В чем отличие гражданина от гражданства. В чем разница между подданством и гражданством. Порядок и условия получения гражданства РФ

Под гражданством (подданством) понимают правовую принадлежность лица к данному государству. При этом существует определенная разница между гражданством и подданством.

Если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к кон-кретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства, в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами, то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности. Итак, по словам Аристотеля (из трактата "Политика"), "гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью граждан-ских прав". Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин "подданство" является однокоренным со сло-вом дань, т.е. подданный – буквально платящий дань определенному монарху. Этот термин отра-жает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощавшем и сосредоточивавшем в себе государственный суверенитет. Считалось, что все

остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах, уста-новленных монаршей волей, оказывать воздействие (в отдельных случаях на практике довольно сильное) на осуществление государственной власти.

Понятие гражданства предполагает, что пассивной лояльности для того, чтобы некое лицо считалось гражданином, недостаточно. Гражданин – это лицо, обладающее правом и обязанно-стью активно участвовать в реализации государственной власти, это – субъект политической дея-тельности, это – хозяин своей судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих евро-пейских языках слово "гражданин" имеет общий корень со словом "город". В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось само-управление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности. Подданство, как правило, характерно для монархий, хотя в определенных парламентарных

(например Испании, Бельгии, Нидерландах) монархиях в настоящее время принят термин "граж-данство". Гражданство, прежде всего, характерно для республик (с указанными выше оговорка-ми). Следует отметить, что, при провозглашенном наделении практически всего населения стра-ны статусом граждан, в буржуазных государствах вплоть до XX в. далеко не все граждане могли в полной мере пользоваться всеми политическими правами, поскольку, к примеру, для участия в выборах на различные государственные должности устанавливался имущественный ценз (он

отменялся в те времена под давлением снизу лишь на короткий срок, да и не во всех странах),

который фактически лишал определенную часть населения (часто большинство) возможности участвовать в управлении государством, что как раз и предполагает статус гражданина.

Следует отметить, что наполнение понятия гражданства конкретным содержанием зависит от политического режима. В республиках с тоталитарным режимом, например, статус гражданина означает лишь государственную принадлежность (что, по сути, тождественно понятию под-данства в абсолютной монархии), а реальная возможность гражданина воздействовать на управление государством гораздо меньше, чем у подданного, в частности, парламентарной монархии с демократическим политическим режимом. Другими словами, при тоталитарном режиме, даже если жители данной страны официально именуются гражданами, это понятие не имеет того содержания, о

котором речь шла выше. В условиях тоталитарного режима, когда отсутствует гражданское обще-ство, человек не может быть гражданином в полном смысле этого слова.

В Законе Российской Федерации 1991 г. "О гражданстве..." (ст. 8) имелся институт почетного гражданства России, который предоставлялся какому-либо лицу, не состоящему в российском гражданстве, с его согласия за выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Правда, статус почетного гражданина в Законе не был определен, а положение о почетном граж-данстве не был разработан. Следует отметить, что институт почетного гражданства государства зарубежным странам практически неизвестен – можно назвать единичные примеры, где он суще-ствует. Одним из государств, в котором имеется институт почетного гражданства кантона и общины (но не федерации), является Швейцария. Но такое почетное гражданство, предоставляемое за особые заслуги иностранцам кантонами или общинами с разрешения федерального ведомства, не влечет за собой прав, приобретаемых вступлением в действительное гражданство. В некоторых странах за особые заслуги могут предоставить гражданство государства, но обычное, а не почетное. Отечественной, как и зарубежной практике известно почетное гражданство города. Почетный гражданин города может иметь в соответствующем городе льготы (например бесплатный проезд в общественном транспорте в пределах данного города и т.п.), но это не изменяет и не порождает (если почетный гражданин города иностранец) никаких правоотношений, связанных с гражданством как государственной принадлежностью лица. Например, в ст. 4 Закона г. Москвы 1995 г.

"О почетном гражданине города Москвы" говорится: "Лица, удостоенные звания Почетный граж-данин, имеют право публичного пользования этим званием в связи со своим именем. Это звание не влечет за собой каких-либо дополнительных прав и обязанностей"

В законодательстве некоторых стран подчеркивается значение понятия "гражданина" как субъекта политической деятельности, активно воздействующего на процесс властвования. Напри-мер, Конституция Мексики 1917 г. различает понятия "мексиканская национальность"

(по-испански "nacionalidad", но точнее было бы перевести "государственная принадлежность") и "мексиканское гражданство" (по-испански "ciudadania"). Согласно ст. 34 Конституции, граждана-ми Республики являются лица мексиканской национальности, достигшие восемнадцатилетнего возраста и ведущие достойный образ жизни. Именно за гражданами закрепляются привилегии

(ст. 35 Конституции) избирать и быть избранными, служить в армии и национальной гвардии,

собираться для обсуждения политических дел страны, подавать петиции. Предусмотрены для граждан и некоторые дополнительные обязанности (ст. 36 Конституции): регистрироваться в списках муниципалитета, голосовать на выборах и т.д. В целом же права, свободы, привилегии и обязанности принадлежат лицам мексиканской национальности вообще, а не только гражданам.

