Статья 30.1 об административных правонарушениях. Теория всего. Петропавловск-камчатский городской суд камчатского края

6 декабря был опубликован Федеральный закон от 05.12.2016 N 412-ФЗ , который внёс изменения в КоАП РФ в части установления административной ответственности за нарушение .

Какие изменения произошли в КоАП РФ и какого рода ответственность ожидает управляющие организации и собственников при нарушении требований газовой безопасности , обсудим сегодня.

Есть мода на музыку, кино, одежду, можно выделить популярные и наиболее обсуждаемые темы и в жилищном законодательстве. Начиная с 1 июля по октябрь такими темами были:

  • введение ГИС ЖКХ в промышленную эксплуатацию,
  • «мусорная» реформа,
  • особенности применения профессиональных стандартов,
  • проведение ОСС,
  • соблюдение лицензионных требований управляющими организациями,
  • новый порядок расчёта платы за КУ.

Новая тема, которая, по понятным, грустным причинам захватила законотворцев, - обеспечение безопасного использования газа и газового оборудования в быту.

Недавно Минстрой РФ утвердил Инструкцию по безопасному использованию газа в быту, и вот ожидаемый Федеральный закон, устанавливающий административную ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасного использования и содержания газового оборудования .

Как и обещалось, штрафы за нарушение газовой безопасности назначили серьёзные, а юридическим лицам при определённом правонарушении, грозит приостановление деятельности на 90 дней.

Изменения в КоАП РФ

В КоАП РФ появится , которая установит административную ответственность за нарушение требований газовой безопасности . Среди них:

  • качество выполнения работ и услуг по техобслуживанию и ремонту газового оборудования,
  • выполнение указанных работ или услуг,
  • заключение договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования,
  • допуск представителя газовой организации для проведения работ,
  • своевременная замена оборудования.

Помимо дополнений в КоАП РФ N 412-ФЗ закрепляет за Правительством РФ право устанавливать требования к лицам, ответственным за техническое обслуживание, ремонт и диагностику газового оборудования .

Содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Ниже мы расскажем, какая административная ответственность грозит за пренебрежение требованиями к эксплуатации газового оборудования, внутридомового и внутриквартирного .

За некачественное выполнение работ и услуг по техобслуживанию и ремонту газового оборудования или за невыполнение таких работ или услуг, согласно ст. 9.23 КоАП РФ , грозит административный штраф:

За несогласие заключать договор по обслуживанию и ремонту газового оборудования , если таковой является обязательным, также нужно готовиться к штрафам:

  • граждане - 1 000 до 2 000 рублей,
  • должностные лица - от 5 000 до 20 000 рублей,
  • юридические лица - от 40 000 до 100 000 рублей.

Ответственность в виде административного штрафа установлена и за отказ пустить представителя газовой организации для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования в помещение:

  • для граждан - от 1 000 до 2 000 рублей,
  • для должностных лиц - от 5 000 до 20 000 рублей,
  • для юридических лиц - от 40 000 до 100 000 рублей.

Ответственность за уклонение от замены оборудования и за повторное правонарушение

За несогласие заменить газовое оборудование, если такая замена обязательна, и за уклонение от заключения договора о технической диагностике газового оборудования , если она также обязательна, ст. 9.23 КоАП РФ прописывает административные штрафы для граждан, должностных и юридических лиц: от 1 000 до 2 000 тысяч рублей, от 5 000 до 20 000 тысяч рублей и от 40 000 до 100 000 рублей соответственно.

Если все вышеперечисленные действия или бездействие привели к аварии или угрожали здоровью и жизни людей, размер административного штрафа увеличится:

  • для граждан - от 10 000 до 30 000 рублей,
  • для должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей,
  • для юридических лиц - от 100 000 до 400 000 рублей.

За повторное правонарушение на граждан налагается штраф от 2 000 до 5 000 рублей. Должностным лицам грозит административный штраф от 10 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. Юридические лица заплатят от 80 000 до 200 000 рублей или их деятельность приостановят на срок до 90 дней.

Текущая редакция ст. 23.9 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Органы, уполномоченные в области экспортного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.20, частью 4 статьи 19.4, частью 2 статьи 19.5 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле), частью 2 статьи 19.8 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле) настоящего Кодекса (часть дополнена с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 8 мая 2006 года N 65-ФЗ.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля, их заместители.

(Пункт 3 в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ.

Комментарий к статье 23.9 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183 "Об экспортном контроле", действующей в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ (с изм. и доп.), экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

Положение о данной Федеральной службе утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 (с изм. и доп.). ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области экспортного контроля и осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

ФСТЭК России подведомственна Минобороны России. Указанная Служба, ее территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации.

К числу основных задач ФСТЭК России отнесено осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля.

ФСТЭК России предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи.

2. ФСТЭК России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

Директор ФСТЭК утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и положения о ее территориальных органах; назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФСТЭК России, руководителей подведомственных ей организаций.

Директор ФСТЭК России организует рассмотрение дел об административных правонарушениях, устанавливает полномочия руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений Службы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также определяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФСТЭК России вправе директор ФСТЭК России, его заместители, руководители осуществляющих экспортный контроль структурных подразделений центрального аппарата Службы, их заместители; руководители территориальных органов ФСТЭК России.

Перечисленные должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.20, ч. 4 ст. 19.4, ч. 2 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.8 (если правонарушения касаются правил экспортного контроля), а в случае, если возникнет необходимость в конфискации предмета правонарушения (ч. 1 ст. 14.20) или дисквалификации должностного лица (ч. 2 ст. 19.5), - передавать дела в суд.

4. Должностные лица ФСТЭК России в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 вправе составлять протоколы о рассматриваемых правонарушениях, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.6 (см. п. 13 ч. 2 ст. 28.3). Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждается директором ФСТЭК России (см. ч. 4 ст. 28.3).

5. Должностным лицам ФСТЭК России предоставлено право производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

Консультации и комментарии юристов по ст 23.9 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 23.9 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Новая редакция Ст. 30.1 КоАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Комментарий к Статье 30.1 КоАП РФ

1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем (см. комментарии к статьям 25.1 - 25.5 КоАП).

Кроме того, возможно принесение протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 30.10 КоАП).

Установлен срок в размере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3 КоАП).

2. В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений.

На основании письма Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ даны разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Так, подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП).

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, - в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП).

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП, только в вышестоящий суд, соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11 КоАП, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в пункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5, пункте 1 статьи 30.1 КоАП.

3. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП), а вынесенное судьей гарнизонного военного суда обжалуется в окружной (флотский) военный суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.

Постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (см. комментарий к части 5 статьи 30.2 КоАП).

4. Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

При решении вопроса о порядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но не пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности регулируется статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) (Российская газета. 2002. 27 июля).

Однако имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по данной категории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами Налогового кодекса и нормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 Налогового кодекса не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются, не отменены.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12) определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

5. В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. в зависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такое определение.

6. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение (см. комментарий к ст. 30.7 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Право на обжалование вытекает из ст.46 Конституции РФ и регламентируется федеральным законодательством. Особое значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В нем определен общий круг вопросов обжалования, а также круг субъктов, которые имеют право обращаться с жалобой в суд или в вышестоящий орган.

Право обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях носит факультативный характер. Его использование зависит от усмотрения лиц, которым данное право предоставлено. Право обжалования распространяется как на физических, так и на юридических лиц и обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии, разъяснением порядка обжалования, сроками обжалования.

При составлении жалобы следует обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела об административном правонарушении применить, но не сделало этого либо применило неправильно, подтверждая свои доводы имеющимися в деле доказательствами. Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций.

Недостатки содержания жалобы не могут повлечь неблагоприятных правовых последствий для заинтересованных лиц: приостановления, прекращения производства и т.д. Подача жалобы с соблюдением правил, установленных ст.30.2 и 30.3 КоАП РФ автоматически вызывает обязанность судей, должностных лиц соответствующих инстанций рассмотреть ее, проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем, т.е. заинтересованными лицами.

2. Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. По таким делам установлена подведомственность в зависимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного правонарушения. Строгое соблюдение подведомственности при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, установленное ч.1 комментируемой статьи, является одним из необходимых условий всестороннего, полного и объективного пересмотра постановления.

3. Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд: в случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение (см. комментарий к ст.30.7).

3. В комментируемой статье устанавливается подведомственность тех или иных жалоб судам соответствующей юрисдикции. Подведомственность зависит от статуса лица, обжалующего постановление о назначении административного наказания. Согласно ч.3 ст.30.1, если постановление обжалует юридическое лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то жалоба подается в арбитражный суд.

Обжалование осуществляется в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством: путем подачи искового заявления с указанием реквизитов, установленных ч.2 ст.102 АПК. При этом в исковом заявлении должно быть правильно указано наименование арбитражного суда, который должен пересмотреть постановление о назначении административного наказания. Закон обязывает указывать организационно-правовую форму юридического лица и почтовые адреса. Если же исковое заявление (жалоба) подана индивидуальным предпринимателем, то в нем должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и почтовый адрес.

Все обстоятельства, на которые лица, обжалующие постановление по делу об административном правонарушении, ссылаются, должны быть четко и последовательно изложены в исковом заявлении. В подтверждение каждого обстоятельства, составляющего основание иска (жалобы), необходимо привести предусмотренные ст.52 АПК доказательства. Доказательства должны соответствовать требованиям относимости и допустимости. В данном случае речь идет о различных актах, письмах, материалах.

АПК предоставляет лицу право изложить в исковом заявлении (жалобе) и свои ходатайства.