Су ве ре ни те т. Значение слова суверенитет

(полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (юр.). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.

|| Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. «- Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно.» Конституция СССР .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СУВЕРЕНИТЕТ" в других словарях:

    - (sovereignty) Право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений суверенитет – это право государства (state) на… … Политология. Словарь.

    - (фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУВЕРЕНИТЕТ права верховной власти по отношении к подданным; верховенство. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    суверенитет - а, м. souveraineté,> нем. Souveränität. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Берите столько суверенитета, сколько можете переварить. 1990. Б.Ельцин. // Душенко 123. Нормальные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. независимость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. суверенитет сущ., кол во синонимов: 4 … Словарь синонимов

    - (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь

    Англ. sovereignty независимость государства в международных отношениях. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (французское souverainete верховная власть), в праве независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета основной принцип современного международного права, закрепленный в Уставе ООН и других… … Современная энциклопедия

    - (нем. Souveranitat от франц. souverainete верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в… … Большой Энциклопедический словарь

    СУВЕРЕНИТЕТ, а, муж. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (Souverainete, suprema potestas) верховенство,совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе.Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный: надданной властью, которой принадлежит С., не должно стоять… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Суверенитет , . Не часто в одной обложке оказываются статьи крупных государственных чиновников, опытных политиков и серьезных публицистов-аналитиков. Объединяющая их тема: Россия у всех авторов одна. И…

Введение

В данной работе я поставил перед собой две цели:

1) рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;

2) рассмот-реть непосредственно конституционную защиту прав и свобод лич-ности по конституции РФ, используя доступные мне средства и ме-тоды, в том числе и метод сравнительно-правового анализа.

В ходе работы были затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации. А так же были рассмотрены выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция Российской Федерации 1993, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати. А так же книга Француа Люшера «Конституционная защита прав и свобод личности», и «Основы Конституционного права Рос-сийской Федерации» А.И. Коваленко. Общей теоретической базой для меня явились такие ис-точники как «Теория государства и права» (МЮИ, 1993 год) и «Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики».

Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минималь-ную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными сужде-ниями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на со-держании данной работы.

Суверенитет государства

Понятие и признаки суверенитета государства.

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

2) ее прерогативы;

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия , которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний , причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории 11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

3 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права» 3 .

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Вывод: Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Подробнее о том, что такое суверенитет, понятие и виды суверенитета - далее в статье. Начнем с определения.

Определение

Перед тем как разобрать виды суверенитета государства, подробнее разберем понятие. Термин произошел от французского souverainete, что в переводе значит «верховная власть». Это один из основополагающих признаков государства, который дает право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику государства без вмешательства иностранных агентов (правительств, общественных организаций и др.).

Суверенитет и международное право

Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.

В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.

Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.

Виды суверенитета

Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:

  • государственный;
  • народный;
  • национальный.

Государственный суверенитет: формирование понятия

Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному.

Сущность государственного суверенитета

Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.

Негативные последствия отсутствия государственного суверенитета

История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы - это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.

Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества.

Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.

Виды государственного суверенитета

Государственный суверенитет имеет два вида:

  1. Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
  2. Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.

Народный суверенитет

Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие

Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации.

Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.

Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:

  • референдумы;
  • выборы;
  • пикеты, акции;
  • петиции;
  • общественные организации, политические партии и т. д.

Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».

К таковым относятся по Конституции РФ:

Народный суверенитет - это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.

Национальный суверенитет

Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.

Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.

Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.

Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.

Итак, мы разобрали, что такое государственный суверенитет. Понятие, виды его были вкратце рассмотрены. Подведем итоги.

Итоги

Независимость России, т. е. свободное право проводить внутреннюю и внешнюю политику, называется "суверенитет РФ". Виды его таковы: народный. Четкого разграничения между ними нет. Это отдельные подсистемы единого целого, которое и формирует независимость страны.

Человек во все времена являлся существом стадным - вне общества никто из нас не может существовать. Поэтому издавна люди создавали социальные формации. Первыми были общины, основанные на родстве их челнов. Дальнейшее развитие привело к появлению племен. Но с эволюцией социальных отношений подобные формации перестали справляться с функцией координирования деятельности людей, так как социум постоянно разрастался. Поэтому с течением времени племенные общины становятся государствами.

Такого рода структуры отличаются наличием власти, централизованных органов управления, правовых методов влияния на общество и т. п. Большую важность имеет внешняя характеристика стран. Если племенные общины практически не вступали во внешние отношения с другими формациями, то в современном мире государства активно взаимодействуют друг с другом. Но, чтобы страна могла быть субъектом международных отношений и признавалась бы иными подобными формациями, она должна владеть суверенитетом.

Данное явление активно исследуется с момента появления и становления демократических тенденций. Это привело к тому, что сегодня суверенитет представляет собой сложную категорию, строящуюся на собственных принципах и имеющую определенные виды.

Понятие суверенитета

Как уже указывалось ранее, государство является сложной социальной формацией. Суверенитет, в свою очередь, есть основа её непосредственного построения. Следует отметить, что это прежде всего юридическое понятие. Оно наряду с территорией, населением и властью входит в состав правового режима каждого государства в отдельности.

Суверенитет предполагает реальную независимость страны как во внутренних, так и во внешних отношениях. Следует отметить, что существует несколько тождественных понятий, которые характеризуют самостоятельность более узких социальных групп, нежели государство.

История появления термина

Принцип суверенитета или же категория суверенитета появилась в юридической науке достаточно давно. Впервые понятие было введено Жаном Боденом, политиком, жившим в XVI веке. Первоначально полная независимость государства не предполагалась суверенитетом. Категорией характеризовалась неограниченная власть сюзерена в противовес его вассалам.

То есть суверенитет - это верховная власть монарха. Такая трактовка появилась из-за специфики регулирования межгосударственных отношений в те времена. Ведь практически вся деятельность координировалась нормами согласно которым, верховным правителем признавался исключительно Папа Римский.

Признаки суверенитета

Любое юридическое явление характеризуется определенными особенностями. Именно благодаря им, можно выделить конкретную категорию как абсолютно самостоятельную. Как уже говорилось ранее, суверенитет предполагает существование независимости внешней и внутренней направленности. На основе этого можно выделить ряд ключевых признаков двух видов:

  1. Внутренними признаками суверенитета признаются: верховенство власти и её самостоятельность. Первый аспект свидетельствует о безоговорочной распространенности власти абсолютно на всех лиц, пребывающих на территории государства. Верховенство в данном случае обеспечивается, во-первых, законами, а во-вторых, существованием механизма принуждения. Что касается самостоятельности то этот аспект характеризуется независимостью от влияния иных видов властей.
  2. Существуют также внешние признаки суверенитета. Основным является независимость власти от иностранного влияния. Иными словами, какие-либо государства не должны координировать деятельность страны и диктовать собственные условия. В дополнение к этому существует признак законодательной монополии. Он подразумевает собой невозможность издания нормативных актов на территории определенной страны органами власти иностранного государства.

Таким образом, суверенитет предполагает полную свободу страны от любого рода влияния. Поэтому данную категорию можно охарактеризовать как сложное юридическое явление.

Суверенитет в международных отношениях

Большое значение представленная в статье категория играет в процессе взаимосвязи между странами. Она является одним из ключевых Он закреплен в большинстве современных актов, например в уставе ООН.

Суть суверенитета состоит в том, что в международные отношения могут вступать исключительно независимые государства. То есть цельные, политико-социальные «организмы», в которых превалирует законность, легитимность и независимость власти. Иными словами, независимые государства - это ключевые «игроки» международной арены.

Виды суверенитета

Представленное юридическое явление имеет несколько видовых ответвлений. Как уже указывалось ранее, классификация производится на основе размера конкретной социальной формации, которой приписывают суверенитет. В соответствии с этим, можно выделить три основных вида независимости, которые выделяются в конституционном праве многих стран, в том числе в Российской Федерации, например:

  • государственный суверенитет;
  • народный;
  • национальный.

Первый вид характеризует независимые государства, о чем уже было сказано. В свою очередь, суверенитет народа и национальности, или же этноса, характеризуется некоторыми специфическими аспектами.

Независимость населения

Народный суверенитет предполагает народовластие. В данном случае нет ничего общего с самостоятельностью государственной структуры. Потому что народный суверенитет обуславливает свободу социума в процессе реализации и создания власти. Данная категория характеризуется двумя основными признаками, а именно:

  • народу принадлежит вся без исключения власть в государстве, которую он реализует через представительные органы;
  • народ имеет право реализовать власть непосредственно.

Эта категория отыгрывает значимую роль в процессе построения государства. Ведь суверенитет является основой демократии в её классическом виде. Подобное положение дел, при котором социум является главным источником деятельности страны, на сегодняшний день существует в большинстве стран. К примеру, суверенитет РФ строится, прежде всего, на верховной власти народа, который реализует её через центральные органы.

Национальная независимость

Существует такой вид, как национальный суверенитет. В большинстве случаев он отождествляется с народным, однако данные категории являются абсолютно противоположными.

Национальный суверенитет исходит из международно-правового принципа самоопределения нации. То есть любая, без исключения, этническая группа может определить собственную форму государственного правления, устройство общества, экономическую систему и т. п. Эта возможность присуща любой нации.

Суверенитет данного типа обусловлен в большей части не правом, а историческим развитием человечества. То есть в какой-то момент та или иная нация осознает свои жизненные интересы и создает квалифицированную социально-политическую структуру. В теории конституционного права считается, что суверенитет национальности дополняет государственный.

Суверенитет России

Российская Федерация на сегодняшний день является независимым и демократическим государством. Её суверенитет основывается на верховенстве власти народа и определенных юридических документах. В данном случае нужно отметить, что в России существует один ключевой документ, который регламентирует политические и правовые основы страны, в том числе суверенитет. Конституция является подобным юридическим актом.

Именно в ней содержатся положения, которые официально закрепляют независимость государства во внутренних и внешних отношениях. Большое значение также имеет декларация о суверенитете. Этим актом в свое время был закреплен выход РСФСР из Советского Союза и создание нового государства - Российской Федерации.

Возможность вмешательства

Согласно современным международным правовым тенденциям, суверенитет предполагает обязанность государства защищать свое население от любых угроз. В случае отсутствия возможности реализации этой обязанности, она будет возложена на международное сообщество. То есть в данном случае существует прямая возможность внешнего вмешательства, нарушения суверенитета государства.

Таким образом, существование любого государства обусловлено его свободой во внешних и внутренних отношениях. Это возможно только при наличии суверенитета - комплексного правого явления, изучение которого не останавливается по сей день.

  • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Понятие конституционного права как учебной дисциплины
    • Функции конституционного права как учебной дисциплины
    • Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами
  • Конституционное право в системе национальных отраслей права
    • Понятие конституционного права
    • Конституционно-правовые отношения
    • Субъекты конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права
    • Реализация в конституционно-правовых отношениях правосубъектности организаций
    • Особенности конституционно-правовых отношений с участием социальных общностей
    • Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые нормы
    • Источники конституционного права
    • Методы конституционно-правового регулирования
    • Система конституционного права как национальной отрасли права
    • Конституционно-правовое принуждение
  • Современная наука конституционного права
    • Понятие науки конституционного права
    • Юридический позитивизм в науке конституционного права
    • Нормативистская теория права Г. Кельзена и ее методологическое значение для науки конституционного права
    • Социологическое направление в науке конституционного права
    • Политическое направление в науке конституционного права
    • Психологическое направление в науке конституционного права
    • Марксистское направление в науке конституционного права
    • Интегративная юриспруденция и наука конституционного права
    • Теологические направления в науке конституционного права
  • Конституции современных государств
    • Понятие и классификация конституций
    • Юридические свойства конституций современных государств
    • Объекты конституционного регулирования
    • Конституционное развитие Российской Федерации
    • Конституция Российской Федерации 1993 г.
    • Действие Конституции и проблемы реализации конституционных норм
    • Конституционный контроль и надзор
  • Конституционные основы формы государства
    • Понятие формы государства
    • Способы конституционного определения формы государства
    • Конституционное регулирование формы правления современных государств
    • Нетипичные формы государственного правления
    • Россия как президентско-парламентская республика
    • Институт пожизненного президентства как совокупность квалифицирующих признаков формы государственного правления
    • Политико-территориальная организация государства
    • Конституционные основы регионалистского государства
    • Конституционно-правовые основы политического режима
  • Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина
    • Понятие конституционно-правового статуса индивида (физического лица)
    • Конституционно-правовой статус человека
    • Особенности конституционно-правового статуса личности
    • Конституционно-правовой статус гражданина
    • Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Гарантии конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина
  • Гражданство
    • Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством
    • Способы приобретения гражданства
    • Выход из гражданства, смена гражданства
    • Двойное гражданство и лица без гражданства
  • Суверенитет в конституционном праве
    • Суверенитет как государственно-правовая категория: становление и развитие
    • Государственный суверенитет
    • Народный суверенитет
    • Механизм реализации народного суверенитета
    • Национальный суверенитет
  • Конституционно-правовые основы гражданского общества
    • Понятие и сущность гражданского общества
    • Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества
    • Конституционные основы социальных отношений гражданского общества
    • Особенности конституционно-правового регулирования духовно-культурных отношений
    • Конституционно-правовое регулирование политических отношений
    • Проблемы формирования гражданского общества в России
  • Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений
    • Конституционно-правовой статус политических партий
    • Правовое положение общественных объединений
    • Конституционно-правовое положение религиозных объединений
    • Конституционно-правовой статус средств массовой информации
  • Конституционные формы народовластия
  • Конституционные основы государственной власти
    • Понятие и сущность государства как конституционного института
    • Принцип разделения властей в современном государстве
    • Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти
  • Избирательное право и избирательные системы современного государства
    • Понятие и принципы избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Избирательные системы
    • Конституционно-правовые гарантии реализации избирательного права граждан
  • Конституционно-правовой статус главы государства
    • Место и роль главы государства в системе разделения властей
    • Полномочия главы государства
    • Политическая и правовая ответственность главы государства
  • Парламент - высший представительный и законодательный орган государственной власти
    • Понятие и структура парламентов
    • Порядок формирования и конституционно-правовые основы роспуска парламентов
    • Полномочия парламента
    • Законодательный процесс и иные парламентские процедуры
    • Правовой статус члена парламента
  • Конституционно-правовой статус правительства
    • Место правительства в системе органов государственной власти
    • Порядок формирования и структура правительства
    • Компетенция правительства и его функции
    • Конституционно-правовая ответственность правительства
  • Конституционные основы судебной власти
    • Судебная система в современном государстве
    • Функции судебной власти
    • Конституционное правосудие
  • Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти
    • Понятие и сущность прокурорско-надзорной власти
  • Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации
    • Статус субъектов федерации
    • Органы государственной власти субъектов федерации
  • Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления
    • Понятие местного управления и самоуправления
    • Модели местного управления и самоуправления
    • Система и компетенция органов местного управления и самоуправления
    • Взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с органами государственной власти
  • Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской Империи, Советского Союза
    • Основы конституционного права Польши
    • Основы конституционного права Финляндии
    • Основы конституционного права Украины
    • Основы конституционного права Белоруссии
    • Основы конституционного права государств Закавказья
    • Основы конституционного права Казахстана
    • Основы конституционного права государств Средней Азии
    • Основы конституционного права Молдовы
    • Основы конституционного права государств Балтии

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет является важнейшей характеристикой государства. Его доктрина, по сравнению с доктринами народного и национального суверенитетов, является исторически первой, введенной в научный оборот, и до сих пор остается одной из самых дискуссионных в теоретико-юридической и государственно-правовой науке. Обобщив имеющиеся точки зрения, государственный суверенитет целесообразно определить как неотъемлемый признак государства, в силу которого государство в лице органов государственной власти выражает единую властную волю, является верховным внутри страны и независимым на международной арене.

Неотъемлемость суверенитета проявляется в том, что с утратой данного признака государство перестает существовать. Именно суверенитет отличает государство от других элементов политической системы и общества в целом. Иными словами, нет суверенитета - нет государства, а суждения о «несуверенном» государстве следует воспринимать только как теоретические конструкции.

Верховенство государства состоит в том, что государственная воля и воплощающая ее верховная государственная власть распространяются на всю территорию государства, на все его население, не зависимо от гражданства, на все организации, учреждения, на других субъектов права и участников правоотношений. В лице органов публичной власти государство управляет обществом. Государственная власть вправе и обязана воспрепятствовать любым проявлениям иной власти в пределах государственных границ и обладает специфическими средствами воздействия, которых нет ни у какой другой власти. К ним относятся законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие, государственный надзор и контроль, армия, полицейские силы и другие вооруженные формирования. Создание подобных формирований иными субъектами преследуется по закону. Часть 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации прямо запрещает создание вооруженных формирований на негосударственной основе. Статья 208 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает за создание не предусмотренного федеральным законом вооруженного формирования, равно как и за руководство им или его финансирование, лишение свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет; существует уголовная ответственность и за участие в нем.

В отличие от государства власть органов общественных объединений распространяется только на тех граждан, которые являются членами этих объединений. Органы общественных организаций и движений не могут нарушать или игнорировать существующие в государстве законы и, тем более, не могут их отменять.

Верховенство государства тесно связано с учредительным характером государственной власти. Государство вправе устанавливать на своей территории основы конституционного строя, основы взаимоотношений с гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства и их статус, территориально-политическое устройство, систему, правосубъектность и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, органов общественных объединений и т.д.

Ни одно из негосударственных объединений людей такими полномочиями не обладает. Подобные действия с их стороны будут квалифицированы как нарушение ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации, запрещающей кому бы то ни было присваивать власть в России. За отступление от этого запрета ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Независимость государства означает его свободу от неправомерного внешнего влияния со стороны других государств и международных организаций при осуществлении собственной политики. Однако подлинной независимостью обладает лишь то государство, в котором функционирует по-настоящему верховная власть, способная признать ничтожным веление любого иного авторитета и отразить любое вмешательство в дела государства извне. В то же время истинное верховенство государства, способное обеспечить конституционный порядок, защитить права, свободы и законные интересы индивида, противодействовать шовинизму, национал-экстремизму, сепаратизму, возможно только в по- настоящему независимом государстве.

В современной литературе принято говорить о внутренней и внешней независимости. Первую следует интерпретировать как свободу от иностранного вмешательства в осуществление внутриполитического курса, а вторую как независимость в области внешней политики.

Единство государства в выражении властной воли или, иными словами, единство государственной власти, следует понимать как реализацию обусловленной суверенитетом многонационального народа России воли государства, осуществляемую на основе единых конституционных принципов через единую систему органов на всей территории государства. Принцип единства системы органов государственной власти закреплен ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации.

Единство государственной власти как один из обязательных элементов («характерных особенностей») государственного суверенитета, В. А. Дорогин ввел в отечественный научный оборот в 1948 году. Конституционный принцип разделения властей не только не исключает, но, напротив, укрепляет единство государственной власти, будучи его неотъемлемым фактором. С другой стороны, единство государственной власти гарантирует четкую организацию воплощения принципа «разделения властей», исключая подмену одних функций и органов другими, обеспечивая их взаимный контроль и взаимную обусловленность.

Различные государственные органы должны не противостоять друг другу, а согласованно взаимодействовать для достижения целей и задач государства. Иначе государственный механизм как система будет разрушен, что приведет к кризису, ослаблению и даже падению государственной власти. Возникающее при этом двоевластие подорвет верховенство государственной воли, что, в свою очередь, способно повлечь утрату ее независимости и исчезновение государственного суверенитета. Противостояние различных функциональных ветвей органов государственной власти делает государство бессильным обеспечить на своей территории конституционный порядок, права и свободы граждан и их общностей. Достаточно вспомнить ситуацию «двоевластия» в России летом 1917 г. или конфронтацию Президента и Правительства нашей страны со Съездом народных депутатов и Верховным Советом в 1993 г., чтобы понять всю опасность подобного состояния.

Будучи элементом содержания государства, суверенитет, в свою очередь, может рассматриваться как особая юридическая форма, о чем С. А. Голунский и М. С. Строгович заявили в 1940 г. Поэтому большинство отечественных ученых считает суверенитет качественной величиной, не допускающей ограничения или деления.

Количественным выражением государственного суверенитета выступает компетенция государства. Это права, обязанности и полномочия, осуществляемые от его лица по конкретным направлениям деятельности (сферам ведения) соответствующими государственными органами или их должностными лицами.

В литературе имеются и другие определения понятия компетенции, но данное определение представляется наиболее полным. Исключение из компетенции сфер ведения не позволило бы сформировать точного представления о месте соответствующего органа или должностного лица в государственно-властной иерархии и об объеме предоставленных ему юридических возможностей. Например, и Федеральное Собрание России, и Законодательное собрание.

Омской области вправе принимать законы, но без учета сфер ведения может показаться, что их законотворческая компетенция идентична. Однако это не так, и в отличие от Федерального Собрания Законодательное собрание Омской области не может законодательствовать в области уголовного, гражданского, процессуального и некоторых других отраслей права.

Полномочия в отличие от прав являются мерой возможного поведения, реализуемой путем применения юридических норм. Она осуществляется от имени государства государственным органом или его должностным лицом и от ее осуществления уполномоченный субъект не вправе отказаться. Например, Государственная Дума Федерального Собрания России от имени государства принимает федеральные законы, о чем прямо указано в частях 1-3 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Никакой другой орган, кроме Думы, не вправе применять эти нормы, это ее прерогатива. В то же время Государственная Дума не вправе отказаться от принятия законов как от вида нормотворческой деятельности и части своей компетенции.

Государственная компетенция осуществляется в экономической, социальной, культурной, оборонной, внешнеполитической, государственно-правовой и других сферах. Ее объем и порядок реализации определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России. В необходимых случаях применяются акты Конституционного Суда Российской Федерации.

Ядром компетенции служат суверенные права государства, под которыми принято понимать минимальный объем компетенции, без которого суверенное государство не может существовать.

Суверенные права, осуществленные в реальной действительности, получили название суверенных признаков государства.

В разные периоды государственно-правовой истории существовали различные взгляды на состав суверенных прав и соответственно суверенных признаков государства.

В настоящее время явно недостаточно ограничивать перечень суверенных признаков государства только верховной властью, территорией и населением, хотя важность каждого из них сомнению не подлежит.

Верховная учредительная власть проявляется в определении наименования государства, в закреплении основ конституционного строя; в установлении характера взаимоотношений между государством, с одной стороны, и человеком, гражданином и обществом в целом, с другой, а также их взаимной ответственности; в выборе формы правления, формы государственного единства, в распределении полномочий между центральной властью и властью составных частей государства; вправе вступать в государственные и межгосударственные союзы и сообщества.

Территория государства является пространственным пределом осуществления государственной власти. Территориальное верховенство государства означает, что верховная государственная власть действует на всей территории государства, распространяясь на всех находящихся на ней субъектов права и участников правоотношений, а сама территория не может быть изменена без согласия государства, выраженного в установленном законом порядке.

Согласно ст. 67 Конституции российская территория включает в себя территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Система собственных высших органов государственной власти олицетворяет государственную власть. В Российской Федерации ее составляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный Прокурор. Эти органы выступают от имени Российского государства в конкретных правоотношениях, представляют и защищают его интересы во внутренней и внешней политике.

О суверенитете государства свидетельствует наличие самостоятельно принимаемых государством Конституции и основанной на ней системы законодательства. Конституция является законом высшей юридической силы, нормы которого имеют не только опосредованное, но и прямое действие. Конституция должна быть реальной и применяться на всей территории государства. Федеральные конституционные законы и федеральные законы должны соответствовать Конституции Российской Федерации, имеют общеобязательный характер и высшую после Конституции юридическую силу. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяется международный договор. Однако такой силой могут обладать не любые договоры, а лишь те из них, которые признаны высшими законодательными органами Российской Федерации в установленном порядке. К сожалению, подобной оговорки статья 15 Конституции не содержит.

Суверенное государство имеет государственную собственность и собственный бюджет. В общегосударственной собственности могут находиться предприятия промышленности, строительства, иные объекты общегосударственного назначения; имущество, приобретенное за счет средств государства; учебные заведения высшего профессионального образования; особо ценные объекты культурного наследия. Сюда же относятся земельные участки и другие объекты, обеспечивающие деятельность государственных органов и Вооруженных Сил, а также имущество самих государственных органов и иное имущество, гарантирующее материальную основу суверенитета того или иного государства.

Государственный бюджет представляет собой форму аккумулирования и расходования денежных средств для осуществления функций государства и обеспечения деятельности органов государственной власти. Принятие бюджета оформляется законом о государственном бюджете, устанавливающем бюджет на конкретный период, сроки и порядок его действия, основные назначения по бюджетным ресурсам и ассигнованиям. В Российской Федерации подобный закон имеет силу и форму федерального закона. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством Российской Федерации.

Неотъемлемым суверенным признаком является наличие единой кредитно-денежной системы, самостоятельная эмиссия собственной денежной единицы и ценных бумаг. В Российской Федерации денежной единицей является рубль. Введение и эмиссия других денег в России не допускается. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации.

Суверенное государство имеет собственное гражданство и самостоятельно решает вопросы его

приобретения и утраты. Граждане представляют наиболее активную в политико-правовом аспекте и полностатусную часть населения государства, связанную с ним взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Граждане составляют основу избирательного корпуса, несут обязанность по защите Отечества, пользуются большим объемом прав и их гарантий по сравнению с негражданами, защитой со стороны государства за его пределами.

Суверенное государство имеет собственные Вооруженные Силы, на которые возложена защита государственных интересов, суверенитета, территориальной целостности государства. Верховным главнокомандующим всеми Вооруженными Силами является глава государства. В России это Президент Российской Федерации.

Суверенному государству присуща полная международно-правовая правосубъектность, т.е. включение в систему мирового сообщества, возможность быть полноправным участником международных отношений, установление дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, вступление в межгосударственные союзы и международные организации.

Признаками суверенного государства является государственный язык и государственные символы.

Государственный язык (другое название - официальный язык) используется в официальном делопроизводстве, законотворчестве, судопроизводстве, обучении в государственных учебных заведениях, а также в других сферах. В полиэтнических государствах может быть один или несколько официальных языков. Например, в России таковым является русский язык, а в Финляндии - финский и шведский языки. Наименования официальных языков закрепляются в конституциях. Советское законодательство использовало понятие «язык межнационального общения».

Республики Российской Федерации вправе иметь собственные государственные языки, функционирующие на их территориях наряду с русским языком. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждому индивиду право на всестороннее развитие и сохранение родного языка, на пользование им.

Конституционно-правовое закрепление основ государственной языковой политики осуществляется ст. 68 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

Государственными символами суверенного государства традиционно считаются государственный флаг, государственный герб, государственный гимн и столица государства.

Государственный гимн (в переводе с греческого - «торжественная песнь») - музыкально-поэтическое

произведение, прославляющее государство, его историю и героев.

Государственный герб - официальная эмблема государства, его отличительный знак, изображаемый на флагах, вымпелах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах.

Государственный флаг - это официальный отличительный знак государства, представляющий собой одноцветное или многоцветное полотнище с государственным гербом или иной эмблемой, либо без таковых. Флаг может отражать общественно-политический строй и форму соответствующего государства.

В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации описание и порядок официального использования государственного флага, государственного герба и государственного гимна определяются, соответственно, Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. №3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

Столица - главный город государства - выделяется, как правило, в самостоятельную административно-политическую единицу с особым режимом управления и статусом. Большинство государств, включая Российскую Федерацию, указывают местонахождение столицы прямо в конституциях. Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции Российской Федерации, столицей нашего государства является город Москва. Ее статус устанавливается федеральным законом.

В настоящее время эту роль играет Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации». Он принят до Конституции 1993 года и по юридической силе приравнен к федеральному закону. Его нормы определяют столицу Российской Федерации как место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Любая насильственная попытка других субъектов международного права ограничить реализацию какого-либо суверенного права государства должна рассматриваться как ущемление государственного суверенитета. Однако отказ от осуществления отдельных суверенных прав или ограничение сферы их реализации на добровольной основе могут иметь место. Это возможно при заключении международных договоров, вступлении в международные организации, и особенно в союзы, содружества, конфедерации государств и иные подобные объединения, когда государства-члены в общих интересах поручают исполнение ряда полномочий органам этих объединений.

Думается, в подобной ситуации принципиально возможно любое ограничение суверенных прав, кроме прав на собственную территорию и учредительную верховную власть. Однако у государства должны быть право на односторонний отказ от договора, от членства в международной организации, а также право на сецессию, т.е. на выход из конфедерации, союза или содружества государств.

Большую роль играет конкретно-историческая обстановка и позиция мирового сообщества. Например, после оккупации Польши гитлеровцами в сентябре 1939 года польское правительство бежало сначала в Румынию, а затем в Лондон. Несмотря на то, что Польша фактически лишилась не только территории, но и верховной власти, мировое сообщество и, прежде всего, страны антигитлеровской коалиции, юридически не признали исчезновения Польского суверенного государства. Они продолжали оказывать польскому народу содействие в борьбе с захватчиками вплоть до освобождения Польши Советской Армией и фактического восстановления ее суверенного статуса.

Представляет интерес проблема суверенитета в условиях федеративного государства. Для Российской Федерации официальную значимость приобрела концепция исключительного суверенитета, согласно которой суверенным должно признаваться только союзное государство в лице федеральной власти. Среди ее сторонников на рубеже XIX-XX вв. были Г. Еллинек, П. Лабанд, В. Уиллоуби. В Российской империи это Н. М. Коркунов и Н. М. Палиенко, а в наши дни - А. Н. Домрин, Д. А. Ковачев, В. И. Лафитский и другие авторы. Официальный статус данной концепции закрепило Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР». Согласно ему, Российская Конституция не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации.

По вопросу о государственном суверенитете есть и иные точки зрения. Например, следуя за Ж. Боденом, многие зарубежные исследователи считают носителем суверенитета не государство, а государственную власть. Достаточно широко (М. А. Аржанов, А. И. Лепешкин, В. С. Шевцов, Л. М. Спиридонов и др.) данная позиция представлена и в отечественной научной литературе. Однако государственная власть не может считаться суверенной сама по себе, ибо ее возникновение связано с появлением государства как особого субъекта управления. Поэтому ее суверенность вторична и возможна лишь постольку, поскольку суверенна соответствующая территориальная организация публичной власти. Не случайно в юридической науке суверенитет традиционно считают таким же признаком государства, что и государственную власть. Разница лишь в том, что первый отличает государство от других элементов политической системы, а вторая - от механизма догосударственной организации управления обществом.

За рубежом достаточно распространено суждение об одновременном обладании государством несколькими суверенитетами. Наличие у него как внешнего, так и внутреннего суверенитетов, ссылаясь на Г.В.Ф. Гегеля, отмечали ряд французских исследователей начала XX века. В том же русле рассуждают С. Н. Бабурин, А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев и другие отечественные иследователи, говоря о «территориальном», «экономическом», природоресурсном и тому подобных «суверенитетах». Подобный спорный подход получил международную признание, примером чего является Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами».

С таким подходом нельзя согласиться, если рассматривать суверенитет как качественный признак. В отличие от количественных, качественные признаки определены не только предметно, но и индивидуально. Каждый из них присутствует у «своего» объекта лишь в единственном числе, в силу чего, например, у млекопитающих при нормальном развитии не бывает особей с несколькими одновременно существующими системами органов зрения, слуха, обоняния, пищеварения и т.д. Аналогичным образом не бывает государств, одновременно обладающих несколькими территориями, несколькими одноуровневыми системами публичной власти или несколькими суверенитетами.

Фактически содержанием территориального суверенитета выступает принцип территориального верховенства. Это распространение государственной власти на всю территорию государства; целостность, неприкосновенность и невозможность изменения государственной территории без согласия в установленном порядке самого государства. То, что называют экономическим суверенитетом, в действительности лишь экономическая сфера реализации государственного суверенитета и суверенной государственной власти, а природоресурсный суверенитет (он же «неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами») не что иное, как экологическая сфера реализации государственного суверенитета.

Вслед за Г. Еллинеком зарубежные исследователи нередко рассматривают суверенитет в качестве альтернативного признака государства. По их мнению, на государственной территории может существовать только один суверенитет. Суверенные субъекты международного права, ставшие членами федерации или присоединенные к империи, продолжая именовать себя государствами и сохраняя определенный объем компетенции, в то же время полностью теряют суверенитет.

Если в отношении субъектов федерации подобный подход допустим, то применительно к отдельно существующим государствам с ним согласиться нельзя. На практике «несуверенные государства» всегда зависимы, хотя наименования их государственно-правовых признаков могут быть аналогичны соответствующим суверенным признакам государства: - «столица», «парламент», «правительство», «гражданство», «бюджет», «конституция», «законы» и т.д. У «несуверенных» государств нет своей денежной единицы (исключение составляло Великое княжество Финляндское в составе Российской Империи и Фарерские острова в Дании), своих вооруженных сил, собственной международной правосубъектности (исключением была Туркестанская АССР в составе СССР), а институт гражданства имеет, как правило, формальный характер.

В зарубежной науке достаточно распространено сведение государственного суверенитета только к независимости (полной независимости) государства или государственной власти. Такое представление подкрепляется, в частности, определением суверенитета в арбитражном решении об островах Пальмас (Нидерланды - США) 1928 года. Там сказано: «Суверенитет в отношении государства означает независимость». Более ста лет назад подобный подход объяснил французский исследователь Депанье (Despagnet). По его мнению, суверенитет в международном праве предполагает, с одной стороны, личность государства, требующую уважения со стороны других государств, и, сверх того, способность этого государства непосредственно вступать в юридические отношения с другими себе подобными.

При создании новых государств первоначальная задача состояла в определении их территории как пространственного предела внутренней власти и ограждение последней от вмешательства других государств и их союзов. В то же время государство и государственная власть не могут не зависеть от существующих на территории государства политических сил и созданных ими политических партий, общественных организаций и движений. Воля народа, его суверенитет есть главный фактор, от которого государственная власть должна находиться в прямой зависимости. В части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации 1993 года прямо заявлено, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Применительно к явлениям внутреннего порядка следует говорить о верховенстве государства и его власти. Г.В.Ф. Гегель и Г. Еллинек подчеркивали, что на ранних этапах формирования государственности церковь была властью, стоявшей над государством. Осознание необходимости верховенства государства внутри страны появилось позже и обусловило второй этап формирования содержания государственного суверенитета.

Однако и к одному только верховенству государства (государственной власти), к его способности повелевать государственный суверенитет тоже сводить нельзя. Некоторые авторы, например, М. Китинг, предлагают ограничить не только власть, но и легитимность государства его собственной территорией. Однако ограничиваться только верховенством нельзя, ибо каждое государство должно не допускать каких-либо ограничений и ущемлений собственных суверенных прав извне.

Наряду с доктриной исключительного суверенитета, ставшей официальной в Российской Федерации, за рубежом существуют и другие концепции обладания суверенитетом в условиях федеративного государства. Одна из них - так называемая «сепаративная теория», признающая суверенитет только за субъектами федерации. Гарантией их суверенного статуса должно являться право на свободную сецессию, или на свободный выход из федерации. За рубежом эту точку зрения впервые высказали М. Зейдель и американский политический деятель Дж. Кэлхаун (Calhoun). В России она не встретила поддержки, если не считать позиций отдельных юристов и политиков, пытавшихся по заданию М. С. Горбачева разработать договор о конфедеративном реформировании СССР.

Швейцарская доктрина федерализма признает суверенными государствами не только федерацию в целом, но и ее субъекты. По мнению Т. Флейнера, у кантонов есть все признаки суверенных государств - территория, население, собственное законодательства, судебная система, своя кантональная исполнительная власть. Их государственные органы легитимны в соответствии с конституцией кантона. Поэтому ст. 3 Конституции Швейцарии нормативно закрепляет суверенитет кантонов. Аналогичную формулировку о том, что штаты свободны и суверенны «во всем, что относится к их внутренним делам» содержит конституция Мексики. В бывшей ЧССР пункт 5 статьи 1 Конституционного закона № 143 от 27 октября 1968 г. «О Чехословацкой Федерации» провозглашал взаимное уважение суверенитета республик наряду с суверенитетом федерации. Данный принцип нашел поддержку у Т. Маунца и других германских государствоведов.

Теория ограниченного суверенитета федеративного государства и государств - его членов была выдвинута американскими юристами А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном и Дж. Джеем в 1787 году. Впоследствии ее поддержали Дж. Кан, М. Ориу а также ряд российских ученых. С их точки зрения предоставление всей суверенной власти только федеральному уровню или только уровню субъектов создает условия для нарушения демократии и установления диктатуры.

Однако данный подход выглядит логически последовательным лишь при сведении суверенитета к сумме полномочий, то есть при его количественной интерпретации. Если рассматривать суверенитет с качественных позиций, как юридическую форму, любое ограничение приведет к исчезновению этого явления. Не случайно еще Ж. Бодэн считал какое-либо ограничение или деление суверенитета невозможным.

В зарубежном государствоведении существует теория делимого суверенитета. Исследователь австралийского и канадского федерализма К. Уильтшайер (Whiltshire) называет федерализм политической системой с уникальным балансом власти через «рассредоточение суверенитета по составляющим ее частям». В его основе - опять-таки разделение полномочий между федеральным уровнем власти и властью субъектов федерации, т.е. все та же попытка количественной интерпретации суверенитета.

Американские авторы В. Лайонс, Дж. Шеб, Л. Ричардсон полагают, что «поделенный суверенитет» усложняет процесс управления, ибо любое основанное на нем федеративное устройство приведет к неизбежной напряженности в отношениях между федеральной властью и властями штатов. Однако, основываясь на таком подходе, правительства штатов и федеральное правительство не имеют права упразднить или изменить структуру друг друга. По мнению Г. Оттосена именно такой подход составляет существо федерализма.

На обладание штатами суверенными правами и даже суверенитетом указывает и Верховный Суд Соединенных Штатов Америки. Например, в решении 1981 года по делу Hondel v. Virginia Surface Mining and Reclamation Association и в решении 1985 года по делу Garcia v. San Antonio Metropolitan Transit Authority, было сказано о «суверенных правах штатов» как о бесспорных атрибутах их суверенитета.

Согласно так называемой дуалистической теории или теории «общего суверенитета» государственный суверенитет един и неделим. Принадлежащий федерации в целом, он реализуется ею только вместе с субъектами, а единая суверенная власть объединяет волю как центра, так и регионов через разграничение компетенции между органами государственной власти федерального и субъектного уровней.

Такой подход находится на стыке позиций П. Лабанда и французского исследователя Л. Дюги. По мнению первого, каждый член федерации есть государственное образование, обладающее собственным кругом полномочий, которые в совокупности с полномочиями органов федерального уровня лежат в основе компетенции государства в целом. Второй следовал в теоретическом русле так называемой «солидаристской» теории государства («теории участия») своего соотечественника Лефюра (Lefur). Французские авторы признавали государственный суверенитет лишь за федерацией в целом, но в отличие от Г. Елинека и других сторонников доктрины «исключительного» суверенитета, отрицали право федеральных органов власти на монопольное формирование воли государства.

Однако еще раньше, в 1873 году, германский исследователь, А. Генель пришел к выводу, что федерация и штаты обладают суверенитетом лишь в единстве друг с другом, в результате их органического взаимодействия. Дальнейшее развитие дуалистического подхода содержится в работах авторитетного современного исследователя федерализма из США Даниэля Элайзера (Элазара).

Из всех подходов к вопросу о суверенитете в федеративном государстве данная теория представляется наиболее убедительной. Она переводит остроту политических дискуссий о его носителях в практическую плоскость распределения компетенции между органами государственной власти федерации и ее субъектов. До революции сторонником этой доктрины был А. С. Ященко, в середине XX века - почти забытый ныне В. А. Дорогин, а в настоящее время - Н. А. Богданова. На практике она воплотилась в Конституции СССР 1977 года, которая исключила упоминание об ограниченном суверенитете союзных республик, породив в научной литературе суждение о гармоничном соединении в СССР суверенитета федерации в целом и суверенитетов его субъектов.