Являются незаконными и не допускаются забастовки. Санкции для незаконно бастующих

Забастовка является незаконной , если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, установленных законом в отношении порядка выдвижения требований работников в адрес работодателя, а также при несоблюдении обязательных примирительных процедур, установленных для разрешения коллективного трудового спора.

Признать забастовку незаконной возможно только по решению суда. Такое решение принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Никакие иные лица (акционеры, контрагенты работодателя, работники, вынужденно прекратившие работу ввиду забастовки) не вправе выступать инициаторами судебного рассмотрения вопроса о незаконности объявленной забастовки. Необходимо, однако, признать, что круг лиц, обладающих правом обратиться в суд с заявлением о признании забастовки незаконной, неоправданно узок. В него, например, необоснованно не включены объединения работодателей, государственные органы, органы местного самоуправления, которые также должны иметь такое право в тех случаях, когда они участвуют в заключении соглашений и принимают на себя обязательства по ним, а проводимая забастовка связана с заключением, изменением или выполнением этих соглашений .

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить или не начинать забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Этот орган обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Работники, не исполняющие решение суда о признании забастовки незаконной (либо об отсрочке или о приостановке забастовки), могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Локаут и его правовая оценка

Если необходимость допущения особых форм воздействия работников на работодателя практически не встречает возражений, то вопрос об обоснованности применения ответных мер, воздействующих на работника, со стороны работодателя далеко не однозначен. Здесь под ответными мерами мы подразумеваем не применение каких-либо мер воздействия, применяемых в качестве санкции за совершенное правонарушение, а мер, могущих быть примененными в отношении работника по факту его участия или принятии решения об участии в законной забастовке.

Участие в забастовке безусловно влечет приостановление исполнения работником полностью либо частично своих трудовых обязанностей, следствием чего является невыплата работодателем заработной платы работнику за время его участия в забастовке, сложение с работодателя ответственности в части возмещения вреда, который может быть причинен жизни и здоровью работника. Тем самым участие работника в забастовке неизбежно влечет для него имущественные потери, равно как и определенное снижение уровня социальных гарантий в течение всего времени участия в забастовке. Поэтому, используя средства, присущие трудовому праву, работодатель может воздействовать на работника только единственным способом – вообще прекратить трудовые отношения с работниками, принимающими участие в забастовке, снимая с себя обязанность предоставления работникам после окончания забастовки возможности продолжить исполнение трудовых обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что работники, которые не участвуют в проведении забастовки, но в связи с приостановкой работы другими работниками не имеющие возможности исполнять свои трудовые обязанности, имеют право на оплату этого времени как простоя не по вине работника при единственном условии – письменном предупреждении работодателя о начале простоя. Данное правило распространяется как на работников, отказавшихся от участия в забастовке, так и на работников, лишенных возможности работать из-за прекращения работы другими работниками. Это может быть одной из тактик забастовочных действий, направленных на причинение работодателю максимального ущерба. Работодатель же заинтересован в уменьшении непроизводительных затрат и рассчитывает получить возможность приостанавливать действие трудового договора с работниками, не участвующими в забастовке.

В мировой практике соответствующие действия работодателя (работодателей) получили название "локаут". Локауты подразделяются на: а) прекращающие и б) приостанавливающие действие трудового договора.

Под прекращающим локаутом в мировой практике принято понимать форму социального давления предпринимателей в трудовом конфликте, которая заключается в одновременном коллективном увольнении работников для достижения поставленных предпринимателями экономических и политических целей , либо вообще закрытие всего предприятия . Данный локаут определяется как забастовка наоборот , когда от исполнения своих обязанностей по трудовому договору отказывается работодатель. Правда, этот отказ является не временным, а постоянным, поскольку "локаут в отличие от забастовки, в большинстве стран, не приостанавливает, а прерывает действие индивидуальных трудовых договоров (контрактов) увольняемых рабочих и служащих" .

Однако в современных демократических государствах локаут, разрывающий трудовой договор, рассматривается как недопустимый, поскольку в результате расторжения трудовых договоров могут пропасть заработанные многолетним трудом индивидуальные права и непрерывный стаж работников .

Под приостанавливающим локаутом следует понимать односторонние действия работодателя по остановке части или всего предприятия, отказ в предоставлении работы, создании условий, которые могут привести к остановке работы на любом участке производства, существенному сокращению объемов производства с прекращением выплаты зарплаты. Данный локаут влечет отстранение работников от работы, а не их увольнение .

Нам представляется, что для обоснования введения института локаута в основном используются не юридические, а экономические аргументы, а именно необходимость уравновесить право работников на забастовку, предоставить работодателю средство оперативно освободить рабочие места, на которых заняты лица, участвующие в забастовке, для найма новых работников и продолжения производственной деятельности. Однако наличие определенной общественной потребности еще не означает возможность принятия законодательства, обеспечивающего ее реализацию.

Так как право на забастовку существует в рамках трудового спора, возникающего по поводу установления условий труда, то возможность признания института локаута необходимо оценивать с точки зрения разрешения споров данной категории.

Во-первых, необходимо учитывать, что целью забастовки является воздействие на работодателя для того, чтобы принудить последнего к участию в примирительных процедурах либо, и это основное, к установлению условий труда, выгодных для работников, что предполагает заинтересованность работников в дальнейшем функционировании работодателя. Во-вторых, приостанавливая исполнение своих трудовых обязанностей, работники желают в дальнейшем продолжать трудовые правоотношения именно с тем работодателем, который является стороной трудового спора. В-третьих, проводя забастовку, работники желают, чтобы се итогом стало урегулирование трудового спора и установление новых либо сохранение прежних условий труда.

Теперь обратимся к действиям работодателя, проводящего увольнение работников, участвующих в забастовке. Во-первых, в этом случае целью проведения локаута является замена участников забастовки на новых работников, что показывает незаинтересованность работодателя в сохранении трудовых отношений с увольняемыми работниками – забастовщиками. Во-вторых, смыслом проведения локаута является урегулирование трудового спора и сохранение прежних условий труда или установление новых посредством устранения одной из спорящих сторон, что вряд ли возможно расценить как надлежащий способ разрешения разногласий.

Таким образом, прекращающий локаут является особым способом разрешения разногласий по поводу установления условий труда, заключающимся в юридическом устранении одной из спорящих сторон, т.е. способом, который не может являться частью ни одной из процедур разрешения разногласий, предполагающих реальное урегулирование спора. Вряд ли общество должно поддерживать подобные средства, сопоставимые разве что с физическим устранением носителей субъективного права. Как следствие, прекращающий локаут не может рассматриваться как элемент разрешения спора, возникающего по поводу установления условий труда, и потому не имеет юридического обоснования существования в связи с правом на забастовку.

Если же рассмотреть вопросы применения локаута с общесоциальной точки зрения, то он представляется в качестве средства не столько уравновешивания права на забастовку, сколько способом не допустить проведения забастовки. Естественно, что возможность прекращения трудовых отношений по причине участия в забастовке существенно влияет на решимость работников прибегнуть к данному способу давления на работодателя.

Мы уже указывали, что основанием признания права на забастовку является необходимость выравнивания положения работников и работодателя при установлении условий труда в договорном порядке, представления более "слабой" стороне – работникам – дополнительных средств для защиты своих интересов. Уравновешивание этих средств означает восстановление преимущественного положения работодателя и вступает, по нашему мнению, в противоречие с основополагающими положениями трудового права об установлении особой, государственной, защиты интересов работников.

К тому же локаут можно расценивать как средство защиты права на осуществление предпринимательской деятельности от возможного на него посягательства действиями забастовочного характера. Нами уже отмечалась необоснованность и нецелесообразность установления каких-либо форм защиты права на предпринимательскую деятельность от одного из возможных рисков.

Рассматривая приостанавливающий локаут, мы должны признать, что данные действия не отвечают принципу добросовестности, поскольку они направлены в большей мере не на забастовщиков, а на работников, не участвующих в забастовке. Ведь именно эти работники могут быть отстранены от работы, так как участники забастовки уже отказались от исполнения трудовых обязанностей.

Конечно, в данной трактовке локаута существенное значение имеет элемент борьбы работодателя с определенными технологиями забастовочных действий, при которых бастует только часть работников, что фактически делает бессмысленным выполнение работы остальной частью коллектива и увеличивает убытки работодателя. Однако, оставаясь в рамках юридической трактовки действий работников, мы должны прийти к выводу о том, что презюмировать недобросовестность действий работников, отказавшихся от участия в забастовке, нет никаких оснований, а следовательно, отказ работодателя от исполнения своей обязанности предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, не может быть признан ни законным, ни справедливым.

Таким образом, локаут представляется нам неприемлемым и с формально юридической, и с общесоциальной точки зрения .

Кейсы

1. Между Федеральной авиационной службой России и Федерацией профсоюзов авиадиспетчеров было заключено отраслевое тарифное соглашение, в котором предусматривалось повышение заработной платы авиадиспетчеров на 40%. Руководитель одного из государственных авиационных предприятий отказался исполнить данное соглашение, ссылаясь на то, что в коллективном договоре данного предприятия содержится положение о повышении заработной платы только на 20%, а само предприятие не наделяло Федеральную авиационную службу России полномочиями на заключение отраслевого тарифного соглашения.

В каком порядке должны быть решены указанные разногласия? Каковы должны быть действия Федерации профсоюзов авиадиспетчеров в данной ситуации? Подготовьте документы , направленные на реализацию возможных действий Федерации профсоюзов авиадиспетчеров.

2. Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы приняла решение об объявлении общероссийской забастовки в поддержку требований к Правительству РФ о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы. В ряде организаций здравоохранения, культуры и образования при утверждении указанного решения были выдвинуты требования к руководителям организаций об улучшении условий охраны труда. Через неделю после начала забастовки общероссийская забастовка была приостановлена ввиду внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет для обеспечения повышения размера оплаты труда работников бюджетной сферы. Работники указанных организаций отказались приостановить забастовку до удовлетворения их требований об улучшении условий охраны труда.

//

Право на забастовку, порядок ее организации и проведения

1.5 Признание забастовки незаконной. Ответственность работников за незаконные забастовки

Статья 413. Незаконные забастовки, (Трудовой Кодекс. РФ).

1. Основания признать забастовку незаконной, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, основаны на положениях ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Ограничения реализации права работников на забастовку установлены, во-первых, для работников всех организаций в особых условиях (военное или чрезвычайное положение), во-вторых, для работников организаций, прямо связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и населения, в-третьих, для работников в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

3. Первое ограничение установлено по единственному критерию - существование указанных в законе условий. Оно распространяется на работников любых организаций. Например, в условиях чрезвычайного положения действует ст. 11 Закона о чрезвычайном положении.

В соответствии с указанной нормой на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

4. В организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, забастовки запрещаются лишь в том случае, когда они создают угрозу конституционно значимым общественным интересам.

Используя конституционную формулировку, ТК устанавливает два критерия для запрещения забастовок (признания их незаконными): а) принадлежность к определенной категории работников; б) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Указанные критерии применяются одновременно.

Такой подход обеспечивает необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, которая осуществляется с помощью забастовки, и соблюдением общественных интересов.

5. Федеральные законы могут ограничивать право на забастовку. Однако введение ограничений возможно лишь при строгом соблюдении Конституции РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 мая 1995 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в ред. от 20 мая 1991 г.) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1976), ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других лиц (п. "с" ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.

Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и предлагаемых последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Используя предусмотренное Конституцией РФ право, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения права на забастовку. К ним относятся:

запрещение прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора для государственных гражданских служащих (п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе);

недопустимость забастовок авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения (п. 1 ст. 52 ВК);

недопустимость забастовок работников ядерных установок и пунктов хранения, если в результате их проведения может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (ст. 39 Закона об использовании атомной энергии);

6. Не все ограничения, установленные федеральным законодательством, представляются абсолютно бесспорными с точки зрения применения конституционных принципов установления пределов прав и свобод человека. Так, МОТ признает возможным запретить участие в забастовках только тем государственным служащим, которые реализуют властные полномочия от имени государства. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает ограничение прав лишь: а) для защиты определенных социальных ценностей (основ конституционного строя и др.); б) в той мере, в какой это необходимо для обеспечения защиты этих ценностей. Тем не менее Закон о государственной гражданской службе запрещает участие в забастовках всем без исключения гражданским служащим, а Закон о муниципальной службе - всем муниципальным служащим.

7. Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К их числу необходимо отнести:

нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 399 - 404, 410 ТК;

объявление забастовки без проведения примирительных процедур;

проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме;

объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК;

невыполнение требований ст. 412 ТК об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

организация забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК) и др.

8.Забастовки, объявленные без прохождения примирительных процедур, признаются незаконными (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2005 г. N 93-Г05-14 по кассационной жалобе представителя работников цеха технологического автотранспорта ЗАО "Серебро Магадана" Микая Б.В. на решение Магаданского областного суда от 24 июня 2005 г. по заявлению ЗАО "Серебро Магадана" о признании забастовки коллектива цеха технологического автотранспорта ЗАО "Серебро Магадана" 12 июня 2005 г. незаконной (БВС РФ. 2006. N 1)).

9. Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре).

10. Гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает каких-либо особенностей рассмотрения дел о признании забастовок незаконными. Они рассматриваются в исковом порядке.

11. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Этот орган участвует в процессе рассмотрения дела о признании забастовки незаконной как представитель работников (ответчик), владеет информацией о совершаемых процессуальных действиях, представленных доказательствах и о принятом решении. Он обязан информировать работников о вынесенном судом решении немедленно (в день вынесения решения).

12. Признание забастовки незаконной влечет немедленное ее прекращение или отказ от проведения забастовки, если она была объявлена, но еще не начата. В такой ситуации коллективный трудовой спор должен разрешаться путем возобновления примирительных процедур. Возможно проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора...

Забастовка как вид трудового конфликта

Когда-то профсоюзы на советских предприятиях могли восприниматься главным образом как одна из "ветвей власти" (наряду с собственно руководством и партийной организацией)...

Определение понятия забастовки приведено в двух нормативных актах: Трудовом кодексе и в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"...

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Закон предусматривает ряд гарантий, которые обеспечивают право работников на объявление и проведение забастовки. Согласно ст...

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки: а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном...

Коллективная материальная ответственность работников

В соответствии со ст. 21 ТК РФ коллектив должен бе-режно относиться к имуществу работодателя. Нарушение этой обязанности может повлечь за собой привлечение коллектива или работника к материальной ответ-ственности, так как согласно ст...

Организация как субъект ответственности за причинение вреда

Право является неотъемлемой часть общественного устройство. Это те самые нормы, в соответствие с которыми живут люди - так как с рождения мы проходим процесс социализации - приобщения к правилам и нормам жизни в обществе...

Ответственность в сфере медицинских услуг

Наиболее частыми правонарушениями, совершаемыми медицинскими работниками и влекущие за собой уголовную ответственность, являются: 1. Преступления против жизни и здоровья: причинение смерти по неосторожности [ст...

Ответственность медицинских работников за незаконные действия в области усыновления (удочерения)

Уголовная ответственность медицинских работников за совершение неправомерных действий в области усыновления может наступить по двум статьям УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954. - 154 и 155...

Понятие и виды переводов на другую работу

Дисциплинарная ответственность - это законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, предусматривающая ответственность работника перед нанимателем за совершенный дисциплинарный проступок.}