Уголовная ответственность за информационные правонарушения. Виды правонарушений в информационной среде
Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.
Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.
Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.
Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.
Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.
Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:
Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).
Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.
Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.
Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.
1. юридическая ответственность за правонарушение в информационной сфере
2. гражданско-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере
3. административно-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере
4. уголовная ответственность за преступления в информационной сфере
1.Понятие юридической ответственности относится к числу общетеоретических и применяемых в различных отраслях права.
Являясь одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, выступающего в качестве нарушения прав и законных интересов других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершение правонарушения. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ содержание юридической ответственности выступает как государственно-властное принуждение, проявляющееся в различных формах. Юридическая ответственность за нарушение законодательства, регулирующие отношения в информационной сфере имеет ряд специфических особенностей:
1) правонарушения, попадающие под применение тех или иных мер, всегда связаны с информацией
2) правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием материального носителя
Принципы юридической ответственности:
1) принцип законности
2) принцип обоснованности
3) принцип справедливости
4) принцип неотвратимости наказания
5) принцип целесообразности
Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за правонарушение в информационной сфере.
Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражается в возмещении убытков, уплате неустойки, имеет место гражданско-правовая ответственность. Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного законодательства – имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.
2.Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:
1) меры, связанные с возмещением убытков
2) взыскание неустойки
3) компенсация морального вреда
Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.
Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.
Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).
Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:
1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности
2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)
3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда
4) наличие вины правонарушителя
Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.
3.Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени и по месту совершения административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие). Физические или юридические лица. За которые КоАП такая административная ответственность.
Законодательство РБ предусматривает значительный перечень мер административного характера, за которые предусмотрена административная ответственность.
Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией:
1) ст.9.6 – отказ госоргана в предоставлении гражданину информации
2) ст.22.7 – нарушение правил защиты информации
3) ст.22.6 – несанкционированный доступ к компьютерной информации
4) ст.22.10 – незаконный отказ в доступе к архивному документу
5) ст.22.13 – незаконное разглашение коммерческой или иной тайны
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
организационно упорядоченные совокупности документов законодательства РФ (массивы таких документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы информационно-правового обеспечения всех сфер деятельности (ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Концепция правовой информатизации России, утвержденная Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966, президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации", утвержденная Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808). Образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО), которая обслуживает органы государственной власти РФ. Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие. как "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс", "ЮСИС". ориентированные на негосударственные структуры и физических лиц.
Понятие информационно-правовых систем
Информационно-правовые системы - это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1990 года. Компьютерная информационно правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массивправовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.). Кроме нормативных документов, информационно-правовые системы содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.
Информационно-правовые системы существенно облегчают жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая производительность их труда при решении правовых вопросов.
На сегодняшний день в России существуют следующие основные справочно-правовые системы:
Имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента. Состоит из одной объединённой базы
КонсультантПлюс
Имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных
Основное отличие - большое количество нормативно-технических документов - СНиП, ГОСТ, РД и т. д., наличие специализированных справочных систем по различным отраслям - строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д. Имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента
Референт
Самая молодая система на этом рынке. Молодость определяет как достоинства (свежий подход, современный интерфейс, попытка использовать аналитические возможности компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшой массив документов, по сравнению с мэтрами этого рынка).
под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.
Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).
Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.
Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.
В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.
К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);
за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);
разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);
злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15);
воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);
нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19);
нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);
нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);
нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);
нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).
Административная ответственность за нарушение информационного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административньгй арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация.
25.3. Виды и формы правонарушений в информационной сфере
Виды правонарушений в информационной сфере нуждаются в их классификации по степени опасности для общества и по методам реализации полномочий правоохранительных структур в этой области.
С учетом степени опасности правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правонарушения, служебные и дисциплинарные проступки. Важно учитывать ошибки и неумышленные действия, повлекшие последствия, требующие адекватного реагирования.
Уголовные преступления в информационной сфере
Наиболее тяжкими считаются преступления, относимые к видам компьютерных преступлений, нормы о которых сосредоточены в гл. 28 УК РФ. В соответствии с УК РФ предусмотрены три статьи, в которых сформулированы составы преступлений, касающиеся неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 272); создания, распространения и использования вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273); нарушений правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей (ст. 274). Таким образом, эти составы касаются деяний, затрагивающих нарушение безопасности баз данных, банков данных, файлов, технологий и технических средств. Чтобы зафиксировать преступление по этим составам, необходимы факты реализации неправомерного (несанкционированного) доступа к информации, информационным технологиям, а также факты уничтожения, блокирования, модификации, незаконного копирования информации, нарушения работы ЭВМ, системы или сети в результате этих действий или неправильной эксплуатации ЭВМ, системы или сети со стороны ее владельца или ответственного оператора. Наличие информации о степени и причинах названных нарушений является условием возбуждения дела о совершении компьютерного преступления.
