Понятие цель и функции социального государства. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства

Функции социального государства - это главные направ­ления деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства. Их появление связано со сменой доминирования отношений го­сударство-общество на отношения государство-личность. Причем социальные функции появляются у государства толь­ко на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре произво­дительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее пер­вой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государ­ства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с дру­гой, - включение социальных функций в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и эко­номическими функциями. Только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребнос­тей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключе­ния нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уро­вень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано: создать и поддержи­вать законодательные и правовые предпосылки для эффек­тивной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением. В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следую­щие социальные функции:

Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохране­ния и духовно-культурного развития;



Социальную защиту нуждающихся категорий;

Сглаживание социального неравенства в обществе, со­здание достойных условий существования посредством пере­распределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Каждая из данных функций обязательна для со­циального государства, но может быть выражена с различ­ной степенью интенсивности. Становление этих функций происходит не одновре­менно. Функции социального государства имеют опре­деленную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня лич­ного потребления, одновременно с социальными задачами, решают эко­номические задачи - мотивация повышения производитель­ности труда, увеличение потребительского спроса, предот­вращение социальных конфликтов и учет изменения роли че­ловека на производстве.

Современная Концепция социального государства выд­вигает на передний план взаимоотношения государства и лич­ности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свобо­ды как высшей ценности, которую государство обязано га­рантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально-экономической сфе­ре провозглашали экономическую свободу, автономию лич­ности в экономической сфере, не признавая при этом за го­сударством социальных функций.

Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личнос­тью дополнял обязанностью государства содействовать обес­печению социально-экономических прав или, иными слова­ми, прав человека второго поколения.

Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так назы­ваемых прав "второго поколения" (право на труд, на спра­ведливую заработную плату, охрану труда, право на отдых, на социальное обеспечение и т. д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, по­рождаемой рыночными отношениями. Как определить преде­лы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит, "определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕ­КОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...". В этой блестящей, фор­муле ясно выражено различие между "социалистическим" пониманием социального государства и его подлинной сущ­ностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Полная и всеобщая гармонизация принципов сво­боды и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положе­нии, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается в современных государствах, с рыночной экономи­кой, путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные про­граммы. Социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыноч­ной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реали­зация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие "социальное государство". Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Так что такое социальное государство? Давайте разберемся.

Само понятие "социальное государство" представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу. Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет. Социальное государство - это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены.

Является ли Россия социальным государством?

Конституция РФ дает положительный ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что наша страна является социальным государством. А означает, что политика страны направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены. Следовательно, и Российская Федерация к этому стремится.

Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства

Для того чтобы лучше усвоить понятие "социальное государство" и его сущность, предлагаем ознакомиться с его обязанностями, закрепленными в РФ конституционно. Среди них можно выделить следующие:

Охранять здоровье и труд людей;

Устанавливать минимальный размер оплаты труда, который является гарантированным;

Обеспечивать семье, детству, отцовству, материнству, пожилым гражданам и инвалидам государственную поддержку;

Развивать существующую систему социальных служб;

Для граждан устанавливать пособия, государственные пенсии и другие гарантии социальной защиты.

Сущность и цель государства социального типа

Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием "гражданское общество", является сущностью государства социального типа. Социальное государство - это государство, целью которого является обеспечение защиты и интересов общества в целом. Строится оно на признании законных интересов, свобод и прав человека, которые рассматриваются как высшая ценность.

Социальное государство - это представляющая собой институт, направленный на организацию общества в целом, достойной жизни каждого, защиту свобод, прав и интересов всех народов и граждан. Это орудие решения конфликтов и споров как на территории страны, так и за пределами ее. Вот что означает понятие "социальное государство".

Оно тесно связано с институтом права. Лишь правовое государство, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права, может стать социальным. С середины 90-х гг. в ситуации, когда, с одной стороны, распространялись либеральные идеи, а с другой - социальная роль государства и требований, выдвигаемых обществом в отношении социальной политики, повышалась, новые представления начали формироваться об интересующем нас типе государстве. Социальное государство - это государство, которое рассматривается сегодня как механизм, снимающий противоречия между социальными целями и законами рынка. Это очень важная его характеристика.

Отказ от патерналистской роли

Социальное государство, в отличие от так называемого "государства всеобщего благоденствия", стремится сегодня отказаться от патерналистской роли. Оно ориентировано на то, чтобы устранить иждивенчество. Социальное государство - это государство, для которого характерным является стремление создать благоприятные условия для общества через рыночное хозяйство, являющееся социально-ориентированным.

Периодизация развития

Начавшийся в середине 90-х гг. в нашей стране период можно назвать этапом либерального социального государства. Выделяются следующие виды последнего:

Социалистический (с 70-х годов 19 века до 30-х годов 20 века);

Правового социального государства (с 30-х годов до конца 40-х годов 20 века);

Государство социальных услуг (конец 40-х годов - 60-е годы прошлого века);

Государство всеобщего благоденствия (конец 50-х годов - середина 80-х);

Этап кризиса и деструкции (80-е годы - середина 90-х);

Либеральное социальное государство (с середины 1990-х годов по настоящее время).

Признаки социального государства

Формировавшиеся в течение более 100 лет определения интересующего нас понятия содержат, при всей своей кажущейся разнородности, ограниченный набор постоянных признаков. Первым из них является доступность для всех членов общества государства. Вторым - правовая природа осуществления государством социальной политики, его право осуществлять регулирование и контроль социальных процессов. При этом правовая функция заключается не только в процессов, но и в наделении социальными правами граждан. Государство же является социально ответственным. Третий константный признак - наличие бюджетных социальных выплат. Четвертый - наличие государственной системы обеспечения занятости, соцобеспечения и соцзащиты. Пятый - признание своей ответственности за уровень благосостояния граждан. Социальное государство - это государство, в котором все эти признаки присутствуют.

Социальная политика

Социальная политика - это один из главных инструментов, служащих для реализации социального государства. Взаимосвязь последнего с ней проявляется прежде всего в том, насколько глубоко и полно оно проводит социальную политику, а также в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан. Таким образом, социальное государство - это когда действуют принципы социальной политики.

Направление ее заключается в достижении результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния граждан, повышением качества жизни людей и достижением в государстве общественно-политической стабильности, недопущением возникновения в нем очагов социальной напряженности.

Функции

Итак, мы ответили на вопрос: "Что означает понятие "социальное государство"?". Рассмотрим теперь функции, которыми оно обладает. Говоря о них, следует учитывать следующие обстоятельства:

Социальному государству присущи все функции, являющиеся традиционными для любого государства;

Можно выделить в рамках социальной функции и отдельные, специфические направления, в которых протекает деятельность социального государства.

В частности, к последним относятся:

Охрана здоровья и труда людей;

Поддержка отцовства, материнства, семьи и детства;

Сглаживание путем перераспределения доходов социального неравенства;

Поощрение благотворительности и др.

"Человеческое" измерение

Не только политическим и экономическим, но и нравственным процессом является становление социального государства. Оно требует "человеческого" измерения. Признаками такого государства являются:

Демократическая организация системы власти;

Высокий нравственный уровень населения, а должностных лиц - прежде всего;

Мощный экономический потенциал, который позволяет осуществлять различные меры, направленные на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя положения собственников;

Социальная направленность политики такого государства, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетность их реализации и др.

Препятствия, стоящие на пути социального государства в России

1. Наша страна еще не обрела достаточной опоры в праве, и в России социальное государство не может опереться на его фундамент. У нас его создание не является, как на Западе, новым этапом, который проходит в своем развитии правовое государство.

2. В России "средний слой" собственников все еще не создан. От партийно-государственной собственности, стихийно приватизированной, практически ничего не досталось большинству населения нашей страны.

3. В России отсутствует экономический потенциал, необходимый для осуществления мер, направленных на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя автономии и свободы собственников.

4. В нашей стране до сих пор не ликвидированы монополии во многих важных видах сбыта и производства. Это приводит к тому, что реальная конкуренция отсутствует.

5. Отсутствует также зрелое, развитое гражданское общество.

6. Уровень нравственности в российском обществе снижен, практически потеряны духовные ориентиры равенства и справедливости. С помощью "профессиональных" политиков и идеологов, а также СМИ утверждается в общественном сознании пагубное представление о том, что экономика и политика несовместимы с нравственностью.

7. Политические партии, существующие в России, четких социальных программ не имеют.

8. В процессе освобождения от вмешательства государства российского общества снижена по инерции социальная роль государственности. То есть общество впало в другую крайность, и гражданин остался со стихией рынка один на один.

9. В обществе реальные, четко обозначенные цели отсутствуют, нет моделей жизнеустройства, являющихся научно выверенными.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, единственным путем для развития в нашей стране свободного общества является именно развитие социальной государственности. Это касается не только России, но и всех остальных стран.

Итак, вы узнали о том, что означает понятие "социальное государство". Эта тема затрагивается при изучении таких дисциплин, как политология и правоведение. При сдаче ЕГЭ по обществознанию требуется иметь представление о том, что такое социальное государство. Это понятие в идеале должен знать каждый гражданин.

Социальное гос-во - это особая модель гос-го развития, для которой характерно повышенное внимание к социальным обязательствам. Появилось в 50г.г. XX в. В ответ на преодоление проблем после II Мировой войны. В широком смысле - это гос-во которое заявляет для себя важнейшей целью социальные, страховые, мин з/п. В узком - исполнение текущей социальной функции гос-ва. Если исполнение этих ф-ций приводит к появлению устойчивой системы - то мы имеем социальное гос-во в широком смысле слова.

Модели социального гос-ва.

 скандинавский;

 континентально-европейский;

 англо-американский.

 Отличаются они уровнем налогооблажения и отчислений на социальные нужды и уровнем вмешательства гос-ва - от прямых гос-ных гарантий до регулирование деятельности организаций по исполнению их социальных обязательств.

условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;



б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

Проблемы создания социального государства в России.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Социальное государство - институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни. Статья 7, п.1 Конституции РФ «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека».

Сущность социального государства:

Социально ориентированная структура экономики;

Соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое целое - гражданское общество, в руках которого государство служит инструментом для проведения социально ориентированной политики;

Обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом (цель социального государства);

Признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека;

Наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения государства;

Разработка государством социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Социальная ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества друг перед другом перед всем сообществом граждан



Выполнение традиционных и охранных функций:

Забота о личности, поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (пенсионеры, инвалиды);

Поощрение благотворительной деятельности (с помощью разнообразных льгот);

Охрана труда и здоровья людей;

Борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);

Участие в международном контроле за обеспечением прав;

Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ. Социальное государство (от лат. общество) - это государство в котором граждане находятся в известной связи с ним. Государство вмешивается в жизнедеятельность граждан до тех пор, пока не затрагиваются естественные права и свободы. Участие государства в хоз. жизни достаточно широкое. Государство оказывает соц. услуги, перераспределяя общественное благо.

Впервые употребляется в КРФ 93 г. (ст.7). РФ - соц. государство, политика которой направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Признаки:

Высокий уровень экон. развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;

Соц. ориентированная структура экономики;

Формирование гр. общества, в руках которого государство служит инструментом проведения соц. политики;

Разработка гос. соц. программ и определение первоочередности их реализации;


Утверждение целей гос-ва, обеспечивающих каждому дост. усл. жизни, соц. защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Развитое соц. законодательство;

Соц. ответственность государства перед своими гражданами и ответственность членов общества перед др. другом и перед всем сообществом, т. е. их долг содействовать соц. обеспечению, отвечать за коллектив. взаимопомощь, исполнять обязанности, вытекающие из права собственности и др.

Функции соц. государства:

Поддержка соц. независимых слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья;

Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Сглаживание соц. неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, спец. соц. программ, средств гос. бюджета и др.;

Поощрение благотворит. деятельности (льготы);

Фин. и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;

борьба с безработицей;

Участие в реализации межгос. экон, культ., образ., соц. программ;

Матер. обеспечение соц. уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожит. Минимума. Критерии социального государства:

1. Оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных соц. классов, для отдельное самоопределяющейся личности благодаря своей власти.

2. Оно обязано способствовать экон. и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о соц. гос-ве.

Социальное государство постоянно поддерживает необходимый уровень жизни для всех своих граждан, осуществляющий социальную политику. Социальное государство является характеристикой социально-правового статуса государства, предполагающей закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Социальная сфера - здравоохранение, образование, наука, культура, спорт, туризм. Социальные государства сегодня - Великобритания, Швейцария, Норвегия, Дания, Италия, Швеция, Финляндия, Германия.

Это одна из характеристик демократического, конституционного, правового государства. Понятие социального государства было выдвинуто в трудах Лоренца и других ученых. Идея социального государства заключается в смягчении общественных противоречий, сглаживании неравенств и обеспечении социальной справедливости. Любое государство среди общих своих функций должно уделять большое внимание социальной защите населения, чтобы сводить к минимуму социальные различия населения и создавать возможности для достойного уровня жизни. После Второй Мировой войны идея социального государства получила развитие на практике. Виды:

1. Государство - дойная корова - бюджет распространяется между всеми нуждающимися.

2. Государство - ночной сторож - обеспечивает развитие бизнеса при помощи охраны бизнеса, создания законности и правопорядка.

Условия существования социального государства (признаки):

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан.

3. Мощный экономический потенциал.

4. Социально ориентированная структура экономики государства.

5. Правовое развитие государства: наличие социального законодательства.

6. Существование гражданского общества.

7. Социальная направленность политики.

8. Утверждение в обществе социальной справедливости.

9. Закрепление понятия социального государства в конституции государства (впервые появилось в Конституции ФРГ 1949 года). Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обязанность государства обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан закреплена в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах - в данных международных нормах предусмотрено право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которые может выделить государство на эти цели. Поэтому основные гражданские и политические права человека, такие, как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и другие в принципе не имеют существенных различий, чего нельзя сказать об уровне обеспечения социально-экономических прав, который во многом обусловлен уровнем промышленного и социально-экономического развития того или иного государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах отмечается, что, «согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

Функции социального государства:

1) Поддержка социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей);

2) Достаточное финансирование, направленное на развитие системы здравоохранения, образования, транспорта, строительства;

3) Предоставление гражданам права на труд, охрана труда;

4) Функция сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, специальные социальные программы и т.д.;

5) Борьба с безработицей - обеспечение трудом населения, выплата пособий по безработице, переквалификация, бесплатное обучение новым профессиям;

6) Поддержка материнства и т.п.