Решение о введении финансового оздоровления принимает. Оздоровление финансовое: описание процедуры. Какие цели преследуются

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)", добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению . Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с ).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность "реанимации" должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило "ой, всё" и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве "избавиться" от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Продолжение следует.

Кризис на предприятии означает возникновение риска банкротства, которое является специфическим проявлением на фоне рыночного пространства и отражает перестройку экономической структуры. В условиях современной финансовой нестабильности все чаще возникают проблемы, решить которые помогает экономическое оздоровление. Финансовое состояние фирмы, банка или предприятия устанавливается анализом и диагностикой конкурентной позиции на рынке и экономической неустойчивостью в ситуации перераспределения капитала. Такие исследования выявляют первоначальные периоды наступления банкротства и определяют применение кризисной программы.

Убыточность или прибыльность предприятия на практике отличаются характерным признаком в структуре баланса. Отражаются символические средства на кассовом и расчетном счетах, при этом существенные суммы помещаются в статьи дебиторской и кредиторской просроченной задолженности. Если показатели кредиторской задолженности превышают дебиторские суммы, то предприятие работает в убыток, и наоборот.

Арбитражным судом выносится постановление о начале процедуры наблюдения. После окончания проводится первое собрание кредиторов, по решению которого определяется результативная процедура улучшения экономической обстановки на предприятии:

  • организация управления извне;
  • производство в условиях конкурса.

Во время перечисленных этапов между участниками судебного рассмотрения могут устанавливаться полные или частичные мировые соглашения.

Суть финансового оздоровления

Оздоровление финансовой сферы предприятия заключается в предоставлении возможности наладить пошатнувшуюся экономическую стабильность. Но до полной процедуры дело доходит не всегда. Иногда производственная или иная компания инициирует процесс без создания системы наблюдателей. Для этого представители обращаются в суд.

Если сумма задолженности предприятия по выплатам меньше стоимости активов компании, то гарантия банка не нужна. Организация, имеющая обязательства на сумму, превышающую рыночную стоимость собственного имущества, требует банковских гарантий только на разницу средств. А суд не принимает заявления в таких условиях, поэтому предусматривается пятилетняя рассрочка погашения долгов, согласовывающаяся только с четвертой частью кредиторов.

Рассрочка в погашении обязательств позволяет недобросовестным должникам постепенно вывести активы. Они все равно осуществляют производственную или хозяйственную деятельность, что создает новые долги. Правовые ограничения бессильны против компании, желающей не отдавать имущество по требованию кредиторов. Меры финансового оздоровления призваны восстановить платежеспособность должника и погасить обязательства в соответствии с утвержденным графиком.

Решением арбитражного суда на основании выводов собрания кредиторов вводится процедура оздоровления. К решению прилагаются документы:

  • план процедуры оздоровления;
  • график с конкретными сроками погашения задолженности;
  • протокол проведения собрания;
  • список учредителей должника, обратившихся к собранию с предложением о введении оздоровительных мер;
  • данные о предполагаемом погашении долгов в соответствии с предложенным графиком.

Ходатайство по исполнению обязательств подается иногда третьими лицами. Выплата долгов по графику осуществляется при обеспечении ипотекой, банковской или государственной гарантией, поручительством юридического лица. Срок финансового оздоровления назначается на срок не более двух лет, а процедуру проводит административный наблюдатель.

Административный наблюдатель - управляющий

Должностное лицо исполняет комплекс мер по прозрачному ведению оздоровительной процедуры. Обязательно ведется список кредиторов и предъявленных требований. В обязанности наблюдателя входит организация собрания кредиторов. На промежуточном этапе административный управляющий рассматривает отчеты должника о выплате долгов в соответствии с графиком и передает данные заинтересованным кредиторам.

Наблюдатель контролирует оздоровление, финансовое изменение состояния платежеспособности и своевременность выплат. Административный управляющий требует от руководителя своевременного погашения долгов и предоставления информации об этих проводках. Если должник делает то наблюдатель присутствует в обязательном порядке.

Контролирует проведение сделок должником, предоставляет по данному вопросу информацию остальным кредиторам. Если руководитель должника не выполняет своих обязательств, административный управляющий обращается в арбитражный суд с ходатайством о смене руководителя компании. Наблюдатель смещается с занимаемой позиции арбитражным судом после ходатайства организации арбитражных управляющих, в которой он состоит.

Оздоровление и санация банка

Финансовое оздоровление банка заключается в комплексных мероприятиях позволяющих решить проблему банкротства. Целенаправленные меры возвращают учреждение к обычной жизни. В процедуре принимают участие государственные исполнительные комитеты, учреждения других банков, различные коммерческие и юридические фирмы.

Процедура рефинансирования является выдачей кредита для стабилизации учреждения-должника под залог Кредит предоставляется на льготной основе. Условием использования полученных целевых средств является их применение для проведения положенных выплат и поддержания экономической стабильности. Не допускается использование сумм на кредитование других лиц.

Для восстановления функциональности банка проводят полную реструктуризацию просроченных задолженностей. Банк проводит работу с клиентами, и нехватка средств на выплаты физическим и юридическим лицам окупается тем, что выплаты по кредитным обязательствам приостановлены и проводятся с отсрочкой по разработанному графику. Это препятствует оттоку вкладчиков из банка и созданию нездорового ажиотажа.

Используется схема сокращения кадров и ликвидация отделов в структуре организации. Производится уменьшение размера оплаты за труд работников банка. Иногда происходит объединение подразделений. Недовольство персонала, конечно, принимается во внимание, но вынужденные меры финансового оздоровления значительно уменьшают статью расходов.

Мероприятия по устранению неплатежеспособности компании

Приведение предприятия к платежеспособности осуществляется оперативными мерами, являющимися нестандартными с точки зрения обычной ситуации. Основным отличием управления кризисным предприятием является правомерный допуск любых потерь и упущений выгоды в настоящее и будущее время, если это восстанавливает платежеспособность компании сегодня.

Дефицит денег становится очевидным, когда расходы превышают поступление средств. В этот момент возникают проблемы с действующими кредиторами компании. Финансовое оздоровление организации заключается в распределении финансовых потоков для уменьшения разницы между суммой расходов и поступлений.

Маневрирование заключается в использовании уже имеющихся денег, активов и тех средств, которые возникнут в будущем, если компания справится с кризисом. Осуществляется политика максимизации поступлений и минимизации статьи расходов:

  • создание нового календаря платежей или усовершенствование старого графика;
  • использование низколиквидных активов предприятия для реализации с целью получения средств или погашение с их отчуждением краткосрочных долгов фирмы;
  • реструктуризация в долгосрочные выплаты.

Оздоровление предприятия

Процедура финансового оздоровления осуществляется по типовой схеме, утвержденной приказом Министерства развития торговли и экономики РФ. Составляется титульный лист, прилагается исполнительное резюме. Начинается документ с оглавления. Далее следуют его типовые пункты.

Общая характеристика и описание компании

В разделе освещается вид основной деятельности, наименование формы правления. Указывается долевое распределение пакетов между крупными держателями акций, определяется государственная собственность в процентах. Ставится количество и наименование структурных отделов предприятия, число работников, фонд зарплаты.

Указывается состав производства, виды продукции и объемы выпуска. Определяется размер выручки за год от реализации товара в денежном и другом эквивалентном выражении. Высчитывается масса экспорта в общей доле выпускаемой продукции в денежном выражении.

Финансовое оздоровление в процедуре описания подразумевает перепись объектов основных средств, процент выполненных объемов. Вписываются социальные объекты на балансе фирмы, ежегодные траты на содержание и обслуживание, принимаются во внимание затраты на обслуживание государственных мощностей и мобилизационных резервов.

Данные о состоянии бизнеса и реализации товарной продукции

Прописываются виды продукции, приводятся данные о годовом объеме производства за прошлый и прогнозируемый периоды. Указывается доля каждого вида товара в общем объеме реализации, высчитывается выручка по видам продукции. Финансовое оздоровление предприятия предполагает подачу плановых показателей по каждому товару, расчет производственной загрузки мощностей, сравнительный анализ загрузки при кризисе и в год эффективной работы.

Описываются поставщики с данными о поставляемых базисных материалах, указывается порядок расчетов с ними, сравниваются цены закупки. Отдельно составляются списки потребителей, цены реализации с разбивкой на внутренний и внешний рынки, приводятся данные о способах оплаты за товар.

Анализ состояния финансов компании

Этот раздел является важным для установления причин, по которым наступает банкротство. Финансовое оздоровление невозможно без анализа экономических показателей. В документе представляется расчет ликвидности, деловой активности, экономической устойчивости компании, указываются общие затраты по каждому товару и полученные

Предоставляются данные о доле собственного капитала в оборотном фонде, приводятся данные общей массы оборотных средств и заемных денег. Определяется структура средств и разделение на те, что находятся в производстве, и расчетные показатели. Указывается возможность покрыть текущие расходы за счет оборотных средств и усредненные сроки расчетов с организациями за отгруженный товар.

Финансовое оздоровление потребует данных предприятия о возможности платежей по всем текущим обязательствам, структурное состояние занятых средств, причем в разделении на долги банкам и прямым кредиторам перед фискальными службами и по внутренним обязательствам. Делается расчет, и приводится его структура по составлению себестоимости продукции, сравниваются данные в стабильный год и за тот же период кризиса.

Рассчитываются ключевые параметры прибыли, для этого приводятся данные о прибылях и убытках от продаж, налогообложения, обычной деятельности, чрезвычайной ситуации, высчитывается показатель чистой прибыли за прошедший период.

Маркетинговые изыскания

Маркетинговая составляющая документа обязательно включается в финансовое оздоровление, так как содержит основные меры по сбыту и скорейшей реализации товара. Раздел состоит из краткого описания отраслевых организаций и места компании в общей массе. Приводятся преимущества и недостатки предприятия по сравнению с конкурентами. Дается объективная характеристика рыночных взаимоотношений в данной области, целевые массы потребителей и доля товара в процессе реализации. Описывается динамика повышения и понижения спроса на продукцию в зависимости от разных факторов, даются рекомендации по улучшению сбыта.

Разрабатывается эффективная маркетинговая стратегия, составляется план действий по насыщению рынка продуктами компании, описываются каналы по распределению потоков товара, рекламные ходы и воздействие на покупателя в целях повышения спроса. На основе полученных данных предлагается к разработке новый или усовершенствованный вид продукции и мероприятия по продвижению товара на внешнем рынке.

Направления деятельности по экономическому оздоровлению

В разделе представлены конкретные мероприятия, по которым проводится финансовое оздоровление должника. Приводятся конкретные действия по преобразованию деятельности предприятия. В результате эффективных мероприятий получаются такие итоги:

  • появляется денежный прирост выручки организации;
  • издержки и расходы всех видов на предприятии уменьшаются;
  • оптимизируется и рационализируется управление денежно-товарными потоками компании;
  • создаются предпосылки для проведения своевременных расчетов по обязательствам.

Производственный план

Этот раздел определяет роль производственных изменений в процессе финансовых операций компании. Освещается по пунктам производственная программа, совмещенная с планом продаж, затратами на изготовление товаров и отпускными ценами. Рассчитывается потребность в основных фондах, персонале и ресурсах, уточняется фонд зарплаты. Здесь же указывается положительное или негативное влияние внешних причин на производство, оговариваются возможные риски.

План финансирования

Раздел характеризуется приведенными объективными доказательствами эффективности выбранного пути финансового оздоровления. Производится расчетное распределение финансовых потоков и предстоящих платежей по обязательствам с учетом материально-технических потребностей предприятия. Обязательно берутся во внимание бартерные сделки, взаимозачеты по товарам и денежным средствам.

Делается фактический прогноз работы предприятия после процедуры экономических реформ, в результате чего получается прогнозируемый бухгалтерский баланс компании, в котором четко прослеживается улучшение финансового состояния и экономических показателей.

В заключение следует отметить, что путей оздоровления экономической ситуации на кризисном предприятии много, но для успешного их решения проводят незамедлительный анализ хозяйственной деятельности с учетом всех вышеперечисленных показателей. Если этого не сделать вовремя, то падение производства и усугубившаяся неплатежеспособность очень губительно скажутся на финансовом состоянии компании и приведут ее к неминуемому краху.

Любая частная фирма в силу различных причин рискует оказаться на грани экономического краха. Чтобы не допустить развала предприятия со всеми вытекающими последствиями, можно применить зарекомендовавшую себя схему - финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление - это ряд мероприятий по спасению от банкротства, которые предполагают постепенный расчет по долгам на основании утвержденного плана и предоставленным гарантиям.

На грани банкротства нередко оказываются весьма успешные фирмы. Среди них можно назвать итальянскую авиакомпанию Alitalia, сеть ресторанов «Сбарро», нашумевшее банкротство туроператоров в России. Однако грамотные действия по выходу из кризиса позволили многим предприятиям не просто выжить в сложном и изменчивом мире, но и создать более успешные фирмы. Примеров тому много.

Когда необходимо бить тревогу

Если фирма идет ко дну, первым, по сути, происходящее должен заметить руководитель и, разумеется, учредители фирмы. И чем раньше на это обратят внимание, тем лучше будет как для собственников, так и для фирмы в целом. Падение прибыли, растущие долги, дисбаланс между кредиторской и дебиторской задолженностями - это уже запущенная «болезнь». А первые тревожные звоночки можно определить после грамотного анализа и диагностики конкурентоспособности фирмы в данный период времени и в перспективе.

Так как экономическая ситуация во всем мире переживает большие изменения, регулярные аналитические наблюдения за изменчивостью рынка особенно важны. И процедуру финансового оздоровления нужно разработать и ввести в действие как можно раньше. Тогда и восстановление платежеспособности предприятия будет куда успешнее. Анализируя финансовое положение фирмы, грамотные специалисты могут также задуматься над тем, как изменить ситуацию, что предпринять. Всегда есть выход из положения, даже если придется вносить радикальные изменения. Как показывает опыт многих, безвыходных ситуаций практически не бывает.

Тревога: что делать в первую очередь?

Итак, если все признаки надвигающегося банкротства, как говорится, налицо, что делать в первую очередь по спасению фирмы? Многолетний опыт многих руководителей, справившихся с финансовым пике, говорит о том, что необходимо выполнить три условия:

  • срочно продать все предприятия, не приносящие прибыль;
  • прекратить отток денежных средств;
  • все силы и внимание направить на выживание предприятия;
  • усилить контроль за необходимыми расходами и поступлением денежных средств;
  • выявлять причины потери прибыли.

Кто инициирует спасательную операцию

Итак, если положение фирмы неустойчиво, то инициаторами начала мероприятий по финансовому оздоровлению имеют право выступать:

Сам владелец имущества фирмы;

Участники или учредители (в зависимости от организационно-правовой формы частной организации);

Третьи лица.

Все перечисленные представители располагают правом провести проверку, а потом предоставить итоги первому собранию учредителей с ходатайством. Далее дело за арбитражным судом, который выносит решение о введении финансового оздоровления на основании решения первого собрания учредителей, независимо от этого решения, или даже ему вопреки. Обязательным мероприятием в таком случае считается предоставление финансового обеспечения. Оно подразумевает:

- поручительство;

Государственные или муниципальные гарантии;

Банковские гарантии;

Залог (ипотека).

Необходимо в то же время предоставить арбитражному суду план финансового оздоровления предприятия и оформленное документом обязательство о поэтапном возврате долгов. План разрабатывается по определенной схеме. А даты возврата долгов согласовываются со всеми кредиторами.

Гарантии и обязанности

Механизм спасения предприятия от банкротства в том виде, что есть сегодня, применяется только в России, хотя имеет что-то общее с немецкой моделью самоуправления. Он имеет цель реабилитировать предприятие, а не прекратить его деятельность. То есть такая процедура спасения от финансового краха имеет цель восстановить платежеспособность и репутацию должника. И предоставить ему возможность использовать собственные силы, знания и опыт.

Есть четкие обязательства и временные ограничения, права и гарантии. Например, срок финансового оздоровления ограничен двумя годами. За это время необходимо по всем пунктам выполнить план выхода из кризиса, погасить все долги фирмы. А еще обеспечить финансовую устойчивость фирмы. Вразрез с прежней моделью спасения предприятия от банкротства при помощи внешнего управления, как это было до 2002 года, новая модель выхода из сложного финансового положения позволяет должнику самому решить проблему. Действительно, кто, как не он сам, лучше разбирается в данной сфере деятельности. И кто, как не он сам, наиболее эффективно может учесть предыдущий печальный опыт, ошибки и промахи. Должник берет на себя все риски. Впрочем, есть и минусы. Иногда к экономическому краху ведет именно неумелое руководство, ошибочная стратегия. А значит, надеяться на прежнее руководство в такой ситуации бесполезно. Лучше доверить план спасения от долговой бездны более опытным руководителям.

Какие цели преследуются

Финансовое оздоровление - это возможность рассчитаться с долгами и сохранить доброе имя, а одновременно продолжить любимую работу, сохранить людям рабочие места. Вернуть финансовую состоятельность фирме способны грамотные шаги руководящего звена. Впрочем, финансовое оздоровление может вводиться необязательно тогда, когда предприятие практически банкрот. Есть для этого и ряд других причин. Это:

Начало потери платежеспособности, когда предприятие еще не является банкротом, но уже на грани этого;

Предприятие уже банкрот, но еще есть шанс провести грамотную реорганизацию и уйти от необходимости распродать имущество и закрыть фирму;

Цель финансового оздоровления выражается в росте рыночной привлекательности предприятия и поиске новых инвестиций.

Кстати, в современных условиях привлечение новых инвестиций на предприятие становится наиболее распространенной целью введения процедуры финансового оздоровления. Необходимость подстраиваться к изменчивому рынку заставляет руководителей фирм вкладывать немалые средства в реконструкцию производства, обеспечивая его рыночной привлекательностью на перспективу.

Изменение условий диктует особые правила

После начала внедрения мероприятий по выходу предприятия из кризиса происходит следующее:

  • Кредиторы располагают правом спросить с задолжавшего исключительно то, что ограничено рамками закона о проведении процедуры финансового оздоровления.
  • Прежние претензии кредиторов аннулируются.
  • Арестовывать имущество допустимо исключительно на основании судебного решения.
  • В течение срока финансового оздоровления выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями недопустимы.
  • Пени, штрафы, проценты за неуплаченные ранее долги, за невыполнение финансовых обязательств не начисляются, принимаются только текущие платежи.
  • Собственник не располагает правом изъять имущество у должника - унитарного предприятия.
  • Невозможно отчуждение доли (пая) на основании выхода из состава учредителей.
  • Запрещен выкуп доли (пая) задолжавшим и скупка им выставленных на реализацию акций.

Необходимые ограничения

Из сказанного видно, что финансовое оздоровление - это схема выхода из кризиса, требующая исполнения двух наиболее значимых мероприятий: плана выхода из экономического застоя и графика расчета по долгам. Арбитражный суд назначает административного управляющего. Правила отражены в Законе о банкротстве. Тем временем управляющий состав должника продолжает работать. Он предпринимает меры по выходу из сложного положения.

Но внешнее управление по финансовому оздоровлению фирмы накладывает ряд ограничений на деятельность задолжавшего и его команды. К примеру, должник теряет возможность совершать действия, последствиями которых становятся:

  • рост свыше 5 % кредиторской задолженности по отношению к той сумме, что отражена в реестре требований кредиторов;
  • распродажа помещений и оборудования, разрешается продавать только готовую продукцию предприятия;
  • изменение очередности выполнения требований;
  • использование новых средств, взятых в кредит.

Действовать планомерно

Чтобы план финансового оздоровления реализовать наиболее успешно, он обязан содержать следующие разделы:

  • краткое содержание самого порядка действий;
  • анализ экономического положения фирмы;
  • конкретные шаги по спасению фирмы от экономического коллапса, повышению ее платежеспособности;
  • анализ рынка и конкурентоспособности;
  • план производства;
  • финансовый план;
  • четкие мероприятия в сфере маркетинга фирмы.

Разработкой поэтапных шагов обязана заниматься команда опытных стратегов. От этой работы зависит, пожалуй, 90 % успеха. Остальное - за исполнителями. И конечно, необходим постоянный контроль за выполнением плана.

Меняем курс

Конечно, первое, что обычнопроисходит на предприятии, оказавшемся на грани банкротства, - это сокращение издержек производства. Иногда приходится сокращать штат сотрудников, менять управленческий состав, уменьшать заработную плату, продавать дочерние предприятия или незавершенное строительство.Да, в каких-то ситуациях эффективно сокращение бизнеса, реструктуризация производства, продажа части акций.

Тем не менее этого, как правило, недостаточно. Мерами финансового оздоровления могут стать радикальные изменения, требующие глубокого анализа и понимания роли данного производства в быстро меняющемся мире. Например, производство совершенно новой продукции, более востребованной на рынке и конкурентоспособной. Другой радикальной мерой может стать изменение организационно-правовой формы предприятия. Другими мерами могут выступать завоевание новых рынков сбыта, создание новых структур внутри отрасли, приобретение фирм-продавцов, фирм-поставщиков. Таким образом, финансовое оздоровление - это, безусловно, восстановление ликвидности фирмы, которой надо адаптироваться в новых условиях, чтобы соответствовать новому времени.

Нюансы законодательства

Законодательство в сфере банкротства и механизм финансового оздоровления скрывают ряд тонкостей, о чем нелишне будет знать любому руководителю. Например, зачастую задолжавший просто не в состоянии исполнить одномоментные требования всех кредиторов. А именно они сообща решают, кого назначить арбитражным управляющим, что именно из имущества распродать, заключить ли мировое соглашение и так далее. Поэтому важно заручиться поддержкой не категорически настроенных кредиторов.

И надо учесть, что до начала мероприятий по банкротству манипуляции с имуществом могут быть признаны незаконными в судебном порядке. Поэтому еще один совет от знатоков: не стоит рассчитываться по долгам с каким-то одним кредитором. Поскольку это может оказаться медвежьей услугой для него.

Арбитражный управляющий наделен правом выявлять те сделки, которые были совершены вразрез с интересами кредиторов. Отсюда очередной вывод: отказаться от подобных сделок. Их все равно придется аннулировать. Это касается сделок, совершенных за три года до возникновения критического положения в фирме.

Надо также понять, что банкротство не может быть равной защитой от всех кредиторов как для задолжавшего, так и для зависимых от него лиц. Важно понимать и то, что руководство компании в ответе за все свои действия и рискует ответить перед законом, если общий долг перешагнул размер активов общества.

Когда все шаги впустую

При умелых, грамотных решениях финансовое оздоровление должника имеет все шансы завершиться до указанного срока. Показателем для этого служит полный расчет по всем долгам, отсутствие претензий со стороны кредиторов, экономическая стабильность фирмы.

Но может произойти и диаметрально противоположная ситуация, когда арбитражный суд приостанавливает реализацию финансового оздоровления по веским причинам. Речь может идти о непредоставлении в арбитражный суд сведений о расчете по долгам, согласно утвержденному графику. Либо регулярное или длительное (более 15 дней) игнорирование претензий кредиторов, утвержденных графиком погашения задолженности, согласно плану по финансовому оздоровлению организации.Суд имеет право признать должника банкротом со всеми вытекающими последствиями.

Ликвидация не выход

Ликвидировать фирму не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Конечно, можно провести добровольную ликвидацию, процедуру банкротства, ликвидацию через оффшор. Но правильным и перспективным решением все же будет грамотное выведение предприятия из финансовой ямы путем процедуры финансового оздоровления. К счастью, такая возможность есть, и все могут ею воспользоваться.

Санация должника может быть введена судом на основании ходатайства. Подобная мера предпринимается ради восстановления нормальной платежеспособности организации и в целях погашения всех долгов. На какой срок вводится процедура финансового оздоровления? Допускается ли досрочное прекращение санации? Обо всех нормативных нюансах - далее.

Общий срок финансового оздоровления

Финоздоровление может быть введено арбитражем самостоятельно (п. 2, 3 стат. 75 Закона) или же согласно принятому кредиторским собранием решению (п. 1 стат. 80). Одновременно выбирается кандидатура управляющего (административного). При этом финансовое оздоровление вводится на срок, указанный в соответствующем определении суда, где дополнительно приведен график погашения долгов, а также содержится информация об обеспечении.

В соответствии с п. 6 стат. 80 максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года, то есть может быть меньше, но не больше. Первоначально предполагаемый период санации должника обозначается в ходатайстве участников (учредителей), подаваемому к первому кредиторскому собранию. Затем при согласии собрания данные о сроке санации фиксируются в решении первого кредиторского собрания (п. 1 стат. 74), после чего точные даты утверждаются судебными органами в определении о применении процедуры (п. 3 стат. 80).

Обратите внимание! Наступающие с момента введения финоздоровления последствия для должника и кредиторов поименованы в стат. 81 Закона . Это, к примеру, отмена принятых ранее обеспечительных мер; запрет на изъятие имущества собственниками УП; на выплату дивидендов, выдел долей и паев, распределение прибыли и т.д.

Когда финоздлровление завершается досрочно

Мы выяснили, что срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Согласно п. 1 стат. 88 Закона не позже, чем за 1 мес. до завершения санации фирма-должник обязана подать управляющему отчет о результатах проведенных мероприятий. К форме прилагаются финансовые балансы и платежные документы в части исполнения обязательств. После рассмотрения всех данных управляющий составляет заключение, где приводятся сведения о погашении долгов. В том случае, если все обязательства исполнены, дело о банкротстве прекращается. Если же возможности рассчитаться у должника нет, вводится внешнее управление или конкурсное производство.

Досрочно закончить санацию можно при полном погашении юрлицом своих обязательств перед кредиторами, включенными в реестр (п. 1 стат. 86). В этой ситуации компания-должник также обязана предоставить отчет с подробными данными об исполнении обязательств и приложением подтверждающей расчеты документации. После рассмотрения данных и с учетом поданных кредиторами жалоб суд вправе вынести определение о прекращении дела о неплатежеспособности или отказе в его прекращении. Для второго варианта развития событий должно быть обоснование - наличие неисполненных требований или жалоб кредиторов.

Вывод - мы разобрались, на какой срок вводится финансовое оздоровление. По законодательным нормам этот период максимально составляет 2 года. Однако в отдельных ситуациях срок оздоровления может быть сокращен. Отчет о результатах санации подается за месяц до официального завершения этой стадии, а досрочное завершение возможно только при полных расчетах с кредиторами и отсутствии обоснованных жалоб со стороны последних.

Процедура финансового оздоровления - одна из процедур, применяемых в ходе банкротства юридических лиц. Она предполагает восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 , ).

Как вводится процедура финансового оздоровления

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52 , п. 1 ст. 75 , п. 1,2 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74 , п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74 , п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления - это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст. 82 Закона № 127-ФЗ). К примеру, они не могут без согласия кредиторов (их собрания или комитета) совершать сделки по выдаче займов, кредитов, а также предоставлять поручительства или гарантии (п. 3 ст. 82 Закона № 127-ФЗ).

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (