Время между первым и вторым чтением законопроекта. Первое чтение по законопроекту в государственной думе федерального собрания российской федерации и подготовка законопроекта ко второму чтению. Сколько именно чтений проходит законопроект

Свой нынешний облик законодательный процесс в Российской Федерации приобрел после принятия Конституции 1993 г., учредившей двухпалатную структуру Федерального Собрания - парламента и наделившей каждую палату собственной компетенцией.

В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой.

Российская Конституция предусматривает, что Федеральное Собрание может принимать законы двух видов - федеральные законы и федеральные конституционные законы. Разница между ними заключается в следующем: в то время как федеральные законы принимаются только Государственной Думой (а Советом Федерации одобряются или не одобряются), федеральные конституционные законы принимаются обеими палатами. Обусловлено это особой значимостью последних в системе российского законодательства.

Обладая более высокой юридической силой, чем обычные федеральные законы, они призваны обеспечить стабильность Конституции и основ конституционного строя российского государства. Отнюдь не случайно Конституция провозглашает норму, согласно которой федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией, устанавливая тем самым их исчерпывающий перечень.

Понятно, что процесс принятия федеральных конституционных законов оказывается более сложным по сравнению с процедурой принятия обычных федеральных законов: ведь здесь требуется обязательное их рассмотрение верхней палатой, одобрение квалифицированным большинством (т.е. двумя третями голосов) депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также невозможность их отклонения Президентом. Несмотря на все эти тонкости, в Государственной Думе обе разновидности законов рассматриваются одинаковым образом и проходят одну и ту же процедуру, определяемую ее Регламентом.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что применительно к конкретному законопроекту может быть принято иное решение; под занавес каждой сессии депутаты зачастую злоупотребляли этой возможностью, принимая законы десятками и в двух-трех чтениях одновременно.

Процедуре первого чтения предшествует обсуждение внесенного законопроекта в комитете палаты, назначенном по нему ответственным. Данный комитет готовит рассмотрение вопроса на заседании палаты и в дальнейшем совместно с инициатором законопроекта осуществляет всю работу, связанную с прохождением законопроекта в Государственной Думе. Выработанная комитетом позиция по законопроекту впоследствии излагается на пленарном заседании Государственной Думы.

Подготовленный к первому чтению законопроект вместе с сопроводительными материалами направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Во время первого чтения законопроекта обсуждаются вопрос о необходимости его принятия, основные положения внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции.

Если законопроект внесен Президентом, Правительством, Советом Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим судебным органом, с докладом от их имени выступают официальные представители.

Если на заседании рассматриваются законопроекты, предусматривающие расходы из средств федерального бюджета, то в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства.

Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный комитет для доработки, которая осуществляется совместно с его инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.

Для того, чтобы принять любое из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов палаты.

Иногда в Государственную Думу вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (так называемые альтернативные законопроекты). В такой ситуации они в ходе первого чтения рассматриваются одновременно. По результатам рассмотрения выносится решение о том, какой из альтернативных законопроектов взять за основу для дальнейшей работы.

Принятый в первом чтении законопроект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты нижней палаты, во фракции и депутатские группы, субъектам Российской Федерации (в том случае, если он касается предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов), а также высшим судебным органам (если законопроект затрагивает вопросы их ведения). У всех перечисленных структур и организаций появляется возможность для представления поправок. Государственная Дума, в свою очередь, устанавливает сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.

В редких ситуациях, когда обсуждаемый текст не вызывает замечаний у депутатов и не требует, по мнению парламентариев, правовой экспертизы и редакционной правки, Государственная Дума, опираясь на результаты обсуждения законопроекта в первом чтении, может решить вопрос о принятии закона в целом. При этом, правда, необходимо сначала решить вопрос об изменении порядка рассмотрения законопроекта - он предварительно ставится на голосование. Таким путем принимаются в первую очередь законы о ратификации международных договоров Российской Федерации.

Второе чтение законопроекта . Эта стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту. Все начинается с доклада представителя ответственного комитета, который сообщает обо всех поступивших поправках и итогах их рассмотрения в комитете. Затем слово предоставляют полномочному представителю Президента в Государственной Думе или же полномочному представителю Правительства (в тех случаях, когда законопроект затрагивает вопросы, относящиеся к ведению Правительства). После этого возможность выступить получает инициатор законопроекта либо его официальный представитель. Если у фракций, депутатских групп или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных в текст законопроекта, либо же включенных в таблицу одобренных комитетом поправок, то им позволяется дать краткое обоснование своего мнения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

После того, как рассмотрение возражений против поправок завершено, на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта за основу. Если это предложение получает большинство голосов, депутаты переходят к утверждению рекомендаций комитета по отклоненным поправкам. Если и здесь палата и комитет единодушны, то проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.

Все упомянутые выше решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой открываются два пути: палата может либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект.

Но и второе чтение - это еще далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи с изменением текста законопроекта при втором чтении. После этого законопроект в очередной раз представляется в Совет Государственной Думы, который определяет дату его рассмотрения в третьем чтении.

Третье чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Вместе с тем, у противников закона и здесь остается лазейка - Регламент предусматривает, что в исключительных случаях по требованию фракций и депутатских групп, представляющих большинство депутатов палаты, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Напомним, что с федеральным конституционным законом дело обстоит чуть-чуть иначе: его необходимо одобрить большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый Думой закон вместе с соответствующим постановлением палаты в течение пяти дней направляются в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения.

В соответствии с законодательной процедурой, установленной Конституцией, принятый Государственной Думой федеральный закон, в отличие от федерального конституционного закона, может быть возвращен на повторное рассмотрение палаты в случае его отклонения Советом Федерации или Президентом.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, не получившему одобрения Совета Федерации, может быть создана на паритетных началах согласительная комиссия из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает каждое возражение верхней палаты и вырабатывает согласованные предложения, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом на обсуждение палаты выносятся только предложения согласительной комиссии. Никакие другие предложения и поправки, выходящие за пределы разногласий, обсуждению не подлежат. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом закон в течение пяти дней вновь направляется на рассмотрение Совета Федерации.

В соответствии со ст. 120 Регламента Государственной Думы поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Он вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответствие Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В случае признания ответственным комитетом поправок противоречащими Конституции РФ, федеральным конституционным законам указанный комитет сообщает об этом авторам поправок. В случае невнесения субъектом права законодательной инициативы корректив в свое предложение ответственный комитет вправе возвратить поправку автору без включения ее в таблицы поправок. Автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете. Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Законопроект, принимаемый втретьем чтении, должен иметь название в последней утвержденной редакции. Такие же требования предъявляются к оформлению проектов постановлений Думы. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки рассматриваются на заседании ответственного комитета. О времени заседания уведомляются субъект права законодательной инициативы либо его представитель, а также субъекты, внесшие поправки к законопроекту, либо их представители. Ответственный комитет может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта, рекомендовать Думе принять таблицу поправок, одобренных комитетом, внести в палату таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, а также таблицу поправок, по которым не было принято решений. Депутатам Думы, внесшим законопроект или поправки к нему, ответственный комитет обеспечивает возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта (таблица № I), таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению (таблица № 2), и таблицу поправок, по которым не было принято решений (таблица № 3). Таблица поправок № 1 должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об ее авторе, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткую мотивировку решения комитета. Таблица поправок № 2 должна ердержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об ее авторе, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткую мотивировку решения комитета. Таблица поправок № 3 должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается по правка, данные об ее авторе, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки. По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение. Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение палаты: проект постановления Думы по законопроекту; три названные выше таблицы поправок; текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении); заключение Правового управления Аппарата на законопроект. Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта в первом чтении, если постановлением Думы нс установлен иной срок. В этот срок не засчитываются периоды между сессиями Думы. Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Думой, о направлении законопроекта Президенту, в Совет Федерации, Правительство, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Думы и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета. Если, по мнению ответственного комитета, подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении нецелесообразна либо законопроект утратил актуальность, ответственный комитет вносит на рассмотрение Думы мотивированное предложение об отклонении законопроекта. Согласно Регламенту Думы (ст. 123) в начале второго чтения законопроекта в Государственной Думы с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Примечательно, что согласно Регламенту затем выступает полномочный представитель Президента в Думе и лишь после этого - представитель субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, а за ним - полномочный представитель Правительства в Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатских объединений, депутатов Государственной Думы или приглашенных на ее заседание представителей иных субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если у депутатов или у приглашенных на заседание представителей иных субъектов права законодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку из тех, по которым имеются возражения. Автор поправки, представитель ответственного комитета, а также депутат Думы или представитель иного субъекта права законодательной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится вопрос о принятии поправки. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, Государственная Дума не соглашается с предложением комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок. Возражающий против принятия поправки субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель либо депутат Думы, полномочный представитель Президента в Думе, полномочный представитель Правительства в Думе, представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки. Далее Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов или у приглашенных на заседание представителей иных субъектов права законодательной инициативы возражения против рекомендаций ответственного комитета. Если Дума соглашается с мнением ответственного комитета об отклонении поправок, то далее председательствующий ставит на голосование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. Автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для отклонения, Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок. Автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится предложение о принятии поправки. Далее председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений. Автор поправки может обосновать свою позицию в выступлении продолжительностью до трех минут. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект. Решением Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Законопроект, не принятый во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения Совета Думы. В этом случае Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта. В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении, такой законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Голосование по вопросу о принятии закона в целом во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Думы только при наличии окончательного текста законопроекта, а также правовой и лингвистической экспертизы. В случае если ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы предложение об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы направляются: а) текст законопроекта, принятого в первом чтении; б) отзыв или заключение Правительства на законопроект (при их наличии); в) оформленные в виде таблицы поправки к законопроекту; г) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, принятый в первом чтении; д) заключение ответственного комитета с обоснованием необходимости отклонения законопроекта, принятого в первом чтении; е) проект постановления Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. Рассмотрение предложения ответственного комитета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, начинается с доклада представителя комитета. Докладчик сообщает о ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении и мотивах внесения предложения ответственного комитета об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. Затем могут выступить полномочный представитель Президента в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства в Государственной Думе, представители депутатских объединений, а также субъект права законодательной инициативы (или его представитель). После окончания обсуждения с заключительным словом выступает докладчик. Затем на голосование ставится проект постановления Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Если палата не приняла постановление Государственной Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, ответственный комитет продолжает работу по его подготовке к рассмотрению во втором чтении. В этом случае Дума может своим поручением установить ответственному комитету срок для подготовки законопроекта ко второму чтению, а также может своим решением, принятым большинством голосов от общего числа депутатов палаты, назначить другой ответственный комитет и установить срок подготовки данного законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Указанное решение оформляется постановлением Думы без дополнительного голосования. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения - с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы - возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Думы. Следует также напомнить, что решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к проекту федерального конституционного закона принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы.

Еще по теме 1. Подготовка и проведение второго чтения законопроекта в Государственной Думе:

  1. 1. Подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе
  2. 1. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в нервом чтении
  3. Какие преференции при выдвижении кандидатов имеют политические партии, представленные в Государственной Думе
  4. Почему лидером парламентской фракции в Государственной Думе становится лидер партии
  5. 3. Большевистская газета «Правда». Большевистская фракция в IV Государственной думе
  6. § 4. Подготовка к проведению следственного эксперимента

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Первое чтение являет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции . По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту .

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.

В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

Сколько именно чтений проходит законопроект?

  1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
  2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
  3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.
То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

Особенности проведения чтений

Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.

Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.


Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То...


Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на...

  • 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
  • 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
  • 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
  • 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
  • 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
  • 16. Гражданство детей.
  • 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
  • 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
  • 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
  • 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
  • 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
  • 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
  • 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
  • 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
  • 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
  • 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
  • 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
  • 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
  • 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
  • 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
  • 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
  • 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
  • 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
  • 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
  • 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
  • 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 42. Статус судей Конституционного суда рф.
  • 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
  • 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
  • 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
  • 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
  • 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
  • 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
  • 49. Ограничения прав и свобод личности.
  • 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
  • 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
  • 52. Основания прекращения гражданства рф.
  • 53. Основания приобретения гражданства рф.
  • 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
  • 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
  • 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
  • 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
  • 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
  • 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
  • 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
  • Определил:
  • 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
  • 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
  • 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
  • 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
  • 70. Порядок образования в рф нового субъекта
  • 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
  • 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
  • 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
  • 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
  • 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
  • 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
  • 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
  • 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
  • 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
  • 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
  • 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
  • 3 Группы прав нка:
  • 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
  • 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
  • 89. Принципы российского гражданства.
  • 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
  • 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
  • 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
  • 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
  • 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
  • 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
  • 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
  • 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
  • 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
  • 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
  • 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
  • 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
  • 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
  • 109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
  • 114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.
  • 7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.

    В начале второго чтения законопроекта в ГД с докладом выступает представитель ответственного комитета. Он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в ГД, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание ГД представителей иных субъектов права законодательной инициативы. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.

    Если имеются возражения, председательствующий предоставляет слово для краткого их обоснования. После этого проводится голосование о принятии группы поправок, одобренных комитетом, против которых не высказано возражений. Затем проводится голосование по поправкам, встретившим возражения.

    Далее председ. ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета об отклонении поправок. Если имеются возражения против отклонения поправок, то по каждой из них проводится отдельное голосование. До этого проводится голосование по той группе рекомендованных ответственным комитетом к отклонению которых не было возражений.

    Не принятый во втором чтении законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во 2 чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решение об отклонении законопроекта и о снятии его с дальнейшего рассмотрения оформляется постановлением Государственной Думы, которое направляется субъекту (субъектам) права законодательной инициативы, внесшему (внесшим) законопроект.

    Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

    По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД для включения в календарь рассмотрения вопросов в третьем, окончательном, чтении.

    Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения, Совет ГД направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата ГД Президенту РФ, в СФ, Правительство РФ, депутатам ГД..

    При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

    Если законопроект не принят или не одобрен ГД в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением ГД без дополнительного голосования.

    В исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

    Решение о принятии ФЗ принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении ФКЗ - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Указанные решения оформляются соответствующими постановлениями ГД.

    Одобренные ГД ФКЗ и принятые Фз законы в течение пяти дней передаются ГД на рассмотрение СФ.

    Закон регистрируется в СФ в срок не превышающий 24 часов, и направляется членам СФ. Председатель СФ определяет комитет ответственный за рассмотрение закона. Члены СФ организуют обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение закона.

    Ответственный комитет должен сформулировать заключение о и принять решение об одобрении или отклонении закона

    Рассмотрение принятого ГД закона на заседании СФ начинается с оглашения докладчиком заключения комитета. Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ для оглашения официального отзыва Правительства по закону. После этого СФ большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. Если принято решение об обсуждении закона, то по его результатам СФ принимает решение об одобрении или отклонении принятого Думой закона.

    Решение одобрении или отклонении принятого думой закона, внесенного на рассмотрение СФ и не подлежащего обязательному рассмотрению в СФ, должно быть принято до истечению 14 дневного срока. Если он не был рассмотрен в течении 14 дней, то он направляется Президенту для подписания и обнародования. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в СФ, считается вкл в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем СФ распоряжения. ФЗ считается отклоненным , если за одобрение не проголосовало необходимое число членов СФ. В постановлении СФ об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между СФ и ГД, а также содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Принятый Думой и одобренный СФ закон вместе с текстом постановления СФ в 5 дневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и обнородования.