Штраф для организаций за свалку мусора. Несанкционированные свалки инструкция

Ленинградская область, Россия. Credit: esosedi.ru

Статья подготовлена специально для 62 номера издаваемого «Беллоной» журнала .

Тонны мусора, сотни тысяч свалок

В России отсутствует полноценная система утилизации отходов, а сам процесс утилизации неконтролируемый и очень криминализируемый. И пока на уровне государства проблема обращения с отходами превратилась в постоянную головную боль, предприимчивые бизнесмены давно научились зарабатывать на мусоре немалые деньги – как легальным, так и незаконным путем.

На апрельской «Прямой линии» Владимиру Путину задали вопрос: когда же в России введут раздельный сбор отходов? Президент согласился, что в стране отсутствует полноценная система утилизации отходов, и признал, что и сам процесс «неконтролируемый и очень криминализируемый», так и не ответив на поставленный вопрос.

В России, по оценкам Министерства природных ресурсов и экологии, ежегодно образуется около 70 млн тонн твердых отходов, или около 500 кг на человека. Из них, по данным Гринпис, перерабатывается всего 3-5%. Это значит, что оставшиеся 95% едут в лучшем случае на полигоны, в худшем – в соседний лес или карьер. Причем подсчитать точное количество несанкционированных свалок – задача невыполнимая, но даже официальная статистика впечатляет.

Как следует из Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, в которой приведены данные за 2013 год, в 47-м регионе образуется порядка 14,27 млн куб. м бытовых отходов ежегодно – это примерно 5600 стандартных олимпийских бассейнов. Кроме того, фактически все бытовые отходы Петербурга также вывозятся на полигоны, расположенные на территории области, значит к получившейся цифре нужно прибавить еще порядка 10 млн куб. м – еще 4 тыс. «бассейнов». Но точно сказать, какое количество отходов доезжает до официальных областных полигонов, сложно. Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области в своем отчете за 2015 год заявляет, что в регионе ликвидирована 751 несанкционированная свалка. По сравнению с предыдущим годом выросло и число проверок, и найденных свалок – выявлено 1820 мест незаконного размещения отходов (на 83% больше, чем годом ранее). Общая сумма наложенных штрафов за 2015 год составила более 59 млн руб.

В Ростовской области, по словам замгубернатора Михаила Чернышева в интервью Donnews, «расположено 525 объектов размещения отходов, из них лишь 17 включены в [Государственный реестр объектов размещения отходов], то есть работают легально. На 40 объектах утвержден тариф, а 165 официально законсервированы и не эксплуатируются. Оставшиеся – а это более трехсот свалок – необходимо ликвидировать».

Всего же по России, сообщает сайт Минприроды, с августа 2014-го и по март 2015 года, действуя по поручению министра, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) выявила почти 113 тыс. незаконных свалок твердых бытовых отходов на общей площади порядка 46 тыс. га, из которых ликвидировала чуть более 81 тыс. свалок на площади свыше 31 тыс. га; было возбуждено 5117 дел об административных правонарушениях и взыскано 2619 штрафов на сумму почти 34 млн руб.

Проблема вызывает беспокойство не только у органов власти и жителей, вынужденных жить рядом с нелегальными свалками отходов. Андрей Якимчук, генеральный директор крупной российской компании «Эко-Cистема», которая занимается вывозом, сортировкой и захоронением мусора, рассказал в интервью The Village о том, как его компания однажды начала заниматься закрытием незаконных свалок в нескольких регионах: «Под одним Барнаулом насчитали порядка шестидесяти действующих объектов, ни один из которых не имеет лицензии. А сколько мы еще не нашли!»

Почему сваливать мусор в лес выгодно

Конечно, причина появления незаконных свалок – это не лень водителя мусоровоза, а чаще всего – «серая» схема получения прибыли.

«По закону, за размещение отходов нужно платить. Несанкционированная свалка дает возможность сэкономить деньги мусоровывозящей компании: она взяла деньги с многоквартирного дома за вывоз мусора и не стала платить за его размещение на полигоне, – объясняет эксперт в области управления отходами Александр Цыганков. – На незаконной свалке также могут зарабатывать ее создатели: если найти заброшенный карьер, проложить к нему дорогу, поставить шлагбаум – ты создаешь предложение для мусоровывозящей компании».

Такого рода предложение, по словам эксперта, можно сформулировать так: «не нужно мучиться с поиском укромной поляны в лесу, чтобы сбросить мусор – подъезжай по нормальной дороге ко мне, плати в два раза меньше, чем на официальном полигоне, и я даже сделаю тебе «липовые» подтверждающие документы о том, что принял у тебя мусор».

Похожим образом описал ситуацию с «серыми» схемами руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров «Российской газете» в январе: «У нас, например, до последнего времени транспортировка отходов никак не лицензировалась. <…> На практике существенный сегмент этого рынка заняли недобросовестные, стихийные участники. Они не регистрируются в качестве юрлиц или индивидуальных предпринимателей и не платят налоги, не разрабатывают экологическую документацию. Вывозят отходы на необорудованных транспортных средствах туда, куда им удобно. <…> В итоге рентабельность теневого бизнеса, связанного с отходами, лишь немного проигрывала доходам от наркотрафика…»

Стоит отдельно отметить ситуацию с опасными отходами, которые должны размещаться на специализированных полигонах. Александр Цыганков вспоминает опубликованную им на сайте Гринпис России историю об итогах разбирательства по иску Росприроднадзора к компании ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3», осуществляющей, по материалам иска, размещение отходов, образующихся в ее производственной деятельности (один из московских мусоросжигательных заводов). В марте 2015 года Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы обязал компанию выплатить более 360 млн руб. за негативное воздействие на окружающую среду.

«Оказалось, что еще в 2012 году почти 100 тысяч тонн золы и шлака, которые остались после сжигания мусора на этом заводе, были вывезены в Подмосковье и использованы в строительных целях. Компания «МеталлИнвестРегион», которую наняли для утилизации отходов мусоросжигания, не стала вывозить их на полигон. Вместо этого зола и шлак поехали в Рузский район Московской области, где ими нелегально засыпали карьер в поселке Тучково», – писал тогда эксперт.

Не стоит думать, что проблема несанкционированных свалок как итога деятельности нечистых на руку бизнесменов стоит только перед Россией. Euronews в 2015 году рассказывал об огромной свалке из смешанных – от химических до пластиковых и строительных – отходов размером в 30 футбольных полей, которую обнаружили в Италии недалеко от Неаполя. Сотрудник местной экологической полиции объяснял, что отходы «исключительно опасные» и их правильная утилизация стоила бы очень дорого, поэтому их просто захоронили в контейнерах на пустыре. О свалке, скорее всего, знали уже давно, но закрывали на нее глаза. Теперь местные жители требуют проведения полного расследования, чтобы выяснить, какие отходы захоранивались рядом с их домами и насколько большой риск они представляют для здоровья.

«Процветают» нелегальные свалки на севере в Ирландии. Около 20 тыс. тонн отходов было найдено на четырех свалках в сельской местности в Тироне (графство Ирландия, Великобритания), сообщила местная пресса в апреле. Причем в составе мусора были обнаружены медицинские отходы, пластмассы, бумага, текстиль и металлы.