Наряду с общесоюзным гражданством в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложив-шихся принципов федеративного устройства этих стран, закрепленный конституциями (поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии, ст. 43 Конституции Швейцарии и др.).

В некоторых странах существует лишь единое федеральное гражданство (в индии, Малайзии и пр.). При этом в федерациях, где признается и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации, можно говорить о существовании многоуровневого, но не двойного гражданства. Статус гражданина федерации и статус гражданина субъекта той же федерации взаимодополняют друг друга и находятся (по крайней мере должны находиться) в гармоническом единстве, по-скольку субъект федерации является составной частью единого федеративного государства. А двойное (множественное) гражданство означает одновременную государственную принадлеж-ность одного и того же лица двум (или более, чем двум) совершенно различным странам. Права и обязанности, принадлежащие лицу, в соответствии со статусом гражданина одного государства могут вступить в противоречие с правами и обязанностями того же лица как гражданина другого государства.

Маастрихтский Договор о Европейском союзе, подписанный в 1992 г. и вступивший в силу в 1993 г., содержит положение в ст. 8(1), согласно которому "каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином союза". О желательности введения единого "европей-ского гражданства" политики активно начали говорить с середины 70-х гг. XX века.

Лица, проживающие на территории членов федерации (штатов, земель и т.п.), могут обладать специфическими правами. Например, правом участвовать в выборах в органы власти данной

федеративной единицы или правом занимать в ней определенные государственные должности.

Конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Расширение прав и возможностей граждан по смене места жительства порождает потреб-ность в ведении мер, препятствующих в определенных случаях злоупотреблением такими пра-вами.

Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, граж-данство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рож-дению может определяться согласно праву (принципу) крови (когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей) или праву (принципу) почвы (когда гражданство ребенка зависит от места рождения). Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось в

основном за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формально-стей. В настоящее время практически нигде в чистом виде не используется ни один, ни другой принцип, но их сочетание.

Например, в России ребенок, оба родителя которого являются российскими гражданами,

автоматически становится российским гражданином независимо от места рождения (право кро-ви). Если один из родителей является российским гражданином, а другой – иностранцем, то ре-бенок автоматически становится российским гражданином только в случае рождения на территории России при отсутствии письменного соглашения между родителями (право крови с учетом права почвы), но в случае наличия письменного соглашения между родителями гражданство ребенка определяется по этому соглашению. Если же на территории России рождается ребенок у лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих в России, то он автоматически становится российским гражданином (право почвы).

Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином человек становится лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если, соответственно, дети и внуки родятся и

будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце 70-х гг. нашего столетия законодательство о приобретении гражданства в Андорре было несколько либе-рализовано, и при

определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, посто-янно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей иностранец (иностранка), а другой – гражда-нин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно прожи-вают там), может стать гражданином. Ситуация не изменилась кардинально и в настоящее время.

Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобрета-ющего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совер-шения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного

государства.

Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. Следует отметить, что в законодательстве отдельных стран, например России, термин "натурали-зация" отсутствует, но сам способ предоставления гражданства определенному лицу на основании его заявления в соответствующих актах закрепляется и достаточно подробно рег-ламентируется.

В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимально необходимый промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В России и Болгарии, например, такой минимально необходимый промежуток составляет пять лет, либо в России – три года непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях. Например, по российскому законодательству указанные сроки сокращаются вдвое для лиц, официально признанных

беженцами.

В России различаются приобретение гражданства в порядке регистрации и приобретение гражданства в результате приема в гражданство. Но по сути обе эти разновидности относятся к

одному и тому же способу приобретения гражданства – натурализации, поскольку в обоих слу-чаях гражданство приобретается на основе индивидуального волеизъявления и в результате дей-ствий компетентных государственных органов. Разница состоит в том, что приобретение граж-данства в порядке регистрации осуществляется по упрощенной процедуре по сравнению с приемом в гражданство, что связано с кругом лиц, которые вправе приобретать гражданство в порядке регистрации.

