Тгп в схемах и таблицах малько. Александр Малько - Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие. Предпосылки происхождения государства

(схемы и комментарии)

Санкт-Петербург

Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под общ. ред. . СПб., 20с.

В работе в сжатой, схематической форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по теории государства и права.

Простота и доступность излагаемого материала позволяет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины , а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рецензенты:

-" кафедра теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета (заведующая кафедрой доктор юридических наук, профессор);

-" доктор юридических наук, профессор

Введение

Теория государства и права - базовая фундаментальная юридическая наука, формирующая свои выводы и рекомендации для всех дисциплин политико-правового профиля, оказывающая значительное влияние на формирование мировоззрения будущих юристов, воспитание у них высокого уровня правовой культуры.

Современное развитие российской государственно-правовой системы связано с признанием приоритета прав человека, становлением рыночных отношений, формированием основных институтов гражданского общества и правового государства. Эти и другие процессы, происходящие в сегодняшней России предполагают научное осмысление и обусловливают необходимость совершенствования теории права и государства как науки и как учебной дисциплины.

Изложенные обстоятельства определяют и особенности преподавания учебных курсов теории государства и права. Компетентность, профессионализм, знание дела, культура, образованность, чувство нового - таковы основные требования, которые общество предъявляет к гражданам и, прежде всего, к работникам госаппарата , в том числе и к сотрудникам органов внутренних дел.

Новые издания вузовской литературы основываются на использовании уже накопленного опыта в преподавании данного предмета. При этом подчеркивается необходимость в издании новых учебников, курсов лекций, пособий, методических рекомендаций , базирующихся на ныне действующей Конституции, текущем законодательстве, учитывающих идущие в обществе социально-экономические, политические, духовные и иные процессы.

Логико-тематическое расположение схем, а также категорий и понятий общей теории государства и права позволяет рационально организовать работу обучаемых на лекциях, семинарах и практических занятиях, при изучении конкретной темы курса. Работа с учебно-методическим пособием в определенной степени облегчит изучение предмета и будет содействовать формированию у студентов и слушателей юридического мировоззрения и правовой культуры.

Особую помощь предлагаемое учебно-методическое пособие может оказать при написании курсовых работ , а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

В процессе работы над предлагаемым пособием были систематизированы и переработаны определения и схемы уже публиковавшиеся ранее в различных работах научного и учебно-методического характера, кроме того, отдельные блоки разработаны авторским коллективом и публикуются впервые.

Авторский коллектив надеется, что предложенное учебно-методическое пособие может быть с большой пользой использовано обучаемыми как при изучении курса теории государства и права, так и при изучении отраслевых дисциплин, таких как конституционное, административное, уголовное, гражданское право и т. д.

Тема 1. Теория государства и права как юридическая наука (общая характеристика)

1.1. Понятие и классификация юридических наук.

НАУКИ

Социальные Естественные

история физика

политология социология химия

экономические биология

юридические

В самом общем виде понятие науки можно сформулировать как систематизированное знание об окружающей человека природе. В зависимости от сферы исследовательских интересов, все науки подразделяются на естественные, имеющие объектом исследования объективную реальность, существующую независимо от человеческого сообщества, (физика, химия, биология, математика и т. д.) и социальные - изучающие процессы общественной жизнедеятельности (социология, политология, экономика, правоведение).


Правовая наука - это система полных и всесторонних знаний о праве и государстве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных принципов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данных явлений.

Правоведение (система юридических наук) - это отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение (изучение) государственно-правовой действительности.

Юридические науки, в комплексе составляющие правоведение, занимают важное место в группе социальных наук. В целом, все они изучают общественные отношения, урегулированные правом. При этом научный интерес представляют различные с точки зрения социально-правовой оценки варианты поведения (правомерного, юридически нейтрального, противоправного). Существует множество критериев классификации юридических наук, однако, наиболее часто, создание специфических научных групп происходит по предметно функциональному принципу.

1.2. Философия права как мировоззренческая основа юридической науки.

Философия права - это область научного знания, в рамках которой конкретизируется (применительно к правовой действительности) «первичная философия» и показывается каким образом всеобщая сущность мироздания соотносится с бытием личности, бытием права.

Предмет философии права составляют проблемы историко-логического познания права, волевой природы права, сущности и содержания правового воздействия на государство и общество, соотношения свободы и права.

Философия права составляет методологическое и мировоззренческое основание общей теории права и государства.


"

Светское направление изучения философии права можно подразделить на этико-абсолютистское (,) и этико-релятивистское (,).

Этико-абсолютистская концепция отстаивала неизменность и вечность основных моральных принципов, ценностей, признавая лишь историческое развитие понятий об этих ценностях, то есть постепенное их уяснение в ходе исторического развития человечества.

Представители этико-релятивистской концепции полагали, что нормы морали подвержены в такой же степени исторической изменчивости, как и иные социальные нормы.

Религиозно-этические концепции рассматривали право как продукт духовной, идеальной деятельности. Основным фактором формирования права являлись высшие разумно-этические начала, которые представлялись в виде Абсолютной Идеи, Абсолютного Духа, Абсолютного Разума, Бога.

Сторонники данного направления (,) предпринимали попытку отыскать реализуемую в действующем законодательстве идею права.


"

1.3. Основные группы юридических наук.

Система юридических наук представляет собой комплексную структуру, элементами которой являются историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые и прикладные (специальные) науки.

ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ

теория история история политических

государства и права государства и права и правовых учений

Предметом изучения историко-теоретических наук являются наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, которые рассматриваются в динамике исторического развития.

Теория государства и права - изучает наиболее общие закономерности государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место.

История государства и права - исследует реальную историческую действительность, связанную с возникновением права и государства, их развитием и функционированием в конкретной исторической обстановке и строгой хронологической последовательности.

История политических и правовых учений - изучает процесс возникновения, развития различных политических и правовых взглядов и течений о возникновении, сущности и развитии государства и права.


"

ОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

юридическая правовая

психология статистика

Предметом изучения специальных (прикладных) наук являются юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственно-юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые отношения, возникающие в области общей психиатрии).

1.4. Место теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущую роль в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств. Во-первых, теория государства и права характеризует государственно-правовые системы как обобщенно-абстрактные конструкции, при этом для теоретика не имеет существенного значения, существует ли данная система в реальности, либо же в качестве предмета изучения берется теоретическая модель. В свою очередь история государства и права рассматривает возникновение и развитие на различных исторических этапах реальных государственных институтов и правовых механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует теоретические взгляды, концепции, доктрины, посвященные идеальным моделям государства и права. Во-вторых, теория государства и права, являясь методологической наукой, «вооружает» исследователя познавательным инструментарием, позволяет уяснить сущность и содержание основных приемов и способов юридического мышления, раскрывает значение наиболее важных принципов юридической техники.

Таким образом, говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, нужно сказать о том, что:

Теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные при изучении теории знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках (например абстрактное понятие нормы права приобретает реальное содержание в рамках уголовного, конституционного, гражданского права, где речь идет о соответствующих этим отраслям юридических нормах);

-" теория государства и права является методологической юридической наукой. Без знания основных частно-правовых методов исследования, невозможно получить достоверную информацию в сфере юриспруденции.

1.5. Функции теории государства и права.


ФУНКЦИИ

Т ЕОРИИ Г ОСУДАРСТВА И П РАВА

Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука выполняет ряд функций: познавательную, онтологическую, эвристическую, идеологическую, прогностическую.

Познавательная функция выражается в познании и объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Онтологическая функция - в рамках указанной функции происходит познание существа государственно-правовых явлений.

Эвристическая функция открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

Идеологическая функция способствует утверждению принципов правового государства, обеспечению правовой пропаганды и правового воспитания.

Прогностическая функция позволяет выдвигать научные гипотезы дальнейшего развития права и государства.

1.6. Предмет теории государства и права.

Предмет любой науки – это то, что данная научная дисциплина изучает. Соответственно, предметом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве неразрывно связанных, взаимодействующих категорий. Однако наряду с теорией комплексный подход к изучению государственно-правовых явлений предполагает и другие юридические науки (история государства и права, история политических и правовых учений, политология и др.). Особенность предмета теории государства и права состоит в следующем: Во-первых, общая теория государства и права рассматривает государство и право «вообще», т. е. дает этим явлениям абстрактно-обобщенную характеристику (в отличие от истории государства и права, предмет которой составляют модели политико-правовых систем, существовавшие в реальных государствах на различных этапах общественного развития, или же от истории политических и правовых учений, изучающей идейно-теоретические представления наиболее известных мыслителей (философов, юристов, политиков) касающиеся становления и развития государства и права). Во-вторых, теоретико-правовая наука, являясь базовой, фундаментальной юридической наукой, уделяет серьезное внимание анализу основополагающих юридических понятий, являясь своеобразной «юридической азбукой». В курсе теории государства и права раскрывается сущность и содержание таких фундаментальных категорий и понятий как сущность государства и права, правовое сознание и законность и т. д. В-третьих, теория государства и права изучает понятия и категории общие для всех юридических наук, используя при их формулировании опыт отраслевых юридических наук. Наконец, в четвертых, теория государства и права исследует технико-юридические аспекты права (особенности правотворчества, правоприменения, юридической ответственности и т. д.), рассматривая право как систему общеобязательных и общезначимых социальных регуляторов, а государство как механизм, гарантирующий действенность и реальную жизненную силу правовых предписаний.

Таким образом, предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.

1.7. Методология и методы теории государства и права.


"

МЕТОДОЛОЛОГИЯ

Т ЕОРИИ Г ОСУДАРСТВА И П РАВА

всеобщий философский метод материалисти

метод ческой диалектики

анализ, синтез, индукция, дедукция,

абстрагирование, прогнозирование

общие методы

специальные методы статистический, психологический, конкретно - социологический, математический

частные методы правовой науки формально-юридический, сравнительного

правоведения, технико-юридический

Методология теории государства и права включает в себя комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

"

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ (ПОДХОДЫ) ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики, расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

Частно-правовые методы – это способы познания, выработанные непосредственно теорией права и государства. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в "чистом" виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.).

Тема 2. Происхождение государства.

2.1. Предпосылки происхождения государства.


Экономические предпосылки:

-" переход от присваивающей природы к преобразующей (выделение скотоводства и земледелия; появление ремесел);

-" появление института частной собственности и основанных на собственности товарно-обменных отношений;

-" усложнение отношений в сфере производства, присвоение, распоряжение частной собственностью и, как результат, углубление экономических противоречий между членами сообщества.

Социальные предпосылки:

-" запрет на кровосмешение (табу на инцест);

-" смена полигамных отношений моногамными; появление семьи в современном смысле понятия;

-" утрата родовой общиной социальной однородности, основанной на кровном родстве;

-" формирование новых видов социальных связей (семейных, производственных, товарно-обменных);

-" усложнение структуры социальной организации сообщества (преобразование родов в племена и союзы племен).

Политические предпосылки:

-" выделение института публичной власти. Власть перестает быть общесоциальной категорией и приобретает централизованный, профессиональный характер. Централизованный характер власти предполагает сосредоточение властных полномочий в руках ограниченного круга лиц, которые реализуют управленческую функцию на профессиональной основе;

-" передача властных полномочий осуществляется по воле самих властителей (а не по воле всего общества), либо в порядке процедуры наследования;

-" для поддержания собственной жизнедеятельности представители властных структур начинают изымать часть общественно-полезного продукта. Таким образом складываются предпосылки возникновения налоговой системы ;

-" в целях поддержания собственной безопасности и обеспечения производимых сборов формируются особые социальные группы (дружины, стража и т. д.), являющиеся прообразом силовых структур государственного механизма.

Географические предпосылки:

2.2. Основные теории происхождения государства

В науке существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории государства и права были высказаны и обоснованы с той или иной степенью достоверности десятки самых разных гипотез. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в научной литературе теории происхождения государства:

Теологическая теория.

На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые - теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви, папа - наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских. Уже философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по кодексу Юстиниана государь является посланником Божьим на земле.

В средневековой Европе, в трудах ученых – теологов (и, в частности, в работах классика католицизма – Фомы Аквинского), необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой - из предопределенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению. Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, Фома Аквинский утверждал Божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т. е. в разуме Бога.

Теория общественного договора.

Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт - общественный договор.

Свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIIIвв. (Гуго Гроций, Спиноза - Голландия; Т. Гоббс, Дж. Локк - Англия; - Франция; А. Радищев - Россия и т. д.). Столь пристальный интерес к названной теории объясняется тем, что многие обоснованные в ней положения (неотчуждаемость личных прав и свобод, делегирование властных полномочий, юридическая ответственность государственной власти и т. д.) были использованы в качестве структурных элементов политической программы третьего сословия (буржуазии) в ходе борьбы с королевским абсолютизмом.

Поскольку люди являются по природе свободными, равными и независимыми, полагали приверженцы данного теоретического направления, то никто не может быть подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Поэтому единственно возможным средством для выхода из естественного состояния и подчинения людей политической власти является «Соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, безмятежно и мирно жить». В основу первоначального договора, по мнению основателей договорной теории, должно было быть положено условие о подчинении всех его участников большинству. Действительно, если для вступления в государство требуется согласие каждого отдельного лица, то после образования государства, оно действует согласно воле большинства. Для того, чтобы государство способно было выступать как единое целое и продолжать оставаться единым сообществом, необходимо, чтобы это целое двигалось туда, куда влечет большая сила, которую составляет согласие большинства. Поэтому каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.

Классовая теория

Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического характера). По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса - Германия; , - СССР; Мао-Цзе-Дуна - Китай), государство появляется как объективный результат социального развития . Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) интересами, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства сущностью которого стало принуждение одного класса другим. В отличие от договорного государства, возникающего по воле всех членов общества и необходимого для защиты прав и свобод большинства, классовое государство «есть орган классового господства, угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является по мнению авторов классовой теории идеальным вариантом модели социального развития.

Теория насилия

Исходным моментом рассуждений авторов данной теории (Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер) является утверждение о насильственном характере возникновения государства. По их мнению государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших».

При этом насилие рассматривается Е. Дюрингом не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, которое порождает единство противостоящих друг другу «элементов»: государств - победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов.

Тема 3. Типология государства.

Стремление к выявлению сути и природы государства обусловливает необходимость систематизации государств, в ходе которой последние начинают рассматриваться как сложные управленческие системы, регламентирующие социальные отношения практически во всех сферах жизни общества (политике, экономике, науке и т. д.).

Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся функциональную сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей эпохой и характеризующихся общими признаками.

3.1. Формационный подход в типологии государства.


"

Отмечая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государства, следует выделить два основных научных подхода: формационный и цивилизационный. Суть первого (формационного) заключается в понимании государства как системы взаимосвязанных экономических (базисных) отношений, предопределяющих формирование надстройки, объединяющей социальные, политические, идеологические отношения. Сторонники данного подхода рассматривают государство как специфический социальный орган, возникающий и отмирающий на определенном этапе развития общества – социально-экономической формации. Деятельность государства при этом носит преимущественно принудительный характер и предполагает силовые методы разрешения классовых противоречий, возникающих вследствие конфликта между передовыми производительными силами и отсталыми производственными отношениями. Основными историческими типами государств в соответствии с формационным подходом являются государства эксплуататорского типа (рабовладельческие, феодальные, буржуазные), характеризуемые наличием частной собственности (рабы, земля, средства производства, прибавочный капитал) и непримиримыми (антагонистическими) противоречиями между классом угнетателей и классом угнетенных. Нетипичным для формационного подхода является социалистическое государство, возникающее в результате победы пролетариата над буржуазией и знаменующее собой начало перехода от буржуазной к коммунистической (безгосударственной) общественно-экономической формации. В социалистическом государстве на смену частной собственности на средства производства приходит собственность государственная (общенародная); противоречия между классами перестают носить антагонистический характер; имеет место тенденция к слиянию основных классов (рабочих, крестьян, прослойки трудовой интеллигенции) и образованию единой социально-однородной общности – советских людей; государство продолжает оставаться «силовым механизмом принуждения», однако меняется направленность мер принудительного характера – из аппарата порабощения одним классом другого, государство превращается в инструмент обеспечения и защиты интересов сообщества на международной арене, гарантии законности и правопорядка в самом государстве. Отмечая положительные черты данного подхода следует прежде всего отметить его конкретность, позволяющую достаточно четко обозначить основные исторические типы государственно-правовых систем. В качестве негативной стороны указать на догматичность (учение Маркса всесильно, потому что верно) и односторонность формационной типологии, принимающей за основу типологизации только экономический критерий.

3.2. Цивилизационный подход в типологии государства.

"

Цивилизационный подход ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, религиозную - во всем многообразии общественных связей . Причем в рамках этого подхода, тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. В частности, А. Дж. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономические и тем более, политические критерии кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.

Понятие цивилизации Тойнби формулирует как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизмененными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из многочисленных «первоцивилизаций», считает Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.) Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих интересов. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, имеют важное значение для всех социальных и культурных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. Вместе с тем множественность оценочных критериев, используемых различными авторами для анализа той или иной цивилизационной формы, предопределяет неопределенность данного подхода, усложняет его практическое применение в научно-исследовательском процессе.

