Чем отличается закон от традиции. Отличие обычая от обыкновения. Что такое обычаи делового оборота

по курсу «Общее право»

по теме: «Право и обычай»

Введение

1. Соотношение права и обычая

2. Обычное право. Обычаи в законодательстве РФ

Заключение

Нормативное регулирование представляет собой важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния общества вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими.

Отсутствие нормативного регулирования неизбежно приводит к росту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов случайности, что разрушает саму социальную общность как таковую.

Нормативное регулирование осуществляется посредством двух типов норм: технических и социальных. Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. Назначение социальных норм состоит не только в регулировании отношений между людьми. Социальные нормы выполняют важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм.

Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы религии;

2) обычаи, традиции, обыкновения;

3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций);

4) нормы морали;

5) нормы права.

В данной работе анализируется обычай как вид социальной нормы и его соотношение с правом.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности.

Обычаи устанавливают целесообразные рамки совершения различных поступков. Поэтому в роли обычаев могут выступать и производственные навыки, и религиозные обряды, и гражданские праздники. В обычае закрепляется не только правило поведения, но и последовательность совершения определенных поступков.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

Правовой обычай является одним из источников (форм) права.Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права – common law.

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

Обычаи и обычное право – явления тесно связанные, но не равнозначные. Термин «обычное право» в дореволюционной этнографии обозначал совокупность всех поведенческих норм доклассового общества. В современной зарубежной науке используются также термины «примитивное право», «племенное право», а соответствующий раздел этнографии обозначается как антропология права или правовая антропология. С точки зрения позитивного учения о праве, центральным звеном которого является признание тесной связи между правом и государством, ни термин «право», ни термин «обычное право» не могут быть применены к доклассовому обществу.

По мнению ряда правоведов и этнографов, обычное право не может регулировать отношения между индивидами, поскольку в качестве субъектов выступали группы лиц (общины). Даже с появлением парной моногамной семьи община утратила часть, но не потеряла вовсе роль субъекта обычного права.

С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его действия значительно сузилась. Если ранее нормы обычного права применялись и в связи с убийствами, то теперь лишь закон распространял свое действие на эту сферу. Изменились и субъекты обычного права: вместо родственников – индивиды. Постепенно стал исчезать и принцип коллективной виновности.

Отклонение от норм обычного права нельзя рассматривать как преступление или проступок. Главным моментом в нарушениях норм обычного права является причинение ущерба, которое рассматривается как причинение обиды. Суть норм обычного права состоит в прекращении вражды, примирении сторон, одним из принципов которого выступает эквивалентность причиненного ущерба и возмещения.

Таким образом, обычное право – санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Примеры:

Законы царя Хаммурапи,

Законы 12 Таблиц,

Законы Ману,

«Салическая правда»,

«Русская правда».

Если нормы не получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.

Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи. Так статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В ст. 848 ГК говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. ст. 852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.

Примером правовых обычаев можно назвать ст. ст. 130, 131, 132, 149 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. Например, ст. 149 Кодекса Торгового Мореплавания гласит: «Перевозчик обязан доставить груз в срок, а если он не установлен, в обычно принятые сроки».

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей – государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Право и государство подходят к тем или иным обычаям дифференцированно – старые, неугодные обычаи отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует иметь в виду, что в обычаях есть немало консервативного, застывшего, неприемлемого. Это – наслоение ушедших времен.

В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.

1. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве. // Правоведение. 2006. №1.

2. Колесников Е.В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. №4.

3. Малова А.В. Правовой обычай и его виды. // Сибирский юридический вестник. 2007. №1.

4. Теория государства и права. Учебник. // Под ред. Пиголкина А.С. – М., 2006.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

по курсу «Общее право»

по теме: «Право и обычай»

Введение

1. Соотношение права и обычая

2. Обычное право. Обычаи в законодательстве РФ

Заключение

Нормативное регулирование представляет собой важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния общества вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими.

Отсутствие нормативного регулирования неизбежно приводит к росту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов случайности, что разрушает саму социальную общность как таковую.

Нормативное регулирование осуществляется посредством двух типов норм: технических и социальных. Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. Назначение социальных норм состоит не только в регулировании отношений между людьми. Социальные нормы выполняют важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм.

Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы религии;

2) обычаи, традиции, обыкновения;

3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций);

4) нормы морали;

5) нормы права.

В данной работе анализируется обычай как вид социальной нормы и его соотношение с правом.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности.

Обычаи устанавливают целесообразные рамки совершения различных поступков. Поэтому в роли обычаев могут выступать и производственные навыки, и религиозные обряды, и гражданские праздники. В обычае закрепляется не только правило поведения, но и последовательность совершения определенных поступков.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

Правовой обычай является одним из источников (форм) права.Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права – common law.

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

Обычаи и обычное право – явления тесно связанные, но не равнозначные. Термин «обычное право» в дореволюционной этнографии обозначал совокупность всех поведенческих норм доклассового общества. В современной зарубежной науке используются также термины «примитивное право», «племенное право», а соответствующий раздел этнографии обозначается как антропология права или правовая антропология. С точки зрения позитивного учения о праве, центральным звеном которого является признание тесной связи между правом и государством, ни термин «право», ни термин «обычное право» не могут быть применены к доклассовому обществу.

По мнению ряда правоведов и этнографов, обычное право не может регулировать отношения между индивидами, поскольку в качестве субъектов выступали группы лиц (общины). Даже с появлением парной моногамной семьи община утратила часть, но не потеряла вовсе роль субъекта обычного права.

С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его действия значительно сузилась. Если ранее нормы обычного права применялись и в связи с убийствами, то теперь лишь закон распространял свое действие на эту сферу. Изменились и субъекты обычного права: вместо родственников – индивиды. Постепенно стал исчезать и принцип коллективной виновности.

Отклонение от норм обычного права нельзя рассматривать как преступление или проступок. Главным моментом в нарушениях норм обычного права является причинение ущерба, которое рассматривается как причинение обиды. Суть норм обычного права состоит в прекращении вражды, примирении сторон, одним из принципов которого выступает эквивалентность причиненного ущерба и возмещения.

Таким образом, обычное право – санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Примеры:

Законы царя Хаммурапи,

Законы 12 Таблиц,

Законы Ману,

«Салическая правда»,

«Русская правда».

Если нормы не получали признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.

Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи. Так статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В ст. 848 ГК говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в ст. ст. 852, 853, 862 и других нормах ГК РФ.

Примером правовых обычаев можно назвать ст. ст. 130, 131, 132, 149 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. Например, ст. 149 Кодекса Торгового Мореплавания гласит: «Перевозчик обязан доставить груз в срок, а если он не установлен, в обычно принятые сроки».

Статья 99 Конституции РФ, не употребляя слова «обычай», тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». По мнению Е.В. Колесникова, именно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей – государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Термин «источники права» мы употребляем в смысле формы выражения права, формы правообразования. Классический юрист Гай приводит следующие виды источников римского права: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.
В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (юс скри птум) и неписаным (юс нон скри птум). Первое – это закон и иные нормы, которые исходят от власти и зафиксированы ею в соответствующей редакции. Неписаное право – это нормы, сложившиеся в практике людей. Если таковые не получили признания и защиты от государственной власти, то они относятся к категории простых (бытовых) обычаев; если же обычаи заимствованы и защищаются государством, то это уже юридический обычай (мо рес), или обычное право.
Самым почитаемым и древнейшим обычаем у римлян являлся мо рес майо рум – обычай предков, затем следовали юсус (обычная практика), комментарии понти фикум (обычаи жрецов-понтификов), комментарии магистра тум (практика магистратов) и мо рес регио нис (обычаи регионов). В период империи все эти обычаи стали именоваться одним словом – консуету до (обычай).
Закон в Риме обозначался словом лекс, а законы – ле гес. Законами считалось то, что народ принял на народном собрании. Римляне установили и процедуру принятия закона: 1) консул, диктатор или претор должны были выработать проект закона и испросить его у народного собрания; 2) в народном собрании законопроект не обсуждался, а голосовался; 3) затем принятый закон поступал на утверждение сената.
Закон должен был состоять из трех составных частей: 1) прескрипцио – имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего его; 2) рогацио – нормативное предписание и 3) са нкцио – последствия нарушения закона. Как структурные элементы эти части закона существуют и поныне – гипотеза, диспозиция, санкция.
1.2. Сенатусконсульты

В период республики и до начала II в. н.э. постановления сената (сенатуско нсульты) не имели силы закона. Его акты имели лишь значение инструкций магистратам (учредить особые уголовные суды, или поручить им провести желаемый закон, или внести изменение в эдикт). Законодательная же функция ограничивалась правом сената утверждать или отклонять законы, принятые народными собраниями. В период принципата, когда народные собрания пришли в упадок, возрастает нормотворчество сената. В это время акты сената становятся основным источником права, т.к. сенатусконсульты стали правовым оформлением пожеланий принципса, высказанных им в устной или письменной форме. Следовательно, сенатусконсульты – это императорские указы, облеченные в республиканскую форму.
1.3. Эдикты магистров

Законы и сенатусконсульты республиканского периода в совокупности составили цивильное право (юс ци виле) – исторически первую систему римского права. Из-за формализма оно еще называется строгим правом. Однако это формальное право не могло быстро приспособиться к развиваю-щемуся товарному обороту. На помощь пришли эдикты магистратов.
В 367 г. до н.э. римляне учреждают должности двух магистратов: претор (городской претор) и курульный эдил. Первый ведал судебными делами граждан, а второй наблюдал за рынками. Они сыграли большую роль в развитии римского частного права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт – программу своей деятельности на год. При составлении эдикта претор, как правило, сохранял те нормы прежнего эдикта, которые зарекомендовали себя на практике и прижились. Эти заимствования получили название трансла тика – переходящая часть. В течение года претор мог дополнять свой эдикт новыми нормами – парс но ва (новая часть).
Деятельность первых преторов сводилась к проведению в жизнь цивильного права, восполняя его пробелы. С усложнением делового оборота преторы вынуждены были корректировать старое цивильное право. Хотя они и не могли изменять или отменять нормы цивильного права, но в их компетенции было разрешать конкретную правовую ситуацию вопреки юс цивилис. Эта разрешенная претором ситуация включалась сначала в постоянный эдикт, а затем – и в транслатико. В результате старые нормы переставали действовать, становились «мертвыми», превращаясь в «голое право».
В отличие от формального цивильного права, следовавшему не смыслу, а букве закона или договора, преторы, рассматривая конкретное дело, обращали внимание на смысл, исходили из принципа справедливости (бо нэ фи де), создавая новые нормы права и институты. Появляется пре торское или бонита рное право.
Цивильное и преторское право охватывали лишь отношения между римскими гражданами. Около 240 г. до н.э. возникает должность пре тора перегри нов с полномочиями городского претора. Преторы перегринов создали новую правовую систему – юс ге нциум (права народов). Она сложилась из обычаев международного торгового оборота греков, египтян и др. цивилизованных народов. Городские преторы заимствовали права народов, перенеся его на почву цивильного права. В свою очередь юс цивилис воздействовало на юс генциум. Происходило взаимное обогащение прав, в результате чего появляются новые типы контрактов, строившиеся не на формальном цивильном праве, а на основе простого соглашения сторон, без торжественных обрядов и формальностей.
Различия между цивильным правом и правом народов окончательно стерлись в результате издания эдикта императора Каракаллы в 212 г., когда все население империи стало считаться римскими гражданами.

Обычай это правила поведения сложившиеся в результате повторения людьми определенных действий. Обычаи рождаются постепенно и передаются по поколениям. Традиции рождаются в следствие почитания. Иногда обычаи и традиции отождествляются хотя между ними есть различия. 1. Обычай- это конкретные правила поведения. Традиция- это несколько абстрактное правило поведения, выступающая как определённая линия поведения. 2. Обычай формируется постепенно, традиции в результате почина. Единство: право и обычай это правила поведения, это общие правила поведения, это регуляторы общественных отношений. Различие: 1. право общеобязательно, а обычай не общеобязателен 2. право это единая система, а обычай носит локальный хар-тер. 3. право это формально-определённые правила поведения, а обычаи носят устный хар-р и содержится в пословицах и т.п. 4. право обеспечивается гос-ым принуждением, а обычаи не обеспечиваются гос-ым принуждением. Взаимодействие: право и обычаи регулируют правила поведения вместе они как бы соприкасаются право часто учитывает действия обычаев иногда обычаи возносят в ранге правовых обычаев и обычай становится правом, иногда право выступает против обычаев.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.:

  1. 64. Право и обычай. Их единство, различия и взаимодействия.
  2. 63. Право и мораль. Их единство, различие и взаимодействие.
  3. 38. Право и нравственность. Их единство, различие и взаимодействие
  4. 65. Право и корпоративные нормы. Их единство, различия и взаимодействие.
  5. 28.Соотношение права и морали: единство, различие взаимодействие, противоречие.
"рТБЧДБ" Й "РТБЧП" - ПДОПЛПТЕООЩЕ УМПЧБ
зМБЧБ ЙЪ ОПЧПЗП ХЮЕВОЙЛБ ЗТБЦДБОПЧЕДЕОЙС. 5 ЛМБУУ

фЕНБ "пФ ПВЩЮБС Л ЪБЛПОХ"

юЕМПЧЕЛХ ХДБМПУШ ЧЩЦЙФШ ЧП НОПЗПН ВМБЗПДБТС ХНЕОЙА ДПЗПЧБТЙЧБФШУС, ЦЙФШ РП РТБЧЙМБН. оП ЧЕДШ ЦЙЪОШ ОЕ УФПЙФ ОБ НЕУФЕ, ОПЧЩЕ ХУМПЧЙС ФТЕВХАФ ОПЧЩИ РТБЧЙМ. рПУНПФТЙН, ЛБЛ ЮЕМПЧЕЛ УРТБЧМСМУС У ЬФПК ЪБДБЮЕК. фЩУСЮЕМЕФЙС УНЕОСМЙ ДТХЗ ДТХЗБ, УНЕОСМЙУШ РПЛПМЕОЙС, Й НБМП-РПНБМХ Ч ЦЙЪОЙ РЕТЧПВЩФОПЗП ПВЭЕУФЧБ УФБМЙ РПСЧМСФШУС ЙЪНЕОЕОЙС. тПДПЧХА ПВЭЙОХ УНЕОЙМБ УПУЕДУЛБС, ОБ УНЕОХ ВПМШЫПК УЕНШЕ РТЙЫМБ ОЕВПМШЫБС, ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ Х ОБУ У ЧБНЙ: РБРБ, НБНБ, ДЕФЙ. фЕРЕТШ ЛБЦДБС УЕНШС ЧЕМБ ИПЪСКУФЧП УБНПУФПСФЕМШОП: РБИБМБ ЪЕНМА, ЧЩТБЭЙЧБМБ УЛПФ, ПФЕГ УЕНЕКУФЧБ ИПДЙМ ОБ ПИПФХ, Б НБФШ ЗПФПЧЙМБ ПВЕД, РТСМБ, ФЛБМБ, УМЕДЙМБ ЪБ ИПЪСКУФЧПН. уТЕДЙ ЬФЙИ УЕНЕК ЛФП-ФП ПЛБЪЩЧБМУС ВПМЕЕ ХДБЮМЙЧЩН, ЛФП-ФП ВПМЕЕ ФТХДПМАВЙЧЩН, ЛФП-ФП РПМХЮБМ МХЮЫЙК ЛХУПЛ ЪЕНМЙ ЙМЙ ВПМШЫЕ ДПВЩЮЙ РПУМЕ ЧПЕООЩИ РПИПДПЧ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧНЕУФЕ У ТПДПЧПК ПВЭЙОПК ХЫМП Ч РТПЫМПЕ Й ТБЧЕОУФЧП МАДЕК, РПСЧЙМЙУШ ВЕДОЩЕ Й ВПЗБФЩЕ. пДОЙ НПЗМЙ ОБОСФШ ТБВПФОЙЛПЧ ДМС ПВТБВПФЛЙ УЧПЕЗП РПМС, НПЗМЙ ПУФБЧЙФШ Х УЕВС ЪБИЧБЮЕООПЗП Ч ВПА РТПФЙЧОЙЛБ: РХУФШ ТБВПФБЕФ Ч ИПЪСКУФЧЕ РПВЕДЙФЕМС. дТХЗЙЕ ЦЕ, ФСЦЕМП ЧЪДЩИБС, ЧЩОХЦДЕОЩ ВЩМЙ ЙДФЙ Л ВПЗБФПНХ УПУЕДХ ЪБ НЕЫЛПН ЪЕТОБ, ЮФПВЩ РТПФСОХФШ ДП ОПЧПЗП ХТПЦБС. пДОБЛП ДПМЗ ОБДП ВЩМП ПФДБЧБФШ ВПМШЫЕК НЕТПК ЙМЙ ФТХДПН ОБ РПМЕ ВМБЗПДЕФЕМС.
оПЧЩН ВЩМП Й ФП, ЮФП Ч УПУЕДУЛПК ПВЭЙОЕ ОБТСДХ У ПВЭЙООПК УПВУФЧЕООПУФША ХЦЕ РПСЧЙМБУШ УПВУФЧЕООПУФШ УЕНШЙ, ФП ЕУФШ ФП, П ЮЕН ЕЕ ЧМБДЕМШГЩ НПЗМЙ УЛБЪБФШ: "ьФП НПЕ, Й ОЙЛФП, ЛТПНЕ НЕОС, ОЕ ЙНЕЕФ РТБЧБ РПМШЪПЧБФШУС Й ТБУРПТСЦБФШУС ЬФЙН!" уПВУФЧЕООПУФШ, ЛПФПТПК РПМОПУФША ЧМБДЕЕФ ПДЙО ЮЕМПЧЕЛ, ОБЪЩЧБЕФУС ЮБУФОПК. оБМЙЮЙЕ УПВУФЧЕООПУФЙ РПЪЧПМСМП МАДСН РТПСЧЙФШ УЧПЙ УРПУПВОПУФЙ, РПЮХЧУФЧПЧБФШ ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ ПВЭЙОЩ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ТБЪВПЗБФЕЧЫЙЕ УПУЕДЙ УФБМЙ РПДЮЙОСФШ УЧПЙИ НЕОЕЕ ХДБЮМЙЧЩИ УПРМЕНЕООЙЛПЧ, ПОЙ РПМХЮЙМЙ ЧМБУФШ, ЛПФПТХА ОЕ ИПФЕМЙ ФЕТСФШ. чРТПЮЕН, ПВ ЬФПН ЧЩ ЪОБЕФЕ ЙЪ ХЮЕВОЙЛПЧ ЙУФПТЙЙ. б НЩ РПЗПЧПТЙН П ФПН, ЛБЛ ФЕРЕТШ, Ч ОПЧЩИ ХУМПЧЙСИ, УФБМЙ ТЕЗХМЙТПЧБФШУС ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ЮМЕОБНЙ ПВЭЕУФЧБ.
рПЮЕНХ ПВЩЮБК ХЫЕМ Ч РТПЫМПЕ? чЩ ЪОБЕФЕ, ЮФП ЧНЕУФЕ У ОЕТБЧЕОУФЧПН Й ЮБУФОПК УПВУФЧЕООПУФША Ч ЦЙЪОШ МАДЕК ЧФПТЗМЙУШ Й ФБЛЙЕ ОЕРТЙСФОЩЕ ЧЕЭЙ, ЛБЛ ТБВУФЧП, ЪБЧЙУФШ, ОЕОБЧЙУФШ, ПВЙДБ, МПЦШ, ЧПТПЧУФЧП, РТЙФЕУОЕОЙС ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ДТХЗЙН... ч ЬФЙИ ЙЪНЕОЙЧЫЙИУС ХУМПЧЙСИ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ УФБОПЧЙМЙУШ ЧУЕ ВПМЕЕ ОБРТСЦЕООЩНЙ. рПСЧЙМБУШ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЪБЭЙЭБФШ РТБЧБ УПВУФЧЕООЙЛПЧ ЙНХЭЕУФЧБ. лТПНЕ ФПЗП, РПОСФЙС "УПВУФЧЕООПУФШ" Й "ЧМБУФШ" ДПЧПМШОП УЙМШОП РЕТЕРМЕМЙУШ. чЕДШ ЮЕН ВПМШЫЕК УПВУФЧЕООПУФША ЧМБДЕМ ЮЕМПЧЕЛ, ФЕН УЙМШОЕЕ ВЩМП ЕЗП ЗПУРПДУФЧП ОБД МАДШНЙ, ЛПФПТЩЕ ПФ ОЕЗП ЪБЧЙУЕМЙ. оХ Б ФЕН, ЛПЗП РТЙФЕУОСМЙ, ТБЪЧЕ ОЕ ОХЦОЩ ВЩМЙ ОПЧЩЕ УРПУПВЩ ТЕЗХМЙТПЧБОЙС ПВЭЕУФЧЕООЩИ ПФОПЫЕОЙК? лПОЕЮОП, ЙН ФПЦЕ ОЕПВИПДЙНП ВЩМП ЪБЭЙФЙФШУС ПФ ЧУЕИ ФЕИ, ЛФП ЪБИПЮЕФ РПУСЗОХФШ ОБ ОЙИ УБНЙИ Й ЙИ ЧЕУШНБ УЛТПНОПЕ ЙНХЭЕУФЧП. пВЩЮБК ОЕ НПЗ УРТБЧЙФШУС У ЬФЙНЙ РТПВМЕНБНЙ. хЫМБ Ч РТПЫМПЕ ОЕРТЕТЕЛБЕНБС ЧМБУФШ ЧПЦДС, ЛПФПТБС ВЩМБ ПУОПЧБОБ ОБ БЧФПТЙФЕФЕ, ФЕРЕТШ ЦЕ ОХЦОЩ ВЩМЙ УЙМБ, ОПЧЩЕ НЕФПДЩ ОБЛБЪБОЙС - УМПЧПН, ФП, ЮФП ДПМЦОП ВЩМП ЪБУФБЧЙФШ МАДЕК ВПСФШУС, ЧУЕМСФШ Ч ОЙИ ЗПФПЧОПУФШ РПДЮЙОСФШУС.
1. лБЛ ЧЩ ДХНБЕФЕ, ФПМШЛП МЙ ВПЗБФЩЕ МАДЙ ОХЦДБМЙУШ Ч ЪБЭЙФЕ?
2. оХЦОЩ МЙ ВЩМЙ ЛБЛЙЕ-ФП РТБЧЙМБ ВЕДОСЛБН? еУМЙ ДБ, ФП ЛБЛЙЕ? еУМЙ ОЕФ, ФП РПЮЕНХ?
тЕЗХМЙТПЧБФШ ПФОПЫЕОЙС Ч ПВЭЕУФЧЕ ФПМШЛП У РПНПЭША ПВЩЮБС УФБМП ОЕЧПЪНПЦОП, ОБ РПНПЭШ ЕНХ РТЙЫМЙ ЪБЛПО Й РТБЧП. пДОБЛП ПВ ЬФПН ТБЪЗПЧПТ ЧРЕТЕДЙ.

чПРТПУЩ Й ЪБДБОЙС
1. лБЛЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС РТПЙУИПДЙМЙ Ч ЦЙЪОЙ РЕТЧПВЩФОПЗП ПВЭЕУФЧБ, ЛБЛ ЬФП РПЧМЙСМП ОБ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ?
2. лБЛБС УЧСЪШ УХЭЕУФЧХЕФ НЕЦДХ РПСЧМЕОЙЕН ЮБУФОПК УПВУФЧЕООПУФЙ Й РПСЧМЕОЙЕН ЪБЛПОПЧ?
3. йЪНЕОСАФУС МЙ УП ЧТЕНЕОЕН ПВЩЮБЙ? рПЮЕНХ?
4. йЪНЕОСАФУС МЙ УП ЧТЕНЕОЕН РТЕДУФБЧМЕОЙС П УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ? рПЮЕНХ?
5. нЩ ЧЩСУОЙМЙ, ЮФП ПВЩЮБК ХЦЕ ОЕ НПЗ ТЕЗХМЙТПЧБФШ ЧУЕ ПФОПЫЕОЙС МАДЕК Й ОБ РПНПЭШ ЕНХ РТЙЫМЙ ЪБЛПОЩ. рПУФБТБКФЕУШ ПВЯСУОЙФШ УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ, РПЮЕНХ ЬФП РТПЙУИПДЙМП.
йЭЕН ПФЧЕФ ОБ ЗМБЧОЩК ЧПРТПУ. рПУМЕ РТПЮФЕОЙС ЫЕУФПЗП РБТБЗТБЖБ Х ЧБУ РТЙВБЧЙМПУШ ЪОБОЙК П ФПН, ЛБЛ ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙМУС ЮЕМПЧЕЛПН, ЮФП РПНПЗМП ЕНХ ОБ ЬФПН РХФЙ, ЮФП РПНПЗМП ЕНХ ЧЩЦЙФШ. пФЛТПКФЕ ФЕФТБДШ Й ДПРПМОЙФЕ УЧПК ПФЧЕФ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ.
рХФЕЫЕУФЧЙЕ РП ЪБОЙНБФЕМШОЩН УФТБОЙГБН
нЙЖ П рБОДПТЕ
хЪОБЧ П ФПН, ЮФП МАДСН РЕТЕДБО ВПЦЕУФЧЕООЩК ПЗПОШ, ъЕЧУ ОЕ ПЗТБОЙЮЙМУС УФТБЫОЩН ОБЛБЪБОЙЕН рТПНЕФЕС. пО ТЕЫЙМ ПФПНУФЙФШ МАДСН Й РПЪЧБМ зЕЖЕУФБ.
- чПФ, - УЛБЪБМ ъЕЧУ, РПЛБЪЩЧБС ОБ ЗМЙОХ. - чПЪШНЙ Й ЧЩМЕРЙ РТЕЛТБУОХА ДЕЧХ, ЮФПВЩ ПОБ ВЩМБ ОЕ ИХЦЕ ВПЗЙОЙ.
зЕЖЕУФ РПЮЕУБМ ЪБФЩМПЛ.
- фЕВЕ ЮФП-ОЙВХДШ ОЕСУОП? - УРТПУЙМ ъЕЧУ, ОБИНХТЙЧ ВТПЧЙ.
- фЩ ЗПЧПТЙЫШ - ОЕ ИХЦЕ ВПЗЙОЙ? оП ЛБЛПК? чЕДШ ЕУМЙ ТЕЮШ П НПЕК УХРТХЗЕ (УХРТХЗПК зЕЖЕУФБ ВЩМБ бЖТПДЙФБ), зЕТБ Й бЖЙОБ НПЗХФ ПВЙДЕФШУС.
- ьФП ЧЕТОП! - УПЗМБУЙМУС ъЕЧУ. - юФПВЩ ОЕ ВЩМП УУПТЩ, ЧПЪШНЙ Х бЖТПДЙФЩ ЗХВЩ, Х бЖЙОЩ - ТХЛЙ, Й Х зЕТЩ... чРТПЮЕН, Х зЕТЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ВЕТЙ.
юЕТЕЪ ДЕОШ зЕЖЕУФ СЧЙМУС УП УЧПЕК ТБВПФПК. вПЗЙ Й ВПЗЙОЙ ХЦЕ ПЦЙДБМЙ ЕЗП РПСЧМЕОЙС. дПЦДБЧЫЙУШ, ЛПЗДБ ЛБЦДЩК ЙЪ ВПЗПЧ ЧТХЮЙМ ЗМЙОСОПК ДЕЧХЫЛЕ УЧПК ДБТ, ъЕЧУ РПДПДЧЙОХМ Л УЕВЕ РМПУЛПЕ ВМАДП, ОБ ЛПФПТПН, УЛТАЮЙЧЫЙУШ, ЛБЛ ТБЛЙ, МЕЦБМЙ ЛБЛЙЕ-ФП УХЭЕУФЧБ, Й УЛБЪБМ:
- лБЦДЩК ЙЪ ЧБУ ПДБТЙМ ЬФХ ДЕЧХЫЛХ ЧУЕН, ЮЕН УЮЕМ ОХЦОЩН. фЕРЕТШ НПК ЮЕТЕД.
чЛМБДЩЧБС Ч НСЗЛХА ЗМЙОСОХА ЗТХДШ РЕТЧПЗП ТБЮЛБ, ПО УЛБЪБМ:
- ьФП ИЙФТПУФШ!
чУФБЧМСС ПУФБМШОЩИ ТБЮЛПЧ, ПО РТЙЗПЧБТЙЧБМ:
- ьФП ЛПЧБТУФЧП! ьФП ЪБЧЙУФШ! ьФП ЪБОПУЮЙЧПУФШ! ьФП РТЕДБФЕМШУФЧП!
- ъБЮЕН ЦЕ ФБЛПНХ ЮХДПЧЙЭХ ФБЛБС ЛТБУЙЧБС ЧОЕЫОПУФШ? - ЧПЪНХФЙМБУШ бЖТПДЙФБ.
- фЕН ЧЕТОЕЕ ПОБ РТЙЧМЕЮЕФ УНЕТФОЩИ! - УЛБЪБМ ъЕЧУ.
- чЕДШ ЙИ ЧЪЗМСД РПЧЕТИОПУФЕО. лТБУПФБ ДМС ОЙИ - ЛБЛ СТЛЙК УЧЕФ ДМС НПФЩМШЛПЧ. пОЙ МЕФСФ ОБ ОЕЕ Й ЗЙВОХФ.
уЛБЪБЧ ЬФП, ПО ПВОСМ ЗМЙОСОХА ДЕЧХЫЛХ, РТЙМПЦЙЧ Л ЕЕ ЗХВБН УЧПЙ ХУФБ, Й ЧЩДПИОХМ ЧПЪДХИ ЙЪ НПЗХЮЕК ЗТХДЙ.
зМЙОСОБС ДЕЧБ ПФЛТЩМБ ЗМБЪБ Й ХМЩВОХМБУШ.
- йДЙ ЛП НОЕ, рБОДПТБ! - УЛБЪБМ ъЕЧУ.
дЕЧБ ПВЕТОХМБУШ. "б ЮФП ЬФП ЪОБЮЙФ - рБОДПТБ?" - УРТПУЙМБ ПОБ.
- пДБТЕООБС ЧУЕНЙ! - ПФПЪЧБМУС ъЕЧУ. - лБЦДЩК ЙЪ ОБУ ЧМПЦЙМ Ч ФЕВС УЧПК ДБТ. оП С РТЙЗПФПЧЙМ ДМС ФЕВС ЕЭЕ ЧПФ ЮФП. - пО РПДОСМ УПУХД, ОБЛТЩФЩК ЛТЩЫЛПК, Й РПСУОЙМ:
- ьФП ФЧПЕ РТЙДБОПЕ.
- б ЛФП НПК ВХДХЭЙК НХЦ? - РПЙОФЕТЕУПЧБМБУШ рБОДПТБ.
- пО УЩО ФЙФБОБ. еЗП ЪПЧХФ ьРЙНЕФЕК. оБКДЙ ЕЗП Й ЧТХЮЙ ЬФПФ УПУХД ОЕРТЙЛПУОПЧЕООЩН.
рБОДПТБ ОБЫМБ ьРЙНЕФЕС. пО ВЩМ ЧПУИЙЭЕО ЕЕ ЛТБУПФПК Й УПЗМБУЙМУС ЧЪСФШ ЕЕ Ч ЦЕОЩ. уПУХД ЦЕ, ЛПФПТЩК ЧТХЮЙМБ ЕНХ рБОДПТБ, СЧЙМУС ДМС ьРЙНЕФЕС ОЕПЦЙДБООПУФША.
- пФЛХДБ ПО Х ФЕВС? - ЧУФТЕЧПЦЕООП УРТПУЙМ ФЙФБО.
- еЗП РЕТЕДБМ НОЕ ъЕЧУ.
мЙГП ьРЙНЕФЕС ЙУРХЗБООП ЧЩФСОХМПУШ. пО ЧУРПНОЙМ, ЮФП рТПНЕФЕК ХНПМСМ ЕЗП ОЕ ВТБФШ ПФ ъЕЧУБ ОЙЛБЛЙИ ДБТПЧ. чЪСЧ УПУХД, ПО ТЕЫЙМ, ЮФП РПУПЧЕФХЕФУС У рТПНЕФЕЕН, ЛБЛ ВЩФШ. рБОДПТБ ЦЕ ЧУЕ ЧТЕНС РПНОЙМБ П РТЙДБОПН, МАВПРЩФУФЧП ОЕ ДБЧБМП ЕК РПЛПС. дПЦДБЧЫЙУШ, ЛПЗДБ УХРТХЗ ХУОХМ, рБОДПТБ УОСМБ У УПУХДБ ЛТЩЫЛХ, Й ТБЪМЕФЕМЙУШ РП ЧУЕК ъЕНМЕ ФЕ ВЕДУФЧЙС, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ Ч ОЕН ЪБЛМАЮЕОЩ. тБОШЫЕ МАДЙ ЦЙМЙ УЮБУФМЙЧП, ОЕ ЪОБС ЪМБ, ЪБЧЙУФЙ, ЦБДОПУФЙ, ЗХВЙФЕМШОЩИ ВПМЕЪОЕК. фЕРЕТШ ЪМПН ОБРПМОЙМЙУШ Й ЪЕНМС, Й НПТЕ. оЕЪЧБОЩНЙ, ДОЕН Й ОПЮША РТЙИПДСФ Л МАДСН ВПМЕЪОЙ, УФТБДБОЙС. пОЙ РТЙИПДСФ ОЕУМЩЫОЩНЙ ЫБЗБНЙ, ФБЛ ЛБЛ ъЕЧУ МЙЫЙМ ЙИ ДБТБ ТЕЮЙ. лТЩЫЛБ УПУХДБ УОПЧБ ЪБИМПРОХМБУШ, Й ФПМШЛП ПДОБ ОБДЕЦДБ ОЕ ЧЩМЕФЕМБ ЙЪ ДПНБ ьРЙНЕФЕС.
1. п ЮЕН ЬФПФ НЙЖ?
2. лБЛ ДБООЩК НЙЖ ПВЯСУОСЕФ, ПФЛХДБ ВЕТХФУС ЧУЕ ОЕЧЪЗПДЩ Й ФСЗПФЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ?
3. уПЗМБУОЩ МЙ ЧЩ У ХФЧЕТЦДЕОЙЕН ъЕЧУБ: "чЪЗМСД МАДЕК РПЧЕТИОПУФЕО. лТБУПФБ ДМС ОЙИ - ЛБЛ СТЛЙК УЧЕФ ДМС НПФЩМШЛПЧ. пОЙ МЕФСФ ОБ ОЕЕ Й ЗЙВОХФ?"
4. чЩ, ЧЕТПСФОП, УМЩЫБМЙ ЖТБЪХ: "оБДЕЦДБ ХНЙТБЕФ РПУМЕДОЕК?" лБЛ ЧЩ ЕЕ РПОЙНБЕФЕ? рПРЩФБКФЕУШ ПВЯСУОЙФШ, ЛБЛ УЧСЪБОБ ЬФБ ЖТБЪБ У НЙЖПН П рБОДПТЕ?
юБУФОБС УПВУФЧЕООПУФШ - ЬФП ЙНХЭЕУФЧП, ЛПФПТПЕ РТЙОБДМЕЦЙФ ЛБЛПНХ-МЙВП ЮЕМПЧЕЛХ, Й ПО НПЦЕФ ЧМБДЕФШ, РПМШЪПЧБФШУС Й ТБУРПТСЦБФШУС ЬФЙН.
чМБДЕФШ - ПВМБДБФШ ЧЕЭША, ЙНЕФШ ОБД ОЕК ЧМБУФШ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ФПЗП, ЗДЕ ОБИПДЙФУС ЮЕМПЧЕЛ Й УБНБ ЧЕЭШ. оБРТЙНЕТ, ЧЩ УЙДЙФЕ Ч ЛМБУУЕ, Б ЧБЫЕ РБМШФП ЧЙУЙФ Ч ЫЛПМШОПК ТБЪДЕЧБМЛЕ. й ОЙЛФП ОЕ ЧРТБЧЕ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ЙН.
рПМШЪПЧБФШУС - ЙЪЧМЕЛБФШ РПМЕЪОЩЕ УЧПКУФЧБ ЧЕЭЙ: ЛОЙЗХ - ЮЙФБФШ, ФЕМЕЧЙЪПТ - УНПФТЕФШ, ЛПУФАН - ОПУЙФШ, ЙЪ ЮБЫЛЙ - РЙФШ Й ФБЛ ДБМЕЕ.
тБУРПТСЦБФШУС - ЙЪНЕОСФШ УХДШВХ ЧЕЭЙ, ОБРТЙНЕТ, ДБТЙФШ, РТПДБЧБФШ, ХОЙЮФПЦБФШ.
рПДХНБКФЕ, ЮФП ЕЭЕ ИПФЕМПУШ ВЩ ЧБН ХЪОБФШ П ФПН, РПЮЕНХ ВМБЗПДБТС ПВЩЮБА ОЕ ЧУЕЗДБ ХДБЧБМПУШ ДПЗПЧПТЙФШУС. рТПДПМЦЙФЕ УЧПК УРЙУПЛ ЧПРТПУПЧ Ч ФЕФТБДЙ.

фЕНБ "ъБЛПО, РТБЧП". 5-К ЛМБУУ

лБЛ ЧПЪОЙЛМЙ ЪБЛПОЩ. йФБЛ, ОПЧЩЕ ЧТЕНЕОБ РТЙОЕУМЙ ОПЧЩЕ УРПУПВЩ ТЕЫЕОЙС ПВЭЕУФЧЕООЩИ РТПВМЕН, УРПТПЧ Й ЛПОЖМЙЛФПЧ. оБ УНЕОХ ПВЩЮБА РТЙЫМЙ РТБЧП Й ЪБЛПО. оП ЮФП ПЪОБЮБАФ ЬФЙ ДЧБ УМПЧБ? тБЪЧЕ ЬФП ОЕ ПДОП Й ФП ЦЕ? рПРТПВХЕН ТБЪПВТБФШУС.
оБ ХТПЛБИ НБФЕНБФЙЛЙ ЧЩ ОЕ ТБЪ ЧУФТЕЮБМЙУШ УП УМПЧПН "ЪБЛПО". чУРПНОЙФЕ, ЮФП ОБЪЩЧБАФ ЪБЛПОПН Ч ЬФПК ОБХЛЕ?
уОБЮБМБ РПЗПЧПТЙН П ЪБЛПОЕ. оЕЧПЪНПЦОП ФПЮОП УЛБЪБФШ, ЛПЗДБ ПО РПСЧЙМУС. уЮЙФБЕФУС, ЮФП РТЕДЫЕУФЧЕООЙЛБНЙ ЪБЛПОПЧ ВЩМЙ ДТЕЧОЙЕ БЗТПЛБМЕОДБТЙ. йИ УФБМЙ УПУФБЧМСФШ Ч IV-III ФЩУСЮЕМЕФЙСИ ДП ОБЫЕК ЬТЩ Ч нЕУПРПФБНЙЙ, еЗЙРФЕ, йОДЙЙ ОБ ПУОПЧЕ ЪОБОЙК П ТБУРПМПЦЕОЙЙ ЪЧЕЪД, ЪБИПДБИ Й ЧПУИПДБИ УПМОГБ Й МХОЩ. ч ЛБМЕОДБТСИ РП ДОСН ТБУРЙУЩЧБМПУШ, ЛПЗДБ Й ЮФП ДПМЦОЩ ДЕМБФШ ЪЕНМЕДЕМШГЩ. ъБ УПВМАДЕОЙЕН БЗТПЛБМЕОДБТЕК УФТПЗП УМЕДЙМЙ ЦТЕГЩ Й ОБЛБЪЩЧБМЙ ОБТХЫЙФЕМЕК. оП ЬФБ ЧЕТУЙС П РТПЙУИПЦДЕОЙЙ ЪБЛПОПЧ - МЙЫШ РТЕДРПМПЦЕОЙЕ. фПЮОП ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ЪБЛПОЩ РПСЧЙМЙУШ ЧНЕУФЕ У ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕН ОЕТБЧЕОУФЧБ УТЕДЙ МАДЕК Й ЪБТПЦДЕОЙЕН ЗПУХДБТУФЧБ. юЕН ЗМХВЦЕ УФБОПЧЙМПУШ ОЕТБЧЕОУФЧП УТЕДЙ МАДЕК, ФЕН ВПМШЫЕ ПОЙ ОХЦДБМЙУШ Ч ЪБЭЙФЕ ЦЙЪОЙ, УЧПЕЗП ЙНХЭЕУФЧБ. ъБЛПО УФБМ РТПУФП ОЕПВИПДЙН. пО НПЗ ЪБЭЙФЙФШ ЙОФЕТЕУЩ ПФДЕМШОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ЗТХРРЩ МЙГ, ЧУЕЗП ЗПУХДБТУФЧБ.
йФБЛ, ЪБЛПОЩ УЧПЙН ТПЦДЕОЙЕН ПВСЪБОЩ ТБЪЧЙФЙА ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ПВЭЕУФЧБ Й РПСЧМЕОЙА ЗПУХДБТУФЧБ. чУСЛЙК ТБЪ, ЛПЗДБ ФПФ ЙМЙ ЙОПК ОБТПД РЕТЕИПДЙМ ПФ ПВЭЙООПЗП УФТПС Л ЗПУХДБТУФЧХ, Х ОЕЗП РПСЧМСМЙУШ ЪБЛПОЩ. уБНЩНЙ ДТЕЧОЙНЙ ЙЪ ДПЫЕДЫЙИ ДП ОБУ УЮЙФБАФУС ЪБЛПОЩ РТБЧЙФЕМС ыХНЕТП-бЛЛБДУЛПЗП ГБТУФЧБ хТ-оБННХ, ЦЙЧЫЕЗП Ч 2112-2094 ЗПДБИ ДП ОБЫЕК ЬТЩ.
ъБЛПОЩ ХУФБОБЧМЙЧБМЙ РТБЧЙМБ РПЧЕДЕОЙС ЧП НОПЗЙИ ПВМБУФСИ ПВЭЕУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ: ТБВПЧМБДЕОЙЙ, ЮБУФОПК УПВУФЧЕООПУФЙ, ВТБЛЕ, УЕНШЕ, ОБУМЕДПЧБОЙЙ, ВПТШВЕ У РТЕУФХРМЕОЙСНЙ. рТЙ ЬФПН ПДОЙ ЪБЛПОЩ ЪБЛТЕРМСМЙ УМПЦЙЧЫЙЕУС ПВЩЮБЙ, Б ДТХЗЙЕ, ОБПВПТПФ, ЙЪНЕОСМЙ ЙИ. ч ЮЕН ЦЕ ПФМЙЮЙЕ ЪБЛПОБ ПФ ПВЩЮБС?
пФМЙЮЙЕ ЧПФ Ч ЮЕН... пДОП ПФМЙЮЙЕ ЧЩ, ЧЕТПСФОП, ОБЪПЧЕФЕ УБНЙ. пВЩЮБА МАДЙ УМЕДПЧБМЙ ДПВТПЧПМШОП: ПОЙ УЮЙФБМЙ, ЮФП ДПМЦОЩ РПУФХРБФШ ФБЛ, ЛБЛ РПУФХРБМЙ ЙИ ПФГЩ Й ДЕДЩ. й ДЕМП ЧПЧУЕ ОЕ Ч ФПН, ЮФП ФПЗДБ МАДЙ ВЩМЙ ПЮЕОШ УПЪОБФЕМШОЩНЙ. рТПУФП Ч РЕТЧПВЩФОПН ПВЭЕУФЧЕ Х МАДЕК ОЕ ВЩМП ЮБУФОПК УПВУФЧЕООПУФЙ, ОЙЛФП ОЙЛПЗП ОЕ ХЗОЕФБМ. пВЭЙОПК ХРТБЧМСМ УПЧЕФ УФБТЕКЫЙО, РТЙОЙНБС ТЕЫЕОЙС УПЗМБУОП ПВЩЮБА. йНЕООП УФБТЕКЫЙОЩ ТЕЫБМЙ: ЛПНХ Й ОБ ЛПН ЦЕОЙФШУС, ЛПЗДБ РТПЧПДЙФШ РТБЪДОЙЛ РПУЧСЭЕОЙС Ч НХЦЮЙОЩ, ОБЛБЪЩЧБФШ ЙМЙ ОЕФ РТПЧЙОЙЧЫЕЗПУС, ЛПНХ ДПУФБОЕФУС МХЮЫЙК ЛХУПЮЕЛ ДПВЩЮЙ ПИПФОЙЛБ, НУФЙФШ ЙМЙ ОЕ НУФЙФШ ДТХЗПНХ ТПДХ, Б ФБЛЦЕ ТБЪТЕЫБМЙ НЕМЛЙЕ ЛПОЖМЙЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЧПЪОЙЛБМЙ ОБ РПЮЧЕ ПВЙД, Й НОПЗПЕ ДТХЗПЕ.
у РПСЧМЕОЙЕН ОЕТБЧЕОУФЧБ ОЙЛФП ОЕ ИПФЕМ ДПВТПЧПМШОП РПДЮЙОСФШУС Й УФБОПЧЙФШУС ТБВПН УЧПЕЗП УПУЕДБ, ПФДБЧБФШ ДЧЕ НЕТЩ ЪЕТОБ, ЕУМЙ ВТБМ ЧУЕЗП ПДОХ. б ЛБЛ ДЕМЙФШ ОБУМЕДУФЧП? б ЛБЛ ВЩФШ У ФЕН, ЛФП ХЛТБМ ЛБЛХА-ФП ЧЕЭШ? ъОБЮЙФ, ОБДП ЪБУФБЧЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ РПДЮЙОЙФШУС. чПФ ЧБН Й ДТХЗПЕ ПФМЙЮЙЕ: ПВЩЮБК ПРЙТБМУС ОБ БЧФПТЙФЕФ ЧПЦДС Й УФБТЕКЫЙО, Б ЪБЛПО - ОБ УЙМХ ЗПУХДБТУФЧБ, ЛПФПТПЕ НПЗМП РТЙОХДЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙВЕЗОХЧ Л РПНПЭЙ УФТБЦОЙЛПЧ, ОБЪОБЮЙФШ УХТПЧПЕ ОБЛБЪБОЙЕ ЙМЙ ЪБЛМАЮЙФШ ЕЗП Ч ФАТШНХ. фТЕФШЙН ПФМЙЮЙЕН ВЩМП ФП, ЮФП Ч РЕТЧПВЩФОПН ПВЭЕУФЧЕ РТБЧЙМБ РЕТЕДБЧБМЙУШ ЙЪ ХУФ Ч ХУФБ, ЛТПНЕ ФПЗП, ЮБУФП ПОЙ ТПЦДБМЙУШ УФЙИЙКОП. ъБЛПОЩ ЦЕ УРЕГЙБМШОП ТБЪТБВБФЩЧБМЙУШ, МАДЙ УПЪОБФЕМШОП ЙИ УПУФБЧМСМЙ. вПМЕЕ ФПЗП, ЪБЛПОЩ ПВСЪБФЕМШОП ЪБРЙУЩЧБМЙУШ Й РПНЕЭБМЙУШ Ч ПВЭЕУФЧЕООЩИ НЕУФБИ, ЮФПВЩ П ОЙИ ЪОБМЙ ЧУЕ. фБЛ, ОБРТЙНЕТ, ЪБЛПОЩ иБННХТБРЙ ВЩМЙ ЧЩУЕЮЕОЩ ОБ ЮЕТОПН ВБЪБМШФПЧПН УФПМВЕ, УФПСЧЫЕН ОБ УБНПН ЧЙДОПН НЕУФЕ ДТЕЧОЕЗП чБЧЙМПОБ. ъБЛПОЩ ДПМЦЕО ВЩМ ЪОБФШ ЛБЦДЩК ЦЙФЕМШ ЗПУХДБТУФЧБ, ФБЛ ЛБЛ ПОЙ ХУФБОБЧМЙЧБМЙ РТБЧЙМБ РПЧЕДЕОЙС, ПВСЪБФЕМШОЩЕ ДМС ЧУЕИ. й ЬФП ЕЭЕ ПДОП ПФМЙЮЙЕ ЪБЛПОПЧ ПФ ПВЩЮБС. еУМЙ УПЧЕФ УФБТЕКЫЙО ЙОПЗДБ, Ч ЧЙДЕ ЙУЛМАЮЕОЙС, НПЗ ОБТХЫЙФШ ПВЩЮБК, ФП ЪБЛПОХ ДПМЦОЩ ВЩМЙ УМЕДПЧБФШ ЧУЕ Й ЧУЕЗДБ. ъБ ОЕЙУРПМОЕОЙЕ ЪБЛПОПЧ УХЭЕУФЧПЧБМБ ХЗТПЪБ ОБЛБЪБОЙС.
юЕН ЧЩ НПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП Й Ч ДТЕЧОПУФЙ Й Ч ОБЫЕ ЧТЕНС ЪБЛПОЩ ПВСЪБФЕМШОП ЪБРЙУЩЧБАФ?
дТЕЧОЙЕ ЪБЛПОЩ ВЩМЙ ПЮЕОШ УХТПЧЩНЙ: РТЕУФХРОЙЛПЧ УБЦБМЙ ОБ ЛПМ, ЙН ПФУЕЛБМЙ ТХЛЙ, СЪЩЛ, ХЫЙ, ОЕТЕДЛП РТЙНЕОСМБУШ Й УНЕТФОБС ЛБЪОШ. й ЧУЕ ЦЕ РПСЧМЕОЙЕ ЪБЛПОПЧ - ЧЕМЙЛПЕ ДПУФЙЦЕОЙЕ ЛХМШФХТЩ. рПЮЕНХ? б ЧЩ РТЕДУФБЧШФЕ, ОБРТЙНЕТ, ЮФП ЛБЦДЩК ЫБИНБФЙУФ ЙМЙ ЛБЦДБС ИПЛЛЕКОБС ЛПНБОДБ ЙЗТБЕФ РП УЧПЙН РТБЧЙМБН. рПМХЮЙФУС ЙЗТБ? лПОЕЮОП ЦЕ, ОЕФ! вМБЗПДБТС ЪБЛПОБН МАДЙ ОБХЮЙМЙУШ УПВМАДБФШ ПВСЪБФЕМШОЩЕ ДМС ЧУЕИ ОПТНЩ РПЧЕДЕОЙС, НЙТОП ТЕЫБФШ УРПУПВЩ Й ЛПОЖМЙЛФЩ. еЭЕ ЪБЛПОЩ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ УФБВЙМШОПУФШ Ч ПВЭЕУФЧЕ: ВМБЗПДБТС ЙН МАДЙ НПЗХФ ВЩФШ ХЧЕТЕООЩНЙ Ч ЪБЧФТБЫОЕН ДОЕ. оЕХЧЕТЕООПУФШ, ФТЕЧПЗБ ЧПЪОЙЛБАФ ФПЗДБ, ЛПЗДБ ЪБЛПОЩ ОБТХЫБАФУС. уПЧТЕНЕООЩЕ ЪБЛПОЩ ПВЕТЕЗБАФ МАДЕК ПФ ДЕКУФЧЙК, ЛПФПТЩЕ НПЗМЙ ВЩ РТЙЧЕУФЙ Л ЗЙВЕМЙ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ. й ЕЭЕ, ЙНЕООП ЪБЛПОЩ УРПУПВУФЧПЧБМЙ РПСЧМЕОЙА Х МАДЕК ЮХЧУФЧБ УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ.
б ФЕРЕТШ ЧЩСУОЙН, ЮФП ЦЕ ФБЛПЕ РТБЧП.
ъБЗБДПЮОЩК НЙТ РТБЧБ. пДОПЪОБЮОП ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ, ЮФП ФБЛПЕ РТБЧП, ОЕ ФБЛ РТПУФП. жЙМПУПЖЩ УРПТСФ ПВ ЬФПН ХЦЕ ФЩУСЮЕМЕФЙС. дЕМП Ч ФПН, ЮФП НЙТ РТБЧБ ЧЕУШНБ ЪБЗБДПЮОЩК. лОЙЗБ, Ч ЛПФПТПК ОБРЕЮБФБО ЪБЛПО, - ЬФП ЕЭЕ ОЕ РТБЧП. й УХДШС ФПЦЕ ОЕ РТБЧП. б ЗДЕ ЦЕ РТБЧП? нПЦОП МЙ ЕЗП ХЧЙДЕФШ?
рТБЧП - ЬФП ОЕ РТПУФП ЪБЛПО. рТБЧП - ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ ЪБЛПОПЧ, ФП ЕУФШ ЧУЕ-ЧУЕ ЪБЛПОЩ, УХЭЕУФЧХАЭЙЕ Ч ЗПУХДБТУФЧЕ. уПВТБООЩЕ ЧНЕУФЕ, ПОЙ ПРТЕДЕМСАФ ИБТБЛФЕТ ЗПУХДБТУФЧБ: ЮШЙ ЙОФЕТЕУЩ ПОП ЪБЭЙЭБЕФ, ЛБЛПЕ ПОП - УРТБЧЕДМЙЧПЕ ЙМЙ ОЕФ, ЦЕУФПЛПЕ ЙМЙ ОЕФ РП ПФОПЫЕОЙА Л УЧПЙН ЗТБЦДБОБН. лБЦДЩК ПФДЕМШОП ЧЪСФЩК ЪБЛПО ОЕ ЧУЕЗДБ НПЦЕФ ПФЧЕФЙФШ ОБ ЬФЙ ЧПРТПУЩ, Б ЧПФ ЧУЕ ЧНЕУФЕ ПОЙ ПЮЕОШ НОПЗПЕ ТБУУЛБЦХФ П ФПН ЗПУХДБТУФЧЕ, Ч ЛПФПТПН ПОЙ УХЭЕУФЧПЧБМЙ ЙМЙ УХЭЕУФЧХАФ.
оП РПЮЕНХ РТБЧП ОБЪЩЧБЕФУС РТБЧПН? дБЧБКФЕ ЧПУРПМШЪХЕНУС ФЕНЙ ЪОБОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ЧЩ РПМХЮБЕФЕ ОБ ХТПЛБИ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ. чЩДЕМЙН Ч УМПЧЕ "РТБЧП" ЛПТЕОШ. дБ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ЬФП - "РТБЧ". фПЗДБ ПДОПЛПТЕООЩНЙ УМПЧБНЙ ВХДХФ: РТБЧДБ, РТБЧЙМШОЩК, РТБЧДЙЧЩК. ъОБЮЙФ, Ч УБНПН РПОСФЙЙ "РТБЧП" ЪБЛМАЮЕОБ ЙДЕС УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ Й РТБЧДЩ. дТХЗПЕ ДЕМП, ЮФП УРТБЧЕДМЙЧПУФШ ЧУЕНЙ РПОЙНБЕФУС РП-ТБЪОПНХ. фБЛ, ОБРТЙНЕТ, ГБТШ иБННХТБРЙ Ч РТЕДЙУМПЧЙЙ Л УЧПЙН ПЮЕОШ ЦЕУФПЛЙН Й ДБМЕЛП ОЕ УРТБЧЕДМЙЧЩН, У ОБЫЕК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, ЪБЛПОБН РЙУБМ: "с ОБЮЕТФБМ ЬФЙ ЪБЛПОЩ, ЮФПВЩ ЧПУУЙСМБ УРТБЧЕДМЙЧПУФШ Ч УФТБОЕ, ЮФПВЩ РПЗХВЙФШ ВЕЪЪБЛПООЩИ Й ЪМЩИ, ЮФПВЩ УЙМШОПНХ ОЕ РТЙФЕУОСФШ УМБВПЗП". оП НЩ ЦЕ УЛБЪБМЙ, ЮФП ОЕФ ПДОПЪОБЮОПЗП ПФЧЕФБ ОБ ЧПРТПУ, ЮФП ФБЛПЕ РТБЧП. х ЬФПЗП РПОСФЙС ЕУФШ Й ДТХЗПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. чУРПНОЙФЕ, ЧЕДШ НЩ ЕЗП ПЮЕОШ ЮБУФП ХРПФТЕВМСЕН, ЛПЗДБ ИПФЙН ОБУФПСФШ ОБ ЮЕН-ФП. "б С ЙНЕА РТБЧП..." - ОЕТЕДЛП ЗПЧПТЙФЕ ЧЩ ТПДЙФЕМСН, ДТХЗХ ЙМЙ РПДТХЗЕ. ъОБЮЙФ, Х ЬФПЗП УМПЧБ ЕУФШ ЕЭЕ ПДОП ЪОБЮЕОЙЕ: РТБЧП - ЬФП ФП, ЮФП ПРТЕДЕМСЕФ ОБЫЙ У ЧБНЙ РТБЧБ. лБЛПЕ ЪБЗБДПЮОПЕ РПОСФЙЕ "РТБЧП"!

чПРТПУЩ Й ЪБДБОЙС
1. лПЗДБ РПСЧЙМЙУШ РЕТЧЩЕ ЪБЛПОЩ?
2. рПРЩФБКФЕУШ ПВЯСУОЙФШ, У ЮЕН УЧСЪБОП РПСЧМЕОЙЕ ЪБЛПОПЧ?
3. оБЪПЧЙФЕ ФТЙ ПВСЪБФЕМШОЩИ ХУМПЧЙС УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЪБЛПОБ. рПЮЕНХ ВЕЪ УПВМАДЕОЙС ЬФЙИ ХУМПЧЙК ЪБЛПО ОЕ ВХДЕФ ЪБЛПОПН?
4. юЕН ПФМЙЮБАФУС ЪБЛПОЩ ПФ ПВЩЮБЕЧ?
5. нПЗМЙ МЙ ЪБЛПОЩ РПСЧЙФШУС ДП ЙЪПВТЕФЕОЙС РЙУШНЕООПУФЙ?
6. юФП ФБЛПЕ РТБЧП? юЕН ПФМЙЮБЕФУС ЪБЛПО ПФ РТБЧБ?
7. уХЭЕУФЧХЕФ МЙ УЧСЪШ НЕЦДХ РПСЧМЕОЙЕН ЮБУФОПК УПВУФЧЕООПУФЙ, РПСЧМЕОЙЕН ЪБЛПОПЧ Й ЪБТПЦДЕОЙЕН РТБЧБ?
8. нЩ ЧЩСУОЙМЙ, ЮФП ВМБЗПДБТС ЪБЛПОБН МАДЙ ОБХЮЙМЙУШ ГЙЧЙМЙЪПЧБООП ТЕЫБФШ УРПТЩ Й ЛПОЖМЙЛФЩ. рПРЩФБКФЕУШ ПВЯСУОЙФШ, РПЮЕНХ ЬФП ВЩМП МЕЗЮЕ УДЕМБФШ У РПНПЭША ЪБЛПОПЧ, ЮЕН У РПНПЭША ПВЩЮБЕЧ.
9. рТЙЧЕДЙФЕ РТЙНЕТЩ, Ч ЛБЛЙИ ЪОБЮЕОЙСИ ХРПФТЕВМСЕФУС РПОСФЙЕ "РТБЧП".

еЧЗЕОЙС лптпмшлпчб,
оБДЕЦДБ ухчптпчб,
ЛБОДЙДБФЩ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙИ ОБХЛ