Получить квалифицированную помощь. Как получить квалифицированную юридическую помощь по кредитным платежам. Ипотечное кредитование и его особенности

Современный мир связан электронной почтой и Интернетом, телефоном и факсом и все это идет не только через спутник. Пять из каждых шести звонков и сообщений идут по проводной магистрали.

Глубоко на дне океанов лежат множество многожильных кабелей, толщина одной жилы с человеческий волос, они называются оптоволокном и миллионы километров таких кабелей проложены по изломанному морскому дну. Эти кабели странным образом привлекают голодных акул, а результат - повреждение мировой паутины.

Когда нарушаются линии, вызывают одно из самых продвинутых кораблей и судов мира «Atlantic Guardian». Без него наш опутанный проводами мир не смог бы существовать. Его экипаж ответственен за обслуживание 40 кабельных магистралей между Англией и Нью-Джерси, Ньюфаундлендом и Францией, Рок-Айлендом и Испанией. Скорость и надежность - отличительные черты этого судна, независимо от степени волнения Атлантики. Миллионы долларов теряются из-за простоя сети, и команда испытывает огромное психологическое давление во время выполнения заданий.

Кабельное судно было построено на верфи «Vander Giessen Yards» в Роттердаме Голландия в 2001 году, и принадлежит компании «Global Marine Systems». Его функцией является прокладка и дальнейшее обслуживание оптоволоконных линий связи. Стоимость проекта 50 миллионов долларов. Это судно не боится волн Северной Атлантики.

На мелководье кабель повреждается рыболовецкими судами, которые тянут трал или другие снасти. Кроме этого большие корабли бросают якорь там, где не должны этого делать и тоже наносят повреждения кабелю. Подводные течения, проливы и отливы вызывают перетирания, которые, со временем, рвут кабель. Судно оборудовано двумя азиподами, что дает возможность с легкостью маневрировать в пространстве, кроме этого им даже приятно управлять. Практически ничего не изменилось за несколько десятилетий, только лишь оболочка и начинки кабеля.

Кабель поднимают при помощи кранов, лебедок и блоков. Это может показаться самой обычной операцией, но это не так. Судно прибывает в ориентировочную точку повреждения, по координатам, полученным со спутника. Затем выпускает "мягкий крюк" и цепляет кабель со дна. Потом вниз опускается режущий крюк, пока корабль идет вдоль кабеля, его острые лезвия разрезают его, так как дефектный кабель нельзя поднять без разреза. После разреза судно перемещается, чтобы снова зацепить за одну сторону разрезанного кабеля и поднять его на борт. Подняв кабель, его закрепляют и тестировуют, чтобы убедится в исправности от места поломки. Конец кабеля запечатывают и выбрасывают за борт, закрепив буй, чтобы было легче найти. Другую сторону кабеля сматывают и проверяют, находя повреждение. В момент проведения каждой операции, судно автоматически подруливается, оставаясь на месте в заданной точке, благодаря спутниковой системе навигации (GPS), установленной на судне. В комплексе это единая система датчиков и рулей корабля, позволяющая судну сохранять устойчивость во время волнения или двигаться в заданном направлении. Все это контролируется компьютером. На борту есть и робот с дистанционным управлением «Atlas-1». Он способен двигаться на гусеничном ходу по морскому дну со скоростью 4 км/ч, отыскивать и откапывать кабель, а затем посылать на борт изображение высокого разрешения для принятия решения. Робот «Atlas-1» оснащен набором инструментов, различных камер и фонарей – это «глаза» пилота на морском дне.

На судне есть место со специализированными условиями и оборудованием, где спаивают микроскопические жилы оптоволоконного кабеля. Людей, которые там работают, называют «скоросшивателями», хотя на устранение повреждений им необходимо около суток. После всего этого кабель соединяется в муфту и тестируется между двумя узловыми станциями. Если тест передачи данных проходит успешно, кабель с особой осторожностью снова опускают в воду. Использование робота позволяет зарывать кабель на дне океана. Он подаёт мощную струю, которая формирует траншею. А уже в эту траншею затем опускается кабель.
Пока ещё не разработаны беспилотные аппараты для ремонта кабеля, всегда найдется тяжелая, но такая полезная работа для кабельного судна «Atlantic Guardian».

Технические данные кабельного судна «Atlantic Guardian» :
Длина - 120 м;
Ширина - 18 м;
Водоизмещение - 3250 тонн;
Силовая установка - дизель-электрическая, мощность 9656 л. с.;
Скорость - 15 узлов;
Автономность - 50 суток;

Четвертая прокладка трансатлантического кабеля началась 23 июля 1865г. из Ирландии. И снова возникли трудности. Приборы сигнализировали о повреждении изоляции. Оказалось, что твердая сталь, из которой были изготовлены проволоки брони, оказалась очень хрупкой и под действием тяжести уложенных один на другой витков кабеля ломалась на куски. Такие куски пропарывали изоляцию. Экспедиция закончилась неудачей.

Для следующей экспедиции был изготовлен новый кабель; на этот раз он имел броню не из твердых, а из мягких стальных оцинкованных проволок. Усовершенствовали приборы и механизмы на корабле. Пятая экспедиция началась 13 июля 1866г. Она оказалась наиболее успешной.

27 июня 1866г. корабль бросил якорь в бухте Ньюфаундленда. Этот день принято считать началом регулярной постоянной электрической связи между Европой и Америкой.

Тогда же был поднят со дна океана кабель, затонувший ранее, испытан и сращен с запасным кабелем на судне. Таким образом, 8 сентября 1866г. второй кабель соединил оба материка.

Успех 1866г. способствовал небывалому развитию техники подводных кабелей. Еще 4 кабеля пересекли Атлантику. Кабели прокладывали в Тихом и Индийском океанах, Средиземном море, Южной Атлантике.

В 1880-е годы конструкция подводных кабелей была значительно усовершенствована. Токопроводящая жила скручивалась не из семи одинаковых проволок, а состояла из центральной медной проволоки диаметром 3-3,1 мм и повива из 12 медных проволок диаметром 1,05 мм. Диаметр такой жилы возрос всего на 35-40%, а ее сечение увеличилось вдвое. Сопротивление жилы постоянному току уменьшилось, следовательно, еще более возросли скорости распространения тока и телеграфной передачи. Усилена была броня кабеля, ее теперь составляли не 12, а 18 (и даже 24) проволок диаметром 2,1-2,4 мм.

Первый трансатлантический телефонный кабель TAT-1 был проложен между городами Обан (Шотландия) и Кларенвилль (Ньюфаундленд) в течение 1955-1956 гг. и введен в эксплуатацию 25 сентября 1956 г. Он содержал 36 независимых каналов передачи речи с полосой пропускания 4 КГц и 51 усилитель, расположенные на расстоянии 70 км друг от друга. За первые 24 часа с его помощью было совершено 588 звонков Лондон-США и 118 Лондон-Канада. В скором времени количество каналов было увеличено до 48, а полоса пропуcкания сузилась до 3 КГц. В 1978 г. TAT-1 был отключен.

Второй трансатлантический телефонный кабель ТАТ-2 был введен в эксплуатацию 22 сентября 1959 г. Благодаря технологии концентрации каналов путём использования естественных пауз в разговоре (англ. time-assigned speech interpolation, TASI), число каналов в нем было доведено до 87. При использовании этой технологии клиенту выделялся канал только в те моменты, когда он действительно говорил.

Основанный на коаксиальном кабеле TAT-3 соединял Великобританию и Нью-Джерси и включал в себя 138 голосовых каналов, способных поддерживать 276 одновременных соединений, что, однако, потребовало уменьшить расстояние между усилителями до 37 км.

Современные трансатлантические кабели создаются на базе оптоволоконных каналов и топологии «самовосстанавливающееся кольцо» («self-healing ring»).

Касательно прокладки компанией Google собственного оптоволоконного кабеля связи по дну Тихого океана, который свяжет дата-центры компании в штате Орегон, США, с Японией. Казалось бы, это огромный проект стоимостью $ 300 млн. и длинной в 10 000 км. Однако, если копнуть немного глубже станет ясно, что данный проект является выдающимся только потому, что это будет делать один медийный гигант для личного использования. Вся планета уже плотно опутана кабелями связи и под водой их намного больше, чем кажется на первый взгляд. Заинтересовавшись этой темой я подготовил общеобразовательный материал для любопытствующих.

Истоки межконтинентальной связи

Практика прокладывания кабеля через океан берет начало еще с XIX века. Как сообщает википедия , первые попытки соединить два континента проводной связью были предприняты еще в 1847 году. Успешно связать Великобританию и США трансатлантическим телеграфным кабелем удалось только к 5 августа 1858 года, однако уже в сентябре связь была утеряна. Предполагается, что причиной стали нарушение гидроизоляции кабеля и последующая его коррозия и обрыв. Стабильная связь между Старым и Новым светом была установлена только в 1866 году. В 1870 году был проложен кабель в Индию, что позволило связать напрямую Лондон и Бомбей. В эти проекты были вовлечены одни из лучших умов и промышленников того времени: Уильям Томсон (будущий великий лорд Кельвин), Чарльз Уитстон, братья Сименсы. Как видно, почти 150 лет назад люди активно занимались созданием по протяженности в тысячи километров линий связи. И на этом прогресс, понятное дело, не остановился. Однако, телефонная связь с Америкой была установлена только в 1956 году, а работы длились почти 10 лет. Подробно об укладке первого трансатлантического телеграфного и телефонного кабеля можно прочитать в книге Артура Кларка «Голос через океан» .

Устройство кабеля

Несомненный интерес представляет непосредственное устройство кабеля, который будет работать на глубине в 5-8 километров включительно.
Стоит понимать, что глубоководный кабель должен иметь следующий ряд базовых характеристик:
  • Долговечность
  • Быть водонепроницаемым (внезапно!)
  • Выдерживать огромное давление водных масс над собой
  • Обладать достаточной прочностью для укладки и эксплуатации
  • Материалы кабеля должны быть подобраны так, чтобы при механических изменениях (растяжении кабеля в ходе эксплуатации/укладки, например) не изменялись его рабочие характеристики

Рабочая часть рассматриваемого нами кабеля, по большому случаю, ни чем особым от обычной оптики не отличается. Вся суть глубоководных кабелей заключена в защите этой самой рабочей части и максимального увеличения срока его эксплуатации, что видно из схематического рисунка справа. Давайте по порядку разберем назначение всех элементов конструкции.

Полиэтилен - внешний традиционный изоляционный слой кабеля. Данный материал является отличным выбором для прямого контакта с водой, так как обладает следующими свойствами:
Устойчив к действию воды, не реагирует со щелочами любой концентрации, с растворами нейтральных, кислых и основных солей, органическими и неорганическими кислотами, даже с концентрированной серной кислотой.

Мировой океан содержит в себе, фактически, все элементы таблицы Менделеева, а вода является универсальным растворителем. Использование такого распространенного в хим. промышленности материала как полиэтилен является логичным и оправданным, так как в первую очередь инженерам было необходимо исключить реакцию кабеля и воды, тем самым избежать его разрушения под воздействием окружающей среды. Полиэтилен использовался в качестве изолирующего материала в ходе прокладки первых межконтинентальных линий телефонной связи в середине XX века.
Однако, в силу своей пористой структуры полиэтилен не может обеспечить полной гидроизоляции кабеля, поэтому мы переходим к следующему слою.

Майларовая пленка - синтетический материал на основе полиэтилентерефталата . Имеет следующие свойства:
Не имеет запаха, вкуса. Прозрачный, химически неактивный, с высокими барьерными свойствами (в том числе и ко многим агрессивным средам), устойчивый к разрыву (в 10 раз прочнее полиэтилена), износу, удару. Майлар (или в СССР Лавсан) широко используется в промышленности, упаковке, текстиле, космической промышленности. Из него даже шьют палатки. Однако, использование данного материала ограничено многослойными пленками из-за усадки при термосваривании.

После слоя майларовой пленки можно встретить армирование кабеля различной мощности, в зависимости от заявленных характеристик изделия и его целевого назначения. В основном используется мощная стальная оплетка для придания кабелю достаточной жесткости и прочности, а так же для противодействия агрессивным механических воздействиям из вне. По некоторым данным, блуждающим в сети, ЭМИ исходящее от кабелей может приманивать акул, которые перегрызают кабели. Так же на больших глубинах кабель просто укладывается на дно, без копания траншеи и его могут зацепить рыболовецкие суда своими снастями. Для защиты от подобных воздействий кабель и армируется стальной оплеткой. Используемая в армировании стальная проволока предварительно оцинковывается. Усиление кабеля может происходить в несколько слоев. Основной задачей производителя в ходе этой операции является равномерность усилия в ходе намотки стальной проволоки. При двойном армировании намотка происходит в разных направлениях. При не соблюдении баланса в ходе данной операции кабель может самопроизвольно скручиваться в спираль, образуя петли.

В результате этих мероприятий масса погонного километра может достигать нескольких тонн. «Почему не легкий и прочный алюминий?» - спросят многие. Вся проблема в том, что на воздухе алюминий имеет стойкую пленку окисла, но при соприкосновении с морской водой данный металл может вступать в интенсивную химическую реакцию с вытеснением ионов водорода, которые оказывают губительное влияние на ту часть кабеля, ради которой все затевалось - оптоволокно. Поэтому используют сталь.

Алюминиевый водный барьер , или слой алюмополиэтилена используется как очередной слой гидроизоляции и экранирования кабеля. Алюмополиэтилен представляет собой комбинацию из фольги алюминиевой и полиэтиленовой пленки, соединенных между собой клеевым слоем. Проклейка может быть как односторонней, так и двухсторонней. В масштабах всей конструкции алюмополиэтилен выглядит почти незаметным. Толщина пленки может варьироваться от производителя к производителю, но, к примеру, у одного из производителей на территории РФ толщина конечного продукта составляет 0.15-0.2 мм при односторонней проклейке.

Слой поликарбоната вновь используется для усиления конструкции. Легкий, прочный и стойкий к давлению и ударам, материал широко используется в повседневных изделиях, например, в велосипедных и мотоциклетных шлемах, также применяется в качестве материала при изготовлении линз, компакт-дисков и светотехнических изделий, листовой вариант используется в строительстве как светопропускающий материал. Обладает высоким коэффициентом теплового расширения . Применение ему было найдено и в производстве кабелей.

Медная, или алюминиевая трубка входит в состав сердечника кабеля и служит для его экранирования. Непосредственно в эту конструкцию укладываются другие медные трубки с оптоволокном внутри. В зависимости от конструкции кабеля, трубок может быть несколько и они могут быть переплетены между собой различным образом. Ниже четыре примера организации сердечника кабеля:

Укладка оптоволокна в медные трубки которые заполнены гидрофобным тиксотропным гелем, а металлические элементы конструкции используются для организации дистанционного электропитания промежуточных регенераторов - устройств, осуществляющих восстановление формы оптического импульса, который, распространяясь по волокну, претерпевает искажения.

В разрезе получается что-то похожее на это:

Производство кабеля

Особенностью производства оптических глубоководных кабелей является то, что чаще всего оно располагается вблизи портов, как можно ближе к берегу моря. Одной из основных причин подобного размещения является то, что погонный километр кабеля может достигать массы в несколько тонн, а для сокращения необходимого кол-ва сращиваний в процессе укладки производитель стремиться сделать кабель как можно более длинным. Обычной нынче длинной для такого кабеля считается 4 км, что может вылиться в, примерно, 15 тонн массы. Как можно понять из вышеуказанного, транспортировка такой бухты глубоководного ОК не самая простая логистическая задача для сухопутного транспорта. Обычные для намотки кабелей деревянные барабаны не выдерживают описанной ранее массы и для транспортировки ОК на суше, к примеру, приходится выкладывать всю строительную длину «восьмеркой» на спаренных железнодорожных платформах, чтобы не повредить оптоволокно внутри конструкции.

Укладка кабеля

Казалось бы, имея такой мощный с виду продукт можно грузить его на корабли и сбрасывать в морскую пучину. Реальность же немного иная. Прокладка маршрута кабеля - это длительный и трудоемкий процесс. Маршрут должен быть, само собой, экономически выгодным и безопасным, так как использование различных способов защиты кабеля приводит к увеличению стоимости проекта и увеличивает срок его окупаемости. В случае прокладки кабеля между разными странами, необходимо получить разрешение на использование прибрежных вод той или иной страны, необходимо получить все необходимые разрешения и лицензии на проведение кабелеукладочных работ. После проводится геологическая разведка, оценка сейсмической активности в регионе, вулканизма, вероятность подводных оползней и других природных катаклизмов в регионе, где будут проводится работы и, в последующем, лежать кабель. Так же важную роль играют прогнозы метеорологов, дабы сроки работ не были сорваны. Во время геологической разведки маршрута учитывается широкий спектр параметров: глубина, топология дна, плотность грунта, наличие посторонних объектов, типа валунов, или затонувших кораблей. Так же оценивается возможное отклонение от первоначального маршрута, т.е. возможное удлинение кабеля и увеличение стоимости и продолжительности работ. Только после проведения всех необходимых подготовительных работ кабель можно загружать на корабли и начинать укладку.

Собственно, из гифки процесс укладки становится предельно ясным.

Прокладка оптоволоконного кабеля по морскому/океаническому дну проходит непрерывно из точки А в точку Б. Кабель укладывается в бухты на корабли и транспортируется к месту спуска на дно. Выглядят эти бухты, например, так:

Если Вам кажется, что она маловата, то обратите внимание на это фото:

После выхода корабля в море остается исключительно техническая сторона процесса. Команда укладчиков при помощи специальных машин разматывает кабель с определенной скоростью и, сохраняя необходимое натяжение кабеля за счет движения корабля продвигается по заранее проложенному маршруту.

Выглядит со стороны это так:

При каких-либо проблемах, обрывах, или повреждениях на кабеле предусмотрены специальные якоря, которые позволяют поднять его к поверхности и отремонтировать проблемный участок линии.

И, в итоге, благодаря всему этому мы можем с комфортом и на высокой скорости смотреть в интернете фото и видео с котиками со всего мира.

В комментариях к статье о проекте Google пользователь

20 марта 2016 в 18:52

Первые трансатлантические кабели - когда они появились и как работали?

  • История IT ,
  • Сетевое оборудование

Порой кажется, что все эти «ваши интернеты» существовали всегда. Сотовая связь, интернет, мгновенный обмен информации между пользователями разных стран и континентов. Но это не так - ведь даже в 19-м веке мир был довольно изолированным, отдельные части света мало сообщались друг с другом. Во второй половине века стал развиваться телеграф, проникая во все сферы быта людей того времени. Но изначально скорость передачи информации через океан была равна скорости самого быстрого корабля того времени, который перевозил письма и посылки - при этом нельзя еще забывать и о том, что после морского путешествия сообщения распространялись наземными службами.

Телеграфные компании и бизнесмены, связанные с ними, надеялись проложить первый трансатлантический кабель к 1850 году. Но все эти планы выглядели слишком фантастическими - по крайней мере, пока за дело не принялся Сайрус Уэст Филд . К своим 30 годам он накопил значительный капитал, отошел от дел и решил вложить средства в проект трансатлантического кабеля, протяженностью от Ньюфаундленда до Ирландии.



Образцы кабелей 1858, 1865 и 1866 годов, сформировавших трансатлантическую линию связи


Здесь кабель 1865 года, модель гарпуна и стальной трос того времени

Проект начали реализовывать, но сразу же начались проблемы. Первый кабель лопнул уже через несколько километров, поскольку инженер, ответственный за прокладку кабеля, остановил катушку во время движения корабля. Понадобилось несколько экспедиций, чтобы завершить прокладку, что и было сделано к 1858 году. Приветствовали завершение проекта королева Виктория (она послала 16 августа телеграмму «Её Величество желает поздравить президента с успешным завершением этого великого международного проекта, к которому Королева проявляла глубокий интерес») и президент Бьюккенен . На деле все работало не слишком хорошо - кабель не позволял передавать данные быстро, послание из 96 слов передавалось несколько часов. Качество связи быстро ухудшилось, и даже на передачу одного слова уже требовался примерно час. Через месяц линия просто умерла из-за главного энергетика. Он подал на линию 2000 вольт, и кабель пришел в негодность.

Те же образцы с иллюстрации книги «Great Inventions» 1932 года

Были проложены новые кабели. Благодаря более удачному подборку кадров (техники, инженеры), прокладка кабелей была также более удачной, а сама линия работала гораздо лучше прежней, хотя ее структура и сами кабели были аналогичными. Уже к 1870 году кабелей было много, сформировалась целая паутина линий.

TAT-1: Вы меня слышите?

Несмотря на то, что технологии развивались очень быстро, причем в 1870 году добавилась еще и телефонная связь, первая трансатлантическая телефонная система появилась только в 1956 году. Система получила название TAT-1. Такой долгий срок может казаться странным, но все же следует помнить, что телефонная связь сложнее телеграфной, и проложить 2800 км телефонного провода так, чтобы линией можно было бы пользоваться - задача непростая.

Первые подводные телеграфные кабели были простыми - медные проводники были изолированы и защищены от воды при помощи натуральных материалов вроде гуттаперчи . Кабели были также бронированы стальным кабелем. Но пропускная способность телефонной линии должна быть гораздо выше пропускной способности линии телеграфной, и проводники, идущие в кабеле параллельно друг другу, не обеспечивали оптимальных условий передачи данных. Поэтому были созданы кабели других типов - например, коаксиальные, которые и не очень дорогие, и позволяют обеспечить большую пропускную способность.

Система TAT-1 включала два кабеля - один для связи запада и востока, и другой - для обратной связи. Кабель состоял из центрального проводника, полиэтиленового диэлектрика и нескольких слоев медной фольги. Это была защита как для сигнала, так и защита от морских животных (так называемые морские черви и т.п.). Коаксиальный кабель был заключен в тканевую обмотку и джут с водоизолирующей пропиткой. Затем все это заключалось в броню из стальной проволоки. Ближе к берегу кабель бронировался еще сильнее, для защиты от якорей и тралов.

Кабели оснащались гибкими встроенными повторителями для усиления сигнала на интервалах в 69 км. Размер каждого репитера составлял 2,5 метра, и включал три электронные лампы, защищенные от давления на глубине 8000 м. Повторители обеспечивали сигнал в 65 дБ и частотой 144 кГц. Вакуумные лампы было решено использовать несмотря даже на то, что сами репитеры разрабатывались в Bell Labs, где были разработаны и транзисторы (примерно в то же время). Считалось недоказанным, что транзистор может обеспечить такую же качественную работу, как и лампа. Возможно, решение было правильным - ни одна из сотен ламп не отказала за 22 года эксплуатации кабеля.

После ввода в эксплуатацию TAT-1 кабель обеспечил работу 36 линий - 35 телефонных каналов с пропускной способностью в 4 кГц и 22 телеграфными каналами на 36 линии. Чуть позже число каналов увеличилось до 51. В 1963 году заработала линия телетайпа между Москвой и Вашингтоном, она также проходила через ТАТ-1. Магистраль ТАТ-1 проработала до 1978 года, и за это время появились иные альтернативы и стандарты кабелей. Все кабели ТАТ были выведены из эксплуатации, кроме ТАТ-14, оптоволоконного кабеля с пропускной способностью в 9,38 Тб/с, введенный в работу в 2001 году.

Правда это или нет, но рассказывают, как некая дама, услышав, что между Европой и Америкой проложили телеграфный кабель, больше всего изумилась вот чему: каким-таким образом телеграммы, пройдя сквозь воды Атлантики, остаются… сухими?

Впрочем, следует извинить такую наивность, ведь в ту пору для многих людей теле¬граф еще оставался диковинкой. Но стоит только поближе познакомиться с обстоятельствами, при которых осуществлялся этот проект, и даже мы с вами, живущие в XXI столетии, удивимся. Правда, совсем другому…

Технические средства, которыми располагали авторы проекта, были еще весьма несовершенными. Множество разнообразных проблем пришлось разрешать буквально на ходу, проявляя чудеса изобретательности. Сами работы по прокладке кабеля потребовали огромного, титанического труда. Да к тому же людей, решивших связать телеграфной линией два континента, преследовало прямо-таки фантастическое, фатальное невезение; словно злая судьба нарочно вставляла палки в колеса!

Но, несмотря на все превратности, строители сумели довести свое дело до конца, и проведение телеграфной линии между двумя континентами стало для своего времени огромным достижением, даже своего рода техническим подвигом. И приобретенный при этом бесценный опыт дал возможность уже много легче и проще установить подводную телеграфную связь между другими материками.

Прежде всего надо было изготовить специальный, хорошо изолированный и защищенный от разъедающего действия морской воды подводный телеграфный кабель. Над такой проблемой, напомним, задумывался еще П. Л. Шиллинг. Что использовать в качестве защитного материала? В 40-х годах XIX века из сока некоторых тропических растений научились получать гуттаперчу — вязкое 12-Техннк Ш эластичное вещество. Опыты немецкого изобретателя Вернера Сименса показали, что гуттаперча — замечательный изолятор. Сам же Вернер быстро спроектировал и построил специальную машину, способную покрывать провода оболочкой из гуттаперчи.

А в 1850 году другой изобретатель, Джон Брет, впервые изготовил специальный подводный телеграфный кабель. Он состоял из двух медных проволок диаметром 2 миллиметра, закрытых толстым гуттаперчевым слоем. Но такой кабель оказался несовершенным: медная проволока легко ломалась. Это показала первая же попытка связать телеграфом Англию и Францию.

А эта задача была крайне насущной. Ведь в то время, когда все европейские страны уже установили между собой телеграфную связь, островная Англия оставалась как бы на отшибе. Хоть и невелик пролив Ла-Манш, а по воздуху над ним телеграфный провод все равно не протянешь.

Правда, сам кабель проложить по дну Ла- Манша удалось без особых технических проблем. Сделал это тот же Джон Брет. Специально особым образом оборудовали судно «Голиаф » — погрузили на него огромную катушку с намотанными километрами кабеля. Заранее наметили предстоящий путь. Перед «Голиафом», показывая дорогу, шел военный корабль «Вигдеон». Уже через несколько часов кабельное судно достигло французского берега. Все это время с его борта шел обмен телеграфными сообщениями с береговой станцией в Англии. Но вскоре связь прекратилась: где- то на дне произошел обрыв кабеля…

Однако уже на следующий год телеграф надежно связал Англию с материком. Теперь по дну Ла-Манша был проложен новый кабель, более совершенный. Медных проволочек стало четыре, каждая в гуттаперчевой оболочке. Для прочности они были свиты в один канат с пятью круглыми просмоленными пеньковыми шнурами. Вдобавок кабель был обмотан двумя слоями пеньковых веревок, которые, в свою очередь, были перевиты десятью железными оцинкованными проволоками.

Такой кабель, разумеется, был несравненно толще и тяжелее, чем первый. Зато оказался работоспособным и надежным. Именно его вслед за тем с успехом использовали на подводных телеграфных линиях между Англией и Ирландией, Англией и Голландией, Швецией и Норвегией…

А в 1857 году пришел черед и трансатлантического телеграфного кабеля. Человека, решившего осуществить такой проект, звали Сайрес Филд. Джона Брета он пригласил сотрудничать в своем проекте.

В отличие от Брета был Филд не изобретателем и конструктором, а предпринимателем. Не скрывал того, что в первую очередь его интересуют коммерческие цели. Передавать телеграммы через океан — дорогое удовольствие, но необходимое многим, поэтому среди акционеров были крупнейшие банки и частные лица, в том числе и знаменитый английский писатель Уильям Теккерей. Трансатлантический кабель должен был принести огромные прибыли основанной Филдом «Компании по постройке и эксплуатации телеграфа».

По счастью, Сайрес Филд оказался человеком поразительно целеустремленным, наделенным железной волей, характером, мужеством, неспособным к унынию, не умеющим сдаваться, продолжающим борьбу даже тогда, когда кажется, что все уже потеряно. Будь на его месте кто-то другой, наверняка в какой- нибудь тяжелый момент он опустил бы руки, и проект был бы отложен на неопределенное время. Филд же — честь и хвала ему — сумел преодолеть все трудности. Сейчас мы убедимся, сколько же их выпало на его долю!

Трансатлантический телеграфный кабель состоял из 7 медных проволочек в гуттаперчевой оболочке. Они были обложены просмоленной пенькой и снаружи обвиты 18 шнурами из железных проволок. Казалось бы, все предусмотрено, но увы: многокилометровый кабель изготовили довольно быстро, всего за 4 месяца, и такая поспешность привела к тому, что он во многих местах имел брак. К сожалению, выяснилось это не на суше, а уже в океане.

Кабель повели в Атлантику от ирландского берега, работа началась 6 августа 1857 года. Корабли, несущие огромные катушки с кабелем, и вспомогательные суда провожали толпы репортеров. Поначалу все складывалось по плану: каждый час на океанское дно ложилось 2 километра кабеля, флотилия все дальше уходила в океан.

Но вскоре кабель оборвался; конец, соскочив со спускового колеса, ушел в глубину. Правда, его удалось поднять с помощью специального крюка-кошки и срастить обрыв. Но 5 дней спустя, в 300 милях от берега, кабель во время непогоды снова оборвался. На этот раз его уже не смогли извлечь и оставили на дне. Сайрес Филд, скрепя сердце, отдал приказ повернуть корабли назад. Первая неудача…

Перед новой попыткой весь кабель был тщательно осмотрен, места, которые казались ненадежными, вырезали и срастили каждый проводок заново. Разумеется, это потребовало поистине титанического труда.

Летом 1858 года флотилия Филда снова вышла в Атлантику. Теперь план был другой: начать прокладку кабеля как раз на середине океана. Соединив его концы, два корабля разошлись в разные стороны. Один двигался к Ирландии, другой — к Ньюфаундленду…

К середине августа противоположные берега океана и в самом деле были соединены телеграфной линией. 16 августа в Нью-Йорк пришла поздравительная телеграмма английской королевы Виктории. Казалось бы, победа уже одержана. И в Англии, и в Америке начались по этому поводу грандиозные торжества…

Однако в самом их разгаре в работе трансатлантического телеграфа проявились неисправности. Сигналы становились все более сбивчивыми. Наконец 1 сентября линия замолкла окончательно. Где-то на дне Атлантики сказалось повреждение кабеля, которое никак теперь не исправить. Снова неудача!

Пережитое разочарование было ни с чем не сравнимым. Компания, основанная Сайресом Филдом, лопнула, как мыльный пузырь. Пострадали многие люди, рискнувшие своим капиталом. Незадачливому предпринимателю пришлось даже какое-то время скрываться от их гнева. И в течение долгих 7 лет никто больше не заговаривал о новой попытке проложить телеграфную линию по дну океана. К тому же в Америке вскоре началась война между Севером и Югом.

Однако в 1865 году, едва только война окончилась, мир снова услышал о Сайресе Филде. Оказывается, за это время он провел опыты с новым кабелем, более совершенным. Вдобавок ему удалось вновь собрать капитал, заинтересовав новых акционеров. Как ни в чем ни бывало, Филд по-прежнему готов был добиваться намеченной цели.

На этот раз к работам приспособили огромный пароход «Грейт-Истерн », способный без труда поднять на борт весь груз кабеля. 23 июля 1865 он вышел в Атлантику от европейского берега. Но опять-таки почти сразу же начались злоключения.

Уже на следующий день в части кабеля обнаружилась неполадка: железная наружная оболочка контачила с внутренними медными проводами из-за повреждения гуттаперчевого изоляционного слоя. Часть кабеля пришлось вырезать и концы срастить. Позже такая же история повторялась еще несколько раз.

Но все это оказалось лишь досадными мелочами по сравнению с другими невзгодами. Во время штормов кабель несколько раз обрывался и уходил на дно. Его искали, находили, поднимали на поверхность. Но однажды конец кабеля так и не удалось найти. Пришлось и «Грейт-Истерну» ни с чем возвращаться в Англию.

И все-таки удача уже ждала неутомимого, несгибаемого Сайреса Филда. Права на организацию трансатлантического телеграфного сообщения приобрела новая компания. По ее заказу был изготовлен новый кабель, а на «Грейт-Истерн» установили специально сконструированные машины для его укладки. Они были снабжены динамометрами, показывающими силу натяжения кабеля в любой момент. Это позволяло заранее предвидеть возможный обрыв и предотвращать его. 7 июля 1866 года началась очередная попытка. 27 июля уже без всяких приключений «Грейт-Истерн» достиг американского берега. Трансатлантический телеграф заработал!

А дальше — больше. Огромный пароход снова вышел в океан, и вскоре… был обнаружен конец кабеля, потерянного во время предыдущей попытки. Его срастили с новым, и вскоре Европу и Америку соединяли уже сразу две исправные телеграфные линии. Энергия, воля, настойчивость Сайреса Филда, умение увлечь за собой других людей преодолели все преграды.