Понятие, виды и принципы экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы Когда проводится экологическая экспертиза

Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?

Понятие

Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

Чем регулируется

Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .

Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .

Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.

Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.

К ним относятся:

  1. Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.

    Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.

    Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.

  2. До того как принять решение о реализации объекта, необходимо, в обязательном порядке, провести государственную экологическую экспертизу.

    Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.

    Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.

  3. Оценка возможных неблагоприятных последствий проводится в комплексе.

    Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.

  4. Обязательность учёта требований экологической безопасности, при проведении экспертизы.

    Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.

  5. Достоверность информации.

    Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.

  6. Независимость экспертов.

    Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.

    Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.

  7. Обоснованность каждого вынесенного экспертами решения.

    Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.

    Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.

  8. Учёт общественного мнения.

    Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.

  9. Ответственность участников экологической экспертизы за её качество.

когда

Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.

Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.

Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.

кто инициатор и исполнитель

В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.

Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.

Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.

документация

Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.

заключение экспертизы

Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:

  • полным по содержанию;
  • обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
  • не допускающим никаких двояких толкований;
  • содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
  • отражать весь процесс проведённой проверки;
  • освещать каждый этап проверки.

Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.

Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:

  • перечня выполненных работ по оценке воздействия;
  • основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.

Виды экологической экспертизы

Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете

Для каких объектов является обязательной

Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:

  • для проектов и документов в области охраны окружающей среды, которые утверждены органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных программ, которые предусматривают строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду тем, что располагаются в природоохранных зонах;
  • все проекты, касающиеся соглашений о разделе продукции;
  • все проекты и техническая документация, которые касаются использования новых технологий, которые потенциально опасны для окружающей среды;

Заключение

В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.

В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.

На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.

В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.

Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).

Объектами экологической экспертизы являются:

>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.

  • 1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • 2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.
  • 4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
  • 6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.
  • 7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
  • 9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы

Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.

Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.

Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.

После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.

В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.

В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.

В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.

Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.

Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.

Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:

  • 1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • 2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  • 3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;
  • 4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • 5. уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  • 6. реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение установленных настоящим Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • 2. нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  • 3. неисполнение установленных настоящим Федеральным законом для федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы обязанностей;
  • 4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  • 5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  • 6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:

  • 1. нарушение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • 2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  • 3. фальсификация выводов заключения экологической экспертизы;
  • 4. сокрытие от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

  • 1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; экология экспертиза проведение
  • 2. выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • 3. организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);
  • 4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
  • 5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.

Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью

Как видно из схемы, одним из основных направлений деятельности природоохранных учреждений, комитетов и общественных организаций является экологическая экспертиза – эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля.

В соответствии с законом «Об экологической экспертизе»:

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза включает в себя:

1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.

2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.

Также в Российской Федерации может проводиться общественная экологическая экспертиза.

В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:

 презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;

 обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);

 комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

 обязательности учета требований экологической безопасности;

 достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);

 научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков);

 гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

 ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Объектами ГЭЭ являются все материалы по объектам и мероприятия, намеченным к реализации на территории РФ (плановые работы – прогнозы развития отрасли хозяйства, состояния окружающей природной среды и т.п.; предплановая документация – схемы расселения, схема охраны малых рек и т.п.), а также все предпроектные (ТЭО, задание на проектирование) рабочая и сметная документация) по объектам и мероприятиям,

намеченным к реализации на территории РФ, экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Т.о., ГЭЭ подлежат как гражданские, так и военные, оборонные и т.п. объекты.

Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются в Министерство природных ресурсов, а по объектам, относящимся к субъектам местного и регионального управления – в территориальные органы

Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы.

Федеральный орган

Территориальный орган

Органы самоуправления

Полномочия

Разработка порядка и регламента проведения ГЭЭ

Организация и проведение ЭЭ объектов

Организация ОЭЭ

федерального уровня

находящ. в территориальном ведомстве

Установление правил определения срока и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Установление сроков проведения и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Научно-методическое обеспечение

Организация информационного обеспечения

Координация эколого- экспертной деятельности в РФ и осуществление методического руководства территор. органов ГЭЭ

Организация конференций, семинаров по ЭЭ

Организация общественных осуждений, проведение опросов среди населения

Ведение реестра экспертов ГЭЭ

Организация, проведение и участие в ЭЭ (и в совм. ЭЭ неск. государств)

Участие в ЭЭ, возможность доступа к банку данных

Направление делегата в качестве наблюдателя в экспертные комиссии, если объект находится на их территории, получение все информации об уровне воздействия на ОС объекта ЭЭ

Привлечение иностранных специалистов и ученых

согласовывая это с федеральными органами

Направление в банк информации (финансовые потоки)

Направление предложений по улучшению ЭБ объектов, которые планируются для строительства

Обязанности

Обеспечение соответствия принятых решений

государственным законам

федеральным законам

Информирование правоохранительных органов о выявленных правонарушениях

а также информирование средств массовой информации

*Органы самоуправления – управа, префектура.

Официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий:

1. назначение экспертизы и ее организацию;

2. сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно произвести оплату и представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты, в противном случае экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику вместе с сопроводительным письмом.

После поступления материалов в экспертное подразделение, специализирующееся в проведении ГЭЭ, документы регистрируются и руководство подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сот-рудников, в обязанности которого входит организация и проведение ГЭЭ.

Ответственный исполнитель определяет:

 сложность объекта ГЭЭ;

 срок проведения ГЭЭ (для простых объектов – до 30 дней, для объектов средней сложности – до 60 дней, для сложных – 120 дней; допускается корректировка сроков экспертизы, однако они не должны превышать 6 месяцев);

 количество привлекаемых экспертов (нечетное, не меньше 3; в качестве экспертов выступают специалисты, обладающие научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика или гражданин, имеющий трудовые или договорные отношения с заказчиком или разработчиком);

 стоимость проведения ГЭЭ.

В течение времени, предусмотренного для оплаты работ, ответственный исполнитель подготавливает техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря (обычно это ранее назначенный ответственный секретарь).

Председатель ГЭЭ участвует в формировании ГЭЭ и согласовывает ее состав, участвует в подготовке задания членам комиссии, организует подготовку сводного заключения.

Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления дополнительных материалов, а также формулировать особое мнение. В обязанности эксперта входит всестороннее осуществление анализа представленных материалов, соблюдение общих требований РФ, соблюдение установленных сроков, объективность и обоснованность выводов, соблюдение конфиденциальности сведений и сохранности материалов, представленных на экспертизу.

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены комиссии, заказчик, представители заинтересованных организаций. Территориальные органы могут делегировать своего представителя в состав экспертной комиссии (без права голоса).

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на ГЭЭ и на основании их анализа готовят индивидуальные экспертные заключения. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место для получения дополнительной информации. На основании индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, которые обсуждаются на заседаниях экспертных групп и представляются ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии. Обобщенный проект заключения обсуждается на заключительном заседании в присутствии заказчика, разработчика материалов, представителя администрации, представителей общественности и территориальных органов.

После обсуждения заключение ГЭЭ подписывается всеми членами экспертной комиссии. В случае, если заключение ГЭЭ не подписано квалифицированным большинством голосов и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экспертиза считается безрезультатной. Все заключения и особые мнения принимаются к сведению и создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей ГЭЭ.

Оплата работы экспертной комиссии при продление срока проведения ГЭЭ производится за счет средств МПР России.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством МПР России приказом, в котором устанавливается срок действия заключения.

После завершения ГЭЭ ответственный исполнитель направляет заключение ГЭЭ заказчику в течение 5 дней со дня утверждения, копию заключения – специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей среды и исполнительным органам власти, направляет письма о выполнении поручения в специально уполномоченные федеральные органы, письма в СМИ, подготавливает информацию в банковские организации, оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и документы для их оплаты.

Проведение повторной ЭЭ возможно, если:

 необходимо доработать материалы по замечаниям и предложениям;

 если произошло изменение условий природопользования;

 реализация объекта происходила с отступлением от ранее принятых решений;

 истек срок действия ГЭЭ.

Заключение ГЭЭ, утвержденное уполномоченным органам теряет юридическую силу по решению суда.

Повторная комиссия, проводимая по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением, которое выбирает суд.

После завершения повторной экологической экспертизы заключение направляется в тот орган, по решению которого она проводилась.

Как было сказано выше, в Российской Федерации также может проводиться общественная экологическая экспертиза. Цель ее совпадает с целью ГЭЭ, но наряду с задачами непосредственной экспертизы ОЭЭ имеет цель привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту и широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности.

Объектами ОЭЭ являются те же объекты, что и подлежащие ГЭЭ, кроме объектов составляющих государственную тайну.

ОЭЭ проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов самоуправления либо до ГЭЭ, либо одновременно с ее проведением, но независимо от нее.

ОЭЭ может осуществляться общественными органами, основным видом деятельности которых является охрана ОС.

Организация, проводящая ОЭЭ, имеет право:

 получать от заказчика документацию для ЭЭ; знакомиться с нормативно-технической документацией;

 принимать участие в работе ГЭЭ без права голоса.

Обязанности общественных экспертов аналогичны обязанностям государственных экспертов.

ОЭЭ может проводиться, если зарегистрировано государственное заявление о проведение экспертизы.

Органы самоуправления должны в 7-дневный срок разрешить или не разрешить экспертизу.

Отказ в проведении ОЭЭ возможен, если:

 ОЭЭ уже была дважды проведена в отношении этого объекта;

 не выдержаны требования к заявлению;

 в уставе, не приведены в качестве основной деятельности работы, связанные с охраной ОС.

Заключение ОЭЭ, соответствующее всем требованиям ГЭЭ, направляется специально уполномоченным органам ЭЭ, органам самоуправления, органам, принимающим решения о реализации данного проекта.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения ее специально уполномоченным органом в области ЭЭ. Результаты ОЭЭ могут быть опубликованы в СМИ.

При обсуждении экологической экспертизы нельзя забывать о таком важном ее этапе, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

Методология ОВОС – это один из важнейших инструментов системы подготовки, принятия и реализации решений в области природопользования.

Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в ее основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.

Существующая сейчас система оценки имеет ряд недостатков:

 нормирование всегда базируется на прошлом опыте, но однозначно нельзя сказать, будут ли пригодны эти данные в будущем;

 многогранность воздействия на объект (ПДК учитывают действие каждого конкретного вещества, в то время как вещества действуют одновременно);

 ОВОС должен учитывать экологические конфликты, которые могут возникнуть независимо от качества проекта из-за столкновения интересов как различных природопользователей, так и населения.

Очевидно, что при решении экологических проблем наряду с использованием опыта в виде пороговых величин необходимо учитывать возможные экологические последствия любой деятельности. Поэтому большое значение имеет одна из главных черт ОВОС – это возможность выявлять и учитывать последствия намечаемой деятельности.

ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.

ОВОС в значительной степени является предсказанием последствий, но независимо от того, как получены эти предсказания, они являются не факторами, а лишь предположениями вероятностного характера.

В рамках ОВОС инициатор деятельности фиксирует и представляет то, что проделано им в процессе разработки проекта.

Сформулируем цели ОВОС:

 Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально - экономического развития.

 Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.

 Разрешение в регионах экологических конфликтов.

Информация, необходимая для проведения ОВОС, как правило представляется в виде двух блоков:

 Внутренний блок. (Связан с получением исходных данных о характере намечаемой деятельности и видах воздействия на ОС, степени озабоченности профессионалов, общественности, местного населения).

 Внешний блок. (Содержит исходные данные о характере природных условий и антропогенной нагрузки в том месте, где предполагается реализация продукта).

Результатом выполнения процедуры ОВОС являются проектные и другие решения, подлежащие ГЭЭ.

Таким образом, необходимо четко представлять себе, что ОВОС является процедурой предваряющей, а, следовательно, и тесно связанной с ГЭЭ, которая представляет собой эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля и позволяет учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений, а,значит, играет важную роль в системе экологической безопасности.

Настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со и настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

(см. текст в предыдущей редакции)

положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(см. текст в предыдущей редакции)

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

абзацах третьем - пятом

1.1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:

(см. текст в предыдущей редакции)

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12

(см. текст в предыдущей редакции)

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со и настоящего Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.

(см. текст в предыдущей редакции)

При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со и настоящего Федерального закона обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1 , 1.1 и настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать два месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Направление материалов на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данные органы.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией , образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям

Термин "общественная экологическая экспертиза" впервые стал использоваться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Первоначально понятие трактовалось в очень широком смысле. В настоящее время термин закреплен на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет общественная экологическая экспертиза, кем проводится и при каких условиях.

Общие сведения

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных объединений. Инициаторами процедуры могут стать органы территориальной власти. В качестве исполнителей выступают общественные организации, основное направление деятельности которых - охрана природы.

Цель

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.

Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.

Права инициаторов проверки

Они закреплены в 19 статье ФЗ № 174. В соответствии с нормой, граждане и объединения вправе:

  1. Формулировать и направлять в уполномоченные органы предложения об организации общественной экологической оценки.
  2. Получать сведения о проведении экспертизы.
  3. Осуществлять другие действия, связанные с экологической проверкой, не противоречащие действующему законодательству.

Права исполнителей

Организации, осуществляющие экспертизу, вправе:

  1. Получать документацию, подлежащую проверке, от заказчика.
  2. Знакомиться с нормативно-техническими документами.
  3. В статусе наблюдателей участвовать в заседаниях комиссий государственной экспертизы, в обсуждении заключений, составленных по результатам общественной проверки.

