Нормы международного права и международные договоры российской федерации. Нормы международного права, международные договоры

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для граждан-ского права особое значение имеет международно-правовой прин-цип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заклю-чаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независи-мо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких

связанных между собой документах, а также независимо от кон-кретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации1). Меж-дународные договоры могут быть межгосударственными, межпра-вительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в «Собрании законодательства Российской Федера-ции» (если они требуют ратификации) и в ежемесячном «Бюллетене международных договоров». Издаются также тематические сборни-ки международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в облас-ти международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.).

Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о пра-вовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с ино-странными юридическими лицами и гражданами. Однако они при-меняются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пас-сажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на терри-тории Российской Федерации. Кроме того, многие положения меж-дународных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК на базе положений Конвенции ООН о договорах междуна-родной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), кото-рая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего КТМ и Воздушный кодекс, широко используют соответст-вующий международный опыт, закрепленный в действующих тран-спортных конвенциях.

РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 10 ок-тября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции об-щепризнанных принципов и норм международного права и меж-дународных договоров Российской Федерации»1. Разъяснения по этим вопросам содержатся в информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996 г. и 16 фев-раля 1998 г.2.

Для эффективного применения норм международного договора необходимо правильно понимать его содержание. Толкование и является выяснением действительного значения и содержания международного договора.

В правовой доктрине и практике международного права долгое время доминировали два принципа толкования, которые вытекали из идеи абсолютного суверенитета государств - сторон договора: а) главную роль при толковании договорных положений играет намерение сторон при создании текста договора, и оно выясняется прежде всего посредством анализа подготовительных материалов; б) в случае сомнения договорные положения следует интерпретировать ограничительной в пользу неограниченной свободы суверенных государств - сторон договора. Однако при разработке Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Комиссия международного права отклонила подход, согласно которому при интерпретации договора следует отдавать предпочтение какому-то одному из таких факторов, как текст договора, намерение сторон или его объект и цель, поскольку использование одного из них в ущерб другим факторам противоречило бы практике Международного Суда ООН. Так, в решении по делу об Англо-иранскую нефтяную компанию от 22 июля 1952 г. Суд заявил, что он не может основываться на чисто грамматической интерпретации: он должен стараться дать такое толкование, которое соответствует естественному и обоснованному прочтению документа, должным образом учитывая намерения стороны.

В дальнейшей своей практике Международный Суд ООН твердо придерживается норм Конвенции 1969 г.: в решении от 13 декабря 1999 г. в деле, что касается острова Касикилі/Седуду (Ботсвана против Намибии), Суд указал, что будет толковать положения Договора от 1 июля 1890 г., применяя правила толкования, предусмотренные в Венской конвенции, с учетом своего прецедентного решения по делу между Ливийской Арабской Джамахирией и Чадом от 1994 г., в котором говорится, что "договор должен толковаться на добросовестной основе в соответствии с обычным значением, которое принадлежит придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и цели. Толкование должно базироваться прежде всего на тексте договора. В качестве дополнительного мероприятия можно обратиться к таким средствам толкования, как материалы по подготовке договора".

Приемы толкования различают в зависимости от характера обязательств - благоприятных или неблагоприятных. В первом случае сроки необходимо употреблять в более широком значении, а в обязательствах неблагоприятных - наоборот. Г. Гроций по этому вопросу отмечал, что "одни обещания содержат обязательства благоприятные, другие - нет; одни - смешанные, остальные - посредственные. Благоприятные обязательства должны равносторонний характер и направлены на взаимную пользу; чем значительнее и шире такая польза, тем более благоприятным является и такое обязательство, как, например, те, что способствуют скорее мира, чем войне, или войне оборонительной перед той, что имеет другую цель. Неблагоприятными являются те обещания, согласно которым обременяется только одна сторона или она тяготится больше, чем другая; которые предусматривают наказания или признания каких-либо актов неправомерными или вносят изменения в предыдущие обязательства. К смешанным относятся такие, которые вносят изменения в предварительные соглашения, но с целью мира; учитывая значимость блага, которое имеют целью, или изменений, которые вносятся, они признаются то благоприятными, то неблагоприятными, однако при всех равных условиях преобладает содействие. В обязательствах благоприятных слова нужно употреблять в широком смысле, так чтобы включать или технические данные самим законом обозначения".

Большое значение для правильного понимания международных договоров имеют принципы толкования, под которыми понимают общие правила, учитывающие особенности международного договора как соглашения субъектов международного права.

Принципами толкования международных договоров являются, прежде всего, добросовестность и предоставления терминам договора обычного значения. Специальное значение термина может предоставляться в том случае, когда участники договора имели такое намерение. С целью толкования контекст договора охватывает его текста, включая преамбулу и приложения, а также любое соглашение в отношении договора. Во внимание также должно приниматься любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора. Если было любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или его применения, то она должна учитываться при толковании международного договора. Учитывается последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

в то же Время в рамках отдельных международных договоров могут существовать собственные принципы. Так, в основе толкования международных соглашений в сфере прав человека лежит принцип эффективности, широко применяемый в рамках Страсбургского правозащитного механизма. Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивали, что толкование Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. должно базироваться на общих международно-правовых принципах интерпретации, но с обязательным учетом особой природы этого документа и соответствующих стандартов Совета Европы. В связи с этим объект и цель Конвенции как сделки, направленной на защиту человеческой личности, требует толкования и применения ее положений таким образом, чтобы сделать предусмотренные в ней гарантии практическими и эффективными.

Особая ценность принципа эффективного толкования в том, что он дает возможность наилучшим образом адаптировать цель защиты прав индивида в изменяющихся социальных условий и развития общества. Этот принцип необходимо предполагает так называемую динамическую (или эволюционную) интерпретацию, в которой международные суды обращались в основном при толковании договорных обязательств в сфере прав людини1. Эволюционная трактовка некоторые исследователи называют историческим, поскольку международный договор, как и международное право, является исторически обусловленным явлением и правильно понимать их можно только в историческом контексте.

самыми Распространенными способами толкования международных договоров являются грамматический, логический, специально-юридический, исторический, систематический. По содержанию эти способы толкования мало чем отличаются от аналогичных приемов, используемых при толковании внутригосударственных нормативных актов и описаны в общей теории права.

Под историческим способом толкования в целом понимают выяснение значения международного договора путем изучения исторической обстановки, конкретных обстоятельств и взаимоотношений сторон при его заключении с учетом цели, к которой стремились достичь последние.

Эволюционное толкование обеспечивает постепенное развитие содержания международного договора вследствие изменений в жизни общества.

Выяснение объекта и цели международного договора предусматривает также телеологическая школа толкования. Она исходит из того, что норма международного права служит установленной цели, выполняет определенные функции, а потому должна интерпретироваться так, чтобы обеспечить достижение этой цели и реализацию таких функций. Основные положения перечисленных выше принципов интерпретации и вобрал в себя принцип динамического толкования.

Председатель Европейского суда по правам человека Л. Вільдхабер замечал, что лейтмотивом прецедентной практики Суда всегда было соблюдение эволюционной линии юриспруденции, что является продолжением динамического толкования Конвенции, заложенного органами, что существовали раніше1.

Если толкование международного договора приводит к результатам явно абсурдным или неразумным, а также оставляет значение его положений двусмысленным или непонятным, то можно обратиться к дополнительным средствам толкования: подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора.

За субъектом интерпретации различают официальное и неофициальное толкование международного договора. Толкование считается официальным, если оно осуществлено государствами (и их органами) или международными органами и организациями. Толкование, осуществленное юридическими или физическими лицами, является неофициальным. Разновидностью неофициального считается доктринальное толкование, которое осуществляют ученые или научные организации.

Аутентичное толкование - самый высокий уровень официальной интерпретации, поскольку осуществляется всеми его участниками, поэтому оно имеет силу положений самого международного договора.

Толкование международных договоров международными организациями и особенно ООН - весьма авторитетный разновидность официального толкования, хотя не имеет юридической обязательности.

При выяснении действительного значения и содержания международного договора важная роль также принадлежит международным судебным и арбитражным органам, например, Международному Суду ООН и Европейскому суду по правам человека. Осуществляемое этими органами толкование именуется судебным и его авторитет в последнее время неуклонно растет. Так, в результате толкования Европейским судом по правам человека Конвенции 1950 г. и Протоколов к ней образуются прецеденты толкования, формой существования которых является решения и постановления этого Суда, что воспринимаются государствами - членами Совета Европы как обязательные. Суд ЕС призван обеспечить единообразное понимание и применение права сообществ, в сравнительно короткие сроки утвердился как високоавторитетний и беспристрастный орган. Действуя в пределах юрисдикции, он сформулировал много жизненно важных для развития интеграционного процесса концептуальных положений. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы. Суд ЕС сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. С помощью судебного толкования он заполнил много пробелов и уточнил содержание некоторых постановлений учредительных договоров и актов вторичного права.

Толкование норм международного права как части права страны представляет весьма сложную проблему, обладающую немалой спецификой и приобретающей все большее практическое значение. В международных отношениях государства и международные органы, включая судебные, выясняют смысл нормы как элемента международно-правовой системы. Органы государства толкуют международную норму с тем, чтобы она могла быть применена как часть национальной правовой системы.

Таким образом, в наше время большое значение приобрело толкование государством норм международного права для его национальной правовой системы, а с другой стороны, нормы внутреннего права стали чаще использоваться при толковании норм международного права. Объясняется это общей тенденцией к сближению международного и внутреннего права, углублением их взаимодействия. Значение отмеченных моментов подчеркивается в судебной практике и литературе. Н.А. Ушаков в главе о толковании норм международного права пишет: "....В необходимых случаях международное право отсылает к праву внутригосударственному, а последнее - к обязательствам государства в силу международного права"*(1853).

В результате растущего числа законов, связанных с международным правом, они все чаще используются при толковании международных договоров соответствующих государств. При толковании Соглашения о морском разграничении между Данией и Норвегией Международный Суд сослался на соответствующие законы этих стран. Суд также определил, что внутригосударственная действительность указа, в частности, то, что он мог быть принят с превышением полномочий, не имеет значения для определения позиции государства*(1854).

Общие нормы должны применяться в условиях существенно различных национальных правовых систем, и толкование призвано обеспечить их совместимость. Проанализировав практику органов государства, главным образом судов, известный итальянский юрист Б. Конфорти пришел к выводу, что ей присущи два вида односторонности. Политическая односторонность, в силу которой суды руководствуются националистическими моментами, и юридическая односторонность, при которой принимают во внимание лишь свое внутреннее право*(1855). Суды прибегают к ограничительному толкованию норм международного права, полагая, что они ограничивают суверенитет государства. В результате международные нормы приобретают неодинаковое содержание в разных правовых системах.

Особо ощутимо все это, когда речь идет о нормах относительно прав человека или о положениях конвенций, унифицирующих частное право. Этим объясняется наличие следующего положения в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.: "При толковании настоящей Конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле" (п. 1 ст. 7).

О том, насколько это положение важно, свидетельствует судебная практика. Так, при рассмотрении дела Саломона в 1967 г. британский суд Королевской скамьи коснулся вопроса о возможности использования конвенции для толкования закона в случае, если никаких ссылок на конвенцию в законе нет. Суд заключил: "Если условия законодательства ясны и не вызывают сомнений, то они должны приводиться в действие независимо от того, является ли это выполнением договорных обязательств Ее Величества или нет, поскольку суверенная власть королевы в парламенте простирается и на нарушение договоров..."*(1856)

С учетом того что законодательные и судебные органы государства не всегда подготовлены к должному учету предписаний международного права и тем более к толкованию его норм, существенное значение приобретает толкование, осуществляемое компетентными органами исполнительной власти.

Договоры представляют собой источник международного права и потому должны толковаться в соответствии с этим правом даже в случае применения их постановлений внутри страны. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" говорится: "Разъяснить судам, что толкование международных договоров должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров..." Особое внимание обращается на то, что при толковании наряду с контекстом договора должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его содержания. Неправильное применение судом договора может являться "основанием к отмене или изменению судебного акта". Подчеркивается, что неправильное применение может иметь место, "когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права".

Разъяснение правильное, но нуждается в дополнительных комментариях. Дело в том, что Венская конвенция устанавливает лишь основные нормы о толковании. В значительной мере многие вопросы толкования определяются нормами обычного права и практикой. Довольно трудно представить себе, каким образом суды будут знакомиться с последующей практикой сторон. Наконец, следовало бы указать, что толкование договоров должно осуществляться с учетом того, что они являются частью системы права России и должны толковаться как ее часть.

Следовательно, принципиальное положение состоит в том, что международные принципы и правила толкования также являются частью права страны и в этом качестве обязательны для всех органов государства. В случае если они расходятся с правилами толкования, принятыми в национальной правовой системе, они пользуются приоритетом применения.

Вместе с тем при применении международных норм внутри государства их толкование должно осуществляться в соответствии с принципами и нормами национальной правовой системы. Признание приоритета за связью рассматриваемых норм с международным правом нашло выражение в Федеральном законе о международных договорах: "Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом" (п. 1 ст. 1).

Представляется, что в свете этого положения толкование следует начинать с выяснения содержания и юридических параметров нормы в свете международного права. Кроме того, международный договор может устанавливать особые правила заключения, выполнения и прекращения. В таких случаях его приоритет основан на правиле специального закона.

Тот факт, что Конституция указана после общепризнанных норм и договоров, ни в коей мере не означает ограничения ее статуса в правовой системе страны. Сохраняет свое значение общий принцип - Конституция "имеет высшую юридическую силу". Законы и иные правовые акты, включая те, что содержат международные нормы, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15). Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, то необходимо предварительно внести в Конституцию соответствующие поправки (ст. 22 Закона о международных договорах РФ).

Согласно Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы. Если договором установлены иные правила, чем законом, то применяются правила договора (ч. 4 ст. 15). Конституционный Суд подтвердил, что последнее положение относится и к общепризнанным принципам и нормам международного права.

Прежде всего следует учитывать, что Конституция установила не общий приоритет норм международного права, а приоритет применения. Общий приоритет означал бы, что в случае противоречия международной норме закон прекращает свое действие. Приоритет применения означает, что в случае противоречия в данном конкретном случае применяется международная норма, но это не лишает закон юридической силы, и он применяется в иных случаях.

В ряде законов РФ, включая Закон о международных договорах 1995 г., говорится, что договоры действуют, применяются в России непосредственно. Это ни в коей мере не следует понимать буквально. Закон о международных договорах проливает определенный свет на понятие "непосредственное действие". Под этим понимается тот случай, когда для осуществления договора не требуется издания внутригосударственных актов (п. 2 ст. 5).

Международные нормы применяются как "составная часть правовой системы" страны, т.е. обретают внутригосударственное действие, лишь став частью этой правовой системы. Строго говоря, в правовую систему страны включаются не нормы международного права с присущими им характеристиками и механизмом действия, а содержащиеся в них правила. Они действуют как часть правовой системы страны, как часть внутреннего права в соответствии с его целями и принципами, а также в установленном им порядке. С учетом этого осуществляется и толкование международных норм в правовой системе страны.

Вместе с тем, будучи включенными в правовую систему страны, международные нормы не утрачивают свою связь с международным правом и в этом плане представляют специфическую часть права страны. При их толковании используются принципы и правила толкования, присущие международному праву.

Конституция определяет компетенцию органов в области толкования международных норм. Главная роль в толковании норм в сфере международных отношений принадлежит исполнительной власти. В России Президент является гарантом Конституции и представляет государство в международных отношениях. В результате на нем лежит главная ответственность за обеспечение реализации международных норм. Поэтому даваемое им толкование обязательно для всех органов исполнительной власти.

Что же касается судебной власти, то она с должным уважением относится к актам толкования Президента, но юридически ими не связана и играет главную роль в толковании международных норм в целях применения их как части права страны. Принятое судом толкование может быть пересмотрено вышестоящим судом в общем порядке. Толкование Верховного Суда обязательно для всех иных судов государства.

При толковании норм международного права суды нередко обращаются за консультацией к исполнительной власти, прежде всего к ведомству иностранных дел. В США Верховный Суд придает большое значение толкованию договоров исполнительной властью и часто обращается к ней с просьбой дать заключение*(1857).

При ратификации, одобрении договора парламент может изложить свое понимание тех или иных его положений. Это толкование обязательно для исполнительной и судебной властей. Если парламент в дальнейшем излагает свое понимание вступившего в силу договора, то оно не является юридически обязательным.

При обсуждении вопросов, возникших в связи с Договором по ПРО, Сенат США принял решение, в котором, в частности, говорилось: "Соединенные Штаты будут толковать Договор в соответствии с общим пониманием Договора, разделявшимся Президентом и Сенатом во время, когда Сенат дал свой совет и согласие на ратификацию"*(1858).

Важная роль в толковании международных норм принадлежит парламенту при издании законодательства, призванного обеспечить их осуществление. Содержащееся в таком законодательстве толкование обязательно для всех органов государства, включая суды.

Из сказанного ранее видно, насколько существенное значение имеет толкование в процессе как создания, так и осуществления норм международного права. По мере усложнения международных отношений и международного права усложняются и задачи толкования. Решение их требует основательных знаний не только в области права, но и в области политики, экономики и др. Существенное значение имеет и общая наука о толковании - герменевтика. Углубление системного характера международного права придает особое значение систематическому толкованию, а это требует использования общей теории систем. Все это вносит немало нового в уже известные способы толкования. Существенное значение приобрело иерархическое толкование, т.е. толкование с учетом иерархии норм в системе. Оно представляет собой разновидность специально-юридического толкования.

Иерархическое толкование имеет особое значение для обеспечения эффективности главного содержания международного права, воплощенного в его основных принципах, которым придана высшая юридическая сила. Толкование осуществляется с учетом прежде всего основных принципов. Иерархия международно-правовых норм не ограничивается принципами. Своеобразной, если можно так выразиться - "временной, иерархии" посвящена ст. 30 Венских конвенций. В ней указаны правила применения договоров, заключенных в разное время. По мере роста числа договоров и усложнения их системы растущее значение приобретает проблема иерархии договорных норм во взаимоотношениях одних и тех же субъектов: соотношение договоров на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. Еще более сложной является эта проблема, когда речь идет о договорах с разными субъектами.

Характерная черта современного международного права - интенсивный рост числа как многосторонних, так и региональных и двусторонних норм. Как никогда настоятельной и вместе с тем сложной стала проблема обеспечения их согласованного действия. При этом следует учитывать, что возможности согласования норм на стадии их формирования весьма ограничены в силу интенсивности правотворческого процесса. В результате значительную долю согласования приходится производить на стадии осуществления норм. Главная роль здесь принадлежит толкованию как средству координации взаимодействия норм.

Новым явлением представляется рост роли неправовых, прежде всего политических, норм в регулировании международных отношений. Это ставит перед толкованием новые задачи по учету такого рода норм.

Углубляется взаимодействие международного права с правовыми системами государств. Последние становятся все более важным инструментом реализации норм международного права. С другой стороны, международное право создает необходимые условия для нормального функционирования правовых систем государств. В результате приходится все чаще решать сложные вопросы толкования норм одной системы в свете другой. О значении этих вопросов свидетельствует уже тот факт, что им уделяется внимание в конституциях государств.

Усложнение стоящих перед толкованием международного права задач диктует необходимость использования новейших технических достижений. Это связано, в частности, с тем, что рост числа субъектов, расширение их связей обусловили многократное расширение практики, которой принадлежит все более важная роль в развитии общего, обычного права. В результате возникла необходимость своевременного обобщения мировой практики. Сделать это можно лишь с помощью современных технических средств, прежде всего компьютеров.

Решить эту задачу под силу лишь небольшому числу государств, да и то в ограниченной степени. Поэтому назрела необходимость создать в рамках ООН соответствующий орган. Его деятельность способна сыграть существенную роль не только в выяснении содержания норм международного права, но также в определении тенденций его развития и определенном упорядочении этого процесса.

Российская Федерация является государством, готовым к сотрудничеству с международным сообществом. Именно поэтому любые договоры мирового характера должны составлять неотъемлемую часть российской правовой системы. Такое правило закрепляет статья 15 государственной Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются выше национальных актов, а потому и приоритет должен отдаваться мировым правилам. Об основных нормах межгосударственного характера будет рассказано в нашей статье.

Нормы международного права

Общепризнанной международной нормой называют определенное правило поведения, которое признается и принимается сообществом различных государств. Такое правило носит юридически обязательный характер.

На данный момент не принято ни одного нормативного акта, который содержал бы в себе исчерпывающий перечень общепризнанных норм и принципов международного права. Существуют лишь отдельные правила, содержащиеся в резолюциях и уставах ООН, решениях межнациональных судов и т.д.

Российская Федерация признает мировые нормы и принципы в качестве приоритетных. Однако сами международные акты не считаются в нашей стране источниками национального права. Это, скорее, внутригосударственные регуляторы общественных отношений, которым не должны противоречить отечественные законы и подзаконные акты.

Императивные и диспозитивные нормы

Общепризнанные принципы и нормы международного права предполагают формирование гражданских обязанностей и прав, обеспечиваемых юридическими механизмами. Спецификой таких норм является отсутствие санкций. Это означает, что мировое сообщество закрепляет лишь диспозицию - определенное правило поведения, а санкцию, то есть наказание за неисполнение правила, устанавливает отдельная страна самостоятельно. Каким образом должны устанавливаться санкции, и есть ли здесь определенные критерии? Означает ли отсутствие санкции диспозитивный характер международных норм и принципов? У юристов расходятся мнения на этот счет.

Известно, что национальные нормы появились раньше, чем международные. Можно верить в теорию общественного договора, но не стоит отрицать тот факт, что те же нормы ООН были сформированы из разных национальных правил. Сегодня общепризнанные нормы и принципы международного права развиваются с согласия представителей различных стран. В то же время само мировое сообщество значительно содействует развитию региональных систем. Получается некая взаимосвязь: интеграционные процессы помогают в развитии региональным, а регионализм модернизируется за счет качественной работы интеграционной системы. Можно ли в данном случае говорить об императивности норм, принимаемых мировым сообществом? Ответ кроется в юридической силе международных договоров. С точки зрения национального права, отечественные нормы должны соответствовать мировым. А это значит, что международные правила императивны, то есть общеобязательны. С другой стороны, никто не запрещает отдельному государству выйти из мирового сообщества - например, из ООН или Совета Европы. В этом случае все международные нормы будут для такой страны ничтожны.

Таким образом, общепризнанные нормы и принципы международного права не могут быть обязательными для всех без исключения государств. Тем не менее речь идет о важнейших правилах и установках, которые желательно соблюдать всем странам мира. Что это за установки, почему они так важны? Об этом далее.

Мирное разрешение споров

Между различными странами нередко возникают споры и разногласия. Ведутся переговоры, устанавливаются правила. В случае нарушения правил отдельные страны могут налагать друг на друга санкции. Все эти действия входят в категорию споров. Статья 2 Устава ООН гласит, что все межгосударственные споры должны разрешаться только мирным путем, и никак иначе.

Представители власти различных государств могут иметь какие-то интересы и амбиции. Но очень важно, чтобы действия власти не нарушали свобод, интересов, а главное, безопасности населения. В мире должна торжествовать справедливость, а поддерживать ее можно только мирными действиями.

Таким образом, мирное разрешение споров является общепризнанной нормой и принципом международного права. Закрепляемый в Уставе ООН, этот принцип конкретизируется в Декларации ОБСЕ 1970 года. Европейский Совет безопасности постановил, что государства должны предпринимать все усилия, чтобы справедливое решение было принято в максимально короткий срок. Воздержание от способов, содержащих угрозы и насилие, является приоритетной обязанностью каждой страны.

Отсутствие угроз и насилия

Межгосударственный принцип о мирном разрешении споров конкретизируется в норме ООН о неприменении угроз и насильственных деяний. Территориальная неприкосновенность и политическая независимость любой страны не должна никоим образом нарушаться. Какие бы внутригосударственные конфликты ни происходили внутри одной страны, ни одно другое государство не имеет права тревожить целостность своего соседа.

Следует отметить, что значение общепризнанных норм и принципов международного права нередко распространяется на все существующие государства, а не только на страны-члены ООН. Принцип неприменения угроз и силовых методов как раз попадает под такую категорию.

Применение силы, согласно международному акту, возможно лишь в случае самообороны. При этом другие страны должны зафиксировать, что насилие действительно имеет место в качестве защитительной меры. Так, некоторые государства путают понятие самообороны с превентивной методикой - когда есть конфликт, а потому "бить надо первым". Безусловно, подобные меры недопустимы, ибо противоречат предыдущей норме - о мирном разрешении споров.

Совет Безопасности ООН допускает вооруженные меры в качестве оборонительных, но лишь те, которые дозволены международным сообществом. Уполномочивается применять морские, сухопутные или воздушные силы, если они окажутся нужными для восстановления безопасности и порядка. Также в принцип неприменения силы включен ряд правил, среди которых следует выделить:

  • запрет на оккупацию территории другого государства в нарушение международных норм;
  • подстрекательства к ведению гражданской войны или осуществлению террористических актов в других странах;
  • создание, содержание или поощрение вооруженных банд, наемников и прочих формирований, целью которых является вторжение на территорию другой страны;
  • запрет на репрессиальные акты, связанные с применением силовых методов.

Таким образом, в Уставе ООН довольно четко раскрыт принцип неприменения силы. Это же правило закрепляется в российской Конституции. Общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные отечественным законодательством, обязательны для исполнения как обычными гражданами, так и представителями власти.

Мирное сотрудничество

В нашем мире существует немалое количество проблем. Техногенные и экологические катастрофы, терроризм и радикализм, расизм, гомофобия, шовинизм, бессмысленные войны - все это признается и осуждается международным сообществом. Первое, что необходимо для качественного разрешения всех существующих проблем - это мирное сотрудничество разных стран. Формы и объемы общественных взаимосвязей зависят только от специфики решаемого вопроса. Государства могут вести переговоры, брать на себя некоторые обязательства - но все это они должны делать мирно.

Мировые сообщества, вроде ООН, НАТО или ОБСЕ, тщательно следят за ведением переговоров между разными странами. В случае возникновения конфликтов организации призывают к миру и соблюдению банальных этических правил. Если же сотрудничество перерастает в конфликт, то международные организации ищут виновника, после чего применяют в отношении него санкционные меры воздействия.

Таким образом, мирное сотрудничество государств являются основополагающим элементом в прогрессивном развитии всей планеты. Наш мир будет идти вперед лишь в том случае, если каждая отдельная народность или этнос будет спокойно, бесконфликтно решать возникающие проблемы и трудности. А возможно это лишь с признанием особой роли общепризнанных принципов и норм международного права.

Принцип равноправия

Любая страна может выбрать такой путь и такую форму развития, какую она пожелает. Подобный принцип закреплен в статье 1 Устава ООН. Ни одно другое государство не должно мешать своему соседу в развитии. В противном случае произойдет нарушение права на самоопределение.

Также в статье 1 указан принцип равноправия. Он означает, что все страны равны между собой. Ни одно государство не имеет права взять на себя роль "мирового гегемона". Все народы должны поддерживать дружеские отношения, основанные на уважении и мирном сотрудничестве.

Почему принципы равноправия и самоопределения находятся в Уставе ООН в одном ряду? Ответ на этот вопрос предоставляет Заключительный акт ОБСЕ, в котором декларируется, что все страны равны в своем стремлении к совершенствованию.

Бывает, что поведение отдельных государств противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Примеры нарушения равноправия наблюдались в мировой истории нередко. В большинстве случаев заканчивались они не самым благополучным образом. Следует отметить, что все принципы, закрепленные в Уставе ООН, были выработаны на основе многовекового исторического опыта. Государства, не желающие руководствоваться международными правилами, делают первый шаг к саморазрушению.

Суверенность и нерушимость границ

Нетрудно догадаться, что все общепризнанные принципы и нормы международного права являются взаимосвязанными между собой. Каждая страна должна признавать равноправие всех государств, важность мирного сотрудничества и суверенность чужих территорий.

Зачастую даже неизвестно, насколько важную роль может играть для страны тот или иной участок земли. Если какое-то государство посягает на чужую территорию, то это может закончиться очень плачевно: пострадавшая страна либо впадет в кризис, либо и вовсе будет близка к экономической катастрофе. Именно поэтому все страны мира должны признавать нерушимость своих и чужих границ. А способствует этому понятие суверенитета - независимости государств от каких-либо внешних факторов.

Как соотносится суверенитет с необходимостью признавать международные правовые нормы? Нет ли тут парадокса? Ответит на этот вопрос не так уж и просто, но можно привести в пример Российскую Федерацию: наше государство формально признает мировые нормы, но они в то же время не являются источниками отечественной правовой системы.

Применение общепризнанных принципов и норм международного права является невероятно важным для любого государства. Социальная, экономическая, политическая и даже духовная сферы приобретут совершенно новое развитие, если национальный закон будет подчиняться межгосударственному.

Выполнение правовых обязательств

Государства, ведущие сотрудничество друг с другом, должны своевременно, качественно и добросовестно исполнять все взятые на себя обязательства. Это важнейший принцип, означающий справедливость и уважение различных стран. Согласно статье 2 Устава ООН, все члены международной организации обязаны выполнять принятые на себя полномочия и обязанности. Подобное правило распространяется и на остальные государства.

История рассматриваемого принципа берет свое начало еще в 1648 году, когда страны-участники тридцатилетней войны приняли решение подписать Вестфальский мир. Тогда все члены собрались за круглым столом как участники, наделенные равными правами.

Уважение прав человека

Все перечисленные выше принципы и нормы имеют только одну конкретную цель: защиту свобод, интересов и прав любого живущего на земле человека. Эта же цель является основополагающей в межнациональной юридической системе, указывающей на особое место общепризнанных принципов и норм международного права.

В Преамбуле Устава ООН говорится о вере в человеческие права, о равноправии мужчин и женщин, уважении к основным свободам, отрицании дискриминации и т.д. Каждое государство должно заботиться о своих людях. Следить за этим должны межгосударственные организации.

Значение норм международного права

О значении межгосударственных норм можно говорить с двух позиций: национальной и мировой. В первом случае речь пойдет о важности общепризнанных норм и принципов международного частного права, а во втором - о развитии интеграционной мировой системы.

Сразу стоит разобраться с вопросом о том, что представляет собой международное частное право. Это совокупность норм национального законодательства, которое осложняется иностранными элементами - то есть межгосударственными нормами. Так, в качестве примера можно взять уголовное право. Общепризнанные принципы и нормы международного характера диктуют, что в уголовной сфере запрещено применение пыток, подкуп членов судебного процесса, непредоставление защиты и т.д. Соблюдение всех этих принципов поможет содержать уголовную систему в актуальном, а потому качественном развитии. Так же это работает и с любой другой юридической сферой.

С точки зрения мирового сообщества, такого как ООН, использование международных норм тоже является немаловажным. Чем больше стран будут придерживаться общепринятых норм и принципов, тем более качественно и эффективно произойдет развитие всей мировой системы права.

  1. Международное право как особая система права. Нормотворчество в международном праве.
  2. Принципы международного права.
  3. Источники международного права.
  4. Субъекты международного публичного права и международно-правовая ответственность.
  5. Международное частное право.