Закрытые открытые полигоны

«Серый» мусорный бизнес держится не на одних незаконных свалках. Один из предположительных источников заработка – прием отходов на уже закрытых официальных полигонах. Так, полигон отходов на Волхонском шоссе («Волхонка») под Петербургом закрыли в апреле 2013 года, после чего свалку должны были рекультивировать. Однако появлялись новости о том, что на полигон продолжают свозить отходы. В статье о ситуации на полигоне летом того же года агентство «РИА Новости» приводило слова директора отвечавшего за обслуживание полигона ЗАО «Завод КПО» Эдуарда Мацуля о том, что он пытался остановить незаконный ввоз отходов, однако «некая преступная группировка» угрожала ему и требовала «не мешать работать». Агентство также цитировало начальника департамента государственного экологического контроля профильного комитета правительства Ленинградской области Сергея Глебалева, по словам которого, «в ходе последней проверки на полигоне, которую проводила природоохранная прокуратура совместно с комитетом, было задержано 15 машин, полных <…> бытовых отходов». Глебалев уточнял, что разгрузка одной такой десятикубовой машины стоит «от пяти до десяти тысяч рублей, а ценник на промышленный мусор еще выше».

В апреле 2016 года Росприроднадзор по Северо-Западному федеральному округу сообщил на своем сайте о том, что служба добилась приостановки на три месяца деятельности полигона «Новоселки», также под Петербургом. «В ходе административного расследования, проведенного по жалобам граждан и организаций в декабре 2015 года, было установлено и доказано, что филиал СПб ГУП «Завод МПБО-2» – полигон «Новоселки» не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, – говорится в сообщении ведомства». В частности, сообщила служба, предприятие размещает отходы «небезопасным для окружающей среды способом», при том что полигон «исчерпал свою вместимость и подлежит рекультивации». Кроме того, полигоном нарушается «технологический регламент приема крупногабаритных отходов и приема для размещения строительных, производственных, коммунальных отходов без лицензии на данный вид деятельности».

Впрочем, число нелегальных полигонов в России может еще пополниться. С 1 августа 2014 года вступили в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности» и приказ Минприроды от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Как разъясняет сайт Минприроды, «государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов». В реестре должны быть зарегистрированы все действующие полигоны (и, по разъяснениям Минприроды, разрешительные документы, уже выданные и утвержденные Росприроднадзором, переоформляются по истечении срока их действия).

«Все это позволит нам навести порядок в этой сфере», – прокомментировал «Российской газете» глава Росприроднадзора, добавив, что, например, создание реестра и лицензирование всех видов работ с отходами «фактически дает старт активизации работ по закрытию так называемых санкционированных свалок» (объектов, размещающих отходы с разрешения местных органов исполнительной власти, но не соответствующих санитарным нормам).

На январь 2016 года, по оценке Сидорова, в госреестр было включено около 4 тыс. объектов.

Однако, по оценке руководителя проектов Гринпис России Алексея Киселева, «у нас, наверное, процентов 70, а то и больше полигонов не соответствуют требованиям. В реестр могут не попасть. Но могут и попасть, кстати. А если не попадут, то все равно работать будут. Особенно те, кто далеко от центра».

«Так как денег им неизвестно когда перепадет на новый, грамотный полигон, а санитарную очистку делать надо. Вот и примет глава какого-нибудь района противозаконное решение», – полагает Киселев, обращая, впрочем, также внимание на ожидаемые к 26 сентября территориальные схемы и региональные программы в области обращения с отходами: «Там потоки отходов должны быть прописаны. Нельзя исключать, что где-то и деньги найдутся…»

Как борются с теневой стороной мусорного бизнеса?

Конечно, государство пытается пресекать деятельность «серого» мусорного бизнеса, вводя различные поправки в законы, ужесточая штрафы. Так, отмененное в 2012 году лицензирование деятельности по транспортировке отходов вернули поправками в Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступающими в силу 1 января 2016 года. Четыре года свозить отходы на полигон мог любой желающий, теперь же перевозчик вновь должен получать лицензию Росприроднадзора. Считается, что таким образом удастся более тщательно контролировать потоки твердых бытовых отходов.

Впрочем, как сказал руководитель Рос­природнадзора «Российской газете», срок лицензирования деятельности по работе с отходами продлили до 1 июля 2016 года: «Это потребовалось, поскольку примерно из 20 тысяч организаций, которые должны пройти процедуру, по состоянию на середину декабря обратилось всего около 20 процентов».

По мнению экспертов, большей прозрачности мусорного бизнеса будет способствовать и раздельный сбор отходов. «Переработка и раздельный сбор способствуют возврату отходов в хозяйственный оборот. Мусор становится сырьем, ценностью», – считает основатель экологического движения «Мусора.Больше.Нет» Денис Старк. По его словам, при раздельном сборе население, малый и средний бизнес начинают включаться в сферу обращения с отходами. «А там, где много заинтересованных участников, труднее скрыть нарушения и преступления. Так что чем больше разных сторон вовлечены в процесс обращения с отходами, тем он будет прозрачнее и эффективнее», – объясняет Денис Старк.

Однако раздельный сбор трудно назвать панацеей в решении проблемы «серых» схем в мусорном бизнесе. К примеру, пресса и общественные организации пытаются привлечь внимание к свалкам электронного мусора в Гане и Нигерии, куда выброшенная электроника попадает, в частности, из Великобритании. Отходы электроники отправляются на судах под видом товаров, бывших в употреблении, их прячут за функциональной электроникой, так как требуемая законом специальная переработка таких отходов в пределах Великобритании оказывается дороже, чем нелегальный вывоз. По данным Программы ООН по окружающей среде, свалка в Аккре (Гана), «возможно, самая крупная свалка электронного мусора в мире», ежегодно получает 192 тыс. тонн электронных отходов, загрязняя почву, воду и воздух и вызывая серьезные последствия для здоровья 10 тыс. местных жителей, разгребающих ее ради заработка.

Как пояснила журналу «Экология и право» руководитель Центра рециклинга и экологии Новокузнецка Варвара Михеева, «серые переработчики» – немаловажный фактор, мешающий развитию и нарождающегося российского сектора переработки: «Они торгуют справками, а сами не утилизируют, не обезвреживают отходы, а сжигают их в бочках, сливают в реки, закапывают на разрезах или карьерах… Они умеют делать договоры для прикрытия своих махинаций, и при проверке ничего не найдешь и не докажешь».

К другим причинам Варвара Михеева относит слишком бюрократизированную систему получения разрешительной документации, отсутствие должного природоохранного надзора с одной стороны и «живых взаимосвязей» между госструктурами и реальным перерабатывающим сектором с другой, а также отсутствие требований по использованию вторичной продукции в производстве товаров, дорожном строительстве и при госзакупках.

О предпочтениях вторичному сырью говорит и Денис Старк, добавляя, что улучшить сложившуюся ситуацию в России могут общественный контроль, повышение стоимости захоронения отходов на полигонах и дифференцированный тариф для домов с раздельным сбором отходов.

Стимулы для полигонов

Варвара Михеева отмечает, что поправки, внесенные в Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ввели различные «стимулирующие меры для полигонов»: возможность «обнуления» платы за негативное воздействие при исключении такого воздействия на окружающую среду на объектах размещения отходов, введение с 2017 года запрета на захоронение перечня перерабатываемых отходов, выполнение региональных программ и территориальных схем по снижению количества захораниваемых отходов.

Как пояснил глава Росприроднадзора «Российской газете», «основы государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года устанавливают приоритет переработки отходов над их захоронением. То есть через 15 лет, а лучше раньше, мы должны перерабатывать более 50 процентов отходов».

Одно из новых требований законодательства – организация досортировки привезенного мусора на всех официальных полигонах, где должны быть установлены линии по сортировке отходов. В любом случае, «недалек государственный запрет на захоронение ценных компонентов, ужесточение требований к строительству объектов размещения отходов. Поэтому придется инвестировать в современные технологии. Государство обещает финансовую поддержку новых проектов за счет средств экологического сбора в рамках территориальных схем и региональных программ», – говорит Михеева.

Заканчивается, по мнению эксперта, и время санкционированных свалок. «В регионах должны появиться современные полигоны, на которых предусмотрена не только сортировка отходов, но защита грунтовых вод от фильтрата, очистка сточных вод и прочее, – считает Михеева. – Извлечение вторичного сырья – это возможность получить прибыль, а также уменьшить объемы захораниваемого мусора, а значит – продлить срок службы полигонов, снизить негативное влияние на окружающую среду, как следствие – свои затраты по плате за негативное воздействие».

Важно, впрочем, чтобы параллельно с сортировочными комплексами развивались отходоперерабатывающие предприятия, говорит Михеева: «Иначе сортировки станут невыгодными и превратятся в бесполезное «украшение» полигонов».

Как сделать выгодным раздельный сбор

Что же касается раздельного сбора, то ему, по мнению Варвары Михеевой, среди прочих факторов мешают «необразованные чиновники высшего уровня, которые далеки от реальной ситуации «на местах», которые не практикуют раздельный сбор и распространяют истории о том, что люди не умеют разделять», отсутствие среди большинства чиновников понимания, как раздельный сбор должен быть устроен, а также «неопределенность с подзаконными актами в связи с тотальным нарушением графика их принятия»: «регионы просто-напросто ждут положений, которые определят единые требования к системе обращения с отходами и раздельному сбору, чтобы брать и делать», – говорит эксперт.

Финансовая модель организации раздельного сбора «должна быть выгодна для всех сторон: жителей, администрации, полигонов и переработчиков», – заключает Варвара Михеева: для жителей – в виде дифференцированного тарифа за раздельно собранные отходы, для администраций должна быть обязанность внедрения селективного сбора отходов в жилом секторе, с госпрограммами по установке контейнеров и приемных пунктов, для полигонов – в виде невыгодности (запрета) захоранивания перерабатываемых отходов.

Александр Цыганков предлагает посмотреть на проблему шире: «Если в детском саду воспитатель установил правило, что за обеденный стол можно садиться с грязными руками, то не так важно, что у одного малыша руки в клее, которым он на занятии прилежно мастерил поделки, а у другого – в земле, потому что он тайком от взрослых выкапывал червяков. Проблема не в том, что у одного будет сильнее болеть живот – проблема в правилах, которые нужно менять, потому что руки перед едой нужно мыть».

В сфере обращения с отходами, конечно, есть, как и в любом другом бизнесе, коррупция и «серые» схемы, говорит эксперт, но лицензирование транспортировки, передача финансовых потоков региональному оператору или создание новых межмуниципальных полигонов не решат главную проблему: бытовых отходов становится все больше, а природных ресурсов – все меньше, поэтому складировать их (или сжигать) – это «очень недальновидное решение».

«Проблема, которую нужно решать – это отношение к отходам, – подытоживает Цыганков. – Раздельный сбор здесь играет важную роль, но нужно помнить, что это не цель, а лишь средство. Конечно же, отходы нужно разделять – но нужно понимать, что с ними делать дальше».

Контейнеры емкостью 0,8м3 размещаются в местах с затрудненным подъездом спецтранспорта. Благодаря установленным на контейнере колесам, его можно даже в нагруженном состоянии перевозить к месту выгрузки в мусоровоз.

Пластиковые контейнеры для мусора малой вместительности активно используются в частном секторе и коммунальном хозяйстве для сбора бытового мусора. Они не подвержены коррозии, что значительно продлевает срок их службы.

Нужен небольшой контейнер на 0,8м3 для сбора мусора? Звони уже сегодня!

Контейнер для мусора вместительностью 1,1м3 (евроконтейнер) имеет небольшие габариты, оснащается крышкой и поворотными колесами с тормозными механизмами. Предназначен он для накопления твердого бытового мусора (ТБО) различного происхождения.

Устанавливаться мусорный контейнер ёмкостью 1,1м3 должен на оборудованных площадках. Возможно его использование как в частном секторе, так и в дворах многоквартирных домов. Опустошение контейнера производится специальным погрузчиком с подъемным механизмом.

Необходимо поддерживать чистоту на небольшой территории - заказывай евроконтейнер на 1,1м3 у нас!

Сменные бункеры емкостью 8м3 и грузоподъемностью до 5 тонн рекомендуется использовать для вывоза строительного мусора при ремонте санузлов, квартир, частных домов, вывозе старой мебели или вещей, замене оконных систем. Как правило, при стандартном ремонте квартиры достаточно заказать 1-2 контейнера. Бункер на 8м3 может быть доставлен по Москве в любое время и в нужном количестве.

Сменные бункеры емкостью 20м3 и грузоподъемностью до 10 тонн мы рекомендуем использовать для вывоза тяжелого строительного мусора с объектов (битого кирпича, грунта), а также при вывозе строительного мусора после ремонта квартир, в случае производства масштабных работ (перепланировка, вскрытие полов и т.п.). Используется бункер на 20м3 и для вывоза снега с дворовых и офисных территорий.

Нужен сменный бункер на 20м3 - звони уже сегодня!

Сменные бункеры емкостью 27м3 и грузоподъемностью 10 тонн рекомендуется использовать для вывоза легкого и объемного строительного мусора. Вывозить можно: деревянные отходы, ветки после обрезки деревьев или распиловочные остатки, смешанный строительный мусор после демонтажа зданий. Отлично подходит контейнер и для вывоза строительного мусора в больших объемах: при ремонте квартир от 100кв.м., ресторанов, магазинов, производственных помещений.

Нужен бункер для мусора на 27м3 - обращайся к нам!

Вывоз мусора автомобилем "Газель" незаменим в узких улочках центра города и во дворах с низкими арками.

В отличие от сменных бункеров, «Газель» позволяет сэкономить на вывозе отходов, в случае его малого объема (замена одного-двух оконных блоков, несколько предметов старой мебели, до 30 мешков бытового или строительного мусора (до 1,5 тонн)).

Специфика утилизация отходов «Газелью»: мусор должен быть сухой и чистый, мелкий мусор должен быть упакован в мешки, время ожидания загрузки не должно превышать 1,5 часов.

Сменные бункеры емкостью 32м3 и грузоподъемностью 15 тонн - это наилучший вариант для вывоза большого объема мусора. Он имеет наиболее выгодную стоимость в перерасчёте на один кубометр вывозимых отходов. Не смотря на большие размеры и вес, бункер перевозится одним мусоровозом. При этом погрузка на бункеровоз производится быстро и без помощи сторонней техники.

Нужно экономно вывезти много мусора? Заказывай бункер на 32м3

Как бороться с несанкционированными свалками

Отходы вокруг нас. Как появляются несанкционированные свалки?

Отходы производства и потребления, или можно их называть просто «отходы», - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления. Наибольшая часть из них – это отходы промышленных предприятий различных отраслей. Однако очень много внимания уделяется именно твердым коммунальным отходам (ТКО), т.к. мы с вами непосредственно сталкиваемся с ними в нашей повседневной жизни и именно они образуют свалки ТКО, которые становятся все более острой проблемой для большинства городов и населенных пунктов. ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления гражданами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования в жилых помещениях. В большинстве своем, это тот мусор, который мы ежедневно выбрасываем на помойку.

К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях. К ним можно отнести отходы, которые образуются в офисах организаций и учреждений.

Всем известно, что отходы нельзя бросать где попало. Нас этому учили с детства: «Мусорить нельзя, фантики, кожуру от бананов и огрызки выкидывать только в урну». Это правило, по сути, применимо ко всем: и жителям населенных мест, и владельцам офисов, и крупным промышленным гигантам. Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Вот установленное законом правило: хранение отходов, то есть складирование их, разрешается только в специализированных объектах для размещения отходов – полигонах или соответствующих требованиям законодательства свалках. Полигоны – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Поэтому если объект не предназначен для этих целей и не оборудован как полигон твердых бытовых отходов, - значит он является несанкционированной свалкой.

В соответствии с Законом РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (статья 12) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов , или ГРОРО . Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО. Вы сами можете зайти на сайт этого реестра и найти информацию об интересующей вас свалке или полигоне, используя их наименование, название населенного пункта или название организации, которая обслуживает этот объект. Нередки случаи, когда на свалку продолжают привозить отходы даже после исключения ее из реестра и лишения лицензии на размещение отходов. Это является грубым нарушением природоохранного законодательства. В случае обнаружения фактов доставки отходов на этот объект нужно жаловаться в природоохранные надзорные органы, о которых я расскажу далее.

На юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере от 100 до 250 тысяч рублей (ст. 8.2. Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Если нарушение порядка обращения с отходами произошло по вине гражданина или должностного лица и могло создать угрозу причинения существенного вреда жизни и здоровью граждан, то по решению суда виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет.

Если эти правила не соблюдаются, а в нашей стране именно так это и происходит, то повсеместно в большом количестве появляются несанкционированные свалки.

Каковы же объемы всех этих отходов?

По информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ (далее - Росприроднадзор) по состоянию на 6.08.2016 года, «в 2014-2015 годах в России наблюдался прогрессирующий рост образования мест несанкционированного размещения отходов в сравнении с 2013 годом. Всего за 5 лет выявлено свыше 170 тысяч таких мест . На территории РФ ежегодно образуется более 5 млрд. тонн отходов производства и потребления I-V класса опасности. Из них порядка 35-40 млн. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) или более 200 млн. м.куб. образуется в результате жизнедеятельности городов. Помимо этого, ТКО образуется от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, нежилого фонда, крупных производств».

Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТКО и несанкционированных свалках.

В целом, по мнению Росприроднадзора, ситуацию, сложившуюся сегодня на землях населенных пунктов в области обращения с отходами, можно охарактеризовать как крайне негативную. Количество несанкционированных свалок более чем в 2 раза превышает количество легальных объектов размещения отходов.

Надзор и контроль в области обращения с отходами
Обращение с отходами считается деятельностью, опасной для окружающей среды и здоровья граждан. Следовательно, эта деятельность должна подлежать жесткому контролю со стороны органов государственной власти, а также населения.

Закон об отходах производства и потребления устанавливает два вида такого контроля:
- государственный надзор в области обращения с отходами;
- общественный экологический контроль в области обращения с отходами.

Ниже - подробнее о каждом виде контроля:

  • Государственный экологический надзор =>

Государственный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - Росприроднадзор и его структурные и территориальные подразделения) и органов исполнительной власти субъектов РФ (Комитеты и управления при правительствах субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере обращения с отходами.

Эти органы власти осуществляют контроль путем проведения выездных проверок, привлечения к ответственности виновных должностных лиц, граждан и организаций, которые нарушают закон в части обращения с отходами. Основанием для проведения этими органами проверок может быть ваше заявление о выявленном нарушении.
Для организации работы по борьбе с незаконными свалками Росприроднадзор выпустил Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов РФ, утвержденные Письмом от 23 мая 2012 г. N ВК-03-03-36/6231.
Методические рекомендации предназначены для проведения рейдовых мероприятий в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТКО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия.
При планировании обследования территории органы Росприроднадзора учитывают информацию, поступающую от:
- граждан и организаций;
- средств массовой информации;
- органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- правоохранительных органов;
- органов прокуратуры.

При обнаружении несанкционированных свалок государственные инспекторы могут запрашивать полную информацию о захламленных отходами земельных участках, в том числе о категории земель, разрешенном виде использования, правообладателях. По запросу инспекторов органы Росреестра обязаны предоставлять такую информацию, внесенную в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В соответствии с Методическими рекомендациями в ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки, а также сбором доказательств для компенсации вреда, причиненного почвам, в соответствии с требованиями статей 77 и 78 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этим статьям граждане и организации, причинившие вред почвам в результате их загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме. При этом проверяющие органы должны определить размер ущерба, исходя из утвержденных такс и методик исчисления вреда окружающей среде или из фактических затрат, необходимых на восстановление почв.
Граждане и юридические лица, ответственные за причинение вреда почвам, обязаны по требованию органов Росприроднадзора или региональных природоохранных органов добровольно компенсировать этот вред. В противном случае указанные органы обязаны в судебном порядке взыскивать эти средства с виновных или потребовать восстановления нарушенного состояния окружающей среды за их счет в судебном порядке. Восстановление земель после их очистки от несанкционированных свалок должно производиться в соответствии с проектом рекультивации. Это касается, прежде всего, случаев, когда ответчиками являются органы местного самоуправления.

Также по результатам проверок и рейдовых мероприятий по выявлению несанкционированных свалок виновные лица должны привлекаться к административной ответственности. Несанкционированное обращение с отходами может быть квалифицировано по следующим статьям КОАП РФ:
- Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
- Статья 8.6. Порча земель
- Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
- Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
- Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
- Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
- Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
- Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях- Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта. Здесь хочется обратить внимание на то, что приоритетной является именно работа по возмещению вреда окружающей среде . Привлечение к административной ответственности само по себе никак не решает проблему несанкционированных свалок, даже если виновное лицо установлено. Административный штраф подлежит уплате в бюджет и не обязательно будет направлен конкретно на устранение свалки или рекультивацию замусоренного земельного участка. Ни для кого не секрет, что многие предприятия и индивидуальные предприниматели готовы откупиться от своего нарушения формальными штрафами или даже взятками. Поэтому задача общественности – не допустить сведения борьбы со свалками только к взысканию штрафов. Необходимо требовать от надзорных органов принятия мер по фактической ликвидации свалки, восстановления и рекультивации территории.

  • Общественный экологический контроль =>

В соответствии со ст. 68 Закона РФ «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль могут осуществлять общественные и некоммерческие организации, а также граждане для защиты своих прав на благоприятную окружающую среду. Каждый гражданин имеет право осуществлять такой контроль, выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них в органы власти и надзора. Поступившие в органы власти обращения подлежат рассмотрению в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона РФ № 59-ФЗ от 012.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан» .

Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный экологический контроль в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды (сокращенно - общественный инспектор).
Общественным инспекторам выдаются удостоверения.

