Образец жалобы на мировой суд. Как подать жалобу на судью. То есть никакой пользы

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Достаточно часто приходится слышать от людей, что судьи ведут себя некорректно, а иногда даже по-хамски. Не реже участники судопроизводства жалуются на факты грубейшего нарушения судьями и работниками суда требований процессуального законодательства. При этом, достаточно странной позицией таких людей является мнение о том, что жаловаться на судью выйдет себе дороже, что якобы судья обязательно отомстит за поданную на нее жалобу, или вынесет решение не в пользу жалобщика, а самой же судье ничего не будет, жалуйся на него или не жалуйся. Данная позиция основана в своей массе на простых слухах, хотя на деле все обстоит совершенно по другому. Так куда и как жаловаться на судейские нарушения, чтобы достичь результата?

В первую очередь стоит разграничить виды нарушений судьи, а соответственно и компетенцию органов к которые должна быть подана жалоба.

Самыми массовыми нарушениями является нарушения процессуального характера. Например затягивание дела судом, неверное оформление протокола судебного заседания, когда суд умышленно не вносит в него показания того или иного участника процесса или допрошенного свидетеля. В случае затягивания дела судом имеет смысл подать жалобу председателю суда, так как именно он ответственен за соблюдение своими подчиненным процессуальных сроков, и имеет возможность оперативного воздействия на судью с целью принуждения его к действиям в рамках установленного порядка судопроизводства. В жалобе председателю суда нужно четко и конкретно указывать номер дела, по какому именно иску оно рассматривается, когда принято к производству судом, а также само обстоятельство которое послужило причиной к подаче данной жалобы. Надо отметить, что жалоба председателю суда, вопреки слухам, является действительно рабочим инструментом для защиты своего права.

Если суд не внес в протокол судебного заседания какие-либо данные которые вы считаете важными, либо исказил показания данные участниками процесса, вы вправе подать замечания на протокол судебного заседания, которые суд обязан рассмотреть и вынести соответствующее определение. Для того, чтобы иметь возможность доказать фактически сказанное лицом выражение имеет смысл использовать в суде средства аудио фиксации, то есть диктофоны. Важно, что запретить вам его использовать судья не имеет право, так как получение на его проведение от суда не требуется, и закон вас обязывает только уведомить суд о том, что вами производится аудиозапись судебного заседания. А вот видеозапись судебного заселения вы имеете право производить только с разрешения суда, и на основании предварительного письменного заявления.

Если же речь идет о том, что поведение судьи явно не отвечает требования кодекса судейской этики, то есть судья хамит, кричит или оскорет вас, то жалобу нужно подавать в совет судей или квалификационную коллегию судей, так как данные действия отнесены к их компетенции. При этом ждать того, что по вашему заявлению судью уволят бессмысленно, такие ситуации встречаются крайне редко и чаще всего связаны с тем, что количество жалоб поступающих на него превысило все разумные пределы. Однако, даже если в ответе на вашу жалобу буде отказ в применении в отношении судьи какого-либо административного взыскания это совершенно не значит, что жалоба была написана в пустую, так как самому судье будет сделано соответствующее замечание о недопустимости такого поведения в дальнейшем, а сведения о поданной на него жалобе заставят судью вести себя по отношению к вам корректно и более не допускать грубостей или хамства.

Также в квалификационную коллегию судей нужно жаловаться и на грубы нарушения судьей норм процессуального права, так как допущение им таких нарушений напрямую указывает на не соответствие его фактической квалификации званию судьи, и чем больше будет подано таких жалоб, тем быстрее судья расстанется со своей мантией, либо научится уважать закон.