Условия проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.

Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.

Оформление заявки

В заявлении общественных объединений указываются следующие сведения:

  1. Наименование.
  2. Адрес (юридический/места нахождения).
  3. Вид деятельности, определенный уставом.
  4. Состав экспертной комиссии.
  5. Характеристика объекта экспертизы.
  6. Сроки проведения проверки.

Отказ в регистрации заявления

Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:

  1. Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, ранее уже проверенного дважды.
  2. Общественное объединение не зарегистрировано по правилам, закрепленным законодательством. Речь идет об отсутствии госрегистрации в статусе юрлица на день обращения.
  3. Устав объединения не соответствует положениям, закрепленным 20 статьей ФЗ № 174.
  4. Не выполнены требования к содержанию заявки, предусмотренные ст. 23 Закона.

Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).

Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.

Объекты

На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении :

  1. Проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в сфере охраны природы, утверждаемой органами госвласти РФ.
  2. Материалов обоснования лицензий на ведение деятельности отдельных видов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в соответствии с нормами, регламентирующими использование атомной энергии.
  3. Проектов целевых программ, в рамках которых предусмотрены строительство и эксплуатация объектов, оказывающих воздействие на природу, в части их размещения.
  4. Материалов комплексной экологической проверки участков местности, обосновывающих наделение этих территорий статусом особо охраняемых зон, зон экологического бедствия либо экологической ситуации чрезвычайного характера.
  5. Проектов соглашений о разделе продукции.
  6. Материалов, обосновывающих преобразование природного заповедника в национальный парк.

Проверке также подвергается проектная документация:

  • по реконструкции, строительству объектов на особо охраняемых территориях, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности, особо опасных, уникальных, технически сложных объектов;
  • объектов, предназначенных для обезвреживания/размещения отходов 1-5 кл. опасности, в том числе по выводу их из эксплуатации;
  • рекультивации почвы, нарушенной при размещении отходов указанных выше классов, а также земель, не предназначенных для их размещения, но использованных в этих целях;
  • по ликвидации выработок с использованием производственных отходов черной металлургии 4-5 кл. опасности.

Нюансы

Если объект ранее получил положительное заключение, в случаях:

  1. Доработки данного объекта с учетом замечаний комиссии.
  2. Реализации с отступлением от документации или при внесении в нее изменений.
  3. Окончания срока действия заключения, выданного ранее.

Специфика проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится до организации государственной проверки либо одновременно с ней. Соответствующее положение закрепляет 1 часть 22 статьи ФЗ № 174.

Во 2 части этой же нормы, однако, предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной проверки в отношении тех же объектов.

Согласно ч. 4 ст. 22, на экспертов, осуществляющих оценку объектов, распространяются требования, закрепленные п. 2 и п. 5 16 статьи ФЗ № 174.

Экспертное заключение

Этот документ направляется:

  • в федеральный/региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную проверку;
  • заказчику документации;
  • структурам, принимающим решения о реализации объектов экспертизы;
  • местным органам власти;
  • иным заинтересованным лицам.

Экспертное заключение приобретает силу после его утверждения органом региональной или федеральной исполнительной власти. Оно учитывается при выполнении государственной проверки, если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении этого же объекта до даты завершения госэкспертизы.

При придании заключению силы на членов комиссии и руководителя распространяются требования, закрепленные статьями 30-34 ФЗ № 174.

Требования к экспертам

Общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими практическими/научными знаниями по рассматриваемой проблеме. Субъекты привлекаются в соответствии с 15 статьей ФЗ № 174.

Экспертом не может являться:

  • Представитель заказчика/разработчика документов, являющихся объектом проверки.
  • Гражданин, находящийся в трудовых либо других договорных отношениях с разработчиком/заказчиком документации.

Права эксперта

Специалисты, привлекаемые к проведению экспертизы, вправе:

  1. Заявлять федеральному или региональному госоргану о необходимости предоставления заказчиком дополнительной документации для обеспечения объективной и всесторонней оценки объекта.
  2. Формулировать особое мнение в отношении проверяемого объекта. Оно составляется в письменной форме и прилагается к экспертному заключению.

Обязанности специалиста

Эксперт должен:

  1. Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
  2. Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
  3. Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
  4. Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
  5. Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
  6. Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
  7. Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.

Примеры результатов общественных экспертиз

В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.

В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.

В 1997 г. в г. Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода. В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии. Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию. По ее решению проект строительства завода был заблокирован.