Какие права имеют общественные инспекторы:
Для выявления и ликвидации несанкционированных свалок общественный инспектор и вообще любой гражданин имеет право:
- фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы о нарушении, в данном случае о несанкционированной свалке, в органы государственного надзора;
- принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
- информировать граждан о правонарушениях в области охраны окружающей среды;
- содействовать в реализации государственных программ по охране объектов.

К сожалению, по состоянию на август 2017 года порядок деятельности общественных инспекторов не утвержден. В соответствии с планами Минприроды в 2017 г. должен быть издан соответствующий приказ, регулирующий порядок организации деятельности общественных инспекторов, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи и порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды. Так что следите за обновлениями по этому вопросу в разделе Документы на сайте Минприроды РФ.

К кому обращаться, если вы обнаружили свалку:

1. По общему правилу за несанкционированную свалку несет ответственность орган власти, на территории которого возникла свалка. Чаще свалки возникают именно на территории населенных пунктов, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон РФ об органах МСУ) накладывает именно на муниципалитеты обязательства по вывозу мусора и надлежащему содержанию территории.
Поэтому, обнаружив свалку и точно зная, на территории какого муниципального образования она расположена е, сразу пишите жалобу в этот орган местной власти.

Справка:
В соответствии с Законом РФ об органах МСУ:
К вопросам местного значения в части отходов относятся:
- участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
- проведение мероприятий по благоустройству, которые включают в себя:
- содержание муниципальной территории,
- проектирование и размещение объектов благоустройства,
- поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Уборка мусора, очистка территорий от свалок и последующее благоустройство – это также обязанность органов МСУ!

Если же свалка обнаружена в лесу или на землях сельскохозяйственного назначения, такую жалобу следует направлять не только в муниципалитет, но и в соответствующий орган власти. Так за ликвидацию свалки мусора в лесах отвечают структурные подразделения Федерального агентства лесного хозяйства – Рослесхоза (лесничества). За ликвидацию свалок на сельхозземлях отвечает Россельхознадзор.

2. Помимо органов местного самоуправления необходимо написать жалобы в следующие природоохранные органы:
1) в территориальный орган Росприроднадзора , например, в Департамент Росприроднадзора по вашему федеральному округу или Управление по вашему субъекту РФ. При направлении в эти органы жалоб на свалки следует иметь в виду, что они осуществляют контроль только на объектах федерального государственного экологического контроля. К таким объектам относятся промышленные и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду , водные и Особо охраняемые природные территории федерального значения .
Если Росприроднадзор установит, что территория свалки не находится в его ведении, вашу жалобу обязаны переслать в другой компетентный орган власти.

2) в региональный орган власти , наделенный полномочиями в сфере природопользования и обращения с отходами. К таким органам относятся профильные комитеты или управления при правительстве вашего региона. Получив ваше обращение, компетентный орган должен провести проверку и при выявлении нарушения выдать предписания об устранении свалки и наложить административный штраф.

3. Для установления факта нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства вы можете написать жалобу в территориальный органы Роспотребнадзора . Роспотребнадзор - это федеральный орган власти, в соответствии с законодательством обязанный защищать права граждан на благоприятную окружающую среду. Например, в Роспотребнадзор целесообразно жаловаться, если свалка горит и отравляет продуктами своего горения жилую зону или служит источником загрязнения источников питьевого водоснабжения. Роспотребнадзор по вашим жалобам также обязан выезжать на место нарушения, составлять акт и уполномочен выдавать предписания об устранении нарушения.

4. Не дожидаясь, пока Росприроднадзор перешлет вашу жалобу в природоохранную прокуратуру , вы можете в нее обратиться самостоятельно. Она осуществляет надзор за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе в области обращения с отходами. Прокурор уполномочен проводить проверки, привлекая другие компетентные органы. После установления органов и лиц, ответственных за образование свалки, прокурор выносит обязательные для исполнения предписания. Если же предписания не выполняются, природоохранная прокуратура может обратиться в суд с иском, например, к органу местного самоуправления, об обязании ликвидировать свалку и провести рекультивацию территории.

Если ваши жалобы игнорируют

Не всегда обращения и жалобы в органы власти помогают. Для многих не будет открытием, что для ликвидации свалки тому же самому органу местного самоуправления требуются деньги и немалые. Работы по ликвидации требуют не только очистить территорию от мусора, но и привести ее в первоначальное состояние, а при необходимости и рекультивировать территорию. Мусор требуется транспортировать на полигон, что также требует средств. Для выделения финансирования на все эти манипуляции местные власти должны заложить эти деньги в муниципальный бюджет, а это процедура длительная.

Если чиновники вас «футболят» или «кормят завтраками» и пишут отписки, вам необходимо жаловаться в прокуратуру на нарушение ваших прав. От прокуратуры вы можете потребовать провести проверку законности действий или бездействий ответственного органа власти и принятия мер прокурорского реагирования.

Даже если решение о ликвидации свалки принято и на это выделены бюджетные средства, вам следует быть начеку и контролировать действия ответственного органа по ликвидации свалки.

Кроме того, если органы власти бездействуют, вы сами можете предпринять некоторые меры по уборке свалки, если конечно ее объемы под силу активистам вашего населенного пункта.

Какие могут быть варианты в данном случае:

- вы всегда можете обратиться в тот самый муниципалитет о содействии в проведении субботника или общественной уборки: просить чиновников выдать инвентарь, мешки и транспорт для вывоза. Массу информации о том, как организовать субботник, как заинтересовать общественность и чиновников, вы можете найти на сайте одного из самых крупных в России экологических движений "Мусора. Больше. Нет" . Активисты этого движения есть почти во всех регионах, они готовы оказать вам не только консультативную помощь, но и содействовать в привлечении добровольцев для проведения уборки мусора.
- большинство свалок в стране возникают по вине самих граждан, которые безответственно выкидывают мусор в неустановленных местах. Поэтому если на одном и том же месте систематически образуются горы коммунального мусора, обратитесь в ваш муниципалитет с просьбой установить на этом месте урны или баки для мусора и запрещающие таблички , предупреждающие об административной ответственности и ведении видеонаблюдения.
- мусор – это, в первую очередь, сырье, которое можно пустить во вторичный оборот. Этот ресурс (металлы, стекло, пластик, шины, пришедшая в негодность техника и другие) стоит денег. Организации-заготовители, которые собирают это сырье крупными партиями и далее перепродают его переработчикам, готовы купить раздельно собранное сырье, а тем более будут рады получить его бесплатно. Сотрудничая с такими организациями, вы также можете частично решать проблемы свалок.
По вопросам организации раздельного сбора в вашем населенном пункте или даже в доме вы можете обращаться к набирающему популярность одноименному общественному движению «Раз ельный бор» . География деятельности «РазДельного Сбора» не так масштабна, но уже охватывает 9 городов России. К специалистам этого движения вы всегда можете обратиться за консультацией по организации раздельного сбора отходов, в том числе по вопросам, как найти и заинтересовать организации-заготовителей.