Другим распространенным заблуждением является убеждение, что на судью нужно жаловаться в Прокуратуру РФ либо в полицию. Это в корне не верная позиция, так как данные органы не имеют права вмешиваться в судейскую деятельность, ввиду прямого запрета на это законодательством нашей страны. Дело в том, что судебная система в нашей стране является независимой, и не может быть подчинена каким либо надзорным органам, так как это поставило бы туже прокуратуру в весьма привилегированное положение по делам в которых она является непосредственным участником. Поэтому никакого смысла писать жалобы в эти инстанции нет, вы просто потратите свое время и нервы.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы ответить на вопрос который возникает у каждого человека столкнувшегося с судейским произволом «подавать ли жалобу или нет?». И ответ на него будет однозначный, подавать жалобу нужно обязательно ведь если каждый из нас не будет отстаивать свои права на честное и справедливое судопроизводство судебная система в нашей стране никогда не изменится, судьи должны четко понимать, что любое их незаконное действие не останется незамеченным и тогда, по прошествии небольшого количества лет мы сможем оставить в наследство своим детям действительно правовое государство где судья будет работать для защиты закона и понимать, что он является слугой народа, как любой другой государственный служащий, а не наоборот.

Для жалобы на судью требуется серьезное нарушение с его стороны. При обращении в уполномоченный орган следует указать веское основание, например, судья:

  • превышает установленный законом срок рассмотрения дела;
  • отказывает в приобщении к делу доказательств;
  • игнорирует ваши устные заявления и ходатайства;
  • явно симпатизирует одной из сторон процесса, оказывая ей всяческую поддержку;
  • нарушает судейскую этику.

Что нужно, чтобы пожаловаться на судью?

Перед тем как жаловаться на судью, нужно основательно подготовиться. Эмоционально составленное обращение, в красках расписывающее незаконное поведение судьи, вряд ли будет иметь силу без соответствующих доказательств.

Для подготовки жалобы на судью вам потребуется:

  • снять необходимые копии с материалов дела, в которых, по вашему мнению, отражена несправедливая позиция суда (это могут быть необоснованно принятые ходатайства, доказательства или несоответствующие действительности протоколы судебных заседаний);
  • составить и подать ходатайство об отводе судьи;
  • все обращения (ходатайства, доказательства и т.п.) в рамках вашего дела подавать стоит не только непосредственно в судебном заседании, но и через канцелярию, в такой ситуации у вас на руках останется второй экземпляр вашего обращения с отметкой о приеме;
  • вести запись процесса с помощью аудиозаписывающего устройства – для этого не требуется согласие суда.

Куда пожаловаться на судью?

Вашу жалобу на судью можно подать в следующие инстанции:

  • председателю суда, где рассматривается ваше дело;
  • в квалификационную коллегию судей;
  • Президенту РФ;
  • Генеральному прокурору.

Как составить жалобу на судью?

Форма данного документа не утверждена законом, поэтому жалобу на судью можно составить в свободной форме. В «шапке» документа укажите адресат жалобы (например, председатель суда), ваши данные - ФИО, адрес для ответа, паспортные данные или реквизиты компании. Далее необходимо обозначить название вашего обращения – Жалоба на судью.

В тексте самой жалобы опишите:

  • в рамках какого дела нарушаются ваши права;
  • ФИО судьи, нарушающего нормы закона;
  • причины, которые заставили вас обращаться с жалобой на судью.

Не забудьте проставить дату составления жалобы и вашу подпись.

Не всегда приговор мирового судьи устраивает обе или одну из сторон по рассматриваемому делу. Процесс обжалования частного и/или заочного определения имеет свой порядок, который необходимо знать и соблюдать. Жалоба на постановление мирового судьи имеет определенную форму и содержание. Важно знать, как происходит подача апелляционной жалобы, куда и кому необходимо жаловаться, какие сведения указывать в тексте жалобы. Жалоба на решение мирового судьи для многих людей кажется нонсенсом. Писать жалобы на судью решается мало кто. И это не от незнания того, кому можно пожаловаться. В мыслях людей, вершители чужих судеб считаются неприкосновенными. Но это не так.

В каждой работе, какой бы сложной и ответственной она ни была, присутствует человеческий фактор. В процессе разбирательства дела и вынесения приговора судья может устать, может иметь личный интерес, может быть недостаточно компетентен. Особенно часто встречаются ошибки в решении мирового судьи в процессе заочного разбирательства дела. Ведь если истец не присутствует на заседании, как он может оправдаться? Жалоба на постановление мирового судьи должна быть подана в определенные сроки, иначе в ее принятии будет получен отказ.

Прежде, чем писать такой документ, как частная жалоба на определение мирового судьи, необходимо проконсультироваться с опытными юристами. Даже можно больше сказать, получить консультацию юристов необходимо еще до того, как вы решите, что вам нужна жалоба на постановление мирового судьи. Ведь бывают ситуации, когда жаловаться нужно еще до вынесения определения.

Вы можете получить бесплатную консультацию высококвалифицированных специалистов на сайте «ПравПотребитель».

Если ваши права были нарушены теми, кто их должен защищать, необходимо жаловаться в вышестоящие инстанции. Обжалование судебного приказа может быть по следующим причинам:

  • при условии, что срок разбирательства составил более двух месяцев;
  • составление протокола ведения судебного процесса недостоверно отражается в протоколе;
  • если представителю одной из сторон (или непосредственно самим сторонам не дают возможности высказать свое мнение по сути разбирательства или не принимают доказательства по делу);
  • если происходит явное игнорирование со стороны судьи в отношении ходатайств;
  • одну из сторон (или обе стороны, а также их представителей) не устраивает вынесение заочного судебного приказа или решение суда по делу, на разбирательстве которого они присутствовали и т.д.

Причин для недовольства может быть много, решение в этом случае одно – подать апелляционную жалобу. Куда ее можно подать? Тут вариантов тоже немного – жаловаться можно только в вышестоящий суд. В случае с мировым судьей, вышестоящей инстанцией будет судебный орган районного уровня. Если и судебный приказ районного суда вас не устроит, можно будет идти дальше в соответствии с иерархией судов по вашему территориальному субъекту. Главное соблюсти порядок составления апелляционного заявления и сроки подачи жалобы.

В процессе судебного разбирательства нужно внимательно следить за процессом:

  • копируйте ход судебного заседания с помощью вспомогательных средств (например, с помощью звукозаписывающих устройств);
  • периодически проверяйте правильность и своевременность оформления протоколов;
  • подавайте ходатайства и возражение предварительно, воспользовавшись услугами судебной канцелярии;
  • запрашивайте выписку из материалов дела.

При этом желательно постоянно поддерживать связь с опытным юристом. Если у вас нет возможности нанять в качестве представителя опытного специалиста, консультируйтесь на сайте «ПравПотребитель».

Заочное судопроизводство и частная жалоба на определение

Что подразумевается под фразой «определение суда»? Под судебным определением понимается постановление, которое выносится в процессе разбирательства по делу. Определения обозначают какие-либо важные моменты, но не решают окончательно проблему (то есть определение не может стать приговором). Определения заносятся в протокол, принимаются в присутствии всех участников процесса. Также, определение может быть вынесено в отдельный документ, о чем все равно делается отметка в протоколе. Частная жалоба подается только на те определения, которые не дают возможности рассмотреть дело по существу с учетом всех имеющихся доказательств.

Что подразумевается под фразой «решение суда заочно»? Имеется в виду, что приговор был принят без присутствия одного из участников, или их обоих (истца и/или ответчика). Требование об отмене заочного решения суда для ответчика должно быть подано в семидневный срок после того, как он узнал о нем. Судом этот срок начинает отсчитываться со дня, отмеченного в уведомлении о том, что копия приказа была ему вручена. Обжалование заочного приговора мирового судьи также проходит в апелляционном порядке. Ответчику дается десять дней на то, чтобы воспользоваться этим правом. Десятидневный срок необходимо отсчитывать с того, дня когда истечет семидневный срок, отведенный для возможности потребовать отменить это решение. Если ответом на подобное заявление станет отказ, значит, десятидневный срок для обжалования заочного решения суда будет отсчитываться со дня, когда получено определение об отказе. Право на подачу апелляционной жалобы на заочное судебное решение имеет только ответчик. Но он должен представить достаточно серьезные обоснования своих требований. В том числе, объяснить по каким причинам он не смог явиться на разбирательство, и какие дополнительные доказательства у него имеются.

Куда не стоит жаловаться и сроки

Срок для подачи апелляционной жалобы в обычном порядке составляет тридцать дней. Отсчитываться он начинает с того дня, когда мировым судьей было принято окончательное решение. Например, 4 августа закончилось разбирательство суда по вашему делу и его решение вас не устраивает. В этот день будет оглашена только результативная часть решения. У судьи есть еще пять дней, чтобы оформить решение окончательно и сдать его в канцелярию. Значит, для подачи апелляционной жалобы у вас есть ровно тридцать дней, начиная от 9 августа.

Итак, куда жаловаться не стоит (просто потому что и заявление не примут, и толку никакого, кроме затраченного времени):

  • не стоит обращаться к средствам массовой информации;
  • не стоит идти к сотрудникам прокуратуры;
  • также вам не помогут сотрудники полиции (Роспотребнадзора и т.д.).

Вот куда еще можно пожаловаться, кроме районного суда:

  • совет судей (если вы считаете, что представитель закона, разбирающий ваше дело, ведет себя некорректно или неадекватно);
  • председателю мирового суда (при условии, что вы уверены в том, что представитель закона, разбирающий ваше дело, сам нарушает этот закон);
  • в самых вопиющих случаях можно пожаловаться в следующие инстанции:
    • высший совет юстиции;
    • администрация главы государства (то есть президента).

На портале прав потребитель вы можете скачать образцы документов:

Кроме этого на портале «ПравПотребитель» работают опытные юристы, которые консультируют посетителей сайта бесплатно.

Возможность защиты своих прав и законных интересов предоставляется Конституцией. Законодательно установлены различные способы защиты, одним из которых является обращение к судебным инстанциям. Иногда участник судебного процесса остается недоволен качеством и обоснованностью действий судьи или судебных заседателей. Каждое лицо, чьи интересы были затронуты процессом, имеет возможность выразить свою претензию, написав жалобу на судью.

Если судья принимает во внимание свидетельства только одной стороны, нарушает процессуальные нормативы, например, заносит в протокол заседания сведения по своему усмотрению, с отклонениями составляет протокол, то на качество и стиль его работы можно пожаловаться. При этом заявителю необходимо осознавать меру возникающей ответственности за составление юридического акта, которым является жалоба на судью. При отсутствии веских аргументов, жалоба может быть отклонена и не принята к рассмотрению, податель наказан за необъективные и клеветнические сведения.

Направить претензию следует в строго установленном порядке и содержание заявления должно быть соотнесено с указанием выявленных нарушений. От качества жалобы и юридически грамотного языка и аргументации зависит порой положительный для заявителя исход рассмотрения. Наш портал предлагает пользователям онлайн консультации практикующих юристов, которые могут составить жалобу на судью и помочь в разрешении конфликтной ситуации. Обращение является бесплатным и доступно всем жителям страны в удобное для них время.

Куда и кому следует направлять жалобу

Направить претензию можно в несколько надзорных и контролирующих инстанций. Первым адресатом служит региональная квалификационная комиссия судей. Заявление направляется на имя председателя комиссии с перечислением нарушений, допущенным судьей в ходе заседаний. При сборе доказательств можно осуществлять диктофонные записи и видео съемку, которые станут основными доказательствами явных нарушений ведения процесса.

ККС рассматривает жалобу в течение 30 дней, на время которых особым постановлением судья может быть отстранен от работы. В исключительных случаях и при несогласии заявителя с выводами комиссии рассмотрение жалобы передается в Высшую федеральную комиссию по работе судейского состава. На разбор конфликта и установление истины отводится 90 дней, после чего заинтересованное лицо письменно уведомляется о результатах расследования по жалобе гражданина.

Кроме специальных органов судейства, пожаловаться на работу сотрудников суда можно Президенту, в прокуратуру или председателю суда, где шло рассмотрение дела. Если в действиях судьи были доказаны неправомочные действия, то может быть возобновлено рассмотрение судебного дела с новым составом судейства. Явные и грубые промахи в проведении дела приведут к исключению судьи из коллегии по признакам служебного несоответствия.

Чтобы отстоять свою позицию, необходимо взвешенно подойти к процедуре подачи жалобы. Каждое слово заявителя должно быть подкреплено фактическими доказательствами и сносками на нормы закона. Чтобы не обострять конфликтную ситуацию понапрасну, недовольный участник процесса должен уяснить для себя, что он желает получить в результате своей жалобы и ходатайства о неправомочных действиях судьи. Заявление не должно содержать указаний на то, как следует наказать судью, подобные действия являются прерогативой руководства, но не заявителя.

Обращение в Верховную квалификационную судейскую комиссию займет длительный промежуток времени, значительных денежных затрат и моральных напряжений. Если гражданин решает, что справедливость стоит подобных затрат, то следует подготовиться к длительному разбирательству по его жалобе.

Действия при конфликте с судьей

Существуют ситуации, когда написание жалобы на действия государственного представителя становится неизбежным. Наиболее частыми и обоснованными причинами ходатайства об отстранении судьи от рассмотрения становятся следующие факты:

  • необоснованно затягиваются сроки рассмотрения, переносятся заседания без уважительных причин;
  • приобщение документальных доказательств производится выборочно, без обоснований;
  • во время заседаний судьей предоставляется одной стороне режим наибольшего предпочтения;
  • консультирование одной из сторон в ходе заседаний, что является грубейшим нарушением судейской этики;
  • ошибки в соблюдении процессуального порядка, например, написании протоколов;
  • нарушение сроков предоставления протоколов заседания для ознакомления.

Эти многие другие обстоятельства могут значительно повлиять на исход дела, поэтому должны быть отмечены в жалобе на поведение и профессиональные действия судьи. Рекомендуется проконсультироваться с практикующим юристом, чтобы понять степень выявленных нарушений и порядок дальнейшего обжалования в высших инстанциях.

Контроль за соблюдением законности во время процесса следует производить с первого заседания. Например, подавая в ходе рассмотрения дополнительные сведения, следует отмечать в канцелярии суда присвоенный номер и сохранять у себя экземпляр с проставленной отметкой. Законом позволено пользоваться средствами записи во время хода процесса. Делать это можно без оповещения суда или совершенно открыто, для получения свидетельств некомпетентных заявлений и действий судебного состава.

Борьба с судейским произволом и явными превышениями полномочий невозможна без юридической поддержки. Заявителю следует понимать, что указанные в жалобе факты должны быть проверяемыми и объективными. В противном случае, судья может подать встречный иск по защите чести, достоинства и соответствия служебному регламенту.

Жалоба пишется заинтересованным лицом в формате заявления, от руки и без строгого регламента. Вместе с тем, юридический акт должен содержать необходимую для принятия информацию:

  • наименование инстанции, в которую направляется жалоба;
  • личные сведения заявителя, контактные телефоны;
  • ФИО и служебное положение судьи, к работе которого возникли претензии;
  • краткое описание нарушений со ссылками к нормам права;
  • требование по возникшему спору;
  • подпись и дата обращения.

Жалоба составляется согласно правилам делопроизводства. При наличии доказательств, документы прилагаются к жалобе, при ведении дела представителем, прикладывается соответствующая доверенность, заверенная нотариально. Жалоба составляется в трех экземплярах, один пересылается противной стороне для ознакомления и возможности ответных действий. Второй экземпляр остается у заявителя с отметкой о приеме, третий рассматривается в ККС.

Рассмотрение комиссией производится без присутствия сторон, если требуются дополнительные сведения или уточнения, то об этом заинтересованные лица уведомляются письменно.

При приеме жалобы, подателю объясняется мера его ответственности и сроки рассмотрения, оповещения о ходе рассмотрения и принятого решения. Порядка 30% от общего числа жалоб решаются для заявителей положительно, поэтому не следует отказываться от подобной возможности.

Жалобы на действия судей