Факт нарушения работы этих объектов и основания для расследования преступления обнаруживаются пользователем, субъектами оперативно-розыскной деятельности органов МВД, ФСБ России. Важную роль при этом играют прокурорские проверки, ревизии, судебные экспертизы, а также следственные действия. При этом отправными пунктами расследования причин правонарушений является контроль за наличием и действием лицензий, а также проверка соответствия компьютерной системы сертификату. Уже было отмечено, что в УК РФ учтены не только упомянутые в гл. 28 преступления. В других главах УК РФ размещено немало норм, предусматривающих преступления связанные с нарушением режима информации, документов, сведений, отнесенных к государственной тайне, и пр. Это свидетельствует о том, что еще предстоит большая работа по систематизации правонарушений в информационной сфере. Большая дискуссия в среде юристов и субъектов, задействованных в СМИ, идет относительно ответственности за клевету по действующему УК РФ.
Административные правонарушения в информационной сфере
Субъектами ответственности по КоАП РФ являются физические, должностные и юридические лица. Это расширяет круг ответственных субъектов по сравнению с УК РФ.
Но и данный перечень не обеспечивает ответственности всех субъектов в сфере информационной деятельности исполнительной власти. По-прежнему за пределами административной ответственности остаются многие должности государственной службы. Это же касается и ответственности органа исполнительной власти и органа местного самоуправления как субъектов, имеющих свою собственную компетенцию, свой правовой статус.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о конституционной, а также политической и исторической ответственности - видах, которые не рассматриваются как ответственность юридическая. Много неопределенного и относительно субъектов, ответственных за состояние информационной среды и использование ресурсов ИКТ в сфере деятельности органов местного самоуправления.
Рассмотрение изменений в институтах ответственности в условиях информатизации в системе исполнительной власти затрагивает два аспекта проблемы. Первый связан с обеспечением прозрачности, гласности в деятельности исполнительной власти, с обеспечением доступа граждан и иных субъектов к информации о деятельности исполнительной власти. Второй аспект проблемы касается ответственности за состояние информатизации системы исполнительной власти, инноваций в организации и функционировании этих органов при использовании возможностей новых информационных технологий; ответственности за состояние государственного информационного ресурса и его использование в процессе деятельности соответствующих государственных структур.
Принцип гласности закреплен нормой ст. 3 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации», где указано, что одновременно с принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей Правительство РФ руководствуется принципами ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Аналогичные нормы должны присутствовать в законах и положениях о других органах исполнительной власти, а главное - находиться в основе всей их деятельности.
Обеспечиваются эти принципы разными формами деятельности. В их числе: непосредственное информирование населения через каналы официальной информации, которые обязаны обеспечить по возможности полное, всестороннее освещение разных сторон деятельности этих органов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Закон об информации устанавливает принципы правового регулирования информационных отношений и в ст. 3 предусматривает такую позицию, как презумпция «открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 3). Этот Закон делит информацию в зависимости от категории доступа на общедоступную и такую, доступ к которой ограничен федеральным законом (ч. 2 ст. 5). Закон содержит перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. Это: нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления; информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств; информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивах. Предусмотрена возможность издания иных законов по расширению данного перечня.
О категориях информации по доступу более подробно говорится в другой главе учебника. Здесь важно подчеркнуть связь этой части регулирования информационных объектов и формируемых на их основе информационных ресурсов определенных субъектов с выбором форм и видов ответственности при нарушении прав граждан и иных субъектов на информацию.
В КоАП РФ. как и в УК РФ. составы правонарушений, касающиеся информации, рассредоточены по разным разделам этого Кодекса. Наибольшее число составов, касающихся всех проблем информации и средств связи, сосредоточено в гл. 13 КоАП. В ней собраны нормы об ответственности за нарушение правил работы в области сооружений и эксплуатации систем связи (ст. 13.2-13.9); порядка работы с персональными данными; правил защиты информации и разглашения информации с ограниченным доступом; за злоупотребления свободой массовой информации; за правонарушения в области распространения продукции массовой информации и воспрепятствование уверенному приему радио- и телепередач; за нарушение порядка предоставления статистической информации; правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. В ст. 13.10 содержится упоминание об очень важном элементе трансграничного обмена документами - о международных ответных купонах. Речь идет об обмене почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств. Такие ответные купоны (квитанции) чрезвычайно важны и при обмене электронными документами по системам трансграничного обмена электронными документами и электронными подписями, о чем уже говорилось в главе об электронных технологиях в связи с применением электронной цифровой подписи.
За пределами гл. 13 КоАП РФ содержатся нормы, касающиеся нарушения правил работы с документами в области обеспечения избирательных кампаний: нарушения правил работы со списками избирателей, предоставления информации об итогах голосования или о результатах выборов, распространения анонимных агитационных материалов. Здесь же находится норма об ответственности за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации субъектом, о котором распространена ложная или порочащая его информация. Эти составы правонарушений предусмотрены в гл. 5 КоАП РФ - ст. 5.4; 5.5; 5.12; 5.13; 5.25.
Чрезвычайно важна ст. 5.39 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за отказ в предоставлении гражданину запрашиваемой информации. Эта статья устанавливает ответственность за «неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации, в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации».
В КоАП РФ содержится и еще одна весьма важная и актуальная для настоящего времени статья. Она касается использования контрафактной продукции. Статьей 7.12 КоАП РФ установлена ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав.
В 2010 г. в структуре гл. 13 КоАП РФ появились две новые статьи, в том числе ст. 13.27 об ответственности за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет.
Эта статья введена в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Она устанавливает ответственность за несоблюдение порядка предоставления информации гражданам и организациям в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Статья направлена на обеспечение конституционного права на информацию, предусмотренного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в части поиска и получения информации, что соответствует термину «доступ к информации».
Часть 1 ст. 13.27 КоАП РФ определяет лиц, ответственных за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления. Она предусматривает ответственность за нарушение ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», где установлено, что «государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района» (ч. 1). В ч. 4 ст. 10 этого Закона указано, что «требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами».
Поскольку Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ не содержит норм об охране прав пользователей органами, ответственными за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистических средствам информационных и коммуникативных систем, Федеральный закон от 31.05.2010 № 108-ФЗ восполняет этот пробел и за нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 13.27 КоЛП РФ, устанавливает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.
Часть 2 ст. 13.27 (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 108-ФЗ) о неразмещении в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сформулирована синхронно с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, который предусматривает размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. КоАП РФ вводит ответственность в форме наложения административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. за нарушение этой нормы.
Субъектами ответственности являются органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица в соответствии с положениями об органах, должностными инструкциями и регламентами. Дела о правонарушениях по данной статье рассматриваются в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ в судебном порядке.
Статья 13.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с этой статьей:
«1. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
Эта статья в ч. 1 имеет целью предотвратить нарушение порядка предоставления информации со стороны самих органов, их подразделений и должностных лиц, ответственных за соблюдение этого порядка. Состав требований к этому порядку содержится в гл 2 (ст. 11) Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ. В ст. 19 этого Закона устанавливаются правила проверки правильности оформления запроса пользователя и установлен порядок ответа на запрос пользователя об информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Вместе с тем следует иметь в виду, что более широкое понимание порядка предоставления информации пользователю информационной системы Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ дает в предыдущих статьях, расположенных в гл. 2 «Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации» и в гл. 3 «Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В этих целях полезно обратиться к комментарию к ст. 5.39 КоАП РФ, которая обновлена в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ.
Часть 2 ст. 13.28 КоАП РФ имеет отношение к ст. 21 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, которая предусматривает, в каком случае информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется на бесплатной основе. Согласно этой статье, «пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: 1) передаваемая в устной форме; 2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах; 3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией; 4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления».
В статье 22 этого Закона регламентирован порядок взимания платы за предоставление информации: «1. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации. 2. В случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, пользователем информацией оплачиваются расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте. 3. Средства, полученные в качестве платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. 4. Государственный орган или орган местного самоуправления, предоставившие информациию содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устранить имеющиеся неточности».
Часть 2 ст. 13.28 КоЛП РФ касается также ст. 23 данного Закона о защите права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с этой статьей: «1. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. 2. Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного се предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
Субъектами ответственности по ст. 13.28 КоЛП РФ являются прежде всего должностные лица, ответственные за обеспечение и соблюдение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководители этих органов. Объектом в данном случае является порядок установления взимания платы за предоставление информации и возникающие при этом отношения. Дела о нарушении порядка бесплатного и платного предоставления информации рассматриваются судом в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.
Уже отмечалось, что в КоАП РФ правонарушения в информационной сфере не сосредоточены в одной главе.
И в этой связи необходимо иметь в виду, что федеральные законы, принятые в 2006-2010 гг., существенно повлияли на содержание и правоприменение ст. 5.39 КоАП РФ. После принятия Закона об информации и Федерального закона «О персональных данных» кардинальные дополнения к порядку доступа граждан к информации внес Федеральный закон 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 5.39 КоАП РФ изложена в новой редакции. Она теперь имеет название «Отказ в предоставлении информации». За «неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации» установлена санкция - наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от 1000 до 3000 руб. (курсив наш. - И. Б.).
Область гражданско-правовой ответственности
Ряд объектов информационного характера и права субъектов, связанных с этими объектами, в настоящее время защищаются средствами гражданского права.
При рассмотрении вопроса об ответственности за использование контрафактных информационных объектов важно решить, кто страдает от этого нарушения. Это может быть автор данного произведения, пользователь, имидж страны, налоговая система и т.д. Важно установить и каким образом можно пресечь это очень распространенное правонарушение, как подойти к конкретизации ответственности. Прежде всего нужно обратить внимание на разделение степени ответственности при отдельных действиях, связанных с контрафактом. Сначала следует выявить изготовителя, который обеспечивает незаконное воспроизведение охраняемого объекта. Затем выявить субъекта, обеспечивающего незаконную продажу, прокат этих объектов. Важно установить и субъектов транспортировки, включая импорт этой продукции, ее хранение. Это необходимо для применения ст. 1302 ГК РФ, которая предусматривает ряд мер воздействия на участников данного правонарушения.
Они включают: запрет этих действий, наложение ареста на контрафактную продукцию, а также возмещение убытков, нанесенных законному владельцу права на авторский продукт. Это может быть штраф от 10 тыс. до 5 млн руб. или кратное возмещение гонорара автора.
Не менее острым остается и вопрос об ответственности за снам1.
В соответствии с частью четвертой ГК РФ исключительное право закрепляется и за субъектами доменного имени. Доменное имя - символьное обозначение, предназначенное для идентификации запросов в сети Интернет и зарегистрированное в реестре имен, в соответствии с установленным порядком и обычаями делового оборота оно закрепляется и режиме исключительного права. При этом регистрация должна быть обеспечена в доменах первого уровня, закрепленных за Российской Федерацией.
И еще одна проблема становится актуальной в области реализации гражданской ответственности - защита чести и достоинства человека, которая получила большое подкрепление в связи с принятием в 2006 г. Федерального закона «О персональных данных». Это повышает значение ответственности за использование персональных данных не по назначению, незаконное их распространение.
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере.
Информация является объектом правового регулирования . Информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал. Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты.
Право собственности состоит из трех важных компонентов : право распоряжения, право владения, право пользования.
Право распоряжения состоит в том, что только субъект- владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена .
Право владения должно обеспечивать субъекту- владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто , кроме него, не может ее изменять .
Право пользования предоставляет субъекту- владельцу информации право ее использования только в своих интересах .
Любой субъект- пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.
Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
"Правовые нормы правового регулирования информации"
"Об информации, информационных технологиях и защите информации" №149-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.
Уголовный кодекс раздел "Преступления в сфере компьютерной информации" № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г. Краткое содержание: Определяет меру наказания за "Компьютерные преступления". Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.
"О персональных данных" №152-ФЗ от 27.07.2006г. Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.
Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г. Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.
Дополнительный материал:
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Правонарушения в информационной сфере .
Правонарушение - юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению). Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Преступления в сфере информационных технологий включают:
распространение вредоносных вирусов;
взлом паролей;
кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);
распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.
В зависимости от способа использования компьютера при совершении преступлений Марк Экенвайлер выделяет категории:
1. Компьютер является объектом правонарушения, когда цель преступника - похитить информацию или нанести вред интересующей его системе.
2. Компьютеры используются как средства, способствующие совершению такого преступления как, например, попытка преодоления защиты системы (атака), или более традиционного преступления (например, мошенничества), совершаемого с помощью электронных средств.
3. Компьютер используется как запоминающее устройство.
Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров
1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере.
Несанкционированный доступ осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных
2. Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определённых условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.
3. Разработка и распространение компьютерных вирусов.
4. Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.
5. Подделка компьютерной информации.
6. Хищение компьютерной информации.
Предупреждение компьютерных преступлений
При разработке компьютерных систем, выход из строя или ошибки в работе которых могут привести к тяжёлым последствиям, вопросы компьютерной безопасности становятся первоочередными. Известно много мер, направленных на предупреждение преступления.
К техническим мерам относят :
защиту от несанкционированного доступа к системе,
резервирование особо важных компьютерных подсистем,
организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев,
установку оборудования обнаружения и тушения пожара,
оборудования обнаружения воды,
принятие конструкционных мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,
оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.
К организационным мерам относят:
охрану вычислительного центра,
тщательный подбор персонала,
исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,
наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,
организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией или лицами, незаинтересованными в сокрытии фактов нарушения работы центра,
универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),
возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.
К правовым мерам относят :
разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,
совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.
общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие международных договоров об ограничениях, если они влияют или могут повлиять на военные, экономические и социальные аспекты жизни стран, заключающих соглашение.
Результаты опроса представителей служб безопасности 492 компаний, дает представление о наиболее опасных способах совершения компьютерных преступлений. Наивысшая угроза
Виды атак, выявленные за последние 12 месяцев
Вирус 83%
Злоупотребление сотрудниками компании доступом к Internet 69%
Кража мобильных компьютеров 58%
Мошенничество при передаче средствами телекоммуникаций 27%
Кража внутренней информации 21%
Проникновение в систему 20%
Допускалось несколько вариантов ответов.
Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка .