные выводы

Безусловными нормами исследовательской деятельности являются:

необходимость доказательности и обоснования: позиции, данных, способов достижения результатов;

необходимость постоянной проверки результатов;

недопустимость плагиата


Этапы работы:

Выбор темы;

Выявление проблемы исследования;

Постановка цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования;

Выдвижение гипотезы;

Сбор информации по проблеме;

Выбор методов и методики исследования;

Проведение наблюдений и эксперимента;

Отбор и структурирование материала в соответствии с темой и целями исследования;

Оформление проекта;

Защита проекта

Правила выбора темы:


  • Тема должна быть интересной, увлекательной, ее выбор – добровольное дело;

  • Тема должна быть выполнима, ее решение должно принести реальную пользу участникам исследования;

  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в запланированное время (не более учебного года);

  • Тема должна соответствовать уровню образования учащихся;

  • Тема должна иметь информационную и материальную базу для своего выполнения
В работе обосновывается актуальность выбранной темы.

Аспекты актуальности:


  • Историко-научная;

  • Теоретическая;

  • Эмпирическая;

  • Социальная;

  • Практическая;
Степень исследованности темы (проблемы) и обоснование новизны исследования:

  • Исторический экскурс развития темы, степень изученности проблемы. Дается оценка главных достижений и недостатков в исследовании темы в отечественной и зарубежной литературе. Анализируются основные подходы

  • Обоснование новизны заключается в раскрытии личного вклада в дальнейшее исследование темы (проблемы).

  • Научная новизна - одно из главных требований к теме исследования. Это значит, что оно должно содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки.

  • Новизна исследования и тема органично связаны. При этом должна существовать гипотеза (прогноз) новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности. Иногда это ядро исследования называют "изюминкой" исследования.

  • Не менее важным критерием качества исследования является критерий полезности или его практическая значимость. Практическая значимость исследования в обязательном порядке устанавливается и обосновывается.
К ним можно отнести наличие:

Положительных результатов использования разработок исследования в обществе, отдельном коллективе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике;

Предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования;

Знаний, полезных для использования в учебном процессе средней или высшей школы.

Технология выдвижения гипотезы:

1. Сбор и анализ отдельных фактов и результатов: наблюдений, предшествующих экспериментов, изучения научной литературы, размышлений и т.д.

2. Обнаружение необычного, неожиданного, в т.ч.: неясностей, несоответствий, нарушений в цепи предшествующего доказательства;

3. Выявление проблемы

4. Формулирование гипотезы как возможного варианта решения проблемы: позволяет увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны;

5. Заставляет выйти за рамки обыденных представлений;

6. Несет элементы мысленной игры.

Гипотеза может родиться и как результат догадки, предположения.

Объект исследования представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в определенном понятии, и определяется как область научных изысканий исследовательской работы.

Предмет исследования можно определить как новое научное знание об объекте исследования, получаемое в результате научных изысканий. В состав предмета исследования может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении, объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования.

Текст исследовательской работы должен включать:

1. Введение (цель работы, ее значимость и актуальность)

3. Описание проблемы, целей и задач исследования;

4. Рассмотрение проблемы в контексте современного состояния науки;

5. Формулировку гипотезы (предлагаемого решения проблемы);

6. Описание методов и методики исследования

7. Описание результатов собственного исследования;

8. Выводы (свой взгляд на решение поставленной проблемы);

9. Заключение (результаты собственной работы, подтверждающие гипотезу, перспективы работы);

10. Рецензии.
Подготовка и публичная защита проекта - венец исследовательской работы. Учитесь доказывать свою правоту и отвечать на вопросы!
Общие рекомендации:


  • подходите к проведению исследовательской работы творчески,

  • не сдерживайте свои исследовательские инициативы;

  • учащийся должен самостоятельно делать все то, что он может сделать;

  • учитесь прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

  • развивайте навыки самостоятельного решения проблем исследования;

  • развивайте умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию

Требования к организации исследовательской деятельности
1. Общие требования к исследовательской деятельности.
1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.

1.2. Новые представления должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.

1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.
2. Требования к процессу исследования.
2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

2.5. Предоставлять возможность ученикам применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так. Чтобы они могли оценить их прикладное значение.
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению.
3.1. Учитель должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником реальные задачи в понятной для учеников форме.