Тема 4. Понятие и признаки государства


"

Основные признаки государства

Наличие территории Наличие публичной власти

Административно закрепленное за территорией Суверенитет

государства население (институт гражданства)

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени, характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить:

4.1. Государственная территория.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под юрисдикцией определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства.

Территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории. Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами. Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории в географическом смысле к государственной неотносящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т. д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

4.2. Население государства (граждане).

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровно-родственным либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории. Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина (подданного) государства, непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства. При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности , занимать должности в органах государственной власти.

4.3. Публичная политическая власть.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное как четвертое крупное разделение труда. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером. Государственно-властные предписания одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому и общеобязательному правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.

4.4. Государственный суверенитет.

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве (корпоративная власть, религиозная, семейная и т. д.), а с другой, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

n" публичность государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

n" высшая юридическая сила государственных властных предписаний - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

n" гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера - только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с суверенитетом государства в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты. Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная демократия предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная демократия означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые будучи избранными в представительные органы, затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

Перечисленные признаки позволяют сформулировать следующее определение: государство - это специфическая социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной территории, посредством выработки, принятия, наделения юридической силой общезначимых и общеобязательных правил поведения (юридических норм), использования этих правил в процессе правового регулирования, установления действенной системы гарантий реализации государственно-властных предписаний (прежде всего, путем закрепления возможности государственного принуждения), придания правовым нормам санкционированного характера (установление мер юридической ответственности адекватных вреду, нанесенному правонарушением).

Тема 5. Механизм государства.

5.1. Понятие и структура государственного механизма.


"

Рассматривая государство как специфическую социально-политическую организацию, возникающую на определенном этапе общественного развития в целях защиты членов сообщества, обеспечения условий, способствующих стабильному, поступательному развитию человеческой цивилизации, необходимо обратить внимание на то, что государственная деятельность носит не стихийный, а целенаправленный характер. При этом различные направления государственной деятельности (функции государства) реализуются многочисленными государственными и негосударственными органами, в совокупности образующими государственный механизм. Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. Понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «аппарат государства». В отечественной юридической науке эти понятия как правило отождествляются (,). Вместе с тем эту точку зрения вряд ли можно признать оправданной. В процессе реализации функций государства принимают участие различные организации (в том числе и негосударственного характера), к которым с полным основанием можно отнести органы местного самоуправления , политические партии, негосударственные органы правосудия и т. д.

Июл 17, 2017

Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие Александр Васильевич Малько

(Пока оценок нет)

Название: Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие

О книге «Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие» Александр Васильевич Малько

А. В. Малько – известный российский ученый-правовед. Его знаменитая книга под названием «Теория государства и права» представляет собой учебник по правоведению, в котором излагается весь перечень тем, предусмотренный государственной образовательной программой для студентов высших учебных заведений. Ни для кого не секрет, что для успешной подготовки будущих юристов просто необходимо пособие, которое соответствовало бы всем государственным стандартам и при этом основывалось бы на адаптированных курсах университетских лекций, включая в себя весь огромный массив педагогического опыта, ключевые положения действующего законодательства и практическую часть. Именно эти цели преследует этот труд, в котором сделана попытка максимально приблизиться к вышеозначенным требованиям. Читать его будет интересно и познавательно всем изучающим юриспруденцию.

В своей книге А. В. Малько дает оценку законодательным инициативам представителей государственной власти, которые направлены на усовершенствование структуры власти, ключевых принципов федерализма, а также модернизацию государственного строя и местного самоуправления. Данное произведение базируется на лекциях и учебно-методических трудах, которые были неоднократно переизданы и завоевали признание читателей.

Неоспоримым плюсом этого издания является наличие проверочных вопросов после каждой главы, а также перечень рекомендуемых работ, призванный помочь углубить полученные знания. Кроме того, нам предстоит ознакомиться с рядом схем и таблиц, которые лаконично и доступно иллюстрируют самые важные вопросы и конкретные теоретические положения. Пособие рассчитано преимущественно на студентов начальных курсов, поэтому автор стремился по возможности упростить излагаемый материал, делая его максимально ясным и легким для понимания.

А. В. Малько в книге «Теория государства и права» представляет нашему вниманию очень информативное и хорошо структурированное пособие, призванное дать начинающим юристам общее впечатление о принципах государственного управления и роли закона в аппарате власти. По словам самого автора, невозможно надлежащим образом осмыслить право вне государства, а последнее – без буквы закона. Их историческая миссия и ключевые задачи во многом схожи, так как имеют единые корни.

