Виды социальных норм. Чем отличаются правовые нормы от социальных: описание и отличия

Слово "норма" происходит от латинского "Norma", что означает образец, стандарт.

На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определённые правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д.

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества без чего его существование невозможно.

Виды социальных норм

Основными видами социальных норм в сфере регулирования отношений являются:

Нормы права - это система особых социальных норм, которые устанавливаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.

Номы морали - это правила поведения установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре зле чести достоинстве и несправедливости.

Нормы обычаев - это устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

Нормы традиций - это правила поведения, передававшиеся из поколения в поколение в семье местности и народе для поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

Политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между политическими группами слоями классами в процессе осуществления государственной власти.

Экономические нормы - это правила регулирования общественных отношений в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления

Нормы общественных организаций - это внутренние правила регулирования поведения и взаимоотношений членов общественных организаций.

Религиозные нормы - это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.) либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

Все они регулируют общественные отношения;

Все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

Они определяют границы должного и возможного поведения;

Преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений.

Социальные нормы имеют иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм)

Социальные нормы носят объективный характер

Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило, письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.

Разнообразные социальные нормы объединены тем, что они обусловлены уровнем развития культуры данного общества и входят в структуру общественного сознания. Но эти нормы различаются по способам установления и формам выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и общественные отношения по средствам охраны этих норм от нарушений.

Многообразие социальных норм сложилось исторически. В нём отражены сложная структура общества плюрализм оценок общественных явлений и способов их выражения. Правовые нормы выражают государственную волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушений. Нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, союзов, общественных организаций, массовых движений, выражают интересы, волю и настроения участников и членов этих партий, организаций и движений, обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений Определённую связь с правом и другими социальными нормами имеют также нормы, содержащиеся в документах (например, в уставах) кооперативных и других хозяйственных организаций. Ряд отношений в обществе определяется обычаями, традициями, обыкновенными, а также религиозными нормами.

Ключевые слова: понятие, черты, виды, социальных, норм

Норма (от лат. « norma ») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. На­пример, норма температуры человеческого тела.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Для них характерны сле­дующие черты :

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол­лективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих не­обходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет­но (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию оп­ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы . Все эти разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя при этом качества особых социальных регуляторов.

Сравнительный ана­лиз их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов ре­гулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реали­зации своих норм и др. моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль.

Норма – образец, правило. Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие общий характер.

Социальная норма – это допустимое, возможное поведение людей в обществе с позиций оценки соответствия этого поведения существующим нормам морали или обычаев, сложившихся в обществе. – Городилова И.А.

Раньше можно было говорить о рыцарском праве, материнском праве и т.д. Но это несколько ограниченное толкование права, т.к. существует понятие права в юридическом смысле.

С помощью социальных норм регулируется поведение членов общества.

Социальная норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

Признаки:

1. Они являются общими правилами поведения.

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Основные виды социальных норм:

Ø Нормы права – установленные государством, формально определённые, подкреплённые возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

Ø Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости, несправедливости.

Ø Нормы обычаев – правила поведения общего характера, исторически сложившиеся в результате неоднократного повторения.

Ø Нормы традиций – правила поведения, передаваемы из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности общества и самобытности общества.

Ø Деловые обыкновения – обычаи выработанные, в процессе деятельности органов государства в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующими в единстве с юридическими нормами.

Ø Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Ø Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

Ø Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношения членов общественных организаций.

Ø Технико-юридические нормы – это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Это спорный вопрос: относить ли данные нормы к социальным.

Ø Ненормативные социальные регуляторы (А.Б. Венгеров) – ценностные, информативные, директивные и т.д.

Функции:

1. регулятивная . Эти нормы устанавливают правило поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная . Выступают критерием оценки действий, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов.

3. Трансляционная. Достижения человечества в организации общественной жизни, культуры отношений через них транслируются следующим поколениям.

Классификация:

По сферам действия : нормы экономические, политические, религиозные, экологические (т.е. в зависимости от предмета регулирования).

По механизму (регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми.

Обычай – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Регулятивные особенности:

1. предмет регулирования – многообразные общественные отношения

2. регулируются не всякие, а наиболее типичные, массовидные отношения.

Право и мораль.

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, идеалов, норм, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия, взаимодействуют друг с другом.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ:

1. принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности

2. имеют общую цель – регулирование поведение людей

3. базируются на справедливости как на нравственном высшем принципе

4. выступают как мера свободы индивида.

Между видами социальных норм существует тесная связь и есть различия.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми и обществом.

Соотношение между правом и моралью включает четыре компонента: единство, различия, взаимодействие и противоречие.

Единство права и морали состоит в том, что они являются разновидностью социальных норм, имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения; единство цели – упорядочение и совершенствование общественных отношений.

Различия между правом и моралью:

1. Мораль формируется раньше права, правового сознания. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право с появлением государства.

2. В обществе может существовать несколько моральных систем (классов, групп, профессиональных слоёв, индивидов)

3. По способу формирования право закрепляется (издается) государством (законодательная деятельность); а мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания.

4. По форме фиксации: правовые нормы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т.д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Моральные же нормы содержаться в общественном массовом сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок.

5. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категорий нравственности. Складывалось всё спонтанно.

6. Не совпадают предметы регулирования норм право и норм морали. Мораль – это сфера дружбы, любви, взаимопомощи., куда право как регулятор не должно проникать. Но есть сферы, куда не проникают нормы морали: технико-юридические нормы.

7. Моральные нормы не обладают такой логически стройной и достаточно жёсткой структурой как нормы права

8. Различие и по средствам и методам обеспечения реализаций своих норм. Нормы морали гарантируются силой общественного мнения, а нормы права принудительной силой государства.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок.

Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т.д.

Моральное пространство шире правового, мораль всегда существовала, и будет существовать, право возникло позже.

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. В НПА нередко используются оценочные понятия нравственного характера (цинизм, честь, недостойное поведение и др.). Это свидетельствует о том, что моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Противоречия между правом и моралью:

Разные методы регуляции, разные критерии при оценке поведения субъекта, право консервативно, мораль более динамично реагирует на происходящие изменения, право что-то разрешает, мораль запрещает. Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то, что мораль запрещает.

Мораль и право взаимодействуют. Право – это осуществление господствующей морали. Не исключены и противоречия между ними: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Право и обычай.

Обычай представляет собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительного своего существования, вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Отсутствуют особые механизмы его обеспечения.

Взаимодействие обычаев и права:

1.юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Отличие обычая от нормы права:

1. Неписанная норма, правило поведения

2. Устанавливаются не государством, а в результате многократного повторения

3. Нет государственного принуждения

Российская правовая академия

Министерство юстиции Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие, виды социальных норм»

Выполнила студентка

Заочной формы обучения,

гр.____________________,

Ильина Я.В.

Научный руководитель

____________________

Ижевск 2003 г.

Заключение.

Общество – это сложный, социальный организм. Наиболее характерными его чертами являются упорядоченность и организованность. Такое состояние общества можно достичь только с помощью регулирования. Выделяются два вида регулирования общественных отношений: нормативное и ненормативное.

Ненормативное регулирование выражается в различных естественных нормах, которые существуют в виде знаний о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой.

Но все-таки наиболее важное значение для упорядочения поведения людей в обществе имеет нормативное регулирование. Основным средством нормативного регулирования являются социальные нормы.

Хотя нельзя забывать и о технических нормах, которые регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой. Среди технических норм некоторые ученые (Черданцев А.Ф.) выделяют особый вид норм – технико-юридические. Их главное отличие заключается в том, что их исполнение обеспечивается государством и они содержатся в различных нормативно-правовых актах. На основании наличия у нормативно-технических норм санкций их иногда относят к подвиду социальных норм. Хотя данная точка зрения является спорной.

Социальные нормы – это общие правила поведения, действия в обществе, которые возникают по воле людей.

Основными признаками социальных норм являются следующие:

1. Это общие правила поведения людей в обществе.

2. Они не имеют конкретного адресата.

3. Социальные нормы возникают в связи с волевой сознательной деятельностью людей.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.

5. Данные нормы соответствуют типу культуры и социальной организации общества.

Таким образом, социальные нормы выступают основным регулятором общественных отношений. Кроме данной функции некоторые ученые выделяют еще оценочную и трансляционную.

Социальные нормы различны. В зависимости от способов установления и обеспечения они делятся на четыре основные группы:

1. Обычаи.

2. Нормы морали.

3. Корпоративные нормы.

4. Нормы права.

Наиболее спорным вопросов является соотношение норм права и норм морали. Во многом это вытекает из того, что спорным является само определение морали. Общепринятое мнение: мораль и нравственность – понятия равноценные. Других точек зрения по многим аспектам данного вопроса придерживаются такие ученые, как Черданцев А.Ф., Соловьев В.С., Ильин И.А. и другие.

Соотношение норм права и морали включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие. Единство права и морали заключается в том, что они имеют единые цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни. Право и мораль совпадают также по объекту регулирования, которыми являются общественные отношения. Нормы права и морали – это фундаментальные исторические ценности, имеющие единую нормативную основу. Отличительными особенностями права и морали являются следующие:

1. Мораль и право имеют различные способы установления. Нормы права санкционируются государством, а нормы морали устанавливаются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Данные нормы различаются по методам обеспечения. Право обеспечивается принудительной силой государства, а мораль – силой общественного мнения.

3. Мораль и право выражаются и фиксируются в различных источниках.

4. Нормы права и морали различаются по характеру и порядку ответственности. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, предусмотренная законодательством. Нарушение же норм морали влечет за собой применения мер общественного воздействия.

5. Нормы права и морали имеют также различный характер и способ воздействия, разные сферы действия и свои особенные исторические судьбы.

Взаимодействие права и морали выражается в том, что они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений и позитивном влиянии на личность.

Также в современных сложных условиях между правом и моралью возникают противоречия.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распро­страненные в определенной сфере правила поведения, которые в резуль­тате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

Обычаи подразделяются на правовые и неправовые (общегражданские). Правовые обычаи называются правовыми, так как они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.

Если за основу взять масштаб значимости того события, с которым связан данный обычай, то можно выделить 3 группы: 1) общественно – гражданские обряды; 2) лично – гражданские; 3) лично – семейные.

К первой группе относятся обрядовые действия, с проведением государственных, трудовых и профессиональных праздников. Вторая и третья группы обычаев отражают этапные события в жизни отдельного человека: одни события индивидуальной жизни связаны с обществом, социальными институтами, например, вступление в трудовой коллектив, другие – с семьей, семейной жизнью.

Взаимодействие права и обычаев выражается в том, что право либо поддерживает обычаи и создает условия для их реализации, либо пытается вытеснить общественно-вредные обычаи, либо вообще относится к ним нейтрально.

Корпоративные нормы - это пра­вила поведения, по которым живут и действуют различные обществен­ные объединения.

Особенности корпоративных норм следующие:

1) они направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, т.е. они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2) фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 3)корпоративные нормы подлежат проверке на соответствие законодательству в виде регистрации со стороны государства; 4)обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д.

По ряду формальных признаков корпоративные нормы схожи с правовыми: текст нормы закрепляется в соответствующем документе; корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре; систематизированы.

Отличие корпоративных норм от норм права заключается в том, что пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Взаимодействие корпоративных и правовых норм выражается в трех аспектах:

1.Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.

2.Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).

3. И наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

Итак, право, действуя в системе социальных норм, является только одним из элементов этой системы. В настоящее время формируется правовое общество и демократическое государство. Нормальное и эффективное их развитие может быть обеспечено только в случае гармоничного взаимодействия норм права и иных социальных норм.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднород­ностью самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствую­щие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые, функционирующие и нефункционирую­щие) .

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпываю­щую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы дейст­вия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:

1) правовые нормы; 7) корпоративные;

2) моральные; 8) нормы обычаев, тра­диций, привычек;

3) политические; 9) деловые обыкновения;

3) эстетические; 10) правила этикета, кор­ректности, приличия,

4) религиозные; обрядов, ритуалов.

5) семейные;

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отно­шений просто нет.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

1.1.Нормативное регулирование.

Современное общество – это целостный социальный организм. Наиболее важными качествами общества являются организованностьность, упорядоченность всех отношений, образующих социальную жизнь. Такой порядок в обществе достигается с помощью нормативного регулирования. Под ним понимается упорядочение поведения людей при помощи различных нормативных регуляторов. Нормативные регуляторы – это общие правила (известные модели и образцы поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно – урегулируюмую ситуацию.

Таким образом, основными чертами нормативных регуляторов являются:

1) неперсонифицированность адресатов, т.е. данные регуляторы распространяют свое действие на неограниченный круг лиц;

2) обязательностью исполнения правил, содержащихся в них;

3) повторяемостью регулируемых ими действий;

4) наличием (в большинстве случаев) санкций за нарушение правил поведения.

Всем социальным нормам присущи общие черты: 1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми; 2) имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения и адресуются людям и их объединениям; 3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов; 4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях; 5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения; 6) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал. Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются: 1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество - прерогатива государства, а нормы морали - всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом; 2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме; 3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов; 4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо - несправедливо и др.; 5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия; 6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей; 7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом. Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах: правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу; реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при: а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т.д.; б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.; в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: "цинизм", "особая жестокость", "недобросовестное отношение к служебным обязанностям" и др. Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние. Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает. Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Конституции РФ закреплено: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и отдельных граждан.