Ведомости снд и вс рф расшифровка. Соотношение уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности. Российское уголовно-процессуальное право

(Информационная группа «Политика» (Белонучкин Г.В.) восстановила и выпустила из печати два последних тома «Ведомостей Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации». В них вошли последние неопубликованные официальные документы съезда и Верховного Совета (№ 38), а также документы съезда и Верховного Совета, принятые в условиях блокады (№ 39). Указанные публикации восполняют определенные пробелы в информации о законодательстве того периода, а также имеют существенное значение всесторонней и объективной оценки деятельности съезда и Верховного Совета РФ)

«Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» (до 30 января 1992 – «…РСФСР») издавались еженедельно по четвергам с 7 июня 1990 по 16 сентября 1993 года.

21 сентября 1993 года тогдашний Президент РФ издал и обнародовал о роспуске Съезда и Верховного Совета и о приостановлении деятельности Конституционного Суда, но парламент этот указ не признал и продолжал работу вплоть до 4 октября, когда был распущен окончательно с применением бронетехники.

В отличие от Верховного Совета СССР, сумевшего выпустить в 1991 году заключительный, 52-й номер своих «Ведомостей…» со всеми прощальными документами Президента СССР и палат Верховного Совета и даже с алфавитно-предметным указателем и разослать его подписчикам, Верховный Совет России в 1993 году такой возможности был лишён. Редакция российских «Ведомостей…», работавшая не в осаждённом Доме Советов, а в парламентском здании на Новом Арбате, 19, была оперативно перепрофилирована на выпуск «Бюллетеня Центральной избирательной комиссии РФ». Выпуск «Ведомостей…» был прекращён номером 37 от 16 сентября 1993 года, причём номера 35, 36 и 37 подписчикам не рассылались, значатся в каталогах лишь в специальных фондах нескольких крупнейших библиотек страны и на руки выдаются неохотно.

Реконструкция невышедших номеров «Ведомостей...», призванная восполнить возникшую информационную лакуну, ведётся с 27 мая 2002 г. на интернет-сайте электронного периодического издания «ПОЛИТИКА» (politika.su).

Реконструированный 38-й номер «Ведомостей…» датирован не 23-м, а 21-м сентября 1993 года (хотя это не четверг, а вторник), поскольку это был последний день работы парламента и его органов в обоюдно признаваемом сторонами гражданского конфликта правовом поле. Иначе говоря, принятые до 20 часов этого дня акты Верховного Совета, его органов и должностных лиц являются действующими даже с точки зрения правового режима, установленного .

В издание включены все обнаруженные в доступных источниках (официальные издания, правовые базы данных, архивы) акты Верховного Совета РФ, его палат и Президиума, Председателя ВС и его заместителей, Конституционного Суда РФ, выпущенные до 20 часов 21 сентября 1993 года и подлежавшие опубликованию, но не успевшие попасть в официально выпущенные номера «Ведомостей». Этих актов 151:

  • 10 актов Верховного Совета РФ от 21 июля – 17 сентября 1993 г., официально опубликованных в «Российской газете» и «Российских вестях» (6 законов, 3 постановления, одно заявление);
  • 93 акта, разосланных и включённых в правовые базы данных (21 постановление и одно заявление Верховного Совета от 12 августа – 17 сентября; 4 постановления Президиума ВС от 12 – 23 июля; 67 распоряжений Председателя ВС и его Первого заместителя от 26 мая – 21 сентября)
  • 5 актов (3 Постановления и 2 политически значимых Решения) Конституционного Суда РФ, провозглашенные 12 июля – 17 сентября 1993 г.
  • ещё 43 документа (6 постановлений и одно заявление, принятые Верховным Советом 17 сентября, а также одно постановление Совета Республики от 13 июля, 2 указа Президиума ВС от 27 августа, 3 постановления и 30 указов Президиума от 20 сентября), которые в общедоступные правовые базы не попали, но поступили в Государственный архив Российской Федерации. Некоторые из них значились в 1994 году в первой (ныне – недоступной) версии электронной правовой базы Государственной Думы, унаследованной ею от Верховного Совета.

Принятие одного постановления ВС от 17 сентября, а также одного постановления Совета Республики от 13 июля и 15 постановлений Президиума ВС от 20 сентября отражено в стенограммах ВС и Президиума ВС, однако окончательные тексты их составителем не обнаружены (доступные проекты приведены в Приложении 1). Все такие акты указаны в хронологическом приложении. Там же перечислены акты, не подлежавшие опубликованию, если они или хотя бы их названия доступны составителю.
Из числа распоряжений Председателя ВС РФ и его заместителей здесь публикуются лишь те, что включены в официальную базу правовых актов НТЦ «Система», созданную ФАПСИ и ныне управляемую Федеральной службой охраны РФ. В Государственном архиве РФ (Ф. 10026, Оп. 1, Д. 1675) имеется ещё несколько десятков распоряжений этого периода, касающихся назначений представителей в Конституционный Суд, командировок, совещаний, утверждения смет подведомственных учреждений и т. п.

В номер 39 включены документы, принятые Съездом народных депутатов, Верховным Советом, Президиумом Верховного Совета, Председателем ВС и его заместителями, исполняющим обязанности Президента и Конституционным Судом Российской Федерации 21 сентября – 6 октября 1993 года: после издания 21 сентября 1993 года в 20.00 о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о рекомендации Конституционному Суду приостановить деятельность. Число этих документов – 173:

  • 9 законов;
  • 43 акта (30 постановлений, 10 обращений и 3 заявления) Съезда народных депутатов;
  • 19 актов (18 постановлений и одно обращение) Верховного Совета;
  • 4 акта (1 постановление и 3 обращения) Президиума ВС;
  • 9 распоряжений Председателя ВС и его заместителей;
  • 8 других документов (2 заявления и 6 обращений) Председателя ВС;
  • Обращение Первого заместителя Председателя ВС;
  • Воззвание, подписанное Председателем ВС и и. о. Президента;
  • 71 документ (35 указов, 8 распоряжений, одно заявление, одно открытое письмо и 26 обращений, в том числе три совместных с Председателем ВС) и. о. Президента РФ;
  • 8 документов Конституционного Суда РФ и его Председателя (в том числе одно Заключение, одно Постановление и одно Решение КС).

Несколько актов, опубликованных в различных источниках как принятые документы, но идентифицированных составителем как непринятые проекты, а также акты, о которых невозможно точно установить, в какой редакции они были приняты и были ли приняты вообще, приведены в приложениях 1 и 2.

В третьем, нумерационно-хронологическом приложении – хроника работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета с 21 сентября по 4 октября 1993 г. с перечислением принятых актов, включая те, тексты которых найти не удалось. Отмечены нестыковки (включая дублирующиеся номера) в нумерации актов.

Четвёртое приложение – некоторые акты Конституционного Суда, принятые в декабре 1993 – марте 1995 г. и имеющие прямое отношение к теме сборника.

Пятое приложение – документы, связанные с мирными переговорами сторон, которые велись с 30 сентября по 3 октября при посредничестве Патриархии.

Шестое и последнее приложение – от 21 сентября 1993 г., положивший начало конституционному кризису.

В сборник включён алфавитно-предметный указатель публикаций «Ведомостей...» за 1993 год. Завершается издание библиографическим списком источников и пояснениями к библиографическим сноскам.

Номер датирован 6-м октября 1993 года, поскольку к этой дате относится последний из опубликованных в основной его части документов, исходящий от Председателя Конституционного Суда РФ.

Реконструктор благодарит народных депутатов Российской Федерации С. Н. Бабурина, Г. В. Саенко, О. Н. Смолина и его помощника Д. Г. Карапетяна за существенную организационную помощь в поиске документов, а также М. О. Теплову и секретаря Президиума Верховного Совета РФ В. Г. Сыроватко за помощь в редакционной подготовке издания. Отдельная благодарность – сотрудникам государственных архивов РФ, без содействия которых работа над сборниками заняла бы не 11 лет, а значительно больше.

ОТ АВТОРА

С 2011 г., когда вышло в свет предыдущее, 7-е издание данной книги, в российском уголовно-процессуальном законодательстве произошли огромные изменения. Прежде всего имеется в виду свершившаяся на основе Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЭ (Российская газета. 2010. 31 дек.) коренная реформа апелляционного, кассационного и надзорного производства по уголовным делам, вступление в действие новых органов дознания в лице военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ (Российская газета. 2014. 5 мая), а также принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (Российская газета. 2011. 11 февр.) и появление целого ряда новых норм, которыми действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в дальнейшем – УПК) пополнился в 2013 г. в целях совершенствования институтов дознания, подсудности уголовных дел и усиления прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве и др.

В тот же период состоялся ряд решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства, которые не могут быть не интересны юристу.

Эти законодательные изменения и дополнения потребовали новой редакции данного учебного пособия, которое и предлагается широкому кругу читателей с существенными изменениями и дополнениями.

Проф. Б. Т. Безлепкин

СПИСОК ОБЩЕПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БНА РФ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Ведомости ВС СССР – Ведомости Верховного Совета СССР

Ведомости СНД и ВС РСФСР – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР

Ведомости СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

Ведомости СНД и ВС СССР – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР

ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации

РГ – Российская газета

САПП РФ – Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ, Кодекс – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

УПК РСФСР – Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР

1. ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

1. Уголовному наказанию должен быть подвергнут только виновный в совершении преступления и только в меру своей виновности с учетом тяжести содеянного и личности совершившего преступление. Чтобы обеспечить такую меткость уголовной репрессии, необходимо с достоверностью установить все существенные обстоятельства уголовного дела, а именно: в чем выражается преступное действие или бездействие; кто его совершил и действовал ли совершивший виновно (умышленно или преступно неосторожно); в чем заключается роль каждого из соучастников; в чем выражается причиненный вред и каковы его размеры; а также отягчающие, смягчающие ответственность и другие обстоятельства. На основе многолетнего опыта исторически сложилась подчиненная указанной цели строго упорядоченная системная государственная деятельность, которая называется уголовным процессом.

2. Понятие уголовный процесс тождественно понятию уголовное судопроизводство, и поэтому впредь они употребляются как идентичные. Хотя судопроизводство ассоциируется с деятельностью по уголовному делу только в суде (судебное производство), из уголовно-процессуального законодательства явствует, что данный термин употребляется для обозначения деятельности не только суда, но и органов дознания, органов предварительного следствия и прокуратуры – словом, всего производства по уголовному делу. Это лишний раз подтверждает непреложную истину, согласно которой следственная и судебная деятельность – одной природы.

3. Деятельность, о которой идет речь, – ровесница государству. Она детально регламентирована законом и включает в себя возбуждение, предварительное расследование, судебное рассмотрение, разрешение уголовных дел, а также судебную деятельность по исполнению приговоров. Ее осуществляют управомоченные судебные и правоохранительные органы и лица: суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Именно они придают ей целенаправленный характер, иначе говоря, осуществляют производство по уголовному делу, ведут его, т. е. принимают решения о направлении движения и о судьбе уголовного дела.

4. В этой деятельности принимают участие также представители различных государственных и негосударственных учреждений, предприятий и организаций, должностные и частные лица (граждане), занимающие строго определенное законом положение, именуемое процессуальным. Это обвиняемый, подозреваемый, свидетель, эксперт, специалист, понятой, переводчик и др. Они вступают в отношения, урегулированные правовыми нормами, закрепленными в законе, – в правоотношения, суть которых заключается в том, что один участник уголовно-процессуальной деятельности по отношению к другому имеет законное право, а тот, другой, несет соответствующую данному праву законную обязанность . По своей отраслевой принадлежности нормы, устанавливающие эти права и обязанности, относятся к уголовно-процессуальному праву, поэтому порождаемые ими правоотношения называются уголовно-процессуальными. Из них составлена сложнейшая мозаика уголовного процесса. Таким образом, уголовный процесс (уголовное судопроизводство) – это регламентированная законом и облеченная в форму правоотношений деятельность специально управомоченных судебных и правоохранительных органов государства при участии представителей учреждений, предприятий и организаций, должностных и частных лиц, содержанием которой является возбуждение, расследование, судебное рассмотрение, разрешение и пересмотр уголовных дел, а также судебная деятельность по исполнению приговоров.

5. Уголовное судопроизводство состоит из нескольких стадий, отражающих поступательное движение дела о преступлении (уголовного дела). Каждая из них характеризуется: а) своими собственными задачами, вытекающими из назначения уголовного процесса; б) особым составом участников; в) специфическими действиями этих участников и правоотношениями, возникающими между ними; г) специфическими документами, которыми подводится итог этой деятельности. Каждая стадия имеет строго определенные начальный и конечный моменты. Уголовное дело в своем движении при наличии законных предпосылок может последовательно пройти следующие стадии: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; 3) назначение судебного разбирательства; 4) судебное разбирательство; 5) апелляционное производство; 6) исполнение приговора; 7) кассационное производство; 8) рассмотрение дела в порядке судебного надзора и 9) возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

2. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для уяснения сущности уголовного судопроизводства важно понять его соотношение с оперативно-розыскной деятельностью, суть которой заключается в проведении специальных, по преимуществу негласных, разведывательных мероприятий, связанных с использованием специальных тактических и технических средств, направленных на получение сведений о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств. Арсенал этих мероприятий и перечень органов государства, управомоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, указаны в специальном законе .

В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел Российской Федерации;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;

таможенных органов Российской Федерации;

– Службы внешней разведки Российской Федерации;

Федеральной службы исполнения наказаний;

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

– наведение справок;

– сбор образцов для сравнительного исследования;

проверочная закупка;

– исследование предметов и документов;

– наблюдение;

– отождествление личности;

– обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров;

– снятие информации с технических каналов связи;

– оперативное внедрение;

– контрольная поставка;

– оперативный эксперимент.

Уголовное судопроизводство на стадии предварительного расследования и оперативно-розыскную деятельность объединяет общая цель, которая заключается в раскрытии преступлений. Но достигается эта цель по-разному. Во-первых, различны средства и методы. Уголовно-процессуальные средства прямо предусмотрены и детально регламентированы законом; они носят открытый характер, являются гласными. Так называемая следственная тайна не имеет ничего общего с секретностью в общепринятом значении этого слова. Оперативно-розыскная же деятельность основывается на принципе сочетания гласных и негласных методов и средств. При этом сведения об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Родной «брат» разведки и контрразведки – уголовный сыск – не является деятельностью юрисдикционной. Он определенным образом связан с оценкой действий (бездействия) физических и юридических лиц с позиции права, закона (правомерные, не содержащие признаков состава преступления деяния сыщику безынтересны), но никоим образом не связан с применением мер государственного принуждения. Ни один оперативный работник, к какому бы ведомству он ни принадлежал, ни с кем не вступает в отношения типа: «Я вправе, а вы обязаны…; вы обязаны исполнить то-то и то-то, иначе..; вы нарушили… и обязаны понести такую-то меру ответственности». Иначе говоря, в отличие от уголовно-процессуальной, оперативно-розыскная деятельность в силу своей негласной конспиративной природы не базируется на правоотношениях. Знания в этой области не являются юридическими, поэтому в гражданских юридических вузах не преподаются.

Во-вторых, различны результаты. В результате уголовно-процессуальных (следственных) действий добываются фактические данные, имеющие значение доказательств. На их основе разрешается уголовное дело. А в ходе и в результате оперативно-розыскных мероприятий добываются такие данные, которые сами по себе доказательствами не являются. Значение этой информации, которую принято называть ориентирующей, в другом: на ее основе может быть возбуждено уголовное дело, выдвигаются следственные версии, планируется расследование по уголовному делу, определяется круг источников получения судебных доказательств, принимаются меры к розыску скрывшихся от следствия обвиняемых, обнаружению вещественных доказательств, а также имущества, подлежащего аресту, решается ряд других задач, которые, однако, по отношению к уголовно-процессуальному доказыванию, составляющему стержень любого уголовного дела, носят вспомогательный, обеспечивающий характер. Полученная в результате оперативно-розыскных мероприятий информация, а также документы и предметы могут быть использованы в качестве доказательств (источников доказательств) только в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств. Так, например, если в результате оперативно-розыскной деятельности установлено лицо, располагающее ценными сведениями о преступлении, о местонахождении орудия преступления, то в уголовном деле эти результаты могут быть использованы только путем допроса, обыска и последующих следственных действий (осмотра и приобщения к делу обнаруженных при обыске вещественных доказательств и т. п.).

В-третьих, уголовно-процессуальная деятельность осуществляется судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем, а оперативно-розыскная – только органом дознания. Таким образом, органы дознания, в частности полиция, осуществляют как оперативно-розыскную, так и уголовно-процессуальную деятельность. В этом исторически сложившемся положении заложен глубокий смысл: в некоторых ситуациях, связанных с замаскированными преступлениями, на определенном этапе производства по уголовному делу закон позволяет сосредоточить в одном органе и скоординировать применение комплекса взаимодополняющих средств и методов раскрытия преступлений.

В-четвертых, если уголовно-процессуальная деятельность (следственная, судебная) связана с широким применением государственного принуждения, без чего достижение задач уголовного судопроизводства немыслимо, то оперативно-розыскная, разведывательная по своей природе, деятельность применения государственного принуждения без судебного или следственного решения не предполагает. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Ни в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности, ни в УПК право оперативного сотрудника на применение принудительного вторжения в сферу охраняемых законом прав личности в работе по раскрытию преступлений без судебно-следственного решения не оговорено. Поэтому оперативно-розыскные опросы, гласные обследования помещений, зданий и сооружений, участков местности и транспортных средств, выемка предметов, документов, компьютерной техники и носителей электронной информации допустимы лишь постольку, поскольку они производятся с согласия лица, которого касаются и беспокоят.

3. РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Системная совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности и регламентирующих порядок возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также судебную деятельность на стадии исполнения приговоров, называется уголовно-процессуальным правом. Иными словами, уголовно-процессуальное право регулирует уголовный процесс, который в изначальном смысле означает «движение вперед», развитие (от лат. procedure – двигаться вперед). Можно сказать и так: уголовный процесс регулируется уголовно-процессуальным правом; отдельные действия по уголовному делу регламентируются уголовно-процессуальными нормами.

1. Согласно ч. 1 ст. 1 УПК порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации определяется данным Кодексом, основанным на Конституции РФ. Причем ряд важнейших уголовно-процессуальных норм закреплен непосредственно в Конституции РФ, в частности в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ими устанавливаются принципиальные процедурные условия заключения гражданина под стражу (ст. 22), ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25), что имеет непосредственное отношение к производству обыска по уголовному делу. В Конституции закреплены основы отправления в России правосудия по уголовным делам судом с участием присяжных заседателей (ст. 47); право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48), в том числе и по уголовным делам; право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу, предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Эти нормы имеют рельефно выраженную уголовно-процессуальную природу.

В Конституции (ст. 49) получили детальное выражение важнейшие правила, вытекающие из презумпции невиновности, провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и впервые законодательно закреплены глубоко нравственные нормы, согласно которым: а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50); б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51). Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказывания и реального осуществления всего комплекса уголовно-процессуальных норм по защите от предъявленного обвинения.

2. Основной массив норм уголовно-процессуального права сосредоточен в УПК РФ 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г. УПК состоит из шести частей, большинство которых делятся на разделы, разделы – на главы, а главы аккумулируют в себе статьи, которые, в свою очередь, могут иметь сложную структуру и состоять из пронумерованных частей и пунктов. Действующий УПК вобрал в себя все крупные законодательные новеллы, появившиеся в период демократических преобразований и судебно-правовой реформы (институты судопроизводства у мировых судей, судопроизводства с участием присяжных заседателей и апелляционного производства, правила о широком участии защиты на стадии предварительного расследования, о судебном контроле за применением на предварительном следствии мер уголовно-процессуального принуждения, связанных с вторжением в сферу гарантированных Конституцией прав человека и гражданина).

3. Согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъясняет, что:

– под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;

– под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного;

– под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.).

Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора.

Название документа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1

"О ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА"

Источник публикации

"Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52, ст. 1865

Примечание к документу

КонсультантПлюс: примечание.

Начало действия документа - 05.01.1992 <*>.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

<*> Внимание! Данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в "Ведомостях СНД РСФСР и ВС РСФСР" (опубликован в "Ведомостях СНД РСФСР и ВС РСФСР" - 26.12.1991). Есть неопределенность с датой начала действия документа, связанная с исчислением срока вступления документа в силу. Подробнее см. Справочную информацию.

Текст документа

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Рассмотрев представленный Президентом РСФСР проект Декларации прав и свобод человека и гражданина, Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Принять Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

2. Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству, Комитету Верховного Совета РСФСР по правам человека, Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью подготовить предложения по приведению законодательства РСФСР в соответствие с положениями настоящей Декларации и внести их на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.

3. Президиуму Верховного Совета РСФСР:

включить намеченные к разработке законы в план законопроектных работ;

поручить соответствующим комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР подготовку указанных законопроектов.

Председатель

Верховного Совета РСФСР

Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Верховным Советом РСФСР

ДЕКЛАРАЦИЯ

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.

(1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

(2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.

(1) Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.

(2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

(1) Все равны перед законом и судом.

(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

(3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

(4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.

(1) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

(2) Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

(1) Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства в соответствии с законом РСФСР.

(2) Гражданин РСФСР не может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы.

(3) Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РСФСР или СССР.

(4) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР. Лицо не может быть лишено почетного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории РСФСР без согласия Верховного Совета РСФСР.

Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления только по приговору суда с участием присяжных.

(1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

(2) Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.

(3) Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.

(4) Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

(1) Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.

(2) Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.

(3) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, указанных в законе.

(1) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

(2) Государство поощряет жилищное строительство, содействует реализации права на жилище.

(3) Жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.

(1) Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

(2) Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательств, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.

(1) Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

(2) Гражданин РСФСР имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться.

(3) Ограничение этих прав допускается только на основании закона.

(1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.

(2) Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.

Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

Каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.

(1) Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.

(2) Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.

(3) Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.

Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.

Граждане РСФСР имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.

Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

Граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона.

Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

(1) Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.

(2) Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.

(4) Принудительный труд запрещен.

(1) Каждый работник имеет право на отдых.

(2) Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

(1) Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.

(2) Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.

(1) Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях.

(2) Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

(3) Государство развивает систему социального страхования и обеспечения.

(4) Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.

(1) Каждый имеет право на образование.

(2) Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.

Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.

(1) Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.

(2) Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб.

(1) Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

(2) Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

(3) Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение.

(4) Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.

(1) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

(2) Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.

(1) Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно.

(2) Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.

Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом РСФСР.

(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека.

(2) Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.

(3) Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом.

02.92.// Ведомости СНД РФ и

ВС РФ -№18 -ст.961.

Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993 г. № 10 - Ст. 357.

ФЗ от 21.07.97 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" //СЗ РФ.

1997. - № 30.

ФЗ от 10.01.2002 N 1- ФЗ «Об электронной цифровой подписи» //СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 127.

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". СЗ РФ, 26.08.96 г., №35, ст. 4141.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 " Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 декабря 1998 г.). СЗ РФ, 11.07.94, 311, ст. 1291.

Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1300 " О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок". СЗ РФ, 11.11. 96 г., № 46, ст. 5250.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 772 " Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами".

СЗ РФ, 07. 07. 97 г., №27, стр. 3231.

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. N 1378 " О мерах по реализации Федерального закона " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп. от 21 февраля 1998 г., 23 января 1999 г.). СЗ РФ

10.11.97 г., №45, ст. 5195.

Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. Пост. Прав. РФ от

18.02.98 г. № 219) //СЗ РФ. - 1998.- № 8. - Ст. 963.

Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996 г. N 16-151/ АК " О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках". // Финансовая газета, №33.

Приказ МВЭС РФ от 17 апреля 1997 г. N 204 " О введении в действие Инструкции по выдаче заключений об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности при совершении бартерных сделок".// ЭЖ, 1997 г.,№39.

Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации (утв. Приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91) // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации, N 4, 2000 г.

Распоряжение Мэра Москвы от 19 января 1998 г. N 38-РМ "О порядке реализации Федерального закона " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп. от 5 марта 1998 г.). // Вестник Мэрии Москвы, 1998 г, №7.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 1994 г. N С1-7/ОП-742 " О заключении договоров обособленными подразделениями".

Еще по теме 02.92.// Ведомости СНД РФ и ВС РФ -№18 -ст.961. Основы законодательства о нотариате от 11 февраля:

  1. Приложение А (рекомендуемое) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
  2. Понятие нотариата, его цели и задачи. Система органов нотариата
  3. 2.2 Тема 2 Основы построения нотариата - 2ч Занятие 2 - 2ч Нотариус в Российской Федерации
  4. 29. Законодательство периода хрущевской «оттепели». Изменение основ уголовного и гражданского законодательства СССР и РСФСР.