Одновременно с этим ученый склонен полагать, что проблемы государства должны осветляться лишь в той степени, в какой это нужно для более полного и глубокого понимания учащимися сущности и назначения права, поскольку именно с этим связана их дальнейшая профессиональная деятельность. Таким образом, всем желающим постичь азы правоведения читать данный труд просто необходимо.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие» Александр Васильевич Малько в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Учебное пособие» Александр Васильевич Малько

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Предмет и методология теории государства и права

Схема 1. Предмет и методология теории государства и права


Схема 2. Теория государства и права в системе наук



Происхождение государства и права

Схема 3. Признаки государства



Схема 4. Теории происхождения государства



Тема 3. Сущность и типы государства.

Схема 5. Подходы к типологии государств


Тема 4. Функции государства

Форма государства

Схема 7. Форма государства.



Схема 8. Форма государственного устройства



Схема 9. Формы правления

Схема 10. Формы политических режимов

Механизм (аппарат) государства

Схема 11. Механизм государства


Правовое государство и гражданское общество

Схема 13. Признаки гражданского общества



Схема 14. Структура гражданского общества



Геополитические факторы в развитии государства. Государство и этнос

Таблица 1. Фазы этногенеза

Господствующие императивы

Фазовые переходы

Исходное сочетание этногенезов и ландшафтов региона

Разнообразны

«Надо исправить мир, ибо он плох!»

Пассионарный толчок: пусковой момент этногенеза

Пассионарный подъём: инкубационный (скрытый) период

Оформление этнической системы

Пассионарный подъём: явный период

«Мы хотим быть великими!»

Переход к атматической фазе

Акматическая фаза

«Будь самим собой!»

Переход к фазе надлома

Надлом

«Мы устали от великих!» «Мы знаем, всё будет иначе!» «Дайте же жить, гады!»

Переход к инерционной фазе

«Будь таким, как я!» «Снас – хватит!»

Переход к фазе обскурации

Обскурация

«Будь таким, как мы!» «Помни, как было прекрасно!»

Переход к мемориальной фазе: возможная регенерация

Мемориальная фаза

«Будь сам собой доволен, тролль!»

Переход к гомеостазу: реликт

Гомеостаз

Забвение, утрата императивов

Возможно возвращение к вторичному сочетанию этносов и ландшафтов, исходному для нового этногенеза

Таблица 2. Сравнительная диахроническая таблица по этнической истории Руси и России

Фаза этногенеза / Фазовый переход

Воз-раст этноса, лет

Славяне – Древняя Русь

Московская Русь - Россия

перио-дизация

Основные события

Перио-дизация

Основные события

Пассионарный толчок

Около 1 г. н.э.

Взрыв этногенеза от южной Швеции до Абиссинии – Великое переселение народов.

Около 1200 г.

Взрыв этногенеза в Литве, на Руси, в Малой Азии и Эфиопии

Инкубационный период фазы пассионарного подъёма, образование нового этноса

неизвестны

Возникновение нового этноса – русских – на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов. Создание Великого Княжества Московского, Куликовская битва

Явный период фазы пассионарного подъёма, начало перехода к акматической фазе

неизвестны

Объединение Великороссии. Начало формирования суперэтноса. Разрушение последнего этнического осколка Киевской Руси - Новгорода

Акматическая фаза этногенеза, образование суперэтноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала

Миграция славянских племён. Расселение славян на территории Южной и Восточной Европы.

Объединение под властью Москвы нардов, живущих на просторах Евразии, от Прибалтики до Тихого океана. Создание единого Русского государства

Фаза надлома, резкое снижение пассионарности суперэтноса

Распад славянского единства. Освоение славянскими народами занятых территорий. Образование отдельных раннеславянских государств.

После 1800 гг.

Утрата единства суперэтнической принадлежности. Нарастание внутренних конфликтов. Гражданские войны

Инерционная фаза, плавное снижение пассионарности суперэтноса

Создание славянского государства в Восточной Европе – Киевской Руси. Её христианизация с последующим расцветом культуры и ростом благосостояния народа.

Фаза обскурации, резкое снижение пассионарности, разрушение системных связей

Распад единого славянского государства на отдельные княжества, рост междоусобных конфликтов. Раздел страны между Ордой (северо-восток) и Литвой (юго-запад).