3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных приемов.

3.3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

3.4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

3.5.Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

3.6.Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления потери интереса ребят к проблеме.

3.7.Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

УДК 371.385 ББК Ч402.61

ГСНТИ 14.25.07

Код ВАК 13.00.01

И. В. Ерошкина

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: структура исследовательской деятельности учащихся; информационные процессы; исследовательские умения учащихся по реализации информационных процессов.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается структура исследовательской деятельности учащихся на основе современной концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также представляется содержание исследовательских умений учащихся по реализации информационных процессов.

THE STRUCTURE OF RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS IN PRIMARY SCHOOLS IN THE MODERN DEVELOPMENTAL EDUCATION

KEY WORDS: structure of research activity of schoolchildren; information processes; research skills of schoolchildren on the realization of the information processes.

ABSTRACT. The article presents the structure of research activity of schoolchildren on the basis of the modern concept of the federal state educational standards of general education of the second generation; besides the author describes the content of the research skills of schoolchildren on the realization of the information processes.

ажность включения в обучение учащихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушин-ский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения . «Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности» .

Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на теоретических положениях системнодеятельностного подхода Л. С. Выготского,

А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественноматематического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соот-

ветственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

Умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию .

Несмотря на то что исследовательская деятельность не выделена отдельным блоком, она не существует изолированно от других компонентов в структуре деятельности школьника, а органически с ними сливается. Именно от наличия у ученика исследователь-

© Ерошкина И. В., 2012

ских умений зависит, насколько успешно он проявит себя в других видах деятельности.

Так, в познавательной (интеллектуальной) сфере предполагается овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов; в ценностноориентационной сфере - анализ и оценка деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; в сфере трудовой деятельности - соблюдение правил работы с приборами и инструментами; в сфере физической деятельности, рациональной организации труда и отдыха - проведение наблюдения за собственным здоровьем; в эстетической сфере - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В психологии изучением исследовательской деятельности занимались И. А. Зимняя, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддья-ков, А. И. Савенков, Д. Б. Эльконин и др. Учебно-исследовательскую деятельность изучали Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина.

А. И. Савенков разработал учебнометодический комплект для решения практических задач исследовательского обучения в образовательной практике начальной школы.

В нашем исследовании особый интерес представляет развитие данной деятельности у учащихся среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9-х классов), характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника:

Увеличивается число учебных предметов, занятия ведут несколько учителей;

Усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий;

Ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Чтобы проанализировать процесс формирования исследовательской деятельности учащихся, необходимо рассмотреть ее структуру.

A. Н. Леонтьев в деятельности выделяет следующие структурные компоненты:

Собственно деятельность (система действий, отвечающих определенному мотиву);

Отдельные действия как составляющие деятельности, операции, или способ осуществления действий .

B. В. Давыдов в структуру деятельности включает цели - результаты, на достижение которых направлена деятельность, мотивы - побуждающие субъект к деятельно-

сти, средства, с помощью которых деятельность осуществляется [Там же. С. 91].

В философском представлении деятельность включает в себя следующие компоненты:

Предмет,

Средства,

Процесс,

Продукт.

Объединив философский подход к определению структуры деятельности с ее трактовкой, данной психологами, выделим следующие компоненты в исследовательской деятельности учащихся: объект,

предмет, мотивы, цели, содержание (действия) и результат (продукт) деятельности. Структура исследовательской деятельности школьника представлена на рисунке.

Рассмотрим структуру исследовательской деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития подростков. Согласно А. Н. Леонтьеву: главное, что отличает одну деятельность от другой, - это мотив. Мотивация исследовательской деятельности существенно влияет на ее организацию и конечную эффективность, так как без мотива не бывает и деятельности.

Изучением мотивации занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, П. М. Якобсон, А. Мас-лоу и другие известные психологи. Классификация мотивов у разных авторов различается. Мотивы учебной деятельности были рассмотрены А. К. Марковой. Она делит их на три группы:

1) познавательные мотивы (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения);

2) социальные мотивы (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми);

3) творческие мотивы (поиск новых способов учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми) .

Для определения мотивов учащихся среднего звена общеобразовательной школы к исследовательской деятельности нами было проведено анкетирование. В нем приняли участие учащиеся 5-8-х классов МОУ «Гимназия №3 г. Орска», активно вовлеченные в исследование разных предметных областей.

С целью выяснения ведущих мотивов к исследовательской деятельности мы проанализировали ответы учащихся на вопросы «Почему ты занимаешься исследованием?», «Что тебя привлекает в исследовательской деятельности?» и получили следующие результаты (табл. 1).

130 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2012. № 3

Объект Объекты и явления окружающего мира

Предмет Совокупность исследуемых свойств объекта или явления для получения нового знания

Исследовательская деятельность учащихся Мотивы - стремление к познанию - потребность в самосовершенствовании и самореализации - потребность в признании и самоутверждении

Цели - получение субъективно новых знаний - развитие познавательной мотивации - развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний - развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями - активизация личностных качеств

Действия (содержание) 1.Организационные (определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, подбор методов исследования; планирование исследования, подбор оборудования; определение условий для проведения исследования) 2.Операционные (формулировка гипотезы; проведение теоретического анализа и эксперимента в различных услови ях; запись и обработка полученных результатов) 3.Контрольно-оценочные (проверка правильности выдвинутой гипотезы; проверка эффективности подобранных методов; оценка своей деятельности по получению результата; определение условий, в которых наиболее эффекти вен данный результат)

Результат (продукт) Субъективно новые знания

Рис. Структура исследовательской деятельности учащихся

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся по выявлению ведущих мотивов __________к проведению исследовательской деятельности, %______________

Класс Познавательный мотив Мотив достижения Мотив саморазвития Коммуникативный мотив

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод: в 5-м классе у школьников преобладают познавательные мотивы, интерес к новым знаниям; 19% учащихся при выполнении исследования хотели бы получить положительный результат (мотив достижения успеха). В 6-м классе результат анкетирования меняется незначительно. В 7, 8-х классах результат меняется: повышается коммуникативный мотив и мотив саморазвития.

Мы провели сравнение учебной мотивации, творческого самоопределения и уровень умственного развития учащихся 6-го класса. При анализе полученных результатов выяснилось, что выборы учащимися значимых для них причин распределились следующим образом: высокую и положительную школьную мотивацию, учебную активность обнаружили 76% учащихся; среди мотивов учебной деятельности наибольший процент имели мотив саморазви-

тия, мотив достижения и познавательный мотив; средний уровень умственного развития - норма. Таким образом, у учащихся 5-8-х классов преобладает наличие устойчивого интереса к знаниям, к их регулярному приобретению, углублению и расширению, что будет способствовать получению фундаментальных знаний по основам наук, усилению мотивов учения. Наиболее важным для развития исследовательской деятельности будет являться познавательный мотив, если такого мотива нет, ученик или не будет заниматься исследовательской деятельностью, или будет удовлетворять какие-то другие потребности.

На рисунке мотивы исследовательской деятельности представлены в иерархической последовательности по степени убывания значимости мотива.

Рассмотрим следующий компонент в структуре исследовательской деятельности - ее цель. Согласно определению исследова-

тельской деятельности, основной ее целью является выработка новых научных знаний, уточнение и расширение уже известных знаний.

С. Л. Белых отмечает, что новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности .

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

Получение новых знаний;

Развитие познавательной мотивации;

Развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

Развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

Активизация личностной позиции. Процессы целеобразования в среднем

школьном возрасте во многом связаны с отработкой умения произвольно организовывать свою учебную работу, сосредоточивать внимание, преднамеренно запоминать. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей. К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим.

Исходя из перечисленных целей и требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, определим следующие задачи исследовательской деятельности ученика:

Познавательная - получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапред-метном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

развивающая - умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

Воспитательная - развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

Рассмотрим еще один элемент, входящий в структуру исследовательской деятельности учащегося, - это действия (операции), из которых складывается деятельность.

Для обучения человека определенной деятельности, по мнению В. П. Беспалько, необходимо, чтобы он умел работать с информацией: получать и запечатлевать необходимое количество информации; обрабатывать эту информацию по определенным правилам для ее «присвоения» на заданном уровне обучения, сохранять информацию достаточно долго; точно и эффективно воспроизводить и своевременно применять информацию. «В этом, - как заключает ученый, - и состоит информационная сущность процесса обучения» .

С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа - это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий. Поэтому исследовательская деятельность ученика состоит из организационных, операционных и контрольнооценочных действий. Совокупность операций, производимых при этом, составляет содержательную основу перечисленных действий (табл. 2).

Таблица 2

>3 т о ш ш X (0 £ ш о о Исследовательские действия

организационные операционные контрольно-оценочные

Определение целей и задач исследования (зависят от типа исследования: учебного или научного); - выбор объекта и предмета исследования, подбор методов их исследования; - планирование исследования, подбор оборудования; - определение условий для проведения исследования; - получение и переработка информации - формулировка гипотезы; - проведение теоретического анализа и эксперимента в различных условиях; - запись и обработка полученных результатов; - получение, переработка, хранение и передача информации - проверка правильности выдвинутой гипотезы; - проверка эффективности подобранных методов - оценка своей деятельности; - определение условий, в которых наиболее эффективен данный результат; - анализ полученной информации

Организационные действия. Для того чтобы организовать исследование, ученик должен четко сформулировать его цель и поставить перед собой конкретные задачи, поэтому он выявляет для себя объект и предмет исследования, формулирует, гипотезу, определяет задачи и методы.

Кроме того, для проведения любого исследования ученик должен четко его спланировать, т. е. составить программу дальнейших действий, подобрать необходимое оборудование и определить условия, оптимальные для проведения исследования и проверки выдвинутых гипотез.

На данном этапе начитывается большой объем литературы, ведется поиск информации. Ученики проводят библиографический поиск, отбирают информацию из литературы, Интернета и других источников информации, определяют направления поиска, предварительно знакомятся с информацией, конкретизирует ее, уточняют, углубляют полученные данные, представляют и анализируют полученную информацию.

На данном этапе обязателен процесс получения и переработки информации. Предварительно полученную информацию необходимо систематизировать, классифицировать, найти логические связи, выделить главное и обобщить. Очень важным для ученика является умение преобразовать текст документа (свернуть отобранную из первоисточника информацию, композиционно ее оформить), а для этого ему необходимы навыки работы с компьютером и знание соответствующих компьютерных программ.

Полученную информацию следует разместить и накопить традиционным способом: в виде таблиц, структурно-логических схем, графиков и т. д.

Все эти действия предшествуют непосредственному проведению исследования и относятся к его организационной части, поэтому они имеют соответствующее название (табл. 2).

Операционные действия представляют собой ряд конкретных операций, осуществляемых для достижения цели исследования. Первоначально ученик пытается формулировать гипотезу, отражающую идеальный результат исследования.

Затем гипотеза подвергается анализу либо ставится эксперимент. Для проведения исследования необходимо тщательно спланировать программу эксперимента, оптимально организовать деятельность, осуществить контроль, оценить результаты деятельности, скорректировать их, определить методы проверки гипотезы и проанализировать факты, выявившиеся в ходе работы.

Для этого этапа необходимы умения по использованию информации, а также и такие информационные умения, как получение, переработка, хранение и передача информации. Операционные действия направлены на проверку гипотезы с помощью теоретического анализа или эксперимента.

В ходе эксперимента проводится запись и затем обработка полученных результатов. На стадии предъявления результатов эксперимента учащиеся должны освоить умение по представлению разнообразных форм результата: в виде устного изложения, в письменном виде (отчет, реферат, статья, исследовательская работа, эссе и т. д.), с использованием компьютерных технологий (презентации, Интернет, электронная почта).

Контрольно-оценочные действия направлены на проверку ранее выдвинутой гипотезы, правильности и рациональности подобранных методов, оценку своей деятельности.

Все перечисленные действия и операции направлены на реализацию целей и задач исследовательской деятельности, поэтому и результат деятельности должен им соответствовать:

Получение субъективно новых знаний на основе применения информационных процессов;

Развитие познавательных мотивов;

Развитие личностных характеристик ученика.

Особую роль в исследовательской деятельности играют информационные процессы: получение, переработка, хранение, использование и предъявление информации. Понятие информационных умений рассматривается в педагогической и методической литературе как часть общеучебных умений (Ю. К. Бабанский, Е. П. Бру-новт, Е. Т. Бровкина, С. Г. Воровщиков, Р. Г. Иванова, Г. С. Калинова, В. Ф. Морозова, В. И. Сивоглазов, В. А. Сластенин, А. В. Усова, Т. И. Шамова и др.). Большинство определений информационных умений носит эмпирический характер и определяется через набор некоторых умений, входящих в эту группу.

Опираясь на базовую схему мыследея-тельности Г. П. Щедровицкого , под информационными умениями мы понимаем способы деятельности, обеспечивающие адекватное восприятие, обработку и воспроизведение информации.

Такое понимание информационнокоммуникативных умений позволяет рассматривать их в качестве обязательного компонента изучения любого предмета. Структура каждого из информационных процессов будет иметь следующий вид (табл. 3).

Таблица 3

Информационные процессы

получение переработка хранение использование передача

информации информации информации информации информации

Умение осуще- - умение выделять - умение накап- - умение отобрать - умение передать

ствлять библио- главное, обобщать, ливать инфор- информацию соглас- информацию в

графический систематизировать мацию тради- но поставленной це- речи;

поиск, отбор информацию; ционным спо- ли; - умение передать

информации из - умение анализиро- собом; - умение оценить информацию с

других источни- и классифицировать собственный мацию; компьютерных

ков; информацию, нахо- банк данных на - умение перерабо- технологий;

Умение продук- дить логические базе ЭВМ; тать информацию; - умение передать

Умение полу- - умение пользовать- чать доступ к полученную инфор- письменном виде

чать информацию при помощи научных методов исследования; - умение пользоваться электронными средствами коммуникации ся пакетами компьютерных программ для обработки информации базам данных, распределенных в локальных и глобальных сетях мацию для решения исследовательских заданий

Итак, мы определили, что исследовательская деятельность учащегося - это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.

ЛИТЕРАТУРА

БЕЛЫХ С. Л. Управление исследовательской активностью студента: метод. пособие для преподавателей вузов и методистов / УдГУ. Ижевск, 2008.

БЕСПАЛЬКО В. П. Основы теории педагогических систем / ВГУ. Воронеж, 1977.

БОГОСЛОВСКИЙ В. В., СТЕПАНОВ А. А. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. В. Богословского и др. М. : Просвещение, 1981.

КАК проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011.

МАРКОВА А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1983.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии; Академия пед. наук СССР; под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. СТАНДАРТ второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы (проект) / / Биология в школе. 2009. № 5.

ЩеДРоВИЦКИЙ Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1996.

В общественном сознании существует представление об исследовании как установлении, обнаружении, понимании закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего-либо из “следа”, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.

Главная цель исследования должна пониматься учителем и учащимся как установление истины или как наблюдение за объектом. А развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий . Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.

Результативность инновационного поиска во многом зависит от уровня подготовленности, заинтересованности и слаженности действий участников исследования (школьников), четкости распределения заданий, точности критериально - оценочных показателей, конкретизации направлений изучаемой темы, умелого мониторинга.

При серьезном и ответственном отношении к делу исследовательская деятельность становится для школы необходимой и органично вписывается в общий педагогический процесс, взаимодействуя с другими видами учебной деятельности. Также исследовательская работа может стать мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованности общества.

Исследовательская деятельность школьников несет в себе ряд особенностей:

она, как правило, носит конструктивно - деятельностный характер, педагогическая задача которого - не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел;

она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля.

Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:

соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;

максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;

компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

Безусловно, полезно выработать показатели эффективности исследовательской работы и руководствоваться ими при оценке достижений учителя и стимулирования его саморазвития на основе соединения теории и практики, и тогда возможность достигать более высоких результатов образовательного процесса будет наглядной для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Очень важную роль в исследовательской деятельности играет выбор темы исследования, при выборе темы должны учитываться правила:

  • 1. Тема должна быть интересна учащимся, должна увлекать его.
  • 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • 5. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
  • 6. Школьник должен чувствовать себя исследователем.

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Общие исследовательские умения и навыки - это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

В рамках исследовательской деятельности при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

Для формирования основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.

Развитие умений видеть проблемы. Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь - это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем - дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Развитие умений выдвигать гипотезы. Гипотеза - это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза - это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это - проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное .

Таким образом, мы определяем исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Исследовательская деятельность школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить, что для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем, т.к. увлекает увлеченный.

Доклад

Организация исследовательской деятельности

младших школьников.

В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Для большинства родителей очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий.
В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии , построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна рас­ширять круг интересов и развивать позна­вательную мотивацию обучающихся.

Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостотельной

деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

    анализ проблемной ситуации;

    целеполагание;

    формулирование вопросов;

    планирование действий;

    отбор необходимой информации;

    логические умения;

    умение строить гипотезы и делать выводы;

    рефлексия;

    самоконтроль, самооценка и др.

Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают « Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.

Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы :

    стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

    обучение проведению учебных исследований младших школьников;

    развитие творческой исследовательской активности детей;

    ознакомление с научной картиной мира;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.

Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы.

В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:

    низкий уровень интеллектуального развития учащихся;

    низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;

Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого - разный уровень интеллекта школьников.

Видя такую ситуацию, пришла к выводу, что надо менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать уроки полезными и интересными для учеников моего класса.

Работая 20 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески, может свободно реализовать собственное «Я».

Ведущей педагогической идеей данного опыта, является создание на уроках ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность.

Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить такие умения как:

    собирать информацию;

    сравнивать по отдельным параметрам;

    сопоставлять и анализировать;

    обобщать;

    проводить эксперименты;

    классифицировать;

    делать умозаключения и выводы;

    создавать тексты.

Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

В основе исследовательской деятельности лежат:

    развитие познавательных умений и навыков учащихся;

    умение ориентироваться в информационном пространстве;

    умение самостоятельно конструировать свои знания;

    умение интегрировать знания из различных областей наук;

    умение критически мыслить.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Задачи исследовательской деятельности:

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.

Новизна опыта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Основными подходами в становлении опыта стали:

    учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.

    создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика.

    формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности.

    понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

    взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. В связи с этим можно рассматривать две основные формы исследований: экспресс - исследования(проводятся в основном в рамках урока, по предложенной учителем тематике) и долговременные (реально осуществлять во внеурочной деятельности) исследования. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

    поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

    развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

    формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Начиная с первого класса в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

С первых дней занятий в школе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.

Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности –игры -занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй класс ориентирован:

    на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

    развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

    на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;

Включение младших в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта;

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини-исследования; во внеурочной -экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Третий и четвертый классы будут ориентированы:

    на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;

    на увеличение сложности учебно - исследовательских задач;

    на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач;

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этого этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, презентация). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказало том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности детей.

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

Презентация (защита)- венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Приложение

Памятка юному исследователю

Эти материалы помогут тебе в проведении собственных исследований. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.

Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы.

Как выбрать тему исследования?

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Если не сможешь сразу понять,о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?"

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

(Тему исследования надо записать)

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - предусматривающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

Цель исследования

Определить цель исследования, значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Запиши цель своего исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения; а задачи описывают основные шаги.

Запиши задачи собственного исследования.

Гипотеза исследования

Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово "гипотеза" происходит от древнегреческого слова – основание предположение, суждение о закономерной связи явлений. "Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "возможно".

Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы? Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: "Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?" Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследования:

Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

Спросить у других людей;

Понаблюдать;

Провести эксперимент.

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь:

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исслeдовaния

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы; специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить, вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений - человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

7. Провести эксперимент

Слово "эксперимент" происходит от латинского познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимент

Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

1) дать определения основным понятиям;

2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;

4) ранжировать основные идеи;

5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

6) выработать суждения и умозаключения;

7) сделать выводы

8) указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;

9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов,

Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и т.д.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс" возникло от греческого "paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный)

4. Ранжировать основные идеи

Слово "ранжирование" происходит от слова "ранг". В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности; то есть определять, какая идея самая главная; какая занимает по значимости второе место, какая - третье и т.д.

Умение отделять главные идеи, от второстепенных – важнейшая особенность ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании "материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6. Выработать суждения и сделать умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить - значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

7. Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы ­это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше

9. Подготовить текст доклада

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.