Надзорная инстанция. Пересмотр в порядке надзора. Надзорная инстанция одна и последняя

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений суда, вступивших в законную силу

2.1 Действия суда надзорной инстанции после получения надзорной жалобы или представления прокурора

Надзорная жалоба или представление прокурора по поручению председателя суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда (ст. 379 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Судья, которому поручено рассмотрение жалобы или представления, должен прежде всего проверить соответствие жалобы, представления предъявляемым требованиям. Жалоба, представление, не соответствующие требованиям, предусмотренным ст. 377, 378 ГПК, возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции. Основанием возвращения жалобы, представления, согласно ст. 380 ГПК, являются следующие обстоятельства:

1) несоответствие их содержания требованиям ст. 378 ГПК;

2) подача жалобы, представления лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропуск срока обжалования в порядке надзора;

4) просьба лица, подавшего жалобу, о ее возвращении или отзыв представления, поступивших до принятия их к рассмотрению;

5) нарушение правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК. Последнее положение несколько противоречит ст. 379, из которой следует, что надзорная жалоба или представление прокурора передаются на рассмотрение судьи, если поданы в соответствии с подсудностью, определенной ст. 377 ГПК. 22 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004. Следовательно, при соблюдении данного правила не должно быть такого основания для возвращения жалобы или представления, поскольку установить так называемую подсудность1 несложно из указания в жалобе или представлении наименования суда, в который они адресуются, и указания судов, рассматривавших дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции (пп. 1 и 4 ч. I ст. 378 ГПК). Так, надзорная жалоба на решение и определение районного суда и на кассационное определение областного (и приравненного к нему) суда не приносится в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, минуя президиум нижестоящего суда. В то же время президиум областного суда не может пересматривать дело, которое уже рассматривалось в порядке надзора в Верховном Суде. Недопустим и пересмотр надзорным органом дважды одного и того же дела. 11 Гражданское процессуальное право под ред. Шакарян М.С. М. 2004.С. 438.

Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению в суд надзорной инстанции по устранении ее недостатков.

В ст. 380 ГПК нет оговорки о возможности восстановления срока подачи жалобы, пропущенного по уважительной причине, либо об отказ в этом, как это установлено в ст. 342 ГПК относительно кассационной жалобы. Независимо от этого представляется, что срок обжалования судебного постановления может быть восстановлен, поскольку это процессуальный срок. 22 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Если жалоба, представление отвечают предъявляемым требованиям, судья должен рассмотреть ее в суде субъекта РФ в течение одного месяца, а в Верховном Суде -- двух месяцев. По результатам рассмотрения жалобы, представления судья выносит определение:

1) об истребовании дела, если из содержания жалобы, представления и приложенных к ним постановлений суда первой и кассационной инстанций возникает сомнение в их законности. Поэтому важно аргументированное указание на допущенное по делу нарушение закона, обоснованный правовой анализ обжалуемого судебного постановления со ссылкой на материалы дела;

2) об отказе в истребовании дела, если по содержанию жалобы, представления видно, что нет оснований для отмены судебного постановления.

Определение об отказе в истребовании дела должно быть мотивированным. Оно направляется лицу, подавшему жалобу, или прокурору, принесшему представление.

В определении должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому оно вынесено;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание для отказа в истребовании дела.

Представляется, что употребление термина «подсудность» к пересмотру дела в порядке надзора неудачно, так как понятием подсудности разграничивается родовая (предметная) и территориальная подсудность в первой инстанции. А при любом виде обжалования определяется вышестоящая инстанция, можно сказать «инстанционность» дела, а точнее -- компетентный суд.

При отказе в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых постановлений остаются в суде надзорной инстанции (ч. 5 ст. 381 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Председатель суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое определение об истребовании его (ч. 6 ст. 381). Однако в Кодексе не определено, на каком основании председатель соответствующего суда может принять такое решение. Очевидно, таким основанием может быть жалоба на определение судьи об отказе в истребовании дела. Возможно и иное решение вопроса - ознакомление председателя суда с определением об отказе в истребовании дела до направления его лицу, подавшему жалобу, представление. Второй вариант предпочтительнее, не потребует дополнительного времени. Нетрудно предвидеть, что этот вопрос возникнет в практике и потребует решения, очевидно, путем разъяснения Верховного Суда РФ.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции, если просьба об этом изложена в жалобе или представлении прокурора, либо в ином ходатайстве (ч. 4 ст. 381 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Таким образом, закон не ставит возможность приостановления исполнения решения в зависимость от решения вопроса о передаче дела в надзорную инстанцию.

По поступлении истребованного дела в суд надзорной инстанции судья рассматривает его для решения вопроса о передаче дела в суд надзорной инстанции по существу либо об отказе в этом, о чем выносит определение.

По своему содержанию определение об отказе в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции схоже с определением об отказе в истребовании дела (см. выше; ср. ч. 1 ст. 383 ГПК с ч. 3 ст. 381 ГПК). Отказывая в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции, судья должен изложить мотивы такого решения. 22 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 79.

С решением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции может не согласиться председатель соответствующего суда. В этом случае он выносит свое определение о передаче дела в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 383 ГПК). 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

В связи с этим возникает тот же вопрос, который был поставлен выше относительно аналогичного права председателя суда при отказе в истребовании дела. К сказанному там следует добавить, что если будет признано, что председатель суда может принять такое решение на основании жалобы заинтересованного лица или представления прокурора, то в определении судьи об отказе в истребовании дела или в передаче его на рассмотрение в суд надзорной инстанции должно быть указано, что оно может быть обжаловано. Это потребует внесения дополнения в ч. 3 ст. 381 и в ч. 1 ст. 383 ГПК. 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Истребованное дело должно быть рассмотрено судьей суда субъекта Федерации в срок не более двух месяцев, а в Верховном Суде РФ - не более чем четыре месяца. Этот срок может быть продлен председателем суда или его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч. 1 ст. 382). 22 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 79.

В ст. 382 ГПК, посвященную рассмотрению дела, истребованного в суд надзорной инстанции судьей, включена ч. 3, в которой указаны сроки рассмотрения дела, переданного в надзорный суд. Эта норма к ст. 382 не относится и включена в нее ошибочно. Можно было бы не акцентировать на этом внимание, если бы она не противоречила ч. 1 ст. 386, в которой установлены сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции более краткие, чем в ч. 3 ст. 382. В целях своевременной защиты прав и законных интересов граждан и организаций предпочтительнее сроки, предусмотренные в ч. 1 ст. 386, о чем Верховному Суду РФ следовало бы дать указания судам. Одновременно в порядке законодательной инициативы необходимо поставить вопрос об отмене ч. 3 ст. 382 ГПК. 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Согласно ч. 1 ст. 384 ГПК определение судьи о передаче дела для рассмотрения по существу должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

Надзорную жалобу или представление прокурора вместе с определением и материалами дела судья направляет в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 384 ГПК). 11 Власов А.А. Гражданское процессуальное право. М. 2004.С. 118.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения судьи о передаче дела для рассмотрения в порядке надзора и копии надзорной жалобы или представления прокурора, а также назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание (ч. 1 ст. 385 ГПК). 22 Гражданское процессуальное право под ред. Шакарян М.С. М. 2004.С. 439.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела с соблюдением правил, предусмотренных гл. 10 ГПК. 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004. Неявка участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, не препятствует рассмотрению дела (ч. 2 ст. 385).

Таким образом, в новом Кодексе более четко закреплено действие принципа гласности в надзорной инстанции, что служит дополнительной гарантией защиты прав и интересов участвующих в деле лиц. В нем реализовано постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г., которым положения ч. 1 ст. 325 ГПК 1964 г. были признаны не соответствующими ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют суду надзорной инстанции рассмотреть дело без предоставления одной из сторон или другим участвующим в деле лицам равных возможностей участвовать в судебном разбирательстве.

В то же время следует отметить, что предоставление лицам, участвующим в деле, права обращения непосредственно в суд надзорной инстанции не отразилось на сущности надзорного производства1 его возбуждение зависит от решения единоличного судьи. От порядка, действовавшего по ГПК 1964 г., новый отличается тем, что он урегулирован ГПК, совершается в рамках процессуального правоотношения, носящего предварительный характер. Обязанность надзорного органа рассмотреть жалобу по существу возникает лишь с момента передачи дела с жалобой судьей в надзорную инстанцию. 11 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 80.

Апелляционное производство по проверке судебных постановлений судов первой инстанции

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу...

Виды производств в гражданском процессе

Предметом судебной деятельности являются сложные обще-ственные отношения...

После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека...

Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

Статья 378 ГПК РФ устанавливает общие требования к надзорной жалобе, которую подают лица, участвующие в деле, или другие лица, чьи права и интересы нарушены судебными постановлениями, а также к представлению...

Представляется весьма важным указание в ст. 407 УПК РФ на то, что о времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК РФ, и что в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный...

Производство в надзорной инстанции

Отмена в порядке надзора приговора, определения или постановления с передачей дела на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое повлияло на вынесение законного...

Производство в надзорной инстанции

В ходе практики я поставил себе целью всестороннее изучить основания отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора. Данные основания закреплены в ч.1 ст. 412.9 УПК РФ...

Производство в порядке надзора

При рассмотрении протеста в порядке надзора проверяет все производство по делу. При проведении проверки суд неограничен требованиям предъявленными протестом...

Производство в суде надзорной инстанции

В ст. 39112 обозначены права суда надзорной инстанций при осуществлении судебного контроля, ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости, таким образом...

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора...

Производство в суде надзорной инстанции

В ст. 39112 обозначены права суда надзорной инстанций при осуществлении судебного контроля, ГПК содержит в названии термин "полномочия суда надзорной инстанции". По всей видимости, таким образом...

Прокурорская этика

Судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также мо-гут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пере-смотра становятся решения, определения...

Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора...

Рассмотрение дел в порядке надзора

В отличие от ст. 334 и 361 ГПК РФ, в которых обозначены права суда апелляционной и кассационной инстанций при осуществлении судебного контроля, ст. 390 ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости...

Тайна комнаты

Нарушение тайны совещательной комнаты прямо упомянуто Верховным судом в числе нарушений "искажающих суть правосудия" (п. Пленума № 2). То есть, это "сильное" нарушение.

Безусловность

В кассации, в отличие от апелляции не указаны так строго "явные" и "безусловные" причины для отмены. В апелляционной норме ч.2 389.17 указан перечень явных оснований отмены, в кассационной норме (ч.2 и ч.3 401.15 УПК ) есть 2 чисто "технических" основания, но такого прямого перечня как для апелляции нет;

Те нарушения, что в апелляции работают, в кассации могут не срабатывать: потому что:

а) для апелляции: достаточно процессуальных нарушений "повлиявших или которые могли повлиять на исход дела", то есть подлежит оценке даже предположительное влияние на исход дела (ч.1 389.17 );

б) для кассации: нужны только "повлиявшие на исход дела (ч.1 401.15 );

Первостепенные аргументы

Это те нарушения, которые Вы оцениваете как самые "сильные", самые очевидные и наиболее близкие к "существенным ";

Мелкие нарушения не увеличивают "силу" кассационной жалобы, наоборот, они тратят ресурс внимания судьи, отвлекают его от реальных аргументов.

Ничего не теряется

Если жалоба сможет преодолеть "барьер " первичного изучения (это будет легче без висящего на ней груза мелких аргументов), то Вы не утрачиваете возможность ссылаться на иные нарушения;

Во-первых: можно дополнить жалобу новыми аргументами, отправив дополнения "вдогонку" за основной жалобой (см. подробнее );

Во-вторых: второстепенные аргументы можно привести непосредственно в судебном заседании кассационного суда (см. подробнее ).

"Не тратьте понапрасну времени на обжалование приговора в посторонние инстанции, какими бы высокими они ни были. Этим обязаны заниматься только прокуратура и суд. А если не получается, срочно обращайтесь за помощью к адвокату. Чем раньше, тем лучше".

В надзорном порядке могут быть обжалованы решения первой и апелляционной инстанции, в случае, если они не были обжалованы в кассационном порядке. Также обжалованию подлежат кассационные определения и решения надзорных инстанций.

В действующем уголовном законодательстве существует 2 вида надзорных инстанций:

  • Президиум суда надзорной инстанции субъектов Федерации, которые проверяют в надзорном порядке: постановления и приговоры мировых судей, апелляционных инстанций, приговора постановления и определения районных судов и кассационные определения судов субъектов РФ;
  • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, которая рассматривает надзорные жалобы по уголовным делам на все указанные выше решения, а также приговор, постановление и определение суда (при рассмотрении по первой инстанции) и судебной коллегии субъекта Российской Федерации
  • Президиум Верховного суда РФ рассматривает в надзорном производстве приговор Судебной Коллегии Верховного суда РФ, определения Кассационной коллегии Верховного суда РФ, а также постановление судьи Верховного суда о назначении судебного заседания.

В законе прямо не предусмотрено, но по смыслу, надзорные судебные инстанции находятся по иерархии друг у другу, как вышестоящие и нижестоящие. О чём это говорит? Лицо, подающее надзорную жалобу по уголовному дело обязано соблюдать «требование инстанционности», тем самым надзорная жалоба подается по надзорным инстанциям последовательно от нижестоящей к вышестоящей. Вышестоящая инстанция не принимает на рассмотрение надзорные жалобы по уголовным делам, если оно не было рассмотрено в суде нижестоящей инстанции.

В случаях подачи протеста в порядке надзора по нескольким осужденным, если рассмотрение дела по одним осужденным входит в компетенцию вышестоящей инстанции, а по другим осужденным в нижестоящую - протест по уголовному делу подается по все осужденным в вышестоящую инстанцию.

Подача надзорной жалобы

Приговор суда вступает в силу по истечению срока кассационного обжалования. При подаче жалобы, приговор вступает в силу с момента вынесения определения 2 инстанцией. Вполне очевидно, что при вынесении приговора по 1 и 2 инстанции не исключена вероятность судебной ошибки. Ведь в природе не существует идеальных судей и законов. Получается якобы приговор вступил в силу и является справедливым, очевидно, что далеко не так. Законодатель предусмотрел надзорную инстанцию для устранения возможных ошибок в судебных решениях, вступивших в законную силу.

Надзорная инстанция является самостоятельной стадией производства в которой проверяются судебные решения 1 и 2 инстанций на предмет справедливости, законности и обоснованности.

Производство в надзорной инстанции проводится по следующим этапам:

  • подача надзорной жалобы;
  • изучение жалобы судьей, истребование уголовного дела для изучения;
  • вынесение решения судом о передаче надзорной жалобы в президиум надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении;
  • рассмотрение по существу дела в надзорной инстанции

Порядок проведения надзорного слушания

  • доклад судьей докладчиком материалов дела;
  • заслушивание объяснений явившихся лиц;
  • заключение прокурора;
  • вынесение и оглашение решения надзорной инстанции.

Сроки подачи надзорной жалобы

Осужденный не ограничен в сроках подачи надзорной жалобы по уголовному делу в сторону улучшения его положения. Надзорная жалоба может быть подана как в период нахождения под стражей, так и после отбывания наказания и даже после погашения судимости.

Потерпевший, его представитель, прокурор могут подать надзорную жалобу, где ставится вопрос об ухудшении положения подсудимого (оправдательного приговора, мягкость наказания) в течении 1 года после вступления приговора в законную силу.

Порядок подачи надзорной жалобы по уголовному делу

Надзорные жалобы подаются напрямую в надзорные инстанции. Например, в Президиум Московского городского суда, в Судебную Коллегию Верховного суда РФ. Согласно правила, установленного ч. 1 ст. 406 УПК РФ надзорная жалоба по уголовному делу рассматривается в течении 30 суток. Со дня поступления в суд.

Надзорная жалоба направляется по почте либо подается непосредственно в канцелярию суда надзорной инстанции. В случае подачи жалобы непосредственно в суд, канцелярией выдается документ, подтверждающий принятие надзорной жалобы.

Другие участники судебного процесса ознакамливаются с надзорной жалобой только в случае возбуждения надзорного производства. Указанным лицам высылаются копии надзорной жалобы.

Надзорная жалоба по уголовному делу должна быть составлена в соответствии с правилами предусмотренными ст. 375 УПК РФ. Надзорная жалоба по уголовному делу должна содержать:

  • содержать правильное наименование суда надзорной инстанции, в который подается надзорная жалоба;
  • включать данные о лице, подающим жалобу, также указывается процессуальное положение лица, адрес и место его жительства либо место его нахождения;
  • Обязательно указываются те судебные решения, которые оспариваются в надзорной жалобе и соответственно наименование судов, вынесших решение;
  • Доводы лица, подающего жалобу, с указанием оснований для отмены судебных решений;
  • Указываются прилагаемые документы;
  • Обязательно ставится подпись и дата подачи.

Невыполнение одного из указанных требований влечет оставление жалобы без рассмотрения и возврат заявителю.

Суд надзорной инстанции не ограничен доводами надзорной жалобе и вправе проверить все производство по уголовному делу. Однако, как правило, надзорные инстанции для пересмотра дела в порядке надзора опираются на доводы заявителя, т.е. инициатива суда проверять материалы уголовного дела по другим основаниям, не указанным в жалобе, скорее всего является исключением, чем правилом.

К надзорной жалобе по уголовному делу обязательно прилагается:

  • Заверенная копия приговора, определения, постановления суда первой инстанции;
  • Заверенная копия решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
  • Заверенные копии нижестоящих судов надзорных инстанций

Заявитель надзорной жалобы по уголовному делу может приобщить к материалам жалобы иные документы. Например справки об инвалидности, участии в боевых действиях, заболевании, государственных наградах и т.п.

Порядок рассмотрения надзорной жалобы по уголовному делу

Надзорная жалоба по уголовному делу регистрируется в канцелярии суда надзорной инстанции и передается судье, который проверяет жалобу на предмет соответствия требованиям ст. 375 УПК РФ и принимает жалобу к производству. Если надзорная жалоба не соответствует требованиям закона, она возвращается заявителю без рассмотрения.

Судья надзорной инстанции рассматривает надзорную жалобу по уголовному делу, по необходимости запрашивает материалы дела. При рассмотрении доводов надзорной жалобы судья принимает решение о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы вместе с материалами на рассмотрение той судебной инстанции, которой адресована жалоба. Либо принимается решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

Руководители судов надзорных инстанции могут не согласиться с решением судьи об отказе в надзорной жалобе и при рассмотрении повторного надзорного ходатайства вправе отменить решение судьи надзорной инстанции и возбудить исполнительное производство. Председатель надзорной инстанции суда субъекта РФ отменяет решение судьи надзорной инстанции субъекта РФ, Председатель Верховного суда РФ вправе отменить постановление судьи Верховного суда РФ.

Руководители судов надзорных инстанций самостоятельно не рассматривают надзорные жалобы, в их компетенцию входит проверка на предмет законности постановлений судьи надзорной инстанции, вынесшим решение об отказе в надзорной жалобе. Постановление судьи о возбуждении исполнительного производства не может быть отменено Руководителем суда.

Надзорная жалоба по уголовному делу рассматривается судьей надзорной инстанции в течении 30 суток, с момента поступления в суд.

Судья может истребовать материалы уголовного дела, но закон не запрещает вынести ему решение без ознакомления с материалов дела. Таким образом, вопрос об истребовании материалов дела находится исключительно на усмотрении судьи. Однако Пленум Верховного суда РФ обратил внимание на недопустимость отказа в истребовании дела, в случае содержания в жалобе доводов об опровержении выводов суда доказательствами, находящихся в материалах уголовного дела (Пункт 2 Постановления Пленума ВС РФ от 5 декабря 1978 г. N 6 (в ред. Постановления от 21 декабря 1993 г.)

Судья не ограничен доводами надзорной жалобы и может возбудить надзорное по иным основаниям, если самостоятельно усмотрит существенные нарушения закона.

В случае возбуждения надзорного производства, заинтересованные стороны ознакамливаются с доводами надзорной жалобы по уголовному делу посредством направления им соответствующих копий жалобы.

При вынесении решения об отказе в рассмотрении надзорной жалобы судья должен рассмотреть и отразить в ответе мотивировку на все доводы, указанные в уголовном деле. В практике нередки случаи отмены отказов судей в рассмотрении надзорной жалобы руководителями надзорных судов, при условии отсутствия ответов на все поставленные в жалобе ответы (ст. 7 УПК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г.).

Возможен отзыв надзорной жалобы по уголовному делу до рассмотрения ее по существу. Однако прямого указания в законе об этом нет.

Производство по надзорной жалобе считается законченным с момента вынесения председателям надзорной инстанции своего решения о согласии с решением суда приявшим решение об отказе в рассмотрении надзорной жалобы по уголовному делу. Дальнейшие действия заявителя подавать надзорную жалобу в вышестоящую надзорную инстанцию. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного суда считается новым производством, и не отменяет решения нижестоящей надзорной инстанции. Соответственно заявителем подается новая надзорная жалоба по уголовному делу. В случае вынесения решения об отказе в надзорной жалобе Председатель Верховного суда, по жалобе заявителя проверяет решение судьи Верховного суда на предмет законности.

Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Решение о возбуждении надзорного производства принимается как при запросу уголовного дела так и в отсутствие истребования, в случае, если нарушения закона очевидны. Судья направляет Постановление о возбуждении надзорного производства вместе с жалобой в соответствующий суд надзорной инстанции.

В заседании надзорной инстанции принимают участие осужденный, оправданный, законные представители, защитники, лица, чьи интересы затронуты, прокурор. Все указанные лица знакомятся с доводами надзорной жалобы и уведомляются о времени и месте назначения слушания дела.

Независимо по чьей жалобе возбуждено надзорное производство, осужденный имеет право участия в рассмотрении уголовного дела надзорной инстанцией. В случае возбуждения надзорного производства прокурором или другим заинтересованным лицом, осужденный имеет право пользоваться защитой адвоката. В вязи с этим надзорной инстанцией уведомляется адвокат осужденного, принимавший участие в заседании первой или второй инстанции. К большому сожалению, законом не предусмотрено участие адвоката в надзорной инстанции по назначению, в случае невозможности осужденным оплачивать услуги адвоката. Докладчик дела не является членом президиума и не участвует в принятии решения по делу.

Надзорная жалоба рассматривается не позднее надзорной инстанцией 15 суток, а Верховным судом - 30 суток с момента поступления материалов дела в жалобой.

Председательствующий объявляет, какое дело рассматривается и открывает судебное заседание. Объявляется состав суда, участвующие лица. Председательствующий выясняет, имеются ли у сторон отводы к составу суда и ходатайства.

Судья докладчик переходят к оглашению жалобы и докладу по материалам дела. Докладчик, не являющийся членом президиума, может выразить свое мнение относительно доводов изложенных в надзорной жалобе, подчеркнуть мильные и слабые стороны, обратить внимание на противоречия. Докладчику могут быть заданы вопросы.

После доклада заслушивается сторона, подавшая жалобу. Осужденный либо оправданный и защитники могут дать устные пояснения по существу доводов жалобы. В процессе надзорного производства стороны вправе предоставить суду копии документов, которые не были приобщены к надзорной жалобе. Стороны вправе опираться на представленные документы в подтверждение своих доводов.

Судебная практика признает право за сторонами предоставлять новые документы, которые не исследовались судами первой и второй инстанции. Производство в надзорной инстанции проводится на основе принципа состязательности сторон.

При рассмотрении уголовного дела в надзорной инстанции суд по своей инициативе, либо по ходатайству сторон проводит исследование доказательств, которые получили оценку первой и кассационной инстанции. Суд вправе огласить показания потерпевших, свидетелей, заключения экспертов и т.п.

Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Однако законом не запрещено обсуждение мнения по рассматриваемому делу без удаления в совещательную комнату.

Решение по результатам рассмотрения уголовного дела в надзорном производстве принимается большинством голосов. При равенстве голосов надзорная жалоба считается отклоненной. Как известно в состав Президиума входит 13 судей. Кворумом является наличие в составе Президиума 7 судей. Исключением является решение по делам о замене смертной казни на более мягкое наказание или об отмене смертной казни, в случае если за оставление наказания проголосует менее 2/3 состава судей.

Законодательством не предусмотрено ведение протокола судебного заседания.

Суд надзорной инстанции публично оглашает результаты рассмотрения уголовного дела. Мотивировочное решение высылается заявителю жалобы.

Решение суда надзорной инстанции по надзорной жалобе

В случае если суд надзорной инстанции не находит оснований для пересмотра судебных решений надзорная жалоба по уголовному делу остается без удовлетворения. Решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы выносится в случае, когда судом не установлены основания для отмены, предусмотренные ч. 1, ст. 409 УПК РФ. Соответственно, напротив, при установлении оснований влечет отмену либо пересмотра судебных решений по уголовному делу в надзорном порядке. Суд надзорной инстанции может отменить судебные решения и направить дело прокурору для устранения нарушений процессуального характера. Отменяя судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение в судом, либо прокурору суд надзорной инстанции исходит из того, что нарушение закона при рассмотрении уголовного дела судами невозможно восполнить в надзорном производстве.

Установив нарушения положений ч. 2 ст. 381 УПК РФ, влекущих безусловную отмену приговора, суд надзорной инстанции отменяет приговор или судебное решение в отношении всех подсудимых, независимо от того кто из них подал надзорную жалобу. В Постановлении суд устанавливает конкретное основание отмены судебных решений. Рассматривая надзорную жалобу в порядке надзора суд надзорной инстанции. Вправе назначить более мягкое наказание, применить закон улучшающий положение подсудимого, изменить режим отбывания наказания, применить акт амнистии, изменить вид рецидива.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд не вправе усилить наказание, назначенное кассационной инстанцией.

При отмене приговора и передаче дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции обязан конкретно указать, какие обстоятельства должны быть дополнительно выяснены

На основании ч. 4 ст. 29 УПК РФ суд надзорной инстанции может вынести частное определение в случае выявления нарушений свобод и прав граждан в целях устранения условий способствующих совершению преступления либо нарушения закона при производстве по уголовному делу.

Отказ в надзорной жалобе по уголовному делу

На практике достаточно распространено явление возвращения надзорных жалоб заявителя в связи не соответствия требованиям закона в частности ст. 375 УПК РФ. По мнению заявителей, Законом предусмотрены чрезмерные требования к надзорным жалобам.

Постараемся разобрать основные ошибки, которые совершают заявители

Пунктом 1, ч. 1, ст. 375 УПК РФ предусмотрено требование о содержании наименования суда, в который подается жалоба (например, Президиум Московского областного суда). По проведенным исследованиям менее чем в половине случаев заявители выполняют требования ст. 403 УПК РФ, в остальных случаях указывается либо неверное, либо некорректное наименование судебного органа.

По нашему мнению, в случае направления жалобы по адресу надлежащей судебной инстанции, следует признать жалобу соответствующую требованиям п. 1 ч. 1 ст. 375 УПК РФ, тем не менее, бывают случаи возврата надзорной жалобы.

Пункт 2 ч. 1 ст. 375 УПК РФ предусматривает данные о лице подающим жалобу, его процессуальное положение и место нахождения. Требование достаточно конкретное и понятное. Анонимные жалобы естественно не принимаются. Правом подачи надзорных жалоб обладают только субъекты, установленные ч. 1 ст. 402 УПК РФ. При несоответствии указанным требованиям жалоба возвращается без рассмотрения по обратному адресу.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 375 УПК РФ сформулировано требование указывать в жалобе приговор или иное судебное решение, которое обжалуется. Также указывается наименование суда вынесшего решение. Так как надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции необходимо обязательно указать приговор или иное решение, которое обжалуется. Требование может считаться соблюденным, если все признаки оспариваемого решения совпадают со всеми признаками судебного акта приложенного к надзорной жалобе. В случае если из содержания жалобы не ясно, какое судебное решение обжалуется, такое надзорное ходатайство подлежит возвращению без рассмотрения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ, надзорная жалоба должна содержать доводы заявителя с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 410 УПК РФ суд не связан с доводами, указанным в надзорной жалобе и вправе проверить обжалуемое судебное решение в полном объеме. Соответственно несоблюдение указанного требования не является самостоятельным основанием к возврату надзорной жалобы без рассмотрения.

В практике довольно часто встречаются случаи, когда осужденный оспаривает причастность к преступлению и одновременно не согласен с квалификацией преступления и справедливостью наказания. Усматривается, что судья при рассмотрении надзорной жалобы обязан проверить все доводы, приводимые в жалобе, даже если они противоречивы.

Довольно часто при обжаловании ареста заявляется об отсутствии состава преступления, что не является предметом рассмотрения в указанном случае. Однако это не влечет признания надзорной жалобы не соответствующей п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ.

Требованиями указанной статьи заявитель должен указать основания к отмене или изменению судебного решения, другими словами заявитель должен указать норму закона, которую нарушил суд. Однако указанное нарушение не может являться основанием для отказа в рассмотрении надзорной жалобы. Изучая судебную практику мы выявили, что более чем в 70 случаев из 100 заявители не обозначают норму закона, на которую они ссылаются при составлении надзорной жалобы. Считается указанные требования выполненными, если из текста жалобы понятны основания несогласия с судебным решением.

В качестве основания для возвращения надзорной жалобы по причине несоответствия требованиям п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ может являться полное отсутствие, каких либо обоснований надзорной жалобы.

В п. 5 ч. 1 ст. 375 УПК РФ содержится требование о том, что надзорная жалоба должна содержать перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов. Тем не менее, случаи возврата надзорной жалобы в связи с невыполнение указанного требования нами не встречалось. Дополнительный материал, прилагаемый к жалобе носит информативный характер. Его отсутствие исключает возможность заявителя ссылаться на него.

Наконец, в п. 6 ч. 1 ст. 375 УПК РФ закреплено требование о необходимости подписания жалобы или представления. Подпись идентифицирует заявителя, более того подача надзорной жалобы порождает определенные правовые последствия для лица её подавшего. В частности невозможно повторное рассмотрение аналогичной надзорной жалобы поданной тем же лицом в ту же инстанцию.

Отсутствие подписи в надзорном ходатайстве лишает его юридической силы, что в указанных случаях влечет признание надзорной жалобы не соответствующим требованиям УПК РФ.


| | | |

Глава 48.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

(введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные решения, указанные в части третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

Статья 412.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;

3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подавшим жалобу. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Статья 412.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 412.3 настоящего Кодекса;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;

4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил, установленных частью третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 412.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с установленными статьями 412.1 - 412.3 настоящего Кодекса правилами, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.



Статья 412.7. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.8. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения постановления;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) данные о лице, подавшем жалобу, представление;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные решения;

6) мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего постановление.

2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им постановлением передает надзорные жалобу, представление с уголовным делом в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.9. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора

1. Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

2. Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 401.6 настоящего Кодекса.

Статья 412.10. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

3. В судебном заседании принимают участие лица, указанные в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

4. Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.

5. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

6. Если лица, указанные в части третьей настоящей статьи, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

7. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

8. При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

9. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. По содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.

10. Постановление суда надзорной инстанции выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 389.33 настоящего Кодекса.

Статья 412.11. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора

1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.

3. Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.

4. Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.

Статья 412.12. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

2. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.

3. Президиум Верховного Суда Российской Федерации в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Статья 412.13. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу с момента его провозглашения.