Мемориальная фаза, утрата единства этнической принадлежности и трансформация культурной традиции. Полное уничтожение этнических реликтов

Утрата политической самостоятельности Новгородом

Формирование правового государства в России

Схема 15. Признаки правового государства

Сущность, принципы и функции права


Схема 16. Признаки права


Схема 17. Функции права

Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. Малько А.В.

М.: Проспект, 2010 - 144 с.

В учебном пособии, которое соответствует государственному стандарту и учебной программе, курс теории государства и права представлен в виде схем, определений и комментариев. Предлагаемые формы выбраны для удобства пользования и лучшего усвоения весьма абстрактного теоретического материала непростой учебной дисциплины.

Для студентов и абитуриентов юридических вузов и факультетов, слушателей учебных заведений системы МВД РФ.

Формат: doc / zip

Размер: 281Кб

Скачать:

RGhost


Содержание
Предисловие 4
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина 4
1.1. Предмет и структура теории государства и права 4
1.2. Метод теории государства и права 6
1.3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук 7
2. Происхождение государства и права 9
2.1. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода 9
2.2. Причины и формы возникновения государства 10
2.3. Основные теории происхождения государства 12
2.4. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя 12
2.5. Особенности возникновения права 12
3. Сущность и типы государства 14
3.1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти 14
3.2. Понятие и сущность государства 15
3.3. Типы государства: различные подходы 15
4. Функции государства 18
4.1. Понятие и классификация функций Российского государства 18
4.2. Характеристика основных внутренних функций Российского государства 19
4.3. Характеристика основных внешних функций Российского государства 19
4.4. Формы и методы осуществления функций государства 20
5. Формы государства 21
5.1. Понятие и элементы формы государства 21
5.2. Форма государственного правления 21
5.3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства 22
5.4. Политический (государственный) режим: понятие и признаки 22
5.5. Демократический режим 24
6. Механизм государства 26
6.1. Механизм государства: понятие и структура 26
6.2. Органы государства: понятие, признаки, виды 26
6.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 26
7. Государство и политическая система общества 28
7.1. Политическая система общества: понятие и структура 28
7.2. Место и роль государства в политической системе общества 29
8. Сущность, принципы и функции права 30
8.1. Понятие, признаки и сущность права 30
8.2. Понятие права в объективном и субъективном смыслах 32
8.3. Право как государственный регулятор общественных отношений 33
8.4. Основные теории правопонимания 34
8.5. Принципы права 34
8.6. Функции права: понятие и классификация 35
9. Типы права 37
9.1. Типы права: различные подходы 37
9.2. Правовая система общества: понятие и структура 37
9.3. Основные правовые семьи мира 37
10. Личность, право, государство 38
10.1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды 39
10.2. Понятие прав человека и гражданина 40
10.3. Классификация основных прав и свобод личности 41
10.4. Правовое государство: понятие и принципы 45
10.5. Разделение властей как принцип правового государства 46
10.6. Гражданское общество: понятие, структура, признаки 47
11. Право в системе социальных норм. Правосознание и правовая культура 48
11.1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 48
11.2. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия 49
11.3. Понятие, структура и виды правосознания 51
11.4. Правовая культура: понятие и структура 52
11.5. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 53
12. Нормы права 54
12.1. Понятие и признаки нормы права 54
12.2. Структура нормы права 55
12.3. Способы изложения норм права в статьях нормативных актов 56
12.4. Классификация норм права 56
13. Формы права 58
13.1. Понятие и виды форм (источников) права 58
13.2. Понятие и виды нормативных актов 58
13.3. Понятие, признаки и виды законов 59
14. Правотворчество 60
14.1. Понятие и принципы правотворчества 61
14.2. Виды правотворчества 61
14.3. Понятие и стадии законотворчества в РФ 62
14.4. Систематизация нормативных актов: понятие и виды 63
14.5. Юридическая техника 65
15. Система права 66
15.1. Понятие и структурные элементы системы права 66
15.2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли 67
15.3. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права 68
15.4. Институт права: понятие и виды 69
15.5. Частное и публичное право 70
15.6. Юридический процесс: понятие и виды 71
15.7. Соотношение системы права и системы законодательства 72
16. Правовые отношения 73
16.1. Правовые отношения: понятие и признаки 73
16.2. Виды правоотношений 74
16.3. Предпосылки возникновения правоотношений 74
16.4. Взаимосвязь норм права и правоотношений 74
16.5. Понятие и виды субъектов правоотношений 75
16.6. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность 77
16.7. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура 78
16.8. Законные интересы: понятие, структура, виды 79
16.9. Объекты правоотношений: понятие и виды 80
16.10. Понятие и классификация юридических фактов 81
17. Применение права 81
17.1. Реализация права: понятие и формы 81
17.2. Стадии процесса применения норм права 83
17.3. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды 83
17.4. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления 84
17.5. Юридические коллизии и способы их разрешения 85
18. Толкование права и юридическая практика 86
18.1. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам 86
18.2. Способы и объем толкования правовых норм 87
18.3. Акты толкования права: понятие, особенности, виды 87
18.4. Юридическая практика 87
19. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность 91
19.1. Правомерное поведение: понятие и виды 91
19.2. Понятие, признаки и виды правонарушений 91
19.3. Юридический состав правонарушения 92
19.4. Понятие, признаки и основания юридической ответственности 94
19.5. Цель и функции юридической ответственности 95
19.6. Принципы юридической ответственности 96
19.7. Виды юридической ответственности 96
19.8. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность 97
20. Цели и средства в праве 98
20.1. Цели в праве 98
20.2. Правовые средства 98
20.3. Правовые стимулы 99
20.4. Правовые поощрения 99
20.5. Правовые льготы, привилегии, иммунитеты 101
20.6. Правовые ограничения 101
21. Механизм правового регулирования 102
21.1. Правовое регулирование и правовое воздействие 103
21.2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы 103
21.3. Способы и типы правового регулирования 104
21.4. Правовые режимы: понятие, признаки, виды 106
21.5. Эффективность правового регулирования 106
22. Законность, правопорядок, дисциплина 107
22.1. Понятие и принципы законности 107
22.2. Гарантии законности: понятие и виды 108
22.3. Понятие правопорядка и общественного порядка 109
22.4. Понятие и признаки дисциплины 110
22.5. Виды дисциплины 111
22.6. Соотношение законности, дисциплины, правопорядка и общественного порядка 111
23. Правовая политика и правовая жизнь 112
23.1. Правовая политика: понятие и виды 112
23.2. Формы и принципы правовой политики 113
23.3. Правовая жизнь: понятие и виды 113
23.4. Признаки правовой жизни 114
23.5. Правовая жизнь и правовая система 114
23.6. Правовые акты как форма проявления правовой жизни 117

В наиболее удобной для восприятия, усвоения и запоминания форме - в структурно-логических схемах - рассматриваются практически все вопросы дисциплины "Теория государства и права".
Отличительным достоинством данного учебного пособия является то, что в нем представлены не только устоявшиеся в науке, традиционные подходы к классификациям, типологиям и другим явлениям государственно-правовой действительности, но и отражено разнообразие трактовок отдельных явлений и процессов, а также полемика взглядов на то или иное определение, категорию.
Для студентов юридических (и неюридических) ВУЗов и факультетов, аспирантов, преподавателей.

Взаимосвязь государства и гражданского общества.
Государство
Содержание:
сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, наций
Средства реализации:
Конституция, право, власть, принуждение Основы государства:
политические институты, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, элита

Политические силы:
партии, движения, группы давления, лобби, которые представляют интересы граждан

Гражданское общество
Содержание:
сфера реализации повседневных интересов человека
Средства реализации:
убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство
Основы гражданского общества: свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Раздел I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 7
1. Понятие, предмет и методология теории государства и права 7
2. Происхождение государства и права. Основные концепции 10
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА 17
3. Сущность, типы и формы государства 17
4. Функции и механизм государства 20
5. Государственная власть 25
6. Государство в политической системе обществе 26
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА 30
7. Общая характеристика права 30
8. Право в системе социального регулирования 34
9. Правовое регулирование 36
10. Нормы права 38
11. Источники (формы) права 42
12. Система права 47
13. Правовые семьи современности 50
14. Правотворчество 52
15. Правовые отношения 54
16. Реализация права 62
17. Толкование права 69
18. Законность и правопорядок 71
19. Правомерное поведение. Правонарушение 74
20. Юридическая ответственность 78
21. Правосознание и правовая культура 81
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 84
22. Общество, государство и право 84
23. Личность, государство и право 87
Рекомендуемая литература 91.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория государства и права в схемах, Беляева О.М., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.