1) Международное право как особая система права. Международное право – система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права и направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности; установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международно-правовых обязательств, а при необходимости – принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном и коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Международное публичное право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Международное публичное право и внутригосударственное право – самостоятельные системы права.

Имплементация - обеспечение фактической реализации международно-правовых обязательств на внутригосударственном уровне. В целях имплементации государства осуществляют меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. Многие государства, в том числе – РФ, в своем внутреннем законодательстве исходят из приоритета норм международного права над внутригосударственными. Принцип преимущественного значения норм международного права закреплен в ст.27 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969г., согласно которой участник договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения обязательств по договору.

Эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство. В новой России на конституционной основе определен характер взаимосвязи международного и национального законодательства. Согласно ст.15 Конституции РФ, если международным договором предусмотрены правила, противоречащие законам РФ, то следует применять правила международного договора.

Норма международного права – правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права как обязательное. Создание новых норм происходит путем заключения международных договоров и формирования обычаев. Большое значение в качестве норм приобретают резолюции и решения международных организаций.

По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (т.е. частные). Универсальные нормы распространяются на всех участников международно-правовых отношений, партикулярные (локальные или региональные) распространят свое действие на ограниченный круг участников.

Среди универсальных норм выделяют нормы диспозитивные и императивные .

Диспозитивная норма – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств.

Императивные нормы – нормы, которые устанавливают четкие и конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.

2) Важнейшие принципы международного права , образуя его фундаментальную основу и обладая высшей юридической силой, представляют собой общие нормы международного права. Действия и договоры, нарушающие основные принципы международного права, признаются недействительными (ничтожными), подобные действия и заключение подобных договоров может повлечь применение мер международно-правовой ответственности.

Принципы международного права длительное время выступали в форме международно-правовых обычаев, только с принятием Устава ООН они приобрели договорно-правовую форму. В 1970г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о принципах международного права, характеризующих взаимодействие между государствами в соответствии с Уставом ООН. Эти принципы:

  • Отказ в международных отношениях от угрозы силой или применения силы;
  • Мирное разрешение международных споров;
  • Невмешательство во внутренние дела других государств;
  • Сотрудничество государств;
  • Равноправие и самоопределение народов;
  • Суверенитет и равенство государств;
  • Добровольное выполнение обязательств, принятых в соответствии с Уставом ООН.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. добавлены еще три принципа – 1) нерушимость границ; 2) территориальная целостность государств; 3) уважение прав и свобод человека.

3) Источники международного права – формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные субъектами международного права и признанные ими правила поведения. Как правило, источниками международного права признаются международный договор и международно-правовой обычай.

В соответствии со ст.2 Венской Конвенции о праве международных договоров международный договор – «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли оно в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами или др.; Цит. по: Правоведение: учебник / И.Г. Напалкова и др.; под ред. к.э.н. Е.Н.Гордиенко. – изд.2-е, пер.и.доп. – Ростов -н-Д: Феникс, 2009. – С.363).

Международный обычай – сложившееся в международной практике правило поведения, которое признается субъектами международного права в качестве обязательного.

4) Субъекты международного права выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

Субъект международного права – носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права или предписаниями международно-правовых актов. Существуют две категории субъектов международного права – первичные (суверенные) и производные (несуверенные). К первой группе относятся суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за свободу, независимость, создание собственной государственности. Ко второй группе относятся международные межправительственные организации и государственно-подобные образования.

Международно-правовая ответственность юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

5) В международной практике встречаются правоотношения, которые содержат элементы как гражданско-правовых, так и международно-правовых отношений. Эти отношения регулируются нормами международного частного права , имеющими свои особенности.

Международное частное право – особая отрасль права, предназначенная для регулирования отношений гражданско-правового, семейного, трудового характера, выходящих за пределы одного государства, т.е. отношений с международным (иностранным) элементом.

Международное частное право регулирует частноправовые, т.е., прежде всего, имущественные, отношения, носящие международный характер. Субъектами международного частного права являются физические и юридические лица. В качестве источников международного частного права, наряду с международными договорами, большое значение приобретают источники внутреннего характера – законодательство, судебная и арбитражная практика.

В международном частном праве международные договоры применяются к субъектам – гражданам и юридическим лицам не непосредственно, а после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством. В рамках международных организаций и при непосредственном взаимодействии государств разрабатываются единые нормы, регулирующие отношения частноправового характера с международным (иностранным) элементом, которые, путем трансформации (включения) во внутреннее законодательство, приобретают правовую силу в договаривающихся государствах. Таким образом, регламентированная нормами международного публичного права деятельность государств и международных организаций приводит к созданию источников международного частного права.

Раздел. Публичное право


Похожая информация.