В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств при территориальных изменениях. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Например, в 1946 г. между Чехословакией и СССР было

заключено межправительственное Соглашение об оптации и переселении. На основе этого Соглашения был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, регламентировавший порядок приобретения советского гражданства в данном случае. Лица, оставшиеся на территории, отошедшей к СССР и имевшие ранее чехословацкое гражданство, автоматически приобретали советское гражданство. Лица, желавшие сохранить чехословацкое гражданство, получали возможность переселиться в Чехословакию. Наоборот, лица русской, украинской или белорусской национальностей и члены их семей, переселяющихся из Чехословакии в СССР, приобретали советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР. Таким образом, в случае оптации, согласно указанному Договору, волеизъявление лиц выражалось в том, что они переезжали или оставались на

определенной территории. Однако не всегда требовалось, чтобы лица, выбравшие гражданство иного государства, нежели то, которому принадлежит данная территория, в обязательном порядке покидали указанную территорию. Так, в 1921 г. были заключены три международных договора, в которых решались территориальные вопросы, а также вопросы оптации, т.е. выбора гражданства: советско-турецкий, советско-польский и советско-эстонский. По советско-турецкому договору лица, избравшие то или иное гражданство имели право свободного выезда в страну своего граж-данства, по советско-польскому договору – каждое из правительств договаривающихся сторон

было вправе потребовать обязательного выезда лиц в государство соответствующего гражданст-ва, по советско-эстонскому договору лица обязаны были выехать в страну выбранного ими гражданства.

Следует отметить, что приобретение гражданства путем оптации – явление не столь частое, как приобретение гражданства по другим основаниям. И все же в российском Законе "О граждан-стве..." оптации посвящена специальная статья (21), закрепляющая общее положение, согласно

которому при изменении российской границы лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, опреде-ляемые международным договором России.

В-четвертых, гражданство приобретается в результате репатриации, т.е. восстановления

ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) сов-падает с порядком принятия в гражданство (подданство). Однако последствия могут быть различ-ны. Если лицо до утраты гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь, как правило, обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае приня-тия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации.

Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовер-шеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меня-ется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например в бывшем СССР, России и Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родите-лей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усы-новленный приобретает гражданство усыновителей. По французскому законодательству, напри-мер, гражданство жены соответствует гражданству мужа, т.е. жена автоматически приобретает

такое же гражданство, как и у мужа. Российское законодательство, наоборот, указывает, что вступление в брак не меняет автоматически гражданство ни одного из супругов.

По Закону российскими гражданами признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Кроме того, признается, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве России по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Однако такое признание вряд ли можно рассматривать как особый способ приобретения гражданства. Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового

качества возможно лишь после определения его содержания в законе и волевого акта лица перей-ти в это качество, т.е. изменить свой статус. Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с

каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т.п.) помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за

определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие соответствующего зако-нодательного акта, в котором не только зафиксирована содержательная сторона гражданства (под-данства), но и указаны группы лиц, коим соответствующее качество присуще. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где такие

акты одобрены.

Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на

основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересован-ное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхо-да из гражданства, как правило, законодательно ограничена. В выходе из российского гражданства может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, имеет неисполненные обязанности перед государством или имущественные обязательства в отношении физических или юридических лиц. Кроме того, выход из гражданства России не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания. Выход из российского гражданства также не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено в качестве обвиняемого, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению. Аналогичные основания для ограничения свободы выхода из гражданства содержатся в законодательстве большинства других государств.

Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения. Лишение граж-данства представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Количество лиц, чье граж-данство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышед-ших из гражданства. Согласно, например, законодательству СССР, советского гражданства могли быть лишены и граждане по рождению, и лица, принятые в гражданство. В некоторых других странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например в Бразилии).

Существуют различные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера–Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому миро-воззрению.

В-третьих, законодательство может предусмотреть случаи утраты гражданства, т.е. такое пре-кращение гражданства, когда лицо, не заявляя прямо о желании выйти из гражданства, осуществ-ляет какие-либо действия, которые не пристало совершать гражданину, либо бездействует в слу-чаях, когда гражданину предписано предпринять определенные шаги.

Под двойным гражданством понимается правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, поскольку это порождает массу разнообразных и, зачастую, трудно разрешимых проблем. При этом просто ссылка на то, что конкретное лицо, имеющее двойное гражданство, все же является гражданином данного государства и потому другое государство не должно вмешиваться в отношения этого гражданина с данным государством, непоследовательна и, значит, несостоятельна. Ведь это государство признает наличие устойчивой правовой связи своего гражданина с иностранным государством, а, следовательно, покровительство со стороны другого государства по отношению к своему гражданину. Положение может усугубиться, если другое государство не признает двойного гражданства, но считает этого человека своим гражданином, поскольку тогда оно по логике вещей тем более должно будет вмешаться. Так, если обязанности, вытекающие из статуса гражданина, перед различными государствами у одного и того же лица вступают между собой в конфликт, то неясно, обязанностям перед каким государством следует отдать приоритет. А это вполне вероятная ситуация в случае, например, войны между двумя государствами, гражданином которых является данное лицо. При аресте лица в одном из государств, гражданином которого он (она) является, может ли это лицо требовать к себе особого отношения как к гражданину иностранного государства и требовать, в частности, вызова консула. Примеры противоречий, связанных с двойным гражданством, можно продолжить.

В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства

довольно редко в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются упомянутые сложные вопросы и противоречия.

В России допускается двойное гражданство при наличии соответствующего договора с дру-гим государством. Однако другие республики, входившие ранее в состав СССР, не последовали данному примеру России.

Как уже отмечалось, следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерациях союзное гражданство не может вступить в противо-речие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставлять-ся лишь дополнительные гарантии единых для граждан всего союза прав и устанавливаться неко-торые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но кото-рые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.

Миграция является закономерным и естественным процессом, который известен, практиче-ски, на протяжении всей истории человечества. Даже когда в отдельные периоды некоторые госу-дарства объявляли себя закрытыми для иностранцев, они все равно вынуждены были впускать иностранных послов и иностранных торговцев, хотя и с существенными ограничениями в пере-движении по стране и по времени нахождения. Сегодня для подавляющего большинства госу-дарств очевидно, что изоляция ничего хорошего в себе не несет, а международный обмен не толь-ко объективен в своем существовании, но и в громадном большинстве случаев полезен.

По общему правилу в современных условиях правовое положение иностранцев в данной стране основывается на тех же принципах, что и правовое положение граждан (подданных). Такой в принципе равный подход к статусам граждан (подданных) и иностранцев отнюдь не сразу утвердился в практике государств и общественном сознании. В течение длительного времени в различных регионах мира к иностранцам относились как к лицам, не имеющим прав или имеющим весьма ограниченные права, но довольно обширные обязанности.

В конце концов, общепризнанным стал принципиально равный подход к статусу иностранцев и статусу граждан (подданных), однако конкретный объем прав и обязанностей какого-либо иностранца закон обычно ставит в зависимость от цели и времени его нахождения на территории

соответствующего государства. Исходя из этих критериев можно выделить несколько групп ино-странцев. Фактически именно в связи с этим, например, в Законе Бразилии "Об иностранцах" 1980 г. (ст. 4) осуществлена классификация виз выдаваемых иностранцам для въезда на территорию этой страны. Бразильские уполномоченные на то государственные органы могут выдать транзитную, туристическую, временную, постоянную, официальную, дипломатическую визы или визу вежливости. Виза, как правило, является основным документом, удостоверяющим право иностранца въехать и находиться на территории выдавшего визу государства. Как пример этого общего правила можно привести формулировку ст. 10 Закона КНР "О порядке въезда в страну и выезда из страны иностранных граждан" 1986 г.: «На основании обращения иностранца с просьбой о въезде в страну компетентные органы правительства Китая выдают ему соответствующую визу». Надо отметить, что законодательство практически всех стран содержит сходные (если не идентичные) формулировки. В частности, ст. 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 1996 г. гласит: "Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской

Федерации".

На основах взаимности государства могут освобождать граждан других стран от обязанности получить въездную визу для пересечения границы. С этой целью заключаются специальные меж-дународные договоры. В отдельных случаях государство в одностороннем порядке может устано-вить правило безвизового въезда для граждан какой-либо зарубежной страны, если оно желает подчеркнуть свое стремление к сотрудничеству с данной страной, стимулировать приток ино-странных туристов и т.п. Но такие односторонние шаги сравнительно редки.

Вместе с тем, очевидно, что существенно различается положение иностранцев, приехавших в туристическую поездку или командировку, и иностранцев, имеющих в данной стране место

жительства и постоянно фактически там проживающих, занимающихся какой-либо деятельно-стью, приносящей им доход, и т.д. Постоянно проживающие иностранцы обладают, как правило, всеми правами граждан, за исключением всех или большей части политических прав (участвовать в выборах, занимать определенные должности и т.д.). Чаще всего в мировой практике такими должностями являются должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, поли-цейского и т.п. Но в отдельных странах перечень может быть и шире.

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в значительно боль-шей степени ограничены в правах по сравнению с гражданами и постоянно проживающими ино-странцами (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, получения образования и т.д.). В частности, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем полу-чить такое разрешение полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государст-ва.

Однако необходимо помнить, что, по справедливому замечанию С.В. Черниченко, "отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с Российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны". Действительно, иностранец, прибывший на постоянное жительство, может уехать из страны, спустя короткое время, а иностранец, приехавший в командировку, может прожить довольно долго, но, тем не менее, у первого будет статус постоянно проживающего, а у второго – временно пребывающего на территории данной страны иностранца.

Правовой статус иностранцев характеризуется не только ограниченным (по сравнению с пра-вами граждан данного государства) объемом прав, но и уменьшенным объемом обязанностей.

Например, иностранцы освобождены, как правило, от несения военной службы за рубежом неза-висимо от того, является ли в данном государстве военная служба обязательной для граждан или нет, хотя в ряде стран иностранцы и допускаются к военной службе на добровольных началах. При определенных условиях иностранцы освобождаются от уплаты налогов. В ряде стран (Кана-де, Франции, Бельгии, Финляндии и др.) временно пребывающим в данной стране иностранцам может быть возвращен даже такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость (правда, обычно не со всех товаров и, кроме того, при соблюдении определенных требований).

