Бумажная вселенная поделки огонь друг огонь враг. Оригинальные идеи по созданию красивых украшений для вашего сада и огорода (фото). Декоративный ажурный шар из цемента

Любовь Горшкова
Логопедическое занятие по теме «Звук [О]»

Коррекционно-образовательная :

формирование понятия «гласный звук » , на примере звука «О» ; знакомство с понятием «ударный звук » ;

совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам) ;

уточнение значения предлога «около» ; составление предложений с предлогом «около» .

Коррекционно-развивающая :

развитие эмоциональной сферы; совершенствование чувства ритма;

развитие мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательная :

воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру;

Оборудование :

фишки, для звуко – буквенного анализа и синтеза слова;

«облако в виде буквы «О» ; капельки с предметными картинками на каждой (слова подобраны с ударным звуком «О» ); «волшебное ведёрко» ;

разноцветные шнурки.

цветные карандаши; листок для заданий.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Что у меня в стакане? (вода)

Попробуйте угадать, какое слово я загадала. Знайте все мои загаданные слова

похожи на слово «ВОДА» .

Егор, как назовём слово «вода» ласково – … (водичка, водица) .

Маша, как называется место где вода падает с высокой скалы или горы – … (водопад) .

Как называется спорт, связанный с водой – … (водный) .

Как называется машина, которая перевозит воду – … (водовоз) .

Как называется отрицательный сказочный герой, который живёт в воде … – (Водяной) .

Как называются растения, которые растут в воде – … (водоросли) .

Как называются трубу, которые проведены для воды … – (водопровод) .

Как называется профессия человека, который чинит эти трубы, для воды – … (водопроводчик) ;

Как называют человека, который надел водолазный костюм и залез в воду … (водолаз) .

Как называется лилия, которая растёт в воде … – (водяная лилия)

Видите, сколько набралось слов, похожих на слово «вода» , прямо семейка «водных» словечек получилась.

2. Введение в тему.

Назовите второй звук в слове «водные» … («О» ). Правильно именно этот звук будет у нас сегодня главным.

Уточнение артикуляции. Характеристика звука .

Что губки делают, когда мы говорим этот звук ? (округляются)

Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный?

Какая фишка нам понадобится, чтобы обозначить этот звук . Возьмите её в руку, покажите мне. Спасибо. Положите (красная)

II. Главная часть.

1. Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.

Поиграем с этим звуком ?

Представьте, что мы с вами оказались на острове.

А там так красиво! Давайте скажем этот звук с восхищением . (О! О! О)

Стали осматриваться по сторонам. Удивляемся, что – то никого не видно. (О – о – о – о)

Никого не увидели и огорчились. Говорим с грустью. (О – О – О)

И вдруг мы увидели вдалеке корабль! Радостно (Ооооо)

2. Введение понятия ударный звук .

Давайте будем звать, может кто–нибудь отзовётся : То-о-оля, О-о-оля, По-о-оля,

Ко-о-оля. А вы заметили, что когда мы зовём кого-то, мы как бы громче произносим один звук . Послушайте, какой звук я выделяю , по какому звуку «ударяю» голосом? (Со-о-оня) Такой звук , выделяемый голосом называют «ударным» .

3. Преобразование слов. (существительные среднего рода мн. числа. в ед. число)

Закрепление нового понятия «ударный звук » . Для 1 п/гр.

Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук «О» , «ударный звук «О» .

Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне – один.

Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.

Игра с мячом «Много – один» :

окна – … (окно) перья – … (перо)

кольца – … (кольцо) стёкла – … (стекло)

брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)

сёла – … (село) вёдра – … (ведро)

гнёзда – … (гнездо) облака – … (облако)

окуни – … (окунь)

острова – … (остров)

(для 1 п/гр.) + шила – … (шило, дела – … (дело, пальто – … (пальто, мыло – … (мыло) ;

4. Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки) . Утрированное произнесение звука «О» в словах.

Закрепление нового понятия «ударный звук » . Для 2 п/гр.

«Волшебный дождь» .

А теперь посмотрите на столы. Что это за капельки? Не знаете? А я знаю.

Посмотрите, какое облако заплыло к нам в комнату необычное, волшебное!

А ваши капельки – это волшебный дождик, который пролился из него.

У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но ваша капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы внимательно послушаете словечко которое принесла вам ваша капелька и найдёте в нём наш главный звук .

Нужно так сказать это слово, чтобы мы тоже услышали в нём звук «О» .

5. Звуковой синтез и анализ слова «сом» .

Пока мы играли я услышала всплеск, и увидела такую крупную рыбу! Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки , соедините их, может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» «О» «М»

Давайте обозначим каждый звук , который вы поймали фишками.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

6. Физкультурная минутка :

Не под окном, а около

Катилось «О» и охала

«О» охала, «О» охала

Не под окном, а около.

7. Организация мини – диалога. Уточнение понятия предлога «около» Составление предложения с предлогом «около» по образцу.

Ребята, вы догадались, кто охал около окна? (буква «О» ) Правильно.

Буква «О» была около окна. А ты Егорка около кого сидишь?

Подразумевается ответ : «- Я сижу около Яны. А ты около кого сидишь?» .

Дети задают однотипные вопросы друг другу и отвечают на них по цепочке.

10. Работа с мелкой моторикой.

А я стою около нашего волшебного облака. Посмотрите, на какую букву оно похоже? (На букву «О» .)

Она черная, какая – то грустная, а мы можем сделать весёлые буквы.

У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О» .

Выкладывание из шнурков буквы «О» .

11. Письменное задание. Работа на специальных листках с комбинированными заданиями.

У кого листочек в руках. Начинаем работать с обведения пружинок. Обводить можно любым цветом.

13. Итог. Какое задание вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «День рождения буквы. Звук [Р] и буква «Р» Индивидуальное логопедическое занятие. Учитель-логопед: Левкина М. С. Тема: День рождения буквы Р. (Звук и буква Р) Этап: Закрепление правильного.

Комплексное логопедическое занятие «Возвращение шеф-повара и продуктов на кухню» по лексической теме «Продукты питания» Комплексное логопедическое занятие: «Возвращение шеф-повара и продуктов на кухню» по лексической теме «Продукты питания» для детей подготовительной.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Что? Где? Когда?» Цель: систематизирование у детей, полученных.

Логопедическое занятие в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима» Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме: «Зима».

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква И»


Описание: конспект для логопедов подготовительно логопедической группы детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «И»

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
совершенствовать навыки звукового анализа;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику.
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: - Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.

6. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок - носки, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник - воротники.

Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: - Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».


Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).



Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: - Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: - Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед : - Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед : - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Учитель-логопед: - Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: - Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Поощрение детей. Прощание.

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Тема: Звук и буква У.

Цели:

Коррекционно - образовательные:

Познакомить детей с механизмом образования звука У;

Коррекционно – развивающие:

Развивать у детей фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, силу голоса;

Формировать навыки звукового анализа и синтеза;

Коррекционно – воспитательная:

Расширять у детей представление об окружающем мире.

Ход занятия

  1. Орг. Момент.

Разграничение понятий: звук и буква. Практическое закрепление.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ

Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.

ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ

На обратной стороне звуки - не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

БУКВЫ

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

2. Основная часть.

– Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок « УУУУ ».

3. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «У» , нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

4. Физминутка.

Пальчиковая игра: « Ветер».

5. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

6. Игра «Один-много».

Я буду называть предмет, а вы много. (Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

7. Соотношение звука с буквой.

Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

8. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем .

Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).

9. Выкладывание буквы «У» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

10. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.

Звуковой анализ и синтез слогов типа УТ, УП, УК.

Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

Звуковой анализ слов типа СУК с составлением графической схемы.


Занятие в первом классе по чтению и развитию речи.

Тема: Познакомить со звуками [М], [М’], буквой М м.

Цель: формирование умения правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв.

Задачи:
1.дидактическая: учить правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв;
2. коррекционная: корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
3.воспитательная: воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.

Оборудование: учебник “Букварь” (автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина), иллюстрации (Кремль, Спасенная башня с Кремлевскими курантами, Красная площадь, Собор Василия Блаженного).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране знаний. Чтобы продолжить путешествие мы должны пройти испытание. Мы должны определить является звук гласным или согласным. Давайте вспомним:

На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.) (А Н О У К Т Д И Г Е).

2. Введение в тему

Форматирование новых знаний, умений и навыков

Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Как мычит корова? (Му-Му.)

Какой звук знаком? С каким не работали?

Знакомство со звуками [М] и [М’]

1. Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме).

а) Соотнести рисунок и схемы.

2. Выделение звуков [М], [м’] и их характеристика.

М – согласный, твердый звук. [М’] –согласный, мягкий звук.

Какие звуки кладем в корзинку-невидимку. ([М], [М’])

Игра “услышь звуки” (если есть звук [М], [М’] – хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

Муравей, медведь, метро, самовар.

Физминутка

Вышли мышки как – то раз, посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре. Мышки дёргнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон, побежали мышки вон.

Игра “Твердый – мягкий”

Задание :

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик )

б) Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло ).

в) Без работы хоть убей
Жить не может… (муравей )

г) На полу скребется… (мышка )
Спит в берлоге бурый … ( мишка )

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл )

Чему учит нас этот мальчик Миша?

Итог : С какими звуками мы сегодня познакомились?

Знакомство с буквой [М], [м’]

1. Согласный звук.

[М], [м’] – на письме обозначают буквой М, м’ (-эм)

2. Печатание буквы. М, м’

На что похожа буква М?

Игра “Живые буквы”

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
(В. Степанов )

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
(А. Шибаев )

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.
(Е. Тарлапан )

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
(Г. Ванюхина )

Чтение слогов

Игра “ Доскажи словечко”

2. Му …Мо …Ма …Мы …Ми …Ме ….

Физминутка

Жила – была бабка, да жила у речки (разводим руки в стороны, как будто плаваем)

Захотелось бабке искупаться в речке, и купила бабка мыло и мочало (сначала одну руку « моем», затем другую).

Эта сказка хороша, не начать ль с начала (руки на поясе).

Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР –

б) Мир – вся земля

Столица – главный город страны.

Назовите столицу нашей Родины?

Рассматривание иллюстрации.

    Кремль

    Спасенная башня с Кремлевскими курантами

    Красная площадь

    Собор Василия Блаженного.

Чтение текста.

Где происходило действие?

Какой это урок чтение или письма?

Что предложила учительница Роме?

Что написали дети?

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие. Давайте подведем итог этого путешествия.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Конспект урока по развитию речи 2 класс на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Птицы нашей местности. Ворона.

Цель: уточнение и расширение представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет.

Задачи:

    дидактическая: уточнить и расширить представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет;

    коррекционная: корригировать речь, расширить активный словарь, активизировать глагольную лексику учащихся, развивать кругозор учащихся, создать положительную мотивацию к выполнению умственных действий

    воспитательная: воспитание внимательного отношения к окружающей природе, бережного отношения к птицам.

Ход урока

    Организационный момент (дети сидят на местах).

Упражнение на коррекцию речи

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

    Введение в тему

Повторение пройденного материала.

Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится? Назовите три осенних месяца.

Какое время года изображено на картинке? Докажите.

Актуализация знаний.

Назовите птиц, изображённых на картинках на доске. На какие группы можно разбить этих птиц? (перелётные и зимующие) Почему они так называются?

Какой зимующей птицы вы не увидели на картинках?

Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,

Как зовут её? …

Ответ: Ворона

Почему вы решили, что это – ворона? (презентация) О какой же птице мы будем сегодня говорить на уроке?

Гимнастика для глаз.

Посмотрим направо, посмотрим налево и прямо посмотрим, поднимем глазки вверх, вниз

3. Изучение нового материала.

Игра «Собери пазлы»

Я хотела поиграть с вами. У меня рассыпалась картинка, её нужно собрать. Но при сборке картинки вы должны назвать части птицы. Я начну, а вы продолжите: это воронье туловище, (воронья голова, воронье крыло, вороний клюв, вороньи лапы, вороний хвост)

Работа по учебнику

Назовите части тела вороны по рисунку на стр.85 учебника

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

Рассказ учителя о вороне (презентация по тексту).

Вороны - это птицы, которые всем нам хорошо известны. Их никто не считает диковинными птицами. Некоторые виды ворон, которых многие считают вредителями, находятся, сегодня на грани исчезновения. Большое количество людей в городах занимаются методичным уничтожением этих птиц.
А ведь на самом деле, если они в природе существуют, значит, это было задумано самой природой. Не зря в древности люди приписывали этой птице могущество, величественность и предвестника перемен. Ворона строит гнёзда из веток на деревьях и выкармливает там своих птенцов, принося им в клюве червяков. Ворона очень полезна в природе - она питается отходами, очищая окружающую среду от мусора и инфекций, уничтожает насекомых и мелких грызунов. Ворона уже давно считается городским жителем, она умеет прекрасно приспосабливаться к любым новым для нее условиям, ее мастерству иногда просто поражаешься. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Эти птицы прекрасно различают людей с учетом получаемых от них пользы или вреда и соответственно ведут себя.

Обобщающая беседа

Что за птица – ворона? (зимующая)

Чем покрыто тело вороны? (перьями)

Какого они цвета?

Чем питается ворона? (отходами)

Какие домики строят вороны? (вьют гнёзда)

Каковы повадки вороны? Как её можно охарактеризовать? (хитрая и ловкая)

Физминутка «Перелётные и зимующие птицы»

По очереди называются птицы, если они перелётные – машут руками, зимующие – приседают.

4.Обобщение.

Работа по учебнику

а) С. 85 №2, расскажите о вороне по плану

б) С. 85 №3, измени слова по образцу

в) Ворона в неволе легко приручается и привязывается к хозяину. Любит проказничать, ее можно научить говорить отдельные слова и фразы. Вороны отличаются своеобразным умом и интеллектом. При правильном содержании, у вас будет очень хороший друг и защитник, который по своей агрессивности в отношении злодея, вполне может заменить сторожевую собаку.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 86, задание 3, восстановить порядок картинок, составить рассказ

6. Итог урока

    С какой птицей мы познакомились?

    Из каких частей состоит тело вороны?

    Чем покрыто тело?

    Какую пользу приносят птицы?

    Как нужно помогать птицам?

Конспект урока письма и развития речи в 4 классе

Тема: «Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения»

Цель: формирование умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать.

Задачи:

    дидактическая: формировать умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать;

    коррекционная: коррегировать и развивать речь, мыслительную деятельность, память и внимание в ходе выполнения операций сравнения, обобщения, классификации;

    коррекционно – воспитательные : воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: рисунки с изображением леса, гриба, муравейника, медведя, березок, схема подлежащего, аудиозапись пения птиц, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Чему вы учитесь на уроках письма?

Ребята, отгадайте загадку:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой,

Скинет с плеч её долой? (Лес)

Сегодня у нас урок необычный. Мы отправимся на прогулку в лес, вспомним, почему в лесу нельзя шуметь, а по дороге узнаем, какое слово в предложении называют главным, и научимся его находить.

Как приятно побывать в лесу, подышать свежим воздухом (рисунок леса на доске).

Ребята, для чего люди ходят в лес?

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

2. Повторение

Пальчиковая гимнастика.

Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво писали в тетрадях, выполним разминку для пальчиков.

Цветок”. Руки на локтях, раскрывают пальчики, сжимают.

Красим забор”. Плавные движения кистями рук вверх и вниз.

Гладим кошку”. Плавные движения кистями рук влево, вправо.

Нарисуем солнышко”. Круговые движения кистями рук.

Минутка чистописания

Из нежно-зелёной травы застенчиво выглядывают темно-коричневые шляпки на белой ножке. Красиво, аккуратно напишем стихотворение о грибе.

(На доске иллюстрация гриба и запись для чистописания)

Г г

Гриб растёт среди дорожки –

Голова на тонкой ножке

3. Объяснение нового материала.

Знакомство с главным членом предложения - подлежащим.

Грибы мы с вами увидели. Теперь послушаем тишину (звучит аудиозапись пения птиц). Что услышали? Как поют птицы?

1. На доске открывается предложение: В лесу весело поют птицы.

Прочитайте предложение:

О ком говорится в предложении? (о птицах)

Птицы – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Кто? птицы.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово птицы одной чертой.

2. На доске открывается предложение: На лесной полянке растут стройные березки.

Прочитайте предложение:

О чем говорится в предложении? (о березках)

Березки – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Что? березки.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово березки одной чертой.

Запоминаем: главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? или Что? называют подлежащим.

Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок нал головой. Руки вниз – хлопок другой.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

4. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

А) Работа с правилом (чтение и заучивание)

Б) Выполнение упр.35 с.67 в тетради.

Самостоятельная работа.

Упражнение в нахождении главных членов предложения (по карточкам).

· На опушке леса серебрится листва молодых березок. Березы – самые красивые деревья нашей родины. Шустрые муравьи бегут в свой домик.

· Дремлют в лесу стройные ели. В густом ельнике звери и птицы пережидают холода и дожди. Даже хозяин леса – бурый медведь – строит свою берлогу под старой елью.

В данных предложениях нужно найти и подчеркнуть подлежащие.

Физминутка игра «Что увидим в лесу?»

Я загадаю вам загадки. Если предмет отгадки можно увидеть в лесу, встаёте.

1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка)

4. Он в мундире ярком. Шпоры для красы,

Днём он – забияка, поутру – часы. (Петух)

5. Я по дереву стучу, червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

(Слова белка, ёлка, дятел выписываю на доску)

3. Домашнее задание

С этими словами составьте предложения, найдите в них подлежащее.

4. Итог урока.

Кому из вас понравился урок – прогулка? Что нового узнали на уроке? Какое задание было трудным? Что получилось лучше всего?

Относитесь к лесу бережно, будьте наблюдательны. И вы узнаете много-много интересного.

Жгутова Ирина Владимировна

учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 1 г. Курганинска

Пояснительная записка:

Дети, имеющие нарушения речи страдают несформированностью фонематических процессов, часто рассеянные, невнимательные. Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные приемы, которые вызывают у детей интерес к самому процессу коррекции, но в тоже время являются оптимальными в работе учителя – логопеда. В конспекте занятия представлены разные приемы: это адаптированный японский лечебный массаж, который проводится после того, как дети запомнят название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Он способствует успешному целенаправленному развитию моторики рук, которая необходима при подготовке руки к письму, а также японский массаж очень эффективен для нормализации психофизического самочувствия детей. японский массаж можно провожу на занятиях вместо физ. минуток. Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.

Следующий прием – это применение биоэнергопластики, которое эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сущность этого приема заключается в одновременной работе органов артикуляционного аппарата и пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений

Одним из эффективных приемов – использование в работе моделирования артикуляции звука. Они отражают артикуляционный уклад в момент произнесения звука, знакомят ребенка с основными свойствами и отношениями мира звуков. Ребенок не различив на слух какой- либо звук, может воспользоваться подсказкой в виде моделей. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков. Модели гласных звуков обозначаются красным цветом, а модели согласных твердых – синим, согласных мягких – зеленым.

Т.е., применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

Все эти приемы коррекции речи я использую в работе с детьми дошкольного возраста. Представленный конспект занятия относится к разделу формирования у детей звукопроизношения. Сценарий конспекта рассчитан на подгруппу 5-6 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Конспект занятия Звуки С и Сь

Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука.

обучать ребёнка навыкам звукового анализ.

Развивать фонематический слух; расширение словарного запаса у ребёнка; учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, схемы звуков,шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.

Ход занятия:

1 Организационный момент:

Логопед просит детей, определить с каким, звуком будем знакомиться.

Распластай язык по шире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

– Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Дети: Будем говорить о звуке «с».

Логопед: Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает. Посмотрите в зеркала И давайте выполним гимнастику для языка, чтобы он хорошо говорил.

(Проводится биоэнергопластика). Дети выполняют упражнения.

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. Губы находятся в улыбке.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы вытянуты в трубочку, зубы при этом сомкнуты.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе неподвижно.

Логопед: Кто может дать характеристику звуку «с»?

Алена: Звук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.

Логопед: Правильно.

Логопед: Как это проверить?

Саша: Приложить ладонь к горлу и произнеси «С-С-С», горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

2. Основная часть.

А) Игра «Ловушки».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С , то должны его поймать в ладошки.

С Э С И С У С О М С Э С А К С

Б) Игра «Ушки на макушке».

Логопед произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

Логопед: – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.

АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО

Логопед: – Посчитайте закрашенные круги. Сколько их? Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ!

В) Игра «Подбор слов на заданный звук».

Логопед просит вспомнить 3-5 предметов на звук «С».

Логопед: – Вспомните 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук С.

Дети придумывают слова на звук «С».

Логопед бросает мяч ребенку,а он обратно кидает его логопеду при этом называет слова на звук «с».

Г) Упражнение «Где спрятался звук?»

Логопед предлагает детям картинки.

– Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.

Салют костёр сахар сом мост вес соболь маска след усы лес

Дети: Я взяла картинки – салют. В этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме (так дальше разбираются все слова с другими детьми).

3. Физминутка. Массаж с дарами природы.

Упражнение 1. Сосновая шишка.

– Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки (длительность 1 минута).

– Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

(длительность 1 минута).

– Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой (длительность 1 минута).

Упражнение 2. Еловая шишка.

– Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями (длительность 1минута).

– Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук (длительность 1 минута).

– Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук (длительность 1минута).

4. Упражнение «Камень – вата».

Логопед: – У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите звук С – покажи сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай внимательно слова:

Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп

5.Упражнение «Читай-ка».

Логопед: – У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук А – большой красный круг, звук У – маленький красный круг, звук И – красный прямоугольник, звук О – красный овал, звук Э – красный полукруг, звук Ы – четырёхугольник (трапеция). Звук С – синий прямоугольник, а звук Сь – зелёный прямоугольник. Попробуй прочитать эти символы.