Требования по технике безопасности. Безопасность на рабочем месте рабочего, техника безопасности. Как производится оценка безопасности рабочего места. Требования безопасности перед началом работы

«В современных социально-экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания у представителей...»

ВОпРОСы ЭКОНОМИчЕСКОй тЕОРИИ

Формирование адаптивных

копинг­стратегий у представителей

современной молодежи как фактора

их экономического воспитания

в современных экономических условиях

В статье рассмотрены феноменологические признаки

понятий «экономический патриотизм», «совладающее поведение», «адаптивные копинг-стратегии студентов», раскрыты основные условия экономического воспитания студентов вузов в современных социально-экономических условиях Н.О. Вербицкая России, определены стратегии формирования адаптивных копинг-стратегий учащейся молодежи в социокультурном пространстве вуза и организаций-работодателей.

Ключевые слова: адаптивные копинг-стратегии современной молодежи, экономическое воспитание студентов, экономический патриотизм студентов, современные экономические условия России, экономический кризис.

В современных социально-экономических условиях развития общества резко возрастает необходимость экономического воспитания у представителей современной молодежи. Неподготовленность населения к рыночным отношениям, их низкая экономическая грамотность, отсутствие навыков экономиЛ.В. Оринина ческой деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развития страны порождают потребность в формировании экономической культуры всего населения, в том числе и студентов выпускных курсов.



Высшие профессиональные учебные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания у представителей современной молодежи с учетом современных реалий и в научно обоснованных рекомендациях по их организации . Выпускники, готовящиеся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми © Вербицкая Н.О., Оринина Л.В., 2015

качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современной молодежи испытывает определенные трудности в экономических моментах, также уровень развития экономического воспитания у большинства представителей современной молодежи находится на среднем показателе знаний. На современном этапе экономика в России в конце очередного мирового кризиса показывает, что рынок труда и рынок образования взаимодействуют всего на 40%. Поэтому только меньшая часть современной молодежи, закончившая высшее профессиональное учреждение, работает по специальности.

В целях повышения уровня экономического развития студентов технического вуза мы предлагаем организовать внеучебное мероприятие в форме встречи с руководителями и квалифицированными специалистами образцовых предприятий и организаций для ознакомления студентов с режимом экономии в экономической ситуацией в России, а также организовать и провести социально-психологический тренинг с элементами отработки базовых навыков «выживания» в современных экономических условиях.

Цель исследования - формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи и воспитание экономической культуры.

Объект исследования - рынок труда, оценка ситуации на бирже труда, учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении (на примере ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»).

Предмет исследования - процесс экономического воспитания молодежи.

Задачи исследования:

Ввести в научный оборот и закрепить определение термина «экономическое воспитание», понимание его значения среди студентов;

Показать многоаспектность понятия «экономическое воспитание»;

Определить пути формирования адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи как фактора их экономического воспитания;

Сформулировать представление об экономическом воспитании у представителей современной молодежи в условиях экономической ситуации Российской Федерации (на примере студентов технического вуза) .

Общая оценка экономической ситуации в России на сегодняшний день неутешительна. В последнее время экономисты вновь забили тревогу, так как финансовый кризис набирает обороты, а значит, покупательская способность граждан планомерно снижается. При этом речь идет вовсе не о повышении или понижении зарплат, а в психологическом аспекте - о страхах населения относительно новых проблем и финансовых сложностей, которые невозможно будет остановить.

Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

Каждый помнит события 2008 года и первую волну кризиса, которая заставила многих, кто на тот момент взял кредит или депозит, задуматься о сотрудничестве с банками и безопасности подобных отношений. Потому сегодня соотечественники лишь понемногу начинают возвращаться к банкам и восстанавливают свое доверие к этим институтам. Однако люди с опаской относятся ко многим заманчивым предложениям, потому финансы предпочитают рассчитывать реально, а не ирреально, как того желают банки.

Сканеры штрих-кода фиксируют все меньше покупок в магазинах дорогих и элитных вин, коньяков, дорогих колбас и прочих вкусных и качественных продуктов. Им на смену постепенно пришла эпоха экономии и покупок товаров средних цен. Так, дешевые товары, акции и распродажи становятся для населения более желательными, поскольку платить завышенные цены оно не в состоянии .

Важно также отметить, что подобная тенденция сохраняется не только для продуктов первой необходимости, но и для одежды, аксессуаров и техники. Теперь в магазинах и салонах покупатель, прежде всего, задумывается о рациональности подобной покупки, а уж после ее совершает.

Из-за чего усилились рекламные меры и различные акции, призванные привлечь покупателей, представить товар в его глазах лучше и привлекательнее. Масла в огонь подливают и экономические проблемы фирм и предприятий, вследствие чего возникают проблемы с оплатой труда. Все это неизменно приводит к снижению уровня жизни и покупательской способности населения.

Следовательно, можно говорить о том, что вслед за выбором более дешевых товаров потребители постепенно начнут отказываться от того или иного рода товаров и услуг, а после и вовсе перейдут лишь на самое необходимое. Таким образом, покупательская способность снизится и приведет к новой волне кризиса.

Потребительская корзина уменьшается еще и потому, что существует психологическая проблема финансовых кризисов минувших лет, а также опыт людей старшего поколения, пережившего не только экономические проблемы бывшего СССР, смены валют, но развал и Союза. Эти люди и сегодня привыкли запасаться необходимым и откладывать деньги до лучших времен. Так и возникает психологическая неуверенность и некая зависимость. Чем больше слухов о новой волне кризиса, тем больше людей замыкаются в своих домах, избегая лишних трат. Подобная нервозность передается и людям среднего возраста, также успевшим хлебнуть финансовых проблем. Такая целевая аудитория не стремиться тратить деньги бездумно в преддверии ожидаемых сложностей мирового масштаба.

Итак, вырисовывается две основных проблемы: первая - неспособность покупать те или иные товары в силу снижения или задержки зарплат, сокращений и прочего, а вторая - нежелание приобретать товары Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

и услуги, поскольку этому претит психика и боязнь оказаться в безвыходной ситуации.

Неграмотность экономического воспитания граждан также желает лучшего. Некоторых граждане даже не знают, что же такое экономическое воспитание. А ведь его нельзя игнорировать, тем более в такой трудной ситуации для России .

Экономическое воспитание - особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности - экономике - и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Другое дело, насколько оно продуктивно и полезно.

В новых для России экономических условиях молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных), воздействие которых в прежние годы он испытывал в гораздо меньшей степени, нежели сейчас. С одной стороны, современный человек вынужден противостоять экономической системе, а с другой стороны - быть активно в нее включенным. И то, и другое означает решение проблемы выживания в данной системе .

Следовательно, адаптационные механизмы современного человека должны быть развиты в достаточной степени. При этом нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания у представителей современной молодежи очень актуальной. Следствиями нерешенности данной проблемы для молодежи являются :

Неумение ставить, а затем достигать целей своей деятельности;

Непонимание (или ограниченное, искаженное понимание) экономической действительности, отсутствие интереса к экономическим событиям и явлениям;

Игнорирование экономических законов;

Несформированность личных экономических интересов;

Непонимание истинных потребностей человека для успешной жизни и подмена их мнимыми потребностями;

Отсутствие привычки поступать в соответствии с моральными и нравственными нормами и ценностями, их замена на искаженные образцы «успеха», культивируемые СМИ;

Слабая поведенческая активность, пассивность в сложных экономических ситуациях;

Отсутствие самостоятельного мышления, неверие в собственные силы, слабые креативные навыки;

Непонимание роли экономической свободы как основы самореализации человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

А для всей экономической системы «неправильные» поступки и решения ее субъектов приводят к излишнему расходованию средств, неФормирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

эффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, приводит к нарушению координационных механизмов хозяйствования, разрывам экономических и социальных связей, макроэкономической нестабильности, социальной напряженности и т.д.

Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека.

Что же характеризует экономически воспитанного человека, так необходимого современной экономике? Экономически воспитанный человек :

Владеет основами экономической теории, что помогает ему освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;

Имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современности, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;

Выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами, осваивает основные модели поведения и экономические роли;

Обладает современным экономическим мышлением;

Совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;

Владеет экономическим языком, ясно излагает свои мысли;

Владеет навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;

Владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;

Уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд, гордится своими экономическими достижениями;

Активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям;

Руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.

Приведенный перечень признаков экономически воспитанного человека образует смысловую основу экономического воспитания. Помимо этого, феномен экономического воспитания можно рассматривать, с одной стороны, как «процесс», и с другой - как «результат».

Экономическое воспитание как процесс есть целенаправленное педагогическое воздействие других лиц (родителей, учителей, сообществ и пр.) на формирование определенных экономически значимых черт личности .

Цель экономического воспитания - формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах. Следование им хотя и делает жизнь людей более прагматичной (основанной на экономических принципах), но Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

в то же время оставляет большую степень свободы для самореализации.

Осваивая новые для себя экономические роли, люди изменяют образ своего мышления (тем самым подчиняя его законам экономики) .

Экономические законы суровы, они не прощают людям, правительствам и всем субъектам экономики неправильные (нерациональные) действия (поступки). Надо умело распоряжаться своими знаниями, направлять их в ту сферу, где они принесут больше пользы (выгоды). Этому способствует осознание в процессе воспитания свободы выбора, возможности самостоятельного принятия решений, что организует действия людей, делает их целенаправленными.

Экономическое воспитание как результат есть интегральная целостность, складывающаяся из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономическом знании и культуре человека. Экономическое воспитание выражено в поведенческих, эмоциональных, деятельностных характеристиках людей, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни .

Таким образом, результат экономического воспитания имеет нематериальную форму. Тем не менее этот результат оказывает прямое влияние на вещный мир, созданный экономикой, - мир необходимых для жизни человека предметов. Он является производным от духовного мира, от сформированных потребностей человека, его сознания, мышления. Можно предположить, что отношение к «вещному миру» может выражаться в разрушительном и созидательном характере поведения.

Человек должен управлять вещным миром, а не наоборот (потребительский фетишизм - признак падения экономической культуры и недостатка экономического воспитания). Однако, если взглянуть на это с другой стороны, то в экономической системе стремление к обладанию все большим вещным миром имеет и позитивное значение, поскольку ведет к развитию экономической системы. Это выражается в создании новых механизмов координации между субъектами экономики, в установлении новых связей, что требует дополнительных интеллектуальных усилий, генерации идей, поиска новых методов познания и управления действительностью .

Значительная доля этих усилий направлена на создание условий, необходимых для работы, поддержания здоровья, собственного развития, что позволяет человеку не думать о бытовой стороне жизни и направлять свою энергию на самореализацию и творчество. При этом потребление духовных благ, которые влияют на экономическое воспитание, экономическую культуру, невозможно без развития самой экономики и способов доступа к этим благам (средств коммуникации, интеллектуальных технологий, компьютерных технологий и пр.).

Таким образом, экономическое воспитание определяет особое отношение человека не только к вещам, но и к людям, событиям, фактам, идеям Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

и основано на новых традициях и привычках, которые в большей степени обусловлены разнообразием, которое предоставляет современная рыночная система. Экономический результат воспитания может рассматриваться также как умение вести себя в мире ценностей. Находясь в одном пространстве, человек и вещь редко бывают независимы друг от друга, и по фактам поведения в предметном окружении можно составить характеристику того или иного человека. В этой связи экономическое воспитание определяет меру и способ реализации личности молодого человека в профессиональной сфере, бизнесе и быту .

Очень важным показателем формирования экономического воспитания является отношение к деньгам, основанное на понимании природы и сущности денег. Такие навыки обращения с деньгами, как умение зарабатывать и тратить, считать, измерять деньгами ценность вещей и определять их собственную ценность, а также экономить, делиться, возвращать долги, защищать свои деньги, становятся необходимыми .

Несомненно, содержание воспитания наследуется. Экономическое в данном случае не является исключением. Оно в первую очередь опирается на память поколений и «живой опыт ближних», на то, что молодым понятно, что многократно воспроизводится и закрепляется в их сознании, осуществляется с помощью специальных средств и методов педагогического воздействия.

Получить экономическое воспитание можно формальным и неформальным путем. В любом случае, это процесс самовоспитания личности .

Формальный путь осуществляется через систему экономического образования, в которой особыми методами закладываются основы знаний об устройстве экономики и принципах ведения хозяйства разнообразными субъектами, формируется особый экономический образ мышления, осваиваются модели экономического поведения, то есть весь арсенал средств, которые могут стать достойной базой для выработки собственных норм поведения и взаимодействия с другими людьми. Это целенаправленный путь, осуществляемый «под контролем специалистов: педагогов, ученых», но он, к сожалению, часто не учитывает индивидуальных «стартовых условий», интересов и мотивов обучающегося.

В экономике более распространен неформальный путь, когда в роли учителя, наставника, воспитателя выступают средства массовой информации, советы друзей и коллег, опыт родителей, когда усвоение образцов поведения и примеров из реальной жизни происходит «на рабочем месте» .

Очень важный аспект заключается в воспитании уважения к собственности, труду, результату, успеху. Успех как новая социоэкономическая категория отражает степень понимания и осознания роли личности, проявления ее деловых качеств, уровня интеллекта, образованности, нравственных основ, поэтому принципы организации рыночной экономики Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

нисколько не противоречат нормам морали и нравственности, а, напротив, делают более ценными «экономические поступки» людей.

Экономическое воспитание есть способ и средство, которыми человек делает экономический мир «своим», понятным, комфортным для проживания, однако для этого требуется затрата интеллектуальных сил, направленных на формирование способности к совершению эффективных экономических поступков, ориентированных не на процесс, а на результат.

В этом случае экономическое воспитание обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

Можно выделить два направления, по которым осуществляется воздействие на личность с помощью экономического воспитания . Первое связано с развитием психических функций, формированием экономически значимых черт характера, выделением индивидуальных особенностей людей. Второе - с развитием социально-личностных качеств, повышением уровня социализации.

Экономическое воспитание совместно с обучением участвует в решении проблемы развития потребностей людей в материальной и духовной сферах, приобретения ими полезных навыков и привычек, умения принимать решения, воспитания чувства ответственности за последствия этих решений, понимания и бережного отношения к окружающему миру, а также определения своего места в жизни.

Уходить от решения данных проблем недопустимо, так как жизнь предъявляет свои жесткие требования к современной молодежи. Экономическое воспитание - это ведущее средство повышения экономической культуры личности и общества, оно существенно повышает шансы учащегося на жизненный успех, позволяет ему занять более активную гражданскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей.

Экономическое воспитание современной молодежи представляет собой ценное экономическое благо, которое следует постоянно воспроизводить, наращивать и совершенствовать в любых формах и любыми способами.

Таким образом, под экономическим воспитанием мы понимаем систематическую, целенаправленную работу, которая направлена на формирование у представителей современной молодежи экономического сознания.

Впервые термин «coping» появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Термин «coping» при этом понимается, как стремление индивида решить определенную проблему. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process»

(«Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями .

Р. Лазарус дает следующее определение копинга - «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» .

Таким образом, «копинг» - или «преодоление стресса» - рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования. По мнению автора, главная задача «копинга» - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями .

Обратимся подробнее к рассмотрению феноменологической сущности экономического патриотизма. В целях определения уровня сформированности экономического патриотизма у представителей современной молодежи на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет» было проведено анкетирование, в котором приняло участие 65 человек - студентов технических и гуманитарных специальностей, из которых: 35 - девушек, 30 - юношей в возрасте от 18 до 21 года (студенты 1-2 курсов).

Ориентируясь на результаты мониторинга относительно уровня сформированности адаптивных копинг-стратегий в ответ на различные экономические провокации современного общества, отметим следующее:

1. Студенты ВПО осведомлены о феномене экономического патриотизма, интерпретируют его корректно, при этом смешения с другими понятиями не происходит.

2. Все без исключения респонденты оценивают явление экономического кризиса как негативное или крайне негативное и отмечают, что в 90% случаев оно затронуло их собственную семью.

3. Большая часть студентов считают, что данный феномен произошел в большей степени вследствие напряженного международного конфликта, нежели вследствие близорукости властей или политической «безграмотности» административных органов и населения.

4. Студенты ВПО проявляют в достаточной степени критичность в определении своего собственного уровня сформированности экономического патриотизма (средний с тенденцией к низкому).

5. Студенты способны трезво оценивать сложившуюся экономическую ситуацию в современной России, особо яркие случаи того, как их знакомые или родственники смогли не только «выжить», но и «подняться» в условиях экономического кризиса - не приводят, но при этом отмечают, что справиться с кризисом можно и нужно, для этого необходимо, во-первых, время для стабилизации уровня жизни населения, который Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

резко понизился; во-вторых, активное проведение мер по изменению международной динамики со стороны руководства государства .

Таким образом, мы предполагаем, что процесс формирования адаптивных копинг-стратегий учащейся молодежи возможен при утилизации эмоционального напряжения студентов как их реакции на действие стрессогенных факторов и будет проходить наиболее эффективно при реализации следующих условий :

Разработка системы экономического воспитания через органы студенческого самоуправления в вузах, профессиональной подготовки в процессе овладения студентами общекультурных и общепрофессиональных компетенций и через организации работодателей, с которыми ВУЗ связан партнерскими отношениями;

Осуществление гибкой и интегративной системы психологической работы со студентами с привлечением специалистов соответствующего профиля; периодическое проведение мастер-классов, социально-психологических тренингов и психологических интерактивных занятий на утилизацию эмоционального напряжения и снятие мышечных зажимов (телесно-ориентированные тренинги);

Проведение обучающих семинаров по адаптивным копинг-стратегиям в современном обществе применительно к экономическому кризису и общим экономическим показателям России на финансовых рынках;

Организация и проведение встреч со знаменитыми людьми города, области, региона, которым удалось продемонстрировать проявление экономической стабильности на примере ведения собственного бизнеса в условиях экономического кризиса в России;

Занятия на интернет-тренажерах и последующее интернет-тестирование студентов на определение уровня сформированности адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях совладания с тяжелой экономической ситуацией в России и мире .

Литература

1. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (Ч.10). С. 2248-2252.

2. Вербицкая Н.О, Оринина Л.В. Экономический патриотизм студентов как фактор их адаптации к современным экономическим условиям при осуществлении социального партнерства вуза и организаций-работодателей // Социальное партнерство организаций по формированию культуры здоровья и социализации детей, подростков и молодежи: монография. Новосибирск: издательство СибАК, 2015. С. 210-227.

3. Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания с ним // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989. С. 121–126.

Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи...

4. Ле­ван Т.Н. Здоровый ребенок и массмедиа: учебно-методическое пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. С. 116-119.

5. Оринина Л.В. К вопросу о выборе адаптивных копинг-стратегий студентов технического университета в современных экономических условиях России//Современные тенденции в науке и образовании: сб.

научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Москва: АР-Консалт, 2015. С. 108-109.

6. Струве П.Б. Дневник политика: энциклопедия по истории для студентов. М.: Наука, 2004. С. 132-136.

7. Шаринова Г.А. Влияние экономических санкций на рынок труда Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 467-468..

References

1. Verbitskaya N.O., Orinina L.V. Analysis of the concept of “economic patriotism” in modern Russia: the systemic phenomenological approach. Basic Research. 2014. No. 11 (part of 10). Pp. 2248-2252. (in Russian).

2. Verbitskaya N.O., Orinina L.V. Economic patriotism of students as the factor of their adaptation to the current economic conditions in the implementation of social partnership of the university and the organizations of employers. Social partnership of organizations to promote a culture of health and socialization of children, adolescents and young adults: monograph. Novosibirsk: Seebach Publ., 2015. Pp. 210-22. (in Russian).

3. Lazarus R. Psychological stress and the process of coping with himPsychological factors at work and health. M.: Geneva Publ., 1989. Pp. 121-126. (in Russian).

4. Le­Van T.N. Healthy child and the media: a teaching aid. M.: FORUM: INFRAM Publ.,2015. Pp.116-119. (in Russian).

5. Orinina L.V. On the selection of adaptive coping strategies of engineering students in the current economic conditions of Russia. Modern trends in science and education: sat. scientific papers on the materials of the International scientif­ ic and practical konferentsii. Moscow: AR-Consult Publ., 2015. Pp. 108-109.

6. Struve P.B. Blog policy: Encyclopedia of History for studentov. M.: Nauka Publ.,2004. Pp. 132-136. (in Russian).

Социальная адаптация (от лат. adapta - приспособлять) - процесс и результат приспособления личности к изменившимся условиям среды и привносимым ею новым социальным нормам и нравственным ценностям. Известно: чем выше степень адаптации населения к изменяющимся условиям жизни, тем ниже уровень конфликтогенности и социальной напряженности в обществе.

Процесс адаптации представителей статусного блока является неотъемлемой частью социокультурного блока социального механизма экономики. В адаптации неразрывно связаны два механизма: ментальный , сопряженный с освоением индивидом и статусными социальными группами новых идей, форм и способов поведения «на уровне сознания», и поведенческий, представляющий собой поведенческие реакции, которые возникают у адаптанта под влиянием изменений во внешней среде (в российском обществе), в сложившейся ранее системе социокультурных ценностей, традиций, обычаев, национальной психологии и представлений.

Социальная адаптация означает приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с доминирующей в данном обществе (классе, социальной группе) системой норм и ценностей. Она осуществляется в процессе социализации с помощью механизма социального контроля, включающего в себя меры общественного и государственного принуждения.

Поскольку социальная адаптация рассматривается двуедино: и как процесс, и как состояние, изменяющееся в этом процессе, то она анализируется и как видоизменение с целью приспособления к изменившимся в обществе условиям и жизненным обстоятельствам. Во всех случаях адаптация связана с приспособлением к изменившейся среде, изменившемуся социуму с использованием для этого видоизмененных стереотипов поведения, позволяющих сделать новую среду более пригодной для проживания и развития.

Понятие «адаптация» связано с понятием «адаптивность» - способностью субъекта (социальной системы, социальной группы или индивида) осуществлять адаптацию. При этом адаптация почти всегда вызывает стресс для индивида, что убедительно доказал этап перехода России к рыночной экономике.

Социологически изучать адаптацию можно с нескольких методологических позиций и рассматривать как:

  • 1) состояние определенного статистического равновесия между социальной системой и ее окружением, при котором не происходит изменения стимула, вызывающего смену индивидуальной или групповой ответной реакции, удовлетворяются все потребности и функции новой социальной системы реализуются в «нормальном» режиме. Однако такой степени полного приспособления в социуме никогда не бывает. Это скорее теоретическая цель в длинной цепи частичного приспособления индивида;
  • 2) состояние гармоничных отношений со средой, в которой человек может удовлетворять свои основные потребности и одновременно выполнять требования, предъявляемые физической и социальной средой. Это состояние можно считать относительным приспособлением, наиболее реальным;
  • 3) процесс осуществления необходимых изменений в себе или своем окружении для достижения относительного приспособления к изменившейся социальной среде.

Выделим шесть главных социальных характеристик адаптации :

О адаптация как социальный процесс подчиняется не только гомеостатическим закономерностям, но и обеспечивает возможность развития самого субъекта адаптации (гомеорезис);

О адаптация, будучи одной из характеристик социального процесса, рассматривается как некая «приспособительная изменчивость» субъекта, при которой личность, социальная группа приспосабливаются к новой среде;

О адаптация является результатом приспособительного процесса;

О адаптация всегда связана с какой-либо конкретной целью, к которой стремится субъект, - выжить в новой социальной среде, в новых социальных и экономических условиях, достичь целей новыми средствами, поддержать или повысить свой социальный и профессиональный статус и т.д.;

О адаптация и адаптивность предполагают соответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами;

О адаптация характеризует отношения относительной гармонии (равновесия) между субъектом и социальной средой.

Для анализа степени социальной адаптации субъекта к изменениям социальной среды следует обратиться к классификации адаптаций. Одна из первых классификаций адаптации принадлежит французскому исследователю Ж. Ламарку (1809) и Ч. Дарвину (1859). Более системная классификация предложена в первой четверти XX в. Л. Плате (1928), который выделял в качестве основы классификации четыре критерия:

  • 1) целесообразность строения (внутренняя целесообразность);
  • 2) приспособление к окружающей среде (внешняя целесообразность);
  • 3) процессы, способствующие сохранению здоровья (санативная целесообразность);
  • 4) целесообразность, способствующая сохранению вида.

Учитывая глубину, сложность и многовекторность социальных трансформаций, выделим 11 критериев, наиболее важных для социологического исследования процесса адаптации 1:

  • 1) по адекватности выделяют адаптации:
  • 0 адекватные, когда адаптант верно принимает вызовы среды и происходящие в ней изменения;
  • 0 неадекватные;
  • 2) по виду:
  • 0 ответ на трансформации, который зависит от характера изменений во внешней среде; разграничивают адаптации в условиях бифуркаций (большое число неожиданных инноваций) и в условиях эволюционных преобразований общества (модификации);
  • 0 ответ на инновации - приспособление к социальным изменениям инновационного характера. Если социальная инновация вступает в конфликт с существующей культурой, то новация либо отвергается обществом (или социальной группой), либо принимается вместе с ее конфликтными чертами, которые время от времени вызывают протест; вследствие чего принятие инновации обществом неустойчиво, либо инновация принимается;
  • 3) по императивности:
  • 0 добровольные - свойственные эволюционно развивающимся системам. Этапы процесса: возникновение положительной установки на принятие нового явления - привыкание (адаптация сознания) - возникновение новой адекватной формы поведения в изменяющихся условиях;
  • 0 принудительные (вынужденные) - наиболее распространенные в современном российском обществе, сопутствующие бифуркационным социальным средам, а также социальным средам, диктующим адаптанту условия жизнедеятельности. Могут быть псевдо- актуальными и защитными;
  • 0 псевдоактуальные - тип принудительных адаптаций, при которых адаптант испытывает внутреннее сопротивление давлению социальной среды, неприятие ее, но тем не менее уступает ее новым требованиям, корректируя свои жизненные ориентиры; со временем могут переходить в добровольные адаптации;

О защитные - адаптации, имеющие самосохранительную направленность. Бывают нескольких подвидов: компенсаторные, депривационные, мимикрические;

О компенсаторные - адаптации к изменениям внешней среды, с помощью механизма переключения взаимодополнительных режимов действия адаптанта. Например, работа населения на садовых участках;

О депривационные - адаптация за счет снижения уровня притязаний, упрощения стандартов поведения адаптанта. Основу составляет стратегия самоограничений. Например, распродажа вещей, сдача жилья внаем для нуждающихся, обмен квартир на жилье меньшей площади и т.д.;

О мимикрические - адаптации за счет социальной мимикрии (хамелеонство), представляющие собой комплекс защитных мер, которые позволяют выжить и самосохраниться тем социальным группам и индивидам, для которых в обществе сложились невыносимые условия для интеллигенции во времена сталинских репрессий;

О псевдоадаптация - адаптация, при которой внешняя приспособленность к обстоятельствам сочетается с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

4) по полноте:

О полные, при которой достигается полная гармония со средой в ходе приспособления к ней;

О частичные - незавершенная адаптация, т.е. адаптация не ко всем изменениям среды, а к отдельным из них;

5) по конструктивности:

О конструктивные - адаптации, обладающие созидательностью, рациональностью, позитивным результатом;

О деструктивные - адаптации, лишенные созидательного начала, носящие преимущественно эмоциональный и спонтанный характер, не способствующие успешности адаптации (например, адаптации на промышленных предприятиях и др.);

6) по вертивности (по Г. Тарду - обращенности):

О внутренние - приспособление субъекта адаптации «к самому себе»;

О внешние - приспосабливание к внешней среде (наиболее распространенное для социальной адаптации). Например, миграция и адаптация самого мигранта;

7) по глубине:

О глубокие - приспосабливание, не вызывающее глубоких структурных изменений в целях и мотивации поведения адаптанта, а также способах взаимодействия с внешней средой. Эти адаптации носят необратимый характер, реадаптация (возвратная адаптация) невозможна. Они доминируют в общественных системах, переживающих глубинные социальные сдвиги, переломы, трансформации;

О поверхностные - сопровождающиеся незначительными переменами во внутренней структуре субъекта адаптации, способах и характере его взаимодействия со средой, допускают возможность реадаптации и преобладают в эволюционно развивающихся системах;

8) по форме распространения (по Р. Мертону);

О конформность (конформные) - как гарант стабильности общества. Но для радикальных перемен в обществе выступает тормозом;

О инновация (инновационные) - форма приспособления, которая сопровождается сильным культурным акцентированием цели и использованием эффективных средств ее достижения, в том числе неинституциональных, запрещенных. Инноваторы - люди, пробивающиеся по социальной лестнице вверх, несмотря ни на что;

О ритуализм - понижение или сохранение завышенных культурных целей (например, достижение крупного финансового успеха) в условиях быстрой социальной мобильности там, где эти цели могут быть удовлетворены. Ритуалисты - люди, строго следующие нравственным нормам и образцам, привитым прошлой культурой (или субкультурой), в том числе традиционной религией;

О ретритизм (ретритивные) - имеет отношение только к тем индивидам, которые, находясь в обществе, ему не принадлежат (больные, бродяги и бомжи; наркоманы, алкоголики и проч.). Ретрити- сты - постоянная помеха на пути общественных преобразований;

О мятеж - переходная реакция, выражающаяся в стремлении институционализировать во всем обществе и среди его членов, не разделяющих мятежную ориентацию, новые цели и формы поведения. Мятеж - стремится изменить культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним. Мятежники - участники демократических движений, добивающиеся коренных, радикальных изменений в обществе, отказа от прошлой идеологии и прихода на смену новых ценностей и моделей их достижения. Общество переходного периода рассматривается как общество транзиции, предполагающие различные формы индивидуального приспособления;

9) по типу:

О ролевые - процесс (и результат) освоения новой для адаптанта социальной роли и функции;

О внеролевые (ситуационные) - обусловленные конкретными обстоятельствами и связанные с конкретными, ситуативными изменениями среды;

  • 10) по этапности:
  • 0 предадаптация - использование уже готовых элементов внутренней структуры адаптанта, заранее приспособленных форм при внезапных изменениях среды;
  • 0 инадаптация - собственно адаптация;
  • 0 постадаптация - прошлый этап субъекта адаптации;
  • 11) по способу:
  • 0 ассимиляция - поглощение адаптанта социальной средой, принятие им условий среды (ассимилятивное приспособление);
  • 0 социальная аккомодация - процесс приспособления различных социальных групп к мирному совместному проживанию без утраты имеющихся между ними различий и собственного своеобразия;
  • 0 терпимость, принуждение, компромисс - характеристика атмосферы взаимной терпимости различных этнических групп, существующих в одном обществе, или изменения, происходящие с одной или несколькими сторонами в социальном или межличностном конфликте, которые уменьшают или ликвидируют данный конфликт, или часть адаптивных процессов, в которых разрешаются конфликты путем примирения или компромисса;
  • 0 встречная адаптация - приспособление среды к субъекту адаптации (когда адаптант сильнее среды или на равных с ней);
  • 0 коадаптация - общее и взаимное (коррелятивное) приспособление к изменившимся условиям;
  • 0 дезадаптация - процесс, обратный адаптации и означающий отсутствие или уничтожение адаптации и адаптированное™ субъекта, сопровождающийся адаптацией к новой социокультурной среде; или результат рассогласования самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальной социальной средой; утрата соответствия среде. Процесс может быть очень длительным;

О реадаптация - возвратная адаптация к той среде, относительно которой происходила дезадаптация.

Перечисленные виды адаптаций могут осложняться спецификой национальных особенностей социальной среды, в которой происходит адаптация личности или социальной группы к изменениям, при этом меняются социальные условия жизнедеятельности и национальная социокультурная ситуация. В связи с массовыми процессами вынужденной миграции это проявляется особенно рельефно в виде распространения ксенофобии в обществе. Среда теряет толерантность, и обостряются процессы социокультурной адаптации.

Адаптацию приезжих трудовых мигрантов осложняют напряженная социально-психологическая атмосфера, фобии (страхи), неприязнь и дискриминация, развивающаяся как защитная реакция принимающей среды (табл. 11.17).

Таблица 11.17. Ответы на вопрос: «В чем, по мнению россиян, выражаются дискриминация,ущемления и обиды русских в связи с массовой миграцией в Россию "нерусских"?», % опрошенных

Больше торгуют на рынках и не пускают торговать местных жителей

Не чувствуют благодарности за то, что живут на русской земле

Оскорбительно ведут себя по отношению к русским

Не проявляют к русским достаточного уважения

Нарушают наши обычаи

Имеют возможность покупать лучшее жилье

Имеют больше своих людей в милиции, в правоохранительных органах

Имеют больший доступ в структуры высшей власти