В отдельных случаях государства на взаимной основе заключают договоры, предусматрива-ющие дополнительные гарантии или расширяющие права (по сравнению с обычным правовым режимом, предоставленным иностранцам) их граждан на территории другой стороны такого

договора.

В Европейском экономическом сообществе еще до создания Европейского союза и провоз-глашения единого гражданства граждане государств-членов ЕЭС, находящиеся на территории других государств-членов ЕЭС, обладали более широкими правами, чем иностранцы, прибывшие из-за пределов ЕЭС, причем эти права на протяжении истории ЕЭС постоянно расширялись. Дру-гими словами, как отмечает видный французский политолог К. Эн, имел место разрыв между

качеством гражданина государства – члена ЕЭС и географическими пределами прав, которые свя-заны с этим гражданством.

Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Их правовое положение урегулировано такими международно-правовыми актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве госу-дарств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

К действующим многосторонним конвенциям относятся также Каракасская Конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская Конвенция о консульских агентах 1928 г. Существует также практика заключения двусторонних консульских конвенций. На базе этих международно-правовых документов государства принимают внутренние правовые акты, регламентирующие статус дипломатических и консульских работников.

Дипломаты, приравненные к ним служащие международных организаций, консульские пред-ставители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции госу-дарства пребывания (иммунитеты), кроме некоторых случаев гражданской ответственности при условии ненарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Дипломаты пользуются также налоговыми и таможенными льготами. Ряд дипломатических иммунитетов распространяется также на административный и технический персонал дипломатических представительств с исключениями в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также

некоторых таможенных льгот.

В то же время дипломатам запрещается заниматься в стране пребывания предприниматель-ством или выполнять какую-либо оплачиваемую работу, не связанную с их служебными обязан-ностями.

Следует отметить, что защита иностранными государствами прав и законных интересов своих граждан за границей может производиться только в соответствии с законами государства пребывания и не должна служить основанием для какого бы то ни было вмешательства в его внутренние дела.

Вместе с тем существуют категории иностранцев, которые вообще не могут, а бывает, и не заинтересованы в том, чтобы прибегать к помощи государства, гражданами которого они являют-ся. Известна категория иностранцев, получивших в данном государстве убежище. Институт права убежища не входит в сферу отношений государства со своими гражданами и касается только пра-вового положения иностранцев. Под правом убежища понимается предоставление данным госу-дарством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо ино-странцу, преследуемому у себя на родине, либо в какой-то другой стране. В настоящее время пра-во убежища закреплено почти во всех конституциях. Это соответствует положениям таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о территориальном убежище 1967 г. В частности, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 14) говорится:

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользо-ваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности осно-ванного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Действует также целый ряд региональных многосторонних договоров о предоставлении права убежища.

Право политического убежища закреплено в конституциях большинства стран мира (напри-мер ст. 21 Конституции Португалии, ст. 10 Конституции Италии, ст. 17 Конституции Туниса,

ст. 13 Конституции Сирии, ст. 16 Основного закона ФРГ и т.д.). Надо отметить, что международ-ные и внутригосударственные акты, говоря о праве убежища, налагают на получивших убежище определенные обязанности. Так ст. 2 Конвенции ООН 1954 г. (она была открыта для подписания в 1951 г., а вступила в силу в 1954 г.) "О статусе беженцев" предусматривает, что "у каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в

частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка".

Право на получение статуса беженца на основании преследований на родине по политиче-ским, национальным, религиозным и прочим мотивам закреплено Конвенцией "О статусе бежен-цев" 1954 г., Протоколом к нему 1967 г., Уставом Управления верховного комиссара ООН по

делам беженцев 1950 г. Россия является участником этих многосторонних международных дого-воров. На базе этих документов во многих странах приняты законы о беженцах (например в Рос-сии и в Азербайджане – в 1991 г., в Украине – в 1991 г., в Таджикистане – в 1991 г., в Беларуси – в 1991 г. и т.д.).

Необходимо, однако, иметь в виду, что, провозглашая право убежища, различные страны

по-разному трактуют сходные формулировки о преследовании за демократические взгляды и убеждения, борьбу за демократию и прогресс. Поэтому иногда складывается такая ситуация, когда два государства принимают у себя, предоставляя убежище, граждан друг друга. Вместе с тем

известный специалист по гуманитарному международному праву Г.С. Гудвин-Гилл пришел к

выводу, что "у человека все еще нет права на получение убежища. Предоставлять его – право

государств, а другие государства если и обязаны что-то делать, так это уважать право предостав-ления убежища, как и любое другое проявление юрисдикции. Само это право оставлено на усмот-рение государства: только оно может решать, пользоваться ли этим правом, в чьих интересах,

каковы будут его форма и содержание. (...) Аналогичным образом оно может свободно определять условия пользования убежищем".

К особой группе можно отнести иностранцев, нелегально находящихся на территории какого-либо государства. Речь в данном случае идет не об иностранных разведчиках или диверсантах, а об иностранцах, нелегально въехавших в страну в поисках заработка или с иной целью, не имеющей в виду нанесения ущерба безопасности или обороноспособности страны пребывания. Например, в США много нелегально приехавших туда граждан из различных латиноамериканских государств. Они нарушают законодательство и страны пребывания, и страны, гражданами которой они являются, поэтому не имеют никакой правовой защиты ни со стороны одного, ни со стороны другого государства. Более того, обычно им грозит наказание в случае разоблачения и в стране пребывания, и на родине. Этим пользуются работодатели, нещадно их эксплуатируя. Но страшная нищета на родине толкает их на такой путь поисков заработков, и даже в условиях жестокой эксплуатации и сильного самоограничения им удается кое-какие сбережения привезти домой. Однако не все из них находят работу на чужбине, а многие гибнут по дороге или в чужой стране. После Второй мировой войны наблюдается устойчивая миграция (в том числе и нелегальная) из экономически неблагополучных стран Азии и Африки в поисках заработка в развитые страны.

Ввиду того, что довольно распространенной практикой попыток нелегальных иммигрантов по экономическим причинам легализовать свое нахождение в стране пребывания стало стремление добиться признания их беженцами, многие страны в 70–90-е годы XX в. ужесточили законодательные критерии определения реальности заявлений о преследованиях на родине заявителей с целью выяснения истинных мотивов иммиграции. В частности, как уже отмечалось, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем получить такие разрешения полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государства, а требования к лицам, желающим их получить, постоянно усложняются.

Правовое положение лиц без гражданства (апатридов), как правило, во всех государствах приравнивается к правовому положению иностранцев и таким же образом различается у постоян-но проживающих в данной стране апатридов и временно пребывающих на ее территории лиц без гражданства. В принципе государства не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства, поэтому они создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территории апатридов.

Работаю преподавателем истории и обществознания в одном из российских техникумов. И вот что удивляет и настораживает меня как преподавателя – нынешние выпускники в большинстве своем очень путаются в понятиях. Такое впечатление, что в школе их практически не обучали. Они даже основ не знаю, что уж тут говорить о более углубленных знаниях.

Особенно удручает, что они путаются в таких понятиях как подданство, гражданство и т.д. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.

Согласно теории права – связь страны и индивида на юридической основе. Она подразумевает правовые обязательства на взаимной основе и ответственность по отношению друг другу.

Согласно историческим данным впервые понятие появилось в странах с монархическим правлением. В них подданство однобокая связь лица не со страной, а конкретно с правителем.

Согласно лингвистическим понятиям только в русскоязычных странах между двумя такими понятиями как «подданство» и «гражданство» ставится знак различия. В англоязычных же эти два понятия обозначены, одним словом. При необходимости различаются эти два понятия, в каком контексте они употребляются на данный момент.

При этом также в англоязычных странах имеются и специфические слова, которые обозначают термин подданства в более узком и более широком диапазоне.

Основания принятия подданства

Давайте разберем это на примере российской империи. Вот что для этого требовалось:

  • Право рождения. То есть если оба родителя были российскими подданными, то их ребенок также автоматом становился поданным России. Также эта процедура носит еще другое название «принцип крови». И толковалось оно так – подданным России являлся и ребенок, рожденный от российских поданных за границей, включая и судно иностранного государства. Единственным требованием при этом было зарегистрировать ребенка в зарубежном представительстве России;
  • При вступлении в брачные узы. В те времена это касалось только женщин. Например, иностранка выходила замуж за поданного российской империи и автоматически получала статус русскоподданой, при этом не нужно было приносить обязательную присягу. При разводе данный статус сохранялся, если только она от него не отказывалась добровольно. Если поданная России выходила замуж за иностранца, статус она теряла, но их дети при желании могли получить российское подданство в упрощенном порядке. При усыновлении подданство не менялось в автоматическом режиме. Для этого нужно было проходить специальную процедуру через принятии присяги;
  • Натурализация или укоренении. Например, до 1864 года любой иностранец мог принять гражданство России. Для этого ему достаточно было прийти в губернскую канцелярию и принести присягу. С 10 февраля 1864 правило несколько изменилось – от иностранца требовалось прожить на российской земле не менее пяти лет на постоянной основе. К тому же в данном случае прошение писалось на имя министра МВД.

Выйти из подданства можно было только по повелению самого императора. Добровольный выход приравнивался к государственной измене. Даже если русскоподданый находился за рубежом, то по первому требованию властей он обязан был вернуться назад.

Если подданный российской империи пять и более лет находился за границей самовластно, то есть без соответствующего разрешения, а на требования властей вернуться отказывался.

Но по прошествии указанного срока он признавался безвестно отсутствующим, а на его имения назначались внешнее управление.

Подданство и гражданство: различие понятий

У многих понятие подданство ассоциируется с гражданством. Оба понятия связаны с государством, но имеют ряд существенных отличий. Если рассмотреть оба термина через призму их появления в официальных документах, то подданство, во-первых, появилось намного раньше, а во-вторых, под ним понимается связь лица с конкретным правителем.

Многие исследователи утверждают, что появился термин в средневековье и связан с определением вассальной принадлежности мелкого дворянства и обнищавших рыцарей конкретному сеньору, господину, князю или королю.

Гражданство в современном его понимании, появилось много позднее, хотя и этот момент является спорным. Так, термин «граждане» использовался еще в период античности в Римской империи.

Последний применялся к категории свободных людей. По сути, в Римской империи гражданами именовали всех свободных людей, что позволяло отличать их от рабов. Позднее, понятие трансформировалось и стало обозначать взаимную связь государство и его жителей.

Сегодня подтверждением гражданства является паспорт – удостоверение личности, определяющее легитимность проживания человека в конкретной стране. Так, гражданином государства можно стать по рождению или приобрести по закону этой страны.

Применение терминов «гражданство» и «подданство» в России

В отечественном праве понятие подданство в смысле гражданство сформировалось в период Империи. В окончательной форме, момент, регулирующий и определяющий гражданство в России, появился лишь после 1917 года. До 18 столетия конкретных норм, определяющих статус подданного страны, вообще не существовало.

Первичные нормы, которыми начали определять подданных, появились в период правления Петра и определялись Указом от 1721 года. Связаны они были с моментами приобретения поместий и земельных наделов в стране иностранными гражданами на условиях принесения присяги Российскому царю.

В последующем подданство принималось при заключении смешанных браков, когда союз заключался с иностранцем и также предусматривал одним из ключевых условий принесение присяги. В дальнейшем условие принятия российского подданства распространялось для иностранцев, поступающих на гражданскую службу.

В начале ХХ столетия в нашей стране формируется институт гражданских прав, постепенно заменяющих собой сословные права и привилегии. Революция 1917 года завершила этот процесс, что и положило начало формированию института гражданства и соответствующих правовых норм.

Человек, имеющий паспорт какого-либо государства, может являться его гражданином или, к примеру, подданным. В чем заключается специфика каждого из статусов?

Факты о гражданстве

Под гражданством в международном праве принято понимать юридическую взаимосвязь человека и государства. Она может выражаться в наличии у них взаимных прав и обязанностей, определенных конституцией и иными источниками норм. Как правило, факт гражданства человека закрепляется документально - посредством оформления для него государством паспорта или иного удостоверения личности.

Гражданство как политический институт в большей степени характеризует государства с республиканской формой правления. Данный институт появился как результат развития правовых систем тех стран, в которых изначально связь человека и государства была представлена в виде подданства. Изучим его специфику подробнее.

Факты о подданстве

Под подданством в международном праве принято понимать не только юридическую, но также историческую и культурную взаимосвязь человека и государства. Данный статус - более ранний в сравнении с гражданством. Он появился в монархических государствах и сохранился главным образом в них же - стран с соответствующей формой правления и сейчас довольно много.

Закрепление подданства человека в те исторические периоды, когда данному статусу не было альтернативы (в силу неразвитости института гражданства), как правило, выражалось только в установлении факта проживания человека на территории государства. Его подданство могло подтверждаться косвенно посредством документов, удостоверяющих право собственности на землю, источниками, в которых указывалась профессия человека, его вид деятельности.

Большое количество монархических государств в процессе политического развития превратились в республики, в которых связь между жителями и политической властью стала устанавливаться уже в рамках института гражданства.

Сравнение

Основное отличие гражданства от подданства в современном понимании заключается в том, что первый тип связи между человеком и государством закрепляется главным образом юридически, второй - также на основе исторических и культурных традиций, сложившихся в стране.

Можно отметить, что во многих современных государствах институты гражданства и подданства фактически функционируют одновременно. То есть жители данных стран, в силу того, что они являются монархиями, рассматриваются, с одной стороны, как подданные. С другой стороны - они имеют также и юридическую связь с государством - в частности, это может выражаться в наличии у них паспорта, и потому подданные имеют также гражданство страны.

Определив, в чем разница между гражданством и подданством, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Гражданство Подданство
Что общего между ними?
Во многих странах связь человека и государства имеет признаки, характерные как для гражданства, так и для подданства
В чем разница между ними?
Предполагает, прежде всего, юридическую связь человека с государством Предполагает также историческую и культурную связь человека с государством
Закрепляется посредством выдачи жителю страны паспорта и иных документов, удостоверяющих его личность и гражданство В отдельные исторические периоды определялось только фактом проживания человека на определенной территории, иногда - документами, подтверждающими владения человека, отражающими его профессию, вид занятий
  • 6. Понятие, виды и сущность конституций в зарубежных странах.
  • 7. Основные этапы развития конституций зарубежных стран.
  • 8. Структура и содержание конституций зарубежных стран.
  • 9. Характерные черты и особенности содержания конституций стран Европы, принятых после Второй мировой войны.
  • 10. Конституции развивающихся стран: этапы конституционной реформы, особенности их содержания.
  • 11. Конституционные реформы в государствах снг и Восточной Европы в 90-х годах 20 века.
  • 12. Права, свободы и обязанности граждан в зарубежных странах: понятие, классификация, содержание.
  • 13. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах.
  • 14. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах: понятие, правовое регулирование, принципы.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.
  • 16. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Многогражданство.
  • 17. Внутригосударственные и международные механизмы защиты основных прав и свобод в зарубежных странах.
  • 18. Понятие и разновидности конституционного контроля в зарубежных странах.
  • 19. Американская и европейская модели конституционного контроля: их характеристика.
  • 2. Виды конституционного контроля
  • 20. Понятие, структура и принципы общественного строя зарубежных стран.
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • 21. Конституционные основы политической системы в зарубежных странах.
  • 22. Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах.
  • 23. Конституционно-правовое регулирование социальной системы в зарубежных странах, конституционные принципы социальной политики государств и их реализации.
  • 24. Принцип единства государственной власти в социалистических странах, особенности его закрепления.
  • 25. Принцип разделения властей в государственном механизме зарубежных стран, особенности его закрепления.
  • 26. Партийные системы в зарубежных странах: понятие, разновидности, общая характеристика.
  • 27. Политические партии в зарубежных странах: понятие, функции, классификация. Особенности в конституционном законодательстве о политических партиях.
  • 28. Общественные объединения в зарубежных странах: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 29. Избирательная система в зарубежных странах: понятие, виды, общая характеристика.
  • 30. Понятие и принципы избирательного права зарубежных стран.
  • 31. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, общая характеристика.
  • 32. Понятие и виды референдумов в зарубежных странах.
  • 33. Республика как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 34. Монархия как форма государственного правления в зарубежных странах: понятие, виды, характеристика.
  • 35. Общая характеристика смешанных форм правления (на примере Франции, Малайзии, оаэ).
  • 36. Федерации: понятие, признаки, виды. Основные модели разграничения компетенции между союзом (центром) и субъектами федерации в зарубежных странах.
  • 37. Конституционно-правовой статус субъектов федераций (на примере сша, Германии, Индии).
  • 38. Унитарные зарубежные государства: понятие, признаки, основные разновидности. Конституционно-правовой статус административно-территориальных единиц.
  • 39. Конституционно-правовой статус автономных образований: понятие, основные разновидности, характеристика.
  • 40. Понятие государственного режима, его виды и характеристики.
  • 41. Порядок формирования, состав и внутренняя организация парламента в зарубежных странах.
  • 42. Компетенция парламента в зарубежных странах.
  • 43. Порядок работы парламентов зарубежных стран.
  • 44. Стадии законодательного процесса, особенности их содержания в различных странах.
  • 45. Конституционно-правовой статус депутата парламента в зарубежных странах.
  • 46. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
  • 47. Место и роль главы государства в системе органов государственной власти. Виды глав государств.
  • 48. Порядок избрания и досрочного прекращения полномочий Президента в зарубежных странах, его ответственность.
  • 15. Гражданство (подданство) в зарубежных странах: понятие, принципы, конституционно-правовое закрепление.

    Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС.

    Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т. е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами).

    Гражданство - это правовая связь физического лица и государства (республики), т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

    Подданство - это правовая связь физического лица и монарха (монархии), т.е. признание монархом этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей.

    Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

    В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

    Гражданство может быть получено:

    1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория государства). Процесс установления гражданства по рождению - филиация.

    2. в процессе натурализации - по заявлению и решению специальных органов.

    3. восстановление в гражданстве - по заявлению и решению специальных органов.

    4. оптация - выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг - от Великобритании к Китаю). Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие "подданство" традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т.е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.29.

    Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

    Институт гражданства включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны.

    В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т.д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

    Институт гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод.

    Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа "права крови" и "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и права крови, и права почвы.

    Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация может иметь место после определенного срока проживания иностранца на территории данного государства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет).

    Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица (например, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации.

    В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане.

    Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.

    Наряду с двумя указанными повсеместно распространенными способами приобретения гражданства существуют и менее распространенные Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005.С.30..

    Гражданство может быть приобретено путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств.

    Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т.е. восстановления раннее утраченного гражданства.

    Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.

    В некоторых странах объем прав граждан различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению.

    Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим причинам.

    Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.

    Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т.е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению.

    Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации.

    Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданства во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства.

    Наиболее частным случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей.

    Следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерации союзное гражданство не может вступить в противоречие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставляться лишь дополнительные гарантии, единых для граждан всего союза прав, и устанавливаться некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.