Согласно примечанию к ст 291 ук рф. Покушение на дачу взятки — ч.30, ч.3 ст.291 УК РФ

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Непосредственный объект и предмет дачи взятки полностью совпадают с объектом и предметом получения взятки.

Объективная сторона выражается в передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу). Признаки объективной стороны дачи взятки по своему содержанию в целом аналогичны признакам, характеризующим объективную сторону получения взятки. При этом указанные основные формы получения взятки применимы и при характеристике дачи взятки. Внимания заслуживает вопрос об обусловленности дачи взятки. Применительно к данному преступлению признак обусловленности взятки означает, что необходимым условием предоставления имущественной выгоды должностному лицу является совершение им до или после дачи взятки действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц с использованием служебного положения. Связующим звеном между передачей и получением должностным лицом незаконного вознаграждения за определенное поведение по службе являются собственные или представительские интересы взяткодателя. Данные интересы законодательно определены посредством термина «в пользу взяткодателя или представляемых им лиц».

Дача взятки является оконченным преступлением в момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, действия которого были непосредственно направлены на их передачу, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу взятки (п. 10, 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24). Таким образом, момент окончания дачи взятки совпадает с моментом окончания получения взятки.

В литературе дискуссионным является правовая оценка случаев дачи взятки должностному лицу, которое не обладает необходимой компетенцией для совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.07.2013 № 24 разъяснил, что взяткодатель в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (и. 24). Однако отдельные авторы в оценке этой ситуации исходят из того, что поскольку взяткодателем полностью выполнена объективная сторона дачи взятки, имеет место оконченное преступление.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что передает деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконно предоставляет услуги имущественного характера или иные имущественные права должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение соответствующих действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц с использованием служебного положения, и желает совершить эти действия. При этом предметное содержание умысла взяткодателя должно соответствовать предметному содержанию умысла взяткополучателя, т.е. он должен сознавать, что умыслом последнего охватывается факт получения взятки. Расхождение в содержании умысла субъектов дачи-получения взятки в определенных случаях исключает ответственность за взяточничество. В частности, если гражданин полагает, что должностное лицо имеет законное право на получение имущества и передает ему определенную сумму денег (например, в виде штрафа, пошлины и др.), состав дачи взятки отсутствует. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 на этот счет разъяснено, что если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный ст. 291 либо ст. 291.1 УК РФ.

Мотивы и цели дачи взятки, в отличие от ее получения, могут быть различными.

Субъект общий - любое лицо, достигшее 16 лет, независимо от гражданско-правового статуса (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), а также служебного положения (частное лицо, должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, и др.).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 291 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести.

Частью 2 ст. 291 УК РФ установлена повышенная ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.). Данное деяние отнесено к категории преступлений средней тяжести.

Часть 3 ст. 291 УК РФ устанавливает ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (в том числе когда взятка но указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий {бездействия). Специфика данного признака состоит в том, что в законе прямо указано на «заведомую» незаконность таких действий (бездействия). Если субъект не сознает, что дает взятку за незаконные действия (бездействие) должностного лица, его деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 291 УК РФ. Взяткополучатель при этом несет ответственность по ч. 3 ст. 290 УК РФ. Аналогично должен решаться вопрос об ответственности указанных лиц и при неопределенном умысле взяткодателя. Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия (бездействие) должностного лица, за которые дается взятка, являются незаконными, квалификация дачи взятки, на наш взгляд, будет определяться фактической природой таких действий как законных, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 291 УК РФ.

Если подкуп являлся способом склонения должностного лица к совершению какого-либо преступления (служебного подлога, фальсификации доказательств, незаконного освобождения от уголовной ответственности, превышения должностных полномочий и др.), взяткодатель песет ответственность за дачу взятки и подстрекательство к совершенному должностным лицом преступлению.

В ч. 4 ст. 291 УК РФ к числу квалифицирующих признаков отнесено какое-либо из деяний, предусмотренных ч. 1-3 данной статьи, если оно совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

Содержание группы лиц по предварительному сговору и организованной группы при даче взятки в целом совпадает с аналогичным признаком получения взятки, за исключением субъекта преступления. При этом в состав преступной группы взяткодателей, наряду с общими субъектами, могут входить и должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации, которые несут ответственность за дачу взятки.

В ч. 5 ст. 291 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака предусмотрена дача взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.).

Деяния, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 291 УК РФ, отнесены к категории тяжких преступлений, ч. 5 ст. 291 УК РФ - к категории особо тяжких преступлений.

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий: 1) если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо 2) имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Особенностью данного вида освобождения от уголовной ответственности является его императивный характер, т.е. при наличии указанных условий правоохранительные органы обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Вместе с тем юридическая природа альтернативных условий (оснований) различна. Добровольное сообщение компетентному органу о факте дачи взятки - типичная разновидность деятельного раскаяния (ч. 2 ст. 75 УК РФ). Под добровольным сообщением о даче взятки понимается заявление (письменное или устное), сделанное взяткодателем но собственной инициативе при сознании им того обстоятельства, что компетентному органу еще не известно о совершении данного преступления. При этом мотивы поведения взяткодателя могут быть различными (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).

Вымогательство по своей природе соответствует обстоятельствам, исключающим преступность деяния, в частности оно имеет много общего с крайней необходимостью. Однако законодатель рассматривает вымогательство взятки как одно из условий (оснований) освобождения от уголовной ответственности. При этом требуется совершение дополнительных действий со стороны взяткодателя, связанных с раскрытием и (или) расследованием преступления. В целом, в новой редакции закона условия освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки являются более строгими.

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ . Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная . В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Простая взятка подразумевает передачу малой суммы денег (менее 25 тысяч рублей), за которую должностное лицо оказывает взяткодателю ряд услуг, не связанных с нарушением закона. К примеру, за ускоренное оформление документов. Если же от должностного лица требуется закрыть глаза на явное нарушение взяткодателем закона, то размер взятки уже не будет играть роли и наказание будет более жестким, нежели в случае с простой взяткой.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Лишение свободы
Простая взятка (ч. 1 ст. 291 УК РФ) 5х-30х До 2 лет 5х-10х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) 10х-40х До 5 лет 5х-15х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 291 УК РФ) 30х-60х До 8 лет До 30х До 5 лет
Взятка группой лиц или в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) 60х-80х От 7 до 12 лет До 60х До 7 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) 70х-90х От 8 до 15 лет До 70х До 10 лет

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

К отдельным категориям взяток, которых не было в предыдущей таблице, относятся взятки лицам, находящимся на государственной должности (в том числе в должности главы субъекта или органа местного самоуправления) и взятки, полученные в результате вымогательства.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Главное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Лишение свободы Дополнительное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Запрет на занятие определенной должности или лишение специального права
Простая взятка (ч. 1 ст. 290 УК РФ) 10х-15х До 3 лет 10х-20х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ) 30х-60х До 6 лет До 30х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ) 40х-70х От 3 до 8 лет До 40х До 5 лет
Взятка получена лицом, находящимся на государственной службе (ч. 4 ст. 290 УК РФ) 60х-80х От 5 до 10 лет До 50х До 7 лет
Взятка получена группой лиц, при вымогательстве или в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ) 70х-90х От 7 до 12 лет До 60х До 10 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) 80х-100х От 8 до 15 лет До 70х До 15 лет

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена , а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – . В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ . Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Если полиция или иные правоохранительные органы обвиняют вас в получении или даче взятки, то вначале необходимо нанять хорошего адвоката, который защитит от процедурных злоупотреблений. Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом. В этом случае стоит рассчитывать на значительное смягчение наказания.

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ . За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?


○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой , в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

История России напрямую связана с множеством коррупционных злоупотреблений еще со времен Царской России. Даже известный опричник царя Ивана Грозного – Малюта Скуратов был замечен в регулярных попытках вымогательства с попадавших к нему в приказ Сыскных Дел граждан. Наказание, тем не менее, его не постигло – он погиб во время Ливонской войны, тогда как в те же годы проворовавшихся слуг царя карали очень строго – рубили голову с плеч.

Известный в истории «друг и любовник» Екатерины II Григорий Потемкин был замечен в целом ряде различных коррупционных вознаграждений, брав их едва ли не со всех и каждого – включая иностранных подданных. Несмотря на регулярные следствия, благодаря расположению императрицы Потемкин остался при статусе и даже отличился при присоединении Крыма.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.


✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».


✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

В отношении сотрудников полиции - в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

Одним из наиболее опасных преступлений считается коррупция. В Уголовном кодексе присутствует несколько статей, в которых устанавливается ответственность за взятки. Ст. 291 УК РФ - одна из них.

Общий состав

Дача взятки служащему, иностранному в том числе, лично либо при содействии посредника наказывается:

  1. Денежным взысканием. Его величина составляет до 500 тыс. р., сумму доходов виновного за 1 год или равняется взятке, увеличенной в 5-30 раз.
  2. Исправительными работами до 2 лет с запретом на ведение деятельности/занятие должностей, установленных судом, до 3 лет или без него.
  3. Принудительными работами до 3 лет.
  4. Тюремным заключением до 2 лет с взысканием, превышающим величину взятки в 5-10 раз или без него.

Отягчающие обстоятельства

Указанные в части первой ст. 291 УК РФ деяния, совершенные в значительном размере, влекут более серьезное наказание. В частности, нормой предусматривается:


Части 3-5

В случае если дача взятки осуществляется за совершение заведомо неправомерных действий/бездействий, виновным грозит:

  1. Штраф, величина которого превышает сумму незаконного вознаграждения в 30-60 раз.
  2. Тюремное заключение до 8 л. Дополнительно может вменяться взыскание, сумма которого превышает величину незаконного вознаграждения в 30 раз.

Деяния, ответственность по которым определена частями 1-3 ст. 291 УК РФ, могут совершаться несколькими лицами, предварительно договорившимися о преступлении/ организованной группой или в крупном размере. В таких случаях предусматривается:

  1. Штраф в сумме, превышающей величину незаконного вознаграждения в 60-80 раз. Дополнительно устанавливается запрет на ведение деятельности/занятие постов, определенных судьей, до 3 лет.
  2. 5-10 лет тюрьмы с штрафом, величина которого превышает сумму вознаграждения в 60 р.

За совершение указанных деяний в особо крупных размерах ст. 291 УК РФ устанавливает наказание в виде:

Примечание

Ст. 291 УК РФ допускает освобождение от ответственности лиц, уличенных в преступлениях, указанных выше. Для этого лица должны активно способствовать расследованию/раскрытию деяния. Освобождение от ответственности предусмотрено также, если будет доказано вымогательство взятки. Наказания не вменяются также, если субъект после совершения преступления сообщил о нем добровольно в орган, обладающий полномочиями на возбуждение уголовного производства.

Ст. 291 УК РФ с комментариями 2016 г.

Объективная сторона деяния выражена в действии. Им является дача взятки. Ст. 291 УК РФ фиксирует ответственность за предоставление незаконного вознаграждения за:

  1. Совершение действий/бездействий, которые входят в полномочия принимающего субъекта.
  2. Общее покровительство.
  3. Совершение действий/бездействий, не относящихся к компетенции получателя, но он в силу своего положения может способствовать их осуществлению.
  4. Общее попустительство.

Рассматривая ст. 291 УК РФ с комментариями юристов, следует отметить специфику квалификации деяний. В частности, если служащий, в том числе осуществляющий функции управления на предприятии, предлагает своему подчиненному сотруднику заплатить должностному лицу за те или иные действия, то он будет отвечать как исполнитель. Тот субъект, который непосредственно передаст вознаграждение, будет являться посредником. Его деяния квалифицируются по ст. 291.1.

Нюансы

При расследовании преступлений сложности могут возникнуть при выявлении мнимого посредничества. Оно предполагает, что субъект получает ценности от кого-либо якобы для дальнейшей передачи их другому лицу, однако присваивает их себе. В таком случае содеянное рассматривается как мошенничество. Действия владельца ценностей квалифицируются как покушение на преступление. Если мнимый посредник, кроме прочего, склоняет субъекта к даче взятки, дополнительно его действия подпадают под подстрекательство к покушению.

Сумма

Наказание за предоставление незаконного вознаграждения в значительном размере установлено в части второй ст. 291 УК РФ. Мелкое взяточничество квалифицируется по другой статье Кодекса. Значительным размером считается сумма, большая 25 тыс. р. По ст. 291.2 УК РФ, мелкое взяточничество - получение или предоставление незаконного вознаграждения, величина которого менее 10 тыс. р. В этом случае субъекту грозит до 2 тыс. штрафа или взыскание в сумме дохода за 3 мес., ограничение свободы до 2 лет, исправ. работы до 1 года либо до 1 года тюрьмы. В ст. 291.2 УК РФ предусматривается и более жесткая ответственность для лиц, ранее осужденных за коррупцию или посредничество. Особо крупным размером признается сумма, большая 1 млн р., крупным - более 250 тыс. р.

Условия освобождения от наказания

Они устанавливаются в примечании к норме. Субъект может освобождаться от наказания, если:

  1. Лицо активно способствует расследованию/раскрытию преступления.
  2. Было вымогательство со стороны служащего.
  3. Виновный добровольно сообщил о совершенном преступлении.

Активным способствованием расследованию/раскрытию считается осуществление действий, помогающих установить всех лиц, виновных в деянии, объективно и в полной мере выявить все обстоятельства дела. Например, лицо может дать исключительно правдивые показания, указать на всех участников, пояснить факты и пр. Вымогательством называют требование служащего или субъекта, осуществляющего управленческие функции, передать ему вознаграждение. Оно, в свою очередь, может быть представлено ценными бумагами, деньгами или прочим имуществом. При вымогательстве лицо, как правило, высказывает угрозы в совершении таких действий, которые могут нанести субъекту вред или поставить его в такое положение, в котором он будет вынужден совершить подкуп для предотвращения опасных последствий для себя. Добровольным сообщением о преступлении считается заявление, сделанное по своей воле. Оно не должно обуславливаться тем, что о деянии стало известно правоохранительным органам. При добровольном сообщении мотивы, которыми руководствовался субъект, не имеют значения. В данном случае необходимо обратить внимание на оговорку. Сообщение должно поступить в орган, имеющий полномочия на возбуждение уголовного производства. При добровольном заявлении не учитывается, названо ли конкретное лицо, которому предполагалась взятка.

Важные моменты

Освобождение гражданина, давшего взятку, от ответственности на основании прим. к ст. 291 УК, не означает, что из его действий исключены признаки преступления. В этой связи лицо не может быть признано потерпевшим, не вправе рассчитывать на возврат ценностей, переданных им в качестве незаконного вознаграждения. Освобождение от ответственности в соответствии с примечанием считается обязательным. Не могут обращаться в пользу государства деньги и прочие ценности в ситуациях, когда в отношении субъекта были заявлены требования о передаче взятки, если до предоставления указанного имущества лицо добровольно сообщило об этом в орган, имеющий полномочия на возбуждение уголовного производства. При этом передача ценных бумаг, финансовых средств осуществлялась под контролем правоохранительной структуры с целью задержания вымогателя с поличным. Необходимо также учесть, что по примечанию к норме освобождению от ответственности подлежит гражданин, который дал взятку и известил об этом, а не о получении вознаграждения. В последнем случае добровольное сообщение о преступлении рассматривается как смягчающее обстоятельство. Однако при наличии определенных факторов такое заявление может расцениваться, как деятельное раскаяние. Получение взятки будет считаться завершенным в момент принятия хотя бы части ценностей.

Заключение

Стоит сказать, что в последнее время значительно усилился контроль со стороны правоохранительных органов за поведением должностных лиц. Борьба с коррупцией сегодня ведется на всех уровнях. При этом к ответственности привлекаются субъекты, вне зависимости от их должностного статуса, прежних заслуг. Взяточничество представляет особую опасность для общества. Коррупция разлагает власть, дискредитирует ее. В этой связи на государственном уровне должны предприниматься самые жесткие меры для искоренения этого преступления. Коррупция подрывает доверие населения к власти, поэтому требует адекватной и своевременной реакции со стороны правоохранительных структур. В этой связи законодательство содержит нормы, устанавливающие различные наказания за деяния, связанные со взяточничеством. При этом ответственность наступает не только за предоставление или получение незаконного вознаграждения, но и за посредничество, подстрекательство и покушение на преступление.

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. О понятии, предмете и признаках взятки см. комментарий к ст. 290 УК.

2. Объективная сторона преступления состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам.

3. Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей, предоставляемых услуг или имущественных прав. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить взятку, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

4. Должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

5. Если лицо получает от взяткодателя деньги или ценности для передачи должностному лицу, но на самом деле не намеревается этого делать и присваивает их, его действия в зависимости от обстоятельств дела должны квалифицироваться по ст. ст. 159 или 160 УК, а действия взяткодателя - как покушение на дачу взятки. В случае если при указанных обстоятельствах взяткодатель был склонен этим лицом к передаче взятки, то последнее должно отвечать также за подстрекательство к даче взятки.

6. Групповой способ дачи взятки (п. "а" ч. 4 ст. 291) будет иметь место в том случае, когда несколько лиц согласованно передают лично или через посредника хотя бы часть обусловленного вознаграждения за деяние, которое должностное лицо должно было или могло совершить в интересах участвующих в даче взятки лиц.

7. Значительный, крупный и особо крупный размеры передаваемой взятки определяются в примечании 1 к ст. 290 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.

Другой комментарий к статье 291 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК. В комментируемой статье также закреплены новеллы, касающиеся размера взятки, кратности штрафа размерам взятки.

2. Объективная сторона выражена в совершении виновным действий, связанных с передачей должностному лицу лично либо через посредника предмета взятки. Однако если последний не знал о характере совершаемого деяния, а лишь выполнял указание своего начальника, то он не может нести ответственность, ибо выступал в роли "средства" достижения преступного результата. Организатором и исполнителем дачи взятки будет должностное лицо. Если же подчиненный был хорошо осведомлен о сути совершаемого им деяния, то он должен рассматриваться как соучастник данного преступления, выступивший в роли исполнителя (посредник).

3. Состав преступления - формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи предмета взятки. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача ее предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.

По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за дачу взятки в значительном размере.

Часть 3 ст. 291 УК предусматривает ответственность за дачу взятки в случаях совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий предопределяет соответствующее его поведение. Основу этого поведения составляет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые носят характер незаконных, противоречащих определенному нормативному акту, имеющему статус закона. В данном смысле должностное лицо может совершать любое правонарушение: проступок или преступление. Доказывая наличие указанного квалифицирующего признака в действиях лица, следует установить его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.

Передача взятки нескольким должностным лицам образует состав самостоятельных отдельных преступлений, при условии что должностные лица совершают разные действия в интересах одного или группы взяткодателей. Если же они составляют единый групповой механизм, от которого зависит решение нужного взяткодателю вопроса, и это понимают все, то налицо состав дачи взятки как единого состава. Что касается правовой оценки действий указанных должностных лиц с позиции соучастия, то они должны рассматриваться как участники получения взятки по предварительному сговору или организованной группой.

По ч. 4 ответственность наступает за дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или в крупном размере.

В ч. 5 установлена ответственность за дачу взятки в особо крупном размере.

4. Субъектом дачи взятки является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

5. Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает передать предмет взятки. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом случае состав дачи взятки отсутствует.

Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

6. От уголовной ответственности за дачу взятки закон предусматривает освобождение при наличии двух условий: 1) когда со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) если лицо, давшее взятку должностному лицу, добровольно сообщило об этом в правоохранительный орган, имеющий право возбуждения уголовного дела. При этом лицо должно активно способствовать раскрытию и расследованию преступления. Вымогательство взятки как основание освобождения от уголовной ответственности состоит в подавлении воли, поведения лица со стороны, оказываемого на него давления должностным лицом. Гражданин вынужден давать взятку, иначе его права и законные интересы будут нарушены либо существенно ущемлены. Лицо, на которое направлено вымогательство взятки, не имеет желания использовать возможности должностного лица в своих целях. Добровольность заявления о факте вымогательства взятки предусматривает три аспекта: а) продуманное и самостоятельное заявление лицом о факте даче им взятки должностному лицу; б) положительность мотивов заявления, указывающих на его добровольность; в) подача заявления только в тот орган, в полномочия которого входит право возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки.

Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными. Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления еще неизвестно правоохранительным органам.