Тест по учебной дисциплине право. Договор - это соглашение. Законодательную власть в РФ осуществляет

ПРАВО - 10 класс

1 - вариант.

Часть I .

1. Одной из форм вы-ра-же-ния права яв-ля-ет-ся:

1) тра-ди-ция 2) дис-по-зи-ция 3) ги-по-те-за 4) пре-це-дент

2. В си-сте-ме ис-точ-ни-ков со-вре-мен-но-го рос-сий-ско-го права при-о-ри-тет имеют:

1) указы Пре-зи-ден-та РФ 2) по-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства РФ

3) пра-во-вые пре-це-ден-ты 4) фе-де-раль-ные за-ко-ны РФ

3 . В Рос-сии к под-за-кон-ным актам от-но-сят:

3) по-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства РФ 4) Кон-сти-ту-цию РФ

4. Право - это ре-гу-ля-тор об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний, обес-пе-чи-ва-е-мый:

1) ис-клю-чи-тель-но силой об-ще-ствен-но-го мне-ния

2) мне-ни-ем ав-то-ри-тет-ных людей

3) при-выч-ка-ми и тра-ди-ци-я-ми людей

4) силой го-су-дар-ствен-но-го при-нуж-де-ния

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об от-рас-лях права?

А. К от-рас-лям част-но-го права от-но-сит-ся пред-при-ни-ма-тель-ское, граж-дан-ское, се-мей-ное право.

Б. К от-рас-лям пуб-лич-но-го права от-но-сит-ся кон-сти-ту-ци-он-ное, ад-ми-ни-стра-тив-ное, уго-лов-ное право.

6 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о нор-ма-тив-ных пра-во-вых актах?

А. Раз-ли-ча-ют сле-ду-ю-щие типы нор-ма-тив-ных актов: кон-сти-ту-ция и иные за-ко-ны, под-за-кон-ные акты.

Б. За-ко-ны от-ли-ча-ют-ся от под-за-кон-ных нор-ма-тив-ных пра-во-вых актов тем, что при-ни-ма-ют-ся ор-га-на-ми ис-пол-ни-тель-ной вла-сти.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7 . Назовите особенности судебного прецедента как источника права:

1) наиболее широкое применение получил в правовых системах Англии, США, Австралии

2) древнейший источник права

3) судебное решение по конкретному делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел

4) право принимать такое судебное решение имеют только высшие судебные органы.

8.

2) фор-маль-ная опре-делённость

3) из-би-ра-е-мость при-ме-не-ния

4) на-прав-лен-ность на уста-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-сти

9. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о видах под-за-кон-ных актов в РФ?

А . Указы Пре-зи-ден-та РФ обя-за-тель-ны для ис-пол-не-ния на всей тер-ри-то-рии Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции.

Б. Акты фе-де-раль-ных ор-га-нов ис-пол-ни-тель-ной вла-сти из-да-ют-ся Со-ве-том Фе-де-ра-ции и Го-су-дар-ствен-ной Думой РФ .

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

10. Ис-точ-ни-ком права яв-ля-ет-ся рас-по-ря-же-ние:

1) Пра-ви-тель-ства РФ 2) Пар-ла-мен-та ас-со-ци-а-ции Со-ве-та Ев-ро-пы

3) по-ли-ти-че-ской пар-тии 4) Кон-сти-ту-ци-он-но-го со-бра-ния

Часть II .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

2.

3. Ниже при-ве-ден ряд ха-рак-те-ри-стик. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к по-ня-тию «пра-во-вая норма». Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) уста-нов-ле-на го-су-дар-ством

2) имеет пись-мен-ную форму

3) пред-став-ле-ние о добре

4) со-дер-жит нор-ма-тив-но-пра-во-вые акты

5) внут-рен-нее по-буж-де-ние

6) охра-ня-ет-ся и за-щи-ща-ет-ся го-су-дар-ством

7) ре-гу-ля-тор об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний

4. Соотнесите элементы правовой нормы с их характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТАКА ЭЛЕМЕНТА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

А. Составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Б. Элемент правовой нормы, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

В. Модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

1. Гипотеза

2. Диспозиция

3. Санкция

5. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Для юри-стов одним из глав-ных про-фес-си-о-наль-ных ка-честв яв-ля-ет-ся уме-ние при-ме-нять пра-во-вые ___________ (А) на прак-ти-ке. Од-на-ко давно из-вест-но, что пре-не-бре-же-ние тео-ре-ти-че-ски-ми во-про-са-ми права ос-но-вы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, на

по-те-ре уве-рен-но-сти в силе ___________ (Б). Для тех людей, ко-то-рые усто-я-ли перед вол-ной пра-во-во-го бес-пре-де-ла, ___________ В) стало одной из основ лич-но-го ми-ро-воз-зре-ния. Для со-вре-мен-ной Рос-сии, воз-рож-да-ю-щей ду-хов-ные тра-ди-ции, очень важно фор-ми-ро-ва-ние у граж-дан пра-во-вой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разо-брать-ся в из-на-чаль-ном смыс-ле права, по-нять его об-ще-ствен-ную ___________ (Д). Одна из ак-си-ом права за-клю-ча-ет-ся в том, что право, так же как и ре-ли-гия, мо-раль, от-но-сит-ся к иде-аль-ной цен-но-сти. Право самым тес-ным об-ра-зом свя-за-но с дру-ги-ми сфе-ра-ми об-ще-ствен-ной ___________ (Е). На-при-мер, связь и от-но-ше-ние по-ли-ти-ки и права легче всего про-смат-ри-ва-ет-ся через по-ня-тие ___________ (Ж)».

Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Часть II I.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности — свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением,

совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект — отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определѐнностью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не

следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

1. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором. (ЕГЭ №21)

2. Как автор определяет соотношение областей регулирования морали и права? Используя обществоведческие знания, подтвердите мнение автора. (ЕГЭ №22)

3. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведѐнном Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности. (ЕГЭ №23)

4. Автор пишет, что нормы морали и права взаимообеспечивают друг друга. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой мысли. (ЕГЭ №24)

5. Вам пред-сто-ит под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «Си-сте-ма права». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. (ЕГЭ №28)

Контрольная работа по теме: «Система и структура права».

ПРАВО - 10 класс

2 - вариант.

Часть I .

1. Ис-клю-чи-тель-ным при-зна-ком фе-де-раль-но-го за-ко-на как ис-точ-ни-ка права в РФ яв-ля-ет-ся:

1) при-ни-ма-ет-ся Фе-де-раль-ным Со-бра-ни-ем РФ

2) не дол-жен про-ти-во-ре-чить Кон-сти-ту-ции РФ

3) обя-за-те-лен к ис-пол-не-нию на тер-ри-то-рии РФ

4) при-ни-ма-ет-ся на ос-но-ва-нии указа Пре-зи-ден-та РФ

2. Какое из пе-ре-чис-лен-ных по-ня-тий обо-зна-ча-ет форму (ис-точ-ник) права?

1) ин-струк-ция 2) пре-це-дент 3) ри-ту-ал 4) це-ре-мо-ния

3. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью пра-во-вой нормы яв-ля-ет-ся:

1) охра-на ин-те-ре-сов со-ци-аль-но не-за-щищённых слоёв на-се-ле-ния

2) из-би-ра-е-мость при-ме-не-ния

3) на-прав-лен-ность на уста-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-сти

4) фор-маль-ная опре-делённость

4 . Нормы права, в от-ли-чие от норм мо-ра-ли:

1) от-ра-жа-ют пред-став-ле-ние о гар-мо-нии че-ло-ве-ка с при-ро-дой

2) вы-ра-жа-ют об-ще-ствен-ное мне-ние

3) пре-пят-ству-ют со-ци-аль-ным из-ме-не-ни-ям

4) со-дер-жат-ся в нор-ма-тив-ных актах

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о си-сте-ме права?

А. В си-сте-ме права пред-став-ле-на его струк-ту-ра, вза-и-мо-дей-ствие норм, ин-сти-ту-тов и от-рас-лей права.

Б. Во мно-гих от-рас-лях права вы-де-ля-ют-ся ин-сти-ту-ты права, ком-пакт-ные груп-пы норм, ре-гу-ли-ру-ю-щие кон-крет-ную об-ласть об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об ис-точ-ни-ках права?

А. Нор-ма-тив-ные акты как ис-точ-ни-ки права в РФ мно-го-об-раз-ны: это и Кон-сти-ту-ция, и кон-сти-ту-ци-он-ный закон, и фе-де-раль-ный закон, и под-за-кон-ный акт.

Б. Все виды нор-ма-тив-ных актов в РФ рав-но-знач-ны по их юри-ди-че-ской силе.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. В центре нормативного подхода к пониманию права находится:

1) сама юридическая норма 2) юридический опыт

3) юридическая практика 4) правовая реальность

8 . Часть правовой нормы, которая подвержена наиболее частым изменениям:

1) санкция 2) гипотеза

3) диспозиция 4) правовая норма может изменяться только целиком

9 . Верны ли следующие суждения о нормативном правовом акте?

А. Нормативный правовой акт - это система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер.

Б . Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

10. Рас-по-ря-же-ния ка-ко-го ор-га-на вла-сти яв-ля-ют-ся ис-точ-ни-ком права?

1) Пар-ла-мен-та ас-со-ци-а-ции Со-ве-та Ев-ро-пы

2) Кон-сти-ту-ци-он-но-го со-бра-ния

3) Пра-ви-тель-ства РФ

4) Ака-де-мии наук РФ

Часть II .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

ГРУП-ПА ОТ-РАС-ЛЕЙ

ХА-РАК-ТЕ-РИ-СТИ-КА

право

Со-во-куп-ность от-рас-лей права, ре-гу-ли-ру-ю-щих от-но-ше-ния, свя-зан-ные с обес-пе-че-ни-ем об-ще-го или об-ще-го-су-дар-ствен-но-го ин-те-ре-са.

Част-ное право

Со-во-куп-ность от-рас-лей права, ре-гу-ли-ру-ю-щих част-ные ин-те-ре-сы, не-за-ви-си-мость и ини-ци-а-ти-ву ин-ди-ви-ду-аль-ных соб-ствен-ни-ков и объ-еди-не-ний в их иму-ще-ствен-ной де-я-тель-но-сти и в лич-ных от-но-ше-ни-ях.

2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

нор-ма-тив-но-пра-во-вой акт

ис-точ-ник (форма) права

су-деб-ный пре-це-дент

есте-ствен-ное право

пра-во-вой обы-чай

3. Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к ис-точ-ни-кам права. Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

4. Соотнесите виды правовых норм и их характеристики

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАВОВЫХ НОРМ

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

А. Каждый обязан соблюдать природу и окружающую среду.

Б. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В. Запрет на создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Управомочивающие нормы

2. Обязывающие нормы

3. Запрещающие нормы

5. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же един-ствен-ном числе. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

«Среди ___________(А) наи-бо-лее зна-чи-мы-ми яв-ля-ют-ся за-ко-ны. За-ко-ны де-лят-ся на две груп-пы — ос-нов-ные и те-ку-щие. К ос-нов-ным за-ко-нам от-но-сят-ся ___________(Б), яв-ля-ю-щи-е-ся фун-да-мен-том для всего за-ко-но-да-тель-ства. В фе-де-ра-тив-ных го-су-дар-ствах, таких как Рос-сия, на-ря-ду с общей кон-сти-ту-ци-ей ос-нов-ные за-ко-ны есть и у каж-дой от-дель-ной тер-ри-то-рии. Ста-биль-ность кон-сти-ту-ции по-ка-зы-ва-ет рав-но-мер-ность раз-ви-тия того или иного ___________(В), его проч-ность и чет-кий ме-ха-низм, а также со-гла-сие среди граж-дан по по-во-ду ос-нов-ных целей и задач раз-ви-тия. ___________(Г) при-ни-ма-ют-ся за-ко-но-да-тель-ны-ми ор-га-на-ми го-су-дар-ства и уста-нав-ли-ва-ют пра-ви-ла в важ-ней-ших сфе-рах жизни об-ще-ства. Чаще всего они объ-еди-ня-ют-ся в ___________(Д), каж-дый из ко-то-рых имеет свою спе-ци-фи-ку. Если кон-сти-ту-ции уста-нав-ли-ва-ют ___________(Е), то за-ко-ны разъ-яс-ня-ют их кон-крет-ное при-ме-не-ние в об-ще-стве и ме-нять-ся они могут зна-чи-тель-но быст-рее вме-сте с из-ме-не-ни-я-ми в жизни людей».

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя сло-ва-ми каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

2) пра-во-спо-соб-ность

3) нор-ма-тив-ные акты

4) пра-во-по-ни-ма-ние

5) кон-сти-ту-ции

6) общие прин-ци-пы

7) го-су-дар-ство

8) те-ку-щие за-ко-ны

9) граж-дан-ство

Часть III.

Право и мо-раль как со-ци-аль-ные ре-гу-ля-то-ры не-из-мен-но имеют дело с про-бле-ма-ми сво-бод-ной воли ин-ди-ви-да и его от-вет-ствен-но-сти за свои дей-ствия. Право и мо-раль как важ-ней-шие эле-мен-ты цен-ност-ной ори-ен-та-ции че-ло-ве-ка не могли бы ни воз-ник-нуть, ни су-ще-ство-вать, если бы че-ло-век не был наделён сво-бод-ной волей. Они об-ра-ще-ны к ра-зу-му и воле че-ло-ве-ка, по-мо-гая ему адап-ти-ро-вать-ся к слож-но-му и из-мен-чи-во-му миру об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний.

Право и мо-раль все-гда об-ра-ще-ны к сво-бод-ной воле ин-ди-ви-да. Вме-сте с тем они вы-сту-па-ют как «ме-ри-ла» этой сво-бо-ды, опре-де-ляя гра-ни-цы сво-бод-но-го по-ве-де-ния лич-но-сти. Но в этой общ-но-сти уже за-ло-же-ны свой-ства, опре-де-ля-ю-щие спе-ци-фи-ку права и мо-ра-ли. Право вы-сту-па-ет в ка-че-стве фор-маль-ной кон-крет-но-ис-то-ри-че-ски обу-слов-лен-ной меры сво-бо-ды. <...>

Право в силу своей при-ро-ды очер-чи-ва-ет сво-бо-ду внеш-них дей-ствий че-ло-ве-ка, оста-ва-ясь ней-траль-ным по от-но-ше-нию к внут-рен-ним мо-ти-вам его по-ве-де-ния. Иное дело - мо-раль, ко-то-рая не толь-ко опре-де-ля-ет гра-ни-цы внеш-ней сво-бо-ды, но и тре-бу-ет внут-рен-не-го са-мо-опре-де-ле-ния лич-но-сти. И в этом смыс-ле мо-раль - не-фор-маль-ный опре-де-ли-тель сво-бо-ды.

Раз-ли-чие ха-рак-те-ра сво-бо-ды в пра-во-вой и нрав-ствен-ной сфе-рах опре-де-ля-ет и раз-ли-чия в ха-рак-те-ре пра-во-вой и нрав-ствен-ной от-вет-ствен-но-сти. Раз-ли-чия в пра-во-вой и мо-раль-ной от-вет-ствен-но-сти со-сто-ят в ха-рак-те-ре мо-ти-ва-ции; в раз-ли-чии пра-во-вых и мо-раль-ных санк-ций и оце-ноч-ных ка-те-го-рий, ле-жа-щих в их ос-но-ве; в раз-ли-чии субъ-ек-тов, при-ме-ня-ю-щих эти санк-ции. <.. .>

Про-во-дя раз-ли-чия между пра-во-вы-ми и мо-раль-ны-ми санк-ци-я-ми, сле-ду-ет учи-ты-вать кон-крет-но-ис-то-ри-че-ские усло-вия, в ко-то-рых дей-ству-ют эти со-ци-аль-ные ре-гу-ля-то-ры. Боль-шая жёсткость пра-во-вых санк-ций по срав-не-нию с мо-раль-ны-ми - это не уни-вер-саль-ное от-ли-чие, су-ще-ство-вав-шее во все эпохи и во всех об-ще-ствах. Сте-пень жёстко-сти мо-раль-ных санк-ций, как и пра-во-вых, была раз-лич-ной в раз-ные пе-ри-о-ды у раз-лич-ных на-ро-дов; кроме того, мо-раль-ные за-пре-ты не-ред-ко ста-но-ви-лись пра-во-вы-ми, а пра-во-вые - мо-раль-ны-ми.

Нель-зя рас-смат-ри-вать в ка-че-стве аб-со-лют-но-го и такой при-знак от-ли-чия пра-во-вых санк-ций от мо-раль-ных, как фор-маль-ная их опре-делённость. Ис-сле-до-ва-ния эт-но-гра-фов по-ка-зы-ва-ют, что за-ча-стую мо-раль-ные за-пре-ты имели фик-си-ро-ван-ную шкалу санк-ций.

Спе-ци-фи-ка пра-во-вых санк-ций со-сто-ит не в их жёстко-сти и фор-маль-ной опре-делённо-сти, а в спо-со-бах обес-пе-че-ния, ко-то-рые не-раз-рыв-но свя-за-ны с го-су-дар-ством, рас-по-ла-га-ю-щим осо-бым на-бо-ром средств и ин-сти-ту-тов, спо-соб-ных при-нуж-дать к со-блю-де-нию пра-во-вых норм.

( Е. А. Лукашёва )

1. Какую роль право и мо-раль иг-ра-ют в жизни ин-ди-ви-да? Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста, при-ве-ди-те три по-зи-ции .(ЕГЭ №21)

2. В чём, по мне-нию ав-то-ра, со-сто-ят раз-ли-чия пра-во-вой и мо-раль-ной от-вет-ствен-но-сти? С опо-рой на текст ука-жи-те три раз-ли-чия. (ЕГЭ №22)

3. В чём, на взгляд ав-то-ра, со-сто-ит спе-ци-фи-ка пра-во-вых санк-ций? Ис-поль-зуя зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, на-зо-ви-те любые два ин-сти-ту-та, спо-соб-ных от имени го-су-дар-ства при-нуж-дать к со-блю-де-нию пра-во-вых норм. (ЕГЭ №23)

4. Автор счи-та-ет, что «право и мо-раль все-гда об-ра-ще-ны к сво-бод-ной воле ин-ди-ви-да». Со-глас-ны ли Вы с этим мне-ни-ем? С опо-рой на текст и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния при-ве-ди-те три ар-гу-мен-та (объ-яс-не-ния) в за-щи-ту своей по-зи-ции. (ЕГЭ №24)

5. Вам пред-сто-ит под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. (ЕГЭ №28)

Контрольная работа

Тест по теме «Право»

1. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения называется:

а) нормой морали; в) правовой нормой;

б) партийной нормой; г) традиционной нормой-обычаем.

2. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается:

а) силой общественного мнения; в) голосом совести;

б) силой традиции; г) силой государства.

3. К специфическим признакам права не относится:

а) закрепление норм в законах и иных государственных актах;

б) обеспеченность действия государственным принуждением;

в) общеобязательность исполнения;

г) поддержка только силой общественного мнения;

д) нацеленность на четкое определение меры свободы.

4. Какие нормы лежат в основе права:

а) моральные нормы; в) политические нормы;

б) юридические нормы; г) социальные нормы.

5. Найдите лишнее. Нормы права подразделяются на:

а) запрещающие; в) обязывающие;

б) управомочивающие; г) предписывающие.

6. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в:

а) Гражданском кодексе РФ; в) Конституции РФ;

б) Меморандуме о правах человека; г) Декларации прав человека и гражданина.

1.Правила поведения, установленные и охраняемые государством, называются

1)правовыми

2)религиозными

3)моральными

4)эстетическими

2.Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле,-это

1)обычаи и традиции

2)моральные нормы

3)эстетические нормы

4)правила этикета

3.Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном,

то есть

1)традициям

2)этическим нормам

3)эстетическим нормам

4)правилам этикета

4.Моральные нормы, в отличие от правовых

1)регламентируют поведение людей

2)содержатся только в священных книгах

3)обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4)осваиваются в процессе социализации

5.Силой государства обеспечиваются нормы

1)моральные

3) правовые

3)эстетические

4)религиозные

6.Отклоняющееся поведение всегда

1)наносит ущерб обществу

2)причиняет вред личности

3)нарушает нормы права

4)не соответствует социальным нормам

7.Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или

социальной группы, называется:

1)девиантным

2)обычное

3)правовое

4)преступное

8.Новаторство и изобретательство - это формы

1)негативного отклоняющегося поведения

2)позитивного отклоняющегося поведения

3)неправомерного поведения

4)неотклоняющегося поведения

А: В ситуации, когда правовые нормы соответствуют требованиям морали, гражданину проще их

принять и соблюдать.

Б: В правовых нормах выражено общественное мнение по поводу того или иного поступка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А: Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.

Б: Нормы права закрепляют в официальных формах моральные ценности общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А: Уголовная ответственность следует за совершение проступков.

Б: Уголовная ответственность применяется к отдельному человеку, а не к организациям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.Уголовная ответственность наступает за

1)нарушение внутреннего трудового распорядка на предприятии

2)неисполнение договорных обязательств имущественного характера

3)нарушение правил пользования газом в быту.

4)причинение тяжкого вреда здоровью

13.Является гражданско-правовым правонарушением

1)кража сотового телефона

2)неуплата кредита

3)незаконная врезка в городскую водопроводную сеть.

4)торговля продуктами питания с нарушением санитарных норм

14.Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) торговля продуктами питания без сертификата качества

2)невыполнение условий договора

3)появление на работе в нетрезвом состоянии

4)наезд на пешехода

15.Кто из перечисленных ниже лиц не подлежит уголовной ответственности?

1)юридические лица

2)должностные лица

3)граждане, достигшие 16 лет

4) граждане, достигшие 18 лет

16.Видом дисциплинарной ответственности является

1)конфискация

2)административный арест

3)выговор

4)штраф

17.Н. приобрел на « черном рынке» пистолет для самообороны и защиты своего имущества от

бандитов. Какой вид правонарушения он совершил?

1)дисциплинарный проступок

2)преступление

3)административный проступок

4)гражданский проступок

18.Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:

1)являются регулятором поведения людей

2) их нарушитель испытывает всеобщее осуждение

3)возникли вместе с человеческим обществом

4)обеспечиваются государством через аппарат принуждения

А: Преступление может быть совершенно только действием.

Б: Причинение вреда нападающему в состоянии необходимой обороны не является преступлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20.Является преступлением

1)неоплаченный проезд в городском транспорте

2)невыполнение долгового обязательства

3)вырубка елки в городском парке

4)мошенничество

А1. К правовой обязанности граждан относится:

1) оплата коммунальных услуг

2) выполнение контрольной работы

3) помощь в хозяйственных домашних делах

4) переезд в другой город

А2. Полная дееспособность физических лиц наступает:

1 ) с рождении 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет

A3. Верно ли, что:

А) право зародилось в древности;

Б) пра-во не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?

верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) субъектами правоотношений мо-гут быть физические и юридические лица;

Б) чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать право-способностью

И дееспособностью?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«право». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) закон

2) дееспособность

3) нормативно-правовой акт

5) социальная норма

6)обычай

С 1. Что такое правоотношение? Назовите три элемента правоотношения

Вариант 2

А1. Субъектом правоотношения является: |

1) гражданин, сдавший квартиру в аренду

2) арендная плата за квартиру

3) право гражданина сдать квартиру в аренду

4) сосед, живущий в квартире напротив

А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:

1) директора фирмы 2) коллектив предприятия

3) коммерческий банк 4) владельца автомобиля

A3. Верно ли, что:

А) юридическая обязанность связана с должным поведением, предписанным нормами

Права участника правоотношения;

Б) юридическая обязанность предписывает действовать в интересах носителя права?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием;

Б) правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособ-ностью?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Что является элементами правоотношения?

1) субъект 2) объект 3) мотив 4) цель 5) содержание 6)действие
1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?

а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

б) это присяга на верность государству;

в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей и т.д.

2. Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово «Конституция»?

а) в 1905 г.; б) в 1918 г.; в) в 1924 г.

3. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

а) 22 августа 1991 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 6 октября 1994 г.

4. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?

а) промышленный потенциал; б) государство; в) человек, его права и свободы.

5. На что, по Конституции, направлена политика Российского государства?

а) на укрепление «силовых» министерств; б) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества; в) на приобретение иностранных займов.

6. Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных, правовых государств?

а) о государственных символах; б) о судебной системе; в) о правах человека.

7. Где, главным образом, представлены основные положения прав человека в российском законодательстве?

а) во 2-ой главе Конституции РФ; б) в Меморандуме о правах человека; в) в Государственной записке о правах человека.

8. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-ой главе Конституции РФ?

а) санкции за нарушения прав; б) обязанности; в) меры поощрения.

9. Государственную власть в РФ осуществляют:

а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ; в) Центральный Банк РФ; г) Демократическая партия России; д) Федеральное Собрание; е) Правительство РФ; ж) аппарат президента РФ; з) суды РФ.

10. Чем является, по государственному устройству, Россия?

а) Федерацией; б) конфедерацией; в) унитарным государством.

11. Кто является главой государства в РФ?

а) Председатель Правительства; б) Президент; в) Председатель Госдумы.

12. Как называется парламент (представительный и законодательный орган) РФ?

а) Национальное Собрание; б) Верховный Совет; в) Федеральное Собрание.

13. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ?

а) Совет Министров РФ; б) Кабинет Министров РФ; в) Правительство РФ.

14.Правосудие в РФ осуществляется:

а) правительством; б) только судами; в) администрацией на местах.

Вариант № 3

1. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой?

а) Указ Президента;

б) закон;

в) постановление правительства;

г) приказ министерства.

2. Что определяется как деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме:

а) правотворчество;

б) правоприменение;

в) кодификация;

г) толкование права.

3. Какой нормативный правовой акт является подзаконным:

а) Конституция РФ;

б) постановление Правительства РФ;

в) приговор суда;

г) федеральный закон.

4. Из каких элементов состоит форма государства?

а) Форма правления;

б) Форма правления и политический (государственный) режим;

в) Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим;

г) Форма правления, форма государственного устройства.

5. Определите, каково соотношение понятий социальная норма и норма права?

а) это тождественные понятия;

б) социальные нормы - это часть норм права;

в) нормы права - это часть социальных норм;

г) эти понятия логически не связаны.

6. Россию как демократическое государство характеризует принцип...

а) отделения религии от государства;

б) верховенства права;

в) разделения властей;

г) назначения парламента главой государства.

7. Предмет конституционного права составляют...

а) общественные отношения, связанные с функционированием высших органов государства;

б) общественные отношения, связанные с функционированием всех органов государственной власти и органов местного самоуправления;

в) общественные отношения, связанные с правовой охраной основного закона государства;

г) общественные отношения, связанные с закреплением и регулированием правового статуса личности.

8. К личным правам человека и гражданина не относится...

а) право на свободу мысли и слова;

б) право на достоинство личности;

в) свобода совести и религиозного вероисповедания;

г) право избирать и быть избранным.

9. В предмет административного права входят управленческие отношения:

а) между гражданами;

б) между гражданином и органом исполнительной власти;

в) между гражданином и общественным объединением;

г) между физическими и юридическими лицами.

10. Договор - это соглашение:

а) об установлении гражданских прав и обязанностей;

б) об изменении гражданских прав и обязанностей;

в) об установлении и прекращении гражданских прав и обязанностей;

г) об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей.

11. Вина-это:

а) сознательное совершение преступления;

б) способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения преступления;

в) особое психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности;

г) совершение преступления с определенным умыслом.

12. В соответствии с уголовным законам целями наказания являются:

а) проявление государственной репрессии;

б) предупреждение совершения новых преступлений лицом, к которому наказание применяется;

в) восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений;

13. Все ли уголовные наказания назначаются по приговору суда?

а) да, абсолютно все;

в) нет, отдельные наказания (штраф, арест) накладываются административными органами;

г) нет, только за тяжкие преступления.

14. Признается ли в РФ гражданский брак в качестве института семейного права?

б) нет;

в) да, если имеются несовершеннолетние дети;

г) да, если брак является церковным.

15. Какая отрасль права относится к публичному праву:

а) гражданское право;

б) трудовое право;

в) конституционное право;

г) семейное право.

16. Государственная деятельность по разработке и принятию нормативных правовых актов называется...

а) зашитой правовых норм;

б) развитием отношений;

в) реализацией правовых норм;

г) правотворчеством.

17. К какому виду прав относится право на неприкосновенность частной жизни:

а) политическим;

б) гражданским (личным);

в) социально-экономическим;

г) культурным.

18. Законодательную власть в РФ осуществляет...

а) Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) Федеральное Собрание РФ;

г) Суды РФ.

19. Элемент состава административного правонарушения, который заключается в психическом отношении правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям, называется:

а) субъективная сторона;

б) субъект;

в) объективная сторона;

г) объект.

20. Право собственности включает в себя:

а) правомочия владения и распоряжения имуществом;

б) правомочия владения, управления и распоряжения имуществом;

в) правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом;

г) правомочия распоряжения имуществом.

21. Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений характеризуется такими чертами, как:

а) равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников;

б) равенство, соблюдение интересов другой стороны, имущественная самостоятельность участников;

в) зависимость прав участников отношений от их материального и социального положения;

г) отсутствие права на защиту участниками отношений их имущественных интересов.

22. Основанием уголовной ответственности является:

а) совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления;

б) виновное причинение вреда;

в) вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

г) приговор суда.

23. Уголовный закон определяет...

а) какие общественно опасные деяния признаются виновными;

б) какие общественно опасные деяния признаются преступлениями;

в) какие доказательства признаются косвенными;

г) какие общественно опасные деяния не признаются преступлениями.

24. Брачная правоспособность по общему правилу наступает:

в) 18 лет;

25. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?

а) для корпоративных норм;

б) для норм права;

в) для норм морали;

г) для всех социальных норм.

1. Признаки государства - это:

  • 1) территория;
  • 2) народ;
  • 3) правитель;
  • 4) суверенитет;
  • 5) власть;
  • 6) налоги и сборы.

2. Конституция РФ была принята:

  • 1) 12 декабря 1990 г.;
  • 2) 12 ноября 1990 г.;
  • 3) 12 декабря 1993 г.;
  • 4) 12 февраля 1993 г.

3. Источниками права являются:

4. Юридическими функциями права являются:

  • 1) регулятивная;
  • 2) охранительная;
  • 3) функция социального контроля.

5. В судебную власть входят:

6. Правоспособность у физического лица возникает:

  • 1) одновременно с дееспособностью;
  • 2) с момента рождения;
  • 3) после возникновения дееспособности.

7. Возможна ли пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя?

  • 1) нет, трансплантация органов и (или) тканей человека производится только с письменного согласия реципиента;
  • 2) возможна в тех случаях, если реципиент не достиг 18 лет либо признан недееспособным;
  • 3) возможна, когда промедление угрожает жизни реципиента, а получить согласие невозможно.

8. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента допускается:

  • 1) если они стали известны в ходе обучения;
  • 2) родителям в случае неблагоприятного прогноза развития болезни;
  • 3) по запросу органов дознания и следствия;
  • 4) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий;
  • 5) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

9. Какие сведения составляют врачебную тайну?

  • 1) информация о состоянии здоровья пациента;
  • 2) информация о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента, а также сведения при тяжелом состоянии больного в отношении его самого;
  • 3) информация о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента.

10. Лицензия - это:

11. Право на занятие частной медицинской практикой может быть реализовано в РФ при наличии:

  • 1) диплома о высшем или среднем медицинском образовании;
  • 2) диплома о высшем или среднем медицинском образовании, сертификата специалиста и лицензии на избранный вид деятельности;
  • 3) диплома о высшем медицинском образовании и лицензии на избранный вид деятельности.

12. Работники с высшим медицинским или фармацевтическим образованием могут быть допущены к практической деятельности после прохождения переподготовки или на основании проверочного испытания, если они не работали по своей специальности:

  • 1) более 5 лет;
  • 2) более 10 лет;
  • 3) более 3 лет.
  • 5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • 6) право на неприкосновенность личности.
  • 15. Субъектом незаконного производства аборта является: