Чем отличается административная ответственность от других видов. Уголовное и административное право. Рассматриваемые основные понятия административного права

Цели административной ответственности.

Цели адм. ответственности определяются целями адм. взысканий. Адм. взыскание – это мера адм. ответственности, которая применяется к лицу, совершившему правонарушение.

Цели: 1) воспитание физ. лица, совершившего адм. правонарушение; 2) предупреждение совершения адм. правонарушения.

Адм. взыскания подразделяются на:

1) Индивидуальные – применяются в отношении одного лица, чтобы больше не допускать его совершения.

2) Общие – налагается на любого субъекта отношений, причем не только на лицо, совершившее адм. правонарушение, но и его окружение, с целью формирования у данного окружения неприятия неправомерного поведения.

Адм. ответственность – неблагоприятные моральные или материальные последствия, которые претерпевает лицо, совершившее адм. правонарушение.

Адм. ответственность наступает за совершение деяний, урегулированных нормами адм.-деликтного права.

То есть главное отличие в источниках, регулирующих те или иные общественные отношения:

1) Адм. отв-ть за адм. правонарушения, регулируемые КоАП.

2) Уголовная за преступления за преступления (Уголовный кодекс).

3) Гражданская отв-ть регулируется нормами гражданского права.

4) Дисциплинарная регулируется нормами трудового законодательства.

Кроме того отличие в виде и мерах ответственности.

59. Принципы адм.ответственности

АО основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от АО осуществляется не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физ.лица, совершившие адм.правонарушения, равны перед законом и подлежат АО независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства и др.

Лицо подлежит АО только за те адм.правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Адм.взыскание должно назначаться с учётом характера и вредных последствий совершённого адм.правонарушения, обстоятельств его совершения, л-ти физ.лица, совершившего адм.правонарушение.

Физ.лицу, совершившему адм.правонарушение, д.быть назначено адм.взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания, кот.не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физ.лица или причинение ему физ.страданий.

Административное взыскание, налагаемое на юрид.лицо и индивид.предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

60. 61. Адм.взыскания как меры адм.ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение взыскания к правонарушителю. При этом наказание – общеправовая категория, присущая и в выговоре за нарушение труд.дисциплины, и в адм.штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда. Адм.взыскание (АВ) – мера ответственности за адм.правонарушение, один из видов карательных санкций. АВ применяются в целях: а) воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; б) предупреждения совершения им новых правонарушений; в) предупреждение совершения правонарушений др.лицами. АВ выражаются,как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. АВ явл-ся карательными, «штрафными» санкциями. Как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершённый проступок (деликт) деликвент (правонарушитель) либо лишается к.-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии) и др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара – это правовой урон, причинённый привлечённому к ответственности. АВ причиняет ему опред.страдания, лишения. Однако кара не явл.самоцелью, она – необходимое ср-во воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскания м.б.разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение спец.права, исправительные работы). Согласно действующему законодательству АВ в качестве санкций устанавливаются законодательными актами РБ и актами местных органов представительной и ИВ. Т.образом, под АВ понимается мера гос.принуждения, применяемая полномочными органами гос.управления (ИВ), их должностными лицами, судами (судьями) к лицам, виновными в совершении адм.проступка, в целях наказания, воспитания нарушителя, предупреждения совершения им новых правонарушений.



62. Система и сущность отдельных видов АВ

В законе перечень взысканий дан в строго опред.порядке: от менее суровых к более суровым, т.е.закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издаёт нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико её значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции. В ст. 23 КоАП закреплены след.виды АВ:

1. предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившееся орудием совершения или непосредственным объектом адм.правонарушения

4. конфискация предмета, явившегося….

5. лишение спец.права, предоставленного данному гр-ну (права управления транспортными ср-ми, права охоты)

6. исправительные работы

7. администрат.арест

8. взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами адм.правонарушения

9. адм.выдворение из пределов РБ иностр.гр-н и лиц без гр-ва

Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую с-му. Их прежде всего объед-т общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших адм.правонарушения, предупреждение совершения иных нарушений.

Предупреждение явл.наиболее мягк.мерой взыскания и состоит в письм.предостережении физ.лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф – это мера имущественного характера. Минимальный размер штрафа не может быть менее одной десятой базовой величины – на физ.лицо, на инд.предпринимателя – менее 2 базовых величин, а на юрид.лицо – менее 10 базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физ.лицо, не м-т превышать 50 базовых величин, на инд.предпринимателя – 200 базовых величин, а на юрид.лицо – 1000 базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Исправительные работы устан-ся на срок от 1 до 2 мес и отбываются по месту работы физ лица, освобождённого от УО с привлечением к адм.ответ-ти в порядке, предусмотренном ст.86 УК РБ.

Лишение спец.права, предоставленного физ.лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от 6 мес.до 3 лет. Лишение права заниматься опред.д-тью применяется на срок от 6 мес.до 1 года с учётом характера совершённого адм.правонарушенияч, связанного с занятием видом д-ти, на осуществление кот.треб-ся лицензия, если будет признано невозможным сохранение за физ.или юрид.лицом права заниматься таким видом д-ти.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собств-ть гос-ва дохода, полученного в рез-те противоправной д-ти, предмета адм.правонар-я, а также орудий и ср-в соверш-я адм.правон-я.

63. Классификация АВ. Основные и дополнит.АВ.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и адм.арест применяются в качестве основного адм.взыскания. Лишение спец.права, лишение права заниматься опред.д-тью, а так же депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного АВ. Конфискация, взыскание стоимости предмета адм.правонар-я применяются в качестве дополнительного АВ. За 1 адм.правонар-е м.б.наложены основное либо основное и дополнительное АВ из числа указанных в санкции статьи Особенной части КоАП. Дополнительные АВ применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

64. Общие положения о наложении АВ.

АВ за совершённое адм.правонар-е налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАп, предусматривающей ответственность за данное адм.правонар-е. При наложении АВ на физ.лицо учитываются хар-р совершённого адм.правон-я, обстоят-ва его совершения и л-ть лица, его совершившего, степень его вины, хар-р и размер причинённого им вреда, имущественное положение, смягчающие или отягчающие адм.ответ-ть. При наложении АВ на юрид.лицо учитываются хар-р адм.правон-я, хар-р и размер причинённого вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие адм.ответ-ть, а также финансово-эконом.положение юрид.лица. Наложение АВ не освобождает физ.или юрид.лицо от исполнения обяз-ти, за неисполнение кот. Было наложено указанное взыскание.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;



д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

· перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;

· назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для право нарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

· меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности, характеризующее ее место в общей системе ответственности, можно провести по ряду признаков.

1. Особенность административной ответственности выражается в порядке ее установления. Под установлением административной ответственности следует понимать закрепление в административно-деликтном законе норм права, содержащих общие положения об административной ответственности (принципы, основания, субъекты, наказания); варианты противоправного виновного действия (бездействия) физического или юридического лица; вид и размер административного наказания за такие действия (бездействия); процессуальный порядок привлечения к административной ответственности; порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания. Установление административной ответственности означает возведение в норму права правила, за нарушение которого предусматривается административная ответственность.

Если уголовное и гражданское законодательство, содержащие нормы об уголовной и гражданско-правовой ответственности, относятся к исключительному ведению Российской Федерации, то административное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что уголовная и гражданско-правовая ответственность могут быть предусмотрены только нормативными правовыми актами федерального уровня, а административная ответственность может содержаться в правовых актах как федерального, так и регионального уровня, что и характеризует особенный характер ее установления.

Данное положение нашло отражение в структуре законодательства об административных правонарушениях.

2. Характерной чертой административной ответственности выступает субъектный состав ее применения.

Правоприменение представляет собой особую форму реализации норм права, которая заключается в рассмотрении уполномоченным государственным органом конкретного жизненного обстоятельства и принятии по итогам этого рассмотрения акта применения.

Вопрос о том, какой орган власти выступает субъектом применения юридической ответственности, является существенной гарантией соблюдения прав и свобод субъектов, привлекаемых к ответственности. Важнейшая роль в привлечении к юридической ответственности принадлежит суду. Это обусловлено целым рядом конституционных положений. Так, ст. 49 Конституции РФ устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. Из данного положения вытекает, что уголовная ответственность применяется только судом.

Часть 3 ст. 35 Конституции РФ содержит норму о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это обусловливает то положение, при котором суд выступает органом применения гражданско-правовой ответственности.

При назначении мер административной ответственности роль суда остается приоритетной. Большая часть административных наказаний может назначаться только судом. При этом на суд возлагается выполнение двойной задачи. Во-первых, он является субъектом административно-юрисдикционной деятельности, урегулированной нормами административного процессуального права. Во-вторых, суд осуществляет контроль за деятельностью субъектов административной юрисдикции. Его задача при этом заключается в рассмотрении и разрешении публично-правовых споров о законности и обоснованности правовых актов и действий органов и лиц, уполномоченных налагать административные наказания. В данном случае суд является субъектом административного судопроизводства Соловьева А.К. Производство по делам об административных правонарушениях и административное судопроизводство: соотношение понятий // Административная ответственность: Сб. статей. М., 2001. С. 56..

Вместе с тем кроме суда полномочиями по применению административной ответственности обладают и иные государственные органы. Статья 22.1 КоАП РФ к этой группе органов относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ. В отличие от уголовной и гражданско-правовой ответственности круг субъектов применения административной ответственности достаточно широк и имеет место внесудебная процедура административной юрисдикции.

Наличие внесудебного порядка привлечения к административной ответственности отражает потребность общества в оперативном обеспечении нормального функционирования существующих административных правил.

  • 3. Качественной особенностью административной ответственности является то, что она наступает перед государством. Следует согласиться с Н.Ю. Хаманевой в том, что одна из специфических особенностей административно-правовых отношений состоит в том, что в случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством. В то же время сами субъекты управления также в ряде случаев отвечают за нарушения аналогичных требований. Однако в этой ситуации речь идет в основном уже о дисциплинарной ответственности Хаманева Н.Ю. Проблемы административной ответственности // Административная ответственность: Сб. статей. М., 2001. С. 4..
  • 4. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая является результатом правового отношения между организационно соподчиненными субъектами, административная ответственность применяется только к организационно не соподчиненным субъектам. В этом выражается природа властных отношений, так как властное полномочие состоит в наличии распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости. Административная ответственность как элемент содержания охранительного властно-организационного правового отношения выступает связующим звеном между органами исполнительной власти и иными субъектами права в процессе реализации административно-правовых норм.
  • 5. Отличительной особенностью административной ответственности выступает основание ее возникновения - совершение административного правонарушения. Мы уже рассматривали административное правонарушение в предыдущем разделе в качестве признака административной ответственности. Вместе с тем административное правонарушение выражает существенное отличие данного вида от других видов юридической ответственности. Административный деликт является тем юридическим фактом, тем конкретным жизненным обстоятельством, с которым нормы права связывают наступление последствий в виде мер административной ответственности. Правонарушение является юридическим выражением той угрозы, от которой защищает общество институт административной ответственности. Существующие угрозы общественным отношениям юридически оформляются как преступления и правонарушения.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Общими отличительными осо­бенностями являются: нормативная база, основа; характер, содержание; основание; привлечение к административной ответственности значи­тельным количеством органов государственного управления, их должностными лицами; субъектами административной ответственности являются на­равне с физическими и юридические лица.

Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, опреде­ляющий, какие деяния являются административными правонару­шениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершив­шим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административ­ной ответственности.

Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс, дисциплинарной - Трудовой кодекс и многие другие нормативные правовые акты - уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, т.е. содержани­ем. Содержание ее образуют административные взыскания, являющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания ме­нее суровы по сравнению с уголовными.

Административный арест как мера административной ответ­ственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, админист­ративный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека,- до двадцати пяти лет.

По содержанию административная ответственность сущес­твенно отличается от дисциплинарной. Административная ответ­ственность преимущественно носит материальный (денежный), дисциплинарная - моральный характер. По существу, каждое административное правонарушение обеспечено такой мерой, как штраф. Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной.

Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген­том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие-выполняют такие полномочия как дополни­тельные к основным. К первому виду относятся судьи по адми­нистративным делам и исполнительным производствам и адми­нистративные комиссии, ко второму виду - многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (го­родская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолет­них, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции,

От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения. Например, в целом ряде случаев привлечение к административной ответ­ственности возможно на месте совершения административного правонарушения и без оформления соответствующих документов об административном правонарушении. Отдельные категории лиц за совершение административных правонарушений вообще не могут быть привлечены к админис­тративной ответственности, т.е. к ним не применяются санкции нарушенных административно-деликтных норм. Это в первую очередь лица, пользующиеся дипломатической неприкосновен­ностью.

52. Принципы административной ответственности. Цели административной ответственности.

Административная ответственность основывается на опреде­ленных принципах. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответ­ственности. Принципы - это признанные и доказанные истины. По КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам адми­нистративной ответственности относятся: законность; равенство перед законом; неотвратимость ответственности; виновная ответственность; справедливость; гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы: личная ответственность; целесообразность ответственности; гласность; оперативность ответственности.

Принцип законности - сущ­ность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении, норм административно-деликтного права. Во-первых, администра­тивная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее до­пустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотрен­ных санкцией соответствующей нарушенной административно-де­ликтной нормы; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, уста­новленные для привлечения к административной ответствен­ности.

Принцип равенства перед законом-означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям. Юридические лица, привлекаемые к административной ответ­ственности, также равны перед законом и подлежат администра­тивной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчинен­ности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что: ни одно правонарушение не останется без определенной ре­акции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным; по результатам правонарушения могут быть приняты пре­дусмотренные санкции.

Принцип виновной ответственности - это принцип субъек­тивного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без вся­кой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответ­ствии с установленными правилами, неотступности от них. Гуманизм ответственности-проявляется в самих мерах ответ­ственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмер­ными характеру административного правонарушения и возможнос­тям правонарушителя претерпеть их. Целесообразность ответственности-установлено, что физическому лицу, совершившему администра­тивное правонарушение, должно быть назначено административ­ное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Принцип индивидуальной ответственности предполагает от­ветственность конкретного лица лишь за совершенное им конк­ретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Гласность ответственности - один из важнейших ее принци­пов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, гласность административной ответствен­ности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, перио­дической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов.

Административная ответственность имеет свои цели. Цели административной ответственности - это то, чего следует ожи­дать, достичь, каков должен быть результат при ее применении. В самом общем виде административная ответственность пресле­дует социальную цель: свести до минимума совершение админис­тративных правонарушений. В КоАП называются цели административных взы­сканий. Ими являются: воспитание лица (физического лица), совершившего адми­нистративное правонарушение; предупреждение совершения новых правонарушений физи­ческим и юридическим лицом; предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Воспитать - это привить, внушить, воздействуя на волю и сознание лица, побудить его соблюдать правила, установленные государством, показать, что нарушение их является негативным явлением, отрицательно сказывающимся на общественном поряд­ке.

По общему убеждению ученых, административная ответствен­ность, как и уголовная, является штрафной, наказательной, кара­тельной. Государство, устанавливая административную ответственность и применяя административ­ное взыскание, преследует цель наказать, покарать правонаруши­теля за совершенное правонарушение. В этом выражается главная суть административной ответственности и ее мер. Административные взыскания воспитывают правона­рушителя наказанием и предупреждают совершение новых право­нарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

53. Основание административной ответственности

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с законодательством.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

54. Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.

Такие признаки админист­ративного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном админист­ративном правонарушении как основании административной от­ветственности. В определении административного правонаруше­ния указано, что правонарушение характеризуется и ины­ми признаками, предусмотренными в КоАП. К иным признакам относятся объективные и субъективные признаки правонарушения, характеризующие его как основание админ и с тративной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимает­ся совокупность объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное деяние как административное пра­вонарушение.

В поня­тие объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных - субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это то, что защищается административно-деликтным законом и на что посягает административное правонарушение. КоАП охраняет от посягательств общественные отношения. Ими являются отношения, обеспечивающие защиту человека, его прав и свобод, законных интересов, права юридических лиц, общественный порядок и в целом установленный правопорядок.

Посягательство осуществляется на широкий круг обществен­ных отношений. В теории административно-деликтного права раз­личают непосредственный, родовой (специальный) и общий объект правонарушения. Подобно объекту выступают потерпев­ший и предмет посягательства.

Объективная сторона состава административного правонару­шения представляет собой акт внешнего поведения - деяния, вы­раженного в активной форме (действии) или в пассивной форме (бездействии). Оно, являясь общественно вредным, посягает на охраняемые КоАП общественные отношения и влечет определен­ные последствия. В некоторых диспозициях в объективную сторону включаются также время, место, способ и другие детализирующие признаки. ПО объ ективной стороне в первую очередь отличается одно административное правонарушение от другого, а нередко и от иных видов правонарушений. Объективная сторона придает пра­вонарушению индивидуальный характер. Ее можно назвать главным отличительным элементом административного правона­рушения.

Субъект правонарушения - это тот, кто его совершил в деяниикоторого имеются признаки правонарушения, описанные в КоАП. Им может быть физическое лицо, или индивидуальный предприниматель. Все они должны отвечать установленным в за­коне признакам. Например, физическое лицо (гражданин) должно достичь определенного возраста, быть вменяемым, т.е. способным отдавать отчет в своих поступках.

Субъективная сторона характеризует психическое отношение физического лица к совершаемому противоправному деянию или его последствиям, осознанность своих поступков, поведения. Она может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Признаки состава правонарушения многочисленны и по своему значению могут быть разными. В юридической науке их делят на обязательные и специальные. Обязательные - это такие, без которых не может быть ни одного состава правонарушения, их еще на­зывают общими, основными, конструктивными. Такими призна­ками являются: вина в форме умысла или неосторожности, достижение определенного возраста субъектом правонарушения и его вменяемость. Специальными признаками являются те, которые несвойственны всем, а присущи лишь определенным составам пра­вонарушений наравне с обязательными. Специальные признаки используются законодателем при кон­струировании конкретных составов правонарушений, дополняя обязательные. Их называют еще факультативными.

55. Специальные и отдельные субъекты административных правонарушений.

Специальные и отдельные субъекты правонарушений являют­ся обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступают должностные лица.

Определение должностного лица, данное в КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяется собственно должностное лицо, во второй - представители административ­ной власти. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. У должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным ра­ботникам, представителей административной власти - к неподчи­ненным лицам. Первая группа получила обобщенное название - должност­ные лица - для того, чтобы выделить из иных служащих лиц, на­деленных властными полномочиями по отношению к своим подчиненным. В эту группу включены также лица, могущие и не быть служащими, но по отдельному поручению выполняющие специальные управленческие функции организационно-распоря­дительного или распорядительно-хозяйственного характера.

Собственно должностные лица по порядку выполнения функ­ций делятся на следующие: постоянные; временные; по специальному полномочию.

По видам выполняемых функций они классифицируются на два вида: выполняющие организационно-распорядительные функции; выполняющие административно-хозяйственные функции.

Постоянное выполнение функций состоит в том, что должност­ное лицо находится на постоянной работе. Это основная и самая распространенная форма выполнения управленческих функций.

Признаки правонарушений, которые могут быть совершены должностными лицами, описаны не однозначно. В КоАП из 395 статей Особенной части примерно 259 предусматривают в качес­тве субъекта должностное лицо. Из них в 51 статье прямо называ­ется должностное лицо. Только должностным лицом могут быть совершены 27 правонарушений, которые можно назвать должност­ными. Они находятся в разных главах Особенной части. В боль­шинстве случаев должностное лицо в диспозиции нормы не назы­вается. Оно подразумевается в связи с тем, что в санкции этой же нормы субъектом ответственности выступает юридическое лицо или подобное правонарушение может быть совершено только должностным лицом. Например, нарушение законодательства об обращениях граждан (ст. 9.13), прием на работу без документов, подлежащих предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15), либо работа с обращениями граждан осуществляются только руководящим (начальствующим) составом организации, т.е. должностными лицами; подобные же лица наделены правом приема на работу.

В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совер­шены и другими физическими лицами: работниками юридическо­го лица, предпринимателями или даже общими субъектами. Под работником юридического лица понимается физическое лицо (кроме должностного лица), состоящее в трудовых отноше­ниях с юридическим лицом на основании заключенного трудового договора. В статьях Особенной части они специально, как правило, не называются, а выступают в общей, объединенной группе с должностными лицами и, возможно, иными физически­ми лицами. Водители транспортных средств - физические лица, управ­ляющие транспортными средствами за исключением лиц, обучае­мых вождению. К водителям приравниваются лица, обучающие вождению транспортного средства и при этом находящиеся в нем, а также всадники, извозчики, погонщики животных. Чтобы стать водителем транспортного средства, необходи­мо достичь установленного возраста (в зависимости от вида транспортного средства - 16, 18 лет и 21 года) и получить права на управление транспортным средством.

Водители транспортных средств являются субъектами отдель­ных правонарушений, предусмотренных лишь в главе 18 «Адми­нистративные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Несовершеннолетние - физические лица, которые на день со­вершения административного правонарушения не достигли возраста 18 лет. Несовершеннолетние от 14 до 16 лет мо­гут быть субъектами лишь некоторых видов правонарушений, пе­речень которых дан в части 2 статьи 4.3. Лица в возрасте до 14 лет рассматриваются как малолетние, которые по понятным причи­нам не являются субъектами ни одного административного право­нарушения. Подобные лица могут совершить лишь противоправ­ное деяние. Для наличия правонарушения требуется присутствие всех признаков состава правонарушения, среди которых - субъ­ект, достигший 16 лет как общее правило и 14 лет - для отдель­ных видов правонарушений. Некоторые составы правонарушений описаны в КоАП таким образом, что субъектами их совершения могут быть лица, выполняющие определенный вид работы или имеющие определенную профессию. Так, нарушение порядка ве­дения кассовых операций может быть совершено кассиром , ненадле­жащее осуществление функций технического надзора за строи­тельством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости вы­полненных строительно-монтажных работ и произведенных за- трат, может сделать инженер (инженерная организация) (ст. 21.8).

В качестве отдельного субъекта КоАП предусматривает пешеходов, велосипедистов, всадников, извозчиков, погонщиков животных (ч. 1 ст. 18.23), пассажиров (ст. 18.30), проводников ст. 18.32).

Признаки специального и отдельного субъекта относятся только к исполнителям правонарушения. Соучастниками правонарушений, совер­шаемых специальными и отдельными субъектами, могут быть и общие субъекты.

56. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Она характеризует отношения субъекта к совершаемому им правонарушению и его последствиям. Субъектом правонарушения может быть лицо, которое не просто совершило противоправное деяние, но совершило его осознанно и проявило при этом свою волю. Психическое отношение лица к деянию должно соответствовать предусмотренным в норме права формам вины, т.е. быть умышленным или неосторожным. Вина составляет содержание субъективной стороны. Она является элементом любого состава административного правонарушения и одним из важнейших принципов административно-деликтного права. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии субъективной стороны правонару­шения, а значит, и самого его состава.

Не может быть сомнений в наличии вины юридического лица и в том случае, когда правонарушение совершается его работни­ком сугубо по своей воле, т.е. вне связи с пользой или интересами юридического лица, ведома или разрешения органа этого юриди­ческого лица. Вина юридического лица присутствует, так как пра­вонарушение совершается работником юридического лица незави­симо от того, при исполнении служебных (трудовых) обязаннос­тей или не при их исполнении, но с использованием средств, оборудования и т.п. юридического лица.

КоАП 2003 г. установил единое правило: если в деянии лица вина отсутствует, она не установлена, если причиненный вред явился результатом случайного стечения обстоятельств, то нет вины, субъективной стороны правонарушения и самого правонарушения.

Вина в форме умысла или неосторожности является важнейшим и обязательным признаком субъективной стороны. Вина и ее формы определяются в главе 3 КоАП. Формы вины как конструктивные признаки правонарушения в КоАП использу­ются редко. Признак умысла предусмотрен всего лишь в двенад­цати видах правонарушений, а неосторожности - в одном. Значит, форма вины для наличия состава большин­ства административных правонарушений не играет никакой роли. Тем более, законодатель не придает значения формам умысла (прямой, косвенный) или неосторожности (легкомыслие, небреж­ность). Они даже не указаны в качестве обстоятельств, смягчаю­щих или отягчающих ответственность. Некоторые же администра­тивные правонарушения могут быть совершены только умышлен­но. Например, мелкое хулиганство, присвоение найденного заведомо чужого имущества. Правонарушения, которые безразличны к формам вины, сле­дует назвать правонарушениями с альтернативной, или двойной, формой вины.

57. Множественность административных правонарушений.

Под множественностью административных, правонарушений следует понимать совершение одним лицом двух и более правона­рушений до или после привлечения его к ответственности за первое, которые не потеряли административно-деликтной значимости.

Важность рассматриваемого института определяется рядом обстоятельств. Во-первых, отличием множественности правона­рушений от единичных, а значит, и привлечением к ответствен­ности при множественности. Во-вторых, расширением практики совершения одним лицом нескольких административных правонарушений. В-третьих, совершение одним лицом нескольких правонарушений подчеркивает его устойчивую антисоциальную направленность. В-четвертых, множественностью правонарушений причиняется больше вреда, чем единичным правонаруше­нием.

Из определения множественности вытекает три ее признака: 1) необходимость присутствия двух и более самостоятельных соста­вов административных правонарушений. При множественности не может быть иных составов, кроме административных правона­рушений; 2) наличие одного для их всех субъекта. Одно лицо совершает несколько подобных правонарушений. Они могут быть выполне­ны одновременно или разновременно; 3) каж­дое образующее деяние множественности не потеряло еще юридической значимости на момент рассмотрения дела о нескольких административных правонарушениях или о последнем правонарушении. Поэто­му совершение одним лицом двух и более правонарушений не всегда образует множественность. Не охватывается понятием мно­жественности совершение нового правонарушения, если за предшествующее правонарушение: истекли сроки давности привлечения к административной ответственности; лицо было освобождено от административной ответствен­ности; истек срок, в течение которого лицо считается не подвер­гавшимся административному взысканию.

Разновидностями множественности административных правонарушений является: совокупность и повторность.

58. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.

К рассматриваемым обстоятельствам относятся:

необходимая оборона;

причинение вреда при задержании физического лица, со­вершившего преступление или административное правонаруше­ние;

крайняя необходимость;

обоснованный риск.

Каждое обстоятельство имеет свои условия право­мерности. Если они соблюдаются, то отсутствует противоправ­ность деяния и лицо, его совершившее, не может быть привлечено к административной ответственности. При нарушении одного из них лицо подлежит ответственности.

Необходимая оборона- это правомерная защита от неправомерного посягательства, свя­занная с причинением вреда посягающему. Первым условием правомерности необходимой обороны - недопустима необходимая оборона против правомерных действий, таких, например, как доставление правонарушителя, администра­тивное задержание, досмотр, осмотр, требование об остановке транспортного средства и т.д. Вторым немаловажным условием

  • Административная ответственность юридических лиц. Впервые данный вид ответственности применительно к юридическим лицам был закреплен в начале 90-х годов в различных актах
  • Административная ответственность. 1. Признаки юридической ответственности (средство охраны правопорядка, демократии, осуществление государственно-властных полномочий

  • Вопрос №51

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие - это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) - противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) - противоправное бездействие должностного лица.

    Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

    Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

    Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в формеумысла и в форменеосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.



    Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

    Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия - это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

    Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

    Вопрос №52

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Понятие административного правонарушения законодательно закреплено административно-правовой нормой КоАП и содержит все признаки административного правонарушения. Несмотря на это, многие ученые не учитывают изложенную позицию законодателя и выдвигают свои формулировки признаков. Установленные же законодателем правила поведения являются общеобязательными и подлежат охране со стороны государства

    Элементом состава административного правонарушения является Однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Элементами административного правонарушения являются:

    · объект правонарушения;

    · объективная сторона правонарушения;

    · субъект правонарушения;

    · субъективная сторона правонарушения.

    Объект правонарушения - это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности, на которые посягает деяние. Объект правонарушения по широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, подразделяется на общий, родовой и видовой объект.

    Общий объект - вся совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права, возникающих в сфере государственного управления, а в ряде случаев - конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

    Родовым объектом являются группы однородных, близких по содержанию общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных деяний. Родовые объекты перечислены в ст. 1.2 КоАП и сформулированы в главах Особенной части раздела II КоАП (права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность и др.). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

    Видовой объект представляет собой непосредственно охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на материальные и формальные. Состав административного правонарушения материальный, если в формулировке диспозиции правовой нормы административного правонарушения указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними. При формальном составе наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

    Объективная сторона правонарушения - специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием). Факультативными признаками объективной стороны являются место, время, способ, средство совершения правонарушения если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки, как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

    Субъектом правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение и способное понести административную ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП), а также юридическое лицо.

    Субъективная сторона правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Факультативные признаки выступают в виде цели и мотива и служат квалифицирующими признаками правонарушения, если содержатся в диспозиции нормы.

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Вопрос №53

    квалификация административных правонарушений - ϶ᴛᴏ прежде всего деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом ϶ᴛᴏго сопоставления будет правовая оценка совершенного деяния. Данная оценка определяется в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой законодательства об административной ответственности.

    Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны, так как реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об

    Вопрос №54

    Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения. Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Те нормы, которые устанавливают отдельные элементы административной ответственности в совокупности представляют собой один их институтов административного права. В-третьих, неблагоприятные последствия, которые указаны в санкции правовой нормы являются ее логическим следствием. Содержательно отдельные меры административной ответственности отражены в предусмотренных КоАП воздействии, выраженном в лишении или ограничении прав нарушителя как единственной возможной мере. В-четвертых, именно меры административной ответственности характеризуют противоправность деяния от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию. В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

    Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

    Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

    Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

    Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

    Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

    За административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

    Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

    Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

    Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

    Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

    Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

    Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

    Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

    Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

    Вопрос №55

    Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

    Комментарий к статье 2.6

    Частью третьей ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Это касается и вопросов привлечения их к административной ответственности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с послед. изм.) иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что специально оговорено в ч. 2 комментируемой статьи.

    Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, - административное выдворение за пределы Российской Федерации.

    Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации. Это определено соответственно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) и ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях.

    К административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей, а также на полномочных представителей международных организаций универсального характера.

    Вопрос №56

    Законодательство об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако это правило имеет ряд исключений.

    Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства РФ:

    § об экспортном контроле;

    § о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;

    § об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    § об охране окружающей природной среды;

    § о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);

    § о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;

    § об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен (тарифов); о рекламе; о лотереях;

    § о выборах и референдумах;

    § об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

    § о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о несостоятельности (банкротстве);

    § о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

    § об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках. Это же правило касается нарушения:

    § таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства, актов органов валютного регулирования;

    § иммиграционных правил;

    § правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

    § правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

    При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Примерами подобных длящихся правонарушений в соответствии с КоАП РФ являются: нарушение сроков возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (ст. 18.13); нарушение сроков регистрации или перерегистрации оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5) и др.

    За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки для определения давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

    Законодательство об административных правонарушениях определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. По истечении одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания лицо считается не подвергавшимся административной ответственности и при назначении нового административного наказания не может учитываться такое отягчающее обстоятельство, как повторность. Повторность не может рассматриваться в данном случае и в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

    Вопрос №57

    Административный процесс – это совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

    Особенности административного процесса:

    1. представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

    2. целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

    3. промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах (протокол, постановление);

    4. регламентируется административный процесс нормами;

    5. объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административное, трудовое, финансовое, гражданское УП.

    Административно-юрисдикционное право включает: административную юрисдикцию и административную юстицию.

    Три вида административных производств:

    1. производство по делам об административных правонарушениях (4 и 5 раздел КоАП);

    2. дисциплинарное производство – касается привлечения как правило госслужащих к дисциплинарной ответственности, основанием как правило является совершение дисциплинарного проступка; порядок привлечения регламентируется соответствующими законами;

    3. производство по обращениям граждан;

    Право обращений граждан закреплено в Конституции РФ, в ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”. Выделяется три вида обращений граждан: предложение, заявление и жалоба.

    Производства по делам об административных правонарушениях представляет нормативное регулирования порядок осуществления процессуальных действий, обеспечивающих законное расследование, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, объединенных общей задачей установления истины по делу.

    Задачи процесса:

    1. полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела;

    2. разрешение сделок в соответствии с законом;

    3. обеспечение исполнения вынесенного постановления;

    4. выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;

    5. предупреждение совершения правонарушения самим правонарушителем (частная превенция, а также всеми другими лицами (общая превенция);

    6. воспитание граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения требований законов;

    7. укрепление законности и дисциплины государства.

    Принципы производства по делам об административных правонарушениях:

    1. законность;

    2. оперативность (своевременность)

    Своевременное выявление обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленного административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость от-ных, предупреждение новых правонарушений.

    3. непосредственность – т.е. все доказательства по делу об административном правонарушении должны быть лично исследованы лицом, которое принимает решение;

    4. процессуальное равенство – равенство перед законом и органом, разрешающим дело, ст. 228.

    5. состязательность – обязанность государства доказать данное обстоятельство (необходимо понимать в совокупности с принципом презумпции невиновности), а правонарушителя - опровергать;

    6. публичность – производство осуществляется в целях защиты интересов общества и государства;

    7. национальный язык;

    8. гласность;

    9. установление истины.

    Вопрос №58

    Административный процесс - это совокуп­ность действий, совершаемых органами испол­нительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. Административный про­цесс состоит из определенных стадий.

    Стадией административного процесса являет­ся совокупность административно-процессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-про­цессуальных задач. Стадии административного процесса регламентированы нормами администра­тивно-процессуального права, они направлены на решение конкретных управленческих задач, охва­тывают особый круг участников административно- правовых отношений, имеющих специфический административно-правовой статус. Для админист­ративно-процессуальных действий обозначены кон­кретные сроки совершения, а также то, что они требуют процессуального оформления.

    Общими стадиями административного процес­са являются: а) анализ ситуации; б) рассмотрение дела и принятие решения; в) исполнение приня­того решения. В зависимости от содержания вы­деляются три части административного процесса.

    1.Процесс административного правотворче­ства.

    2. Правонаделителъный или оперативно-рас­порядительный процесс, включающий:

    а) поощрительное производство;

    б) распределительное производство;

    в) разрешительное производство;

    г) производство по комплектованию личного
    состава и др.

    3. Административно-юрисдикционный процесс, включающий:

    а) производство по жалобам и заявлениям граж­дан;

    б) производство по делам об административных
    правонарушениях;

    в) производство по применению мер админист­ративного пресечения;

    г) дисциплинарное производство.
    Административному процессу присущ ряд прин­ципов.

    Принцип законности означает, что реализация материальных норм административного права долж­на осуществляться в точном соответствии с уста­новленным законом порядком.

    Принцип объективной истины означает, что принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоя­тельств дела.

    Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, означает, что участ­ники административного процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

    Принцип гласности означает, что процесс осу­ществляется на основе публичности и доступнос­ти гражданам. Исключение составляет информа­ция, содержащая сведения, отнесенные к государ­ственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса,

    Принцип национального языка означает, что процесс ведется на русском языке, государствен­ном языке республики в составе РФ или языке, на котором говорит большинство населения, про­живающего на данной территории.

    Принцип оперативности означает, что процесс ведется в максимально короткие сроки.

    Принцип экономичности означает, что прове­дение административного процесса должно требо­вать минимума материальных затрат.

    Принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса означает, что должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установ­ленную законом юридическую ответственность. Одному из видов административно-юрисдикционного процесса - производству по делам об ад­министративных правонарушениях посвящены следующие параграфы этой главы.

    Вопрос №59

    Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное разрешение индивидуальных административных дел, объединенных обязательностью предмета. Все административные производства подразделяются на 2 группы:

    1) процессуальное производство;

    2) юрисдикционное.

    Процессуальное производство охватывается понятием делопроизводство. Предметом процессуального производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. В рамках процедуры производства правовая оценка поведения лица не является обязательной. Процессуальное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер.

    Различают следующие виды процессуальных производств:

    1) лицензировано-разрешительные;

    2) регистрационные;

    3) нормотворческие.

    Лицензионно-разрешительное производство регулируется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который определяет, что лицензия – это основной документ, который разрешает осуществление определенного вида деятельности в определенные сроки и устанавливает условия осуществления этого вида деятельности. Для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган определенный пакет документов. В большинстве случаев, кроме предоставления документов требуется проведение экспертизы. Срок для выдачи лицензии – 30 дней. Отказ в выдаче лицензии м б обжалован в арбитражном суде. Лицензии выдаются сроком от 3х до 5 лет. Передача лицензии другим лицам запрещается. Лицензирующий орган при наличии нарушений может приостановить действие лицензии на срок до 6 месяцев. Отзыв лицензии возможен только по решению суда, но лицензия на осуществление банковской деятельности только ЦБ. Разрешительная система – совокупность правил, регламентирующих порядок производства, хранения и т.д. оружия, взрывчатых веществ, а также порядок открытия и функционирования оружейных, ремонтных, пиротехнических производств и строительство тиров.

    Регистрационное производство осуществляется в ФМС, ФНС, ФС кадастрового учета, министерстве юстиции. Министерство юстиции осуществляет регистрацию НПА ФОИВ. ФМС осуществляет учет граждан РФ и иностранных граждан по месту жительства и месту постоянного пребывания. ФНС осуществляет регистрацию юридических лиц. ФС по кадастру осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Нормотворческое производство. Общее правило процессуальных действий по принятию НПА практически отсутствует. В большинстве случаев действует правило ведомственного характера. Единственным НА является регламент заседаний правительства. Кроме того, правила подготовки и принятия НА ФОИВ и их государственной регистрации предусматривают обязанность органов ИВ регистрировать свои НА в министерстве юстиции.

    К юрисдикционному производству относят:

    1) производство по делам об административном правонарушении;

    2) дисциплинарное производство;

    3) производство по жалобам.

    Особенности юрисдикционного производства:

    1) специфическим предметом административной юрисдикции является конкретный административный спор;

    2) правовая оценка поведения лица является важнейшим условием разрешения административно-правового спора;

    3) возможность или необходимость применения соответствующих мер юридической ответственности к виновной стороне спора.

    ТО административная юрисдикция – это административно-процессуальная деятельность уполномоченных исполнительных органов, осуществляемая во внесудебном порядке с целью рассмотрения и разрешения индивидуальных административно-правовых споров и дел.