Постановление правительства рф 753. Законодательная база российской федерации. Основные требования к безопасности машин и оборудования

В целях обеспечения сохранности подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве, в соответствии со статьей 17 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 г. N 18 "О благоустройстве в городе Москве", Законом города Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок формирования и ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве (приложение).

2. Установить, что:

2.1. Собственником Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве является город Москва.

2.2. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы осуществляет от имени города Москвы полномочия собственника Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.

2.3. Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ" является единственной организацией, уполномоченной на осуществление деятельности по ведению Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.

2.4. Финансовое обеспечение мероприятий по формированию Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

3. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. N 714-ПП, от 24 июня 2013 г. N 400-ПП, от 14 августа 2013 г. N 531-ПП, от 25 декабря 2013 г. N 902-ПП, от 8 сентября 2014 г. N 512-ПП, от 9 декабря 2014 г. N 751-ПП, от 17 февраля 2015 г. N 58-ПП, от 8 апреля 2015 г. N 164-ПП), дополнив пункт 4.2.13 приложения к постановлению словами ", по формированию и ведению Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве".

4. Признать утратившим силу пункт 5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 августа 2011 г. N 359-ПП "Об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
формирования и ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве

1. Общие положения

1.1. Порядок формирования и ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве (далее - Порядок) определяет состав информации о подземных коммуникациях и сооружениях, отражаемой на Сводном плане подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве (далее - Сводный план), порядок, сроки и формы предоставления такой информации собственниками (правообладателями) подземных коммуникаций и сооружений для включения в Сводный план, порядок ведения Сводного плана и порядок предоставления информации, содержащейся в Сводном плане.

1.2. Сводный план представляет собой план, на котором в условных обозначениях отображается взаимоувязанная непротиворечивая и достоверная информация о видах и пространственном расположении существующих (находящихся в эксплуатации и выведенных из эксплуатации, но не демонтированных) и проектируемых подземных инженерных коммуникаций и сооружений, а также подземных частей зданий и сооружений, расположенных на территории города Москвы (далее - подземные коммуникации и сооружения).

1.3. В состав сведений, содержащихся в Сводном плане, в соответствии с требованиями свода правил по инженерным изысканиям для строительства "СП 11-104-97. Система нормативных документов в строительстве. Свод правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-геодезические изыскания для строительства", одобренного письмом Департамента развития научно-технической политики и проектно-изыскательских работ Госстроя РФ от 14 октября 1997 г. N 9-4/116 (далее - СП 11-104-97), подлежит включению следующая информация:

1.3.1. Перечень видов подземных коммуникаций и сооружений: водопровод, водопровод промышленный, водосток, дренаж, канализация, илопровод, газопровод, воздухопровод, теплопровод, золопровод, кабели, блочная канализация, тоннели, коллекторы, волноводы, сооружения электрокоррозионной защиты, специальные трубопроводы, магистральные сети и высоковольтные кабельные линии, колодцы, решетки, камеры, смотровые люки, коверы, контрольные трубки, аварийные выпуски, водозаборные колонки, подземные части зданий и сооружений.

1.3.2. Характеристики подземных инженерных коммуникаций: назначение коммуникаций, диаметр и материал труб, тип и сечение каналов, число кабелей или труб, вводы в здания (сооружения) подземных коммуникаций.

1.3.3. Значения высотных отметок:

Всех углов поворота, мест изменения уклонов коммуникации, диаметров труб, мест присоединения ответвлений, пересечений с другими коммуникациями.

Верха труб, каналов, коллекторов, пакетов (блоков) при кабельной канализации, бесколодезных прокладок;

Низа каналов, коллекторов, пакетов (блоков) при кабельной канализации, входящих труб в перепадных колодцах, входящих и выходящих труб в колодцах-отстойниках;

Дна и обечаек колодцев, лотков в самотечных сетях.

1.4. Точность планового и высотного положения объектов, отображаемых на Сводном плане, определяется требованиями к точности инженерно-топографического плана масштаба 1:500, установленными сводом правил "СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС "Об утверждении свода правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".

1.5. Сводный план формируется и ведется в электронной форме и является информационным ресурсом города Москвы.

2. Порядок формирования Сводного плана

2.1. Организация работ по формированию Сводного плана осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

2.2. Для формирования Сводного плана используются материалы и данные, полученные в результате производства инженерно-геодезических изысканий, проектирования, исполнительных и контрольных геодезических съемок подземных коммуникаций и сооружений, выполнявшихся на территории города Москвы.

3. Порядок предоставления исходной информации и ведения Сводного плана

3.1. Ведение Сводного плана осуществляется Уполномоченной организацией.

3.2. При ведении Сводного плана Уполномоченная организация осуществляет отображение на сформированных фрагментах Сводного плана в срок не позднее 10 рабочих дней со дня приемки от исполнителей работ исходной информации:

3.2.1. Материалов проектной документации, получивших положительное заключение о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве в порядке, установленном разделом 4 настоящего Порядка.

3.2.2. Исполнительной документации, подтвержденной результатами контрольной геодезической съемки, выполненной в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.