Ваши действия при обнаружении свалки

Итак, вы обнаружили свалку. Вот один из алгоритмов, что вам следует делать:

  1. Попытаться остановить дальнейшее сваливание мусора или складирование мусора на свалке.
  2. Зафиксировать правонарушение
  3. Определить ответственный орган власти, а также организацию, которой принадлежит территория под свалкой.
  4. Выбрать надзорный орган, куда будете обращаться.
  5. Подготовить и направить жалобы.
  6. Повысить эффективность борьбы со свалками.
Остановимся на каждом пункте подробнее.
  1. Попытаться остановить сваливание мусора =>

Если вы стали свидетелем того, как на грузовых машинах привозят и сваливают мусор, первым делом вам следует вызвать полицию и дождаться ее приезда. Принимающему заявку дежурному нужно сообщить точное место нарушения, кто является нарушителем (например, неустановленное лицо на самосвале КАМАЗ государственный регистрационный номер транспортного средства _______, надписи на борту машины, свидетельствующие об организации-владельце). При возможности нужно сфотографировать водителя, машину и ее номер.
Полиция при выезде на место нарушения должна проверить документы у водителя, установить владельца машины, составить протокол об административном правонарушении.
Но в таких ситуациях не всегда полиция оказывается эффективной, так как может просто проигнорировать ваш звонок. Что тогда делать?
Известно множество случаев, когда возмущенные жители просто перегораживали дорогу для проезда грузовиков, чтобы воспрепятствовать сваливанию мусора на их территории, в том числе, чтобы задержать водителя до приезда полиции.

2. Зафиксировать правонарушение =>

Для этого нужно сфотографировать место свалки таким образом, чтобы было понятно его территориальное нахождение. Желательно сделать снимки с разных ракурсов. В дополнение к фотографиям полезно сделать схему с привязками к разным, легко идентифицируемым объектам на местности. Это важно, так как сотрудникам Росприроднадзора или прокуратуры будет проще таким образом найти разбросанный по территории мусор. Для составления такой схемы удобнее пользоваться Яндекс или Гугл-картами, отмечать границы свалки можно цветными линиями и стрелками. Скриншот или распечатка карты будет важным дополнением к вашей жалобе.
Для фиксации правонарушения можно составить Акт, оформить его и подписать. Не обязательно при составлении Акта присутствие должностных лиц. Этот документ могут составить несколько граждан (не менее трех), обнаруживших свалку. В Акте желательно отразить время обнаружения свалки, место, примерную площадь, объем и вид отходов, и, конечно, указать ФИО, контакты и подписи составителей.
Фотографии и составленный вами Акт будут являться доказательствами при направлении жалобы в компетентные органы.

3. Определить ответственный орган власти или организацию =>

Чтобы писать жалобу, вам нужно точно знать, какой орган должен нести ответственность. Для этого достаточно найти границы вашего муниципального образования, информация о которых вместе с картами и описанием территории должна быть на сайте администрации или муниципалитета. На чьей территории находится свалка, тот орган и должен будет ее ликвидировать, соответственно, в его адрес и нужно направлять жалобу. Для получения более подробной информации о захламленном земельном участке (его границах, площади, разрешенном виде использования, правообладателе т.д.) рекомендую воспользоваться интернет-ресурсом «Публичная кадастровая карта» .

4. Выбрать надзорный орган, куда будете обращаться =>

Чтобы процесс ликвидации свалки находился под надзором уполномоченного органа, направьте информацию о правонарушении и в его адрес. Определить, куда обращаться, несложно.
Во-первых, нужно направить жалобу в одно из территориальных подразделений Росприроднадзора (в Департамент по вашему федеральному округу или в Управление Росприроднадзора по вашему субъекту РФ).
Во-вторых, вы можете обратиться в орган исполнительной власти вашего субъекта РФ. На сайте администрации есть перечень органов исполнительной власти, из которого следует выбрать органы (например, Комитеты или Управления), которые занимаются вопросами природопользования, экологии, охраны окружающей среды или экологическим надзором. На сайте найденного органа власти вы обязательно найдете Положение о нем, в котором перечислены все его полномочия. Если в обязанности органа входит осуществление государственного экологического надзора в области обращения с отходами, значит, вы можете направить обращение и в этот орган.
В-третьих, обратитесь в Прокуратуру РФ. На сайте Генеральной прокуратуры вы найдете информацию о прокуратурах всех субъектов РФ, в том числе специализированных прокуратурах, таких как природоохранная. Не во всех регионах есть природоохранные прокуратуры, поэтому вы смело можете направить жалобу в прокуратуру, надзорные полномочия которой распространяются на территорию свалки.

5. Подготовить и направить жалобы =>

Порядок подачи и рассмотрения жалоб, заявлений и предложений в органы власти в России регулируется Федеральным Законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» . Несмотря на наименование закона, говорящее о рассмотрении обращений граждан, его действие также распространяется на обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Письменное обращение в орган государственной власти или орган местного самоуправления может быть написано на обычном листе бумаги формата А4 или напечатано на компьютере и обязательно должно включать в себя :
1) наименование органа или либо фамилию, имя, отчество должностного лица, либо его должность;
2) свои фамилию, имя, отчество (ФИО);
3) почтовый адрес;
4) суть предложения, заявления или жалобы;
5) личную подпись;
6) дату.

В случае со свалками эффективнее писать коллективную жалобу от группы граждан . Должностные лица проявляют к ним более пристальное внимание. При написании коллективной жалобы в шапке документа необходимо указать «От жителей района…», в конце должны быть подписи с расшифровкой и адресами заявителей.

5.1. Структура жалобы =>

В правом верхнем углу вы пишете наименование органа власти и указываете должность и ФИО должностного лица, которому адресуете жалобу (инициалы сокращенно и фамилия полностью). Ниже пишете точный почтовый адрес, взятый на сайте органа власти. Если отправляете через Интернет, укажите адрес электронной почты. Дополнительно можете написать телефон приемной, но это в большей степени для вас, чтобы при контроле прохождения письма снова не искать телефон на сайте.
Ниже под адресатом пишите свои ФИО, также точный почтовый адрес фактического места проживания, контактный телефон (лучше мобильный) и адрес электронной почты. Если вы готовите коллективную жалобу, укажите адрес и ФИО контактного лица, которому должен быть направлен ответ.
Далее посередине вы пишите ЖАЛОБА. Ниже строчкой также посередине напишите слова обращения к должностному лицу, на имя которого вы пишете, например, «Уважаемый Иван Иванович!».
Начните свою жалобу с представления и фактов обнаружения нарушения: «Я, Петров С.С., 01.08.2017 г. обнаружил несанкционированную свалку отходов на территории муниципального образования Павловское сельское поселение…». Подробно опишите место свалки с привязками к осям улиц, домам и иным объектам. Приложите схему нахождения свалки или еще лучше скриншот или копию Яндекс или Гугл-карты, на которой обозначены границы свалки.
Опишите примерный состав мусора, например, это могут просто коммунальные отходы либо отходы промышленности. Если вам известен виновник свалки (конкретная организация, магазин или жилищный комплекс), также опишите это в жалобе. Для наглядности приложите фотографии места свалки.
Далее изложите просительную часть. Если вы обращаетесь в администрацию или муниципалитет, на территории которого находится мусор, просите принять меры по уборке и санитарной очистке территории. Обращаясь в надзорные органы (Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Рослесхоз, Прокуратуру), просите инициировать проверку по изложенным вами фактам нарушения, установить лицо, которое несет ответственность за уборку свалки, обязать ликвидировать свалку. Дополнительно вы можете задать другие интересующие вас вопросы.
Обязательно укажите, что ответ на ваше обращение необходимо направить на указанный вами адрес в установленный законом срок (в течение 30 дней).

После основной части жалобы перечислите в столбик прилагаемые документы. Например:
Приложение 1 – Схема нахождения свалки – на 1 л.
Приложение 2 – Акт обнаружения свалки – на 1 л.

