Страны поддерживающие нейтралитет. Почему в Европе исчезают нейтральные государства? Как себя ведут неприсоединившиеся государства

Которое обязуется не участвовать в войне между другими государствами, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.


1. Концепция

В международном праве различаются: нейтралитет в военное время (эвентуальный) и постоянный нейтралитет.

Во эвентуальных нейтралитетом понимается заявление определенного государства о неучастии ее в данной войне, он придерживается только для данной войны и может быть отмененным односторонним актом. Статус нейтралитета возникает с момента заявления государства о нейтралитете в войне и доведения этого заявления к сторонам, что воюют. Статус нейтралитета дает нейтральном государстве права и обязанности, четко регламентированы в V и XIII Гаагских конвенциях 1907 p., А также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 p., Которые определяют, что территория нейтрального государства является неприкосновенной и изъятой из театра военных действий; сторонам, воюющих, запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием и другими военными материалами. На территории нейтрального государства запрещается создание военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе отражать с применением вооруженной силы любые попытки нарушить нейтралитет.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, согласно которому государство обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах и не входить в военных союзов и блоков. Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (акт 1815 p.), Австрия (акт 1955 p.), Мальта (акт 1981 p.).

Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:

  • не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;
  • не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелет и т.д.);
  • не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (т.е. ограничения одинаковые или вообще отсутствуют).

Понятие нейтралитета в конфликтах должно быть выдающимся от того non-alignment, т.е. умышленное дистанцювання от военных альянсов для того, чтобы сохранить нейтралитет в случае войны, и, возможно, с надеждой предотвращения войны в целом.

Понятие нейтралитета в войне является узкое определение и имеет специфические ограничения на нейтральные страны в ответ на интернационально признано право остаться нейтральным. Широким понятием является неучастие в войне. Основой международного права для нейтральных территорий есть две Гаагские соглашения (1899 и 1907).

Страна, которая оставляет право стать воюющей стороной, если нападают участники войны, находится в состоянии вооруженный нейтралитет.


2. Текущие нейтральные страны

Текущие нейтральные страны являются:


3. Страны, которые были или пытались быть нейтральными

Страны требуют иметь нейтралитет, но не признается международным делам:

Когда нейтральные страны:

Другие страны, возможно, активнее на международной стадии, выделяя намерен остаться нейтральным в случае войны близкие страны. Такой декларацией намерений, страна надеется, что все воюющие стороны рассчитают на территорию страны, как от границ для врага, и теперь нужен, чтобы тратить ресурсы.

Многие страны сделали такие декларации во время Второй Мировой Войны. Однако большинство были оккупированы, и наконец только государства Ирландия , Испания , Лихтенштейн , Португалия , Сан-Марино , Швеция и Швейцария сохранили нейтралитет. Их выполнение буквально правил нейтралитета были расписаны: Ирландия обеспечивала некоторую важную секретную информацию. Например, день Д был решен на основании метеорологической информации, тайно поставлялась им Ирландией, но скрывалась от Германии. Также, немецкие пилоты, которые терпели крушение над Ирландией, были интернированы, тогда как их Союзнические коллеги обычно шли свободными до границы. Швеция и Швейцария, как было Нацистская Германия и ее партнеры, так же сделали некоторые уступки нацистским требованиям.

Однако, следует отметить, что нейтралитет некоторых стран сейчас в Евросоюзе под вопросом, тем более, что в ЕС сейчас действует Единый комитет Внешней политики.


4. Нейтралитет в истории

4.1. Древняя Греция

4.2. Средневековье

В Тридцатилетнюю войну Иоанн-Казимир (саксонский герцог) сначала придерживался нейтралитета, потом примкнул к Густаву-Адольфу.

4.3. Новое время

  • 1779-1783 - вооруженный нейтралитет союз России, Дании и Швеции, а также ряда других государств, сложившийся в во время войны североамериканских колоний за независимость направленный на защиту судоходства нейтральных стран.
  • 1870-1871 - С самого начала франко-прусской войны Андраши, Дьюла выступал поборником строгого нейтралитета Австро-Венгрии.

4.4. XX-XXI века

  • 1902 г. - Италия заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.

В последние годы обстановка в мире сильно накалилась. То и дело в разных частях света вспыхивают новые локальные конфликты, к которым присоединяется всё больше стран. В этих непростых условиях с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий время от времени звучит термин «политика вооружённого нейтралитета». Однако не все люди до конца понимают его значение, а также обязательства, которые берут на себя государства, заявившие о данном статусе.

Определение термина

Слово «нейтралитет» имеет латинские корни. В переводе оно обозначает «ни тот, ни другой». Этот термин получил распространение в международном праве. Он употребляется, когда говорят об отказе государства от участия в войне в смутное время и от присоединения к одному из военных блоков в мирное. Другими словами, нейтралитет - это когда государство занимает лояльную позицию по отношению к мнениям других стран, являющихся участницами конфликта.

Виды нейтралитета

Нейтралитет государств имеет несколько видов и может быть закреплён различными способами. Данный термин может употребляться в четырёх значениях:

1. Такие государства, как Швейцария и Австрия, соблюдают постоянный нейтралитет . закреплён во внутренних нормативных актах и признан во всём мире. Государства, заявившие о себе как о сторонниках постоянного нейтралитета, не могут участвовать в войнах, состоять в военных союзах и разрешать возведение на своей территории иностранных объектов военного назначения.

2. Некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки придерживаются позитивного нейтралитета . Они декларируют соблюдение международной безопасности, помощь в снятии международной напряжённости, отказ от Один раз в три года проводится Конференция, в ходе которой страны вновь заявляют о своём статусе.

3. Швеция является одной из стран, заявляющих о традиционном нейтралитете . Его главная особенность состоит в том, что государство нигде не закрепляет свой статус и придерживается политики нейтралитета на добровольных началах. В то же время оно может в любой момент прекратить соблюдение взятых на себя обязательств, поскольку нигде не декларировало свой статус.

4. Зачастую государства подписывают международные документы, в которых заявляют о своих обязательствах. Договорной нейтралитет - так называется данный вид. Примером может являться соглашение, достигнутое Российской Федерацией и Канадой в Оттаве в 1992 году. Речь идёт о Договоре о согласии и сотрудничестве между вдумя странами.

Многие международные авторитетные правоведы высшей формой называют постоянный нейтралитет, который действует на все вооружённые столкновения без исключения. Государство, вставшее на этот путь, берёт на себя значительные обязательства не только в военное, но и в мирное время. Помимо невозможности участвовать в конфликтах, входить в состав блоков и допускать возведение иностранных инфраструктурных объектов военного назначения, оно не может использовать вооружённое столкновение в качестве метода решения острых геополитических задач.

Ограничения в военное время

Согласно нормам международного права, если государство объявило о своём нейтралитете во время войны, оно обязано соблюдать три правила:

1. Ни при каких обстоятельствах не оказывать конфликтующим странам военную помощь.

2. Не допускать использования конфликтующими странами своей территории в военных целях.

3. Вводить в отношении конфликтующих сторон одинаковые ограничения на поставку оружия и товаров военного назначения. Это нужно, чтобы не выделять одну из вовлечённых сторон и тем самым не оказывать ей поддержку.

История становления понятия

Если рассматривать нейтралитет в исторической перспективе, то для жителей государств, существовавших в эпоху Древнего мира, он был чужд. В Средние века это явление начало приобретать своё современное значение. Средневековые страны заявляли об общности своих религиозных и культурных взглядов и старались придерживаться нейтралитета, однако в некоторых случаях его не соблюдали. Речь идёт, прежде всего, о войнах на морских просторах. Лишь с XVI века государства стали понимать, что нейтралитет - это статус, который следует соблюдать.

Приведём примеры

Первый в истории случай, когда страны объявляли вооружённый нейтралитет, датируется концом XVIII столетия. В мировой истории заметный след оставил союз крупных мировых держав, которые взяли на себя обязательства защищать принципы, изложенные в Декларации Екатерины II, принятой в феврале 1780 года. В него вошли Российская империя, Франция, Испания, Американские Штаты, Дания, Швеция, Пруссия, Австрия, Португалия, Сицилия. Данный союз функционировал, пока шла война за независимость американских колоний от Англии. После завершения войны в 1783 году, он фактически распался.

В 1800 году был заключён так называемый второй вооружённый нейтралитет между Российской империей, Данией, Швецией и Пруссией. В его основу были положены принципы екатерининской декларации с незначительными изменениями. Однако после смерти Павла I и восшествия на престол Александра I он прекратил своё существование.

Подведём итоги

Нейтралитет - это правовой статус, который прошёл долгий путь, пока, наконец, не обрёл своё современное значение. Большой вклад в его становление внесла русская императрица Екатерина II, которая изложила многие его принципы в Декларации 1780 года. Если государство объявляет о своём нейтралитете, оно берёт на себя значительные обязательства. Это в равной степени справедливо для мирного и военного времени. Поэтому это явление не столь распространено в мире, как хотелось бы.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудниче­ства между государствами. Таким образом, постоянный ней­тралитет осуществляется не только во время войны, но и в мир­ное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает госу­дарство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствую­щего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие та­кого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заклю­чается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам постоянно-нейтральное государство должно соблюдать прави­ла нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам между­народного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности, Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухо­путной войне (пятая конвенция) и морской войне (тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недо­пустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо­роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым ак­том государства. Каждое государство имеет суверенное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом прин­ципов и норм международного правам Отражением указанного права является выбор государством способов установления ста­туса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важ­но лишь, чтобы в этом случае данный статус получил призна­ние других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралите­та принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Ав­стрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтвер­ждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, подпи­савшие соглашение, признали "всегдашний" нейтралитет Швей­царии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и не­прикосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейца­рии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейца­рии. 15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе второй мировой войны великие держа­вы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Авст­рии в том виде, как это установлено названным договором. Ав­стрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного ут­верждения своей внешней независимости и неприкосновенно­сти своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в зако­не закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать соз­дания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными держава­ми и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по уре­гулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове­щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, един­ство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, ка­сающееся суверенитета, независимости, территориальной це­лостности и неприкосновенности, нейтралитета и национально­го единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязатель­ство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали­тета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, всту­пившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в ко­торой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозгла­шен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конститу­цию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоян­ном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамб­леи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содер­жание указанных документов и закрепляется положение, со­гласно которому "признанный сообществом нейтралитет Турк­менистана является основой его внутренней и внешней поли­тики".

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом по­стоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из стату­са постоянно-нейтрального государства, не могут служить ог­раничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных кон­фликтах) лишено "права на войну" и стеснено в свободе дейст­вий.

Современное международное право, ликвидировавшее "пра­во на войну" и закрепившее принцип добросовестного соблюде­ния международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни­тельные гарантии его обеспечения.

Нейтралитет во время войны - это юридическое положение государства, которое должно, согласно международному праву, занимать позицию полного неучастия в воине. Именно в таком плане высказываются известные ученые-международники, інапример, Е.

А. Коровин 120 и Г. Бриггс121.

В преамбуле Гаванской конвенции 1928 г. о нейтралитете- во время морской войны также говорится: «Нейтралитет является правовым состоянием государства, которое не принимает участия в военных действиях, и... такое состояние создает известные права и налагает обязанность беспристрастности...» 122. Действительно, нейтралитет как юридическое положение государства порождает широкий круг прав и обязанностей в отношениях между ним и воюющими странами. Эти права и обязанности, вытекающие из нейтралитета, естественно, отличаются от основных прав и обязанностей государств как субъектов международного права. В частности, одним из основных суверенных прав государства является право на" нейтралитет. Государство, осуществляя право на нейтралитет, приобретает определенные права и несет обязанности, установленные международными соглашениями. Осуществление права государства на нейтралитет возможно при наличии воюющих сторон.

Нельзя согласиться с мнением американского юриста Френсиса Лоу-Би"ра о том, что нейтралитет есть раз -и навсегда определенное отношение государства к специфическому.конфликту. Он пишет: «Государство А является нейтральным к конфликту X между государствами В и -С, если и только если А не стремится воздействовать на исход X»123. Такая схема лишает нейтральные государства возможности побудить воюющие страны к примирению, -применить экономические санкции против агрессора, так как она запрещает (воздействовать на исход конфликта. Ясно, что эта схема надумана. Международное право, например, поощряет посредническую деятельность нейтрального государства, ведущую к установлению мира, т. е. поощряет определенное воздействие на исход военного конфликта.

Каковы же права и обязанности государств, вытекающие из их позиции нейтралитета в войне между другими державами? На наш взгляд, можно выделить следующую группу прав нейтральных государств: 1) нейтральное государство

имеет право на укрепление своей армии и строительство оборонных сооружений, а также право на нейтрализацию, и демилитаризацию части своей территории; 2) оно вправе требовать от воюющих соблюдения неприкосновенности его граждан, территории, имущества; 3) оно имеет.право дать вооруженный отпор или применить иные методы воздействия в отношении государства, нарушившего его нейтралитет; 4) может заключать с воюющими международные соглашения невоенного характера; 5) имеет право на торговлю, за исклю чением "Военной контрабанды, со всеми воюющими; 6) имеет право на переговоры с воюющими, на примирение воюющих сторон, используя целый ряд выработанных международным правом способов; 7) оно может принимать на своей территории войска воюющих, бежавших военнопленных с условием их интернирования, а также разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон без войск и военных припасов; 8) нейтральное государство, исходя из гуманных побуждений, может взять на себя заботу о защите жертв войны; 9) оно может взять на себя заботу о сохранении дипломатического и консульского имущества одного из воюющих по его просьбе; 10) имеет право вступить в войну на стороне жертвы агрессии при условии, что у него нет договорных обязательств не участвовать в войне. Состояние нейтралитета этим самым прекращается; 11) имеет право на поставку военного снаряжения другому нейтральному государству, а также на заключение с ним военных соглашений; 12) имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему воюющими; 13) нейтральное государство имеет право участвовать после окончания войны в международной организации по обеспечению коллективной безопасности.

Из обязанностей нейтрального государства следует выделить основную - обязанность полного неучастия в войне. Это выражается в том, что нейтральное государство обязано не допускать, например, военных действий на своей территории, проход через свою территорию войск или обозов с припасами воюющих, снабжения воюющих оружием. Оно обязано запретить воюющим устраивать на своей территории станции беспроволочного телеграфа и другие средства сообщения для связи с силами воюющих государств, а также запрещать воюющим пользоваться подобными сооружениями, которые установлены на нейтральной территории для военных целей еще до войны. Нейтральное государство обязано запрещать воюющим создавать в своих водах базы для морских операций против противника. Оно обязано не допускать формирования на своей территории военных отрядов и открытия учреждений для вербовки войск в пользу воюющих. Оно обязано интернировать попавшие на его территорию войска воюющих и заботиться об их содержании.

Нейтральное государство должно принимать ограничительные и запретительные меры к обеим враждующим.сторонам одинаково, на равных основаниях. В связи с этим американский юрист Фенвик справедливо подчеркивает трудность положения нейтрального государства, так как даже малейшее с его стороны пренебрежение своими обязанностями не может не сработать в пользу одного из воюющих. С другой стороны, нейтральное государство не может отказаться от 86 своих прав, вытекающих из состояния нейтралитета. Это послужило бы интересам одного из воюющих и нарушило бы принцип беспристрастия.

Правам и обязанностям нейтрального государства должны соответствовать определенные права и обязанности воюющих. Некоторые юристы, например, финский ученый Кастрен, видят в этом компромисс интересов воюющих и нейтральных. По нашему мнению, современное международное право должно исходить из полного соответствия прав и обязанностей воюющих и нейтральных, неуклонного соблюдения правил нейтралитета воюющими. «Осуществление одними субъектами международного права своих прав должно сопровождаться неукоснительным уважением и соблюдением ими прав других» 2®. Природа прав и обязанностей нейтрального государства не должна служить нарушению его суверенитета. Несомненно, что во время войны ограничиваются интересы нейтрального государства, хотя оно и поддерживает мирные отношения со всеми воюющими. Но они не должны быть беспредельными. Ограничения касаются лишь тех моментов, которые могут содействовать втягиванию нейтрального государства в войну. Они. не должны распространяться на те сферы деятельности государства, которые носят исключительно мирный или гуманный характер.

Ограничения интересов нейтрального государства должны гарантировать его неучастие в войне, а не нарушать его нейтралитет. Но они распространяются Tie только на "нейтральные государства, но и на воюющие. Юридические ограничения воюющих есть правовая гарантия того, что нейтральное государство останется вне войны при условии соблюдения им своих обязанностей.

Объем ограничений интересов нейтрального и воюющих государств существенно влияет на объем их прав и обязанностей. Права и обязанности нейтрального и воюющих государств связаны с юридической фиксацией их взаимных ограничений. Следовательно, недопустимо, чтобы нейтральные государства имели меньше прав, чем воюющие, а воюющие имели меньше обязательств, чем нейтральные. Определенный круг соответствующих прав и обязанностей нейтральных и воюющих закреплен в международных соглашениях, в частности в пятой и тринадцатой Гаагских конвенциях 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны124.

Пятая Гаагская конвенция 1907 г., содержащая правила нейтралитета, в сухопутной войне, закрепляет основное положение о том, что территория нейтральных держав неприкосновенна. Нейтральная держава карает действия воюющих, противные нейтралитету, лишь тогда, когда они совершены в пределах ее собственной территории. Согласно ст. 10 конвенции нейтральное государство имеет право на самооборону. Это не рассматривается как враждебное действие. Конвенция далее запрещает воюющим пересекать территорию нейтральных государств, устанавливать на ней средства связи, а также формировать войска и открывать вербовочные пункты. Однако.нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане по своей инициативе поступают в армию одного из воюющих. Специальный раздел пятой Гаагской конвенции посвящен воюющим, «водворенным» в нейтральном государстве, а также раненым. Здесь содержится обязанность нейтрального государства интернировать армию воюющего государства, попавшую на его территорию, и содержать ее в специальных местах, по возможности далеко от театра войны. Бежавшие военнопленные должны оставаться на территории нейтрального государства на свободе. Ст. 14 этой конвенции разрешает нейтральному государству давать согласие на проход по его территории обозов с ранеными п больными воюющих сторон при условии, если вместе с ними не перевозятся войска и боеприпасы. Нейтральное государство не должно допускать, чтобы доставленные таким образом раненые и больные снова могли принять участие в военных действиях.

Пятая Гаагская конвенция о нейтралитете в сухопутной войне дает, далее, определение нейтральных лиц как граждан государства, не принимающих участия в войне. Она определяет условия, при которых нейтральное лицо не может ссылаться на свой нейтралитет, если оно совершает враждебные действия по отношению" к воюющему или совершает действия в пользу воюющего. Такими действиями может явиться добровольное поступление на службу в армию одного из воюющих. Ст. 28 пятой Гаагской конвенции перечисляет некоторые услуги нейтральных лиц воюющим, не считающиеся нарушением нейтралитета. В последней главе этой конвенции регулируется вопрос о подвижном составе железных дорог. Последний, если он происходит с территории нейтрального государства и может быть опознан, подлежит реквизиции пли использованию воюющими только в случае крайней необходимости. После использования воюющая сторона должна отослать подвижной состав нейтральному государ ству. То же самое может сделать нейтральная держава в отношении подвижного состава воюющих государств. Обе стороны выплачивают друг другу за использование состава вознаграждение.

Ст. 54 пятой Гаагской конвенции запрещает воюющим государствам захватывать и уничтожать подводные кабели, соединяющие нейтральную территорию с оккупированной территорией. В случае уничтожения кабеля воюющий возмещает убытки125.

Права и обязанности нейтральных государств в морской войне устанавливаются тринадцатой Гаагской конвенцией 1907 г. Согласно конвенции, воюющие не должны допускать в нейтральных водах действий, которые нарушили бы нейтралитет морской державы. Недопустимым является, например, захват судов в нейтральных водах или их досмотр военными кораблями воюющих государств. Если захват все же произведен, то нейтральное государство обязано добиться, чтобы приз был отпущен вместе с его экипажем, а экипаж взятого судна воюющего государства подвергается водворению. Разумеется, нейтральное государство осуществляет названные меры, если приз находится в пределах его юрисдикции.

Воюющие не могут создавать, далее, в нейтральных водах базы для боевых действий против противника, а также свои средства сообщения. Может сложиться ситуация, когда военное судно воюющего, несмотря на предупреждение нейтрального государства, не уходит из порта, в котором не имеет права оставаться. В этом случае нейтральная держава имеет право задержать воюющее судно вместе с его офицерами и экипажем на все время войны. В нейтральных портах военные корабли воюющих государств не могут увеличивать свои военные запасы, вооружение, пополнять экипаж.

В отношении нахождения их в территориальных водах нейтрального государства действует правило 24 часов126. В свою очередь нейтральная держава не имеет права передавать воюющим военные корабли и боеприпасы. Она должна препятствовать снаряжению, вооружению и выходу из-под ее юрисдикции судов, предназначенных для военных действий воюющих. Различные ограничения, устанавливаемые нейтральным государством относительно допуска в нейтральные воды, должны применяться к воюющим сторонам одинаково.

Наконец, статья 23 тринадцатой Гаагской конвенции 1907 г. регулирует вопросы конвоирования приза127.

Многие государства также подписали Лондонскую декларацию о праве морской войны от 26 февраля 1909 г., затрагивавшую ряд вопросов военного нейтралитета, но она не была ратифицирована. Однако нормы, закрепленные декларацией, сейчас стали общепризнанными. Эти нормы, как уже говорилось, регулируют вопросы блокады во время войны, военной контрабанды, услуг воюющему, уничтожения нейтральных призов, перемены флага, сопротивления осмотру и т. д.128 В частности, действует правило о том, что возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительной или предполагаемой его осведомленностью о блокаде, а его захват разрешается* только в районе действия военных судов, которые осуществляют фактическую блокаду. Нейтральное судно, перевозящее контрабанду. конфискуется вместе с грузом. Кроме того, оно конфискуется также, если совершает плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, которые входят в состав вооруженных сил неприятеля, или для передачи сведений в интересах неприятеля. Оно конфискуется и в случае перевозки военного?отряда, одного или нескольких лиц воюющей стороны, которые во время плавания прямо содействуют военным действиям и об этом известно капитану, собственнику судна или лицу, зафрахтовавшему корабль! Наконец, нейтральный корабль конфискуется, если: 1) принимает прямое участие в военных действиях; 2) находится под властью специального представителя правительства воюющей стороны; 3) зафрахтован целиком неприятельским правительством.

Международные соглашения, регулируя нейтралитет государств в сухопутной и морской войне, не устанавливают пра вил нейтралитета во время воздушной войны129. Правда, в некоторых д-оговорах, "специально не регулирующих положение нейтральных государств, есть отдельные статьи, связанные с нейтралитетом в воздушной войне130. В целом же следует сказать, что относительно нейтралитета государств в воздушной войне должны действовать общие правила нейтралитета. Несомненно, что воздушные границы нейтрального государства являются неприкосновенными, так как воздушное пространство"- это часть территории государства. Враждебные акты воюющих в воздушном пространстве нейтрального государства недопустимы. С другой стороны, война не затрагивает права нейтрального государства осуществлять воздушные полеты. Члены экипажа нейтрального судна, попавшие на территорию воюющего государства, не должны задерживаться, а воздушное судно не подлежит конфискации. Но нейтральное государство не должно передавать летательных военных аппаратов и боеприпасов воюющим, а также должно препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению летательных аппаратов, если есть подозрение, что они предназначаются для содействия военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Нейтральное государство не до.лжно разрешать воюющим устраивать на своей территории аэродромы, станции радиосвязи для корректировки полетов и т. д. Оно не должно разрешать военным воздушным судам воюющих государств транзитный перелет над своей сухопутной и водной территорией. Нейтральное государство не должно также разрешать заход в его территориальные воды гидросамолетов и авианосцев воюющих. В случае же захода они должны быть задержаны, а экипаж интернирован. Здесь анало гия с правилами морской войны ие применима, так как это противоречило бы общему положению о том, что военные самолеты воюющих государств не должны появляться на нейтральной территории. Что касается гражданских воздушных судов воюющих, то их полеты в пределах территории нейтрального государства зависят от усмотрения последнего.

Воюющие не имеют права не только использовать воздушное пространство нейтральной державы для полетов авиации и ведения военных действий, но и посылать артиллерийские снаряды и ракеты в сторону противника через территорию нейтрального государства.

В случае покушения на нейтралитет - нарушения воздушного пространства нейтрального государства самолетами воюющих оно имеет право на самооборону, т. е. применение вооруженной силы. Если нейтральное государство узнало о начале военных действий, а на его территории в это время имелись военные самолеты воюющего государства, то им должно быть указано время, в течение которого они -обязаны покинуть территорию страны. Возможно задержание военных самолетов воюющих и интернирование их экипажа в случае неумышленного пересечения воздушной границы нейтрального государства, например, аварии. Подлежат интернированию самолеты воюющих и их экипаж независимо от того, вынужденно или добровольно перелетели они на нейтральную территорию.

Недопустимо также нападение воздушных сил воюющих на гражданские самолеты нейтральных государств над открытым морем.

В условиях современного развития военной техники, отсутствия договора о нейтрализации космоса возникает опасность нарушения нейтралитета государств воюющими со стороны космического пространства. Это пространство, как известно, не находится под суверенитетом государств. Но если воюющие нарушат неприкосновенность сухопутной, морской или воздушной территории нейтрального государства военными действиями из космоса, то такие действия нужно рассматривать как нарушение нейтралитета. Причем не имеет значения, произошло ли это нарушение случайно, вследствие могучей разрушительной силы примененного воюющими оружия или в силу других причин. Исходя из права на самооборону, нейтральное государство может оказать в таком случае сопротивление агрессору. Неспособность же нейтрального государства защитить себя от военного нападения из космического пространства не должна вести к изменению прав и обязательств нейтрального государства вообще131. Интересы мира во всем мире требуют, чтобы космическое пространство использовалось только в мирных целях. Шаг к этому уже сделан. Как известно, московским договором от 5 августа 1963 г. запрещены испытания ядерного оружия под водой, в воздушном и космическом пространстве.

Резолюция 1884 (XVIII), принятая 17 октября 1963 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ‘приветствует решение СССР и США не размещать в космосе объекты с ядерным оружием и призывает все государства «воздержаться от вывода на орбиту вокруг земли каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения...» 132. Это подтверждено и в открытом для подписания договоре об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Тем самым государства взяли на себя обязательство в отношении ядерной демилитаризации космоса.

Правила нейтралитета во время сухопутной, морской или воздушной войны исходят из принципа беспристрастия нейтрального государства. Но это беспристрастие нельзя понимать в том смысле, что нейтральная сторона должна быть беспристрастной морально. В частности, неправ русский юрист Л. Камаровский, который требовал, чтобы печать нейтрального государства «сохраняла беспристрастное отношение к воюющим» 133.

Психологическая война, по мнению известного американского специалиста по ведению подрывной пропаганды Поля Лайибарджера, уже со времени первой мировой войны «из случайного оружия превратилась в один из главных военных инструментов»134. Империалистические страны взаимно стремились использовать идеологические органы нейтральных государств в своих интересах 135. С другой стороны, некоторые нейтральные государства пытались заниматься контролем печати, радио и т. п., чтобы добиться их беспристрастия. В этом отношении интересно положение прессы Швейцарии во время второй мировой войны. Накануне войны германские газеты писали, что критика нацистской Германии в швейцарских газетах и предоставление убежища противникам нацистского режима несовместимы с политикой швейцарского нейтралитета. Германия предложила Швейцарии заключить договор о прессе, по которому последняя брала бы на себя обязательство регулировать печать. Швейцария отказалась от такого предложения. Но отдел генерального штаба Швейцарии, занимающийся прессой и радио, 6 января 1940 г. установил для публикации материалов некоторые общие принципы: публикуемая информация не должна иметь одностороннего характера; было запрещено давать советы воюющим, предсказывать успехи, поражения одной из сторон38. Подобные правила деятельности прессы были направлены на то, чтобы утвердить принцип беспристрастия печати. Но международное право не налагает обязанности на граждан и органы нейтрального государства сохранять «идеологический нейтралитет». Следует отличать правовое положение нейтрального государства от идеологических, моральных позиций его общественных организаций, печати. Эти органы могут выражать своп симпатии или антипатии к одной из воюющих сторон. Например, правомерно моральное сочувствие нейтрального государства народам стран, вынужденных участвовать в несправедливой империалистической войне. В. И. Ленин говорил: «Ставши нейтральной страной, Российская Советская республика пользуется обращением к ней президента Вильсона, чтобы выразить всем народам, гибнущим и страдающим от ужасов империалистической войны, свое горячее сочувствие...»39.

Демократическому духу международного права противоречит использование идеологических органов нейтрального государства той воюющей стороной, которая является агрессором, или запрещение высказываний против агрессора. Нейтральное государство должно препятствовать пропагандистской деятельности агрессора, если он использует для этого территорию или органы данного государства.

Таким образом, международиоправовой обязанности нейтрального государства соблюдать беспристрастие в моральном плане не существует.

В связи с тем, что империалистические державы не оставляют попыток вести агрессивные войны, и так как ведутся справедливые национально-освободительные войны, международные соглашения о правилах военного нейтралитета не потеряли своего значения. С точки зрения международного права они являются действительными.

Выполнение правил нейтралитета способствует созданию мирных зон во время войны. Существование нейтральных го-, сударств ограничивает театр войны, т.о есть создаются определенные зоны, свободные от военных действий. Чем больше нейтральных государств в конкретной войне, тем обширнее мирные зоны. Этим самым нейтральные государства оказывают положительное влияние на воюющих, побуждают к заключению мира. «Нейтральные более всего заинтересованы в том, чтобы война была локализована (ограничена площадью своего проявления) и возможно кратковременна, - писал известный русский юрист Л. Камаровский, - поэтому усилия их должны направляться к устранению всего, что может питать или поддерживать войну» 136.

Правила нейтралитета дают юридическую возможность нейтральным государствам защищать свои права и интересы, а также связать действия воюющих определенными правовыми рамками. Они дают основание для предъявления агрессору после окончания войны справедливых требований о возмещении ущерба и наказания его за нарушения нейтралитета.

Еще по теме § 2. Основные права и обязанности нейтральных государств:

  1. § 2. Права и обязанности постоянно нейтрального государства
  2. § 4. Вопрос о совместимости обязательств постоянно нейтрального государства с обязанностями члена ООН
  3. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  4. 5.5. Правосубъектность постоянно нейтральных государств
  5. 12. Какие основные права и обязанности работодателя закреплены в ТК?
  6. 11. Какие основные права и обязанности работника предусматривает ТК?
  7. § 2. Права и обязанности в контексте юридико-антропологического анализа отношений человека и государства
  8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ
  9. 11.5. Основные права и обязанности работников и работодателей

Понятие постоянного нейтралитета гораздо объемнее понятия нейтралитета во время войны. Постоянный нейтралитет осуществляется не только в услових войны, но и в мирное время.

Юристы дают различные определения постоянного нейтралитета.

Например, французский словарь терминологии международного права определяет постоянный нейтралитет как юридическое и политическое положение государства, которому «раз и навсегда запрещено принимать участие в вооруженном конфликте» ,э. " Английский юрист Оппеигейм дает следующее определение постоянно нейтрального государства: «Постоянно нейтральное государство есть государство, чья независимость и целостность на все будущее время гарантирована международным договором, по условиям которого такое государство берет обязательство никогда не участвовать в войне против другого государства за исключением самообороны и никогда не принимать таких международных обязательств, которые могут косвенным образом втянуть в войну»26. Профессор парижского факультета права П. Бастид определяет постоянно нейтральное государство как «государство, которое обязуется, не применять силы, кроме защиты своей независимости и территориальной целостности» 27.

Советский правовед Л. А. Моджорян пишет: «Постоянно нейтральным является государство, принявшее на себя формальное обязательство никогда не начинать войны, не участвовать в войне, воздержаться от политики, могущей вовлечь в войну» 2а.

На наш взгляд, эти определения постоянного нейтралитета нуждаются в уточнении. Например, нельзя согласиться с мнением Оппенгейма о том, что постоянный нейтралитет государства устанавливается только международным договором. Необходимо также выяснить содержание политики, «могущей вовлечь в войну», от которой, по мнению Л. А. Моджорян, должно воздерживаться постоянно нейтральное государство.

В настоящее время можно дать следующее определение постоянного нейтралитета: постоянный нейтралитет - это

международноправовое положение суверенного государства, которое в силу одностороннего волеизъявления или международного договора обязано не участвовать во всех войнах, кроме, случаев самообороны, а в мирное время проводить политику, препятствующую втягиванию его в войну, т. е. не вступать в военные союзы, не допускать размещения на своей территории иностранных военных баз, не заключать договоров, способствующих экономической и политической подготовке войны, не оснащать свою армию оружием массового уничтожения, а также обязано активно бороться за мир и мирное сосуществование.

Особенностью статуса постоянного нейтралитета является то, что он может принадлежать только полноправному субъекту международного права-государству. В этом отношении интересен момент установления постоянного нейтралитета

Австрии. Австрия приняла закон о постоянном нейтралитете после того, как 15 мая.1955 г. был подписан Государственный Договор, предусматривающий восстановление Австрии как демократического и независимого государства. Другими словами, установление статуса ее нейтралитета стало возможным лишь в условиях обеспечения суверенитета государства. Необходимым атрибутом суверенного государства «является представляющая его на международной арене верховная власть, способная участвовать в правотворчестве, принимать обязательства, выполнять их и добиваться соблюдения субъектами права норм права»28. Поэтому соглашения о постоянном нейтралитете (чтобы быть обязательными) должны заключаться только между суверенными государствами. С другой стороны, обязательства, вытекающие из статуса постоянно нейтрального государства, не являются ограничением суверенитета последнего. Однако многие юристы придерживаются противоположного мнения. Одни (например, Б. Э. Ноль- де, Е. Пашуканис) исходили из того, что постоянно нейтральное государство лишено «права на войну». В связи с этим Б. Э. Нольде, в частности, писал, что в «смысле международном оно, конечно, не суверенно» 29.

Другие юристы считали ограничением суверенитета такого государства наличие договора о постоянном нейтралитете, который «стесняет свободу действия» подписавшего договор государства30.

В современных условиях, условиях мирного сосуществования государств различных социально-экономических систем, когда не существует «права на войну», постоянно нейтральное государство, проводя политику неучастия в военных союзах, отказываясь предоставлять территорию под иностранные военные базы, тем самым укрепляет свой суверенитет. Имея возможность направлять больше средств на развитие экономики, а не на военные цели,"оно имеет реальную основу обеспечить не только политическую, но и экономическую независимость. Об этом "прямо "сказано в Декларации о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г. В ней, в частности, подчеркнуто, что «воля лаосского народа выражается в том, чтобы защищать и заставлять уважать суверенитет, независимость (подчеркнуто мною. - Т. О.), нейтралитет, единство и территориальную целостность Лаоса». Именно в этих целях Лаос «не будет участвовать ни в каких военных союзах..., не допус тит создания каких-либо иностранных военных баз на территории Лаоса...». В пункте 7 заявления королевского правительства Лаоса, являющегося составной частью Декларации от 23 июля 1962 г., сказано, что в этих условиях оно примет «прямую и ничем не обусловленную помощь от всех стран, которые желают оказать помощь Королевству Лаос в создании независимой и самостоятельной национальной экономики на основе уважения суверенитета Лаоса» (подчеркнуто мною. - Г. О.). Таким образом, в этом документе проводится неразрывная связь между постоянным нейтралитетом Лаоса и обеспечением его политической и экономической независимости, содержится юридическая обязанность других держав не сопровождать помощь Лаосу навязыванием условий политического характера, что привело бы к нарушению его суверенитета.

Советская международноправовая наука признает, что статус постоянного нейтралитета может принять только суверенное государство. Например, об этом пишет Б. М. Клименко 31. К этому же выводу "приходят и "многие зарубежные "авторы32.

Таким образом, общепризнано, что постоянно нейтральное государство не ограничено в своем суверенитете. Наоборот, этот статус позволяет ему укрепить суверенитет.

Постоянно нейтральным государство может быть вне зависимости от размера территории, количества населения и уровня развития экономики. Небольшие страны, находящиеся на стыке противоречий крупных держав, больше других заинтересованы в статусе постоянного нейтралитета. Однако это не означает, что другие государства имеют меньше шансов стать постоянно нейтральными. Любое государство, которое выходит из системы агрессивных военных блоков и становится постоянно нейтральным, укрепляет мир независимо от своего географического положения.

Как уже говорилось, понятие постоянного нейтралитета -следует рассматривать в двух сферах: во время войны и в мирное время. В каждый из этих периодов постоянно нейтральное государство имеет ряд специфических прав и обязанностей.

Юристы выделяют различные права и обязанности постоянного нейтралитета. Австрийский юрист Фердросс определяет пять критериев, которым должен соответствовать статус постоянно нейтрального государства: 1) соблюдать правила нейтралитета во время войны; 2) постоянный нейтралитет должен быть вооруженным нейтралитетом; 3) в мирное время такое государство не должно принимать обязательств, которые могут вовлечь его в войну; 4) оно имеет право просить гарантировать его нейтралитет; 5) у него не существует обязанности идеологического нейтралитета33.

Польский юрист Э. Пионтек среди ряда критериев выделяет обязательство постоянно нейтрального государства воздерживаться от принятия им без полномочий ООН дискриминационных мер, направленных против других государств34.

Несомненно, что одной из главных обязанностей постоянно нейтрального государства является обязанность не участвовать во всех войнах, которые ведутся другими государствами. Объявление постоянно нейтральным государством войны другому государству ликвидирует статус постоянного нейтра7 литета. Но постоянно нейтральное государство имеет право на самооборону, т. е. на вооруженный отпор агрессору. Это не только право его, но и обязанность. Некоторые юристы, например Б. Э. Нольде, считали, что у постоянно нейтрального государства нет обязанности оказывать сопротивление агрессору. С этим согласиться нельзя. Агрессор нарушает всеобщий мир, и не оказать ему отпора значит косвенным образом содействовать агрессору. Обязанность самообороняться вытекает из духа постоянного нейтралитета и из взаимности обязательств постоянно нейтрального государства и признавших этот нейтралитет государств. Обязанность избегать участия в войне не отнимает, следовательно, права у постоянно нейтрального государства иметь свои вооруженные силы и средства, необходимые для самообороны и поддерживания внутренного порядка. Эти положения содержатся, например, в ст. 1 закона о постоянном нейтралитете Австрии. В ней говорится, что Австрия заявляет о своем нейтралитете «в целях длительного и постоянного (подчеркнуто мною.- Т. О.) утверждения своей внешней независимости своей территории... Австрия будет поддерживать и защищать его всеми имеющимися в ее распоряжении средствами».

Обязанность постоянно нейтрального государства не участвовать во всех войнах, кроме случаев самообороны, можно также показать при анализе международноправового положения Лаоса, тем более что в юридической литературе Д. И. Бараташвили было высказано мнение о статусе Лаоса лишь как статусе позитивного нейтралитета35. Государства, проводящие политику позитивного нейтралитета, имеют право- остаться нейтральными в военном конфликте третьих держав, но не обязаны делать это. Такая обязанность существует только для постоянно нейтрального государства. Хотя документы Женевского совещания по Лаосу 1962 г. не содержат термина «постоянный нейтралитет», они создают правовые условия для обязательного нейтралитета Лаоса в случае войны третьих держав. Во-первых, соглашение содержит обязательство Лаоса не разрешать «никаким странам использовать территорию Лаоса в военных целях или в целях вмешательства во внутренние дела других стран». Такое положение может- быть достигнуто только в том случае, если сам Лаос не будет участвовать в войне третьих стран. В противном случае возникнет возможность перенесения военных действий на его территорию, что нарушит п. 4 заявления королевского правительства Лаоса о нейтралитете. С другой стороны, признавшие и подписавшие Декларацию о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г. державы обязуются не вводить, а также не способствовать вводу в Лаос любых иностранных войск или военного персонала и не завозить на территорию Лаоса боеприпасы.

Этим воюющим державам запрещено вести военные действия на его территории, а также перебрасывать через, территорию Лаоса вооруженные силы и боеприпасы.

Во-вторых, Лаос обязан не признавать «защиты со стороны какого-либо союза или военной коалиции, включая СЕАТО». Это означает, что участники военных союзов типа СЕАТОг ведущие агрессивную войну, не имеют права переносить военные действия на территорию Лаоса или втягивать его в войну против других государств на том основании, что они «защищают» Лаос. Такая «защита» будет незаконной, а отказ от нее Лаоса- правомерен. Участники соглашения, среди которых имеются и члены СЕАТО, в свою очередь обязуются уважать желание Лаоса не признавать защиты со стороны всех военных союзов и СЕАТО.

В-третьих, было бы нелогичным устанавливать обязательство для Лаоса проводить политику нейтралитета во время мира постоянно, а во время войны предоставлять ему возможность определять свою "Позицию по своему усмотрению. В связи с этггм немецкий юрист Вальтер Мюллер приходит к выводу, что Женевская Декларация о Лаосе «уточняет принципы института военного нейтралитета», а сам статус Лаоса есть миролюбивая политика, «осуществляемая в форме военного нейтралитета» 36.

В-четвертых, Женевские соглашения 1962 г. юридически препятствуют Лаосу заниматься подготовкой к войне еще в мирное время. Лаос обязан проводить в жизнь пять принципов мирного сосуществования, развивать дружественные отношения со всеми странами: он не должен вовлекаться в любые соглашения, которые несовместимы с его нейтралитетом. Это исключает его из круга государств, ведущих подготовку к войне, и не дает ему возможности участвовать в военных действиях совместно с другими государствами на основании военного договора.

В-пятых, вооруженные силы Лаоса могут пополняться только для целей национальной обоїроньї. Следовательно, Женевский протокол 1962 г. лишает другие страны возможности завозить в Лаос оружие, необходимое для наступательной вой- -ны. Кроме того, предоставление такого оружия каким-либо группировкам Лаоса является противоправным.

Таким образом, по международным соглашениям о Лаосе! последний обязан не участвовать во всех войнах. Разумеется, это не исключает его права на самооборону как права любого суверенного государства. Все это говорит о постоянно нейтральном статусе Лаоса. Как справедливо полагает доктор юридических наук Г. И. Тункин, применение института постоянного нейтралитета к Лаосу будет «самым интересным примером применения международного права к урегулированию специфической международной ситуации» 37.

Постоянно нейтральное госудаірство во время воины занимает позицию беспристрастия, т. е. полного неучастия в войне. Оно обязано выполнять правила, предусмотренные Гаагскими конвенциями 1907. г. и другими соглашениями о нейтралитете. В международном праве не существует особых правил для постоянно нейтрального государства во время войны по сравнению с позицией временного нейтралитета государства. Однако постоянный нейтралитет не есть только военный или вооруженный нейтралитет. Постоянно нейтральное государство и в мирное время должно проводить такую политику, которая не позволяла "бы ему быть втянутым в войну. Проведение такой политики возможно, если государство не участвует в договорах о военных союзах; отказывается предоставлять свою территорию для размещения иностранных военных баз. Эти обязательства содержатся, например, в ст. 1 Закона -о постоянном нейтралитете Австрии, в Декларации о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г. Нарушение любого из этих обязательств ставит под угрозу соблюдение постоянного нейтралитета.

Следовательно, постоянно нейтральное государство во время войны находится в состоянии нейтралитета, а во время мира занимает особую международноправовую позицию, направленную на невовлечение в войну, развитие добрососедских отношений с другими державами.

В современных условиях особое значение имеет политика постоянно нейтрального государства в мирное время. Постоянно нейтральные государства в мирное время не должны быть безучастными к вопросам мира и войны, то есть быть пассивными. В интересах мира важен активный характер политики этих государств. Это предполагает заинтересованность постоянно нейтральных.государств в решении таких проблем, как всеобщее и полное разоружение, создание безатомных зон и ликвидация колониальной системы и т. п. Активное участие в разрядке международной напряженности"-это не только право, но и обязанность постоянно нейтрального государства. Именно так высказался глава Камбоджи принц Нородом Сианук-на XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Активный характер постоянного нейтралитета должен выражаться в борьбе за соблюдение международной законности: постоянно нейтральное государство не должно допускать нарушений основных принципов международного права и содействовать нарушению этих принципов другими государствами. Оно не должно также вмешиваться во внутренние дела других государств. Это можно показать на примере Декларации о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г. Она устанавливает, что Лаос «не будет прибегать к применению силы или к угрозе применения силы, так чтобы это могло нанести ущерб миру в других странах, и не будет вмешиваться во внутренние дела других стран». Кроме того, Лаос «не разрешит никаким странам использовать территорию Лаоса в военных целях или в целях вмешательства во внутренние дела других стран...».

Активный характер постоянного нейтралитета предполагает, далее, развитие дружественных связей с государствами всех социально-экономических систем, а также поддержание принципа мирного сосуществования государств. В той же Декларации о нейтралитете Лаоса установлено, что последний «будет твердо проводить в жизнь пять принципов мирного сосуществования в международных отношениях, будет развивать дружественные отношения и установит дипломатические отношения со всеми странами, в первую очередь с соседними странами...».

О необходимости развития дружественных отношений постоянно нейтрального государства с другими странами говорят также руководящие деятели постоянно нейтральных государств. Федеральный канцлер Австрии И. Клаус писал: «Независимость - нейтралитет - свобода. Эти понятия тесно связаны между собой для Австрии с момента подписания Государственного договора. Как нейтральное центральное государство, мы особенно заинтересованы в том, чтобы поддерживать хорошие и дружеские отношения со всеми соседними странами, разряжать «опасные» границы и расширять контакты.со всеми соседними народами»38.

Следовательно, статус постоянного нейтралитета отвергает участие государства в «холодной войне». «Холодная война» не способствует нормальным взаимоотношениям постоянно нейтрального государства с другими странами. Раскрывая это положение, ".проф. JJ. А. Моджоряи в.работе «Субъекты международного права» пишет, что постоянно нейтральное государство не должно укрывать лиц, ведущих подрывную деятельность «против иностранного государства, участвовать в экономических бойкотах и блокадах против других стран. Это справедливое мнение следует уточнить.

Постоянно нейтральное государство не имеет обязанности отказывать в предоставлении убежища лицам, преследуемым за передовые убеждения. Но оно не должно предоставлять свою территорию и убежище тем лицам, чья деятельность направлена на разжигание «холодной войны». Что касается участия постоянно нейтрального государства--члена ООН в бойкотах, то это возможно в том случае, если они носят характер санкций, предпринимаемых в рамках ООН.

Анализируя положение постоянно нейтрального государства в мирное время, следует остановиться на договорах, которые оно имеет право заключать. Эти договоры не должны противоречить статусу постоянного нейтралитета, в противном случае они должны отвергаться. Так, Б. Нольде отмечал,; что постоянно нейтральному государству «запрещены все договоры с иностранными государствами, могущие лишить его на будущее время необходимой для сохранения нейтралитета свободы действия»39. Он относил к таким договорам договоры наступательного характера, таможенные унии, сделки о- передаче иностранному государству функций в отношении отечественных железных дорог и т. д. О неправомерности союзов, которые могут вывести постоянно нейтральное государство «из состояния нейтралитета», писал также А. Нерсесов.

В частности, он отмечал неправомерность участия постоянно нейтрального государства в таком таможенном союзе, который создает препятствия для сохранения безусловного нейтралитета 40.

Зарубежные юристы Старк и Кунц считают, что постоянно нейтральное государство должно воздерживаться от заключения договоров о союзе, обороне, гарантии, протекторате, военной помощи41. Наконец, Гуггенхейм" говорит, что государство, проводящее политику нейтралитета, не может входить в соглашение или организацию, если это затрудняет или сделает невозможным отношения этого государства.со странами, не входящими в данный договор; участие в такой организации будет также немыслимым, если она носит зародыш политической интеграции 42.

Эти теоретические выводы отдельных юристов подтверждаются практикой, закрепленными в договорах обязательствами постоянно нейтральных государств.

Например, Лаос, согласно Декларации от 23 июля 1962 г., обязуется не участвовать не только в военных союзах, но и «в каких-либо соглашениях военного или другого характера, которые несовместимы с нейтралитетом...». Лаос будет соблюдать договоры и соглашения, заключенные им ранее и соответствующие интересам лаосского народа, политике мира и нейтралитета, но «отменит все договоры и соглашения, которые противоречат этим принципам».

Таким образом, постоянно нейтральное государство не может в какой-либо форме принимать участия в экономической и политической подготовке войны.

В современных условиях такое положение может сложиться в случае участия постоянно нейтрального государства в международных договорах типа римского договора об «общем рынке» шести европейских стран от 25 марта 1957 г. Идея империалистической «интеграции», воплощенная в этом договоре, направлена на ущемление суверенитета его участников. «Общий рынок» политически тесно связан с НАТО, является его экономической базой. Участие в «общем рынке» означает союз с ФРГ, открыто проповедующей реваншизм. Видный английский военный специалист А. Быокэн считает, что «общий рынок» можно непосредственно использовать для подготовки к войне43. Нейтральные государства, вступив в «общий (рынок», потеряют свою экономическую и политическую самостоятельность, а следовательно, объективно не смогут проводить политику нейтралитета, так как условия для проведения в отношении всех государств нейтральной политики, основанной на одних и тех же принципах, исчезнут. Не сможет нейтральное государство- член «общего рынка» быть беспристрастным и во время войны44.

В западной печати оживленно обсуждается вопрос о том, могут ли постоянно нейтральные государства Австрия и Швейцария стать членами «общего рынка»? При этом многие буржуазные исследователи приходят к выводу о невозможности участия этих государств в подобной организации. Об этом пишут Рудольф Венграф, Эдгар Бонжур, Денис Роберт и др. Подобным же образом высказываются государственные деятели. Так, глава австрийского правительства в своем выступлении 11 ноября 1966 г. вынужден был.признать, что «Австрия не заключит никакого договора с Европейским экономическим сообществом, который в какой-либо форме будет стоять в противоречии с её обязательствами, вытекающими из Государственного договора и постоянного нейтралитета» !0. Член правительства Швейцарии М. Птипьер заявил, что Швейцария не может вступить в «общий рынок», так как постоянно нейтральные страны «должны проводить такую поли тику, которая уже сейчас.совершенно определенно подтверждала бы их нейтралитет даже в случае возникновения войны» и.

Постоянно нейтральное государство может заключать договоры, в которых содержится одностороннее обязательство другой стороны оказать постоянно нейтральному государству помощь в случае нападения на него. Кроме того, возможно заключение постоянно нейтральным государством соглашения об оказании ему военной помощи в виде присылки ограниченного числа военных материалов, необходимых для обороны. Например, Женевские соглашения 1954 г. по вопросу об Индокитае разрешали Камбодже получать иностранные военные материалы, необходимые для самообороны. Попытки США навязать Камбодже для создания ее армии широкую сеть военных инструкторов потерпели провал.

Протокол к Декларации о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г. разрешает французскому правительству в виде исключения оставить в Лаосе некоторое ограниченное количество военных инструкторов для обучения вооруженных сил Лаоса. Ст. 6 Протокола к Декларации разрешает завозить в Лаос вооружения обычного типа, необходимые для национальной обороны.

Анализируя права и обязанности постоянно нейтрального государства, следует остановиться на вопросе о возможности оснащения такого государства оружием массового уничтожения.

Противоречит ли статусу постоянного нейтралитета оружие массового уничтожения, которое находилось бы в распоряжении постоянно нейтрального государства? Нам думается, что противоречит. Владение этим оружием несовместимо с политикой нейтралитета. Оно угрожает безопасности и суверенитету малых государств. Даже некоторые участники агрессивных блоков не разрешают ввозить атомное оружие, как оружие массового уничтожения, на свою территорию. Так поступили Дания и Норвегия. Дания, в частности, отвергла просьбу США о разрешении захода в ее порты американских подлодок, оснащенных ядерным оружием. Она отказалась от размещения атомного оружия на своей территории. Тем более не должно иметь оружия массового уничтожения, в частности ядерного, постоянно нейтральное государство.

Современные постоянно нейтральные государства являются сравнительно небольшими по территории и степени экономической мощи. Производство и испытания ядерного оружия без помощи других держав были бы для них трудно выполнимы. Естественно, что помощь империалистических государств в этом деле повлекла бы за собой ряд новых условий для постоянно нейтрального государства, заключение военных и политических соглашений. Постоянно нейтральное государство, как уже говорилось, обязуется не вступать в военные блоки. Это обязательство будет нарушено, если такое государство в целях создания ядерной промышленности пойдет на соглашение и военный союз с крупными империалистическими державами.

Не может постоянно нейтральное государство принимать ядерные средства также от других стран и размещать их на своей территории. Вряд ли контроль над этими средствами останется в руках постоянно нейтрального государства, так как владеющим ядерным оружием принадлежит решающее слово в деле его использования. Фактически территория постоянно нейтрального государства стала бы местом нахождения иностранных баз. Это противоречит другому обязательству постоянно нейтрального государства - не допускать создания на своей территории военных баз иностранных государств. Наконец, наличие ядерного оружия в руках тазі кого государства ставит под угрозу цель постоянного нейтралитета- отказ от участия в каких бы то ни было войнах.

Ядерное оружие может быть использовано как в оборонительных, так и в наступательных целях. Применение его в целях обороны может поразить всю территорию самого постоянно нейтрального государства. Тем более недопустимо использование ядерного оружия постоянно нейтральным государством в наступательных целях -у такого государства нет и не должно быть агрессивных намерений; не нужно ему и ядерное оружие как средство ведения агрессивной войны, противоречащее международному праву.

Кроме того, ядерное оружие подлежит запрещению, как оружие массового уничтожения. В Декларации о запрещении применения ядерного оружия в целях войны, принятой ООН, указывается, что «применение оружия массового уничтожения, причиняющего людям ненужные страдания, в прошлом было запрещено, как противоречащее законам человечности и принципам международного права» 45. Здесь имеется в виду химическое и бактериологическое оружие. Тем более противоречит идее гуманизма и тем целям, для которых была создана ООН, применение ядерного оружия. Любое государство-аг- рессор, которое первым применит это оружие, нарушит Устав ООН и, как указывается в Декларации, совершит преступление против человечества и цивилизации.

Поскольку постоянно нейтральное государство отказывается вообще воевать, кроме случаев самообороны, то уже этим самым оно утверждает гуманные идеи. Этим идеям противоречит оснащение его армии ядерным оружием, даже в случае, если постоянно нейтральное государство будет производить его без посторонней помощи.

В свете сказанного стремление швейцарского правительства оснастить свою армию ядерным оружием противоречило статусу постоянного нейтралитета. Швейцарии никто не угрожал. Наоборот, ее ядерное оснащение создало бы угрозу безопасности других европейских государств, а сама Швейцария попала бы в сферу применения ядерного оружия. Политика ее ядерного вооружения затруднила бы решение важных международных проблем: запрещения ядерного оружия, создания безатомных зон в Европе и т. д. Эта попытка оказала бы неблагоприятное воздействие на те страны НАТО, которые отказываются от этого оружия. Ядерное вооружение Швейцарии сблизило бы ее военную систему с военной организацией НАТО.

В заявлении ТАСС от 9 августа 1958 г. Советское правительство указало на всю пагубность этого курса Швейцарии, несовместимого-с политикой нейтралитета46. 26

мая 1963 г. в Швейцарии был проведен референдум по вопросу об атомном оснащении армии. Противники атомного вооружения собрали 273 тысячи голосов, однако правящим кругам удалось добиться перевеса в свою пользу. Вопрос об оснащении швейцарской армии ядерным" оружием должен был решаться правительством ‘и. Даже многие буржуазные исследователи в своих работах указывали на опасность такого курса. Швейцарец Эдуард Вильдбольц в книге «Атомное оружие для Швейцарии?» приходит к выводу, что это оружие представляет опасность для нейтралитета. Он подчеркивает бесконтрольность сферы действия этого оружия, его наступательный характер. Передача Швейцарии атомного оружия, пишет Вильдбольц, вовлечет страну в военный пакт с ядерной державой. Цена, за которую предлагают Швейцарии ядерное вооружение, «угрожает основам нашего существования,- говорит он, - ...угрожает нашему нейтралитету»47.

Открытый для подписания 1 июля 1968 г. договор о нераспространении ядерного оружия предлагает всем неядерным государствам, а к ним относится и Швейцария, взять на -себя обязательство не принимать от кого бы то ни было ядерного оружия, а также не производить и не приобретать его каким- либо иным способом. Договор способствует укреплению безопасности неядерных стран.

Советское правительство в целях устранения угрозы, которую несет современная война всем народам, в числе ряда мер предлагает создание зон, свободных от ядерного оружия. Безъядерные зоны уменьшают угрозу, которую несет термоядерная война для нейтральных стран; закрывают путь для дальнейшего распространения ядерного оружия. Поэтому государства, проводящие политику нейтралитета, непосредственно заинтересованы в создании таких зон. Например, оживленная дискуссия о ядерном вооружении, которая велась в Швеции, показала непопулярность требований правых сил о вооружении Швеции ядерным оружием. На XVI сессии Гене- ральнон Ассамблеи ООН представитель Швеции Унден предложил, чтобы государства, не имеющие ядерного оружия, добровольно отказались от участия в ядерном вооружении и предоставления своей территории для хранения этого оружия. Такой отказ можно было бы оформить путем взятия державами соответствующих обязательств. Сама Швеция в принципе уже дала согласие на вхождение в безъядерную зону, включающую страны Центральной и Северной Европы. Это согласие содержится в ноте шведского правительства в ответ на ноту правительства ФРГ от 25 марта 1966 г.48

Безъядерные зоны могут быть образованы путем заключения многостороннего международного договора заинтересованными государствами, в том числе ядерными державами, а также путем деклараций, сделанных в одностороннем порядке или совместно несколькими государствами при условии признания таких деклараций другими державами. Односторонняя декларация об атомном нейтралитете должна уважаться государствами, признающими ее условия. Признанием декларации государство подтвердит принципы, закрепленные в Уставе ООН.

Названные способы создания безъядерных зон указаны, например, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 1911 (XVIII) «Объявление Латинской Америки безъядерной зоной» от 27 ноября 1963 г. В ней принимается во внимание, что «главы государств пяти латиноамериканских республик выступили 29 апреля 1963 г. с декларацией об объявлении Латинской Америки безъядерной зоной, в которой они от имени своих народов и правительств заявили о своей готовности заключить многостороннее латиноамериканское соглашение,- в силу которого эти страны обязались бы не производить, не. получать, не хранить и не испытывать ядерного оружия или пусковых установок для него...»49. В феврале 1967 г. 14 латиноамериканских стран заключили такое соглашение.

Атомный нейтралитет государств, отказавшихся от ядерного оружия и входящих в безъядерную зону, должен иметь силу как во время войны, так и. во время мира. Б. Клименко справедливо пишет, что «атомный нейтралитет» - это тоже постоянный нейтралитет, хотя не в полном объеме, а лишь в отношении атомного оружия...»50. Поэтому и формы закрепления атомного нейтралитета те же, что и для постоянного" нейтралитета государства.

Обязательства по созданию безъядерных зон могут брать на себя группы государств и отдельно взятые страны.

При решении вопроса о гарантии атомного нейтралитета государства, стремящиеся войти в безатомную зону, должны явно выразить свою волю на это. Они должны поставить вопрос о гарантиях своей безопасности перед великими державами, от которых в первую очередь зависит выполнение такой просьбы. Великие державы, владеющие ядерным орзокием, взяли бы на себя обязательства соблюдать статус безатомной зоны. Советское правительство возьмет на себя такое обязательство, если это сделают и другие ядерные державы 51.

В международной практике уже известен случай, когда международным договором постоянно нейтральному государству запрещено иметь атомное оружие. В Государственном договоре о восстановлении независимой и демократической Австрии в статье 13 записано, что «Австрия не должна иметь, производить или экспериментировать: а) любые виды атомного оружия; в) другие основные виды вооружений, которые могут быть применены в настоящее время или в будущем для массового уничтожения.., удушающие, нарывные или отравляющие методы или биологические вещества, как по количествам, так и по типам превышающие общепринятые гражданские нужды, или аппараты, сконструированные для того, чтобы производить, выстреливать или распылять эти материалы или вещества для военных целей». Союзные и Соединенные Державы оставляют за собой право добавить к этой статье запрещение новых вооружений, которые могут быть в будущем разработаны52. В настоящее время Австрия- участник договора о нераспространении ядерного оружия.

Интересна также статья 6 Протокола к Декларации о нейтралитете Лаоса. В ней указывается, что в Лаос запрещен ввоз вооружений и военных материалов, за исключением такого количества вооружения обычного типа, которое необходимо для обороны страны. Следовательно, международным договором запрещено завозить в Лаос оружие необычного! вида. Им может быть только оружие массового уничтожения. 1

июля 1968 г. Лаос подтвердил свой отказ от ядерного оружия, подписав одним из первых договор о его нераспространении.

Таким образом, постоянно нейтральное государство долж но иметь, как справедливо пишет профессор Ф. И. Кожевников, «всестороннее отрицательное отношение к ядерному оружию», а понятие постоянного нейтралитета должно включать в себя, в частности, запрещение постоянно нейтральному государству вооружаться ядерным оружием. «Государство, занявшее позицию «атомного "нейтралитета», обязано не производить, не содержать, не получать для собственных целей, не позволять размещать на своих территориях ядерное оружие всевозможных типов, а также не устанавливать и не допускать на своих территориях устройств и оборудования, обслуживающих ядерное оружие, в том числе устройств для запуска ракет; использовать атомное оружие против территорий таких государств и против каких-либо объектов, находящихся на этих территориях, было бы запрещено» П|. Постоянно нейтральное государство не должно обладать не только ядерным, но и другими видами оружия массового уничтоже: ния. Оно не должно также разрешать другим державам проводить на своей территории испытаний всех видов оружия массового уничтожения. Это подтвердил в своем выступлении на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегат постоянно нейтральной Камбоджи, который заявил, что ее нейтралитет «подразумевает.., что вопрос о ядерных испытаниях в Камбодже не может подниматься другой державой» 53.

В настоящее время может идти речь не только об обязательствах отказа постоянно нейтральных государств от ядерного оружия и его испытаний, но и о возможности их полного разоружения. Такой план в отношении Австрии, например, предлагает известный венский исследователь в области ядер- ной физики, член австрийского парламента,-профессор Г. Тир- ринг. По его плану Австрия должна разоружаться под контролем ООН для того, чтобы ‘быть образцом для пропаганды возможностей мирного сосуществования. На границах Австрии будут действовать только невооруженные контрольные посты ООН. Разоружению Австрии должны предшествовать международные соглашения: Австрия заключит с шестью

граничащими с ней государствами - Италией, Швейцарией, ФРГ, Чехословакией, Венгрией и Югославией договор, в котором будет указано, что названные страны отведут свои войска от границ Австрии и будут рассматривать ее границы как неприкосновенные.

Одновременно США, Англия и Франция дадут обязательство не предпринимать силами НАТО каких:либо акций против Австрии. Подобное же обязательство по плану Тирринга должен дать Советский Союз. Поскольку, по его мнению, границы Швейцарии, Швеции и Финляндии никем не оспариваются, то эти государства по примеру Австрии могли бы также разоружиться 54.

Претворение подобных планов относительно постоянно нейтральных государств в жизнь, несомненно, укрепило бы их безопасность и практически подтвердило бы их отказ от оружия массового уничтожения.

Таким образом, постоянно нейтральное государство, согласно международному праву, имеет ряд прав и несет определенные обязанности как в мирное время, так и во время войны: оно: I) не должно вступать в военные союзы и предоставлять свою территорию для размещения иностранных войск и военных баз; 2) не должно допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела и враждебных агрессивных действий против других государств и предпринимать подобных действий со своей стороны; 3) обязано поддерживать добрососедские отношения со всеми государствами, активно бороться за мир и мирное сосуществование; 4) не должно заключать договоров, способствующих экономической и политической подготовке войны; 5) не должно участвовать в каких- либо войнах между другими державами; 6) имеет право на уважение своего суверенитета, на признание и гарантию своего постоянно нейтрального статуса; 7) имеет право участвовать в международных организациях, в частности в ООН и ее специализированных учреждениях; 8) имеет право участвовать в экономических санкциях организации коллективной безопасности против агрессора; 9) имеет траво тметь ар"мию и военные укрепления, необходимые для самообороны, но не может иметь на вооружении средства массового уничтожения, в частности ядерное оружие; 10) имеет право заключать двусторонние договоры об оборонительном!союзе, предусматривающие отпор агрессору, есл« он совершает нападение через территорию постоянно нейтрального государства; 11) имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону, если его нейтралитет будет нарушен.

Эти права и обязанности присущи постоянно нейтральному государству независимо от способа установления его статуса.