Западно сибирский кассационный арбитражный суд. Арбитражный Суд Западно-Сибирского Округа (АС ЗСО)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу.

г. Тюмень Дело№ Ф04/3009-994/А45-2001

Арбитражный суд в составе:

председательствующего Т.Я. Шабалковой

судей В.Д. Носова

В.Г. Рольгайзера

при участии в заседании:

от истца: Е.А. Квашнина - по доверенности от 28.09.2001 № 4/02, Г.А. Косиненко- по доверенности от 28.09.2001 № 5/02

от ответчика: не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения "Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Новосибирской области" на постановление апелляционной инстанции от 23.07.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А 45- 2638/2001-СА/125

установил:

ГУ "Управление государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Новосибирской области" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительным решения № 39 от 30.11.2000 и предписания № 34 от 30.11.2000 Новосибирского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Решением суда от 21.05.2001 (судьи: Н.А. Павлючик, М.М. Селезнева, С.В. Тарасова) исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2001 (судьи: Л.Н. Хорошуля, Г..Л. Амелешина, Г.В. Свиридова) решение суда отменено, в иске отказано.

В кассационной жалобе ГУ "Управление государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Новосибирской области" просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает, что правоотношения между истцом и Новосибирским Управлением лесами федеральной службы лесного хозяйства носили обязательственный характер и регулировались гражданским законодательством. Договор не был прекращен и не был признан недействительным. Постановлением Правительства РФ от 02.06.1998 № 552 и от 06.0S.1998 № 895 установлены условия оплаты использования радиочастотного спектра только для организаций, которые применяют радиоэлектронные средства (РЭС) в коммерческих целях. Управление Лесного хозяйства не осуществляет использование спектра в коммерческих целях, следовательно, на него не распространяется действие вышеуказанных постановлений о государственном регулировании тарифов на данные услуги связи. В настоящее время услуги связи осуществляет созданное федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа", следовательно выполнение предписание антимонопольного органа невозможно.

В судебном заседании представители ГУ "Управление государственного надзора за связью и информатизацией в РФ по Новосибирской области" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители антимонопольного управления в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке статей 162, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, заслушав пояснения представителей, изучив доводы по кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, рассмотрев заявление Новосибирского Управления лесами службы лесного хозяйства по поводу необоснованного повышения Управлением Госсвязьнадзора по Новосибирской области тарифов на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра и регистрации радиоэлектронных средств (РЭC), Новосибирским территориальным управлением МАП России вынесено решение от 30.11.2000 № 39 и предписание от 30.11.2000 № 34 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о правомерном привлечении истца к ответственности исходя из следующего.

Согласно Положению "О службе государственного надзора за связью в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15.11.1993 № 1156 Службы госнадзора представляет собой единую систему органов Министерства связи Российской Федерации, осуществляющих контроль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, и в соответствии с установленными нормами качества, а также проведение частотных присвоений для работы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).

Пунктом 8 Положения предусмотрено заключение договоров с юридическими и физическими лицами по вопросам оценки электромагнитной совместимости в конкретных районах применения радиоэлектронных средств, а также по вопросам экспертизы материалов на международную координацию частотных присвоений радиоэлектронным средствам, представляемых в Международный союз электросвязи для регистрации, и по присоединению сетей связи независимо от форм собственности к сети связи общего пользования, а также оказание на договорной основе иных видов услуг в установленном Министерством связи РФ порядке.

Согласно разделу 2 Устава ГУ "Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Новосибирской области", утвержденному Министром Российской Федерации по связи и информации, целью деятельности Управления является осуществление государственного надзора за связью и информатизацией на территории Новосибирской области.

Управлением государственного надзора за связью по Новосибирской области 14.05.1997 заключен договор № 3 с Новосибирским Управлением лесами Федеральной службы лесного хозяйства, где разделом 4 предусмотрена стоимость услуг истца по регистрации РЭС и управлению использованием РЧС.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о том, что лицам, не использующим радиоэлектронные средства в коммерческих целях для оказания услуг связи, услуги по регистрации РЭС и управлению использованием радиочастотного спектра должны оказываться истцом на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.1998 № 552 "О введении платы за использование радиочастотного спектра" с 01.09.1998 года использование радиочастотного спектра в Российской Федерации коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, а также иными лицами в коммерческих целях для оказания услуг связи по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, осуществляется на платной основе.

Положением "Об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 895, установлены основные принципы и общие условия оплаты использования радиочастотного спектра, частотного присвоения, радиочастотного канала для всех организаций независимо от формы собственности и индивидуальных предпринимателей, которые применяют радиоэлектронные средства на территории Российской Федерации в коммерческих целях для оказания услуг связи, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 02.05.1998 № 552.

Новосибирское Управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства не относится к коммерческой организации, следовательно, услуги по предоставлению спектра предоставляются ему на безвозмездной основе.

Доводы истца по кассационной жалобе о том, что его правоотношения с Новосибирским Управлением лесами носят обязательственный характер несостоятельны, так как действующим законодательством предусмотрено безвозмездное оказание услуг некоммерческим организациям.

Кассационной инстанцией отклоняются доводы истца по жалобе о том, что в связи с созданием 29.03.2001 Федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Сибирского федерального округа" невозможно исполнение предписания антимонопольного управления. Судом установлено, что предоставление услуг за использование радиочастотного спектра Управлению Лесного хозяйства подлежит на безвозмездной основе, следовательно предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом изложенного следует, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 23.07.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2638/2001-СА/125 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий Т.Я. Шабалкова

Судьи В.В. Носов

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Арбитражный суд Западно – Сибирского округа

1.1. Общие сведения об Арбитражном суде Западно - Сибирского округа…………………………………………...………………………………….4

1.2. История развития Арбитражного суда Западно - Сибирского округа………………………………………………………………………………5

1.3. Основные источники правового регулирования деятельности Арбитражного суда Западно – Сибирского округа………………………………………………………………………………7

1.4. Структура Арбитражного суда Западно - Сибирского округа………………………………………………………………………………8

1.5. Сфера деятельности Арбитражного суда Западно-Сибирского округа……………………………………………………………………………..10

Глава 2. Отдел делопроизводства

2.1. Функции отдела делопроизводства……………………………………………………….……….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, производственная практика студентов юридического факультета является обязательным элементом процесса обучения и совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.

Производственную практику проходила в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа в городе Тюмень, в период с 06.07.2015 по 19.06.2015.

Моим непосредственным руководителем был назначен заместитель начальника отдела делопроизводства Зааострова Марина Сергеевна.

Цель практики : закрепление и углубление полученных в период теоретического обучения знаний и приобретения практических навыков для самостоятельной работы.

Для достижения поставленной цели при прохождении практики ставились следующие задачи:

1. Ознакомиться с правовым статусом Арбитражного суда Западно – Сибирского округа;

2. Изучить нормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность Арбитражного суда Западно – Сибирского округа;



3. Изучить организационную структуру суда с учетом специфики видов деятельности;

4. Ознакомиться с функциями государственного служащего отдела делопроизводства;

Структура отчета состоит из введения, 2-х основных глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

Общие сведения об Арбитражном суде Западно – Сибирского округа

В соответствии с Законом "Об арбитражных судах", арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Их система и полномочия установлены федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. и Арбитражным процессуальным кодексом российской Федерации (АПК РФ).

Арбитражный суд Западно – Сибирского округа – это кассационная инстанция в судебной системе.

Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа действует в составе президиума, двух судебных коллегий, внутри каждой из которых образованы судебные составы. Суд округа сформирован в составе 43 судьи, 95 государственных служащих.

Полномочиями президиума Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа являются: утверждение по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассмотрение других вопросов организации работы суда; рассмотрение вопросов судебной практики.

История развития Арбитражного суда Западно – Сибирского округа

Первый коммерческий суд в современном понимании этого слова был учрежден в 1808 году в Одессе. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде №1 советской власти они были упразднены. Все споры, возникавшие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, решались в административном порядке.

3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. Определено организационное построение органов государственного арбитража в СССР.

В новейшей российской истории процедура рассмотрения экономических споров в арбитражных судах возникла с принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 «Об арбитражном суде» и АПК РФ от 5 марта 1992 г. С принятием, которого, арбитражный процесс получил институт кассационного пересмотра.

После принятия в 1995 году Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» образовалась трехзвенная судебно-арбитражная система, в которой появилось новое звено - 10 федеральных арбитражных судов округов - первые в новейшей истории России, не связанные с административно-территориальным делением и призванные обеспечить более высокую степень независимости судов.

В июле 1995 года в соответствии с вышеуказанным законом и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 26 «Об утверждении мест постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов» местомпребывания Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа был утвержден г. Тюмень.

В 1955 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов, и процессуальную форму их деятельности.

Первым председателем суда был назначен Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 1995 года № 697 Николай Толмачев.

Первоначально суд округа располагался в здании Арбитражного суда Тюменской области по улице Хохрякова, 77, затем переехал в помещение по адресу – улица Володарского, 48. 3 декабря 2003 года состоялась торжественная презентация этого величественного «храма правосудия», ставшего украшением центра города. В церемонии открытия 11-этажного здания принял участие экс-губернатор Тюменской области Сергей Собянин. В 2003 году Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 4-ФКЗ выделил апелляционную инстанцию арбитражного суда субъекта Российской Федерации в отдельное звено с самостоятельным статусом арбитражного апелляционного суда.

Указом Президента РФ от 27 июля 2009 г. № 858 «О назначении судей арбитражных судов» Артур Абсалямов назначен председателем ФАС ЗСО.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 апреля 2012 года № 69-СФ Артур Абсалямов назначен заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2012 № 1580 «О назначении судей арбитражных судов» председателем Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа назначен Владислав Иванов, который ранее возглавлял Арбитражный суд Республики Бурятия.

В настоящее время Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа действует в составе 43 судей, четверо из которых имеют ученую степень кандидатов наук, два доктора наук.

  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А45-5170/2007 В удовлетворении жалобы на действия конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива отказано, поскольку заявитель не доказал недобросовестность и неразумность действий (бездействия) конкурсного управляющего, не указал основания, из которых следует, что права и законные интересы налогового органа нарушены.Суд первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А27-4853/2010 Основания для признания поданной обществом заявки не соответствующей конкурсной документации отсутствуют, поскольку в ней имеется ссылка на выполнение работ согласно проектно-сметной документации, а также условиям муниципального контракта, являющихся приложением к документации об аукционе, в связи с чем решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А27-4534/2010 Оснований для включения в базу для исчисления страховых взносов оплаты работодателем стоимости гостиничных и туристических услуг не имеется, поскольку данные выплаты не относились к системе оплаты труда, не зависели от результатов работы, не являлись компенсационными за счет нераспределенной прибыли, оставшейся после налогообложения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Кемеровской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А03-7477/2010 Непредставление банком в налоговый орган в установленный законом срок справок (выписок) по операциям и счетам налогоплательщиков является основанием для привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 21.12.2010 по делу N А03-1746/2010 Недоказанность налоговым органом недобросовестности налогоплательщика и отсутствия реальных хозяйственных операций по сделкам с контрагентами свидетельствует о праве заявителя на применение налоговых вычетов по НДС и уменьшение налогооблагаемой прибыли.Суд первой инстанции Арбитражный суд Алтайского края
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А81-705/2010 Налоговый орган при окончательном определении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, должен учитывать наличие у налогоплательщика убытка в прошлые годы, на сумму которого уменьшается база по названному налогу в текущий период.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А75-7173/2008 Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, если установит, что дальнейшее продление срока может повлечь увеличение судебных расходов, которые при отсутствии имущества должника могут быть взысканы за счет средств федерального бюджета.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А75-1172/2010 Иск о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами по договору на возмещение эксплуатационно-коммунальных услуг удовлетворен правомерно, поскольку заказчик не представил доказательств погашения возникшей задолженности по оплате услуг исполнителя по указанному договору.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А70-2458/2010 Иск о взыскании вексельной задолженности по простым векселям удовлетворен правомерно, поскольку в адрес векселедателя поступило требование об оплате векселей, срок платежа по которым наступил, при этом суд указал, что уменьшение уставного капитала векселедателя не является основанием для досрочного обращения векселедержателя с указанным иском.Суд первой инстанции Арбитражный суд Тюменской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А67-1343/2010 Представленные счета-фактуры и первичные бухгалтерские документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают право на налоговые вычеты по НДС и признание расходов в целях исчисления налога на прибыль, в связи с чем основания для оспаривания решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль, НДС, пеней и санкций отсутствуют.Суд первой инстанции Арбитражный суд Томской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-6716/2010 Основания для оспаривания решения налогового органа отсутствуют, поскольку схема взаимодействия участников хозяйственных операций свидетельствует об их недобросовестности, деятельность направлена на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения из бюджета спорной суммы НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-2443/2007 Отсутствие у должника средств, достаточных для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему за проведение процедур банкротства - наблюдения, конкурсного производства, влечет погашение указанных расходов налоговым органом, выступившим инициатором банкротства индивидуального предпринимателя.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-23513/2009 В удовлетворении требований об исключении из судебного акта вывода об уточнении заявленных требований в связи с частичным погашением задолженности отказано, поскольку представленные конкурсным кредитором доказательства не свидетельствуют о перечислении обществом за должника средств в счет исполнения каких-либо иных обязательств, а не по договору займа, сумма заявленных требований уменьшена именно по этому договору и именно на сумму полученного платежа.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-19215/2006 Злоупотребление процессуальными правами и затягивание процедуры банкротства должника не влекут уменьшения размера вознаграждения конкурсного управляющего, поскольку последний от исполнения обязанностей не отстранялся.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области
  • Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 20.12.2010 по делу N А46-17200/2009 Дело об обязании исполнить условия договора - устранить засор внутренней канализации - направлено на новое рассмотрение, при котором необходимо выяснить место засора, принадлежность помещения, разрешить вопрос о привлечении в дело третьих лиц.Суд первой инстанции Арбитражный суд Омской области

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде 2 // СУ РСФСР 1917-1918. 26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

В соответствии с законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 26 «Об утверждении мест постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов» местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа был утвержден город Тюмень.
Первоначально суд округа располагался в здании Арбитражного суда Тюменской области по ул. Хохрякова, 77, затем переехал в помещение по адресу - ул. Володарского, 48. 3 декабря 2003 года состоялась торжественная презентация этого величественного «храма правосудия», ставшего украшением центра города. В церемонии открытия 11-этажного здания принял участие губернатор Тюменской области Сергей Собянин, заявив: «Иначе как дворцом правосудия это здание не назовешь, мы все им восхищены. Я думаю, что суды должны располагаться именно в таких зданиях, тогда они будут независимыми».

Место в судебной системе

Десять окружных судов - первые в новейшей истории России, не связанные с административно-территориальным делением и вовсе избавленные от какого-либо давления. В этом заключается важнейшая гарантия как независимости судебной системы, так и осуществляемого правосудия.

С точки зрения устойчивости системы организации общества судебная власть, бесспорно, является ее стабилизирующим элементом.

Цели кассационного производства, вытекающие из сущности данного процессуального института, получившие нормативное закрепление в статьях 274 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не только сводятся к объективному разрешению спора, но и направлены на обеспечение единообразной судебной практики путем проверки законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

Между арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов Федерации отсутствуют отношения административной подчиненности. Они действуют в качестве самостоятельных юридических лиц; суды округов не вправе давать обязательные указания нижестоящим судебным инстанциям по вопросам ведения хозяйственной, финансовой, организационной, кадровой деятельности.

Характер арбитражного суда округа как вышестоящей судебной инстанции по отношению к арбитражному суду первой и апелляционной инстанции в процессуальном смысле проявляется в том, что указания арбитражного суда, рассматривающего дело в кассации, излагаются в постановлении по конкретному делу и обязательны для арбитражного суда вновь рассматривающего данное дело (часть вторая подпункт 15 пункта 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Специфика правоприменения в арбитражном суде кассационной инстанции предопределяется целями и функциями арбитражного судопроизводства в кассационной инстанции и заключается не в рассмотрении и разрешении спора между его участниками, а в проверке законности принятого судебного акта, чем и достигается эффект защиты прав заинтересованных лиц.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 N Ф04-4721/2008(9200-А46-40), Ф04-4721/2008(10739-А46-40) по делу N А46-5896/2007 Затраты налогоплательщика не могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, если не доказана связь между затратами, в частности, на оказанные контрагентом информационные услуги и производственной деятельностью истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ф04-4721/2008(10739-А46-40)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества “Инмарко“ и инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска на решение от 25.12.2007 Арбитражного суда Омской области и постановление от 16.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5896/2007 по заявлению открытого акционерного общества “Инмарко“ к инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска о признании частично недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество “Инмарко“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.03.2007 N 16-09/6480 в части доначисления налога на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 2 012 083,44 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004, 2005 годы в сумме 317 245,14 руб.

Решением от 25.12.2007 Арбитражного суда Омской области требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение от 30.03.2007 N 16-09/6480 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 102 578,16 руб., НДС за 2004, 2005 годы в сумме 71 955,36 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением от 16.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда по настоящему делу изменено, изложено в новой редакции. Требования Общества удовлетворены частично: признано недействительным оспариваемое решение Инспекции от 30.03.2007 N 16-09/6480 в части доначисления налога на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 1 601 032,80 руб., НДС за 2004, 2005 годы в сумме 71 955,36 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение о признании недействительным подпункта “б“ пункта 2.1 резолютивной части решения Инспекции в части доначисления налога на прибыль в размере 2 012 083,44 руб. и подпункта “в“ пункта 2.1 резолютивной части решения в части доначисления НДС в сумме 317 245,14 руб.

Жалоба мотивирована тем, что при решении вопроса об обоснованности расходов по договорам на маркетинговые и информационные услуги имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат; целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск; все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными, доказательств их необоснованности по настоящему делу налоговым органом не представлено; в представленных Обществом документах присутствуют все обязательные для первичных учетных документов реквизиты; степень подробности составления актов, по мнению Общества, не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных Обществом требований и принять в данной части новое решение.

Жалоба мотивирована следующим: учитывая понятие “мерчандайзинга“, а также то, что Общество при формировании финансовых результатов использует метод начисления, при отгрузке товара Обществом в адрес индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц фактически произошла смена собственника товара и право собственности перешло к указанным контрагентам, в связи с чем расходы по оплате мерчандайзинговых услуг - это расходы новых собственников и они не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы в целях налогообложения прибыли Общества; расходы Общества на оплату услуг ООО “Консалт-Профит“ увеличивают реальные затраты Общества и занижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, данное обстоятельство позволяет утверждать о получении Обществом налоговой выгоды.

Судами и материалами дела установлено следующее.

По результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности Общества Инспекция приняла решение от 30.03.2007 N 16-09/6480. В связи с наличием у налогоплательщика переплаты штрафные санкции налоговым органом применены не были, но решением, в том числе, доначислены налог на прибыль за 2004, 2005 годы в размере 2 012 083,44 руб. и НДС за 2004, 2005 годы в сумме 317 245,14 руб.

Общество, не согласившись с принятым решением Инспекции в указанной части, обжаловало его в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, заслушав представителей налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу положений статей 65 и 200 АПК РФ налоговый орган обязан подтвердить правильность своих выводов в оспариваемом налогоплательщиком решении. В то же время и налогоплательщик обязан опровергнуть доводы налогового органа относительно отсутствия экономической целесообразности расходов, произведенных налогоплательщиком в течение отчетного периода и заявленных в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли.

В соответствии со статьями 169, 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и наличия соответствующих первичных документов.

Одним из оснований принятия решения явилось неправомерное, по мнению Инспекции, включение Обществом в состав расходов (предъявление к вычету по НДС) затрат на информационные услуги по договору с компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“ и маркетинговые услуги по договору с ООО “Сумма технологии“.

Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом были заявлены как оказанные компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“ информационные услуги по проведению маркетинговых исследований “Сегментация российских потребителей мороженого“ по договору от 26.05.2004 N 8385-01/04 и маркетинговые услуги по договору от 08.07.2004 N 01/08-07-04/2 с ООО “Сумма технологии“.

В подтверждение обоснованности указанных затрат (правомерности предъявления сумм НДС к вычету) налогоплательщиком были представлены договоры на оказание данных услуг, технические задания, акты сдачи-приемки выполненных работ, отчеты, счета-фактуры, платежные поручения, приказы о мероприятиях по созданию филиалов Общества в г. Москве, г. Екатеринбурге, перечень и позиционирование марок мороженого, выпущенных Обществом.

Суд, исследовав в совокупности представленные Обществом доказательства, пришел к правильному выводу, что данные документы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт экономической оправданности произведенных затрат в целях уменьшения прибыли, поскольку судом установлено, что:

Представленные отчеты носят обезличенный характер, из них не представляется возможным установить, что маркетинговые исследования проводились непосредственно компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“, не позволяют определить географию исследования; Обществом не были представлены документы, являющиеся конечным результатом исследования, представление которых было предусмотрено пунктом 5.1. технических заданий; - акты сдачи-приемки выполненных работ по обоим договорам не позволяют идентифицировать виды выполненных работ; - Обществом ежемесячно оплачивались услуги управляющей компании ЗАО УК “Инмарко-Менеджмент“, в функции которой также входило изучение спроса, стратегический маркетинг и аналогичные задачи.

Поскольку выводы суда о непредставлении Обществом каких-либо доказательств, подтверждающих использование результатов исследования по спорным договорам в производственной деятельности и необходимости заключения данных договоров, не были опровергнуты налогоплательщиком, кассационная инстанция соглашается с выводом суда о правомерности принятия решения Инспекции по данным эпизодам.

Кассационная инстанция поддерживает также выводы судов о правомерности доначисления Обществу налога на прибыль по эпизоду, связанному с заключением договора на оказание информационных услуг с ЗАО “Бизнес Аналитика - Розничный аудит“.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические и информационные услуги.

Как уже отмечалось, согласно положениям статьи 252 НК РФ произведенные (понесенные) налогоплательщиком затраты должны быть не только подтверждены соответствующими документами, но и экономически оправданными.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные Обществом в материалы дела договор от 12.07.2004, техническое задание, акты оказания-приема услуг, счета-фактуры, платежные поручения в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, арбитражные суды установили, что Общество осуществляло реализацию мороженого оптом, в то время как спорный договор (а также техническое задание) сформулирован об оказании информационных услуг в отношении розничной торговли.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации суд правомерно исходил из того, что налогоплательщиком не доказана связь между понесенными Обществом затратами на информационные услуги, оказанные ЗАО “Бизнес Аналитика - Розничный аудит“, и производственной деятельностью налогоплательщика, что, в свою очередь, нарушает требования статьи 252 НК РФ, в связи с чем спорные затраты Общества были неправомерно отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Еще одним основанием доначисления налога явилось неправомерное, по мнению налогового органа, отнесение Обществом на расходы затрат на оплату услуг мерчандайзинга по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями Самусенко Н.А., Васильевой Т.А., Маткиным И.В., ООО “Монтес“, ОАО ТЦ “Семь ключей“, ООО “Омский торговый альянс“, ООО “Оптлогистикгрупп“.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заключению договоров мерчандайзинга с указанными лицами предшествовало заключение договоров поставки мороженого; в соответствии с условиями заключенных договоров контрагенты Общества приняли на себя обязательства по оказанию услуг мерчандайзинга, Общество приняло на себя обязательство оплатить указанные услуги.

Довод Инспекции о том, что при отгрузке товара Обществом в адрес указанных контрагентов фактически произошла смена собственника товара и право собственности перешло к указанным контрагентам, в связи с чем расходы по оплате мерчандайзинговых услуг - это расходы новых собственников и они не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы в целях налогообложения прибыли Общества, - правомерно отклонен судом.

Кассационная инстанция поддерживает вывод суда, что исходя из положений статьи 252 НК РФ, Федерального закона “О рекламе“ в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения вопрос о смене собственника товара, поскольку поставщик, рекламируя произведенный (предварительно поставленный) им товар, увеличивает свои собственные продажи и выполняет одно из условий заключенных договоров.

Поскольку из смысла статьи 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, кассационная инстанция поддерживает вывод судов о законности действий Общества, и о предоставлении им достаточных доказательств обоснованности произведенных расходов на оплату услуг мерчандайзинга по договорам, заключенным с указанными контрагентами.

Кассационная инстанция также поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о правомерности учета в целях налогообложения прибыли расходов на оплату информационных услуг по управленческому, кадровому учету, информационно-техническому обслуживанию по договору оказания комплекса услуг, заключенному с ООО “Консалт-Профит“.

Согласно подпунктам 14, 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.

Суд на основании исследования документов, представленных Обществом и не опровергнутых Инспекцией, руководствуясь статьей 252 НК РФ, пришел к выводу о документальной подтвержденности налогоплательщиком снижения в результате заключенного договора расходов на финансирование затрат, в частности, по обучению и повышению квалификации персонала, на компенсацию за использование личного автотранспорта, на командировочные расходы, сокращения убытков Общества во втором полугодии 2004 года, получения дохода от сдачи имущества в аренду, сдерживание затрат на рост заработной платы.

Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.

Кассационная инстанция соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что доводы Инспекции об оказании спорных услуг ООО “Консалт-Профит“ только Обществу, об осуществлении деятельности по одному адресу, о том, что часть сотрудников переведена из Общества в данную организацию, - не может безусловно свидетельствовать об экономической необоснованности произведенных расходов.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция правомерно не приняла во внимание доводы налогового органа об экономической необоснованности расходов на оплату услуг ООО “Консалт-Профит“.

Поскольку судами признана неправомерность отнесения расходов Общества по сделкам с компанией “Эф-Скверд Ресерч и Консалтинг Раша Лтд“ и ЗАО “Бизнес Аналитика - Розничный аудит“ (нарушение требований статьи 252 НК РФ), суд обоснованно пришел к выводу о том, что данные расходы не связаны с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения, предусмотренных статьей 146 НК РФ, в связи с чем доначисление НДС по данным эпизодам произведено Инспекцией в соответствии со статьями 146, 171, 172 НК РФ.

Доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При изложенных обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 16.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5896/2007 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.