3.3. Исходная информация для ведения Сводного плана подлежит предоставлению собственниками (правообладателями) подземных коммуникаций и сооружений либо лицами, осуществляющими функции застройщика или технического заказчика при проектировании и строительстве, реконструкции подземных коммуникаций и сооружений (далее - исполнители работ), в Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ" (далее - Уполномоченная организация) в следующих формах:

3.3.1. Проектная документация, содержащая планы, продольные профили и иные графические материалы, на которых отражается проектное положение подземных коммуникаций и сооружений, каталоги проектных координат и высот характерных точек проектируемых подземных коммуникаций и сооружений, соответствующая требованиям к оформлению проекта проведения (производства) земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов, утвержденным Правительством Москвы (далее - материалы проектной документации), согласованная организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов специального назначения, информация о которых не подлежит отображению на материалах инженерно-геодезических изысканий, в случаях, если такое согласование требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3.2. Исполнительная документация, включающая в себя:

Исполнительные чертежи построенных (реконструированных) подземных коммуникаций и сооружений, выполненные в соответствии с требованиями свода правил "СП 126.13330.2012. Свод правил. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 635/1 "Об утверждении свода правил "СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве" (далее - СП 126.13330, исполнительные чертежи);

Исполнительные схемы подземных частей зданий и сооружений, постоянно закрепленных по окончании монтажа, с каталогами координат и высот характерных точек, оформленные в соответствии с требованиями стандарта "ГОСТ Р 51872-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения", принятого и введенного в действие постановлением Госстроя РФ от 21 ноября 2001 г. N 120 "О принятии ГОСТ Р "Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения" (далее - ГОСТ Р 51872-2002, исполнительные схемы);

3.4. Каталоги координат и высот в составе исполнительных чертежей и исполнительных схем должны быть составлены по результатам исполнительной геодезической съемки, выполненной в соответствии с требованиями СП 126.13330, в Местной системе координат города Москвы (МСК Москвы) и Московской системе высот с использованием пунктов опорной геодезической сети города Москвы (ОГС Москвы).

3.5. Предоставление исходной информации для ведения Сводного плана осуществляется в следующие сроки:

3.5.1. Материалы проектной документации представляются до открытия в установленном порядке ордера (разрешения) на проведение (производство) земляных работ.

3.5.2. Исполнительная документация представляется до закрытия в установленном порядке ордера (разрешения) на проведение земляных работ.

3.6. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и Уполномоченной организации при ведении Сводного плана в электронной форме утверждается Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы по согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы.

4. Порядок предоставления заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве

4.1. Рассмотрение Уполномоченной организацией материалов проектной документации и оформление технического заключения в случае проведения земляных работ с заглублением более чем на 0,5 метра осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом оказания государственной услуги, на возмездной основе по ценам, определяемым по Сборнику базовых цен на работы по выдаче технических заключений по проектам подземных сооружений и коммуникаций для проектирования и строительства в городе Москве, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы (МРР-3.2.29.03-13), утвержденному приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 14 марта 2014 г. N 28 "Об утверждении нормативных документов", по договору с исполнителем работ в следующем порядке:

4.1.1. В целях получения технического заключения заявитель представляет в Уполномоченную организацию следующие документы:

Заявку по форме, утвержденной Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы;

Материалы проектной документации, указанные в пункте 3.3.1 настоящего Порядка.

4.1.2. Уполномоченная организация при рассмотрении материалов проектной документации:

Проводит проверку учета в рассматриваемом проекте ранее запроектированных коммуникаций и сооружений;

Проводит проверку актуальности инженерно-топографического плана на момент рассмотрения проектной документации, определяет наличие изменений в его содержании с момента завершения инженерных изысканий;

Определяет наличие в зоне производства проектируемых работ федеральных и городских объектов специального назначения, информация о которых не подлежит отображению на материалах инженерно-геодезических изысканий;

Проводит проверку соответствия проектных решений нормативным требованиям к взаимному расположению проектируемых и существующих объектов.

4.1.3. Основаниями для отказа в приеме заявки на оформление технического заключения является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4.1.1 настоящего Порядка.

4.1.4. По результатам рассмотрения Уполномоченной организацией материалов проектной документации оформляется одно из следующих технических заключений:

О соответствии представленных документов Сводному плану (далее - положительное техническое заключение);

О несоответствии представленных документов Сводному плану (далее - отрицательное техническое заключение).

4.1.5. Основаниями для оформления отрицательного технического заключения являются:

Несоответствие материалов проектной документации требованиям оформления проекта проведения (производства) земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов, установленным Правительством Москвы;

Необеспеченность сохранности существующих и возможности прокладки запроектированных инженерных коммуникаций и сооружений, данные о которых размещены в Сводном плане;

Отсутствие согласования организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов специального назначения, информация о которых не подлежит отображению на материалах инженерно-геодезических изысканий, в случаях если такое согласование требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;

Наличие существенных изменений данных об инженерных коммуникациях и сооружениях, размещенных в Сводном плане, произошедших с момента завершения инженерных изысканий.

4.1.6. Максимальный срок оформления технического заключения составляет 10 рабочих дней со дня заключения между заявителем и Уполномоченной организацией договора на рассмотрение материалов проектной документации и оформление технического заключения.

4.1.7. Срок действия положительного технического заключения составляет 4 года.

4.1.8. При изменении вида, объемов работ, в том числе при обнаружении в процессе производства земляных работ несоответствия фактического расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений расположению, указанному в материалах проектной документации (или указанному представителями эксплуатирующих организаций), исключающего возможность реализации проектного решения, в материалы проектной документации вносятся соответствующие изменения.

4.1.9. Изменение в материалах проектной документации проектного планово-высотного положения подземных коммуникаций и сооружений допускается при условии получения нового положительного технического заключения Уполномоченной организации, если изменения превышают 0,3 метра в плановом положении и 0,1 метра по высоте.

5. Порядок приемки исполнительной документации с проведением контрольной геодезической съемки

5.1. Приемка Уполномоченной организацией исполнительной документации с проведением контрольной геодезической съемки осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом оказания государственной услуги, на возмездной основе по ценам, определяемым по Справочнику базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания, утвержденному и введенному в действие с 1 января 2004 г. постановлением Госстроя РФ от 23 декабря 2003 г. N 213, по договору с исполнителем работ в следующем порядке:

5.1.1. Заявитель представляет в Уполномоченную организацию следующие документы:

Заявку на проведение контрольной геодезической съемки по форме, утвержденной Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы;

Календарный план производства строительно-монтажных работ.

5.1.2. Заявка на проведение контрольной геодезической съемки подлежит представлению заявителем в Уполномоченную организацию в следующие сроки:

При производстве работ по строительству (реконструкции) подземных коммуникаций и сооружений - после завершения каждого этапа строительно-монтажных работ, но не позднее чем за 5 рабочих дней до засыпки траншеи или контрольной протяжки зонда (для подземных коммуникаций, построенных методом горизонтального направленного бурения);

При строительстве подземных частей зданий и сооружений - после завершения соответствующих строительно-монтажных работ не позднее чем за 5 рабочих дней до засыпки котлована.

5.1.3. Уполномоченная организация в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявки на проведение контрольной геодезической съемки производит работы по контрольной геодезической съемке, результаты которой подлежат использованию для проверки достоверности сведений о местоположении построенных (реконструированных) подземных коммуникаций и сооружений, подземных частей зданий и сооружений, отражаемых в исполнительной документации.

В ходе проведения работ по контрольной геодезической съемке Уполномоченная организация определяет пространственное положение характерных точек подземных коммуникаций и подземных частей зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 126.13330. По результатам проведения работ по контрольной геодезической съемке создаются каталог фактических координат контролируемого объекта и исполнительная схема. На исполнительной схеме отражаются сведения об отклонении показателей контролируемого объекта от показателей, содержащихся в проектной документации. Исполнительная схема передается заявителю. Каталог координат характерных точек хранится в Уполномоченной организации, не подлежит передаче заявителю и используется при рассмотрении исполнительной документации.

5.1.4. После завершения строительно-монтажных работ до закрытия ордера (разрешения) на производство земляных работ заявителем в Уполномоченную организацию представляются следующие документы:

Заявка на приемку исполнительной документации по форме, утвержденной Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы;

Исполнительная документация.

5.1.5. Уполномоченная организация после получения заявки на приемку исполнительной документации:

Проводит проверку соответствия данных о местоположении построенных (реконструированных) подземных коммуникаций и сооружений, подземных частей зданий и сооружений результатам контрольной геодезической съемки и проектной документации;

Проводит проверку полноты отображения технических характеристик подземных коммуникаций и сооружений;

Проводит проверку наличия согласования сведений о построенных (реконструированных) подземных коммуникациях и сооружениях эксплуатирующими организациями;

Проводит проверку выполнения требований к оформлению исполнительных чертежей и исполнительных схем.

5.1.6. Основаниями для отказа в приеме заявки на приемку исполнительных чертежей и исполнительных схем с проведением контрольной геодезической съемки является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 5.1.4 настоящего Порядка.

5.1.7. По результатам рассмотрения исполнительной документации Уполномоченная организация принимает одно из следующих решений:

О принятии исполнительной документации для размещения на Сводном плане с установлением на ней отметки о приемке;

О непринятии исполнительной документации для размещения на Сводном плане с указанием перечня замечаний, подлежащих устранению исполнителем работ, по результатам устранения которых исполнительная документация подлежит повторному представлению в Уполномоченную организацию.

5.1.8. Основаниями для принятия решения о непринятии исполнительной документации для размещения на Сводном плане являются:

Невыполнение по вине заявителя контрольной геодезической съемки в соответствии с пунктами 5.1.1-5.1.2 настоящего Порядка;

Превышение предельных значений отклонений местоположения построенных (реконструированных) подземных коммуникаций и сооружений, подземных частей зданий и сооружений от результатов контрольной геодезической съемки, установленных пунктом 6.45 свода правил "СП 11-104-97. Система нормативных документов в строительстве. Свод правил по инженерным изысканиям для строительства. Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Часть II. Выполнение съемки подземных коммуникаций при инженерно-геодезических изысканиях для строительства", одобренного письмом Управления научно-технической политики и проектно-изыскательских работ Госстроя РФ от 26 сентября 2000 г. N 5-11/89;

Превышение отклонения местоположения построенных (реконструированных) подземных коммуникаций и сооружений, подземных частей зданий и сооружений от проектного положения на величину 0,6 метра и более;

Неотображение или отображение не в полном объеме характеристик, обязательных для отображения согласно СП 126.13330 или ГОСТ Р 51872-2002;

Отсутствие согласований исполнительных чертежей эксплуатирующими организациями;

Нарушение требований к оформлению исполнительных чертежей или исполнительных схем.

5.1.9. Максимальный срок рассмотрения исполнительных чертежей или исполнительных схем составляет 5 рабочих дней со дня их представления в Уполномоченную организацию.

6. Порядок предоставления информации из Сводного плана

6.1. Информация из Сводного плана предоставляется после завершения работ по его формированию Уполномоченной организацией с соблюдением требований законодательства о защите государственной тайны.

6.2. Информация, содержащаяся в Сводном плане, предоставляется в следующих формах:

6.2.1. На бумажном носителе или прозрачной основе в масштабе 1:500 в соответствии с требованиями документа "Условные знаки для топографических планов масштаба 1:500 (правила начертания)", утвержденного Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР (Москва, 1978 г.).

6.2.2. В электронной форме. Форматы предоставления данных из Сводного плана в электронной форме определяет Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы по согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы.

6.3. Срок предоставления информации из Сводного плана составляет 5 рабочих дней.

6.4. Органам государственной власти города Москвы информация из Сводного плана предоставляется на безвозмездной основе. Для получения информации из Сводного плана в Уполномоченную организацию направляется заявка, в которой должны быть приведены сведения о границах запрашиваемого фрагмента и форма предоставления данных из числа указанных в пункте 6.2 настоящего Порядка.

6.5. Лицам, выполняющим инженерные изыскания в установленном законодательством порядке, информация из Сводного плана предоставляется за плату в размере возмещения расходов на копирование информации. Для получения информации из Сводного плана заявитель должен представить следующие документы:

6.5.1. Заявку на бланке организации, в которой должны быть приведены реквизиты организации и формы предоставления данных из числа указанных в пункте 6.2 настоящего Порядка.

6.5.2. План границ запрашиваемого фрагмента в произвольном масштабе.

6.5.3. Копию договора (контракта) на производство инженерных изысканий с приложением технического задания.

6.5.4. Программу производства инженерных изысканий на земельном участке, информация о котором запрашивается.

6.5.5. Лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если для запрашиваемого фрагмента имеются режимные ограничения на распространение).

6.6. Основанием для отказа в приеме заявки является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6.5 настоящего Порядка.

6.7. Основаниями для отказа в предоставлении информации являются:

6.7.1. Незавершенность работы по формированию Сводного плана в запрашиваемых границах. В этом случае заявителю предлагается заключить с Уполномоченной организацией договор на изготовление инженерно-топографического плана по имеющимся данным.

6.7.2. Отсутствие у заявителя лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если для запрашиваемого фрагмента установлены режимные ограничения на распространение).

Обзор документа

Сводный план подземных коммуникаций и сооружений представляет собой план, на котором отображается информация о видах и пространственном расположении существующих и проектируемых подземных инженерных коммуникаций и сооружений, а также о подземных частях зданий и сооружений.

Сводный план формируется и ведется в электронной форме и является информационным ресурсом города. Организацию работ по его формированию осуществляет Комитет по архитектуре и градостроительству. ГУП "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ" является единственной организацией, уполномоченной на осуществление деятельности по ведению Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений.

Для формирования Сводного плана используются материалы и данные, полученные в результате производства инженерно-геодезических изысканий, проектирования, исполнительных и контрольных геодезических съемок подземных коммуникаций и сооружений.

Информация из Сводного плана предоставляется после завершения работ по его формированию в следующих формах: на бумажном носителе или прозрачной основе в масштабе 1:500; в электронном формате. Органами власти города информация предоставляется бесплатно, а лицам, выполняющим инженерные изыскания придется оплатить стоимость расходов на копирование информации.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

В соответствии с Федеральным закономтехническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

технический регламент о безопасности машин и оборудования (далее - технический регламент);

перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации для подтверждения соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования;

перечень машин и оборудования, подлежащих декларированию соответствия требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок подготовить проект списка машин и оборудования, которые подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

3. Технический регламент вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Технический регламент о безопасности машин и оборудования

I. Общие положения

1. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Настоящий технический регламент распространяется на машины и оборудование, в том числе бытового назначения, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно приложению N 1.

3. Настоящий технический регламент не распространяется на следующие виды машин и оборудования:

а) машины и оборудование, связанные с обеспечением целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра;

б) машины и оборудование, применяемые в медицинских целях и используемые в прямом контакте с пациентом (рентгеновское, диагностическое, терапевтическое, ортопедическое, стоматологическое, хирургическое оборудование);

в) машины и оборудование, специально сконструированные для применения в области использования атомной энергии. На машины и оборудование общепромышленного назначения, применяемые в области использования атомной энергии, действие настоящего технического регламента распространяется в части, не противоречащей требованиям по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

г) автотранспортные средства;

д) морские и речные транспортные средства (суда и плавучие средства, буровые платформы) и используемые на них машины и оборудование;

е) летательные и космические аппараты;

ж) железнодорожный подвижной состав и технические средства, специально сконструированные для применения на железнодорожном транспорте;

з) аттракционы;

и) вооружение и военная техника.

4. Действие настоящего технического регламента распространяется на машины и оборудование, применяемые на опасных производственных объектах, а также на процессы их эксплуатации и утилизации в части, не противоречащей требованиям по обеспечению промышленной безопасности.

5. Под идентификацией машин и оборудования понимается установление соответствия конкретных машин и оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы национальные стандарты, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.

6. Используемые в настоящем техническом регламенте понятия означают следующее:

а) "авария" - разрушение или повреждение машины и (или) оборудования, возникновение в процессе эксплуатации машин и (или) оборудования неконтролируемых взрыва и (или) выброса опасных веществ;

б) "допустимый риск" - значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции;

в) "жизненный цикл" - период времени от начала проектирования машины и (или) оборудования до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии (проектирование, производство, хранение, монтаж, наладка, эксплуатация, в том числе модернизация, ремонт, техническое и сервисное обслуживание);

г) "инцидент" - отказ машины и (или) оборудования, отклонение от режима технологического процесса, нарушение правил эксплуатации;

д) "критический отказ" - отказ машины и (или) оборудования, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

е) "машина" - ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);

ж) "назначенный ресурс" - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация машины и (или) оборудования должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

з) "наработка" - продолжительность или объем работы машины и (или) оборудования;

и) "назначенный срок службы" - календарная продолжительность эксплуатации машины и (или) оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от их технического состояния;

к) "назначенный срок хранения" - календарная продолжительность хранения машины и (или) оборудования, при достижении которой их хранение должно быть прекращено независимо от их технического состояния;

л) "недопустимая эксплуатация" - эксплуатация машины и (или) оборудования не по назначению;

м) "обоснование безопасности" - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта;

н) "оборудование" - применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единый комплекс;

о) "опасная зона" - зона внутри машины и (или) оборудования или вокруг них, в которой персонал подвергается риску получения травм или нанесения другого вреда здоровью, связанного с эксплуатацией машины и (или) оборудования;

п) "отказ" - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния машины и (или) оборудования вследствие конструктивных нарушений при проектировании, несоблюдения установленного процесса производства или ремонта, невыполнения правил или инструкций по эксплуатации;

р) "предельное состояние" - состояние машины и (или) оборудования, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

с) "проектировщик" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектную документацию на машину и (или) оборудование;

т) "проектировщик системы" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектную документацию на системы машин и (или) оборудования (технологические линии, взаимосвязанные производственным циклом);

у) "система" - совокупность машин и (или) оборудования, объединенных конструктивно и (или) функционально для выполнения требуемых функций.

II. Требования к безопасности машин и оборудования при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации

7. При проектировании машины и (или) оборудования обеспечивается соответствие требованиям настоящего технического регламента.

8. При проектировании машины и (или) оборудования идентифицируются возможные виды опасности для обеспечения безопасности излучений, взрывобезопасности, механической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, термической безопасности, электрической безопасности, ядерной и радиационной безопасности на всех стадиях жизненного цикла. Требования по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы машины и (или) оборудования устанавливаются в техническом регламенте об электромагнитной совместимости.

9. Для идентифицированных видов опасности оценивается риск расчетным, экспериментальным, экспертным путем или по данным эксплуатации аналогичных машин и (или) оборудования. Методы оценки риска могут устанавливаться в технических регламентах на соответствующие виды машин и оборудования, национальных стандартах и сводах правил.

10. Допустимый риск для машины и (или) оборудования определяется и устанавливается при проектировании. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается:

а) полнотой научно-исследовательской и опытно-конструкторской отработки;

б) проведением комплекса расчетов, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;

в) выбором материалов и веществ, применяемых в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;

г) установлением проектировщиком критериев предельных состояний;

д) установлением проектировщиком назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта и утилизации.

11. В случае если оцененный риск выше допустимого, для его уменьшения изменяется проект машины и (или) оборудования, при этом исключается вмешательство персонала во все рабочие режимы машины и (или) оборудования (если вмешательство не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации).

12. При невозможности достижения путем изменения проекта технических характеристик машины и (или) оборудования, определяющих допустимый риск, а также при экономической нецелесообразности в руководстве (инструкции) по эксплуатации указывается информация, ограничивающая условия применения данной машины и (или) оборудования или предупреждающая о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности.

13. При проектировании, изготовлении, перевозке, хранении и монтаже обеспечиваются уровни физических факторов, генерируемые при работе машины и (или) оборудования (уровень шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей), а также уровни выделения химических веществ, не превышающие показателей, установленных санитарным законодательством Российской Федерации.

14. При проектировании машины и (или) оборудования применяются технические решения, обеспечивающие повышение их энергетической эффективности.

15. При проектировании машины и (или) оборудования разрабатывается обоснование безопасности.

Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у проектировщика, а копия - у производителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование.

16. Разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью проектирования машины и (или) оборудования. Руководство (инструкция) по эксплуатации (применению) включает:

а) указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, техническому обслуживанию и ремонту машины и (или) оборудования;

б) указания по использованию машины и (или) оборудования и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации машины и (или) оборудования, включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, испытания, перевозку, упаковку, консервацию и условия хранения;

в) назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей, срок службы, ресурс. По истечении назначенного ресурса (срока хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении нового назначенного ресурса (срока хранения, срока службы);

г) перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии;

д) действия персонала в случае инцидента или аварии;

е) критерии предельных состояний;

ж) указания по выводу из эксплуатации и утилизации;

з) показатели энергетической эффективности.

17. В случае если предполагается, что машина и (или) оборудование будут использоваться в потенциально взрывоопасной среде, в руководстве (инструкции) по эксплуатации дается информация об обеспечении безопасной работы.

18. В случае если машина и (или) оборудование предназначены для эксплуатации не профессиональными пользователями, руководство (инструкция) по эксплуатации должно учитывать знания, умение и опыт таких пользователей.

19. В руководстве (инструкции) по эксплуатации предусматривается требование к организации, осуществляющей эксплуатацию, о передаче машины и (или) оборудования после прекращения эксплуатации лицу, ответственному за утилизацию машины и (или) оборудования.

20. При проектировании машины и (или) оборудования в руководстве (инструкции) по эксплуатации предусматриваются меры для предотвращения их недопустимого использования после прекращения эксплуатации.

21. При производстве машины и (или) оборудования обеспечивается соответствие их изготовления требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящего технического регламента.

22. При производстве машины и (или) оборудования производитель выполняет весь комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

23. При производстве машины и (или) оборудования проводятся испытания, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.

24. При производстве машины и (или) оборудования обеспечиваются требования безопасности, установленные проектной (конструкторской) документацией в соответствии с настоящим техническим регламентом, с учетом применяемых технологических процессов и системы контроля. Производитель проводит оценку риска машин и (или) оборудования перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации.

25. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении машины и (или) оборудования согласовываются с проектировщиком. Риск машины и (или) оборудования, изготовленных по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должен быть выше допустимого риска, установленного проектировщиком.

26. Производитель машины и (или) оборудования обеспечивает машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

27. Машина и (или) оборудование должны иметь предупреждающие четкие и нестираемые надписи или знаки о видах опасности при эксплуатации.

28. Машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись и содержать:

а) наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

б) наименование изделия и (или) обозначение серии либо типа, номер;

в) показатели назначения;

г) дату изготовления.

29. Сведения, указанные в пункте 28 настоящего технического регламента, повторяются и поясняются в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

30. Материалы и вещества, применяемые для упаковки при перевозке и хранении машины и (или) оборудования, должны быть безопасными.

31. В руководстве (инструкции) по эксплуатации устанавливаются требования к:

а) обеспечению сохраняемости машины и (или) оборудования в процессе перевозки и хранения;

б) сохранению технических характеристик, обуславливающих их безопасность;

в) упаковке;

г) консервации;

д) условиям перевозки и хранения.

32. Перевозка и хранение машин и (или) оборудования, их узлов и деталей осуществляются с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией. Лицо, ответственное за перевозку и хранение, производит оценку риска с учетом технологических процессов и условий, принятых в отношении перевозки и хранении.

33. В проект машины и (или) оборудования изменения могут вносится только в случае их согласования с проектировщиком машины и (или) оборудования, при этом установленные требования к безопасности не могут быть снижены.

34. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования соблюдаются требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ.

35. Отклонения от проекта машины и (или) оборудования, возникающие при их ремонте, согласовываются с проектировщиком.

36. После проведения ремонта машины и (или) оборудования проводится оценка риска, значение которого должно быть не выше допустимого. При необходимости разрабатываются технические и организационные меры, направленные на достижение значений допустимого риска.

37. Для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, разрабатываются меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля.

III. Подтверждение соответствия

38. Машины и (или) оборудование, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия.

Экспортируемые и бывшие в эксплуатации машины и (или) оборудование не подлежат обязательному подтверждению соответствия.

39. Применение национальных стандартов и (или) сводов правил, предусмотренных перечнем, утверждаемым национальным органом по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента.

40. В случае если заявитель при обязательном подтверждении соответствия машин и (или) оборудования не использует национальные стандарты и (или) своды правил, предусмотренных перечнем, указанным в пункте 39 настоящего технического регламента, вместе с заявкой он представляет следующие документы:

а) сведения о проведенных исследованиях;

б) протоколы испытаний машины и (или) оборудования, проведенных производителем, исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного производителя, и (или) сторонними компетентными испытательными лабораториями (центрами);

в) сертификаты соответствия на материалы и комплектующие изделия или протоколы их испытаний;

г) документы, предусмотренные для данной продукции другими техническими регламентами и федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями;

д) сертификаты на систему качества;

е) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям;

ж) обоснование безопасности.

41. Обязательное подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации.

42. Заявитель осуществляет декларирование соответствия на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны (органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий (центров)).

43. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы, для чего он может использовать конструкторскую документацию, обоснование безопасности, результаты собственных исследований (испытаний).

44. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам представляет доказательственные материалы, протоколы исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), и (или) документы, подтверждающие наличие системы качества изготовителя машин и (или) оборудования.

45. Сведения о декларации о соответствии прилагаются к паспорту машины и (или) оборудования и (или) входят в комплект сопроводительных документов.

46. Срок действия декларации о соответствии - 5 лет.

47. При декларировании соответствия заявителем может быть юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

48. Схему сертификации выбирает заявитель согласно приложению N 2.

49. Сертификат соответствия может иметь приложение, содержащее перечень конкретных типов, модификаций, исполнений марок и моделей машин и (или) оборудования, на которые распространяется его действие.

50. Сведения о сертификате соответствия прилагаются к паспорту машины и (или) оборудования или входят в комплект сопроводительных документов.

51. Машины и (или) оборудование соответствуют требованиям настоящего технического регламента, если согласно схеме сертификации имеются положительные результаты испытаний образцов машин и (или) оборудования, контроля системы качества или анализа состояния производства.

52. Сертификат соответствия или декларация соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента.

53. Машина и (или) оборудование, соответствие которых подтверждено, маркируются заявителем (изготовителем, продавцом или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) знаком обращения на рынке.

54. Инспекционный контроль сертифицированных машин и (или) оборудования проводится органом по сертификации в течение срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, включающих контрольные испытания образцов машин и (или) оборудования, контроль сертифицированной системы качества или анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации.

55. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности машин и (или) оборудования, стабильность производства, объем производства, наличие системы качества и условия договора с органом по сертификации.

56. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности машин и (или) оборудования от потребителей, общественных организаций, а также органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

57. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о соответствии машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента и возможности сохранения действия сертификата соответствия или о приостановке (прекращении) его действия.

IV. Государственный контроль (надзор)

58. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют в установленной законодательством Российской Федерации сфере деятельности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

59. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие машины и (или) оборудование, обязаны сообщать об авариях и о несчастных случаях в органы государственного контроля (надзора) и представить материалы расследования в установленном порядке.

60. За нарушение требований настоящего технического регламента производитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Заключительные и переходные положения

61. Со дня вступления в силу настоящего технического регламента обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении машин и (или) оборудования, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

62. Декларация или сертификат, подтверждающие соответствие машин и (или) оборудования, произведенных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента действуют в течение указанного в них срока.

Приложение N 1

Основные требования к безопасности машин и оборудования

1. Машина и (или) оборудование поддаются регулировке и техническому обслуживанию, не подвергая людей опасности в условиях, предусмотренных изготовителем.

2. При проектировании и производстве машин и (или) оборудования ответственные лица:

а) устраняют или уменьшают опасность;

б) принимают меры для защиты от опасности;

в) информируют потребителей о мерах защиты, указывают, требуется ли специальное обучение, и определяют потребность в защитном оборудовании.

3. При проектировании и производстве машин и (или) оборудования, а также при разработке руководства (инструкции) по эксплуатации машины и (или) оборудования учитывается вероятность недопустимого риска эксплуатации машин и (или) оборудования.

4. В случае если в результате недопустимой эксплуатации может возникнуть опасность, конструкция машины и (или) оборудования должна препятствовать такой эксплуатации. Если это невозможно, в руководстве (инструкции) по эксплуатации обращается внимание потребителя на такие ситуации.

5. При проектировании и производстве машины и (или) оборудования используются эргономические принципы для снижения влияния дискомфорта, усталости и психологического напряжения персонала до минимально возможного уровня.

6. При проектировании и производстве машины и (или) оборудования учитываются ограничения, накладываемые на действия оператора при использовании средств индивидуальной защиты.

7. Машина и (или) оборудование укомплектовываются всем необходимым для безопасных регулировки, технического обслуживания и использования.

8. Машина и (или) оборудование проектируются и производятся так, чтобы сырье, материалы и вещества, используемые при их создании и эксплуатации, не угрожали безопасности жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, жизни или здоровью животных и растений.

При использовании жидкостей исключается опасность, связанная с их использованием.

9. Предусматривается дополнительное освещение для безопасной эксплуатации машины и (или) оборудования.

Внутренние части и области машины и (или) оборудования, требующие частого осмотра, настройки и технического обслуживания, имеют освещение, обеспечивающее безопасность.

При эксплуатации машины и (или) оборудования исключаются образование затененных областей, областей, создающих помехи, ослепление и стробоскопический эффект.

10. Машина и (или) оборудование или каждая их часть упаковываются так, чтобы они могли храниться безопасно и без повреждения, иметь достаточную устойчивость.

11. В случае если вес, размер либо форма машины и (или) оборудования либо их различных частей не позволяют перемещать их вручную, машина и (или) оборудование либо каждая их часть:

а) оснащается устройствами для подъема механизмом;

б) имеет форму, при которой легко применить стандартный подъемный механизм.

12. В случае если машина и (или) оборудование либо одна из их частей будут перемещаться вручную, они должны легко передвигаться или оборудоваться приспособлениями для подъема.

Предусматриваются специальные места для безопасного размещения инструментов и (или) деталей, необходимых при эксплуатации.

13. Системы управления машиной и (или) оборудованием обеспечивают безопасность их эксплуатации на всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных условиями эксплуатации.

Системы управления исключают создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках и из-за нарушения персоналом последовательности управляющих действий.

В зависимости от сложности управления и контроля режима работы машин и (или) оборудования системы управления включают средства автоматической нормализации режимов работы или средства автоматической остановки, если нарушение режима работы может явиться причиной создания опасной ситуации.

14. Системы управления машиной и (или) оборудованием включают средства предупредительной сигнализации и другие средства, предупреждающие о нарушениях функционирования машины и (или) оборудования, приводящих к возникновению опасных ситуаций.

Средства, предупреждающие о нарушениях функционирования машин и (или) оборудования, обеспечивают безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации персоналом.

15. Органы управления машиной и (или) оборудованием должны быть:

а) легко доступны и свободно различимы, снабжены надписями, символами или обозначены другими способами;

б) сконструированы и размещены так, чтобы исключалось их непроизвольное перемещение и обеспечивалось надежное, уверенное и однозначное манипулирование ими;

в) размещены с учетом требуемых усилий для перемещения, последовательности и частоты использования, а также значимости функций;

г) выполнены так, чтобы их форма, размеры и поверхности контакта с пользователем соответствовали способу захвата (пальцами, кистью) или нажатия (пальцем руки, ладонью, стопой);

д) расположены вне опасной зоны, за исключением органов управления, функциональное назначение которых требует нахождения работающего в опасной зоне, и при этом принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности.

16. В случае если предусматривается управление одним органом управления несколькими различными действиями, выполняемое действие должно отображаться средствами контроля и при необходимости поддаваться проверке.

17. Пуск машины и (или) оборудования в эксплуатацию, а также повторный пуск после остановки (независимо от причины остановки) осуществляется только органом управления пуском. Данное требование не относится к повторному пуску производственного оборудования, работающего в автоматическом режиме, если повторный пуск после остановки предусмотрен этим режимом.

В случае если система машин и (или) оборудования имеет несколько органов управления, осуществляющих пуск системы или ее отдельных частей, а нарушение последовательности их использования может привести к созданию опасных ситуаций, управление должно предусматривать устройства, исключающие нарушение последовательности.

18. Каждая система машин и (или) оборудования оснащается органом управления, с помощью которого она может быть безопасно полностью остановлена. Управление остановкой машины и (или) оборудования имеет приоритет над управлением пуском.

После остановки машины и (или) оборудования источник энергии от приводов машины и (или) оборудования должен быть отключен. Системы управления машиной и (или) оборудованием (за исключением переносных машин с ручным управлением) оснащаются средствами экстренного торможения и аварийной остановки (выключения), если применение этих систем может уменьшить или предотвратить опасность.

19. Орган управления аварийной остановкой должен:

а) быть ясно идентифицируемым и легко доступным;

б) останавливать машину и (или) оборудование быстро, не создавая опасности;

в) находиться после приведения его в действие в положении, соответствующем остановке, пока он не будет возвращен пользователем в исходное положение;

г) возвращаться в исходное положение, не приводя к пуску машины и (или) оборудования;

д) быть красного цвета, отличаться формой и размерами от других органов управления.

20. Управление системой машин и (или) оборудования исключает возникновение опасности в результате их совместного функционирования, а также в случае отказа какой-либо части.

Управление системой машин и (или) оборудования позволяет персоналу при необходимости блокировать запуск системы, а также осуществлять ее остановку.

Пульт управления системой машин и (или) оборудования обеспечивает персоналу возможность контролировать отсутствие персонала или иных лиц в опасных зонах, либо управление исключает функционирование системы машин и (или) оборудования при нахождении персонала либо иных лиц в опасной зоне. Каждому пуску предшествует предупреждающий сигнал, продолжительность действия которого позволяет лицам, находящимся в опасной зоне, покинуть ее или предотвратить пуск системы.

21. Пульт управления системой машин и (или) оборудования оборудуется средствами отображения информации о нарушениях эксплуатации любой части системы, а также средствами аварийной остановки (выключения) системы и (или) отдельных ее частей.

22. При наличии переключателя режимов эксплуатации в управлении машиной и (или) оборудованием каждое его положение соответствует только одному режиму эксплуатации и надежно фиксируется.

23. В случае если в определенных режимах эксплуатации машины и (или) оборудования требуется повышенная защита персонала, переключатель режимов эксплуатации в соответствующих положениях должен:

а) блокировать возможность автоматического управления;

б) обеспечивать, чтобы движение элементов конструкции осуществлялось только при постоянном приложении усилия работающего к органу управления движением;

в) прекращать работу машины и (или) оборудования, если их работа может вызвать опасность для персонала;

г) исключать работу частей машины и (или) оборудования, не участвующих в осуществлении выбранного режима;

д) снижать скорость движения частей машины и (или) оборудования, участвующих в осуществлении выбранного режима.

24. Выбранный режим управления имеет приоритет относительно всех других режимов управления, за исключением аварийной остановки.

25. Полное или частичное прекращение энергоснабжения и последующее его восстановление, а также повреждение цепи управления энергоснабжением не должно приводить к возникновению опасных ситуаций, включая:

а) самопроизвольный пуск машины и (или) оборудования при восстановлении энергоснабжения;

б) невыполнение уже выданной команды на остановку;

в) падение и выбрасывание подвижных частей машины и (или) оборудования и закрепленных на них предметов, заготовок, инструме