Что такое права и обязанности. Обязанности россиян согласно Конституции РФ. Справка. Социальные права человека

Генеральная Ассамблея (Gеnегa1 Assembly)

Совет Безопасности (Security Council)

Экономический и Социальный Совет (Economie and Social Соunсi1) (ЭКОСОС)

Международный Суд (International Court of Justice)

Совет по опеке (Trusteeship Council)

Секретариат (Secretariat)

Генеральная Ассамблея

Общие сведения

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом Организации Объединенных Наций. В ней представлены все государства, входящие в ООН, каждое из которых обладает одним голосом. Решения по важным вопросам, таким, как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и вопросы бюджета, принимаются большинством в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов

Функции и полномочия :

Рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать рекомендации в отношении принципов;

Обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности·.

Обсуждать и за тем же исключением давать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций;

Предпринимать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод для всех и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;

Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и определять размеры взносов отдельных членов;

Избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета и подлежащих избранию членов Совета по Опеке; совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного Суда и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 года, Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действовать в этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблея уполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендации государствам-членам относительно коллективных мер, включая, в случае нарушения мира или акта агрессии, использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Сессии Очередная сессия Генеральной Ассамблеи обычно открывается ежегодно в сентябре. Сессия 2002-2003 гг., например, является пятьдесят седьмой очередной сессией Генеральной Ассамблеи. В начале каждой очередной сессии Ассамблея избирает нового Председателя (Председатель пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций - Ян Каван,Чешская Республика), 21 заместителя Председателя и Председателей шести главных комитетов Ассамблеи. Чтобы обеспечить справедливое географическое представительство, пост Председателя Ассамблеи ежегодно поочередно занимают представители пяти групп государств: африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств.

Кроме того, Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена при согласии большинства других.

В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов.

Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности);

Второй комитет (экономические и финансовые вопросы);

Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры);

Четвертый комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации);

Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы);

Шестой комитет (правовые вопросы).

Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, за ними стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.

Круглогодичная работа Организации Объединенных Наций ведется главным образом на основе решений Генеральной Ассамблеи, то есть воли большинства членов, выраженной в резолюциях, принятых Ассамблеей. Эта работа осуществляется:

Комитетами и другими органами, созданными Ассамблеей для изучения конкретных вопросов, таких, как разоружение, поддержание мира, развитие и права человека;

На предусмотренных Ассамблеей международных конференциях

Секретариатом ООН - Генеральным секретарем и его персоналом из международных гражданских служащих.

Совет Безопасности (СБ )

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) обладают правом вето , остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом на двухлетний срок. Россию представляетпостоянный представитель России при ООН . (с 2006г - Виталий Иванович Чуркин)

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств, расположенных в английском алфавитном порядке

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это - правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».

В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и обладает исключительными полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества государств. Он принимал участие в урегулировании конфликтов в Анголе, Грузии, Таджикистане, Молдове, Нагорном Карабахе, бывшей Югославии и т.д. Государство, входящее в ООН, но не входящее в Совет Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты

Функции и полномочия Совета Безопасности:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;

Структура Совета Безопасности

Постоянные комитеты

В настоящее время существуют два таких комитета, в каждый из которых входят представители всех государств - членов Совета Безопасности.

    Комитет экспертов по правилам процедуры (изучает правила процедуры и другие технические вопросы и выносит по ним рекомендации)

    Комитет по приему новых членов

Комитеты открытого состава

Эти комитеты, в состав которых входят все члены Совета, учреждаются по мере необходимости и проводят закрытые заседания.

    Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

    Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности Комитет по борьбе с терроризмом, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года

Комитеты по санкциям

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской ДжамахирииКомитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 748 (1992) по Ливийской Арабской Джамахирии

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 751 (1992) по Сомали

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 864 (1993) по Анголе (Механизм наблюдения за санкциями в отношении УНИТА)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 918 (1994) по Руанде

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 985 (1995) по Либерии (прекратил свою деятельность в соответствии с резолюцией 1343 (2001),

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1132 (1997) по Cьерра-Леоне

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1160 (1998)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1267 (1999)

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1298 (2000) по Эритрее и Эфиопии

    Комитет Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1343 (2001) по Либерии

За период с 1948 по август 2000 года было проведено 53 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Международные трибуналы

    Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии

    Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС ).

В его состав входят 54 страны, избираемые Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок, - они ежегодно обновляются на треть своего состава. По регионам они распределены следующим образом: 14 мест - квота Африки, 10 - для Латинской Америки, 11 - для Азии, 13 - для Западной Европы и других стран и 6 - для стран Восточной Европы.

Решения в Совете принимаются простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.

Экономический и Социальный Совет был учрежден в соответствии с Уставом в качестве главного органа, который, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, призван способствовать:

a ) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b ) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; и

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Экономический и Социальный Совет обладает следующими функциями и полномочиями :

Служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и для системы ООН;

Проводить и организовывать исследования, составлять доклады и делать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и относящимся к ним вопросам;

Поощрять уважение и соблюдение прав человека и основных свобод;

Созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

Вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН;

Согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и вынесения рекомендаций таким учреждениям, а также посредством вынесения рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН; - оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН, а также специализированным учреждениям по просьбе последних; - консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Сессии

Экономический и Социальный Совет обычно проводит ежегодно одну основную сессию продолжительностью пять-шесть недель попеременно в Нью-Йорке и Женеве и одну организационную сессию в Нью-Йорке. В рамках основной сессии проводится специальное заседание высокого уровня с участием министров и других высокопоставленных деятелей, на котором обсуждаются важнейшие экономические и социальные вопросы. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах - комиссиях и комитетах, - которые регулярно собираются и представляют доклады Совету.

Главные вопросы ЭКОСОС:

Состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;

Состояние международной торговли;

Проблемы охраны окружающей среды;

Экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;

Разные аспекты продовольственной проблемы;

Проблемы социально-экономической статистики;

Проблемы народонаселения;

Проблемы природных ресурсов;

Проблемы населенных пунктов;

Проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов;

Роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;

Региональное сотрудничество;

Составление программных социально-экономических документов - международных стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией и другое.

С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР - новым государствам СНГ, Балтии.

В рамках ЭКОСОС действуют вспомогательные органы. :

РЕГИОНАЛЬНЫЕ комиссии:

1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

2. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА)

(Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО),

Функциональные комиссии и комитеты

Статистическая комиссия

Комиссия по народонаселению

Комиссия по социальному развитию

Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии

Комиссия по транснациональным корпорациям

Комиссия по населенным пунктам

Комитет по природным ресурсам

Комитет по планированию развития

Группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения

Группа экспертов по госадминистрации и финансам

Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов

Группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности

Международный Суд

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

Функции Суда

Состав

Суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, заседающими независимо друг от друга. В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года проводятся выборы одной трети судей, и выбывающие судьи могут быть переизбраны.

Члены Суда являются не представителями своих правительств, а независимыми судьями.

За время своего существования рассмотрел более 70 споров. Решения Суда являются обязательными для стран ООН.

В настоящее время в состав Суда входят:

Дела, рассматриваемые в настоящее время

В настоящее время рассматриваются следующие девять споров:

1. Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна).

2. Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства).

3. Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби (Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки).

4. Нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки).

5. Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

6. Сухопутная и морская граница между Камеруном и Нигерией (Камерун против Нигерии).

7. Юрисдикция в отношении рыболовства (Испания против Канады).

8. Остров Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

9. Венская конвенция о консульских сношениях (Парагвай против Соединенных Штатов Америки).

Совет по опеке .

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции.

Главные цели Совета заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.. Совет опекал 11 территорий, которые в ходе работы Совета получили независимость (Гана, Бурунди, Папуа-Новая Гвинея и т.д.). Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами и последняя оставшаяся подопечная территория, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

В настоящее время Совет отменил обязательства о проведении ежегодных заседаний и согласился собираться по мере необходимости.

Секретариат ООН

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН , который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время персонал Секретариата составляют около 8600 чел. из 170 стран, оплачиваемых из регулярного бюджета

Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь.

Генеральный секретарь ООН - главное административное должностное лицо Организации Объединённых Наций .

8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности . Решению Совета Безопасности обычно предшествуют неформальные обсуждения и серия рейтинговых голосований. Кроме того, любой из пяти постоянных членов Совета может при голосовании воспользоваться правом вето. В соответствии с общепринятой практикой генерального секретаря не избирают из представителей стран - постоянных членов Совета Безопасности.

Генеральный секретарь ООН избирается на пять лет с возможным переизбранием на новый срок. Хотя нет никаких ограничений на количество пятилетних сроков, в течение которых генсек может находиться в своей должности, до сих пор никто не занимал этот пост более двух раз.

Подписание Устава Объединенных Наций в Сан-Франциско

В апреле 1945 г., до завершения войны, представители 50 стран, участвовавших в войне против Германии, Японии и их союзников, собрались в Сан-Франциско, чтобы разработать и принять Устав международной организации, задачей которой стало бы отстаивание мира. Она заменит собой Лигу Наций, возникшую в 1919 г. и имевшую те же цели, но оказавшуюся неспособной выполнить свою миссию.

26 июня 1945 г. полномочные делегаты 50 государств (к которым вскоре присоединится Польша) подписали Устав Объединенных Наций, или Сан-
Францискскую хартию.

Этот документ создал Организацию Объединенных Наций (ООН), штаб-
квартира которой находится в Нью-Йорке. Последнее обстоятельство отражает политический вес Соединенных Штатов и перемещение центра тяжести мировой политики (Лига Наций заседала в Женеве).

Устав содержит два типа положении. С одной стороны, общие принципы, предназначенные стать основой международного права: равенство и суверенность государств; запрещение прибегать к силе или к угрозе силой для решения международных споров; обязанность решать их путем переговоров. С другой стороны, это обычный устав организации, определяющий органы управления и правила функционирования.

Основанная государствами-победителями во Второй мировой войне, ООН оставалась открытой для побежденных и для новых стран, освободившихся от колониального гнета, и стала таким образом организацией практически универсальной. Объединяя на первом этапе 51 страну, ООН выросла до 176 членов по состоянию на 1 мая 1992 г.35

Рождение Устава ООН

При разработке Устава главным было избежать слабостей, приведших к банкротству Лиги Наций. Хотя последняя была создана по инициативе американского президента Вудро Вильсона, Соединенные Штаты к ней не присоединились. Вильсон не смог заставить сенат Соединенных Штатов ратифицировать двумя третями голосов (как того требует конституция) Версальский договор и вступление в Лигу Наций. С другой стороны, попустительство некоторых стран – членов Лиги Наций – фашистским государствам и их агрессивной политике помешало Лиге Наций применить к ним санкции, предусмотренные уставом, или же сильно ослабило их эффективность.

Другая задача вытекала из необходимости осудить принципы и методы, применяемые фашистскими странами: использование силы и политики захватов, неуважение человеческого достоинства и насаждение расистской идеологии, а также их последствия (концлагеря, геноцид еврейского народа в Европе, пренебрежение к демократии).

В Уставе провозглашены принципы, которые являются антитезой этих принципов и практики.

Так, в Атлантической хартии, подписанной в августе 1941 г. британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и американским президентом Франклином Рузвельтом, выражается решимость подписавшихся не допустить территориальных изменений, которые не отражали бы свободно выраженную волю заинтересованных народов. Они также обещают уважать "право всех народов избирать себе ту форму управления, при которой они хотят жить", и содействовать "восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем".

Союзники решили создать Организацию Объединенных Наций и выработать ее основные положения на конференции трех держав (Соединенные Штаты, Великобритания, СССР) в Думбартон-Оксе, вблизи Нью-Йорка.

Ялтинская конференция (4–11 февраля 1945 г.) собрала в Крыму Черчилля, Рузвельта и Сталина. Она не "разделила" мир на сферы влияния, как об этом часто пишут (раздел произошел позже и не по ялтинским решениям), а утвердила раздел Германии на оккупационные зоны и решила два спорных вопроса о будущей ООН. Был принят принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности (неверно называемый "правом вето") и достигнута договоренность, что СССР будет иметь в ООН три места (СССР, Украина и Белоруссия), а не 16 (по одному от каждой союзной республики), как он того требовал.

Основные положения Устава

Преамбула Устава утверждает "веру в основные права человека, в ДОСТОИНСТВО и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Объединенные Нации обещают "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе".

Первая статья провозглашает необходимость проводить улаживание международных споров мирными средствами и путем переговоров, "уважение принципа равноправия и самоопределения народов". Вторая статья уточняет, что организация основана "на принципе суверенного равенства всех ее членов", и требует от них воздерживаться "в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства". Статья подчеркивает, что Объединенные Нации не могут вмешиваться "в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства".

ООН имеет два главных органа. Генеральная Ассамблея состоит из всех ее членов, но может принимать только "рекомендации".

Совет Безопасности состоит из 11 членов: пяти постоянных ("великие" державы, победители 1945 г.: США, СССР, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей и не подлежащих немедленному переизбранию.

В случае угрозы миру и агрессии Совет Безопасности может принять дипломатические, экономические и даже военные санкции (ст. 41 и 42), но только при условии голосования "за" семи членов Совета, среди которых пять постоянных членов. Постоянные члены должны быть единодушными. Такое правило часто интерпретируется как "право вето" внутри Совета Безопасности, но это не вполне верно. Даже воздержание, а не только голосование "против" одного постоянного члена может воспрепятствовать принятию любого решения.

Такой состав и такие права Совета Безопасности отражают соотношение сил, существовавшее в 1945 г. И хотя в это время холодная война еще не началась, но неявно мир уже разделен на две системы, и принцип единогласия принят для того, чтобы избежать использования ООН в интересах одного блока против другого.

Однако после начала холодной войны США и их западные союзники имели в Генеральной Ассамблее широкое большинство. В 1950 г. во время корейской войны США воспользовались отсутствием СССР, который бойкотировал Совет Безопасности, протестуя против отказа позволить представителю Китайской Народной Республики занять место Китая (хотя КНР существует с 1949 г.). Это место было занято представителем националистического Китая, точнее острова Тайвань (только в 1971 г. народный Китай занял свое место). США добились таким маневром одобрения ООН их военных действий в Корее.

Ситуация постепенно менялась со вступлением в ООН новых членов – обломков колониальных империй. В нарушение своих принципов Устав утвердил в 1945 г. существование "несамоуправляющихся территорий", колоний и стран "под опекой". Деколонизация постепенно приведет к их исчезновению, и голосование в Генеральной Ассамблее примет "третьемирский" характер. Добавим, что новые члены ООН часто получали поддержку социалистических стран.

Специализированные организации ООН

Растущая интернационализация всех процессов экономической, социальной, культурной жизни привела к увеличению специализированных международных организаций, призванных решать проблемы, остававшиеся прежде в мировом масштабе без внимания.

Это организации, как существовавшие ранее (например Международный почтовый союз, образованный в 1878 г.), так и вновь созданные (ЮНЕСКО, ФАО и др.). Они имеют статус "специализированных организаций" ООН.

Будущее ООН

Достаточно много критики раздается по поводу бессилия или неэффективности ООН. Критика не всегда справедлива. ООН смогла во многих случаях сыграть свою позитивную роль арбитра.

Ее трудности объясняются стремлением великих держав использовать ее в качестве орудия для оправдания своей политики.

Однако верно и то, что структуры ООН уже не соответствуют реалиям современного мира. Налицо, с одной стороны, желание Германии и Японии стать постоянными членами Совета Безопасности, что подтверждает его роль привилегированного инструмента великих держав; с другой стороны, желание стран "третьего мира" расширить представительство "малых стран" в Совете Безопасности, что требует расширения полномочий Генеральной Ассамблеи.

Как система складывалась на протяжении достаточно длительного периода. Зарождение ООН началось ещё более сотни лет назад. Она создавалась как механизм для эффективного управления ООН история создания шла поэтапно.

Первые межправительственные и международные организации начали формироваться в середине девятнадцатого века. Это явление было вызвано образованием после революций государств, стремящихся к независимости, а также успехами научно-технического развития, которые вели к взаимосвязи государств. ООН история создания во многом определяется именно этими факторами.

Начали проникать в экономику наиболее развитых стран в Европе. В связи с этим и возникла такая новая форма межгосударственных отношений как межправительственные организации.

ООН история создания имеет много загадок. Многие вопросы о ее возникновении до сегодняшнего дня остаются спорными. История двадцатого века началась с войн, среди которых две мировых. Это привело к желанию стран создать международную организацию уже не экономической, а политической ориентации с целью предотвращения возможных войн в будущем. Первый проект такого плана был реализован еще при создании Лиги Наций (1919 год). Однако она не доказала своей эффективности. Это стало очевидно с началом второй мировой. Эта война и дала сильный толчок общественной и правительственной инициативе по организации безопасности и мира.

До сих пор спорят о том, кто из союзников первым внес предложение о создании ООН. ООН история создания с точки зрения западных историков началась с Рузвельта и Черчилля, подписанной в 1941 году, 14 августа. Советские ученые обоснованно ссылаются на такой документ как Советско-польская декларация 1941 года, от 04 декабря.

Не возникает разногласий в вопросе о том, что важнейшим этапом в создании ООН стал 1943 год. 30 октября этого же года была подписана декларация представителями США, СССР, Китая и Великобритании. В декларации провозглашалось признание необходимости учреждения всеобщей международной организации, целью которой является поддержание безопасности и мира в международной масштабе. В декларации говорилось о равенстве всех миролюбивых государств и их праве на участие в создании международного союза стран.

Само решение о создании ООН было принято на в Крыму руководителями стран антигитлеровской каолиции. Его подписали Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Именно на данной конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 года были сформулированы основные принципы деятельности ООН, определена ее структура и функции.

ООН история создания и структура вырабатывались постепенно. Уже по уставу ООН были установлены основные органы всемирной организации. Это Генеральная Ассамблея, Совет по опеке, Совет Безопасности, Секретариат и Международный суд ООН, Экономический и Социальный советы.

Помимо этого устав разрешал с согласия Генеральной Ассамблей учреждать другие самоуправляемые организации. По этому пункту Совет Безопасности создал миротворческие силы.

В апреле 1945-го года в Сан-Франциско была проведена конференция ООН с целью выработки устава. В этом приняли участие делегаты от 50 стран. Официально устав вступил в силу 24 октября 1945 года,поэтому эту дату считают Днем рождения ООН.

С 1946 года действует особый орган - ЮНЕСКО (всемирная организация ООН по вопросам науки, культуры и образования), который расположен в Париже.

В 1948 году Генеральная Ассамблея приняла Всемирную Декларацию прав человека, в которой были прописана все права каждого человека, среди которых основные права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, частную собственность и пр.

В 1948 г. ООН создала специальную Комиссию по охране исчезающих животных и растений, с которой началась история создания Красной книги.

Сегодня в состав ООН входит 192 страны.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

Всемирная продовольственная программа (ВПП);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

Центр по международной торговле (ЦМТ);

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

Учебные и научно-исследовательские учреждения:

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Другие подразделения ООН:

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

Международный вычислительный центр (МВЦ);

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

Комиссия по наркотическим средствам;

Комиссия по народонаселению и развитию;

Комиссия по науке и технике в целях развития;

Комиссия по положению женщин;

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

Комиссия по устойчивому развитию;

Комиссия социального развития;

Статистическая комиссия;

Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

Региональные комиссии ЭКОСОС:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Секретариат.

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специализированные учреждения:

Всемирный почтовый союз (ВПС);

Группа Всемирного банка;

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

Международная морская организация (ИМО);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

Всемирная торговая организация (ВТО);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Cекретариаты конвенций:

Конвенция о правах инвалидов;

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

Целевые фонды ООН:

Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

Генеральные Секретари ООН:

Государства - члены ООН.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

Введение

Глава 2 Конституции конкретизирует положение ст.2 Конституции рф о человеке, его правах и свободах как высшей ценности.

Обладание правами, которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

1. Понятие и виды основных прав и свобод человека и гражданина рф

Конституционные права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Глава 2 Конституции включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющие основание, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято квалифицировать на три группы: личные, политические и социально-экономические.

1). Личные права и свободы.

Право на жизнь (ст. 20 Конституции). Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

До настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни. В силу чрезвычайности такой меры, условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч.2 ст.20 смертная казнь сохраняется временно.

Право на охрану государством достоинства личности (ст.21). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст.22). Заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Право неприкосновенности жилища (ст.25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Право человека на защиту своего честного имени (ст.23). Установлено впервые, причем установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну(ст.24) проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни.

Свобода передвижения. В ч.1 ст27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в нее (ч.2 ст.27).

Право определять и указывать национальную принадлежность(ст.26). Никто не может быть принужден к определению своей национальности.

Свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст.28 Конституции каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).Конституция признает, что никто не может быть принужден к выражению своих нений и убеждений и отказу от них. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения общественным достоянием.

2). Политические права и свободы.

Право участвовать в управлении делами государства (ст.32). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ст. 32, ч.5) в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные, коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения.

Право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст30). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч.2 ст.30).

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст31). Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещается использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя РФ, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

2). Социально-экономические права и свободы.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34). Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).

Право частной собственности (ст.35). Конституция признает и защищает частную собственность, расширяет гарантии ее охраны. В ч.3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепляется право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжения землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ч.1, 2 ст.36).

Право человека в сфере труда (ст.37). Конституцией данное право сформулировано применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом.

Право на отдых (ч.5 ст.37). Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Охрана семьи, защищенность материнства и детства (ст.38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства определяет перечень различного рода пособий,денежных и иных выплат, связанных с беременностью, воспитанием детей и т.д.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных, установленных законом случаях. (ч.1 ст.39)

Право на жилище (ст.40) Оно включает 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст.41)предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Право на образование (ст.43). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44).