Преступлений предусмотренных статьями 205 205

Административные правонарушения в области дорожного движения

1. Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)

Перечислим административные правонарушения в области дорожного движения (согласно КоАП РФ):

1. Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

2. Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

3. Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов

5. Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

6. Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

7. Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

8. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

9. Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения

10. Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

11. Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали

12. Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

13. Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков

14. Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

15. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

16. Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

17. Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными световыми и звуковыми сигналами

18. Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

19. Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

20. Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

21. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

22. Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды

23. Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

24. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

25. Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства

26. Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

27. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

28. Статья 12.28.. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах

29. Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

30. Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

31. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с кот

32. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

33. Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

34. Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

35. Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

36. Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак -- это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность. Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины Иванова Л.И. Административное правонарушение: понятие и состав: Лекция. - Домодедово, 2000, с.27 .

Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств.

Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Изд-во "Транспорт", 1989, с.24 , эксплуатации железнодорожных переездов Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации. М.: Изд-во "Транспорт", 1997. .

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим. В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц. Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта. В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП. Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:

Должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

Судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

Органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;

Органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

Приводим перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

ѕ предупреждение;

ѕ административный штраф;

ѕ конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);

ѕ лишение права управления транспортным средством;

ѕ административный арест (статья 12.27, часть 2).

Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).

Административная ответственность в области дорожного движения

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Состав административного правонарушения в области дорожного движения, равно как и состав абсолютно любого иного правонарушения, включает в себя совокупность следующих объективных и субъективных признаков (элементов)...

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения совершаемого водителями автотранспортных средств

административный правонарушение дорожный водитель В современном законодательстве под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица...

Административно-правовой статус участников дорожного движения и проблемы его реализации

Административные правонарушения в области дорожного движения

К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) относятся: · нарушение порядка ведения бухгалтерского...

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Родовым объектом АП, закреплённых в главе 12 КоАП , является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности...

Административные правонарушения против порядка управления

Выявление и документирование административных правонарушений в области таможенного дела

В соответствии с пп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами...

Дорожно-транспортные преступления

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Правонарушения в области предпринимательской деятельности

К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях относятся: - нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил...

Роль дорожно-патрульной службы ГИБДД в профилактике и пресечении правонарушений в области дорожного движения

На ГИБДД возлагаются следующие обязанности Указ Президента РФ от 15.06.1998г. № 711 (ред. от 03.07.2009г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о ГИБДД Министерства внутренних дел РФ»)//СЗ РФ. - 1998...

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Характеристика административных правонарушений в области дорожного движения

Состав административного правонарушения в области дорожного движения, равно как и состав абсолютно любого иного правонарушения, включает в себя совокупность следующих объективных и субъективных признаков (элементов)...

Во-первых, этой статье дано новое название. До внесения изменений и дополнений в УК в июле 2006 г. она называлась "Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению".

Во-вторых, уточнено содержание объективной стороны состава преступления:

Детализированы формы выражения преступного деяния. Теперь речь идет не только о вовлечении в совершение, но и о склонении и вербовке лица для участия в совершении хотя бы одного из перечисленных в диспозиции статьи преступлений;

Расширен перечень преступлений, за вовлечение в которые предусмотрена ответственность по ст. 205.1, в него включены также ст. 278, 279 УК;

Признак "обучение" заменен признаком "подготовка";

Вместо понятия "финансирование акта терроризма либо террористической организации" введено понятие "финансирование терроризма", которое получило определение в новом примечании 1 к ст. 205.1.

В то же время в диспозиции ч. 1 ст. 205.1 УК (в новой редакции) отсутствует указание об ответственности за склонение лица к участию в деятельности террористической организации. Это, однако, не означает, что деяние декриминализировано1. (В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" террористическая деятельность рассматривается как одно из проявлений экстремизма. Осуществление террористической деятельности служит основанием для признания организации террористической, представляющей собой один из видов экстремистской организации.)

Уголовная ответственность за организацию экстремистской организации установлена в ст. 282.2 УК. Объективная сторона состава этого преступления выражается в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи осуществлением экстремистской, в том числе террористической деятельности. Организация деятельности может выражаться, в частности, и в склонении к участию в деятельности террористической организации. Следовательно, действия по склонению лица к участию в террористической организации подлежат квалификации по ст. 282.2 без ссылки на ч. 4 ст. 33 УК.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.1 УК, определена как:

1) склонение лица к совершению преступления террористического характера, которое охватывает: умышленные действия, направленные на формирование у лица желания участвовать в преступлениях террористического характера путем уговоров, просьб, предложений, обмана и т.д.;

2) вербовка, т.е. действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица в совершении преступлений террористического характера 1 ;

3) иное вовлечение, т.е. действия, связанные, например, с формированием у лица желания участвовать в совершении преступления террористического характера под воздействием религиозной пропаганды и т.д.;

4) вооружение, т.е. действия, направленные на обеспечение лица оружием, в том числе взрывчатыми, химическими, ядовитыми и иными веществами, необходимыми для совершения преступления террористического характера;

5) подготовка, т.е. передача образовательной информации о правилах пользования оружием, взрывчатыми веществами, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, совершению преступлений террористического характера и т.д.;

6) финансирование терроризма, т.е. предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (примечание 1 к ст. 205.1 УК).

Вместе с тем следует иметь в виду, что в ст. 208 УК также содержится указание об ответственности за финансирование незаконного вооруженного формирования.

Полагаем, что для разграничения составов, предусмотренных ст. 205.1 и 208 УК, и правильной квалификации содеянного надлежит учитывать следующие обстоятельства.

В том случае, когда вооруженная группа не осуществляла деятельность по подготовке и совершению преступлений, перечисленных в примечании 1, а была создана для иных целей (например, для самообороны, охраны чего-либо или кого-либо), действия виновных по ее финансированию подлежат правовой оценке только по ст. 208 УК.

Если же деятельность устойчивой вооруженной группы сопряжена с терроризмом, то действия лиц по ее финансированию необходимо квалифицировать по ст. 205.1 УК.

Состав преступления, предусмотренный ст. 205.1 УК, сконструирован как формальный. Преступление окончено с момента совершения действий, перечисленных в диспозиции, наступления общественно опасных последствий не требуется.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Для ответственности за вооружение или подготовку требуется установить, что они осуществлялись в целях совершения хотя бы одного из перечисленных в диспозиции статьи преступлений.

Новая редакция Ст. 205.1 УК РФ

1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, частями первой и второй статьи 206, статьей 208, частями первой - третьей статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.

2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.

3. Пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, частью третьей статьи 206, частью первой статьи 208 настоящего Кодекса, -

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

4. Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.

1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 205.1 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве основ общественной безопасности, в создании физических и (или) материальных условий для совершения одного или нескольких преступных деяний террористической направленности (ст. 205, 206, 208, 211, 277, 360), в придании совершению таких деяний деятельностного характера.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей, отражающих соответственно основной и квалифицированный составы преступления. К статье присоединены примечания, в которых: а) раскрывается понятие "финансирование терроризма" (п. 1); б) предусмотрена возможность освобождения лица от УО, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом поспособствует предотвращению либо пресечению преступления террористического характера. Причем такая возможность становится реальной только в том случае, если в поведении лица не содержится иного состава преступления. Подробнее см. ч. 2 ст. 75. Процессуальные условия прекращения уголовного преследования по данному основанию отражены в ч. 2 ст. 28 УПК.

2.1. Деяния, описанные в ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории тяжких преступлений, а в ч. 2 - к особо тяжким преступлениям.

3. Основным объектом преступного посягательства является гарантированная государством безопасность общества. Вместе с тем под угрозу причинения вреда могут быть поставлены основы конституционного строя и безопасности России, а также интересы мирового сообщества и безопасность всего человечества.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия - в осуществлении какого-либо альтернативного активного поведения: а) склонения, вербовки или иного вовлечения лица в совершение хотя бы одного из преступлений, отраженных в ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279, 360; б) вооружения или подготовки лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; в) финансирования терроризма.

5. Составы преступления имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из перечисленных действий независимо от наступления материальных общественно опасных последствий.

6. Склонение лица к совершению хотя бы одного из указанных в ч. 1 коммент. статьи преступлений предполагает интеллектуальное или физическое воздействие виновного на физическое лицо путем убеждения, уговоров, обещаний, угроз, насилия и прочими способами, с тем чтобы получить его согласие на совершение соответствующего преступления. Здесь преступление следует признавать оконченным (составом) в момент получения согласия лица на совершение преступления.

7. О вербовке см. п. 6.2 коммент. к ст. 127.1.

8. Об ином вовлечении (способах вовлечения) лица в совершение преступления см. коммент. к ст. 150. В данном случае преступление окончено (составом) в момент получения согласия вовлекаемого лица совершить хотя бы одно из преступлений, отраженных в ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279, 360.

9. Вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из преступлений, указанных в диспозиции коммент. статьи, означает либо создание условий для совершения данного преступления путем предоставления огнестрельного, холодного, газового или прочих видов оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств (подробнее см. Закон об оружии), либо передачу знаний, умений, навыков потенциальному субъекту преступного посягательства. При выполнении названных действий преступление надлежит считать оконченным (составом) в момент передачи соответствующему лицу оружия, начала проведения с ним обучающего занятия (инструктажа).

10. Финансирование терроризма предполагает передачу (перечисление) физическому лицу или организации средств в валютном эквиваленте для осуществления террористического акта, для деятельности преступной организации. Здесь преступление окончено (составом) в момент получения материальных средств лицом, подготавливающим или совершившим террористический акт, либо участником преступной организации.

11. В ч. 2 коммент. статьи в настоящее время содержится лишь один признак, отягчающий УО за осуществление данного преступления: использование лицом своего служебного положения. Неоднократность как форма множественности преступлений исключена из ч. 2 ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

11.1. Об использовании лицом своего служебного положения см. п. 7.2 коммент. к ст. 221.

12. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Иными словами, совершающий активное преступное поведение осознает общественную опасность своего деяния и желает поступить именно так.

12.1. В случае создания условий для совершения указанных в диспозиции коммент. статьи преступлений путем вооружения либо подготовки потенциальных участников преступных деяний в число обязательных для квалификации субъективных признаков (из факультативных) переходит цель - совершение преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 279, 360. При вовлечении лица в совершение хотя бы одного из перечисленных преступлений цель преступного поведения - совершение указанного преступления или получение согласия на сотрудничество для его совершения - подразумевается.

13. Субъект преступного посягательства общий - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективную сторону преступления образует одно их следующих действий: а) склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 360 УК; б) вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений; в) финансирование терроризма.

Склонение заключается в убеждении другого лица в необходимости совершения одного или нескольких преступлений, перечисленных в настоящей статье. Способы склонения могут быть различными, включая применение психического насилия.

Вербовка представляет собой деятельность (подыскание, агитация, запись желающих, направление к месту обучения и т.п.) по привлечению одного или несколько лиц к участию в совершении хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 преступлений. При вербовке исключается применение какого-либо насилия.

Иное вовлечение лица в совершение преступления террористического характера означает совершение действий, направленных на возбуждение у лица желания совершить одно из указанных преступлений. Вовлечение можно признать собирательным понятием, включающим склонение и вербовку, а также иные формы вовлечения (например, принуждение, обман и т.п.).

Вооружение или подготовку лица в целях совершения преступлений террористического характера образуют любые действия, связанные с предоставлением лицу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, проведением с лицом специальных занятий.

Понятие финансирования дается в примечании 1.

2. Преступление окончено с момента совершения образующих его действий независимо от того, совершило ли вовлекаемое (склоняемое, вербуемое) лицо хотя бы одно из указанных преступлений.

3. Частью 3 как самостоятельное преступление наказывается пособничество в совершении террористического акта. Данное пособничество квалифицируется только по ч. 3 ст. 205.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Понятие пособничества, данное в примечании 1.1, совпадает с ч. 5 ст. 33 УК, хотя в ч. 3 ст. 205.1 УК РФ ошибочно упущены слова "заранее данное" применительно к обещаниям, которые тем не менее должны быть подразумеваемы здесь для отграничения данного состава от ст. 316 УК РФ.

  • Вверх

Текущая редакция ст. 205.1 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового.

3. Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 настоящего Кодекса, -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

4. Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 205.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: общественная безопасность;
2) объективная сторона: характеризуется альтернативно любым из следующих действий:
- склонение лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ;
- вербовка лица для совершения хотя бы одного из вышеперечисленных преступлений;
- иное вовлечение лица в свершение любого из перечисленных деяний;
- подготовка лица к совершению хотя бы одного из указанных преступлений;
- финансирование терроризма;
3) субъект: физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершаемых действий и желает их совершить. Обязательным субъективным признаком склонения, вербовки, иного вовлечения, вооружения и подготовки является специальная цель совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ.

Квалифицированный вид преступления характеризуется совершением преступления лицом с использованием своего служебного положения (ч.2 ст. 205.1 УК РФ). Особо квалифицированный состав - пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 УК РФ (ч.3 ст. 205.1 УК РФ).

2. Применимое законодательство:
1) УК РФ (ст. 205 - террористический акт; 206 - захват заложника; 208 - организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; 211 - угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; 277 - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; 278 - насильственных захват власти или насильственное удержание власти; 279 - вооруженный мятеж; 360 - нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой);
2) ФЗ "О безопасности" (ст. 2 - основные принципы обеспечения безопасности; ст. 3 - содержание деятельности по обеспечению безопасности и др.);
3) ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ст. 3 - финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений и др.);
4) ФЗ "О противодействии терроризму" (ст. 2 - основные принципы противодействия терроризму и др.);
5) ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма".

3. Судебная практика:
1) постановлением ВС РФ от 09.02.2012 N 1 рассмотрена судебная практика по уголовным делам о преступлениях террористической направленности;
2) кассационным определением ВС РФ от 14.06.2012 N 88-О12-23 снижено наказание А., осужденному по ч.1 ст. 205.1 УК РФ, в том числе по тому обстоятельству, что им была оказана незначительная финансовая помощь террористической деятельности.

Консультации и комментарии юристов по ст 205.1 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 205.1 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Содействие террористической деятельности

Комментарий к статье 205.1 УК РФ:

Особенность данного преступления заключается в том, что законодатель, устанавливая ответственность, по существу, за подстрекательские и пособнические действия, учитывает исключительно высокую степень общественной опасности террористической деятельности.

1. Объект преступления тот же, что в ст. 205 УК.
Объективная сторона преступления выражается в альтернативном наличии хотя бы одного из признаков деяний, указанных в диспозиции статьи:
склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК;
вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма.
Склонение лица к совершению указанных преступлений означает деятельность подстрекателя по формированию у другого лица умысла на совершение этих преступлений путем уговоров, подкупа, угрозы или другим способом (см. ). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, такие действия могут быть совершены посредством размещения материалов на различных носителях и распространяться через информационно-телекоммуникационные сети.
Вербовка лица - это процесс целенаправленного, чаще всего психологического воздействия на него с целью добиться согласия на преступное сотрудничество, по существу сделка, в основе которой могут лежать не только финансовые интересы, но и другие (националистические, религиозные, политические и т.п.). Если склонение, как правило, - локальный однонаправленный акт воздействия на лицо с целью побудить его к совершению преступления, фиксированного по месту, времени и даже способу осуществления, то вербовка венчает собой двусторонний процесс преступного сотрудничества, как правило, не одноразового, а многоэпизодного и длительного по времени.
Иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера представляет собой осуществление деяний, выходящих за рамки склонения или вербовки, но направленных на реализацию террористических планов. Вовлечение означает формирование преступного интереса путем негативного воспитательного воздействия, героизации терроризма как явления, применение шантажа, обмана, злоупотребления доверием и т.п.

Вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений террористического характера, по существу, означает пособничество, т.е. содействие реализации преступления. Речь идет о снабжении террористов оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и т.п. В качестве физического пособничества в диспозиции статьи названо вооружение, т.е. предоставление оружия на возмездной или безвозмездной основе (понятие оружия раскрывается в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. "Об оружии"). Подготовка лица может выражаться в таких пособнических деяниях, как устранение препятствий, разработка плана осуществления террористического акта, предоставление необходимой информации о будущих жертвах (характере, привычках, способах и времени передвижения, местах проживания и т.д.).
Способом пособничества статья называет также финансирование терроризма, понятие которого раскрывается в примечании 1 к данной статье. Финансированием терроризма признаются предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, аренда недвижимости и т.п.), с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации подготовки или совершения хотя бы одного преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения преступлений террористического характера (см. комментарий к названным статьям).
Включение в содержание примечания понятия пособничества представляется излишним, так как оно дублирует понятие пособничества, закрепленное в ст. 33 УК РФ.
Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных деяний.

2. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Целью выступает стремление совершить указанными методами и средствами любое из указанных в перечне преступлений. Мотивы раскрывают те побуждения, которые связаны с особенностями каждого из указанных преступлений.
Субъектом признается любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицированным составом признается данное преступление (ч. 2), если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения. В основе данного отягчающего обстоятельства лежит использование самых разнообразных особенностей, функций и преимуществ, которые определяются служебным положением (властные и иные полномочия, владение информацией, наличие широкого круга связей и знакомств, доступ к оружию и т.п.).

Статья имеет поощрительную норму (примечание 2), которая предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее данное преступление, своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Активные действия лица могут быть связаны со своевременным сообщением в органы власти, аннулированием акта подстрекательства, вербовки либо иного вовлечения лица в террористическую деятельность путем разубеждения, блокирования развития преступления и иным образом недопущения тяжких последствий; срыва процесса вооружения преступников или подготовки к совершению указанных преступлений.