В конце документа укажите дату написания, правее от нее - ваши ФИО и подпись. Если жалоба коллективная, соответственно, ФИО, адреса и подписи всех отправителей жалобы.

Примечание:
Аналогичные требования предъявляются и к обращениям, направляемым в форме электронного документа - на электронную почту органа или через электронную приемную на сайте. Электронные обращения также подлежат рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы, как в электронной форме, так и направив их копии почтой в дополнение к электронному обращению.

5.2. Как отправить/доставить жалобу адресату =>

Вариант 1: Вы можете лично доставить жалобу или иной документ адресату. Тогда письмо должно быть написано вами в двух экземплярах. В этом случае в службе делопроизводства (секретарь, канцелярия или приемная) обязательно попросите на своем экземпляре письма поставить отметку о получении с датой. Лучше чтобы сразу был поставлен регистрационный номер, хотя в органах власти не всегда можно сразу зарегистрировать обращение. Поэтому достаточно в момент подачи заявления, чтобы на вашем экземпляре письма поставили штамп с названием организации, дату и подпись принявшего сотрудника. Это очень важно, если необходимо выдержать срок или позже подтвердить сам факт обращения.
Если входящий номер не был присвоен сразу, позвоните секретарю или в канцелярию на следующий день и уточните его, а также можно уточнить, кому и в какое подразделение передана ваша жалобы для рассмотрения.

Вариант 2: Отправить жалобу почтовым отправлением. Если вы пошлете ее простым отправлением, то Почта России, к сожалению, не сможет вам гарантировать доставку письма, а вы не сможете контролировать его прохождение. Поэтому для надежности рекомендуем вам отправлять именно заказные письма, при отправлении которых вам вручается квитанция об отправке. По указанному в ней почтовому идентификатору (Трек-номер) вы легко можете проверить, доставлено ли письмо адресату или на какой стадии доставки находится. Для этого рекомендуем пользоваться сервисом «Отслеживание» на сайте ФГУП «Почта России».

Рекомендую:
1) После отправки жалобы в органы власти нельзя надеяться на добросовестность и оперативную работу чиновников. Они очень заняты разной текущей бюрократической работой, поэтому заявителю следует напоминать о себе. Обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней после поступления (ст. 8 Закона РФ № 59-ФЗ). Поэтому после передачи жалобы или через несколько дней после отправки ее почтой нужно позвонить в приемную или секретарю и узнать, поступило ли письмо, за каким номером и какой датой зарегистрировано и кому расписано.
Помните, вам должны дать ответ не позднее чем через 30 дней с даты регистрации (ст. 12 Закона РФ № 59-ФЗ). Ближе к истечению этого срока вы можете позвонить снова и поинтересоваться, на какой стадии находится рассмотрение.
Если ответ в срок так и не подготовлен, вы вправе написать жалобу на имя руководителя органа о том, что ваши права нарушены.

2) Проверяйте, что вам ответили:
- Если вам просто прислали отписку – это нарушение. Ответ должен быть дан по существу вопросов и требований вашей жалобы.
- Если вам ответили и прислали недостоверную, искаженную или неполную информацию, например, написали про другой участок, ответили расплывчато и не о том, ответили только на часть ваших вопросов и требований – это тоже нарушение.
- Если в ответе на ваше письмо дали понять, что рассмотрение затронутого вопроса не относится к компетенции этого органа и на этом поставили точку – это тоже нарушение.
- Если ваша жалоба просто была перенаправлена для рассмотрения в тот орган, на бездействия которого вы жалуетесь, например, муниципалитета, - это также является нарушением (ст. 8 Закона РФ № 59-ФЗ).
За все эти нарушения должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа (ст. 5.59 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Вариант 3: Наконец самым простым и достаточно эффективным способом являются электронные обращения. Большинство органов власти имеют электронные общественные приемные, и уж точно все имеют адрес электронной почты. Вы можете направить жалобу о свалке в виде сообщения, можете воспользоваться электронной подписью или просто отсканировать подписанный вами документ, и отправить его с приложениями на электронную почту органа власти. При отправке через электронную приемную обычно нужно заполнить требуемые поля с вашими персональными данными и контактами.

Помните, в соответствии с Законом РФ № 59-ФЗ электронные обращения приравниваются к бумажным,. Поступившим обращениям (жалобам) в электронном виде также должен быть присвоен входящий номер, срок ответа не изменяется - 30 дней. Хотя обычно в таких случаях ответ дается достаточно оперативно, и в этом безусловно есть преимущество электронного документооборота, не говоря уже об экономии бумаги!

В эпоху интернет-технологий все пользуются социальными сетями. Вы можете разместить информацию о свалке на страницах своих ресурсов: фотографии, место нахождения, скан вашей жалобы в органы власти, призывы к активизации по ликвидации свалки и объединении усилий сограждан. Эту информацию вы также можете распространить своим друзьям и разместить на странице группы или сообщества вашего населенного пункта или района.
- Подчас эффективными могут быть петиции от граждан. Такую петицию можно подготовить в письменном виде и собрать большое количество подписей в поддержку вашей инициативы по уборке свалки. В подписном листе должны быть следующие графы: ФИО, Адрес, Телефон или E-mail, Личная подпись. Подписанная петиция с подписями передается в компетентный орган.
Можно запустить петицию в интернете, например, на он-лайн платформе для ваших кампаний Change.org . Если ваша интернет-кампания окажется эффективной, вы сможете ссылаться на ее результаты при следующих обращениях в компетентные органы.
- Чтобы информация об экологической проблеме стала общеизвестной, желательно обратиться в местные, а то и федеральные СМИ, и выразить готовность помочь им в подготовке репортажа. Иногда это трудно сделать по нескольким причинам, например, им не интересно, или просто журналистам запретили критиковать работу властей и тем более недостатки в ней. В любом случае, эффективность медиа-сотрудничества зависит от вашей настойчивости, убедительности ваших доводов. Ни для кого ни секрет, что СМИ любят «горяченькие» сюжеты. Если по вашей информации причиной годами не убираемой свалки является коррупция, чиновникам или их родственникам выгодна несанкционированная свалка – это как раз и будет той «горяченькой» новостью.

ФГИС "Наша природа"
Министерство природных ресурсов и экологии России запустило новую информационную систему ФГИС «Наша природа» , через которую граждане и организации могут информировать власти об экологических нарушениях:
"После регистрации на ФГИС вы сможете направление сообщения об экологических нарушениях. При оформлении обращения есть возможность написать само обращение, прикрепить фото и видео, а также отметить место свалки на карте. Скоро должны заработать мобильные приложения «Наша природа» (РФИ Минприроды), которое можно бесплатно будет скачать в электронных магазинах Google Play и AppStore.
Цель ФГИС «Наша природа» - создание постоянно действующего механизма повышения прозрачности работы контрольно-надзорных органов, обеспечения их публичной подотчетности, направленных на ликвидацию последствий нарушений в сфере экологии".
- На сайтах некоторых органов исполнительной власти субъектов РФ также встречаются карты загрязнения отходами. Например, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области создан сайт http://propiter.info/ecology/ecologymaps.php http://onf.ru/generalnaya_uborka

2. Экологическая карта России
Этот портал также представляет собой карту, где можно отметить нарушение в вашем городе и проследить, как оно будет проинспектировано и ликвидировано. На момент публикации на карте зарегистрировано 3491 точек по России с несанкционированными свалками. Также портал позволяет увидеть количество свалок в вашем городе. Флажки разного цвета на карте обозначают, на какой стадии находится решение проблемы. Также на карте отмечаются не только свалки, но и другие экологические проблемы,пункты приёма вторсырья и действия волонтеров, в том числе отражаются новости проекта «Посади дерево».

3. Проект «ЭКОФРОНТ»
Портал позволяет написать запрос или жалобу о свалке прямо с мобильного телефона, а также найти единомышленников для того, чтобы убрать ее самостоятельно(помимо привлечения ответственных организаций). Алгоритм работы портала прост и сводится к четырем пунктам:
- Сфотографируй свалку,
- Убери свалку сам,
- Заставь ответственный орган убрать свалку,
- Наблюдай за своей территорией.

4. Сообщество активных граждан
Портал позиционирует себя как посредника между гражданами и властями. Можно оставить сообщение-обращение с требованиями об устранении несанкционированной свалки, а работники портала в свою очередь рассмотрят его и будут добиваться ответа у компетентных органов.

5. Сердитый гражданин
Портал представляет собой онлайн-проект по борьбе с несправедливостью. Помимо сообщений о свалках сюда можно направить любое сообщение о какого-либо рода незаконных действиях, нарушениях работы организаций, некачественных услугах и товарах и т.д. Также портал предоставляет отчет об обработанных обращениях и результатах.

Мусор - одна из основных помех хорошей экологии в любом регионе. Ни для кого не секрет, что в перенаселенной Московской области уровень загрязнения земли и воздуха зашкаливает больше, чем в других регионах. Именно поэтому в этой статье речь пойдет о той опасности, которую представляет собой свалки в Подмосковье и о том, как уберечь себя от возможного ущерба.

Где можно встретить свалки в Подмосковье?

Свалкой можно назвать все, начиная от мусорных контейнеров во дворе дома и заканчивая таким явлением, как свалки тбо(твердых бытовых отходов) в Московской области: расположенные около них города нередко попадают в области.Если речь идет о небольших свалках, согласно законодательству запрещено их нахождение на расстоянии менее 20 метров от жилых зданий. Соблюдение данной нормы необходимо уточнять при выборе недвижимости: уж очень вредно для здоровья дышать воздухом от мусорной свалки.

Во многих странах мира «мусорный» бизнес уже давно захвачен состоятельными бизнесменами. Переработка отходов - очень прибыльное занятие, однако в России олигархи больше интересуются «распиливанием» бюджета: у них просто не остается времени на ведение выгодной для всех деятельности. Именно «благодаря» этому в Подмосковье с мусором сложилась крайне плачевная ситуация:

  • В Московской области мусора производится больше, чем в среднем по другим регионам.
  • Поступает на полигоны Московской области и не перерабатывается 10 млн тонн мусора ежегодно (по данным РИА Новости).
  • В Московской области каждый год захороняется 10 миллионов тонн мусора. Именно в таких условиях наши законодатели делают все кроме того, что действительно поможет природе. Конечно, половина промышленных отходов подвергается переработке, но бытовые отходы вообще почти не перерабатывают - эта ситуация в условиях быстроразвивающегося региона недопустима.
  • Каждый проживающий в Подмосковье гражданин выбрасывает в два раза больше среднестатистического россиянина. Именно благодаря этому карта свалок подмосковья пополняется все новыми и новыми объектами.

При строительстве и заполнении свалок тбо московская область нарушает многие предусмотренные государством нормы.

В первую очередь вопиюще нарушается российский закон, согласно которому запрещено захоранивать мусор на территории другого субъекта РФ. В данном случае речь идет о том, что юридически Москва и Подмосковье - разные регионы, а московский мусор везут именно на подмосковные свалки.

Еще одно нарушение - сам факт того, как свалки тбо в московской области образуются. По официальным данным полигонов в Подмосковье 41. На самом же деле крупных мусорных свалок несколько тысяч: выходит, что власти никак не контролируют процесс вывоза отходов.

Из каких же объектов состоит карта свалок тбо московской области?


Полигоны ТБО - это специальные комплексы природоохранных сооружений, созданные с целью централизованного сбора и захоронения мусора и предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду: атмосферу, почву и воду. Так выглядит список полигонов тбо московской области:

  • Щербинка - полигон занимает 123 гектара
  • Тимохово - полигон занимает 108 гектаров
  • Хметьево - полигон занимает 79 гектаров
  • Дмитровский - полигон занимает 63 гектара
  • Саларьево - полигон занимает 59 гектаров
  • Кучино - полигон занимает 59 гектаров
  • Сосенки - полигон занимает 40 гектаров
  • Левобержный - полигон занимает 26 гектаров
  • Алексинский карьер - полигон занимает 20 гектаров
  • Павловский - полигон занимает 14 гектаров
  • Долгопрудный - полигон занимает 14 гектаров
  • Торбеево - полигон занимает 13 гектаров

Как можно догадаться, в районе вышеперечисленных полигонов тбо экологическая ситуация - одна из самых худших в Подмосковье.

Однако бывает и хуже: возле Сергиева Посада существует свалка радиоактивных отходов, которая по убеждению экспертов уже многие годы отравляет почву. Несмотря на неосведомленность общественности, экологи уже не один раз пытались обратить внимание на существующие проблемы: брали пробы на загрязнение воды возле свалок. Результаты, как и ожидалось, оказались печальными: превышены почти все показатели, в частности по меди, цинку и свинцу в 8 раз.

Вообще в северных направлениях от столицы свалок хоть и достаточно, но все же наблюдается не самая плотная их концентрация, что можно увидеть на представленных сервисом Яндекс-карты фрагментах карт свалок подмосковья. Это относится и к северо-западу


к северо-восточным областям Подмосковья.


На южных направлениях от Столицы ситуация посложнее.



К востоку и западу от Москвы точек санкционированного и несанкционированного выброса отходов тоже достаточно много. На выдержках из карты можно увидеть, что большинство их располагается не так далеко от населенных пунктов, как хотелось бы.



Подвижки в исправлении экологической ситуации все-таки есть

О том, какая экологическая катастрофа может произойти, если карта свалок подмосковья будет указывать нам на горящие полигоны, можно даже не говорить. Сильнейшее возмущение экспертов все-таки заставило подмосковные власти отреагировать на «мусорный беспредел»: в разных районах области будет построено 14 мусороперерабатывающих заводов. В отличие от мусоросжигательных заводов, с целью упростить вывоз тбо московская область возводит более экологичные заводские комплексы, которые позволят Московской области не превратиться в огромную свалку. Однако в итоге возникает вопрос: что будет с уже существующими мусорными свалками?

Неужели они будут просто законсервированы и на их месте будут построены новые жилые комплексы?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, никак нельзя допустить такую ситуацию! Период полного распада фильтрата составляет целых 40 лет, а «освободившиеся» от мусора территории годятся только для строительства складов и технопарков - уж слишком вредно для здоровья постоянно .

На этом статья, посвященная проблеме мусора в Подмосковье, подходит к концу. Нам, обычным людям, остается надеяться, что строительные компании будут избегать территорий, где когда-либо размещались мусорные свалки, а недобросовестные застройщики не получат государственной поддержки при возведении зданий в экологически небезопасных районах. Не забывайте, что вы можете выбрать для жизни более экологичные места, например, Краснодар: ЖК Флотилия и ЖК Седьмой Континент .

Видео по этой теме: