Расчет среднедушевого дохода семьи для признания малоимущим. VII. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления им субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Vi. контроль за исп

П редприниматель, который занимается розничной торговлей или оказывает услуги общественного питания, применяет ЕНВД. При расчете «вмененного» налога учитываются специфические для данной системы налогообложения физические показатели, основанные на исчислении площади используемых в деятельности помещений. При этом от правильности определения их общего метража зависит не только размер налога к уплате, но и сама возможность применения предпринимателем ЕНВД. Поэтому важно знать о том, какие помещения в расчет не принимаются. В этом помогут подсказки, которые можно найти в судебной практике.

Сэкономить на «вмененном» налоге можно, уменьшив площадь помещений, учитываемых для целей налогообложения. Сделать это можно на совершенно законных основаниях. Рассмотрим три вида помещений, которые не нужно включать в расчет физического показателя при исчислении ЕНВД.

Помещения, в которых ведется ремонт

Чаще всего торговые помещения индивидуальные предприниматели арендуют. И нередко перед началом работы они делают в них ремонт или даже реконструкцию. Возможна ситуация, когда часть помещения еще находится на стадии подготовительных работ, а часть уже можно использовать для торговли. При определении физического показателя для расчета ЕНВД «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» ИП может столкнуться с вопросом о том, нужно ли учитывать те площади, которые еще не эксплуатируются.

К сведению

Свернуть Показать

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Физическим показателем в данном случае является «площадь торгового зала (в квадратных метрах)».

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к определению того, что признается площадью торгового зала. Оно приводится в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

<...> площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно­бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <...>

Непосредственно площади, на которых ведутся ремонтные работы, здесь не упоминаются. В то же время можно сделать предположение, что поскольку предприниматель не осуществляет через такие помещения торговую деятельность, то и учитывать их при определении площади торгового зала для целей налогообложения на данном этапе не следует. После окончания ремонтных работ метраж этих помещений будет влиять на итоговый физический показатель. Правда, скорее всего, если предприниматель решит временно исключить площади, где проводятся ремонт или реконструкция, налоговые инспекции, которые подходят к данному вопросу более формально, не согласятся с ним. Тем не менее судебная практика подтверждает правомерность такого решения.

Судебная практика

Свернуть Показать

Аналогичная ситуация стала предметом рассмотрения ФАС Северо­Западного округа.

Так, в ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что индивидуальный предприниматель не включил в площадь торгового зала для целей налогообложения помещения, где велись ремонт и реконструкция. Налоговики посчитали, что эти действия привели к занижению налоговой базы, и на данном основании привлекли предпринимателя к ответственности и доначислили ему единый «вмененный» налог. Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратился в суд.

Судьи выяснили, что в проверяемом периоде ИП арендовал помещения общей площадью 141,2 кв. м. Однако при осуществлении розничной торговли была задействована не вся площадь арендуемых помещений. Дело в том, что в подвальных помещениях еще производилась реконструкция и велись ремонтные работы. В обоснование этого предприниматель представил проект реконструкции, договор на оказание услуг по ремонту, локальные сметы, разрешения на строительство и др. Примечательно, что в качестве доказательства проведения ремонта и реконструкции в указанных помещениях выступили и жалобы жильцов на сопровождавший эти работы шум, направленные в адрес предпринимателя.

В постановлении от 15.10.2012 по делу № А42-8611/2010 со ссылкой на положения главы 26.3 Налогового кодекса суд пришел к выводу, что при исчислении налоговой базы по ЕНВД учитывается площадь всех помещений, фактически используемых для осуществления деятельности. Как следствие, площади, на которых производится ремонт и реконструкция, в расчет не берутся. Решение инспекции о привлечении предпринимателя к ответственности и доначислении ему суммы ЕНВД суд признал неправомерным.

Площадь, используемая для хранения товаров

При исчислении площади торгового зала не учитываются помещения, используемые для хранения товаров. Такой вывод напрашивается из анализа определения данного физического показателя. Ведь в статье 346.27 Налогового кодекса РФ площадь подсобных, административно­бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Но важно иметь подтверждение того, что эти площади используются именно для указанных целей. Иначе налоговые инспекторы могут признать их частью торговой площади. Вероятность этого довольна высока, о чем свидетельствует тот факт, что судам нередко приходится рассматривать споры о включении в торговую площадь складских помещений. Впрочем, позиция судов по данному вопросу однозначна.

Судебная практика

Свернуть Показать

В постановлении от 03.06.2013 № Ф03-1604/2013 ФАС Дальневосточного округа особое внимание обратил на то, что для целей уплаты единого налога на вмененный доход имеет значение фактическое использование площади при осуществлении торговли, а не способ отделения торгового помещения от иных помещений. К такому выводу он пришел при рассмотрении спора между предпринимателем и налоговой инспекцией о том, необходимо ли учитывать для целей налогообложения помещения, используемые для хранения товаров.

Предприниматель на основании договора субаренды арендовал помещение общей площадью 24 кв. м, расположенное в магазине. В рамках осуществления розничной торговли он установил в этом помещении перегородку, отделив тем самым торговый зал от складского помещения. В результате этих действий площадь торгового зала составила 16 кв. м, площадь помещения для хранения товара - 8 кв. м. При расчете единого налога на вмененный доход индивидуальный предприниматель использовал физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)», равный 16 кв. м. Помещение для хранения товара оборудовано подтоварниками и в нем не производится обслуживание покупателей.

Что касается налоговой инспекции, то она не оспаривала факт наличия помещения для хранения товара по существу. Однако считала, что поскольку помещение разделено на две части лишь временной перегородкой, то является единым. А значит, налог должен исчисляться с учетом общей площади в 24 кв. м. Но суд встал на сторону предпринимателя и решение налоговой инспекции о доначислении ему единого налога на вмененный доход признал неправомерным.

Свернуть Показать

Надежда Боваева , бухгалтер ЗАО «Кондор»

Необходимо обратить внимание, что в судебной практике имеются и решения, согласно которым площади для приемки и хранения товара нужно включать в расчет площади торгового места. Правда, они связаны главным образом с ошибками самого предпринимателя. Ярким примером является постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2012 по делу № А38-1707/2012.

По результатам камеральной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю ЕНВД, поскольку ИП неправомерно занизил величину физического показателя «площадь торгового места» на площадь, используемую для складирования товара.

Как выяснили судьи, предприниматель вел розничную торговлю обувью на арендуемой части нежилого помещения. Согласно договору аренды и акту приема-передачи для реализации товара ИП предоставлено право временного возмездного пользования нежилым помещением общей площадью 20,2 кв. м, которое находится на территории торгового комплекса и представляет собой изолированную торговую секцию без деления на торговую площадь и складские помещения.

Согласно ст. 346.27 НК РФ стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, располагается в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях, не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также используемых для заключения договоров розничной купли­продажи и для проведения торгов. К ним относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и др. Необходимым критерием для отнесения помещения к объектам стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, является наличие подсобных и административно­бытовых помещений, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под торговым понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли­продажи. К нему относятся здания, строения, сооружения и земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли­продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Довод предпринимателя о том, что разделение помещения торговым оборудованием на торговую и складскую площади является достаточным основанием для выделения торгового зала, судьи отклонили. Связано это с тем, что отделенная часть помещения торговой точки для хранения (складирования) товара при помощи витрин, прилавков и иных переносных конструкций не может быть признана подсобным помещением. Ведь само понятие «помещение» предполагает его конструктивную обособленность и специальное оснащение. Документов, связанных с переустройством помещения, коммерсант не представил.

Судьи пришли к выводу, что спорное помещение не относится к объектам стационарной торговой сети, имеющей торговый зал. А при осуществлении розничной торговли через объект, признаваемый торговым местом, физический показатель «площадь торгового места» включает в себя все площади, относящиеся к данному объекту торговли, в том числе и используемые для приемки и хранения товара.

Площадь барной стойки

На основании п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ к «вмененным» видам деятельности относится оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 346.27 Налогового кодекса РФ

<...> объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные;

<...> площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов <...>

При этом зал обслуживания посетителей включает в себя только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга. Площадь иных помещений, например, кухни, места раздачи и подогрева готовой продукции, места кассира, подсобных помещений и т.д. в целях уплаты ЕНВД в площадь зала обслуживания посетителей не включается. Об этом Минфин России говорил еще в своем письме от 03.02.2009 № 03-11-06/3/19.

Но, несмотря на столь однозначные разъяснения финансового ведомства, на практике возникают споры относительно площадей, которые прямо не упомянуты в данном письме. Речь идет, в частности, о барных стойках. Впрочем, споры понятны: налоговики считают, что их территории однозначно относятся к тем, где посетители непосредственно употребляют продукцию, а налогоплательщики настаивают на включении этих площадей в перечень мест для раздачи готовой продукции и мест кассира. Посмотрим, что об этом думают судьи.

Судебная практика

Свернуть Показать

По результатам выездной проверки налоговая инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату единого налога на вмененный доход. Основанием послужил вывод налогового органа о занижении физического показателя «площадь зала обслуживания посетителей» на площадь размером 18,3 кв. м, занятую барной стойкой.

ФАС Центрального округа выяснил, что спорная площадь (18,3 кв. м) занята барной стойкой, за которой располагались витрины для выкладки кулинарной продукции, холодильное оборудование, оборудование для разогрева и приготовления пищи, кассовый аппарат. Доказательств того, что на данной площади либо непосредственно у барной стойки происходило потребление кулинарной продукции посетителями, налоговым органом не представлено.

Кроме того, от иных частей помещения барная стойка отделена эвакуационным проходом, площадь которого не являлась предметом договора аренды и запрещение занимать который мебелью и оборудованием прямо предусматривалось в актах приема-передачи арендуемых площадей.

В результате суд признал неправомерным решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату ЕНВД. Свои выводы ФАС Центрального округа привел в постановлении от 21.11.2012 по делу № А35-4212/2012.

1.заявление
2.все предусмотренные системой оплаты труда выплаты
3.средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством
4.компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей
5.выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников
6.социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников:
6.1.пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров
6.2.ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку
6.3.стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям
6.4.пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах
6.5.пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности:
6.5.1.выплачиваемые по месту работы
6.5.2.пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачиваемые в органах социальной защиты населения
6.6.ежемесячное пособие на ребенка
6.7.ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста
6.8.ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе
6.9.ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства
7.ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
7.1.надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями
7.2.доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:
7.3.доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов
7.4.доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы)
8.другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
8.1.денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации
8.2.единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы
8.3.оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
8.4.материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту
8.5.авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования
8.6.доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;
8.7.доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;
8.8.алименты, получаемые членами семьи:
8.8.1.алименты, получаемые членами семьи, удерживаемых работодателями;
8.8.2.справка о размере алиментов, получаемых на несовершеннолетних детей удерживаемых ПФР;
8.8.3.Справка о размере алиментов, получаемых на несовершеннолетних детей через ФССП
8.9.проценты по банковским вкладам
8.10.наследуемые и подаренные денежные средства
8.11.денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями:
8.11.1.денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, предоставляемых органами социальной защиты Республики Хакасия

"Об утверждении Порядка предоставления гражданам справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) для получения бесплатной юридической помощи"

Документ по состоянию на август 2014 г.


В целях реализации Федерального закона Закона Московской области N 97/2013-ОЗ "О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области" Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить Порядок предоставления гражданам справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) для получения бесплатной юридической помощи (прилагается).

2. Утратил силу. - Постановление Правительства МО от 18.07.2014 N 560/28.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Л.Н. Антонову.


И.о. Губернатора Московской области
И.О. Пархоменко


Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 15 августа 2006 г. N 791/31


1. Настоящий Порядок в целях обеспечения реализации Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Закона Московской области N 97/2013-ОЗ "О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области" определяет правило предоставления гражданам Российской Федерации, проживающим в Московской области, справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) для получения бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в Московской области.

2. Выдача справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) осуществляется по месту жительства либо по месту пребывания гражданина территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) на основании заявления гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин либо его представитель, обратившиеся с заявлением о предоставлении справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий полномочия представителя гражданина.

4. В заявлении указываются следующие сведения:

о месте жительства или пребывания;

о составе семьи или степени родства;

о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина в денежной или натуральной форме;

о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

5. Гражданин, обратившийся с заявлением, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении.

6. Заявления граждан и справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) регистрируются в журнале учета о предоставлении справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина).

7. Министерство вправе проверить сведения, указанные гражданином в заявлении.

8. Расчет среднедушевого дохода производится территориальным подразделением Министерства в соответствии с Федеральным законом "О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

9. При расчете среднедушевого дохода учитываются виды доходов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

10. По результатам рассмотрения заявления не позднее чем через десять дней после обращения заявителя территориальное подразделение Министерства выдает справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) по форме согласно приложению.


Приложение
к Порядку

СПРАВКА N _______ О СРЕДНЕДУШЕВОМ ДОХОДЕ СЕМЬИ (ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА)

Дана ____________________________________________________________, (Ф.И.О. гражданина) проживающему(ей) по адресу: __________________________________________________________________ (Московская область, город (район), улица и т.д.) _________________________________________________________________, в том, что он (она) ______ представил(а) сведения о своих доходах (дата) (доходах членов семьи) за последние 3 (три) месяца, предшествующие обращению. Среднедушевой доход составляет ___________________________ рублей. Величина прожиточного минимума, действующего на территории Московской области на момент обращения, составляет _______________________________________________________ рублей. М.П. ____________________________________ (Ф.И.О. руководителя территориального структурного подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области) Дата выдачи справки _______ _____________________________________ (подпись руководителя территориального структурного подразделения) Справка действительна до ________________
Метки:

к постановлению Главы

Администрации ЗАТО Северск

ПОРЯДОК

УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСЧЕТА СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ

И ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИХ ГРАЖДАН ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Настоящий Порядок определяет порядок учета доходов граждан и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии).

2. Расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина производится на основании заявления гражданина в письменной форме от имени своей семьи или от себя лично (для одиноко проживающих граждан), заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (далее именуется заявитель) с указанием сведений о составе семьи, доходах каждого члена семьи, подтвержденных полным комплектом необходимых документов.

3. Доход семьи для расчета среднедушевого дохода семьи и доход одиноко проживающего гражданина определяются за три последних календарных месяца (с 1 по 1 число), предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ

1.1. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются:

супруги, их дети и родители (усыновители и усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством, и иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они зарегистрированы по месту жительства совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство.

дети, находящиеся под опекой (попечительством) при условии совместного проживания в семье опекуна (попечителя);

дети, обучающиеся в учебных заведениях и пребывающие в период обучения по месту нахождения учебного заведения (кроме вечерней и заочной формы обучения).

В случае, если по одному адресу проживают несколько собственников, семей (лиц), которые имеют отдельные расчетные документы , то доходы учитываются отдельно по каждой семье (лицу).

1.2. В муниципальных квартирах (однокомнатных или имеющих смежные комнаты), планировка которых не позволяет заключить несколько договоров найма жилого помещения с каждой семьей, при недостижении соглашения о порядке оплаты за жилье и коммунальные услуги, допускается прием заявления на предоставление жилищной субсидии каждой семьей (гражданином). Доля оплаты за пользование жилым помещением и коммунальные услуги каждой семьи определяется пропорционально количеству человек и общей площади занимаемого жилья. В таких случаях проводится обязательное обследование семьи специалистами отдела жилищных субсидий и льгот Муниципального учреждения "Центр социальных льгот, помощи и выплат".

1.3. Факт регистрации на конкретной жилой площади подтверждается записью в домовой книге (данные паспортного учета).

1.4. При исчислении среднедушевого дохода семьи в ее состав не включаются лица, отсутствующие длительный срок, но не снятые с регистрационного учета, за которыми в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами сохраняется право на жилую площадь:

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов либо обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, проходящие стационарную судебно-медицинскую экспертизу на основании постановления следственных органов или суда;

Лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также дети, в отношении которых родители лишены родительских прав;

Лица, находящиеся в командировке свыше трех месяцев;

Лица, которые в соответствии с действующим законодательством объявлены в розыск.

1.5. При регистрации одного из супругов по месту жительства отдельно от другого супруга, а также от их несовершеннолетних или находящихся на иждивении детей предоставляются документы о доходах обоих супругов.

Если члены такой семьи претендуют на получение жилищной субсидии по месту своей регистрации, учитываемая часть доходов такой семьи определяется путем деления среднего совокупного дохода всех членов семьи на число всех членов семьи и умноженное на число членов семьи по месту регистрации.

1.6. Состав семьи определяется на первое число месяца, в котором последовало обращение за назначением жилищной субсидии.

II. ВИДЫ ДОХОДА СЕМЬИ (ГРАЖДАНИНА), ВКЛЮЧАЕМЫЕ В

СОВОКУПНЫЙ ДОХОД ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА О

ВЫПЛАТЕ ЖИЛИЩНОЙ СУБСИДИИ

1. При исчислении общей суммы дохода семьи учитываются все виды доходов, подлежащие налогообложению в соответствии с частью второй Налогового кодекса.

1.19. Вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения (в среднемесячном исчислении за год).

1.20. Дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Чистый доход от работы в частном бизнесе или от индивидуальной деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Доходы граждан, занимающихся частной предпринимательской деятельностью , учитываются, исходя из расчета суммы вмененного дохода либо на основании выписки из тетради учета доходов за расчетный период, предоставляемого в налоговую инспекцию для исчисления налога на доходы физических лиц, но не ниже доходов, продекларированных для уплаты налога на доходы физических лиц на текущий год.

3. К доходу семьи также относятся:

3.1. Денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту, и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством РФ.

3.2. Единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ.

4. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты:

4.1. Все виды пенсий, компенсационных выплат (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

4.2. Ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку.

4.3. Стипендии и доплаты на питание, выплачиваемые студентам общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования, учащимся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, докторантам, студентам, учащимся и слушателям других учебных заведений, а также компенсационные выплаты названным категориям граждан в период нахождения их в академическом отпуске по медицинским показаниям.

5. Стоимость довольствия, предоставляемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами , а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия.

6. Комиссионное вознаграждение штатным страховым агентам и брокерам.

7. Оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством РФ.

8. Доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:

8.1.Доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого и иного имущества (земельных участков , домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, принадлежащего на праве собственности семье или отдельным ее членам.

8.2. Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (выращивание огородной продукции, разведение скота, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы). В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

9. Доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды на вложенные средства, выплаты по долевым паям).

10. Опекунские пособия, назначенные на несовершеннолетних детей органами народного образования в установленных законом случаях.

11. Суммы, затрачиваемые учебными заведениями на питание и одежду на каждого ребенка, обучающегося в школах-интернатах № 82 и № 000 или в других учебных заведениях, в которых воспитанники находятся на неполном государственном обеспечении (в среднемесячном исчислении за год).

12. Чистый доход от незарегистрированной деятельности людей свободных профессий на основании справки о доходах из налоговой инспекции (в среднемесячном исчислении за год).

13. Алименты, получаемые на несовершеннолетних детей (в том числе полученные в виде денежных переводов).

14. Проценты по банковским вкладам.

15. Наследуемые и подаренные денежные средства

III. ВИДЫ ДОХОДА СЕМЬИ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ

ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА

1. Разовые (единовременные) целевые социальные выплат ы, доплаты, компенсации малоимущим гражданам в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета , бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной и муниципальной власти, а также помощь, оказываемая гражданам в связи со стихийными бедствиями, пожаром, хищением имущества, смертью родных и близких.

2. Алименты, выплачиваемые одним из родителей на содержание несовершеннолетних детей, не проживающих в данной семье.

3. Ссуды, субсидии, выданные на улучшение жилищных условий, включая средства для вступления в жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

4. Средства, полученные гражданами в соответствии с федеральными и областными нормативными актами в виде:

Льготных лекарственных препаратов;

Санаторно-курортного лечения;

Протезно-ортопедических изделий (изготовление и ремонт);

Льготного проезда на транспорте;

Автотранспортных средств либо ежегодная денежная компенсация транспортных расходов;

Ремонт и техническое обеспечение автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам;

5. Единовременное пособие на рождение ребенка и на погребение.

6. Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

7. При рассмотрении вопроса о предоставлении о семье (гражданину) субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг среднедушевой доход семьи уменьшается на сумму установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, умноженного на районный коэффициент (далее - вычет), для следующих категорий граждан:

Инвалидов 1 группы;

Пенсионеров старше 80 лет;

Детей в возрасте до 18 лет.

В случае, если совокупный доход семьи (гражданина) менее вычета, вышеназванные вычеты не предоставляются.

IV. ИСЧИСЛЕНИЕ ДОХОДА СЕМЬИ (ГРАЖДАНИНА) ДЛЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА

1. Определение совокупного дохода семьи (лица) складывается из доходов всех членов этой семьи по предъявленным справкам о доходах.

Справки о доходах предоставляются за три последних календарных месяца (с 1 по 1 число), предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

2. При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и сборов.

3. При исчислении дохода не учитываются начисленная, но не выплаченная фактически заработная плата (денежное вознаграждение, содержание), денежное довольствие и другие выплаты, если это отражено в справке о доходах.

4. Доход семьи, получаемый в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на день получения.

5. Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

При иных установленных сроках премирования (вознаграждения) суммы премии (вознаграждения) делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчетного периода.

6. Суммы заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, и компенсации при выходе в отставку делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за каждый месяц расчетного периода.

7. Доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются с учетом соглашения между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, полученных в результате деятельности этого хозяйства.

8. Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, исходя из утверждаемых постановлением главы администрации ЗАТО Северск нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.

9. Суммы доходов от сдачи в аренду (найм, поднайм) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

10. Матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; гражданам до 23 лет, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы или престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в случае, если они нигде не работали, субсидии предоставляются без наличия справок о доходах.

11. Студенты, обучающиеся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, предоставляют справки о доходах.

V. ИСЧИСЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СРЕДНЕДУШЕВОГО

ДОХОДА СЕМЬИ (ГРАЖДАНИНА)

1. Среднемесячный совокупный доход семьи (гражданина) определяется как общая сумма доходов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за субсидией, деленная на три. Среднедушевой доход семьи определяется как среднемесячный совокупный доход семьи, деленный на число членов семьи, - по семьям, в которых нет изменений в составе семьи в расчетном периоде и есть данные о доходах ежемесячно.

2. Если состав семьи в течение предыдущих трех месяцев до момента обращения за субсидией изменился, то среднедушевой совокупный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода каждого члена семьи на момент обращения.

3. Для лиц, имевших в расчетном периоде доходы за неполные отработанные месяцы, доходы учитываются только за полные отработанные месяцы. В случае, если в расчетном периоде отсутствуют данные о доходах за какой-либо месяц, расчет среднемесячного дохода члена семьи производится только по данным справок о доходах, складываются доходы за полные отработанные месяцы и делятся на количество отработанных месяцев в расчетном периоде. Решение о предоставлении субсидии лицам, имевшим в расчетном периоде доходы за неполные отработанные месяцы, принимает Комиссия по рассмотрению спорных вопросов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, организованной при ЦСЛП и В.

4. Среднедушевой доход несовершеннолетних детей, а также студентов (учащихся) дневного отделения учреждений профессионального образования в возрасте до 18 лет определяется с учетом совокупного дохода их родителей.

5. При изменении состава семьи, уровня ее доходов, смены места жительства или пребывания, в период получения субсидии, заявитель или другие совершеннолетние члены семьи обязаны в течение пятнадцати дней после соответствующего события сообщить об этом в отдел жилищных субсидий и льгот ЦСЛП и В.

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРЯДКА УЧЕТА ДОХОДОВ

И РАСЧЕТА СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ И

ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА

1. Расчет среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающих граждан в соответствии с настоящим Порядком и на основании предоставленных гражданами документов производится отделом жилищных субсидий и льгот ЦСЛП и В.

2. Отдел жилищных субсидий и льгот имеет право осуществлять проверку (комиссионное обследование) сведений, указанных гражданином (семьей) в заявлении на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг:

О месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;

О доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

О степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;

О принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

Заместитель Главы Администрации -

Управляющий Делами

7.1. Доход семьи для исчисления величины совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее – расчетный период).

7.2. При определении дохода семьи для исчисления величины совокупного дохода семьи к членам семьи относятся супруги, их дети и родители (усыновители и усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством, и иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство. Состоящие в браке родители (усыновители) или одинокий родитель (усыновитель) и их несовершеннолетние дети, а равно и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, относятся к членам одной семьи независимо от того, раздельно или совместно они проживают.

7.3. В случае, если в одном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства несколько семей или одиноко проживающих лиц (в том числе бывшие супруги), осуществляющих платежи по различным платежным документам не за счет общих доходов, имеющих раздельные финансовые лицевые счета (коммунальная квартира, общежитие), то их совокупные доходы учитываются отдельно.

7.4. При исчислении совокупного дохода семьи в ее составе не учитываются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

7.5. Состав семьи определяется по состоянию на начало месяца, в котором предоставлены документы для назначения субсидии.

7.6. Виды доходов, учитываемые при исчислении величины совокупного дохода семьи для решения вопроса о предоставлении субсидий, определяются в соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, Ростовской области, органами местного самоуправления.

7.7. Кроме того, в состав совокупного дохода семьи включаются следующие виды доходов:

доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем;

сумма компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, выплачиваемая отдельным категориям граждан.

7.8. Документы о составе семьи и размере доходов членов семьи должны содержать:

    полное наименование, почтовый адрес – для органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица, выдавшего документ;

    фамилию, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя, выдавшего документ;

    номер свидетельства о государственный регистрации юридического лица или номер свидетельства о государственный регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для юридического лица или индивидуального предпринимателя, выдавших документ;

    идентификационный номер налогоплательщика организации или индивидуального предпринимателя, выдавших документ;

    коды по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

    номера телефонной и факсимильной связи и адрес электронной почты организации (органа) или индивидуального предпринимателя, выдавшего документ;

    сведения о составе семьи или о размере доходов, виды которых указаны в настоящем Порядке, полученных гражданином в течение расчетного периода, а также сведения о начисленной, но не выплаченной заработной плате (денежном содержании, содержании);

    дату выдачи и исходящий регистрационный номер документа.

7.9. Исчисление дохода семьи для решения вопроса о предоставлении субсидий производится в соответствии с абзацем 2 статьи 5, статьями 6 – 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

7.10. При исчислении дохода семьи, в составе которой в расчетном периоде произошли изменения, учитываются (не учитываются) доходы прибывшего (выбывшего) члена семьи с 1 числа месяца его прибытия (выбытия).

7.11. Для учета доходов индивидуальных предпринимателей, полученных ими в денежной и натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных, имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав, а также доходов в виде материальной выгоды, применяется порядок, определяемый в соответствии с законодательством для исчисления налоговой базы по налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

По требованию органов, предоставляющих субсидии, индивидуальный предприниматель предъявляет первичные учетные документы. При необходимости из Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя органами, предоставляющими субсидии, могут делаться выписки (ксерокопии листов) или их копии.

7.12. Для исчисления совокупного дохода семьи определяются среднемесячные доходы каждого члена семьи путем деления суммы их доходов за расчетный период на число месяцев, в которых они имели доходы.

Совокупный доход семьи равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

Совокупный доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается путем деления суммы его доходов за расчетный период на число месяцев, в которых он имел доходы.

7.13. Среднедушевой доход семьи определяется путем деления совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

    VI. Приостановление и прекращение предоставления субсидий