Унификация и гармонизация в МЧП. Международные организации, участвующие в процессе создания норм МЧП, их обобщении и кодификации. Процесс унификации и гармонизации в мчп

права - это создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального "законодательного" органа, принимающего юридически обязательные "законы" для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств . В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права - в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.

Будучи частью внутреннего права государства, оно по своей природе экстравертно . Его объектом являются отношения международного характера, т.е. выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.

Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой результативности унификации в международном частном праве. Национальное право часто оказывалось неспособным регулировать отношения с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере. В дальнейшем речь будет идти только об унификации в международном частном праве.

Особенности правого механизма унификации права

Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах - и в международном праве, и в национальном. На первом этапе достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений. Достижение соглашения и принятие договора с текстом соответствующих норм не означает, что унификация права состоялась.

Любой международный договор, независимо от того, какому конкретному вопросу он посвящен, регулирует отношения между государствами и обязывает только государств-участников. В равной степени это относится и к договору, направленному на унификацию права. Венская конвенция 1980 г. регулирует не договор купли-продажи, а отношения между государствами по поводу единообразной регламентации купли-продажи, она обязывает государства обеспечить применение предусмотренных Конвенцией соответствующих правовых норм. Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств - участников договора появились одинаковые правовые нормы.

Иначе говоря, нормы международного договора должны быть "санкционированы" государством для применения их в национально-правовой сфере, т.е. им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права. Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств - второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов.

Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Трудно переоценить значение этой стадии. Собственно на этом этапе создаются единообразные нормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами . По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы , т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.

Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией , либо национальной имплементацией . Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: "...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).

Конституционное правило конкретизируется в иных законах и прежде всего в Федеральном законе о международных договорах 1995 г., предусматривающем правовые процедуры, в силу которых договор становится обязательным для России [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)]. Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1]. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы будут обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии: первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм ; вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм . Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам: во-первых, международно-правовым договором, во-вторых, национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).

Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях правового механизма унификации права, следует подчеркнуть еще одну особенность современного процесса унификации. Он имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX в., что является отражением общей тенденции роста роли международных организаций.

Существуют международные организации, специализирующиеся на унификации права: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли (см. об этих организациях гл. 3 настоящего учебника). Чаще международные организации, обеспечивающие сотрудничество между государствами в конкретных областях, занимаются также унификацией права в этих областях, например Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия международных договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации

Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

Первая классификация сопряжена со способом правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Двум способам регулирования - коллизионно-правовому и материально-правовому - соответствуют унификация коллизионного права и унификация материального частного права. По этому критерию можно выделить и третий вид унификации - смешанной , когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

Примерами унификации коллизионных норм являются Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1956 г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др. (к ним относится большинство конвенций, принятых в рамках Гаагской конференции по международному частному праву). Россия участвует только в вексельной конвенции.

Примерами унификации материальных частноправовых норм являются Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. (Россия участвует во всех трех).

В качестве примеров смешанной унификации можно привести конвенции по авторскому праву: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и др. (Россия в них участвует).

Вторая классификация основана на предметном критерии , в зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы. По этому критерию выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом отраслей, подотраслей, институтов частного права. Например, унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного, семейного, транспортного права и т.д. Сюда же относится и унификация гражданского процессуального права. По предметному критерию удобнее всего показать реальное состояние унификации международного частного права, ее успехи и, напротив, отставание в каких-либо областях. Подробно раскрывается содержание унификации по предметному критерию в соответствующих главах учебника.

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отношений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регулирующие: договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.); новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.); международные расчеты, международные перевозки. Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный коммерческий арбитраж. Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны.

Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содержатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в классификацию по предметному критерию. Однако часто такие договоры содержат унифицированные коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к смешанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

Третья классификация связана с классификацией международных договоров , прежде всего основанной на их субъектном составе. По субъектам международные договоры делятся на многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние. В зависимости от этого различают унификацию универсальную, региональную, двустороннюю.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Венская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех государств (ст. 91). Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частноправовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской конференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и универсальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от "универсальности". Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.

Россия принимает активное участие и в региональной унификации, осуществляемой в рамках СНГ [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2]. 15 сентября 1992 г. Межпарламентская ассамблея приняла специальный документ - Основные направления сближения национальных законодательств государств - участников Содружества. В нем указан широкий круг областей, в которых необходимо сближение законодательства: экономические связи, транспорт, статус хозяйствующих субъектов, трудовые права, инвестиции, патентное право и др. [Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы JUS COGENS. Тбилиси, 1982] Отметим наиболее важные договоры, принятые государствами - членами СНГ в области унификации частного права. Это Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников СНГ 1998 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Соглашение о защите прав инвесторов 1997 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.

Существенных результатов достигла унификация права, осуществляемая между странами Латинской Америки. Прежде всего это Кодекс Бустаманте 1928 г., о котором говорилось в гл. 3 настоящего учебника. До сих пор этот договор остается непревзойденным унифицирующим актом в области коллизионного права. Помимо круга государств - юридических участников Кодекса его положения применяются и в других латиноамериканских государствах в силу "разумности и целесообразности". Начиная с 1975 г. каждые пять лет проводятся конференции по международному частному праву, на которых было принято более 20 конвенций, унифицирующие и коллизионные, и материальные, и процессуальные нормы. На конференции в Мехико в 1994 г. была принята Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, которая заняла важное место в системе коллизионного регулирования обязательств по международным коммерческим контрактам.

Очень важное значение имеет унификация и гармонизация права. Поскольку нормы права различных стран очень различаются, поэтому необходима унификация – приведение в соответствие, гармонизация – сближение.

УНИФИКАЦИЯ

Унификация (uniefacere - делать единым) - объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами. (Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО).

Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах-в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права -в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам)._

Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии).

1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международногодоговора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразныенормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора.

2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием(трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения.В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции: «…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

Завершается эта стадия принятием национально –правовых унифицированных норм.Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона(о ратификации, о присоединении)(вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства(н-р, Постановление Правительства о присоединении)(вводимые нормы будут обладать юр.силой подзаконного акта).

Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XXвека.Сущ. орг. Специализирующиеся на унификации права(Гаагская конференция по международному частному праву),обеспечивающие сотрудничество между гос-вами(Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС)).Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации.

I.по способам правового регулирования:

А)унификация коллизионных норм(Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.)

Б)унификация материальных частноправовых ном(Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.)

В)смешанная унификация(Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.)

II.по предмету:унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д.+унификация гражданского процессуального права. Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений(Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.)

унификация договоров об оказании правовой помощи(смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию.)

III. в зависимости от вида международного договора:

А)Универсальная(для всех государств)(Венская конвенция 1980г.)

Б)Региональная(локальная)(в пределах ограниченного круга государств- гос-в одного географического района или в рамках интеграционных образований)(Евразийская патентная конвенция 1994г.)

В)двусторонняя(Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.)

Особенности применения унифицированных норм:

Унифицированные ноормы не сливаются с нормами внутреннего права в еденыймасси, а сохраняют в нем обособленность,обусловленную их договорным происхождением. Договор определяет пространственную сферу реализации ун.норм, предметную сферу применения ун.норм, специфику толкования ун.норм, временные рамки(приобретают юр.силу не ранее момента,когда договор вступает в силу, прекращение договора= прекращение действия ун.норм).

Какие нормы применять?

1.Унифицированные и национальные нормы.(п.4.ст.15 К РФ «Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

2.Ун. коллизионные и материально-правовые нормы.(п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается)

3.Ун. нормы универсального,регионального, двустороннего характера.(вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).

ГАРМОНИЗАЦИЯ

Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация-взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права,ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права -не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Виды гармонизации:

I.в зависимости от способ осуществления:

1.стихийная(в результате взаимодействия возикает похожее регулирорование)

2.целенаправленная

3.рецепция-одностороннее заимствование норм права

4.адаптация-при односторонней

II.в зависимости от формы осуществления:

1.национальная- всегда односторонняя

2. международная- взаимная.(ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже1985)(Россия приняла в 1993)

3.односторонняя

4.двусторонняя

5.многосторонняя

6. универсальная

Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более ≪мягкий≫ процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Статус иностранных юридических лиц понятие юридического лица как субъекта гражданско правовых отношений положения мчп о личном законе статуте.. критерии определения национальности иностранного юридического лица критерий.. международные юридические лица международные предприятия транснациональные компании коммунитарные предприятия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона или личного статута юридического лица (lex societatis). На основе этого закона можно установить, являетс

Договоры об оказании взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные с зарубежными странами
На консультации Волова сказала, что для ответа на него надо взять любой один договор по этой теме и на его основе рассказать о положениях, которые обычно содержаться в таких соглашениях. Д

Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
Обратная отсылка - это отсылка коллизионной нормы к праву другого государства, причем включая коллизионные нормы этого государства. В теории существует два противоположных мнения на эту пр

Применение императивных норм в международном частном праве
Комментарий к статье 1192 1. В п. 1 комментируемой статьи речь идет о применении особых императивных норм российского права независимо от иностранного права, которым регулируется конкретно


Одним из источников МЧП являются международные конвенции (договоры). Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или другими субъектами международного права, ус

Конфликт квалификаций
Практика международного частного права нередко сталкивается с проявлением несовпадений в праве различных государств, которое лежит не на поверхности, а обусловлено различиями, которые на определённ

Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
Одной из групп коллизионных норм являются коллизионные нормы, определяющие право, регулирующее трудовые отношения с иностранным элементом. При регулировании трудовых отношений применяется

Обычаи и термины международной торговли. ИНКОТЕРМС в редакции 2010 года
Обычаи международной торговли (торговые обычаи) - единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы - охватывают все применяемые в международной

Система МЧП
Систему права обычно понимают узко - как систему институтов, составляющих данную отрасль. Перечисление этих институтов дано далее. Они же являются подразделами деления на Общую и Особенную части.

Обход закона в МЧП
Иногда возникает необходимость в обходе законов одного государства и подчинении законам другого государства. В рамках традиционного коллизионного метода регулирования под этим понятием обы

Понятие международного гражданского процесса
Международный гражданский процесс (далее - МГП) - это совокупность вопросов процессуального характера, связанных с Защитой прав иностранных физических и юридических лиц в судах и арбитражах. Термин

Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве
Право собственности можно рассматривать как в объективном смысле, так и в субъективном. В объективном смысле право собственности представляет собой систему правовых норм, определяющих границы возмо

Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок
Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет определения понятия “внешнеэкономическая деятельность”. В соответствии


Говоря о внутреннем законодательстве как источнике МЧП, следует различать две группы государств. В одной из них действуют специальные законы о МЧП. Такие законы были приняты в Австрии, Ита

Правовой статус коммерческих предприятий с иностранными инвестициями
Основными законодательными актами, регулирующими положение предприятий с иностранными инвестициями в России, являются ГК РФ, Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 г., а также

Коллизионные нормы, определяющие право, регулирующее внешнеэкономические сделки и контракты
Это главная сфера деятельности в МЧП. Внешнеэкономические сделки и контракты – близкие понятия, но не тождественные, т.к. сделка может быть односторонней, а контракт – двусторонний, это соглашение

Понятие и признаки внешнеэкономической сделки
Внешнеэкономические сделки - соглашения, договоры, контракты, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются опер

Понятие и структура коллизионных норм
Коллизионная норма – правило поведения, определяющее, право какого государства подлежит применению к отношению, осложненному иностранным элементом. (Методичка Воловой Л.И.) Они самые сложные по сод

Договоры о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций
Важное значение с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата имеет заключение двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (далее - Соглашения). Они фиксируют

Организационно-правовые формы вложения иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции, как и инвестиции вообще, подразделяют на три вида (в зависимости от объекта вложения инвестиций): прямые, прочие и портфельные. К прямым относят такие инвестиции, к


И как же осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций? Есть несколько уровней их регулирования: национальный и международный, т.к. иностранные инвестиции затрагивают минимум две стр

Государство – как субъект частно-правовых отношений
В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридич

Правовое регулирование международных расчетных отношений
Развитие внешнеэкономических связей, интернационализация товарного производства требуют осуществления международных расчетных отношений. В настоящее время международные расчеты опосредуют,

Проблема «международных юридических лиц»
В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и в отечественной научной и учебной литературе по МЧП весьма активно обозначилось понятие «международные юридические лица». Достаточно ска

Лица в международном частном праве
за товариществами и признаются некоторые важные права, свойственные юридическим лицам. Сфера действия личного статута. Категория личного статута чрезвычайно важна для юридического лица, по


Внутреннее законодательство - это один из основных источников МЧП в России. Прежде чем перейти к обзору этого законодательства, необходимо обратить внимание на то, что Россия - это федеративное гос

Коллизионные вопросы деликтных отношений
1. Часть третья ГК РФ определяет сферу действия права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда. Статья 1220 ГК РФ устанавливает: "На основании

Исполнение иностранных судебных поручений
Функции суда как органа власти каждого государства обычно ограничиваются пределами территории данного государства. Поэтому для осуществления процессуальных действий за рубежом суду одного государст

Взаимность и реторсия
Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего эти права госу


Источник права – это форма существования правовых норм. Как и само международное частное право в целом, его источники имеют двойственный и парадоксальный характер. Специфика источников международно

Коллизионные вопросы права собственности
Право собственности является центральным институтом нацио нального гражданского права, предопределяющим характер других институтов права данного государства. В международных граждан ских отношениях

Международная подсудность
Под подсудностью понимают распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело. Международ

Субъекты международного частного права
Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом". Под иностранным элементом понимаются имущественные о

Виды внешнеэкономических договоров
Внешнеэкономический договор (далее - договор) - это соглашение двух или нескольких субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение

Коллизионные нормы, определяющие порядок разрешения споров с иностранным элементом
Для определения подсудности используется 3 коллизионные привязки: 1) закон страны места постоянного проживания ответчика (распространена больше всего, в т.ч. в РФ) 2) закон страны

Венская конвенция о договорах международной купли-продажи от 11 апреля 1980 г
1) Настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: a) когда эти государства являются До

Понятие и особенности интеллектуальной собственности
Право интеллектуальной собственности представляет собой условное, собирательное понятие, объединяющее авторское право и право промышленной собственности. Объекты права интеллектуальной собственност

Коллизионные вопросы в области семейных отношений с иностранным элементом и их разрешение
Термин "иностранный элемент" закреплен законодательно в п. 1 ст. 1186 Гражданского Кодекса Российской Федерации (указанный термин широко применяется в международном частном праве). Данная

Организационно-правовые формы иностранных юридических лиц
Каждая коммерческая организация (фирма), участвующая в хозяйственном обороте, образуется в определенной организационно-правовой форме и действует в рамках норм гражданского и торгового права соотве

Юридическая природа международного частного права
Международное частное право – совокупность принципов и норм, комплексно регулируемые самые многообразные правоотношения с иностранным элементом на полисистемном уровне между частными лицами различн

Порядок применения иностранного права
В разделе VI ГК РФ статья 1186 закрепляет основания при определении права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, и среди таких оснований предус

Установление содержания иностранного права, его применение и толкование
В международном гражданском процессе существует презумпция применения иностранного права. Соответственно, презюмируется и необходимость установления его содержания. В связи с этим возникаю

Понятие и виды правовых режимов международной торговли
Международная торговля – это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговой деятельности всех стран мира. Субъектами международной торговли могу

Коллизионные вопросы наследственных отношений международного характера
1. Под статутом наследования обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право (закон страны), которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложнен


На юр.лиц как субъектов МЧП воздействуют как минимум две регулирующие системы - национальное право государства, считающимся для юр.лица «своим», и государства, на которое оно действует или предпола


Во многих зарубежных государствах судебная и арбитражная практика в качестве источника МЧП играют более важную роль, чем национальное законодательство и международное право (Франция, Великобритания

Предмет международного частного права
Международное частное право - это единственная отрасль права, предназначенная для юридической регламентации гражданских (в широком смысле слова, т.е. цивилистических, частноправовых) отношений, воз

Коллизия права, причины коллизии
Проблема коллизий международно-правовых норм и норм российского права является важным аспектом теории соотношения международного и внутригосударственного права. Причины возникновения коллизий могут

Методы правового регулирования, используемые в международном частном праве
1. Применяется коллизионный – отсылочный метод МЧП (применяемый только в МЧП) Коллизионный (отсылочный) метод -это такой способ воздействия на ПО, при котором нормы права не регулируют ПО

Правовое регулирование иностранных инвестиций
Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в це

Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
Возникновение споров между участниками хозяйственной дея тельности, в принципе, неизбежно. Даже при максимальном стрем лении обеспечить надлежащее исполнение обязательства может иметь место неиспол

Коллизионные правила
В ст. 1224 ГК РФ в принципе сохранено проводившееся в Основах 1961 и 1991 гг. разделение коллизионных правил, действующих в области наследования, на общее, применяемое к "отношениям по наследо

Нормы международного частного права
Особенностью международного частного права является объединение в его составе разнохарактерных правовых норм. В литературе круг этих норм определяется неоднозначно из-за разных подходов к их природ

Правовой статус транснациональных корпораций
Транснациональная корпорация – это группа предприятий, расположенных на территории разных стран мира (многих), различной государственной принадлежности, разных организационно-правовых форм и структ

Правило «наиболее тесной связи» правоотношения с правовой системой страны
Принцип наиболее тесной связи: российский и зарубежный опыт колизионно-правового регулирования отношений из поручительства В статье рассматриваются вопросы коллизионного регулирования дого


Одним из источников МЧП является международный обычай, под которым понимается молчаливо признанное, сложившееся в результате длительного применения правило поведения субъектов МЧП, признанное или с

Промышленная собственность в международном частном праве
В доктрине для обозначения этого института МЧП употребляется различная терминология - изобретательское, патентное, лицензионное право, право промышленной собственности. Объекты охраны пром

Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака
Коллизионно-правовое регулирование в Российской Федерации брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом, приобрело качественно новое содержание с введением в действие Семейного кодек

Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)
Возможность признания судебного решения и его исполнения предусматривается внутренним законодательством и международными договорами. Статья 409 ГПК устанавливает правила признания и исполнения реше

Оговорка о публичном порядке
1. Оговорка о публичном порядке (ordre public, public policy, Vor-behaltsklausel) относится к числу таких общих понятий международного частного права, при помощи которых может быть

Особенности правового регулирования семейных отношений с иностранным элементом
Брачно-семейные отношения международного характера – это вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения личных неимущественных и имущественных отношений между

Закономерность современного общества – интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека. Интернационализация права - сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния.

Проявляется в двух взаимосвязанных, но различных по своему содержанию процессах – унификация и гармонизация права.

1.Понятие унификации и ее виды.

Когда речь идет об экономической интеграции политически независимых государств, неизбежно возникает потребность в унификации и гармонизации законодательства. Об этом, в частности, свидетельствует история Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданного на основе Римского договора 1957г.

Законодательная деятельность органов ЕЭС, направленная на унификацию права, привела к более высокой ступени интеграции - Европейскому союзу. Актуально это и для стран-участниц СНГ.

Унификация (uniefacere – делать единым) права – создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств.

Унификация права – означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм посредством принятия международных договоров, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Особенность унификации – она происходит в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем законодательстве с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

1. Международно-правовая сфера: на первом этапе – достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений – оформляется международным договором, являющиеся обязательным для данных стран. Результат – унифицированные нормы – международно-правовые нормы, обязательные только для государств – сторон соответствующего договора.

2. Национально-правовая сфера: международный договор обязывает государства обеспечить применение правовых норм, предусмотренных международным договором. Нормы международного договора должны стать частью национального (внутреннего) права государства, т.е. должны быть «санкционированны» им должна быть придана юридическая сила национального права. Процесс восприятия называется или «трансформация» или «национальная имплементация».

Международные организации по унификации права:

1. Гаагская конференция по МЧП

2. Римский институт по унификации частного права



3. Комиссия ООН по праву международной торговли

4. Международная морская организация ИМО

5. Международная организация гражданской авиации ИКАО

6. Международная организация труда МОТ

7. Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС

Унификация в МЧП существует в двух формах:

Виды унификации:

1. По способу правового регулирования частно-правового отношения, осложненного иностранным элементом:

Коллизионно-правовая унификация (Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1956г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений 1691г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г.);

Материально-правовая унификация (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.);

Смешанная унификация: унификация и коллизионного и материального права (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.).

2. По кругу субъектов, участвующих в международном соглашении:

Универсальную, предназначена для всех государств, открыты для всеобщего участия (Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о международном финансовом лизинге 1988г);

Региональную (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (Кодекс Бустаманте 1928г., конвенции стран СНГ, конвенции, принятые в рамках права ЕС).

3. По предметному кретерию, в зависимости от того в какой вид частно-правовых отношений входят унифицированные нормы: унификация семейного, наследственного, трудового права, транспортного, обязательственного, права собственности, права интеллектуальной собственности, международных перевозок, иных внешнеэкономических сделок, унификация гражданского процессуального права.



Гармонизация МЧП .

Наиболее гибким способом международно-договорной унификации права в условиях экономической интеграции является унификация, основанная на принципе регулирования, содержащемся в международном договоре. В данном случае речь идет о достижении гармонии взаимодействия национально-правовых систем, то есть о гармонизации законодательства.

Гармонизация права - способ международно-договорной унификации права, основанный на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении. Гармонизация, являясь процессом сближения права различных государств, достигается не посредством заключения международных договоров, а путем добровольного согласия государств на ориентацию собственного национального правового регулирования на единые типовые рекомендательные модели.

Примером может выступить разработка разделов, посвященных МЧП, в государствах СНГ, использовавших для создания Гражданских кодексов Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ в качестве рекомендательного акта. Примером унификации законодательства в международных торговых договорах, основанной на способе гармонизации законодательства в области правового регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций, может быть назван международный договор о создании североамериканского экономического регионального объединения НАФТА, Римский договор о создании ЕЭС.

Гармонизация означает, что государство, следуя указанному в договоре направлению (принципу) правового регулирования, абсолютно самостоятельно, в соответствии с законодательной компетенцией, основанной на его конституции, определяет содержание нормы или системы норм правового регулирования, а также их место в своей правовой системе.

Виды гармонизации:

1.Стихийную и целенаправленную.

Стихийная гармонизация осуществляется принудительным методом. Пример: навязывание права государства-метрополии колониально зависимым странам.

Целенаправленная гармонизация осуществляется путем рецепции – заимствования одним государством у другого определенной системы правовых норм с целью сближения правовых систем различных государств.

1. Одностороннюю и взаимную.

Односторонней гармонизации одно государство приспосабливает свое право к праву другого государства, например, в Бельгии действует Гражданский кодекс Франции 1804г. (Кодекс Наполеона).

Взаимной гармонизации несколько государств, используя международные типовые законы, принимают правовые акты, содержащие одинаковые нормы (Модельный гражданский кодекс стран СНГ).

Унификация и гармонизация - Это способы целенаправленного сближения права государств Филологически термины понимаются как: Унификация - приведение к единообразию Гармонизация - сочетание, взаимное соответствие Термины часто используются как взаимозаменяемые, либо одно из этих понятий квалифицируется как составная часть другого.

Унификация - Объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежать регулирования споров коллизионными нормами. Представляет собой процесс создания единообразных, одинаковых норм национального права разных государств посредством заключения международных договоров. В международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Унификация происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном нраве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право).

Два этапа унификации: 1) международно-договорная унификация, 2) восприятие(трансформация, национальная имплементация) международно-правовых норм национальным правом. Унифицированные нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. Международно-договорная стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. - Организации, специализирующиеся на унификации права (Гаагская конференция по международному частному праву), - Обеспечивающие сотрудничество между гос-вами (Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС) Создание унифицированных установлений возможно не только на основании международного договора, а также в виде норм международного обычая, в некоторых случаях - посредством решений органов международных организаций, носящих юридически обязательный характер (Регламенты в ЕС).

Виды унификации I. По способам правового регулирования: 1) Унификация коллизионных норм(Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г.) 2)Унификация материальных частноправовых норм(Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.) 3)Смешанная унификация(Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.) II. В зависимости от вида международного договора: 1) Универсальная (Венская конвенция 1980 г. - КМКПТ) 2) Региональная(локальная)(Евразийская патентная конвенция 1994 г.) 3) Двусторонняя(Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.) III. По предмету: Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений(Конвенция о праве, применимом к договорам международной куплипродажи товаров 1986 г.)

Гармонизация права - представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними, приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Этот процесс может быть как стихийным, так и целенаправленным. Стихийная гармонизация происходит в процессе сотрудничества и взаимодействия государств. Целенаправленная гармонизация - осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств.

Односторонняя гармонизация: Право одного государства адаптируется к праву другого государства. Осуществляется исключительно на национальноправовой основе - государство вводит в свое национальное право нормы иностранного права. Взаимная гармонизация: Согласованный комплекс мер, направленных на сближение права отдельных государств. Процесс взаимной гармонизации преимущественно осуществляется с помощью механизма международных организаций. Конечным результатом гармонизации является создание не одинаковых правовых норм, а сближение права, устранение противоречий.

Виды гармонизации: I. В зависимости от способа осуществления: Стихийная (в результате взаимодействия возникает похожее регулирование) Целенаправленная Рецепция - одностороннее заимствование норм права Адаптация - при односторонней гармонизации II. В зависимости от формы осуществления: Национальная - всегда односторонняя Международная - взаимная. (ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985)(Россия приняла в 1993) Двусторонняя Универсальная

Недостатки договорной унификации Длительные сроки, необходимые для разработки унификационных договоров и их вступления в силу. Международные договоры, содержащие унифицированные нормы, зачастую носят компромиссный характер (допускаются оговорки, многие нормы являются факультативными). Гармонизация является более простым процессом, не связывающим государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.